1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.


Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т. е. в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. На вопрос, как получены данные, отвечает технология (методика и методы) сбора данных, а сами данные представляют собой результат исследовательского поиска и ответ на вопрос, что получено в исследовании. Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика полученных данных.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.

Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

Основой социологического исследования, его квинтэссенцией выступает программа исследования.

Нельзя точно сказать, начинается ли исследование с программы или им заканчивается. Программа – это одновременно начало одного и завершение другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается.

Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ).[1]

Анализ  получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, совокупности исследовательской документации, обеспечивающей реализацию метода, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов. Как правило, исследователи всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.

Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10-15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.

Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию.

Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с №1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается кодировщикам. Но перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодировка таких ответов проходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта – частота его повторения. Затем варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них приписывается свой шифр или код.

Кодировка выступает связующим звеном между качественной и количественной информацией. На данной основе как раз и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память электронной машины. Если во время кодировки произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты  обобщения называют социологической информацией.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения пр.[2]

Измерение – отображение эмпирической системы в числовую, сохраняющую порядок отношений между объектами. Классическая концепция измерения различает два способа приписывания объектам значений переменных. Первый способ называется оцениванием. Отображение свойства объекта на шкале осуществляется в условных единицах. Например, можно с той или иной степенью точности определить место человека на шкале «консерватизма». Никакой единицы измерения консерватизма  в распоряжении исследователя не имеется, градации могут меняться произвольно.

Второй способ называется эталонным. Измерение требует определения единицы – эталона шкалы, поэтому измерению поддаются лишь пространственные и временные признаки, а также численность – аддитивные величины.

Шкала – это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы, расположенные в определенной последовательности.[3]

Измерение производится с помощью различных шкал, которым соответствуют различные правила математического анализа данных. В социологических исследованиях применяются, как правило, шкалы трех основных типов: номинальная, ранговая (порядковая) и интервальная.

Простейшая шкала – номинальная. Чаще всего она фиксирует (отражает) дихотомичный ответ: «да» или «нет», «тепло» лил «холодно». Применяя ранговую шкалу, можно зафиксировать более определенное состояние, отражающее ранжированное распределение типа «холодно» – «тепло» –  «горячо».

Интервальная шкала предполагает равенство между интервалами. Например, промежуток между одним и двумя часами свободного времени такой же, как и между 12 и 13 часами. Поэтому та шкала, которая применяется при изучении свободного времени (в часахрименяется при изучении свободного времени ()и свободного времени такой же, как и между 12 и 13 часами. арактеристики опрашивае), может быть названа интервальной.

От типа шкалы зависят возможности применения математических методов для обработки и анализа первичной социологической информации.[4]

Значения шкалы наименований конструируются в соответствии с логическими правилами классификации. Первое из них – правило непротиворечия. Оно гласит: «Объект может быть отнесен к одному и только одному классу, предусмотренному значением переменной». Иными словами, исследователь обязан называть вещи своими именами и избегать диалектики, при которой объект одновременно оказывается и тем, и другим.

Второе – правило единого основания классификации. Нельзя разные критерии включать в одну переменную (разделять людей на умных и веселых, потому что и веселые могут быть умными).

Нельзя смешивать две разные переменные в одном вопросе.

Нельзя не учитывать изменение смысла переменной при ее перемещении в иной контекст.

Третье – правило полноты. Иногда социологи пытаются осуществить замеры мнений, установок, других личностных характеристик, предполагая, что изучаемое свойство имеется у всех. Например, исследуя отношение к собственности, социолог включает легковой автомобиль, как обязательный вид собственности.

Недопустимо, чтобы единицы попали одновременно в два класса и были посчитаны неоднократно. Так бывает, когда в вопроснике задают шкалу-ассорти, где можно выбрать и то, и другое, и третье. Причина искажения в том, что приведенные позиции не составляют переменную, напротив, каждая из них являет собой «обрезанную» версию переменной. Полноценная версия предполагает ответы «Да», «Нет» и «Не могу сказать».[5]


2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных.


Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование),  и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком.

Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака группировки приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут сделать диаметрально противоположные выводы.

Социологическая информация может быть сгруппирована по:

§  номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.);

§  признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд);

§  количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет и т.д.).

Работа с номинальными и ранжированными группами ведется с использованием приемов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучаются с помощью математической статистики.[6]

Ранжирование – это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг – это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг – объекту с наивысшей суммой.[7]

Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например, по полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической, аналитической – все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо выделить из респондентов группы по такому , например, признаку, как «отношение к частной собственности», тогда осуществляется типологическая группировка (выделяются соответствующие типы респондентов). И, наконец, аналитическая группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи.

В социологическом исследовании, как правило выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (п1, п2, п3, …., пх), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемых в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существует два вида распределений: вариационный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений, процессов, атрибутивный (динамический) – отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам.[8]

Статистические таблицы представляют собой группировку и распределение обследованных индивидов по двум или более признакам. Один из них является подлежащим, другой – сказуемым. Анализ таблиц некоторое представление о причинно-следственных связях, т.е. показывает, как изменение одного признака сопровождается изменениями другого (других).

Наиболее широко применяются в социологических исследованиях средние арифметические величины. Они привычны, так как обычно употребляются в повседневной практике, поэтому понятны.

Ряды распределения и подсчитанные на их основе средние арифметические величины, а также ряды динамики позволяют описать социальное явление, событие, процесс, но не дают возможности выяснить причины. А вот на основе анализа статистических таблиц можно составить некоторое представление о причинно-следственных связях, поскольку таблица показывает, как с изменением одного признака изменяется другой.

Ответ на вопрос о причинно-следственных связях дают такие методы математической статистики, как корреляционный, дисперсионный, факторный анализ и др. Задачи оптимизации и прогнозирования могут быть решены с помощью этих методов, а также регрессионного анализа.

Корреляционный метод анализа заключается в подсчете коэффициента корреляции, который характеризует плотность связи между двумя признаками. Численное значение коэффициента корреляции (Кк) может принимать любые значения в промежутке от -1 до +1 (Кк=+1). Чем ближе его значение к -1 или +1, тем сильнее отрицательная или положительная связь; чем ближе его значение к нулю, тем слабее эти связи. Отрицательная связь означает, что с увеличением одного признака уменьшается другой. Положительная связь означает, что с увеличением одного признака увеличивается другой.

Достоинства коэффициентов корреляции заключаются в том, что они позволяют представить информацию в компактном виде, – один коэффициент заменяет таблицу, в которой может быть 20-30 цифр, т.е. он в 20-30 раз сокращает объем информации, а объем знания остается при этом прежним.

Для анализа и наглядного представления полученных данных используются графические методы – полигоны, гистограммы; секторные, круговые, ленточные и другие диаграммы.[9]






3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению.


Мы обязаны знать, что дано нам богом,

дьяволом или природой, а не только верить впустую.

Т. Мюнцер


Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.

Социологический исследовательский проект – это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.



АННОТАЦИЯ

социологического исследования[10]


1.1. Название исследования………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………….

1.2. Сроки проведения……………………………………………………………..

1.3. Исполнитель (название, адрес, телефон организации, проводящей исследование)………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

1.4. Руководитель и ответственный исполнитель исследования (ф. и. о. уч. степень, должность, место работы, адрес, телефон)…………………………….

……………………………………………………………………………………….

2. Тип исследования (нужное подчеркнуть)

2.1. Пилотажное (если исследование ограничилось пилотажем).

2.2. Основное.

2.3. Разовое.

2.4. Продолжающееся (лонгитюдное).

2.5. Сравнительное.

2.6. Повторное (панельное, трендовое, кагортное).

2.7. Монографическое.

2.8. Сплошное.

2.9. Выборочное.

2.10. Теоретическое.

2.11. Теоретико-прикладное.

2.12. Прикладное.

2.13. Другое…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………….

