Содержание

Введение. 3

1. Жилище и обиход. 4

2. Земледелие. 9

3. Семья и семейные отношения. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15

 

Введение


Какие ассоциации возникают у нас, когда мы произносим название этой страны? Они всегда противоречивы: пустыня и жизнь, каменный век и цивилизация, развалины и пирамиды! А как захватывает дух, когда осознаешь, что по территории этой страны протекает самая длиная река в мире, несущая жизнь этой стране. Ведь 90% населения жили и живут вдоль берегов Нила! А строительство пирамиды Хеопса в ту эпоху, когда еще не знали железа и колеса, до сих пор остается загадкой. В чем же причина столь раннего развития данной цивилизаци, опередившей историю нашего мира примерно на две тысячи лет? Как жили древние египтяне и что являлось составляющими частями их жизни?

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила.  Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах- города, который греки впоследствии именовали Мемфисом.

Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по цвету местной почвы. По словам  Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей с/х  деятельности населения.

Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с  бытом египтян.

 

1. Жилище и обиход

Конечно, существует большое различие между дворцом фараона, особняком вельможи и жилищем ремесленника, последний из которых жил вне царского двора в полной экономической автономии. Маленький дом, рассматриваемый как основной модуль для всей городской застройки, имел приблизительно восемьдесят квадратных метров на семью и был разделен на три последовательных зоны: вход, покои, кухня.

Первая зона четко делилась на прихожую и гостиную; покои могли также включать мастерские, а под кухней могло также подразумеваться еще кладовая и помещение для хранения запасов и мебели. Часто из маленького или большого внутреннего двора лестница вела на плоскую крышу, оборудованную под гостиную на открытом воздухе. На улицу выходила единственная дверь, а воздух и свет поступали, в основном, из внутреннего дворика.

В более зажиточных домах, в центральном зале находился один или два столба, с высеченным на них именем хозяина. Стены из необожжонного кирпича были оштукатурены изнутри и снаружи. Полом же служила утоптанная земля, иногда оштукатуренная и выкрашенная в красный цвет. Предположительно каждый жилой блок был заселен одной семьей, но жизнь, временами, бывала довольно стесненной.

Хотя мебель в египетском доме была малых габаритов и только самой необходимой: большие предметы помешались в подвальных помещениях, а одежда хранилась на полках в стенных шкафах или в многочисленных корзинах и сундучках.

Еще египтяне использовали множество столиков всевозможных размеров и предназначений. Впрочем, потребности были очень скромными: даже когда экономические условия улучшались, предметы одежды, мебели, обстановки и даже пищевой рацион – все ограничивалось несколькими наименованиями. В результате специфических религиозных и моральных представлений, преобладающим желанием египтян было наличие большого и прекрасного дома для загробной жизни, какой можно увидеть в деревне строителей Дейр-эль-Медина.

Жизнь в городе. В Древнем Египте было много городов. Фараоны имели дворцы в столицах и в самых крупных городах. Дворцы были окружены садами, искусственными водоемами. В садах водились диковинные животные и птицы, росли красивые деревья и цветы. Дворцовые покои расписывали лучшие художники.

Знатные египтяне старались подражать фараону. Они также жили в прекрасных дворцах. Знать устраивала пиры, на которых гостей развлекали музыканты, танцовщицы, акробаты.

Состоятельные горожане жили в собственных домах, построенных из сырцового кирпича. Горожане победнее жили в домах в два-три этажа, где занимали маленькие душные комнаты. В таких домах почти не было мебели. Люди спали на циновках. Египтяне вместо подушек клали голову на специальные подставки из дерева или камня. Одежду они прятали в сундуки.

Одежда богатых и бедных отличалась качеством тканей и украшениями. Мужчины носили различные набедренные повязки, богатые - украшенные передники. Грудь и плечи состоятельные мужчины покрывали широкими оплечьями-ожерельями. Женщины надевали легкие платья на широких лямках, работая - более короткие юбки. И мужчины, и женщины носили парики, пользовались косметикой, ярко подводили глаза.

Художники, скульпторы и ювелиры имели в городах свои мастерские. Люди съезжались из окрестностей в города, чтобы обменять продукты своего труда на необходимые им вещи. Хлебопек за лепешки мог получить, например, стол. Торговля велась путем обмена. Чаще всего стоимость товара соизмерялась с определенным количеством зерна. Металлических денег в Древнем Египте не было.

Основной пищей египтян были хлеб и похлебка из зерна. Употребляли в пищу также мясо птиц, домашних животных. Особенно любили говядину. К столу состоятельных египтян подавалось много овощей и фруктов, вино, пиво.[1]

Отношение к жилью у египтян в корне отличается от нашего. В Египте существует закон по которому граждане освобождаются от уплаты налогов за жилье, пока оно не построено. В связи с этим большинство домов в Египте недостроены (по крайней мере внешне) или не покрашены. При первой поездке в Египет это вызывает шок, однако подобное можно встретить и в Узбекистане. Дома обычно красятся или отделываются камнем только со стороны главной улицы, все же боковые стены неровно сложены из кирпича и не покрашены. Практически все жилье строится по кирпично-монолитной технологии (землетрясений в Египте не бывает). С рождением каждого мальчика в семье строится новый этаж. В домах начинают жить как только возводится первый этаж, зачастую без крыши (дождей не бывает). Электричество имеется в городах, и не всегда в пригородах. Мусор выбрасывается прямо на улицу и то и дело попадаются большие мусорные кучи. Старайтесь на это не обращать внимания - такой быт устраивает местных жителей, а мы не вправе им советовать.

Практически во всех домах с электричеством есть кондиционер. В Каире жилье вполне современное и довольно дорогое. Средняя цена трехкомнатной квартиры - 20-30 тыс.долларов и зависит от района. В курортных городах проживает много египтян из Каира и др.городов, которые работают в туризме и на выходные или вне сезона уезжают к себе домой. Если Вы ни разу не пройдетесь по этим узким грязным улочкам - считайте, что вы не видели настоящего Египта. Проживание в убогих по нашим понятиям домах отнюдь не значит, что египтяне бедны - крестьяне обычно имеют в СОБСТВЕННОСТИ не только дом, но и большие участки земли (несколько гектар), которую они обрабатывают всей семьей, магазин или ресторанчик на первом этаже, если это городской дом. Коммунальные платежи в городе составляют примерно 15$ в месяц. Вода и электричество очень дешевые.

В Каире очень много автомобилей, над городом постоянно висит смог и видимость днем составляет 2-5 км. В курортных городах автомобилей поменьше, а в Луксоре очень распространены конные экипажи, которыми я Вам рекомендую воспользоваться, если позволит время. Автомобили в Египте в основном японские и корейские, много НИВ (ВАЗ 2121) и ВАЗ 2107. Такси в Каире - старенькие ФИАТы. Большинство автомобилей оборудовано кондиционером. Ездят египтяне практически не соблюдая правил с превышением скорости, при этом аварии довольно редки. Но если Вам удастся стать свидетелем аварии, вы получите незабываемые впечатления от колоритного арабского языка, размахивания руками и вспоминанием Аллаха. В конце концов все закончится мирно (Хвала Аллаху, что никто не пострадал). Брать на прокат автомобиль сразу не рекомендую.

Выходной день - пятница. Не беспокойте мусульман в пятницу до 12 дня, не назначайте встречи и не ломитесь в закрытые магазины. Пока их хозяева не отслужат пятничный намаз, ничего работать не будет. В отелях в пятницу весь персонал работает как в другие дни.

По Исламу запрещается изображение людей, поэтому фотографировать или снимать на видео мусульман не стоит, или делайте это максимально корректно и если за съемку они попросят деньги - платите (2-5 фунтов). Вход в мечети не мусульманам во время намаза запрещен. Вообще любая мечеть в отличии от православных или католических храмов красива только снаружи. Внутри Вы не увидите золота, резного дерева, картин - все очень просто. Прежде чем делать фотографии на фоне входа в мечеть, спросите на это разрешение гида или мусульман, находящихся не вдалеке.

Согласно мусульманским традициям на ежедневно 5 раз в каждой мечети служатся намазы. Первый до восхода солнца, последний на закате. Восход солнца в Египте примерно в 4-50 утра. На минаретах установлены громкоговорители, поэтому если Вы будете проживать в отеле вблизи мечети - в 4-50 Вас разбудит мулла. В городах Вы не увидите молящихся мусульман на улицах, но если это случится - снимать на фото или видео молящегося нельзя.

В Египте действует сухой закон, поэтому купить спиртное можно только в отелях или ресторанах. Не предлагайте Египтянам спиртные напитки и не появляйтесь в пьяном виде вне отеля (в отеле у Вас будут проблемы с администрацией, вне отеля с полицией). Спиртное в Египте очень дорогое - на порядок дороже чем в России. Национальным напитком в Египте считается чай каркаде.

Табачные изделия в Египте продаются без ограничений, не запрещено курение в общественных местах. В Египте абсолютно безопасно, и Вы можете гулять по городу, в том числе и по "down town" без опасений даже в темное время суток. "Развести туриста на деньги" - национальный спорт в Египте, поэтому большее, что Вам грозит - сильно переплатить в лавке или Вам могут подсунуть некачественный товар, в том числе и ювелирные украшения (не считая атаки террористов). Ходит байка, что во время двух нападений на туристов в Луксоре, террористы перед тем как открыть огонь на ломаном русском кричали "Русский есть? Ложись на землю!" :-)

В Египте говорят на арабском языке. Практически все, кто работает в сфере обслуживания и школьники говорят на английском (правда труднопонимаемом), многие понимают немецкий или итальянский и могут на них свободно объясниться, русский знают не все, если не считать заученных фраз "Как диля, заходи друг, я люблю русских, кхороше, збазибо, дешево, не банан". Если Вы попали на египтянина не знающего русский и не говорите ни на каком языке, вы всегда сможете объяснится жестами, а цифры написать на бумажке. Многие надписи дублируются на русском, а в ресторанах и кафе практически всегда есть меню на русском. Обязательно выучите написание цифр по арабски - это Вам поможет быстро ориентироваться в деньгах и при покупке драгоценностей, иначе Вам могут "впарить" не ту купюру или золото не той пробы (ничего сложного в написании цифр нет). Все номиналы купюр продублированы понятными нам цифрами на оборотной стороне.[2]


 

2. Земледелие

Жизнь земледельцев на берегax Нила. Египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль - ноябрь. К этому времени должны были быть вырыты каналы. Поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. В эти же месяцы, когда не было сельскохозяйственных работ, власти призывали крестьян на государственные работы - строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках.

С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен. Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.[3]



3. Семья и семейные отношения

Семья в Древнем Египте. В Древнем Египте семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением в обществе. Они имели право на имущество, могли обращаться в суд. В простых семьях ребенок до трех лет почти не расставался с матерью. Работая, мать носила малыша за плечами в сумке на лямках.

Девочек обучали дома. Мальчики учились ремеслу своего отца, посещали школу, где обучались письму, счету, религии. Образованный юноша мог продвинуться на государственной службе, даже если он происходил из небогатой семьи.

В египетских семьях очень любили детей. Для них делали игрушки, иногда движущиеся. Подрастая, дети играли во "взрослые" игры, например в "собаки и шакалы" или в "сенет" - в игру, напоминающую нарды. Дети любили подвижные игры вроде салочек. Маленькие дети бегали обнаженными. Потом их одевали как взрослых. Головы мальчикам брили, оставляя лишь по бокам или на затылке пучки волос. Они назывались "локоны юности".

В древнем Египте "покровителем" была женщина до конца позднего периода (332 г. до н. э.) Это подтверждается многочисленными находками из камня и папирусными свитками, отражающими ежедневную жизнь мужчин и женщин того периода в таких деталях, какие едва ли можно найти в других культурах, с тех пор как они были описаны.

В догреческий период, например, имя и собственность переходили в роду по женской линии. Мужчины были лишены права наследования и надеялись принести приданое для брака. Это приданое передавалось автоматически от владения мужчины в собственность женщины.

Вот точный текст брачного контракта, взятого из египетского папируса, в котором мужчина объявляет: "Я признаю ваши права как женщины. С этого дня и дальше я никогда не скажу ни одного слова против ваших требований. Я признаю вас моей женой перед лицом всех людей, хотя я не имею права сказать вам: "Вы - моя жена", Я есть он, тот мужчина, который является вашим мужем. Я не могу больше поднимать никаких протестов против того, куда вы выбираете идти. Я передаю в вашу собственность ... (прилагается лист собственности) ... в ваш домашний обиход. У меня нет власти вмешиваться в любые ваши дела, которые вы можете предпринять. Любой документ, сделанный в мою пользу, неважно кем, будет помещен среди ваших документов".

В более поздний период во времена Дария (после 522 г. до н. э.) мужчины, по-видимому, начали вовлекаться в деловую жизнь, Брачные контракты времени, в котором женщины выступают как единственные имеющие право подписи партнеры, гласят: "Все, что я приобрету с вами". "Вплоть до времени Птоломея (340-330 гг. до н. э.), - пишет М. Ваэртинг, когда было еще общее ведение деловой жизни обоих полов". Она говорит: "Оба пола занимались делами вне дома и по-видимому в это время, стремясь к равенству, и те и другие работали по дому вместе. Таким образом, мы видим, что на мужчине лежала ответственность за содержание дома, но что женщина брала часть этой ответственности на себя, нисколько не считая это занятие "не женским".

Вопреки этим фактам во время так называемого Древнего Царства (приблизительно 2950-2134 гг. до н. э.) уже присутствовали заметные следы приближающегося сдвига от матриархата к патриархату. В мифологии богинь и богов это хорошо видно по тому факту, что мужчинам позволяли быть регентами. Регентами они могли стать только через брак и затем назначались королевой, так как королевское расположение передавалось через женщину. Женщину рассматривали правителем, мужчину же как регента, который царствовал под защитой женщины и согласно ее желанию. Многие правительницы брали на регентство самих себя, такие как, например, Хатшепсут - королева и богиня (приблизительно 1490-1470 гг. до н. э.). Разница между царствованием и правлением становится ясной из надписей. На колонне богини Айсис сказано: "Что я создала в законе, не может быть уничтожено никем". На колонне Озириса сказано только: "Нет такого места в мире, куда бы я не смог дотянуться, распространяя свои блага". Имя Озирис, приставка "ири", означает глаз Айсис: часть ее, бдительная и изучающая. Каждая королева представляла Айсис.

Начало процесса, который вел к переходу власти от женской культуры к мужской, Жозефина Шрейер объясняет с помощью идентификации: "Ментальный процесс, который делал возможным для мужчин принимать участие в женской созидающей культуре, так что они могли становиться "королями" при помощи женщин (женщины делали их королями), был механизм идентификации. Этот термин развил Фрейд. Основание его очень простое. Идентификация - это ориентация себя относительно другого, означающая, что какое-нибудь эго перенимает некоторые позиции другого эго, имитируя его до известной степени и присваивая его себе...."Идентификация - важная форма привязанности одного существа к другому, возможно, основная форма." "Идентификация старается сделать эго настолько сильно похожим на модель насколько возможно. Суперэго развился благодаря идеалу. Фрейд сам говорил, что этот идеал, эта модель так же существенен, как и сознание. Эго подчиняется безусловному (категорическому) императиву суперэго".

Но вернемся к исторической ситуации. Идентификация мужчины с женщиной была впервые отображена в символическом вновь вступающем в силу законе рождения. Эти так называемые роды мужчины можно обнаружить еще сегодня в несколько отличной форме, например: когда ребенок рождается, отец сам ложится в кровать, подобно женщине, действительно рождающей ребенка. Он имитирует ее тяжелую работу, тяжело вздыхая и извиваясь всем телом, а иногда он надевает женские одежды. Идентичность с женским поведением достигает своей вершины, когда мужчины предъявляют претензии самим рожать детей, как мы можем наблюдать в мифологии различных культур.

Мужчина также знал, что он смог бы родить ребенка, если бы кастрировал себя: "Бог кастрировал себя, и из крови, которая вышла из раны, все другие боги были созданы..."

