Содержание

Введение…………………………………………………….…………………….... 3


Глава I. Критерии нравственной воспитанности. Констатирующий эксперимент нравственного состояния группы младших школьников……………..………….5


Глава II. Разработка мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников в единстве семьи и школы. Формирующий эксперимент…….......20


Глава III. Результаты практической работы по формированию нравственных качеств у младших школьников. Контрольный эксперимент…………………..37


Глава IV. Выводы по результатам эксперимента………………………………..40


Заключение………………………………………………………………………...44


Список литературы………………………………………………………………..46


Приложения 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10



Введение

"Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении". [1; с. 28]

Формирование духовно развитой личности требует уси­лий со стороны людей,  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом  этапе  новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования челове­ка. Необходима организация систематического, базирующегося  на  знании  и учете объективных закономерностей развития личности процесса  воспитания,  который служит необходимой  и всеобщей формой этого развития.

Воспитание начинается в семье.  В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.  На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы. 

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны.  В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель.  Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе.  Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье.  Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. [13; с. 215]

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание не только в формировании учебной деятельности, но и во взаимодействии с семьей учащихся. В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания.

Целью исследования является определение путей оптимизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в единстве семьи и школы.

Объект исследования – процесс нравственного воспитания младших школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в единстве семьи и школы.

Гипотеза – эффективность нравственного воспитания младших школьников может быть достигнута на следующих условиях:

- планомерной и систематической работе по ознакомлению младших школьников с понятиями нравственной воспитанности;

- использования разнообразных форм и методов работы учителя с детьми младшего школьного возраста.    

- использования разнообразных форм и методов работы учителя с родителями учащихся

Задачи:

1.   Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме;

2.   Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;

3.   Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для осуществления нравственного воспитания

4.   Подготовка опытно-экспериментальных материалов;

5.   Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми, проанализировать результаты;

6.   Подготовка методических рекомендаций на основе результатов педагогического эксперимента.


Глава I. Критерии нравственной воспитанности. Констатирующий эксперимент нравственного состояния группы младших школьников.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

1.        мотивационно-побудительный;

1.        эмоционально-чувственный;

2.        рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

         Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. [7; с. 173]

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются:

1.                с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость  - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2.                Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу. Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3.                И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. [12; с. 81]

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания подрастающего поколения. Перед данными социальными институтами стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В воспитании младших школьников доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития. Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.

В формировании личности младшего школьника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступков.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

Практически любая деятельность имеет нравственную окраску.  Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее внимание на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. Причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные или биологические, социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения.

  Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник приобретает необходимый опыт общественного поведения. Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые.

Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. [14; с. 19 - 21]

Младший школьник в процессе учебы в школе лишь постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, естественно, и тех знаний, которые усваиваются детьми, и в совершенствовании умений, навыков, усвоения приемов, способов деятельности, и перестройки отношений учащихся. Эта естественная и необходимая “ступенька” в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте, но и здесь следует подчеркнуть, что очень важно, чтобы ребенок на ней не задерживался.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами и мотивами данной деятельности. [10; с. 42]

Конечная цель воспитания - сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию, и саморазвитию, к самосовершенствованию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами:

Личность:

1. Свободная - высокий уровень самосознания

- гражданственность

- духовность

- ответственность

- честность

- самоуважение

2. Гуманная   – милосердие

- доброта

- способность к состраданию

- чувство собственного достоинства

- готовность прийти на помощь

- терпение

- доброжелательность

- стремление к миру

3. Духовная   - потребность в познании и самопознании

- поиск смысла жизни

- стремление к красоте

- выбор жизненных ориентиров

4. Творческая - развитие креативности

- потребность в знаниях, умениях

- интуиция

- развитый интеллект

5. Практическая – трудолюбие

     - знание основ экономики и предпринимательства

     - хозяйственность

Нравственные критерии воспитанности::

1. Гражданственность и патриотизм

2. Милосердие, гуманизм

3. Учение, образованность, интеллект

4. Культура поведения, дисциплина

5. Здоровый образ жизни

6. Отношение к природе

7. Культура семейных отношений

8. Межличностные отношения

9. Экономическая грамотность

10. Трудолюбие

11. Эстетическая просвещенность

12. Коллективизм

13. Ответственность

14. Активность

15. Самоопределение, выбор жизненных ориентиров

16. Коммуникабельность

17. Правосознание

18. Предприимчивость. [3; с. 71]

Одной из важнейших задач диагностики считается определение пробелов воспитания с целью их дальнейшей коррекции.

