Содержание
Введение. 3
1. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры. 4
2. Структура центрального аппарата Генерального прокурора РФ. 5
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. Функции органов прокуратуры. 9
4. Полномочия прокурора. 28
5. Военная прокуратура. 29
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 34
Введение
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка. Среди органов обеспечивающих правопорядок значительная роль отведена органам прокуратуры.
Целью данной работы является изучение прокуратуры РФ.
Задачами работы являются:
- изучение системы, структуры, и порядка образования органов прокуратуры,
- изучение структуры центрального аппарата Генерального прокурора РФ,
- изучение принципов организации и деятельности прокуратуры РФ.
- определение функций прокуратуры РФ,
- изучение полномочий прокурора,
- изучение деятельности военной прокуратуры РФ.
1. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры.
Конституция РФ определяет, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», детализируя это понятие, определяет прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также иные функции, установленные федеральными законами.
Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образовательные учреждения.
В ряде республик — субъектов Федерации прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве — коожуны, и т. д.). Но прокуратуры в них создаются на правах районных (городских)[1].
В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В г. Москве в соответствии с установленным административно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры города с районным делением (ст. 19 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Важным проявлением качества прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является требование Закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.
Законом не допускаются создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ.
Важным свойством прокурорской системы является то, что все органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ[2].
2. Структура центрального аппарата Генерального прокурора РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками Генерального прокурора РФ[3]. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет советников и помощников по особым поручениям.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.
Структура Генеральной прокуратуры, иных прокуратур динамична. Она изменяется в соответствии с изменениями задач, функций прокуратуры, приоритетов в ее деятельности.
В Главное следственное управление Генеральной прокуратуры входят: управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел и управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, в которое, в свою очередь, входят зональные отделы, а также управление по расследованию особо важных дел, организационно-методическое управление, отдел по надзору за расследованием особо важных дел, отдел криминалистики (последние два отдела — на правах управления). Главное следственное управление возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ. Кроме того, в состав Генеральной прокуратуры РФ входят следующие подразделения: организационно-контрольное управление; управление кадров; управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; управление по надзору за расследованием преступлений; следственное управление; управление по обеспечению участия прокуроров в судах по уголовным делам; управление по обеспечению участия прокуроров в судах по гражданским делам; управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах; управление по делам несовершеннолетних и молодежи; управление правового обеспечения; Второе управление (организация и осуществление надзора на объектах оборонного комплекса и специализированных военно-строительных и иных формирований), международно-правовое управление; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; управление по надзору за исполнением налогового законодательства, отдел реабилитации жертв политических репрессий.
В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
В состав Генеральной прокуратуры входит Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе. Возглавляет это Главное управление заместитель Генерального прокурора РФ.
Структура аппарата
Генеральной прокуратуры РФ
непосредственно связана с изменениями в системе федерального
управления на территории
Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 мая
В состав Генеральной прокуратуры РФ входит ряд подразделений обеспечивающего характера. К ним относятся: отдел писем; приемная (на правах самостоятельного отдела); секретариат; управление делами; центр информации и общественных связей; финансово-хозяйственное управление; отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе; отдел безопасности, Первый отдел[4].
В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет по рассмотрению вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Организационная структура Генеральной прокуратуры РФ в максимальной мере приближена к целям выполнения возложенных на прокурорскую систему функций. С одной стороны, Генеральный прокурор РФ и подчиненный ему центральный аппарат прокуратуры выполняют все возложенные на прокуратуру функции на федеральном уровне (надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами и др.). Генеральная прокуратура вправе осуществлять надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ. С другой стороны, Генеральная прокуратура реально осуществляет по поручениям Генерального прокурора, решениям коллегии руководство деятельностью единой централизованной прокурорской системой. В этих целях изучается надзорная и следственная практика, оперативно отслеживается информация о состоянии законности в регионах, деятельности органов прокуратуры по ее укреплению. На основе полученных данных издаются приказы, указания, распоряжения, инструкции Генерального прокурора РФ, обязательные для исполнения всеми органами прокуратуры.
Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является интегрированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения в пределах своей компетенции осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры. Полномочия прокуроров различных уровней в сфере предварительного следствия и в судопроизводстве регламентируются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также соответствующим отраслевым законодательством1.
При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка (г. Москва), Институт повышения квалификации руководящих кадров органов прокуратуры (г. Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников (г. Иркутск), Юридический институт прокуратуры Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).
Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей. Научные и образовательные учреждения системы прокуратуры действуют в соответствии с положениями (уставами) о них, утверждаемыми Генеральным прокурором РФ.
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. Функции органов прокуратуры.
В теории прокурорского надзора принципами организации и деятельности органов прокуратуры признаются основополагающие начала, определяющие сущность прокурорского надзора, исходные моменты в его организации и функционировании, закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах. В целом названные признаки достаточно полно отражают смысл и ведущее значение принципов для обеспечения жизнедеятельности прокурорской системы. Вместе с тем произошедшие в последние годы изменения в правовой действительности российского государства требуют более глубокого рассмотрения основополагающих начал, на которых базируются организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации. К этому обязывает прежде всего необходимость последовательного повышения роли прокуратуры в обеспечении социальной и экономической стабилизации в обществе, преодолении кризисных явлений, раскрытии и реализации в полном объеме ее правозащитного потенциала. Нельзя сбрасывать со счетов и регулярно повторяющиеся попытки создания проектов реформирования органон прокуратуры, направленных на выхолащивание надзорной сущности ее деятельности. Такого рода попытки посягают на фундаментальные устои прокуратуры и одной из их мишеней выступают именно принципы ее организации и деятельности. В этой связи необходимо иметь в виду следующее[5].
Характеризуя принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации в современных условиях, прежде всего необходимо акцентировать внимание на том, что они образуют системообразующее ядро прокурорской системы. Совокупность присущих ей принципов определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру прокурорской системы, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами (звеньями). Принципы консолидируют прокурорскую систему, придают ей целостность и индивидуальность специализированного органа государственной правоохраны. Отход от принципов организации и деятельности прокуратуры способен привести к замене ее другой, качественно иной системой, что, по существу, равносильно разрушению действующей системы. В свою очередь, точное соблюдение принципов обеспечивает высокую жизнеспособность и эффективность функционирования прокурорской системы. Прокурорские работники всеми своими действиями обязаны способствовать утверждению данных принципов в правоохранительной практике. Вместе с тем защита принципов организации и деятельности прокуратуры должна входить в качестве органической части в работу законодательных органов, органов судебной и в известной мере органов исполнительной власти. Социальная ценность результатов прокурорского надзора является высокой, соответственно государство в лице своих органов должно всемерно способствовать укреплению правовой, организационной, материально-технической, финансовой базы деятельности прокуратуры. Именно государство первым должно решительно пресекать любые попытки тенденциозного, вкусового и просто поспешного пересмотра принципов организации и деятельности прокуратуры, независимо от форм, в которую они облекаются, сил, привлекающихся к их осуществлению[6].
Изложенные соображения позволяют сделать вывод о том, что принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации представляют устойчивую самостоятельную общность признаваемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами базовых положений, составляющих системообразующее ядро прокурорской системы, определяющих функции прокуратуры, ее структуру, характер взаимоотношений между входящими в прокурорскую систему элементами (звеньями), полномочия прокуроров, другие ключевые вопросы функционирования прокуратуры как особого государственно-правового института, занимающего ответственное место в системе правовой охраны Российской Федерации[7].
Система принципов организации и деятельности прокуратуры включает две основные группы. Первую образуют конституционные принципы, т.е. тс, которые установлены Конституцией Российской Федерации или могут быть абстрагированы на основе содержащихся в ней положений. Конституционными принципами организации и деятельности прокуратуры являются принципы законности, единства, централизации, гласности.
Вторую группу представляют принципы, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", или абстрагируемые на основе содержащихся в нем норм. Поскольку данный Федеральный закон воспроизводит в полном объеме конституционные принципы, в последнем случае имеются в виду принципы, которые в Конституции Российской Федерации не называются. К принципам данной группы относятся: принципы профилирующей надзорной специализации деятельности органов прокуратуры; принципы независимости прокуроров от внешнего воздействия; принципы внепартийности деятельности органов прокуратуры.
В системе принципов организации и деятельности органов прокуратуры ведущая роль принадлежит конституционным принципам. Определяя специфику организационного и функционального построения прокурорской системы, они одновременно служат основой и всех других принципов. Особая роль конституционных принципов, учитывая наблюдающееся в последние годы повышенное внимание политиков, бизнесменов, государственных чиновников к вопросам реформирования прокуратуры, состоит в выполняемой ими в отношении прокурорской системы охранительной функции.[8] Конституционные принципы организации и деятельности прокуратуры сдерживают появление незрелых проектов устройства прокуратуры на иных основах по сравнению с теми, которые действуют сейчас. Они не позволяют отделываться легкомысленной аргументацией. Противники полифункционального наполнения деятельности российской прокуратуры, не будучи в состоянии проигнорировать конституционные принципы, вынуждены с ними считаться, их называть, а это в свою очередь заставляет соответственно корректировать и содержание законодательных предложений. Защита и поддержка ныне действующих принципов организации и деятельности прокуратуры имеет важное общегосударственное значение. В этой области не может быть места решениям, основанным на субъективных представлениях их авторов, решениям, способным привести к ослаблению прокуратуры. Борьба за сохранение и неуклонное следование принципам организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации имеет для нее воистину судьбоносное значение.
Функции и основные направления деятельности прокуратуры — понятия, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи, имеющие общие корни в виде деятельности прокуратуры, которую они олицетворяют. В силу этих обстоятельств их понятия нередко формулируются таким образом, что они воспринимаются как тождественные. Так, в фундаментальной работе, имеющей принципиальное значение для формирования понятийного аппарата прокурорского надзора, указывается: функции прокуратуры "представляют собой основные направления деятельности прокуратуры, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий (компетенции)"1. Аналогичные определения встречаются и в других работах. Относительно большая индивидуализация характеризует понятийную характеристику основных направлений деятельности прокуратуры.
Несмотря на близкое "родство", понятия направления деятельности и функции прокуратуры, безусловно, являются самостоятельными. Каждое из них выполняет определенное предназначение и используется при описании различных групп вопросов, характеризующих деятельность прокуратуры[9].
Наблюдающаяся нечеткость
в разграничении теорией понятий функции и основного направления деятельности
прокуратуры порождает достаточно ощутимые трудности в решении практических
задач. Прежде всего это касается сферы правового регулирования деятельности
органов прокуратуры. Закон СССР "О прокуратуре СССР" (1979) включал в
себя ст. 3 "Основные направления деятельности прокуратуры", которая,
по существу, характеризовала не столько направления деятельности прокуратуры,
сколько ее функции. Не удалось провести разграничения функций и направлений
деятельности прокуратуры в ст. 2 "Цели и направления прокурорской деятельности"
Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от
17 января
Нечеткость в разграничении понятий направления деятельности и функции прокуратуры вносит определенную сложность и в работу прокурорских работников. В практике конкретных прокуратур она может порождать недооценку либо отдельных функций, либо отдельных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Проблема разграничения понятий основных направлений деятельности и функций прокуратуры достаточно тонкая. Очевидная условность, большая теснота соприкосновения, общая природа, неуловимость существующих между данными понятиями большой части граней, обусловленные их органичной взаимосвязью и взаимозависимостью, со всей очевидностью свидетельствуют об этом. И тем не менее основные функции и направления деятельности прокуратуры в содержательном плане могут и должны различаться.
Функция есть выражение государственно-правового и социального назначения прокуратуры как элемента системы правоохранительных органов. Ее реализация представляет собой особый, свойственный только прокуратуре вид деятельности. Совокупность функций обусловливает содержание той деятельности, ради выполнения которой существование и сохранение прокуратуры признается необходимым и социально оправданным. Они же наиболее последовательно и полно определяют место прокуратуры в системе государственных органов.
Ключевым признаком, образующим понятийную характеристику функции прокуратуры, выступают цели, достижение которых связывается с выполнением определенной функции. Данные цели являются производными от общих целей органов прокуратуры Российской Федерации и подчинены интересам их максимально полной реализации. В настоящее время в качестве целей, лежащих в основе возложенных на прокуратуру функций, признаются:
1. Наблюдение за соответствием положениям Конституции и требованиям законов действий и правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций. В данном перечне не называются указанные в законе органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, органы военного управления, судебные приставы, администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и содержания под стражей, поскольку все эти органы входят в систему органов исполнительной власти. Им не охватываются только следователи органов прокуратуры, наблюдение за исполнением законов которыми также осуществляет прокурор. Это дополнение необходимо иметь в виду при характеристике объема деятельности прокуратуры. Реализации названной цели посвящена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов;
2. Обеспечение привлечения к уголовной ответственности дин, совершивших преступления и назначения им судом предусмотренного законом наказания. Данной цели соответствует функция уголовного преследования;
3. Обеспечение согласованных усилий системы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Достижению этой цели подчинена функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4. Использование материалов органов прокуратуры в интересах совершенствования законодательства. Данная цель обусловила наделение прокуратуры функцией участия в правотворческой деятельности;
5. Осуществление связей с органами прокуратуры других государств и международными организациями. Наличие этой цели позволяет выделить функцию международного сотрудничества;
6. Защита государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан. Для ее обеспечения на прокуратуру возложена функция участия в рассмотрении гражданских дел судами и рассмотрения дел арбитражными судами[10].
Обязательным признаком функций является их возложение на прокуратуру только законом. В силу данного обстоятельства перечень функций — исчерпывающий. Исключение отдельных функций или расширение их совокупности возможно только путем принятия соответствующего законодательного решения.
Функции прокуратуры подлежат реализации в ее деятельности в полном объеме и единовременно. Выборочный подход к выполнению функций неприемлем. Он чреват опасностью потерей прокуратурой своих позиций в правоохранительной деятельности[11].
Конкретным функциям соответствует определенный набор полномочий прокурора. Точная привязка прав и обязанностей прокурора к специфике определяемого им вида деятельности является условием ее эффективного выполнения. Применительно к функциям устанавливается структура органов прокуратуры. Подразделения прокуратуры всех звеньев формируются по функциональному признаку в пределах компетенции соответствующего звена прокурорской системы. Суммируя изложенное, функцию прокуратуры можно определить как социально обусловленную и установленную законом обязанность исполнения органами системы прокуратуры Российской Федерации определенного вида действий, выражающих государственно-правовое предназначение прокуратуры как одного из основных институтов правовой охраны государства и направленных на обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства[12].
Представления об основных направлениях деятельности прокуратуры в большинстве случаев базируются на общепринятом в русском языке подходе к интерпретации направления как определенной линии движения, стороне, пути развития, выборе варианта действий и т.п. Направление деятельности олицетворяет собой определенную сторону, участок деятельности прокуратуры. Рассматривая деятельность прокуратуры в виде некоего правового поля, на которое проецируются регулируемые законодательными нормами явления и процессы, ее направления можно представить в виде относительно самостоятельных секторов линейного характера. В каждом из них реализуются определенные виды действий, направленные на решение конкретных, актуальных для данного места и времени задач укрепления законности и правопорядка. В качестве основных направлений могут выступать борьба с преступностью, защита собственности (как частной, так и государственной), защита предпринимательской деятельности, укрепление законности в правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации и др.
В отличие от системы функций, являющейся величиной постоянной, направления деятельности прокуратуры характеризуются органические присущей им подвижностью. Совокупность направлений деятельности определяется актуальностью стоящих перед государством задач в конкретный период времени. При этом, однако, следует отметить, что в работе прокуратуры выделяются приоритеты, отличающиеся постоянством. Среди них следует в первую очередь назвать такое направление, как защита прав и свобод человека и гражданина. В известном смысле связь функций и основных направлений деятельности прокуратуры можно представить как отношения сущности и формы ее выражения. Сущность деятельности, заложенная в функциях прокуратуры, получает свое выражение, материализуется в основных направлениях ее деятельности. В совокупности правильно избранные основные направления позволяют обеспечить не только полноту реализации функций прокуратуры, но и оптимальность ее результатов, сосредоточение усилий на решении самых насущных проблем. При неизменности состава функций прокуратуры, корректируемая, динамичная система ее основных направлений дает возможность целенаправленно строить работу органов прокуратуры эффективно, с наибольшей отдачей использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры силы и средства, своевременно устранять именно те болевые точки, которые вызывают обоснованную тревогу в обществе.
При выборе основных направлений деятельности учитываются фактическое состояние законности и данные краткосрочных и долгосрочных прогнозов в изменении состояния законности. По этому пути идет, в частности, практика последних лет. Вступление Российского государства в стадию перехода к рыночным отношениям дало основание с большой долей уверенности сделать вывод о возможности активизации правонарушений в сфере хозяйственной деятельности. В связи с этим в деятельности прокуратуры существенное место заняли такие направления, как борьба с нарушениями законности при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, при осуществлении внешнеэкономической деятельности, проведении земельной реформы и др. Действия прокуроров в рамках данных направлений позволили выявить, пресечь и предупредить большое количество нарушений как преступного, так и не преступного характера. Когда говорят, что утверждение рыночных отношений сопровождалось массовыми нарушениями законности, всегда нужно иметь в виду, что нарушений было бы намного больше, если бы на пути недобросовестных приватизаторов, выходящих на международную арену бизнесменов, новоявленных претендентов на обладание земельными богатствами не стояли работники органов прокуратуры (разумеется, опираясь на поддержку правоохранительной системы страны).
Обоснованный выбор и корректировка основных направлений может быть сделан только при наличии точно выверенной стратегии деятельности органон прокуратуры, охватывающей достаточно длительную перспективу. Причем стратегическая линия прокуратуры должна быть безупречной как в теоретическом плане, так и в практическом отношении. Именно здесь особенно актуально соблюдение правил о практичности теории и теоретичности практики.
Отталкиваясь от изложенных соображений, основное направление деятельности прокуратуры можно определить как составную, специализированную часть ее деятельности, обеспечивающую решение определенного круга, стоящих перед прокуратурой задач, выделяемую, исходя из особенностей конкретно-исторической ситуации и степени актуальности решаемых вопросов.[13]
Сформировавшись как прокуратура полифункционального типа, прокуратура Российской Федерации в обозримой перспективе, надо полагать, сохранит многоцелевую направленность своей деятельности.
Определившаяся и настоящее время система функций прокуратуры позволяет квалифицированно и эффективно решать стоящие перед ней задачи. В данной системе особое место занимает надзор за исполнением законов. Как было отмечено, надзор для прокуратуры составляет ведущую, профилирующую функцию, в наибольшей степени выражающую ее специфику. Это — главная функция прокуратуры. Наблюдение за практикой исполнения законов, слежение за ее соответствием законодательным установлениям, составляющее суть прокурорского надзора, определяет содержание всех сторон деятельности прокуратуры. В осуществлении надзора за исполнением законен! заключается государственно-правовое предназначение прокуратуры, определяющее ее роль в государстве как охранителя законов, выделяющее ее из общей совокупности других государственных органов, включая органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.
В функции надзора заложен основной правозащитный потенциал прокуратуры. Выполнению надзорной функции призваны содействовать все другие функции, возложенные на прокуратуру. Будучи самостоятельными по своим целям и механизму реализации, они своим происхождением в значительной степени обязаны этой главной функции прокуратуры и в конечном счете "работают" на нее, создают условия и расширяют возможности ее эффективного осуществления. Наличие других функций не умаляет и не размывает профилирующую роль надзорной функции прокуратуры: при всех условиях главное место остается за ней. Безусловно, каждая функция заслуживает самостоятельного рассмотрения. В необходимом объеме эту задачу планируется решить в последующем изложении. В настоящей главе внимание уделено освещению связей основной — надзорной — функции с другими функциями прокуратуры.
С надзорной функцией тесно связана функция участия в правотворческой деятельности. Возложение данной функции на прокуратуру имеет глубокий смысл. Ее реализация способствует созданию совершенной правовой базы государства, формированию системы законов, обеспечивающих надлежащий уровень правового регулирования общественных отношений, что является обязательным условием реального утверждения режима законности в обществе. Эффективность прокурорского надзора непосредственно зависит от качества законов, за исполнением которых следит прокуратура. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности своими возможностями позитивного влияния на состояние законодательства помогает утверждению прокурорского надзора на более прочных правовых позициях.
Как функция прокуратуры участие в правотворческой деятельности своим существованием обязано надзорной функции. Именно прокурорский надзор дает тот основной материал, на котором базируются исходящие от прокуратуры предложения по разработке проектов новых законов, внесению изменений и дополнений в действующие законы. Практика прокурорского надзора показывает, каким приоритетам в прокурорской деятельности должно быть отдано предпочтение. Она способствует выбору оптимальных вариантов законодательных решений. Материалы надзорной практики играют существенную роль в определении действенного механизма исполнения законов, имеющего ключевое значение для обеспечения их жизнеспособности.
Функция участия прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности позволяет ей реально претендовать на роль активного субъекта формирования общегосударственной стратегии законотворческой деятельности, которая до сих пор, несмотря на достаточно продолжительный срок парламентской работы, в России в завершенном виде все еще не определилась. В результате материалы прокуратуры становятся не только средством восполнения пробелов в законодательстве, но и основой определения перспектив развития правотворческой деятельности на достаточно длительный срок, что, безусловно, важно для обеспечения стабильности российского законодательства.
Широкие и реальные возможности прокуратуры Российской Федерации в решении задач совершенствования как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Российской Федерации, пока в большей части остаются нереализованными. Главной причиной сложившегося положения можно с полным основанием считать отсутствие у Генерального прокурора Российской Федерации права законодательной инициативы. Проявленная законодателями субъектов Российской Федерации забота в части наделения прокуроров субъектов Российской Федерации правом законодательной инициативы, положения дел, конечно же, не меняет.
Эффективно и активно используемой формой участия прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности следует назвать правовую экспертизу законопроектов. Это направление получило наиболее полное претворение в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Помимо подготовки заключений по законопроектам, сотрудники органов прокуратуры принимают участие в различных рабочих комиссиях, занимающихся разработкой проектов законов. В число прочно закрепившихся за прокуратурой функций входит функция уголовного преследования. Суть функции уголовного преследования с предельной краткостью и точностью была сформулирована еще в российской юридической литературе дореволюционного периода. Она определялась как возбуждение обвинения в совершении преступления и отстаивание обвинения в суде[14].
