СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Характеристика предприятия. 4

2. Изучение внешней и внутренней среды.. 7

3. Система управления организацией. 14

4. Социально-экономический анализ персонала. 17

5. Система управления персоналом.. 23

6. организация и планирование производством.. 28

7. Финансовый анализ и управление финансами. 35

8. Индивидуальное задание. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ. 42

ВВЕДЕНИЕ


Преддипломная практика была пройдена на предприятии ООО «Балтимор – Амур». Компания «Балтимор-Амур» - одна из самых молодых компаний г. Хабаровска, но за этот недолгий срок был пройден путь от небольшого производства, выпускающего несколько видов томатных соусов, до современного, оснащенного новым оборудованием, предприятия.

Компания «Балтимор» – это известный российский производитель высококачественных продуктов питания и первый российский производитель кетчупов и соусов. Она была образована в 1995 году в городе Санкт-Петербурге.

Компания «Балтимор» имеет заводы не только в Санкт-Петербурге и Москве.  За пять лет существования компании были созданы пять заводов–производителей в разных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Краснодаре, а также в Узбекистане.

Значение данной практики в подготовке специалистов по управлению персоналом в практическом привитии навыков сбора и анализа информации для выработки управленческих решений в реальных условиях профессиональной деятельности на предприятии.

Поэтому цель данной практики заключается обеспечения непосредственной связи обучения с производством и подготовки к профессиональной деятельности путем решения конкретных, реальных производственных, социально-экономических задач.

Задачами практики являются:

1. закрепить теоретические знания;

2. приобретение практических навыков и умений аналитической работы;

3. ознакомление с процессами управленческого труда.

Объектом изучения является деятельность предприятия ООО «Балтимор – Амур».

   

1. Характеристика предприятия


Компания «Балтимор-Амур» - одна из самых молодых компаний г. Хабаровска, но за этот недолгий срок был пройден путь от небольшого производства, выпускающего несколько видов томатных соусов, до современного, оснащенного новым оборудованием, предприятия. Началось производство всего с 4-х видов кетчупа и только в пластмассовой таре, но вскоре были освоены новые виды продукции и запущено производство кетчупа в стеклянной таре емкостью 0,54 и 0,32 л. Примерно один раз в квартал осваивается производство новых сортов продукции.

ООО «Балтимор-Амур» В 1999г. холдинговая компания «Балтимор» приобрела здания бывшего мясоперерабатывающего завода в Хабаровске общей площадью 11000 кв. метров и начала производство томатной пасты и кетчупа. Официально ООО «Балтимор – Амур» зарегистрировано 19 ноября 1999 г. и уже в апреле 2000г. была запущена первая линия и сварен первый томатный кетчуп. В настоящее время производственные мощности позволяют выпускать до 18 тысяч тонн кетчупа и 7 тысяч тонн майонеза в год. Дальнейшие планы предполагают увеличение мощностей по мере роста Дальневосточного рынка и экспорта в Азию.

В августе 2001г. на предприятии начато производство майонеза. И уже сегодня Вы можете увидеть этот продукт на прилавках магазинов. Расширяя и обновляя ассортимент продукции, компания "Балтимор - Амур" в первую очередь уделяет внимание качеству. В производстве продукции используется лучшее сырье и компоненты.

Сейчас в ассортименте компании насчитывается более 100 наименований продукции.  Компания предлагает самый широкий выбор сортов кетчупа – 11 наименований кетчупа «Балтимор» в стекле, 5 наименований кетчупа «Балтимор» в пластике, 5 сортов кетчупа «Красна Дарья», 5 сортов кетчупа «Восточный Гурман». 

Работать компания начала в маленьком составе - всего 12 человек, а сейчас коллектив насчитывает 377 специалистов и рабочих.

Таким образом, видом деятельности предприятия ООО «Балтимор - Амур» является производство различных видов кетчупов и майонезов. Сферой деятельности является пищевая промышленность г. Хабаровска.

Организационно-правовая форма

Полное фирменное наименования предприятия: общество с ограниченной ответственностью «Балтимор - Амур». Сокращенное фирменное наименования предприятия ООО «Балтимор - Амур».

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколь­кими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных  учреди­тельными доку­ментами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвеча­ют по его обя­за­тельствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесен­ных ими вкладов.

В нашем случае учредителями являются следующие лица: гражданин Польши Гетка Марек Иренеуш, гражданин России Антипов Алексей Константинович. Учредительными документами общества с ограниченной ответ­ственностью являются учреди­тельный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и по­дотчетный общему собранию его участ­ников (см. Приложение1).

Технико-экономические показатели

Фирма специализируется на выпуске кетчупов (продукт “А”) и майонезов (продукт “Б”). Технико-экономические показатели производства за 2-й и 3-й кварталы 2003 года характеризуются следующими данными (табл. 1)


                                                                                                        

 Таблица 1


Тип изделия

Товарный выпуск по кварталам

 (тыс. шт.)

Объем реализации по кварталам 2003 г.


Обеспечение трудовыми ресурсами

Производственные мощности по кварталам (тыс. шт.)

Прибыль по кварталам (тыс. руб.)


II

III

II

III

В целом по предприятию

II

III

II

III

А

55

55

55

55

93%

65

65

140

160

Б

40

30

30

25

93%

70

70

100

90


         Из анализа исходной информации по «Балтимор - Амур» можно сделать следующие выводы:

1)    объем реализованной продукции А равен объему производства, а Б ― меньше объема производства;

2)    объем производства меньше уровня действующих производственных мощностей (на данный момент объем производства соответствует требуемому товарному выпуску).

Для выявления необходимой информации следует наряду с внутренними технико-экономическими факторами учесть влияние на деятельность предприятия внешней среды, которая отличается крайней нестабильностью.


2. Изучение внешней и внутренней среды


Технология

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-техничес­кого развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др[1]. Технологические нововве­дения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и прода­вать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, предприятие «Балтимор - Амур»  вынуждено использо­вать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.

Цех разлива кетчупа

Варочный цех             фасовка            склад

Цех разлива майонеза              фасовка          склад

Цех легких масел            фасовка          склад

                               



     






На склад готовой продукции принимает продукцию кладовщик у начальника смены.

Работа идет в 4 смены: 2 дня * 2 дня (табл. 2).

Чтобы сохранить конкурентоспособность, предприятие «Балтимор - Амур»  вынуждено использо­вать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.



Таблица 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I см

д

д



н

н



д

д


II см

н

н



д

д



н

н


III см



д

д







д

VI см



н

н







н


Организационная культура (ОК) 

ОК представляет собой упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений человека. Эта совокупность может быть явной, т.е. зафиксированной в форме каких-либо документов  и неявной – отраженной в сознании человека и поддерживаемая традициями, верой, договоренностями. ОК в данном отделе  является связующим элементом в отношениях людей и групп и позволяет их делить на своих и чужих. ОК на данном предприятии включает в себя элементы как теории (знание теории управления, менеджмента, теории разработки управленческих решений), так и практики (набор традиций, общих подходов, мировоззрений людей). На ООО «Балтимор - Амур»  элемент является доминирующим.