Констатирующий эксперимент нравственного состояния группы младших школьников.

Эксперимент проводился среди учеников третьих классов средней общеобразовательной школы № 73, находящейся по адресу г. Новосибирск, улица Котовского 16. Количество учеников экспериментального класса составило 28 человека, контрольного класса – 25 человек.

Цель: выявить уровень сформированности нравственной воспитанности детей.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы как «ответственность», «доброжелательность», «дружеские отношения», «учение, образованность, интеллект» и «трудолюбие» очень актуальные на современном этапе жизни общества. Т.е. исследование было направлено на выяснение таких критериев нравственной воспитанности, как: мотивационно – эмоциональный критерий, гностический (познавательный), деятельностный.

На первом этапе эксперимента учащимся 3-их классов были предложены такие задания:

1.Объясни, что такое «задача»?

2. Где вы встречаетесь всем классом?

3.Для чего ты решаешь задачу?

Ответы детей были сгруппированы по смыслу:

1 вопрос:

1 группа: не знают понятие “задача”,

2 группа: поверхностное понимание “задачи”

3 группа: знают что такое “задача”

2 вопрос:

1 группа: встречается только на уроках

2 группа: встречается и вне школы

3 вопрос:

1 группа: решают задачу только для того чтобы получить оценку

2 группа: решают задачу, чтобы найти ответ

3 группа: не знают, для чего решают задачу.

После подведения итогов по первому этапу эксперимента мы пришли к такому результату (Приложение 1: Диаграмма 1, Диаграмма 2, Диаграмма 3):

Характеристика ответов

Контрольный класс

%

Экспериментальный класс

%

1

1

2

3

82

13

5

83

12

5

2

1

2

64

36

61

39

3

1

2

3

19

69

12

13

76

11

На втором этапе констатирующего эксперимента для выявления общего позитивного и негативного отношения и эмоционального настроя к учебе, учащимся предлагались такие вопросы:

Что такое анализ?

Для чего анализируется задач?

Нужен ли анализ вообще? Докажи.

Какие качества личности помогают правильно выполнить задание?

На основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу (Приложение 2 – Диаграмма 4, Диаграмма 5, Диаграмма 6, Диаграмма 7):

1 Вопрос:  1 группа: затрудняется в определение анализа.

         2 группа: поверхностное понимание анализа.

2 Вопрос:  1 группа: знают, для чего анализировать задачу.

          2 группа: не знают, для чего анализировать задачу.

3 Вопрос:  1 группа: анализ нужен, но доказать не смогли.

           2 группа: Анализ не нужен.

4 Вопрос:  1 группа: умение слушать

           2 группа: умение использовать прошлый опыт (например: похожую задачу мы  уже решали)

           3 группа: не знают, какие качества помогают в решении задач

          4 группа: ум

п/п

Характер

ответов

Контрольный класс  %

Экспериментальный  класс

%

1.

1

2

57

43

55

45

2.

1

2

28

72

31

69

3.

1

2

98

2

98

2

4.

1

2

3

4

33

21

2

44

31

27

-

42

Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента.

Далее, в целях для исследования нравственного воспитания детей и способностей решать нравственные проблемы, ребятам было предложено решить такие ситуации:

1. если бы ты гулял во дворе вместе с другими, и кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушиб ногу, что бы ты сделал?

2. Если бы ты строил что-нибудь из кубиков, а рядом Вадику не хватало кубиков, что бы ты сделал?

3. при ответе “Дал бы свои”, задавался дополнительный вопрос: “А если бы тебе тоже нужны были эти кубики, если бы тебе тоже не хватало?”; (Приложение 3 – Диаграмма 8, Диаграмма 9, Диаграмма 10)

1 Вопрос: 1 группа: подошел бы и помог подняться

        2 группа: засмеялся

2 вопрос: 1 группа: дал бы свои

       2 группа: ничего бы не сделал, продолжал играть

3 вопрос:  1 группа: не знаю

        2 группа: я бы предложил играть вместе

    3 группа: если бы мне не хватало кубиков, тогда бы я забрал их обратно

№ п/п

Критерии

ответов

Контрольный класс

 %

Экспериментальный

класс

 %

1.

1

2

94

6

97

3

2.

1

2

89

11

89

11

3.