Отдельные специалисты в теории прокурорского надзора считают несовместимой функцию уголовного преследования с функцией прокурорского надзора. Однако достаточных оснований для столь категоричного вывода, на наш взгляд, не имеется.
В современном представлении функция уголовного преследования охватывает комплекс действий, включающих возбуждение обвинения в отношении конкретных лиц, доказывание обвинения на стадии расследования преступлений, поддержание обвинения в суде.
Выполняемая прокуратурой функция уголовного преследования имеет четко выраженную охранительную направленность. Это позволяет говорить о несомненной общности целей функций уголовного преследования и надзора. Уголовное преследование служит одной из форм исполнения решений прокурора, принимаемых по результатам надзорной деятельности (например, согласно ст. 22, 25, 27 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" по материалам прокурорских проверок может быть возбуждено уголовное дело в отношении конкретных лиц и последующее привлечение их к уголовной ответственности) .
В досудебных стадиях уголовное преследование обеспечивается надзором прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Необходимо отметить, что часто допускается отождествление понятий возбуждения обвинения и возбуждения уголовного дела. Акт возбуждения уголовного дела дает начало расследованию преступления, цель которого заключается в установлении истины по делу. На начальной стадии расследования данные, свидетельствующие о причастности конкретного лица к совершению преступления, во многом неполны и в любом случае нуждаются в тщательной проверке. Поэтому говорить о том, что, возбудив уголовное дело, прокуратура осуществляет или кладет начало уголовному преследованию, как кажется, нет сколько-нибудь достаточных оснований, даже в тех случаях, когда уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица. Реальность функции уголовного преследования заявляет о себе лишь с момента предъявления обвинения.
Прокурор осуществляет функцию уголовного преследования по делам публичного и частно-публичного обвинения. Закон не содержит запрета на участие прокурора в рассмотрении дел частного обвинения, однако в действительности оно маловероятно.
Следующей функцией прокуратуры, имеющей отношение к решению одной из важнейших задач прокуратуры, является функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Ее назначение состоит в обеспечении согласованных действий всех элементов правоохранительной системы в области борьбы с наиболее опасными нарушениями законов.
Связь функции координации с надзорной функцией прослеживается по нескольким линиям. Прежде всего следует отмстить, что координация расширяет информационную базу прокурорского надзора. Причем имеются в виду не только те направления надзорной деятельности, которые непосредственно связаны с решением задач борьбы с преступностью (надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, мест содержания задержанных и заключенных под стражу ), хотя и этого уже вполне достаточно, чтобы говорить о большом значении координации для эффективного осуществления надзорной функции прокуратуры. Координация активно влияет так же и на организацию информационных потоков надзора за исполнением законов (общего надзора), надзора за соблюдением прав и свобод граждан, некоторых других направлений надзорной деятельности.
Координация деятельности правоохранительных органов позволяет обеспечивать регулярное и своевременное получение прокуратурой от координируемых органов информации по актуальным вопросам укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Данные такого рода прежде всего помогают прокурору обоснованно планировать работу по надзору за исполнением законов. Вместе с тем они используются при решении широкого спектра вопросов прокурорского надзора иного плана: подготовке актов прокурорского реагирования, информационных документов, представляемых в органы государственной власти и местного самоуправления и др. Координация позволяет более успешно строить деловые отношения прокуратуры и правоохранительных органов и при проведении конкретных надзорных мероприятий прокуратуры. В частности, благодаря устойчивым контактам обеспечивается оперативное получение от правоохранительных органов разного рода справок, иных документов, потребность в которых определилась в ходе проверки, подключение к проверкам нужных специалистов и т.п[15].
Функция координации оказывает существенное влияние на организацию работы прокурора по надзору за исполнением законов практически по псом се направлениям. В условиях согласованных действии системы правоохранительных органов создаются более широкие возможности для выявления, устранения и предупреждения правонарушений, поскольку эффект применения средств прокурорского надзора многократно усиливается за счет целенаправленных действий координируемых органов. В процессе подготовки прокурорских проверок, их непосредственного проведения, принятия мер по устранению выявленных правонарушений, прокурор вправе рассчитывать на то, что его работа при наличии строящейся на единых началах деятельности всех правоохранительных органов будет иметь повышенный резонанс и, следовательно, более высокую результативность, что материалы проверки будут учтены при проведении соответствующих координационных мероприятий. Ориентируясь на данные соображения, должны производиться разработка планов проверок, выбор средств получения необходимой информации, определение мер прокурорского реагирования.