Руководители отделов имеют хорошую управленческую подготовку, а также прирожденное умение, выработанные приемы организации, общения, поведения, активизации деятельности работников.

Можно выделить следующие признаки характера руководителей отделов:

1.                Честность и порядочность;

2.                Стремление к творческой работе;

3.                Умение убеждать, публично выступать, аргументировать, убедительно  доказывать. Работник убежден в своих идеях и мнениях;

4.                Стремление быть неформальным лидером. Им становится человек, у которого реальный профессиональный или организаторский потенциал существенно выше его коллег;

5.                Терпимость личности к  рутинной технической и организационной работе.

Все выше перечисленные признаки способствуют позитивному влиянию на организационную культуру предприятия и говорят о ее высоком культурном уровне.

Организационная структура управления.

На ООО «Балтимор - Амур» предприятием является линейной, так как составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу

Преимущества данной структуры на ООО «Балтимор - Амур»:

·  четкая система взаимных связей функций и подразделений;

·  четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

·  ясно выраженная ответственность;

·  быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки  организационной структуры управления:

·  отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

·  тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

·  малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

·  критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

·  тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

·  большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

·  перегрузка управленцев верхнего уровня;

·  повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Вывод: недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов.

Конкуренты

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельно­сти можно продать и какую цену можно запросить.

Недооценка конку­рентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресур­сы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведе­ния. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными[2].

По производству кетчупов у ООО «Балтимор - Амур» является монополистов г. Хабаровске, а по производству майонеза существует конкурент – ИП «Масложир комбинат» (Юдинцев)

Потребители

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов[3]. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Основными покупателями являются:

-       ООО «Мастер фуд» (кафе быстрого питания и сеть магазинов);

-       ООО «Флаберг»;

-       ООО «Невада»;

-       ИП «Ай гуль»;

-       ИП «Оптовый клуб»;

-       А также мелки частные предприятия.

Они работают по предоплате 100%.


Анализ факторов среды


Наименование групп факторов

Содержание вероятных угроз со стороны внешней среды

Содержание дополнительных возможностей для предприятия

Формулировка целей, определяемых угрозой или дополнительной возможностью

 

1

2

3

4

 

Конкурентные

Появление в продаже аналогичной продукции другого предприятия

1)    сбор информации о конкурентном предприятии и его продукции;

2)    рассмотрение путей усовершенствования своей продукции, разработка нового дизайна, новых технологий

 

Рыночные

Малый сегмент рынка

Выход на новые рынки сбыта

1)    обогащение за счет обоюдной выгоды потребителя и производителя

 

Технологические

Аренды пустующих цехов (если таковые имеются) с целью получения прибыли

1)    определение

возможностей изменения технологического процесса обработки деталей с ориентацией на определенное оборудование;

2)    определение

экономической эффективности

 

 
 



 










изменения технологий;

3) внедрение

новшеств;

4) приобретение

ноу-хау


Экономические


Снижение сбыта продукции



1)    разработка путей улучшения качества продукции;

2)    поиск заказчиков

Социальные

Текучесть рабочей силы

Привлечение высвобожденных рабочих кадров с соседнего предприятия

1)    улучшение условий труда;

2)    введение системы вознаграждений за результаты труда



Появление конкурента является угрозой. Необходима информация о том, насколько она серьезна, каковы возможности и намерения конкурента.

         Исходя из имеющейся информации о ООО «Балтимор - Амур», видно, что реализация Б находится на более низком уровне, чем А, следовательно, есть вероятность наличия у продукции Б конкурента, который выпускает ту же самую продукцию лучшего качества или продает их дешевле.

         Таким образом, выясняется одна из проблем предприятия ― противодействие конкуренту, то есть усовершенствование своей продукции, ее качества. Необходима более мощная реклама либо нужно выпускать другой продукт, который на данный момент не выпускается конкурентом.

Для наиболее конкретного выяснения внутренних возможностей и ограничений необходимо рассмотреть более детально предприятие ООО «Балтимор - Амур» Обследование будет проводиться по следующим направлениям:

-     система управления организацией;

-     социально-экономический анализ персонала;

-     система управления персоналом;

-     организация и планирование производства;

-      финансовый анализ.

3. Система управления организацией

 


Под организационной структурой управления  понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления  определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.


Организационная структура управления ООО «Балтимор - Амур»

 



Организационная структура управления предприятием является линейной, так как составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу

В структуре управления предприятием существует

Формирование отдельных органов и аппарата управления  в целом основывается на наличии определенных функций, их объеме, масштабе управляемости и особенностях объекта управления.

Структура управления предприятием «Балтимор – Амур» удовлетворяет следующим основным требованиям:

-       соответствует функциональному содержанию процесса управления предприятием;

-       имеет в своем составе органы для связи с вышестоящими уровнями управления;

-       обеспечивает постоянное прогрессивное развитие управляемого объекта;

-       обладает внутренним потенциалом для совершенствования, восприятия и использования новейших достижений науки и практики управления.

В структуре предприятия ООО «Балтимор - Амур» выделено 4 звена, которые управляют производством, снабжением, коммерческой деятельностью и финансами. В Приложении 2 раскрыты функциональные обязанности сотрудников на каждом уровне структуры управления.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникла при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели и функции.

Функции в системе управления  ООО «Балтимор - Амур»

-       Общее (линейное) руководство основным производством;

-       Техническая и технологическая  подготовка производства;

-       Контроль качества сырья и готовой продукции;

-       Служба ремонта оборудования, зданий, сооружений;

-       Оперативное управление основным производством;

-       Технико-экономическое планирование;

-       Организация труда и заработной платы;

-       Бухгалтерский учет и финансовая деятельность;

-       Материально-техническое снабжение;

-       Сбыт.

Таким образом, организационная структура предприятия основана на жестком единоначальном подчинении  и имеет линейный тип управления


4. Социально-экономический анализ персонала

Рассмотрим структуру персонала в соответствии с классификацией (табл.3)

Таблица 3

Возрастной состав кадров в разрезе категорий работников.

Категория

до 25 лет

от 25

до 30 лет

от 30

до 45 лет

от 45

до 60 лет

от 60

до 65 лет

Старше 65 лет

Итого, чел

Руководители

-

-

10

5

-

-

15

Специалисты

-

3

26

1

-

-

30

Служащие

20

-

-

-

-

-

20

Рабочие

62

67

130

53



312

Итого, чел.

82

70

166

59

-

-

377


Из таблицы видно, что  44%  (166/377*100% = 44%) сотрудников находится на этапе продвижения. Это говорит о том, что для повышения мотивации этих работников было бы целесообразно увеличить размер заработной платы и рассмотреть вопрос продвижения по служебной лестнице. Эти мероприятия провести после введения одного или двух новых планируемых цехов, когда прибыль предприятия значительно увеличится.