1

2

3

95

1

4

96

-

4

        

Также при исследовании нравственного воспитания была применена методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич) (Приложение 4)

         М.Рокич различает два класса ценностей:

Терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

         Инструментальные – убеждения в том, что какой то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

         Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

         Испытуемым предъявляются на карточках два списка ценностей (по 8 в каждом). Карточки испытуемый раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас вам раздадут набор из 16 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по степени значимости для вас, т.е. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 8 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы изменили свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами»

Список А (терминальные ценности):

- здоровье

- интересная учеба

- красота природы и искусства

- материально обеспеченная жизнь (когда мама и папа могут купить тебе все)

- хорошие и верные друзья

- развлечения

- счастливая семейная жизнь

- счастье других людей

Список Б (инструментальные ценности):

- аккуратность, умение содержать в порядке вещи

- воспитанность (хорошие манеры)

- жизнерадостность

- исполнительность (дисциплинированность)

- ответственность

- честность (правдивость, искренность)

- трудолюбие

- чуткость, заботливость [8; с. 25 - 29]

В результате были получены следующие данные (Приложение 5 – Диаграмма 11, Диаграмма 12):

Ценности

Контрольный класс

%

Экспериментальный класс %

терминальные ценности

здоровье

5 %

3 %

интересная учеба

11 %

8 %

красота природы и искусства

5 %

5 %

материально обеспеченная жизнь (когда мама и папа могут купить тебе все)

20 %

25 %

хорошие и верные друзья

22 %

21 %

развлечения

20 %

22 %

счастливая семейная жизнь

9 %

10 %

счастье других людей

8 %

6 %

инструментальные ценности

аккуратность, умение содержать в порядке вещи

15 %

15 %

воспитанность (хорошие манеры)

20 %

15 %

жизнерадостность

9 %

9 %

исполнительность (дисциплинированность)

11 %

11 %

ответственность

10 %

10 %

честность

15 %

20 %

трудолюбие

10 %

9 %

чуткость, заботливость

10 %

11 %

При исследовании нравственного опыта младших школьников использовался метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать или нарушая нравственную норму или в соответствии с ней. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывая их.

В качестве примера возьмем этюд «Так будет справедливо».

Ход этюда: Детям предлагается послушать рассказ, оценить поступок братьев и закончить рассказ так, как они считают нужным.

«Мама ушла в магазин, как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Старший брат предложил кидаться подушкой. Они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу диванную подушку, словно это мячик.

Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру, люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и….»

(Приложение 6 – Диаграмма 13)

Варианты ответов

Контрольный класс

%

Эксперименталь

ный класс %

Ничего не сказал маме, т.к. это не он попал в люстру подушкой, и пошел гулять на улицу.

40 %

43 %

Сказал маме, что он тоже виноват, т.к. он предложил кидаться подушкой.

7 %

7 %

Стал оправдывать брата, но сам не признался, что кидаться подушкой была его идея, и что он тоже участвовал в игре.

53 %

50 %

Анализ ответов и высказываний испытуемых 3-х классов показывает, что нравственные знания не однозначны для своей выборки. Как в контрольном, так и экспериментальном классах, можно выделить испытуемых, ответы и высказывания которых свидетельствуют о том, что эти школьники неправильно понимают содержание моральных норм (в сравнении с другими).

При характеристике ответственности человека, среди ответов встречались такие суждения: “Ответственный человек – это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель”.

В ситуации морального выбора обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. При характеристике поступка героя рассказа, нарушающего моральную норму, учащиеся обычно оценивают его положительно или нейтрально.

Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта. В экспериментальном классе они составляют 43%, а в контрольном - 40%.

Далее из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону: у этих школьников нравственные знания в основном соответствуют норме; знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты; знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков переживания. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания этих школьников находятся на уровне представлений, хотя и отличаются по своей глубине от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенного анализа мы выделили данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта. Они составляют 50% в экспериментальном классе и 53% в контрольном классе.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем нравственного опыта – 7% в экспериментальном классе и столько же в контрольном. Все проявления нравственных знаний этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме.










