Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Аудиторская проверка объектов налогообложения по
транспортному налогу…………………………………………………………..4
2. Аудиторская проверка налогооблагаемой базы транспортного налога……5
3. Проверка правильности начисления транспортного налога………...6
4.Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета……….7
5. Оформление и представление результатов проведения аудита ……………9
Задача…………………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………..15
Введение
Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых. Объективным основанием для этого служит то, что тенденции и закономерности современной экономики противоречат друг другу. Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирования всей экономики; активного предпринимательства, ориентированного на возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; тенденции к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.
На современном этапе развития экономики актуализируются проблемы повышения эффективности налогообложения предприятия на всех иерархических уровнях. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на предприятиях, определяющих социально экономический потенциал субъекта Российской Федерации.
Цель настоящей работы – аудит расчетов с бюджетом по транспортному налогу.
1.Аудиторская проверка объектов налогообложения по транспортному налогу.
Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с #M12291 9034972Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94#S автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном #M12291 9008548постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"#S.
Поэтому аудитор должен проверить наличие транспортных средств на предприятии и их регистрацию в соответствии с НК РФ.
В случае если транспортные средства не все или не в полном объеме зарегистрированы, то аудитор должен отразить данный факт в рабочих документах и учесть его при составление аудиторского заключения.
2. Аудиторская проверка налогооблагаемой базы транспортного налога.
Важной частью аудиторской проверки является проверка правильности начисления налогооблагаемой базы. Для этого аудитор должен помнить, что в соответствии со #M12293 0 901765862 7814603 594938987 4201696418 77 594938987 4201696418 4161022333 77статьей 359 Н Кодекса#S налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае если в технической документации на
транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах
мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности
(лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной
в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт =
В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы.
В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателя или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства.
Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры, и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
3. Проверка правильности начисления транспортного налога.
Аудитор осуществляет проверку, с учетом положений #M12293 0 901714421 1265885411 25512 1376109634 3359731583 1406751650 2135106610 667387676 820276924статей 52#S и #M12293 1 901714421 1265885411 25514 791792389 1275306177 3359731583 4257889665 4201696445 7754 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.#S Сумма налога, подлежащая уплате за налоговой период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению.
Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.
Пример 1.
Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 25 января 2004 года, а снят с регистрации в связи его продажей 8 декабря 2004 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
Пример
Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая 2004 года налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 лошадиных сил. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 рублей за 1 лошадиную силу. Сумма транспортного налога за 2004 год в этом случае составит 8500 рублей = ((150 х 4 ) + (180 х 8) : 12) х 50.
4. Проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета.
Транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта Российской Федерации.
В случае, если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляется одним налоговым органом, то такому налогоплательщику может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению.
Транспортный налог платят все предприятия, имеющие транспортные средства.
Размер налога (Нвл) определяется:
Нвл=Мдв*Свл,
где Мдв - мощность транспортного средства, л.с., Свл - размер годового налога по данному виду транспортного средства.
Ставки налога зависят от вида и мощности транспортного средства и устанавливаются местными органами власти.
Суммы платежей с владельцев транспортных средств включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг (Д26 К67). Аудитор должен проверить не только правильность отражения на счетах бухгалтерского учета, но и сопоставить данные аналитического и синтетического учета.
Основные операции по сч.67 отражены в журнале регистрации хозяйственных операций.
Журнал регистрации хозяйственных операций по счету 67
№ п/п |
Содержание операций |
Корреспондирующие счета дебет кредит |
1 2 3 4 5 6 7 |
Отражены суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные фонды (с сумм капитальных вложений, приобретения материальных ценностей) Отражены суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные фонды и относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) Отражены суммы начисленных взносов во внебюджетные фонды, относимые за счет коммерческих расходов, а также издержек обращения (в торговле) Суммы, причитающиеся ко взносу во внебюджетные средства и связанные с потерями от брака Отражены суммы причитающихся взносов во внебюджетные фонды, относимые в затраты продукции, работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств, затраты, учитываемые в составе расходов будущих периодов Суммы, причитающихся взносов во внебюджетные фонды начислены за счет внутренних подразделений, имеющих отдельные балансы, а также за счет распределения прибыли Перечислены во внебюджетные фонды начисленные ранее суммы; погашена задолженность фонду имущества по средства от реализации акций |
08,15 67 20, 23, 67 25, 26 43, 44 67 28 67 29,31 67 79, 81 67 67 50, 51, 52, 55 |
5. Оформление и представление результатов проведения аудита .
Результатом проведения налогового аудита является подготовка следующих документов:
а) заключения по результатам проведения налогового аудита;
б) отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам являются документально оформленные материалы (например, консультации, предложения, расчеты, схемы).
В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита аудиторской организации следует выразить мнение:
а) о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет
б) о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
. Заключение, подготовленное по результатам выполнения налогового аудита, не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
а) указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;
б) практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
в) разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
г) внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет;
д) разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования.