Средний возраст сотрудников можно определить, используя следующую формулу:

 ; где[4]


I – средний возраст сотрудников;

i – возраст одного сотрудника;

n- количество сотрудников.


Тогда, используя данные из личных дел сотрудников, определим, что

 

средний возраст руководителей составит:

(55 + 45 + 42 +41 +40+47 +42 +42 +40+39 + 35 +  41+ 42 + 45 + 46)/15 = 42,7 года

средний возраст специалистов составит:

аналогичным образом рассчитаем средний возраст специалистов. - 34, 2лет

средний возраст служащих составит:

22,5 года

средний возраст рабочих составит:

31,7 года

Тогда средний возраст сотрудников всего предприятия равен:

(42,7 + 34,2 + 22,5 + 31,7)/4 = 32,7 лет


Необходимо провести анализ образовательного состава кадров. Квалификация сотрудников напрямую зависит от образования и опыта работы. Если говорить об образовательном составе ООО «Балтимор- Амур», то можно выделить следующие группы сотрудников.

1.     те, кто имеют  высшее образование;

2.     те, кто имеют незаконченное высшее образование;

3.     те, кто имеют среднее - специальное образование;

4.     те, кто имеют среднее образование.

Эти данные можно свести в таблицу 4.

Таблица 4.

Образовательный состав кадров в разрезе категорий работников

Категория

Высшее

образование

Незаконченное

высшее образование

Среднее специальное образование

Среднее образование

Итого

Руководители

13

2


-

15

Специалисты

22

7

1

-

30

Служащие

-

18

-

2

20

Рабочие

-

-

289

23

312

Итого, чел.

32

30

290

25

377


При анализе таблицы 4 выявлено, что 77% (277 / 377*100% =77%) работников предприятия ООО «Балтимор- Амур» имеют образование по специальности, 23% сотрудников имеют высшее образование, 9% имеют незаконченное высшее образование, 45 % имеют среднетехническое образование, 23% - не имеют специального образования. Из руководителей 50% имеют высшее образование, 10% - незаконченное высшее образование, 40% - среднее специальное образование. Среди специалистов 67% имеют высшее образование, 22% имеют незаконченное высшее образование и 11% имеет среднее специальное образование. Среди служащих 50% имеют незаконченное высшее образование, Среди рабочих 61% имеют среднее специальное образование.

Теперь рассмотрим текучесть кадров.

Для анализа текучести кадров рассмотрим данные на 01.01.04г.

Для определения показателей движения кадров необходимо знать среднесписочную численность работников (Тср.сп.) – интервальный показатель, который определяется на базе списочной численности работников (Тсп) – моментальный показатель.

Списочная численность Тсп (штаты предприятия) – число работников, числящихся на предприятии. Эти данные можно получить из таблицы 8.

Теоретически под текучестью понимают все виды переходов (как за пределы предприятия, так и за пределы цеха, участка), как по инициативе самого работника, так и руководства предприятия.

Текучесть характеризуется следующими показателями.

1.     Оборот по выбытию (å Ттек).

В этом случае учитываются работники, выбывшие по следующим причинам:

-         по собственному желанию;

-         за нарушение трудовой дисциплины;

-         по другим причинам, предусмотренным законом;

2.     Коэффициент текучести (Ктек).


Ктек= (å Ттек / Тср сп )* 100%, где[5]


å Ттек  - оборот по выбытию,

Тср сп  - среднесписочная численность работников.

Пользуясь данными таблицы 5, рассчитаем среднесписочную численность.

Тср.сп  = Тсп / количество дней за отчетный период;

Тср.сп. =116287/31 =377 чел.

Тогда коэффициент выбытия

Ктек= ( åТтек / Тср.сп. )*100% =(61/377)*100% =16,0%, где åТтек   =61

3.Коэффициент оборота по приему может быть рассчитан следующим образом:

Кпри. =(åТпри / Тср.сп)*100%, где

åТпр – принято всего работников;

Тср.сп. – среднесписочная численность;

Пользуясь данными таблицы 5 получим:

Кпр. =(50/377)*100% =13,3%

Таблица 5.

Данные о численности сотрудников в январе 2004 года.

Дата

День недели

Списочная численность

Уволенные

Принятые

1. 01.04

Вт.

378


5

2. 01.04

Ср.

383



3. 01.04

Чет.

383

21


4. 01.04

Пятн.

362



5. 01.04

Субб.

362



6. 01.04

Воскр.

362


15

7. 01.04

Пон.

377



8. 01.04

Вт.

377



9. 01.04

Ср.

377



10. 01.04

Чет.

377

10


11. 01.04

Пятн.

367

1

20

12. 01.04

Субб.

386



13. 01.04

Воскр.

386

8


14.01.04

Пон.

378



15. 01.04

Вт.

378



16. 01.04

Ср.

378



17. 01.04

Чет.

378


9

18. 01.04

Пятн.

387



19. 01.04

Субб.

387



20. 01.04

Воскр.

387

11


21. 01.04

Пон.

376


1

22. 01.04

Вт.

377



23. 01.04

Ср.

377


10

24. 01.04

Чет.

387



25. 01.04

Пятн.

387



26. 01.04

Субб.

387



27. 01.04

Воскр.

387

10


28. 01.04

Пон.

377



29. 01.04

Вт.

377



30. 01.04

Ср.

377



31. 01.04

Чет.

377



Итого



61

50


4.Коэффициент стабильности Тст. рассчитывается, как отношение количества сотрудников, состоявших в списке весь отчетный период, к среднесписочному количеству.

Тст. = (378 +5-21+15-10-1+20-8+9-11+1+10-10)/47 =376/377 =0,90

С помощью таких же расчетов можно провести анализ за 2002-2003 год. Для этого используем данные статистической отчетности бухгалтерии Ф № П-4 за 2002 -2003 год. Результаты этого анализа показаны в таблице 6 –7.

Таблица 6.

Данные о численности сотрудников за 2002 год.

Месяц

Тср.сп.

Тсп

åТтек

åТпр

Ктек

Кпр.

Тст

Январь

368

11408

60

51

0,17

0,15

1,04

Февраль

358

10740

49

66

0,14

0,18

1

Март

359

11129

49

49

0,14

0,14

1,02

Апрель

361

10830

60

48

0,21

0,15

1,02

Май

359

11129

61

52

0,20

0,18

0,95

Июнь

362

11222

53

53

0,22

0,22

0,95

Июль

367

11010

55

51

0,23

0,20

1,04

Август

370

11470

61

58

0,25

0,22

0,93

Сентябрь

373

11190

46

64

0,13

0,19

1,06

Октябрь

373

11563

67

56

0,25

0,19

1,04

Ноябрь

393

11790

47

49

0,30

0,32

1,02

Декабрь

394

12214

51

43

0,25

0,20

0,95

Таблица 7.

Данные о численности сотрудников за 2003 год

Месяц

Тср.сп.

Тсп

åТтек

åТпр

Ктек

Кпр.

Тст

Январь

394

12214

51

49

0,21

0,19

0,97

Февраль

387

11610

67

56

0,13

0,11

0,9

Март

389

12059

47

47

0,14

0,14

1,02

Апрель

389

11670

60

57

0,21

0,15

1,02

Май

386

11966

50

49

0,20

0,20

1,02

Июнь

379

11749

52

50

0,27

0,22

1.02

Июль

378

11340

50

48

0,23

0,18

1,04

Август

381

11811

42

41

0,25

0,22

0,86

Сентябрь

385

11550

57

59

0,15

0,19

1,06

Октябрь

380

11780

51

58

0,23

0,17

1,00

Ноябрь

378

11340

45

41

0,30

0,24

1,02

Декабрь

377

11687

61

00

0,22

0,20

0,93


Проанализируем результаты, полученные в таблице 6-7. Среднесписочная численность за 2002 год не изменилась, хотя видны ее колебания в течение года. Коэффициент оборота по приему в 2002 так же сильно не изменился, но и он испытывает сильные колебания в течение года. А в2003  этот коэффициент увеличился, но незначительно.

Коэффициент оборота по выбытию в данном случае совпадает с коэффициентом текучести, и он  сначала каждого года до его окончания заметно увеличивается. Это позволяет сделать вывод о том, что на предприятии ООО «Балтимор - Амур» достаточно высокая текучесть кадров. Используя результаты анализа по соответствию квалификации работников  разряду работ ими выполняемых, можно говорить о том, что работники не справляются с заданием, производительность труда падает и, как следствие, они зарабатывают мало. Этим можно объяснить текучесть кадров.


5. Система управления персоналом


Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры)[6].

Анализируя ситуацию в ООО «Балтимор - Амур», можно сделать следующие выводы по поводу существующей кадровой политики. Во-первых, руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала. Вся кадровая работа сводится к ликвидации негативных ситуаций, возникших на предприятии. В данной организации не предусмотрена должность менеджера по кадрам и всю кадровую работу (работу отдела кадров) совмещают руководители отделов при возникновении необходимости. Естественно, что в ООО «Балтимор - Амур» никто не занимается  прогнозом кадровых потребностей, не проводится оценка труда и персонала. Отсутствует диагностика кадровой ситуации в целом. Руководство организации не пытается понять причины и оценить последствия сложившихся экстренных ситуаций, все конфликтные ситуации разрешаются быстро, без должного анализа, используются любые средства и методы, которые негативно сказываются на ситуации в коллективе в целом. Таким образом, можно сказать, что в ООО «Балтимор - Амур» существует пассивная кадровая политика. Руководство ООО «Балтимор - Амур» не имеет четких представлений о правилах и нормах, свойственных этому предприятию, которые лежат в основе кадровых мероприятий. Влияние управленческого аппарата на кадровую политику в организации сводится к прямому указанию директора предприятия на определенный способ реагирования на то или иное событие.

Во-вторых, организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета работы в этой или родственных ей организациях. В ООО «Балтимор - Амур» можно прийти и начать работать на любом уровне, как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Можно сделать вывод, что существующая кадровая политика является  открытой, что не способствует повышению престижа предприятия.

Методы управления на предприятии:

На практике пришлось столкнуться с экономическими методами управления. На предприятии ООО «Балтимор - Амур» основным экономическим стимулом деятельности  применительно к персоналу является оплата труда.

Также методами управления являются организационно-распорядительные. Цель, которых состоит в том, что бы обучить работников правильному выполнению обязанностей, возложенных на них, с помощью различного рода методических указаний, должностных инструкций, пособий.

Кроме этого на предприятии существуют социально-психологические методы управления, которые базируются на использовании инструментария поведенческих наук в менеджменте. Они воздействуют на духовные интересы людей, регулируют сложную систему межличностных отношений. Но социально-психологические службы отсутствуют и  проблемы, которые возникают в коллективе, как правило, решает их руководитель. Во время прохождения практики проблемы в коллективе не возникали.

Подсистемы управления

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления[7]. Система управления является формой реального воплощения уп­равленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приоб­ретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действитель­ности управленческая деятельность – это функционирование систе­мы управления.

Система управления распадается на подсистемы, выделение кото­рых наглядно проявилось относительно недавно[8]. Первой подсис­темой является то, что ранее было принято рассматривать как собст­венно систему управления. Это совокупность управленческих орга­нов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Данную подсистему системы управле­ния можно рассматривать как единство организации, технологии и методов управления. При дальнейшем рассмотрении данную подсис­тему управления будем называть структурно-функциональной под­системой системы управления (СФП). Функциями СФП ООО «Балтика - Амур» являются:

-       Общее (линейное) руководство основным производством;

-       Техническая и технологическая  подготовка производства;

-       Контроль качества сырья и готовой продукции;

-       Служба ремонта оборудования, зданий, сооружений;

-       Оперативное управление основным производством;

-       Технико-экономическое планирование;

-       Организация труда и заработной платы;

-       Бухгалтерский учет и финансовая деятельность;

-       Материально-техническое снабжение;

-       Сбыт.

Также выделяют информационно-поведенческую подсистему управления

На ООО «Балтика - Амур» данный тип подсистемы характеризуется наличием формальной организации деятельности и отношений в системе управления. Деятельность ини­циируется распоряжениями и требует наличия формального контро­ля исполнения, отношение к работе безразличное, безответственное и безынициативное. Интересы работников и их умения направлены вовне организации. Отношения между работниками по поводу рабо­ты формальные, неформальные отношения связаны с интересами, находящимися за пределами организации. Уровень информирован­ности невысок, доступность информации низкая как в силу формаль­ных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости техни­ческой базы обращения к информации и ее распространения.

Реальными функциями подсистемы, которые были обозначены на ООО «Балтика - Амур»   являются:

§   Установление формальных и неформальных отношений управленческих ра­ботников с представителями внешнего окружения;

§  уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена;

§  информированность работников.

Подсистема саморазвития системы управления является третьей подсистемой системы управления. Появление подсистемы само­развития системы управления на предприятии ООО «Балтика - Амур» отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствова­нию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новше­ства, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления.

Для данной части подсистемы характерно выполнение следующих функций:

§     разработка, введение в систему управления и постоянное под­держание должного уровня стимуляторов, побуждающих систе­му управления к самосовершенствованию;

§     постоянный анализ уровня функционирования системы управ­ления, ее наличных и потенциальных возможностей, а также анализ динамики задач, стоящих перед системой управления и изменения окружающей среды;

§     выявление новых тенденций и направлений развития систем управления, наблюдающихся в мировой практике менеджмен­та, а также анализ используемых форм и методов обновления систем управления.

Данная подсистема управления на предприятии ООО «Балтика - Амур» проявлена менее остальных подсистем управления.