Глава II. Разработка мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников в единстве семьи и школы. Формирующий эксперимент.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. [15; с. 38 - 40]

Сухомлинский писал:  «Школа  в  воспитательном  отношении  должна  быть  не  кем  иным,  как  хранительницей  семейного  очага.   Таким  образом,  учитель  должен  быть  доверенной  и  надежной  личностью,  которая  свою  воспитательную  деятельность  должна  согласовать  с  семейным  воспитанием,  которое  родители  дают  своим  детям». [5; с. 93]

Выбор  и  применение  методов  родительского  воспитания  опираются  на  ряд  общих  условий:

1.                Знание  родителями  своих  детей,  их  положительных  и  отрицательных  качеств:  что  читают,  чем  интересуются,  какие  поручения  выполняют,  какие  трудности  испытывают,  какие  отношение  с  одноклассниками  и  педагогами,  что  более  всего  ценят  в  людях  и  т. п.

2.                Личный  опыт  родителей,  их  авторитет,  характер  отношений  в  семье,  стремление  воспитывать  личным  примером.

3.                Если  родители  отдают  предпочтение  совместной  деятельности,  то  обычно  превалируют  практические  методы.

4.                Педагогическая  культура  родителей  оказывает  решающее  влияние  на  выбор  методов,  средств,  форм  воспитания. 

Большое значение в становлении личности  имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.  Он  выделяет  3 стиля семейного воспитания:

Ø    демократический

Ø    авторитарный

Ø    попустический

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка.  Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку.  Стиль «подавления». При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе. 

В  нашем  современном  обществе  все  заметнее  становится  кризис  семьи,  пути  выхода  из  которого  пока  неясны.   Кризис  выражается  в  том,  что  семья  все  хуже  реализует  свою  главную  функцию – воспитание  детей. Среди  наиболее  веских  причин  неудовлетворительного  воспитания  детей  в семье  можно  отметить  следующие:

1.     Невысокий  экономический  уровень  большинства  семей.

2.     Низкая  культура  общественной  жизни.

3.     Двойная  нагрузка  на  женщину  в  семье – и  на  работу,  и  на  семью.

4.     Высокий  процент  разводов.

5.     Бытующие  общественное  мнение,  что  муж  лишь  помогает  жене  в  воспитании  детей.

6.     Увеличение  разрыва  между  семьей  и  школой  

7.     неполная семья;

8.     конфликтная атмосфера в семье;

9.     наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»;

10.           при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;

11.           излишняя порочная родительская любовь и т. п. [6; с. 59 - 61]

Работа  классного  руководителя  с  родителями очень  сложна.  Их  влияние  имеет  огромное  значение  для  ребенка,  однако  в  большинстве  случаев  данное  влияние  стихийно.   Часто  оценка  родителями    поведения  их  детей  не  совпадает  с  оценкой учителей  участников,  а  также    с  оценкой  самих  учеников.   Поэтому  учитель  должен  искать  путь  к  сердцу  родителей,  чтобы  дать  им  позитивное  направление.   Взаимоотношения  с  родителями  укрепляются,  когда:

·                   учитель  родителям  старается  дать  то,  что  требуется  и  от  них  (выслушивает  их  проблемы,  высказывает понимание  и доброжелательность  по  отношению  к  их  детям);

·                   учитель не забывает,  что  родители  должны  смотреть  на  школу  глазами  детьми  (сначала  устанавливает  контакт  с  детьми,  а  затем  с их родителями);

·                   учитель  стремится  раскрыть  способности  родителей  в  отдельных  областях  воспитания  детей;

·                   учитель помнит,  что  нельзя  родителям  указывать,  а  тем  более  ругать  их  детей;

·                   учитель  надеется  на  победу  добра  в  душе  ребенка;

·                   учитель  делится  накопленным  педагогическим  опытом  и  т. д.

Задачи педагога:

а) выяснить, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка;

б) убедить родителей (в каждом конкретном случае используя нужный подход) в ошибочности и несостоятельности их точки зрения и указать методы и пути нравственного воспитания ребёнка в семье. [5; с. 98 - 99]

Выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

1)               Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2)               Атмосфера искренности. «Родители не должны лгать детям, ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так:  «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…».

3)               Разъяснение. Воздействие словом. В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Дети любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений дети постигают нравственные понятия.

4)               Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5)               Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6)               Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7)                Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8)               Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

9)               Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10)          Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11)          Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки  окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. [2; с. 182 - 184]

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Отношения “учитель – родители учащихся” являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся.

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников единстве семьи и школы на основе проведенных исследований и в соответствии с полученными данными, составленной программы мероприятий.

Прежде, чем начать беседу с родителями, необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (воспитательный потенциал семьи). По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально-психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

Таким образом, для разработки мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников в единстве семьи и школы, необходимо  сначала провести диагностику семейных отношений, и на основе полученных данных спланировать мероприятия согласно полученным результатам.

