Министерство образования Российской Федерации

Институт экономики и управления г. Новосибирска

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Социология

Тема: Семья как социальный институт

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Соц. 21

Харина Яна Павловна

Проверил: преподаватель

Попкова Тамара Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2004. Содержание

 

 

 

Введение. 3

1. Семья как элемент социальной структуры общества. 4

2. Историческое становление фамилистической культуры.. 5

3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи. 9

3.1. Структура семьи. 9

3.2. Функции семьи. 12

3.3. Жизненный цикл семьи. 18

4. Формирование личности в семье. 21

Заключение. 23

Список литературы.. 24

 

Введение

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. 

Ведь сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Почему люди женятся и выходят замуж? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Цель данной работы – раскрыть суть семьи как социального института.

Для этого будут решены следующие задачи:

-       Описать семью как социальный институт;

-       Раскрыть становление фамилистической культуры;

-       Описать основные функции и структуры семьи;

-       Охарактеризовать влияние семейной социализации на формирование личности.



1. Семья как элемент социальной структуры общества

Социологи традиционно рассматривают семью, как социальную группу, члены которой связаны родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья—это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга. ­­

Семья — это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку[1].

Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

Семью определяют как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семя как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами[2]. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандатртами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, саршими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.


2. Историческое становление фамилистической культуры

Дофамилистическая эпоха. Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которой жизнь и благополу­чие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятель­ности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачны­ми отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становле­ния человечества[3]. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. Выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жиз­ни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения. Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители". В усло­виях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогам­ные группы функция родительства распространялась на весь род-пле­мя, на старших представителей рода.

Удивительно, но основные черты системы социальной регуляции рождаемости, нейтрализующей высо­кую смертность и обеспечивающей прирост населения, просущест­вовали тысячелетия, были восприняты как опоры фамилизма и со­хранились вплоть до XXI в. Интересно хотя бы кратко рассмотреть, как достигалась концентрация всей социальной жизни на продолже­нии рода.

Вся общественная организация прошлого была подчинена не толь­ко интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроиз­водства населения. Социальные нормы высокой рождаемости функ­ционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, т.е. в форме запрета на вмешательст­во в репродуктивный цикл — физиологическую последовательность наступления беременности и родов после сексуальных отношений.

В процессе исторического развития и усложнения социальной ор­ганизации запрет на контрацепцию оставался в силе из-за высокой смертности. В связи с запретом на сексуальные отношения в зависи­мости от сезонного цикла хозяйственных работ (производственные табу) из календарного года выпадала значительная часть времени, что делало излишним какое бы то ни было предупреждение и преры­вание беременности.

Следует подчеркнуть, что при низкой средней продолжительности жизни (20-25 лет) нормы детности были нацелены на полную реали­зацию репродуктивного периода в пожизненном браке. Отсюда тен­денция к раннему вовлечению в брачные отношения всех достигаю­щих половой зрелости и к продолжению деторождения вплоть до потери плодовитости. Отсюда и "сцепление воедино" (ради единой цели — многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности.

Семья в доиндустриальную эру[4]. Социальная организация, по­строенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Меня­лись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения. Семья-род или семья-община, основан­ные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства ло­кализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.

Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и соб­ственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложно-иерархизированной социальной структуре. В первобытных обще­ствах существуют производственно-потребительские отношения, но нет экономики как таковой. Только при появлении четкой социаль­ной стратификации, классово-групповой дифференциации в рамках "командно-распределительной" экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака. На ранних стадиях рабовладельческого строя за несколько столетий до новой эры возникает та социокуль­турная форма жизнедеятельности, которая именуется семьей. Ко­нечно, в связи с недостаточной исследованностью этого вопроса труд­но определить момент возникновения семьи, но важно знать, что ее происхождение обусловлено гармоническим сочетанием многообраз­ных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на осно­ве автономного семейного домохозяйства, совместной социальной и производственной деятельности всех членов семьи, когда потреб­ность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью чле­нов семьи друг в друге, потребностью родителей в детях и детей — в родителях.

Если мы обратимся к расширенной семье патриархального типа, то в ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков под­растающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и ре­лигиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Патриархальная семья была источником благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д. В пределах имеющейся автономии семьи от прочих общественных институтов семейный об­раз жизни становился чуть ли не единственной формой бытия лично­сти (производство, обучение, отдых, игры и развлечения — все со­вершалось в семье). В значительной степени даже физически можно было уцелеть, лишь принадлежа к семейному клану. В этих услови­ях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обус­ловливали и индивидуальное благополучие.

Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усили­вала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства. Установки личности на многодет­ность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения лич­ности в общине родительским статусом. Краткий период социализа­ции ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет, поощряли потребность в многодетности, поскольку поль­за от детей явно перекрывала издержки.

Семья и индустриализация. