Приложение 7
Методика Рене Жиля
Цель методики – изучение социально приспособленности ребенка, а также его взаимоотношения с окружающими.
Методика является визуально – вербальной, состоит из картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие группы переменных:
1. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях.
Нас буду в основном интересовать переменные первой группы, а именно: отношение к матери, к отцу; отношение к матери и отцу как семейной чете; отношение к другу; отношение к учителю.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Ключ
№ |
Назначение шкал |
№ заданий |
Общее кол-во заданий |
1 |
Отношение к матери |
1 – 4, 8 – 14, 17 – 19, 27, 38, 40 - 41 |
20 |
2 |
Отношение к отцу |
1 – 5, 8 – 14, 17 – 19, 37, 40 - 41 |
20 |
3 |
Отношение к матери и отцу как семейной чете |
1 – 4, 6 – 8, 14, 17, 19 |
10 |
4 |
Отношение к другу (подруге) |
1, 4, 8, 14, 17 - 19, 25, 29, 33 – 35, 40 |
20 |
5 |
Отношение к учителю |
1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28 – 29, 32, 40 |
15 |
Стимульный материал к методике Рене Жиля
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (мама, папа) или (друг, товарищ, одноклассник)
5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья заняла уже несколько комнат. Выбери комнату для себя.
Брат |
|
|
|
Папа и мама |
|
||||
Сестра |
|
|
|
|
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую выбрал (выбрала) ты.
Папа и мама |
|
|
|
|
|
||||
Бабушка и дедушка |
|
|
|
|
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некторых людей и твою комнату.
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть тебе все равно?
Напиши ниже
10. У тебя есть возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.
Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.
Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один?
Или с кем – нибудь?
Если пойдешь с кем – нибудь, то кто этот человек?
Напиши.
13. Ты хорошо написал контрольную работу.
Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже
14. Ты на прогулке за городом.
Обозначь крестиком, где ты находишься?
17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя.
Нарисуй или обозначь крестиками.
Подпиши, что это за люди.
18. Тебе и некоторым другим дали подарки.
Кто-то получил подарок гораздо лучше других.
Кого бы ты хотел видеть на его месте?
А может быть тебе все равно?
Напиши ниже.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.
По кому бы ты тосковал сильнее всего?
Напиши ниже.
25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:
Будешь плакать?
Пожалуешься учителю?
Ударишь его?
Сделаешь ему замечание?
Не скажешь ничего?
Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
27. Ты много помогаешь маме?
Мало?
Редко?
Подчеркни один из ответов
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь где ты.
29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что–то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
32. Это показ таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать:
Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:
Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из этих ответов.
35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать:
Плакать?
Жаловаться?
Кричать?
Попытаешься отобрать?
Начнешь его бить?
Подчеркни один из ответов.
37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:
Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест.
Где ты сядешь?
Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
Подпиши, что это за люди?
41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.