Сформируем цели и задачи данного этапа.

Цель формирующего эксперимента: в совместной работе учителя с родителями достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться не только с учителем, но и между собой,  подать как можно больше информации  о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах.  Обязательно дать родителям высказаться.



Задачи:

1.                Ознакомление с опытом семейного воспитания детей; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2.                Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации  учебной и творческой деятельности младшего школьника и его отдыха.

3.                Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.

Для получения информации о внутрисемейных отношениях и степени сотрудничества учителя и семьи, были проведены следующие исследования.

На данном этапе ученикам экспериментального и контрольного классов была предложена методика Рене Жиля, для подробного изучения социально приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, а именно с семьей и учителем. (Приложение 7)

Методика является визуально – вербальной, состоит из картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить  информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие группы переменных:

1.                          Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2.                          Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях.

Нас буду в основном интересовать переменные первой группы, а именно: отношение к матери, к отцу; отношение к матери и отцу как семейной чете; отношение к другу; отношение к учителю.

         Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. [9; с. 153 - 172]

Ключ

Назначение шкал

№ заданий

Общее кол-во заданий

1

Отношение к матери

1 – 4, 8 – 14, 17 – 19, 27, 38, 40 - 41

20

2

Отношение к отцу

1 – 5, 8 – 14, 17 – 19, 37, 40 - 41

20

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

1 – 4, 6 – 8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8 – 19, 25, 29, 33 – 35, 40

20

5

Отношение  к учителю

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28 – 29, 32, 40

15

Результаты исследования (Приложение 8 – Диаграмма 14, Диаграмма 15 )

Назначение шкал

Контрольный класс

Экспериментальный класс



Положи-

тельные результаты

Отрица-

тельные результаты

Положи-

тельные результаты

Отрица –

Тельные результаты

1

Отношение к матери

97 %

3 %

95 %

5 %

2

Отношение к отцу

58 %

42 %

72 %

28 %

3

Отношение к матери и отцу как семейной чете

73 %

27 %

83 %

17 %

4

Отношение к другу (подруге)

59 %

41 %

61 %

49 %

5

Отношение  к учителю

53 %

47 %

55 %

45 %

Хотелось бы отметить, что под данными «отрицательные результаты» имеется в виду то, что дети отдали предпочтение другим людям, нежели матери, отцу, другу, учителю и т.д. Это не говорит об остром конфликте, возможно это нейтральные результаты.

По данным теста можно сделать определенные выводы. В основном будем уделять внимание экспериментальному классу. Выяснилось, что 97 % детей отношение к матери положительное, и только у 5 % отношение к матери вызывает тревогу. Возможно это объясняется тем, что у некоторых ребят в семье достаточно неблагоприятная обстановка и семью можно охарактеризовать как социально не благополучную.

Что касается отношения к отцу, то были получены следующие результаты: 72 % положительно относятся к отцу, 28 % - отрицательно. Возможно, 5% из этих 28 % составляют дети из социально не благополучных семей. Остальными же детям, по всей видимости, отцы редко уделяют должное внимание.

По шкале «отношение к отцу и матери как семейной чете» 83 % детей относятся положительно, в данном случае можно предположить, что многие вопросы семьи и воспитания детей решаются совместными усилиями матери и отца. 17 % попали в графу «отрицательные результаты», возможно дети не видят эмоционально теплых отношений между родителями, либо в семье ведущую роль играет один из родителей.

Отношение к другу (подруге) положительное у 61 %, у 49 % результаты показали, что они относятся к друзьям либо нейтрально, либо отрицательно. Возможно, что в этом возрасте дети еще не совсем четко представляют себе ценность дружбы между людьми.

Отношение к учителю. У 55% детей отношение к учителю положительно, это может объясняться в первую очередь авторитетом учителя, стремлением усваивать новые знания. У 45% детей отношение к учителю либо нейтральное, либо отрицательное. К этому проценту можно отнести  детей, у которых успеваемость ниже среднего, детей, у которых есть проблемы с соблюдением дисциплины и т.д.

Одним из важнейших направлений работы учителя, является работа с семьей. Ключевой момент в этой работе – получение полной и объективной информации. Что же касается мнения родителей, то в данном случае была применена методика PARI (изучение отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни). (Приложение 9)

         В данной методике выделены 23 аспекта – признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско – детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:

1 – оптимальный эмоциональный контакт

2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

3 – излишняя концентрация на ребенке.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчетов ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака 20, минимальная 5, 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.

Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам  одинаковыми. Однако, это не так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старясь дать правильный ответ, который придет вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью, согласны. [9; с. 130 - 143]

Основное внимание уделим высоким и низким оценкам, т.е. те варианты, на которые были даны ответы А или Б.

Признаки

Контрольный класс

%

Экспериментальный класс  %

Отношение к семейной роли


Вариант А

Вариант Б

Вариант А

Вариант Б

Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3)

95 %

5 %

95 %

5 %

Ощущение самопожертвования в роли матери (5)

43 %

25 %

52 %

18 %

Семейные конфликты (7)

73 %

5 %

76 %

10 %

Сверхавторитет родителей (11)

53 %

15 %

41 %

17 %

Неудовлетворенность ролью хозяйки  дома (13)

37 %

40 %

29 %

46 %

«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

9 %

72 %

11 %

73 %

доминирование матери (19);

20 %

52 %

17 %

52 %

зависимость и несамостоятельность матери (23).

55 %

24 %

58 %

19 %

Отношение родителей к ребенку

1. Оптимальный эмоциональный контакт

побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

32 %

46 %

33 %

38 %

партнерские отношения (14);

76 %

15 %

70 %

15 %

развитие активности ребенка (15);

29 %

48 %

18 %

56 %

уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

53 %

13 %

58 %

13 %

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком

раздражительность вспыльчивость (8);

29 %

31 %

37 %

24 %

суровость, излишняя строгость (9);

24 %

31 %

17 %

27 %

уклонение от контакта с ребенком (16).

49 %

35 %

43 %

45 %

3. Излишняя концентрация на ребенке

чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

17 %

53 %

23 %

48 %

преодоление сопротивления, подавление воли (4);

8 %

57 %

11 %

53 %

создание безопасности, опасение обидеть (6);

73 %

4 %

76 %

5 %

исключение вне семейных влияний (10);

23 %

51 %

31 %

27 %

подавление агрессивности (12);

38 %

49 %

23 %

54 %

подавление сексуальности (18);

29 %

33 %

21 %

24 %

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

41 %

26 %

49 %

23 %

стремление ускорить развитие ребенка (22).

4 %

67 %

-

73 %

Для дальнейшей работы с родителями, разделим их условно  на  две  группы:

1.   Те,  которые  знают,  что  их  ребенок  в  школе  оценивается  положительно,  они  ждут  похвалы.

1.                Те,  которые  знают  о  трудностях  детей,  но  боятся  об  этом  говорить,  избегают  учителя,  и  не  знают,  как  помочь  ребенку.   Такие  родители  предпочитают  вообще  не  ходить  в  школу,  ограничиться  лишь  телефонными  звонками,  или  приходить  в  школу  лишь  по  вызову  учителя.   Часто  их  пугают  и  возможные  упреки  со  стороны  других  родителей.   На  эту  группу  родителей  учитель  должен  обратить  особое  внимание.

На основе формирующего эксперимента были разработаны и проведены следующие мероприятия по нравственному воспитанию детей в единстве семьи и школы:

Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

Групповые:  (Родители  могут  объединяться  в  группы  по  образованию,  педагогической  культуре,  по  поведению  и  показателям  успеваемости  их  детей.)   Здесь  выделяются:  взаимная  работа  учителя  и  родителей  на  уроках,  когда  родители  помогают  учителю  вести  урок;  и    работа  с  активом.

Коллективные: классные собрания, родительские собрания - конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия, деловые  игры, регламентированные  дискуссии.

Учителем проводились следующие беседы для родителей: «Об организации учебы младшего школьника»; «Учебная работа младших школьников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст и его особенности»; «Как помогать ребенку в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье» и другие.

Например, лекция - диспут для родителей на тему «Как правильно говорить с ребёнком?» включала в себя следующие основные разделы, по поводу которых родители выслушивали мнение педагога, а затем высказывали свое, основанное на личном опыте и конкретных ситуациях.

Суть: всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. 

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг.

Родителям предлагалось прочитать вместе с ребенком рассказ, содержащий нравственную проблему, а затем задать ему вопросы каким образом он решил бы данную проблему. При этом параллельной задачей родителей было вести наблюдение за ребенком, а потом записывать данные в дневник. Наблюдение проводилось по таким критериям как мотивационное, познавательное и деятельностное проявления ребенка при решении нравственных задач. В этих целях предлагалось отмечать такие проявления ребенка, как стремление задавать вопросы по интересующей его теме, стремление получать новую информацию, стремление самому применять на практике полученные знания и т.д.