В итоговых документах (заключении либо отчете по результатам налогового аудита) должны найти отражение все вопросы, которые, по мнению аудиторской организации, влияют на достоверность проверенной отчетности (документации), а также содержать четкие и полные ответы на вопросы, поставленные в договоре. Выявленные в процессе налогового аудита факты нарушения налогового законодательства аудиторской организации следует отразить в рабочей документации и в итоговых аудиторских документах.
Если в итоговых документах по результатам проведения налогового аудита описываются какие-либо нарушения порядка исчисления и перечисления налогов и другие факторы, являющиеся существенными по условиям договора или профессиональному суждению аудитора, то они не должны оставлять у пользователей сомнений относительно их смысла и значения для понимания содержания отчетности (документации).
Если целью налогового аудита, в соответствии с договором, является выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности и полноты исчисления, отражения в учете и перечисления экономическим субъектом налогов и сборов, то аудиторской организации рекомендуется подготовить соответствующее заключение. Примерная форма заключения аудиторской организации по результатам проведения налогового аудита К представляемому заключению могут прикладываться приложения, куда подшивается документация, подтверждающая выводы аудиторской организации. Если в результате выполнения специального задания проверяемый экономический субъект произвел необходимые поправки в проверяемой отчетности (документации) до представления ее заинтересованным пользователям, то заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
Итоговые документы по выполненному заданию распечатываются на официальном бланке аудиторской организации.
Все итоговые документы должны быть собственноручно подписаны руководителем аудиторской организации или уполномоченным лицом аудиторской организации и аудитором, ответственным за проведение работ. Подписи в итоговых документах удостоверяются печатью аудиторской организации.
Итоговые документы выдаются лицу, заказавшему проведение налогового аудита, в количестве экземпляров и в сроки, согласованные с ним и определенные в договоре.
Аудиторская организация не имеет права и не обязана предоставлять каким-либо пользователям (в том числе налоговым органам) копии итоговых документов по выполненному специальному заданию, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Во избежание возможности использования заключения для целей, не определенных заданием (договором), аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о цели подготовки данного заключения, установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц, а также указать на недопустимость его включения в состав годовой бухгалтерской отчетности.
Задача
Исходные данные:
1. Учетной политикой организации предусмотрено определение выручки от реализации по оплате.
2. Все стоимостные показатели приведены без учета НДС.
3. В отчетном периоде отгружено промышленной продукции на сумму 1798005 руб., в т.ч. НДС
4. Поступило на расчетный счет за реализованную продукцию 2550900 руб, в т.ч.
- от реализации молока – 550900 руб.
- от реализации мяса и мясопродуктов – 2000000 руб.
5. Получено авансов в счет финансирования по ранее заключенным договорам – 778900 руб.
6. Оплачено по безналичному расчету и оприходовано товарно-материальных ценностей производственного назначения по счетам – фактурам с учетом НДС по стандартной ставке 23490 руб.
7. Оплачено по безналичному расчету и оприходовано основных средств – 220988 руб., в т.ч. автомобиль «Волга» для обслуживания столовой – 120900 руб.
8. Перечислено авансов смежникам – 233470 руб.
9.В отчетном месяце закуплено за наличный расчет по счетам-фактурам с учетом НДС по стандартной ставке на оптовой базе и оприходовано производственных материалов – 23780 руб.
10. Закуплено в розничной торговле за наличный расчет - 10000 руб.
11. Исчислен и перечислен в бюджет НДС в размере 190114 руб.
Для выражение своего мнения о правильности исчисления НДС аудитор сначала должен пересчитать сумму НДС подлежащую уплате в бюджет.
1.Так как выручка «по оплате» начисляется НДС 10% на сумму денежных средств поступивших на расчетный счет за реализованную продукцию. 2550900*10%=255090
2. 778900*18% = 140202
3.ставится к зачету НДС по оплаченным и оприходованным ТМЦ 23490*18/118=3583,22
4. оплачены и оприходованы ОС 220988*18%= 39777,84
5. Оплачены и оприходованы материалы 23780*18/118=3627,46
6. Итого у уплате в бюджет 255090+140202-3583,22-39777,84-3627,46=348303,48
Значит аудитор выразит мнение о недостоверном исчислении НДС , так как процедура пересчет показала несоответствие реальному положению дел. Всего скорее на предприятии брали в зачет НДС с авансом смежникам, который бы уменьшил сумму НДС на 33710, а также сумму НДС полученную за покупку за наличный расчет. Неправильное исчисление НДС говорит о занижение налогооблагаемой базы и грозит штрафными санкциями в форме начисления пени на сумму недоначисленного НДС
Аудитор может дать следующие рекомендации:
1. Более тщательно изучать нормативную литературу
2. Сделать сторнировочные записи и сделать исправительные проводки на правильную сумму НДС
3. Подать уточненную декларацию в налоговую инспекцию
Список использованной литературы:
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
3. Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит»; М.: 1999г.
4.Пошерстник
Н.В. «Бухгалтер торгового предприятия»; М.:
5. Касьянова Г. Ю. «10000 и одна проводка по новому плану счетов»; М.:2003г.