Также данная часть подсистемы саморазвития очень тесно примыкает к информационно-поведенческой подсистеме системы управления, и ее функциональные возможности в значительной мере определяют­ся уровнем развитости информационно-поведенческой подсистемы. Это связано с тем, что и готовность к изменениям, и адаптивность, и гибкость, и мобильность, и, наконец, заинтересованность в высоких конечных результатах функционирования системы управления, ори­ентация на результат совместной деятельности преимущественно задаются состоянием информационно-поведенческой подсистемы.

 Рассматриваемая в работе предприятие ООО «Балтика - Амур»  является простой системой, так как в ней отсутствуют сложные схемы взаимодействия сотрудников и подразделений. Она имеет линейную структуру организации, где все сотрудники руководствуются отдельными распоряжениями сверху. Тем самым разрывается обратная связь, что приводит к невысокому уровню информирован­ности, доступность информации становится низкой как в силу формаль­ных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости техни­ческой базы обращения к информации и ее распространения. А итогом является низкая заинтересованность сотрудников в деятельности предприятия.


6. организация и планирование производством


Производственный цикл – это законченный круг производственных операций при изготовлении изделия, промежуток времени от начала до завершения производственного процесса[9].

Вследствие того, что производственный процесс протекает во времени и пространстве, производственный цикл, можно измерить длиной пути движения продукции и его комплектующих элементов, а так же временем, в течение которого продукции проходит весь путь обработки.

Без научнообоснованного расчета длительности производственного цикла нельзя правильно составить производственную программу предприятия и цехов, определить технико-экономические показатели деятельности. Длительность производственного цикла влияет на сроки подготовки производства новой продукции, оборачиваемости оборотных средств, является важной величиной при организации оперативно-производственного планирования, материально-технического снабжения и т.д[10].

Чтобы рассчитать цикл всего продукта, необходимо иметь данные о производственных циклах его элементов. С помощью длительности производственного цикла осуществляется оперативное календарное планирование работы предприятия, включая распределение производственных заданий цехам, участкам и рабочим; контроль своевременности исполнения заданий в соответствии с заказами потребителей.

Длительность производственного цикла определяет объем незавершенного производства, являющегося наиболее существенной по удельному весу частью оборотных средств. Следовательно, сокращение длительности производственного цикла приводит к ускорению оборачиваемости этих средств и в конечном счете к увеличению прибыли предприятия.

План производства

Планируется организовать 3 потока по производству новых видов кетчупа, майонезов и легких масел.

Хранение готовой продукции осуществляется на складе с помощью конвейеров с программным управлением.

Выпуск в месяц:     легкие масла  – 8120 ед.

майонез     - 10320 ед.

кетчуп        - 13620 ед.

         Итого выпуск:                                          - 32060 ед.

         Издержки производства составили        - 1440,64 руб. на ед. продукции.


Организационный план

Для бесперебойной работы производства необходимо:

1)    численность (увеличить) работающих на предприятии – 450 чел.

Все работники привлекаются на постоянную работу.

2)    загрузка работой, сырьем в соответствии с нормами запаса сырья и незавершенного производства; своевременное комплектование и наладка оборудования цехов производства;

3)    сдача на слад готовой продукции с первого предъявления;

4)    отгрузка со склада готовой продукции при предъявлении документа об оплате.

Оценка и прогнозирование рисков

Запас финансовой прочности проектируемого производства экспертами установлено, что предприятие способно выдержать снижение выручки на 6984342,58 рублей без серьезной угрозы для своего финансового положения. В следующем разделе будет раскрыто финансовое подкрепление данного плана.

Рассмотрим планирование материально-технического обеспечения производства.

Для производства продукции «Балтимор - Амур» использует следующие упаковочный материал:


1. Балтимор, стекло

Наименование

Объем, л.

Татарский

0,54

0,32

Украинский

0,54

0,32

Лечо

0,54

0,32

Русский

0,54

0,32

2. Балтимор, пластик

Наименование

Объем, л.

Острый

0,9

0,5

Чили

0,9

0,5

Сладкий

0,9

0,5

Шашлычный

0,9

0,5


3. Восточный гурман, пластик

Наименование

Объем, л.

Острый

0,9

0,5

Сладкий

0,9

0,5

Шашлычный

0,9

0,5

4. Краснодарья, стекло

Наименование

Объем, л.

Атаман

0,54

0,3

Сладкий

0,54

0,3

Томатный

0,54

0,3

5.  Майонез, стекло


Наименование

Объем, л.

Оливковый

0,43

0,26

Провансаль

0,43

0,26

Восточный гурман

0,43

0,26


Для того чтобы обеспечить предприятие необхо­димыми ему материалами в соответствии с выявленной потреб­ностью на ООО «Балтимор - Амур» организован отдел снабжения материально-техническое снабжение. Его задача заключается в определении потребности предприятия в материалах и технических ресурсах, изыскании воз­можностей покрытия этой потребности, организации хранения материалов и выдачи их в цехи, а также в проведении контроля за правильным использованием материально-технических ресурсов и содействия в их экономии.

 Содержание функций отдела снабжения предприятия ООО «Балтимор - Амур»  включает три направления.

1. Планирование, которое предполагает:

-  изучение внешней и внутренней среды предприятия, а так­же рынка отдельных товаров;

-  прогнозирование и определение потребности всех видов материаль­ных ресурсов, планирование оптимальных хозяй­ственных связей;

-  оптимизацию производственных запасов;

-  планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;

-  оперативное планирование снабжения.   

2. Организация, которая включает:

-  сбор информации о потребной продукции, участие в яр­марках, вы­ставках-продажах, аукционах и т. п.;

-  анализ всех источников удовлетворения потребности в материаль­ных ресурсах с целью выбора наиболее оптималь­ного;

-  заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

-  получение и организацию завоза реальных ресурсов;

-  организацию складского хозяйства, входящего в состав ор­ганов снабжения;

-  обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми матери­альными ресурсами;

3. Контроль и координация работы, в состав которых входят:

-  контроль за выполнением договорных обязательств постав­щиков, выполнение ими сроков поставки продукции;

-  контроль за расходованием материальных ресурсов в про­изводстве;

-  входной контроль за качеством и комплектностью посту­пающих ма­териальных ресурсов;

-  контроль за производственными запасами;

-  выдвижение претензий поставщикам и транспортным орга­низациям;

анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприя­тий по координации снабженческой деятельностью и повышение её эф­фективности.

Важным условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах ис­точниками покрытия. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступаю­щие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами, Внутренние источники — это сокращение отходов сырья, исполь­зование вторичного сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения дос­тижений научно-технического прогресса.

Реальная потребность в завозе материальных  ресурсов со сторо­ны - это разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников ее покрытия.

В процессе анализа необходимо также проверить обеспечен­ность потребности, в завозе материальных ресурсов дого­ворами на их поставку и фактическое их выполнение.

По данным таблицы 8 находим коэффициент обеспечения:

По материалу А:


Коб. Пл  =  = 0,96 = 96%


По материалу В:

Коб. Пл  = = 0,964 = 96,4%


По этим данным план поставки недовыполняется:

По материалу А на 100 – 96 = 4%, а по материалу В на 100 – 96,4 = 3,6%.


По материалу А:


Коб. Ф  =  = 0,96 = 96%


По материалу В:


Коб. Ф  =  = 0,964 = 96,4%

На самом деле план поставки недовыполняется не на 4 и 3,6 % по материалам А и В соответственно, а на 100 – 96 = 4% и на 100 – 96,4 = 3,6%, что выше плановых показателей.

Потребности в материалах  удовлетворяются на 96 и 96,4%.

Таблица 8

Вид материала

Плановая потребность,

т

Источники покрытия потребности,

Т

Заключение договоров,

т

Обеспечение потребности договорами, %

Поступило от поставщиков, т

Выполнение договоров, %

Внутренние

Внешние

А

5000,00

300,00

4700,00

4500,00

90

4400,00

97,78

В

5500,00

300,00

5200,00

5000,00

90,09

5000,00

100



Таблица 9

Материал

Среднесуточный расход,

т

Фактический запас

Норма запаса,

дн

Отклонение от максимальной нормы

Т

дн

мах

мin

дн

т

А

20

200

10

12

11

2

40

В

25

200

9

13

11

4

100


В условиях рынка у предприятия возникает право выбора постав­щика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресур­сов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные ха­рактеристики продукции, изготовляемой различ­ными постав­щиками.



7. Финансовый анализ и управление финансами


7.1.  Расчет объема кредита

Стоимость комплекта оборудования (руб.)     2.500.000

Таможенный сбор (0.15%)                                  3.750

Всего сумма кредита                                       2.503.750

Желательно процентная ставка за пользованием кредитом- 10% годовых.

7.2. Расчет доходов.

                                                                                                       Таблица 10

Предполагаемый объем за 1 месяц работы на полную мощность.



Вид продукции


Ср. цена, руб./л


Объем продаж, л


Выручка, руб.


1


Майонез








Опт


13. 00


135000


175500




Розница


15.00


200000


300000




общепит


28.00


15000


420000








350000




2


Кетчупы









Опт


22.00


30000


660000




Розница


25.00


85000


212500




общепит


48.00


5000


240000








120000






ИТОГО



47000


2172500



В июле 2003 г. выручка составит 1560757 руб.

В августе 2003 г. выручка составит 1783498 руб.

Выпуск готовой продукции в 2003 г. — 834200 л на сумму 13085261,2 руб.

Выпуск готовой продукции в 2004 г. — 1557000 л на сумму 24423102 руб.

Выпуск готовой продукции в 1 -ый год после ввода в производство — 1500 000 л.

7.3. Расчет затрат

Таблица 11

Расчет себестоимости на 2003 год, руб. (июль-декабрь)

1. Расчет затрат на сырье и материалы


Сумма


Затраты на сырье и материалы в месяц  


1387530


Затраты на сырье и материалы в год:




1387530 х 4 + 693765 + 1040647,5 = 7284532.5


7284532.5


2. Затраты на оплату труда рабочих:




• численность персонала




• среднемесячная зарплата рабочего — 900:




• фонд заработной платы в год


81000


3. Начисления на фонд зарплаты рабочих (0.36)


31590


4. Амортизация производственного помещения


125000


5. Амортизационные отчисления на восстановление основного оборудования


156424


6. Расходы на электроэнергию


100000


7. Транспортные расходы


15000


8. Затраты на управление


11673


• численность аппарата управления




• среднемесячная зарплата


600


• фонд зарплаты АУ в год


144000


• начисления на фонд зарплаты АУ (0,36)


56160


• затраты на командировочные расходы


30000


• затраты на оргтехнику и канцтовары


10000


• затраты на консультации и аудиторские услуги


1 5000


• затраты на услуги связи


20000


• амортизация служебных помещений


25000


Итого затраты на АУ


300160


Затраты на АУ, относимые на издержки в связи с настоящим проектом  10%) за полгода


15008


9. Затраты на рекламу


10000


10. Проценты по кредиту


250375


11. Страховка кредита (2.5% от суммы платы за кредит)


6259,37


Итого себестоимость


8075188,87


Таблица 12.

Бюджет по прибыли на 2003 г., руб.

Выручка от реализации


13085261.2


Материальные затраты


7284532.5


НДС (10%)

580072,87


Валовой доход


12505188.33


Себестоимость


8075188.87


Чистый доход


4429999.46


Налог на прибыль


775249.91


Чистая прибыль


3054749.55


Возврат кредита


-


Остаток прибыли


3654749.55


Рентабельность


045


                                                                                                                                                                                 Таблица 13.

Расчет себестоимости на 2004 год

1. Расчет затрат на сырье и материалы


Сумма

Затраты на сырье


Затраты на сырье и материалы в месяц

1387530


1387530x12=16650360


16650360


2. Затраты на оплату труда рабочих:




- численность персонала


377


- среднемесячная зарплата рабочего



900


- фонд заработанной платы в год

162000


3. Начисления на фонд зарплаты рабочих (0.36)


63180


4. Амортизация производственного помещения

250000


5. Амортизационные отчисления на восстановление основного оборудования


312849


6. Расходы на электроэнергию

200000


7. Транспортные расходы

30000


8. Затраты на управление

23344


- численность аппарата управления




- среднемесячная зарплата

600


-фонд зарплаты АУ в год

144000


-  начисления на фонд зарплаты АУ (0,36)


37440


- затраты на командировочные расходы


30000


-  затраты на оргтехнику и канцтовары


10000


- затраты на консультации и аудиторские услуги


15000


- затраты на услуги связи

20000


- амортизация служебных помещений


25000


Итого затраты на АУ


300160


Затраты на АУ, относимые на издержки в связи с настоящим проектом (10%) за полгода


300 16


9. Затраты на рекламу

20000


10. Проценты по кредиту

250375


11. Страховка кредита (2,5% от суммы платы за кредит)


6259.37


Итого себестоимость

17975039,37



I

Таблица 14.

Финансовый план проекта, руб.

Выручка от реализации


24423102


Материальные затраты


16650360


НДС


777274.2


Валовой доход


23645827.8


Себестоимость


17975039.37


Чистый доход


5670788.43


Налог на прибыль


992387.97


Чистая прибыль


4678400,46


Возврат кредита


2.503.750


Остаток прибыли


2174650.46


Рентабельность, доля единицы


0.26


Таблица 15.

Финансовый план проекта, (руб.)


Наименование показателя


2003г.


2004 г.


1.


Поступление выручки от продажи


13085261.2


24423102


2.