Система работы представляет собой ежемесячные задания для родителей с детьми и итоговые внеклассные мероприятия, которые проводятся в разнообразных организационных формах. Такая система работы с семьей охватывает и базовое образование, и дополнительное образование, и внеклассную работу. Участие родителей является не просто желаемым моментом, а главной идеей работы, обеспечивающей сотрудничество родителей с детьми и школой. Также параллельно с установлением контакта семьи и школы, улучшались внутрисемейные отношения, т.к. к эксперименту старались привлечь не только матерей, но и отцов, таким образом отцы становились активными субъектами в воспитании детей.

Семья должна быть уверена, что ее усилия не останутся незамеченными. Здесь очень важна позиция уважения к творчеству детей, к каждой работе.

Ситуация успеха разная, но у каждого! Задача педагога найти "изюминку" в каждой работе, поставить в центр внимания личность ребенка.

Можно  выделить  следующие важные  аспекты  общения  учителя с  родителями  в  3 – ем  классе:

- Начинать  разговор  не  с  проблем  детей,  а  с  общих  приятных  вопросов,  не  спешить  решать  проблемы;

- Показывать  внимание  родителям,  интересоваться  их  работой,  домом;

- Обсудить  эмоции,  возникающие  из-за  школы,  учителей,  детей;

- Внимательно  слушать и  принимать то,  что  говорят  родители,  не  критиковать  их  мнение,  а  стараться  понять,  что  разрешает  им  так  думать;

- Договориться  об  общих  целях  и  на  родительских  собраниях  говорить  о  том,  что  важно  всем;

- Уделять  столько  времени,  сколько  требуется;

- Мотивировать  аргументы  тем,  что-то,  о  чем  вы  говорите  важно  всем  и  большинство  вас  поддерживают;

- Информировать  родителей  лично,  при  помощи  писем  или  индивидуальных  бесед.   Информацию,  предназначенную  для  родителей,  не  передавать  через  детей  или  других  лиц. 









Глава III. Результаты практической работы по формированию нравственных качеств у младших школьников. Контрольный эксперимент.

По данным дневников, заполненных родителями можно сделать следующие выводы. По мере возрастания количества  совместных занятий родителей с детьми, повысилась мотивационно – эмоциональная деятельность детей. Это выражалось в просьбах детей позаниматься с ними, сами выбирают для анализа книжки, которые они прочитали до эксперимента, самостоятельно определяют нравственную проблему и предлагают варианты ее решения. Причем их предполагаемое поведение становится все более осмысленным. Это объясняется тем, что ребята объясняют, почему бы они поступили так, а не иначе, в соответствии с нравственными нормами. Многие пытаются передать полученные знания младшим братьям, сестрам, друзьям. Это четко прослеживается во время игр, когда дети, с которыми проводились занятия по нравственному воспитанию, пытаются объяснить другим детям, почему «так можно поступать, а так нельзя».

Аналогичный опыт был проведен в контрольном классе, единственное отличие заключалось в том, что родители лишь констатировали поведение ребенка в начале эксперимента и в конце эксперимента. Полученные данные, можно отражены в итоговой таблице. (Приложение 10).

Полученные данные по всему экспериментальному классу можно представить в виде таблицы.

Критерии

До эксперимента

После эксперимента

Дети с низким уровнем нравственного воспитания %

Дети со средним уровнем нравственного воспитания %

Дети с низким уровнем нравственного воспитания %

Дети со средним уровнем нравственного воспитания %

Мотивационно – эмоциональный

43 %

50 %

16 %

57 %

Познавательный

35 %

48 %

15 %

55%

Деятельностный

53 %

41 %

39 %

45 %

В экспериментальных классах оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27% и составила 16% (24% бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем и 3% с высоким.); группа со средним уровнем увеличилась на 7% и составила 57% (17% из группы со средним попали в группы с высоким); группа с высоким уровнем увеличилась на 20% и составила 27%. В целом 43 процента испытуемых в экспериментальном классе изменили своё мнение, и попали в группу с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у школьников нравственный опыт достигает высокий уровень нравственного развития.