В известном смысле можно говорить о наличии достаточно устойчивой методической связи между функциями координации и надзора. Взаимная осведомленность прокуратуры и координируемых органов позволяет при формировании методик прокурорского надзора учитывать рекомендации, раскрывающие порядок осуществления профессиональной деятельности отдельных видов правоохранительных органов. Наиболее значимы с этих позиций — разработки, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, производства дознания, предварительного следствия, производства ведомственных проверок, служебных расследований. Необходимо отметить, что большая часть методических пособий создается научными центрами правоохранительных ведомств. Эти разработки, бесспорно, интересны для органов прокуратуры. Вместе с тем значительный объем работ методического характера рождается непосредственно в недрах правоохранительных органов. В их основе лежит конкретный опыт, который всегда имеет большую профессиональную ценность. Такого рода методические разработки могут быть вполне пригодными для использования в практике подготовки методик прокурорского надзора и эту возможность нет смысла упускать.
Координация способствует эффективному осуществлению контроля за результативностью мер прокурорского реагирования. Данные координируемых органов позволяют со значительно большей полнотой и объективностью оценить достоверность представляемой прокурору информации органами, ответственными за устранение нарушений закона. Материалы координируемых органов дают возможность определить реальность мер, принятых по прокурорским документам. Кроме того, прокурор может использовать материалы и конкретную помощь органов, выступающих субъектами координации, при производстве контрольных проверок.
Тесные связи с функцией надзора имеет функция участия прокурора в рассмотрении дел судами. Прежде всего это относится к той деятельности, которая по смыслу закона, хотя и не без известной доли условности, характеризует собственно участие прокурора в рассмотрении судами дел. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел ассоциируется с осуществлением функции уголовного преследования, в связи с чем он наделяется статусом государственного обвинителя. Занимая положение стороны в уголовном судопроизводстве, прокурор тем не менее не должен забывать о принадлежности к органу, основной функцией которого выступает надзор за исполнением законов. Участвуя в рассмотрении судами уголовных дел, прокурор через призму предшествующей поступлению дела в суд работы прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими расследование преступлений, на основе оценки ситуаций, складывающихся в процессе судебного разбирательства, вырабатывает свою позицию практически по всем вопросам, которые надлежит разрешить суду, и тем самым фактически обеспечивает надзор за законностью процедур рассмотрения уголовных дел в судах.
В гражданском судопроизводстве прокурор принимает участие либо в качестве представителя органа надзора за исполнением законов при рассмотрении судами гражданских дел, либо в качестве органа, заявившего иск в защиту интересов лиц, не способных в силу различных причин самостоятельно осуществлять защиту своих прав. И в первой и во второй ситуациях, несмотря на их определенные отличия, прокурором выполняются надзорные полномочия.
Несколько сложнее обстоит дело с определением связи участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами с осуществлением надзорной функции, поскольку по закону его роль сводится в основном к поддержанию в суде заявленного им иска. Но и в данном случае надзор присутствует в деятельности прокурора. Прокурор не может проявлять пассивность, если в ходе судебного разбирательства нарушается закон. Суд же в свою очередь, представляя ветвь власти, играющую активную роль в утверждении законности, не может оставить без внимания обоснованные заявления прокурора.
В современных условиях в силу актуальности сохранения связей в области правоохранительной деятельности с государствами, входившими ранее в Советский Союз, а также необходимости активизации усилий по борьбе с транснациональной преступностью приобрела повышенное значение функция международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными органами и организациями зарубежных стран. Она осуществляется, исходя из компетенции прокуратуры[16].
Международное сотрудничество направлено главным образом на решение задач борьбы с преступностью. Вместе с тем оно имеет и важное значение для повышения эффективности прокурорского надзора и достижения на этой основе укрепления законности в сферах, в которых необходимо взаимодействие российских правоохранительных органов с соответствующими органами других государств — экономики, экологии, соблюдения прав иностранцев и др.
Система основных направлений деятельности прокуратуры формируется ее штабом — Генеральной прокуратурой. Они едины для всех звеньев органов прокуратуры Российской Федерации. Различной может быть степень интенсивности выражения их в практической деятельности прокуратур в отдельных регионах. Законодательное закрепление основных направлений, как показал имеющийся опыт, нецелесообразно. Во-первых, сложно в законе отразить все их виды. Во-вторых, законодательная регламентация основных направлений способна ограничить самостоятельность конкретных прокуратур (субъектов Российской Федерации, городов, районов) в выборе задач, решение которых для них характеризуется повышенной актуальностью. Исключение может быть сделано только для тех направлений деятельности, которые вправе претендовать на сохранение актуальности на достаточно длительный период.