3. Характеристика объекта исследования.

3.1. Генеральная совокупность…………………………………………………….

3.2. Социально-демографические характеристики генеральной совокупности..

……………………………………………………………………………………….

3.3. Объем генеральной совокупности……………………………………………

……………………………………………………………………………………….

3.4. Единица наблюдения (нужное подчеркнуть)

Индивид

Семья

Первичный коллектив

Неформальная группа

Предприятие, учреждение

Населенный пункт

Район, область, регион

Другое……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3.5. Общий объем выборки (указать численность единиц наблюдения)………

3.6. Тип выборки (нужное подчеркнуть)

Случайная

Квотная

Гнездовой отбор

Другое…………………………………………………………………………

3.7. Социально-демографическая характеристика выборочной совокупности..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. Характеристика методов исследования.

4.1. Методы сбора социологической информации в исследовании (нужное подчеркнуть)

Анкета, заполняемая респондентом:

 – персонализированная

 – индивидуальная или групповая

Почтовая анкета:

 – персонализированная

 – индивидуальная или групповая

Стандартизированное интервью:

 – по месту жительства

 – по месту работы

Свободное интервью:

 – по месту жительства

 – по месту работы

Наблюдение структурированное

Наблюдение неструктурированное

Наблюдение включенное

Наблюдение невключенное

Самоотчет

Самофотография

Анализ дневников, писем и др. личных документов

Анализ официальных документов

Анализ статистики

Анализ текстов среди массовой информации

Опрос экспертов

Тестирование:

 – самостоятельная процедура

 – в составе анкеты или интервью

Социологический опрос

Социологический эксперимент

Опрос с помощью спец. технических устройств

Другие методы

4.2. Методы анализа социологической информации

Элементарный статистический анализ:

 – эмпирические распределения

 – статистические группировки

 – метод моментов

Многомерный анализ:

 – факторный

 – кластерный

 – многомерное шкалирование

5.1. Цели исследования…………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5.2. Задачи исследования…………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



Результаты обработки и анализа социологической информации оформляются в виде отчета, который включает описание решенных задач и приложения (таблицы, графики, коэффициенты и др.). В пояснительной записке излагаются основные идеи исследования, описывается выборка, а также сообщаются основные результаты, производится их сравнение с выдвинутыми в исследовательской программе гипотезами.

Особое место в итоговой записке уделяется теоретическим выводам и практическим рекомендациям. Отчет должен быть написан так, чтобы читатель или заказчик мог увидеть слабые и сильные стороны исследования и полученных выводов.

В отчете обязательно указывается, какова выборочная совокупность.

Обязательным компонентом отчета о прикладном исследовании выступают практические рекомендации, которые предпочтительно оформить в виде решения – приказа, постановления ит.п. Непременным условием является ознакомление коллектива, населения с результатами исследования и рекомендациями.[11]













Список литературы


1.     Капмтанов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 512 с.

2.     Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 536с.

3.     Смехнова, Г.П. Прикладная социология: Учебное пособие. Барнаул: Аз Бука, 2004. 90 с.

4.     Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с.

5.     Социология: курс лекций. А.А.Радугин, К.А.Радугин. 2-е изд. Перераб. и доп. – Москва, 1996. – 208 с.

6.     Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лушакова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.

7.     Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

8.     Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. – 304 с.: ил.




[1] Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 536с. (с.433-434).

[2] Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с. (с.339-341).

[3] Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (с.392-393).

[4] Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с. (с.172).

[5] Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (с.393).

[6] Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с. (с.342).

[7] Социология: курс лекций. А.А.Радугин, К.А.Радугин. 2-е изд. Перераб. и доп. – Москва, 1996. – 208 с. (с.203).

[8]Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартов, О.А.Шабанова, Г.С.Лукашова; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с. (с.343).

[9]Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 240 с. (с.174-177).

[10] Капмтанов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. – 512 с. (с.382-386).

[11] Смехнова, Г.П. Прикладная социология: Учебное пособие. Барнаул: Аз Бука, 2004. 90 с. (с.65).