В этой связи важно отметить тот факт, что мужчина всегда чувствует необходимость оправдать себя, когда он говорит о своей власти над женщинами. "Даже в самых древних документах мы ни разу не обнаружили богинь, оправдывающих себя или защищающих свой авторитет или свое использование власти. Они обладали могуществом".[4]

Отношения полов в исламских странах в корне отличаются от наших. Ислам не признает гражданских браков и внебрачных половых отношений, поэтому до свадьбы египтяне практически не вступают в половые отношения, хотя с их слов проституция в Египте существует. Не запрещается встречаться молодым людям, вместе проводить свободное время, но жить они должны врозь. Разумеется все эти ограничения больше касаются женщин. По моим наблюдениям часть туристов женского пола находит себе курортных бойфрендов среди египтян, чему последние только рады. Свадьба для молодых людей в исламских странах "больной вопрос", поскольку прежде чем взять в жены девушку, необходимо иметь квартиру (25000$), подарить ей украшения на сумму не менее 1000$, уплатить ее родителям калым в сумме не менее 5000$. Заработки большинства египтян составляют 200-300$ в месяц. Сумма калыма зависит от красоты невесты. Супруги могут разводится, но имущество и дети отходят тому супругу, с которым разводятся, а не инициатору развода. Женщина может несколько раз выходить замуж. По Исламу каждый мусульманин может иметь одновременно не более 4-х жен, при этом все вышеописанные расходы умножаются с количеством жен. Более 1 жены в Египте редкость. Детей в семье обычно не менее 4-х. Масульманин можеть взять в жены женщину другого вероисповедования и при этом она не обязана принимать Ислам, но мусульманка не может выйти замуж за немусульманина.

На улице Вы практически не увидите египтянок. Они обычно занимаются хозяйством. Женщины носят платки на голове и одежду закрывающую плечи (хотя Коран требует, чтобы женщина была прикрыта одеждой, но не требует закрывать ее до глаз - это спорный вопрос). Современных египетских девушек Вы можете увидеть в европейской одежде, а также на пляже в купальниках - египтяне к этому относятся очень терпимо. Не рекомендуется женщинам ходить вне отеля в коротких шортах или юбках, а также с открытыми плечами (хотя в курортных городах проблем из-за этого не будет).[5]


 

Заключение


Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно,  и некоторых племен, живших впоследствии  в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изобретениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения, цвет их кожи был смуглый, волосы – черные, гладкие. Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хемитской семьи языков.

Сложно понять людей, живших четыре тысячи лет назад в далекой от нас стране Египет. У них была своя монотеистическая религия, в основе которой лежал миф об Осирисе, своя письменность, появившаяся в четвертом тысячелетии до Р.Х., которую греки лишь в 210 г. до Р.Х. назвали «иероглифика», что в переводе означает «священные высеченные знаки», своеобразная культура и образ жизни, свои законы и своя история. Все это повлияло на последуюшее развитие человечества. И пытаясь понять свое настоящее, мы неизбежно возвращаемся к своему прошлому, к его загадкам и тайнам. И это повторяется на протяжение столетий . . .



Список литературы




1.                 Базак А.Н., Войнич Н.Е. История древнего мира. Древний восток.  – Минск: Харвест, 2000. – 349 с.

2.                 Бонгард-Левина Г.М. Египет: вчера, сегодня, завтра. – М.: Дело, 2001. – 186 с.

3.                 Монтэ П.. Египет. – М.: ИНФРА-М, 2000.  - 390 с.

4.                 Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: ЮНИТИ, 2001.  -352 с.

5.                 Яковец Ю.В. История Цивилизаций. – М.: Логос, 1999. – 454 с.




[1] Базак А.Н., Войнич Н.Е. История древнего мира. Древний восток.  – Минск: Харвест, 2000.  – С. 75

[2] Монтэ П.. Египет. – М.: ИНФРА-М, 2000.  – С. 32


[3] Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: ЮНИТИ, 2001.  –С. 128


[4] Яковец Ю.В. История Цивилизаций. – М.: Логос, 1999. – С.285


[5] Бонгард-Левина Г.М. Египет: вчера, сегодня, завтра. – М.: Дело, 2001. – С. 28