Платежи на сторону ВСЕГО:


9696935.65


22781299.54




В том числе:






2.1


Оплата счетов поставщиков


7284532.5


16650360


2.2


Зарплата


112590


225180




(включая начисления)






2.3


Реклама

10.000


20.000


2.4


Страховка


6259.37


6259.37


2.5


Плата за кредит


250375


250375


2.6


Возврат кредитов


-


2503750


2.7


Амортизация


156.424


312.849


2.8


Налоги и другие сборы:








•НДС


580072.87


777274.2




• налог на прибыль


775249.91


992387.97


2.9.


Прочие расходы


521432


1042864


3.


Баланс платежей


+ 3388325.55              +1641802.46

+ 1641802,46


Анализ суммарных доходов и расходов в связи с проектом доказывает целесообразность его осуществления.


8. Индивидуальное задание


Для разработки стратегии управления персоналом необходимо соответствующие информационное и методическое обеспечение. При анализе информационной базы было определено, что она носит разноплановый характер, и что для формирования стратегии необходимо провести полный анализ деятельности предприятия в области управления персонала.

Как привлечь в корпорацию и удержать в ней ответствен­ных, работоспособных, высококвалифицированных и талантли­вых людей? Над решением этой задачи и обязаны работать ме­неджеры по персоналу, которые призваны играть в корпорации роль "катализатора" в многомерных и долговременных кадро­вых процессах, обеспечивающих конкурентные преимущества фирме за счет уникальности человеческого потенциала и высо­кого уровня ответственности всех ее работников. Корпоратив­ная культура порождает ответственность, а способности людей создают конкурентные преимущества. Поэтому менеджер по персоналу должен решать две стратегические задачи:

1) создавать конкурентные преимущества фирмы путем по­вышения уровня ответственности ее работников, используя для этого средства управления корпоративной культурой. Сильная корпоративная культура позволяет привлекать и удерживать таланты, а плоды их труда создают высокую репутацию фирме, притягивают новых потребителей и высококвалифицированных работников. Обновление и постоянная адаптация корпоратив­ной культуры к динамичным условиям внешней среды нацеле­ны на повышение качества условий труда, обеспечение обрат­ной связи с работниками и потребителями. Этому служат про­водимые семинары, форумы, фокус-группы, круглые столы, рекламные кампании. Вовлечение работников в маркетинговую деятельность корпорации способствует повышению у них ини­циативности и уровня профессиональной самооценки;

2) обеспечивать конкурентные преимущества фирмы путем наращивания ее человеческого потенциала, всемерно содейст­вуя росту профессиональной компетентности работников. Сколь ни была бы притягательна корпоративная культура, од­нако разрыв между требованиями глобального рынка и потен­циалом организации можно устранить главным образом за счет развития профессиональных навыков и умений у всего персо­нала корпорации. Развитие человеческих способностей, концентрация на уровне профессиональной компетентности работников становится лейтмотивом деятельности не только кадровых служб, но и линейных руководителей. При этом одни компа­нии включают вопросы повышения уровня компетентности персонала в качестве составных частей в любую разрабатывае­мую стратегию, другие – рассматривают эту проблему как воз­можность реализации специальной инициативной стратегии, органично дополняемой другими конкурентными стратегиями корпорации.

В любом случае успех зависит от того, какую стратегию управления персоналом выработает предприятие.

Руководство организации ООО «Балтимор - Амур» не имеет выраженной программы действий в отношении персонала. Вся кадровая работа сводится к ликвидации негативных ситуаций, возникших на предприятии. В данной организации отсутствует, как таковой отдел кадров и не предусмотрена должность менеджера по кадрам. Всю кадровую работу (работу отдела кадров) совмещает один из бухгалтеров, который не проводит оценки труда и персонала, не осуществляет диагностику кадровой ситуации в целом. На предприятии не выработаны, осознано правила и нормы, которые должны лежать в основе кадровых мероприятий.

Проведенный анализ обеспеченности предприятия кадрами показал, что за последнее время численность рабочих предприятия снизилась и составила 90% к плановой и 96%- к прошлому году. Численность других категорий работников не изменилась. Это говорит о том, что предприятие использует только интенсивные факторы развития производства.

Был проведен анализ профессионального и квалификационного уровня работающих, в результате которого, было выяснено, что фактический квалификационный уровень ниже требуемого по плану, что, безусловно, снижает производительность и эффективность работ.

В результате анализа возрастного состава сотрудников было определено, что средний возраст руководителей составляет 42 года, специалистов – 34,5 года, служащих – 22,5 года, рабочих – 31,8 года. В целом средний возраст всех сотрудников равен 32, 7 года.

Ранее при анализе было установлено, что в ООО «Балтимор - Амур»: Во-первых, руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала. Вся кадровая работа сводится к ликвидации негативных ситуаций, возникших на предприятии. В данной организации не предусмотрена должность менеджера по кадрам и всю кадровую работу (работу отдела кадров) совмещают руководители отделов при возникновении необходимости. Естественно, что в ООО «Балтимор - Амур» никто не занимается  прогнозом кадровых потребностей, не проводится оценка труда и персонала. Отсутствует диагностика кадровой ситуации в целом. Руководство организации не пытается понять причины и оценить последствия сложившихся экстренных ситуаций, все конфликтные ситуации разрешаются быстро, без должного анализа, используются любые средства и методы, которые негативно сказываются на ситуации в коллективе в целом. Таким образом, можно сказать, что в ООО «Балтимор - Амур» существует пассивная кадровая политика. Руководство ООО «Балтимор - Амур» не имеет четких представлений о правилах и нормах, свойственных этому предприятию, которые лежат в основе кадровых мероприятий. Влияние управленческого аппарата на кадровую политику в организации сводится к прямому указанию директора предприятия на определенный способ реагирования на то или иное событие.

Во-вторых, организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета работы в этой или родственных ей организациях. В ООО «Балтимор - Амур» можно прийти и начать работать на любом уровне, как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Можно сделать вывод, что существующая кадровая политика является  открытой, что не способствует повышению престижа предприятия.

 На основе проведенного анализа на предприятии ООО «Балтимор - Амур» можно определить рекомендации для разработки стратегии управления персоналом.

Во-первых, необходимо создание кадровой службы на предприятии,  во главе которой должен стоять знающий специалист, имеющий опыт работы в кадровой службе. В этом  отделе должна быть предусмотрена должность менеджера по персоналу, который будет осуществлять всю рутинную работу кадровой службы. А также в отдел кадров необходимо ввести учетчика. Тем более, что при осуществлении грамотной, квалифицированной работы сам по себе отдел кадров сможет помочь предприятию избежать те потери, которые оно несет при такой текучести кадров и при использовании низко квалифицированных работников на предприятии. После организации отдела кадров и ввода в эксплуатацию новых цехов структура предприятия будет изменена.

После введения отдела кадров измениться политика управления персоналом, которая будет учитывать:

1. методики по поиску и отбору специалистов требуемого уровня и необходимой квалификации. Это позволит предприятию повысить производительность и обеспечить организацию более профессиональным персоналом на будущие периоды.