В свете решаемых в настоящее время государственных задач основными направлениями деятельности прокуратуры на данный момент могут быть признаны: защита прав и законных интересов граждан, укрепление законности в сфере экономики, укрепление законности в социальной сфере, обеспечение законности в работе аппарата органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, борьба с нарушениями законов об охране природы, борьба с организованной преступностью и коррупцией и др[17].
4. Полномочия прокурора.
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации их заместителей.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными
работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.
5. Военная прокуратура.
Вооруженные Силы РФ строятся не по территориальному принципу, поэтому территориальные прокуратуры не могут заменить и подсистему военной прокуратуры.
Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.
Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратуру Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуру Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Все перечисленные органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор[18].
Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.
Заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Но в отличие от иных заместителей Генерального прокурора РФ, назначенных на неопределенный срок, Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Все военные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств. Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратур войсковых частей.
Прокуратура войсковой части является специализированной прокуратурой, действующей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях. Она, как и любая другая прокуратура, осуществляет надзор за исполнением законов, исполняет иные возложенные на нее функции. Структура отрасли оборонного комплекса в силу его общефедерального характера не совпадает с административно-территориальным делением страны, что и предопределяет необходимость соответствующих организаций и специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения служб ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре. При организации прокуратур войсковых частей учитывается также, что управление оборонным комплексом и обслуживающих его структур ФСБ, МВД, войсковых частей имеет двухзвенный характер. Предприятия и учреждения, обеспечивающие их органы ФСБ, МВД, воинские части непосредственно подчиняются разным министерствам и ведомствам. Прокурор воинской части, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется непосредственно Генеральной прокуратуре РФ (курирующее подразделение — Второе управление) и наделен полномочиями обращаться непосредственно в соответствующие федеральные министерства и ведомства.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств[19].
Органы прокуратуры войсковых частей расследуют дела о всех преступлениях, совершенных на особо важных и особо режимных объектах, а также за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих объектов. Они расследуют и преступления, совершенные военными строителями и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.
Заключение
Прокуратура (от лат. «заботиться») является специальным государственным органом (системой органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе.
В Российской Федерации прокуратура является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой стороны — системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Деятельность прокуратуры осуществляется на основании Конституции РФ, ФЗ «О Прокуратуре РФ». Органы прокуратуры имеют свою, четко выстроенную структуру и систему. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам. Кроме того, Генеральный прокурор РФ имеет советников и помощников по особым поручениям. Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ.
Деятельность органов прокуратуры обеспечивает законность и правопорядок в Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Безлепкин Б.Т. Правоохранительные органы и адвокатура. – М.: Юристъ, 2001.
2. Басков В.И. Курс прокурорского надзора- М.,
3. Бессарабов В. Прокуратура РФ и состояние законности в стране.// Журнал российского права. 2003.№9. С.14-24
4. Винокурова Ю.Е. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт – М, 2001
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996 .
6. Земцов А.В. Правоохранительные органы: конспект лекций. – М., 2002
7. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. – М., Проспект, 2001.
8. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001
9. Чувилев А.А. Прокурорский надзор. – М., 2000
10. Рыжаков А. Правоохранительные органы. – М.: ИНФРА, 2001
[1] Рыжаков А. Правоохранительные органы. – М.: ИНФРА, 2001 – С. 213.
[2] Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001 – С. 198.
[3] Рыжаков А. Правоохранительные органы. – М.: ИНФРА, 2001 – С. 216
[4] Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001 – С. 199
[5] Басков В.И. Курс прокурорского надзора- М., 1998 . – С. 12.
[6] Рыжаков А. Правоохранительные органы. – М.: ИНФРА, 2001 – С. 218.
[7] Чувилев А.А. Прокурорский надзор. – М., 2000 – С. 11.
[8] Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001 – С. 8.
[9] Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001 – С. 201.
[10] Чувилев А.А. Прокурорский надзор. – М., 2000 – С. 15.
[11] Рыжаков А. Правоохранительные органы. – М.: ИНФРА, 2001 – С. 219
[12] Басков В.И. Курс прокурорского надзора- М., 1998 . – С. 19.
[13] Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001 – С. 14.
[14] Чувилев А.А. Прокурорский надзор. – М., 2000 – С. 16.
[15] Басков В.И. Курс прокурорского надзора- М., 1998 . – С. 19.
[16] Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. - М., 2001 – С. 14.
[17] Чувилев А.А. Прокурорский надзор. – М., 2000 – С. 16.
[18] Винокурова Ю.Е. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт – М, 2001 – С. 56.
[19] Винокурова Ю.Е. Прокурорский надзор. - М.: Юрайт – М, 2001 – С. 58