В работе учителя с учениками формирование ответственности проводилось по следующим направлениям: организация взаимной деятельности учащихся на уроках; анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения; организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы. Доброжелательность формировалась следующим образом: организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий; систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий. Как видно из указанных направлений формирования старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

По итогам анкетирования родителей учащихся начальных классов, которое проводилось с целью выяснения отношения родителей к формированию основ нравственной культуры учащихся, выявились положительные тенденции:

дети овладевают фактической информацией о нравственности;

развивают способность работать с разнообразной литературой;

развивают монологическую речь, умение слушать друг друга, вести дискуссию (итоговые занятия).

В таком союзе семьи и школы мы видим и сверхзадачу: наши задания и итоговые мероприятия соединяют детей со своими родителями в развитии нравственного мышления, актуализируют ценностные ориентации семьи.




























Глава IV. Выводы по результатам эксперимента.

Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.

  Нравственные качества проявляются на этапах решения учебной задачи.

  Целенаправленная работа положительно влияет на результативность работы.

  Разработанная методика показала эффективность формирования нравственности в учебной деятельности

Рассмотрим полученные результаты:

Прежде всего, проанализируем изменения нравственного опыта в экспериментальном классе. Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментального класса разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.

  В то же время изменился их количественный состав. Так в экспериментальном классе количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 16% от выборки, со средним уровнем – 57%, и с высоким – 27%.

  При сравнении с первым этапом эксперимента оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирования эксперимента у школьников 3 класса нравственный опыт достиг высокого уровня развития. (Приложение 10)

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых экспериментального класса отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольном классе, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых в экспериментальном классе произошло в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.                

 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности в учебной деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

  Можно сделать вывод, что успешному формированию нравственных свойств способствуют:

- Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности.

- Конкретизация представлений младших школьников о нравственных качествах, элементах учебной деятельности.

- Формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий на различном предметном содержании.

- В специальной беседе, направленной на привлечение внимания младшего школьника к качествам личности, необходимо отметить, что у каждого человека с детства формируется различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом.

Для успешного формирования младших школьников нравственных качеств мы рекомендуем:

- Изменять подход к выполнению той или иной задачи.

- Создавать для учащихся определенные условия, обнажающие необходимость проявления нравственности в учебной деятельности.

 С этой целью мы рекомендуем применять следующие задания:

  а) “Задание – альтернатива”;

  б) “Задания – ловушки”;

  в) “Задания – ситуации”.      

- Решение “конфликтных” задач, способствующих появлению у учащихся своей точки зрения, которую они должны отстаивать независимо от мнения других учеников, учителя.

- Введение в обучение диалога “учитель – ученик”, “ученик – учитель”, “ученик – ученик”, в котором учащиеся высказывает свое мнение, соглашаются или опровергают мнение учителя.

  Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

Выделение в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители учащихся» исходит из того, что педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

- Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

- Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

- Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.

- Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей.

- Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.





















Заключение

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание.

Также можно сделать вывод, что целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее, по данным эксперимента, предполагает:

1. выработку понимания жизненной важности морали;

2. установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. милосердие и любовь к людям.

Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая не может быть ограничена личным самоусовершенствованием, а требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.

  Воспитание школьников предусматривает формирование гармонически развитой личности. Нравственное воспитание благодаря широте влияния на личность является стержнем воспитания.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Главным выводом проделанной работы является необходимость поддерживать заданный ритм, расписание занятий родителей с детьми, учителя с детьми, учителя с родителями, контролировать и поддерживать заинтересованность родителей, и тем более детей.







Список литературы

1.                Архангельский Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 – 534 с.

2.                Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 – 412 с.

3.                Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 - 216 с.

4.                Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978 – 389 с.

5.                Воликова  Т. В.   Учитель  и  семья.   –  Москва,  1987.

6.                Гейко  В. А.   Роль  семьи  в  развитии  школьных  успехов  ребенка.  //   Начальная  школа.   -  1999,   №3.   –  С.  59 – 61.

7.                Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 – 376 с.

8.                Карелин А.А. Психологические тесты. Том 1. М., 2003 – 312с.

9.                Карелин А.А. Психологические тесты. Том 2.  М., 2003 – 248 с.

10.           Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Ленинград, 1989 – 89 с.

11.           Немов  Р. С.   Психология  Кн.  2  –  Москва,   1998.

12.           Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 – 183 с.

13.           Савин Н. В. “Педагогика”, Москва, 1978 – 373 с.

14.           Смолко  Е.   Воспитывать  вместе.  //  Семья  и  школа.  –  1985,  № 9.  –  С. 19 – 21.

15.              Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.