2. методики по проведению аттестаций на предприятии, а, следовательно, определить требования, которым должен удовлетворять тот или иной работник. Эти мероприятия дают возможность осуществления контроля качества выполняемых функций каждым работником предприятия, определять и планировать карьеру работников, осуществлять более рационально кадровые перестановки.

3. при анализе было выяснено, что  42,5%  (20/47*100% = 42,5%) сотрудников находится на этапе продвижения. Это говорит о том, что для повышения мотивации этих работников было бы целесообразно увеличить размер заработной платы и рассмотреть вопрос по продвижению их по служебной лестнице. Эти мероприятия  можно будет провести после введения двух новых планируемых цехов, когда прибыль предприятия значительно увеличится. За  эффективной расстановкой кадров опять же будет следить отдел кадров.

Рассчитаем экономическую эффективность от организации отдела кадров, учитывая, что одновременно с этим будут организованы два новых цеха. При этом, необходимо так же учитывать, что целью организации отдела кадров является осуществление им качественной работы кадровой службы. Следовательно, можно предположить, что при надлежащем осуществлении всех функций, свойственных кадровой службе, отдел кадров  обеспечит возможность полного укомплектования всех цехов рабочими необходимой по плану квалификации. Поэтому все расчету проводятся в предположении, что  на предприятии работает четыре цеха, полностью укомплектованные по штатному расписанию рабочими требуемой квалификации. Кроме того, необходимо учесть тот факт, что при организации отдела кадров, один из сотрудников бухгалтерии, который совмещал работу кассира с выполнением функций кадрового работника, переведен в этот отдел на должность учетчика и его обязанности кассира переложены на другого работника бухгалтерии. Такое совмещение работ сопряжено с увеличением заработной платы  сотрудника бухгалтерии на 15-20%.

Исходя из всего выше сказанного и используя данные бухгалтерской отчетности, рассчитаем некоторые экономические показатели, которые позволят судить об  эффективности предложенных мер разработке стратегии  ООО «Балтимор – Амур».

В таблице 16 приведены основные экономические показатели предприятия до реорганизации и после нее.

Таблица 16

Расчет прибыли и рентабельности

Показатели

Сумма (тыс. руб.)

До реорганизации

После реорганизации

1. Выручка от реализации

250

441

2. НДС [стр.1 * 0,167]

41,75

73,647

3. Доход с оборота

    [стр.1-стр.2]

208,25

367,353

4.Внутрипроизводственные

  издержки [материал + 

  сырье + комплектующие +

  зарплата на себестоимость

  + энергия +реклама + 

  амортизация и т.д.]

78,9

120,8

5.Налоги и отчисления

26,8

35,4

6.     Прибыль балансовая

     [стр.3- стр.4 – стр.5]

105,7

211,153

7.Налог на прибыль  30%

   [стр.6*30%]

31,71

63,345

8.Прибыль к

    распределению

   [стр.6 –стр.7]

74

148,808

9.Зарплата из прибыли

60,7

98,6

10.Чистая прибыль

     [стр.8 –стр.9]

13,3

49,208

Рентабельность [(стр.9/стр.3)*100%]

35%

40%

Анализируя результаты, полученные при расчете прибыли и рентабельности можно отметить, что после проведения мероприятий, предложенных в данной работе, а именно: организация отдела кадровой можно сделать следующий вывод.

Чистая прибыль предприятия возрастет на 35,91 тыс. руб. Рентабельность предприятия увеличиться с 35% до 40% (на 5%). Это говорит о том, что предложенные процедуры являются достаточно эффективными с экономической точки зрения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Компания ООО «Балтимор - Амур» является единственным производителем кетчупа в г. Хабаровске, также она производит легкие  масла, майонез, соусы.

На ООО «Балтимор - Амур» предприятием является линейной, так как составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Рассматриваемая в работе предприятие ООО «Балтика - Амур»  является простой системой, так как в ней отсутствуют сложные схемы взаимодействия сотрудников и подразделений. И как уже говорилось имеет линейную структуру организации, где все сотрудники руководствуются отдельными распоряжениями сверху. Тем самым разрывается обратная связь, что приводит к невысокому уровню информирован­ности, доступность информации становится низкой как в силу формаль­ных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости техни­ческой базы обращения к информации и ее распространения. А итогом является низкая заинтересованность сотрудников в деятельности предприятия.

В ходе изучения предприятия ООО «Балтимор - Амур» и основываясь на выбранной теме дипломной работы достаточно хотелось бы отметь, что на предприятии высокая текучесть кадров. Используя результаты анализа по соответствию квалификации работников  разряду работ ими выполняемых, можно говорить о том, что работники не справляются с заданием, производительность труда падает и, как следствие, они зарабатывают мало.

В связи с индивидуальным заданием был проведен анализ управления персонала на предприятии, в ходе которого было установлено отсутствии отдела кадров. На основе этого была предпринята попытка разработать стратегию управления персонала, где фундаментом по работе с персоналом должен стать именно отдел кадров или служба по управлению персоналом.

Эти мероприятия дают возможность осуществления контроля качества выполняемых функций каждым работником предприятия, определять и планировать карьеру работников, осуществлять более рационально кадровые перестановки.

Это позволит предприятию повысить производительность и обеспечить организацию более профессиональным персоналом на будущие периоды.

В ходе практики были закреплены теоретические знания и  приобретены практических навыков и умений аналитической работы. Также произошло ознакомление с процессами управленческого труда.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Виханский О.С., Наумов А И. Менеджмент А.И. – М.: Дело, 1999.

Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина – М.: Дело, 2000.

Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. – М.: Логос, 1999.

Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Финансы, 1998.

Управление персоналом /  Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие. / Под ред. д. э. н., проф. А.Я. Кибанова. –М.: ИНФРА –М, 1999.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1999.

Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.:ИНФРА-М, 1999.

Экономика предприятия / под редакцией В.Я. Хрипача – М.: НПЖ Финансы, учет, аудит, 1997.

Экономика предприятия / под редакцией О.И. Волкова - Москва: Инфра-М, 1998.

Экономика предприятия / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова – М.: банки и биржи, издательское объединение «Юнити», 1996.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
























Приложение 2











































































































































[1] Виханский О.С., Наумов А И. Менеджмент А.И. – М.: Дело, 1999. – с 98


[2] Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина – М.: Дело, 2000. – с 69


[3] Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина – М.: Дело, 2000. – с 63.


[4] Экономика предприятия / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова – М.: банки и биржи, издательское объединение «Юнити», 1996. – с 86.


[5] Экономика предприятия / под редакцией В.Я. Хрипача – М.: НПЖ Финансы, учет, аудит, 1997. – с 53


[6] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – с 54


[7] Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. – М.: Логос, 1999. – с 45.

[8] Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие. / Под ред. д. э. н., проф. А.Я. Кибанова. –М.: ИНФРА –М, 1999. – с 71.


[9] Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. – М.: Логос, 1999. - с 81

[10] Экономика предприятия / под редакцией В.Я. Хрипача – М.: НПЖ Финансы, учет, аудит, 1997. - с 101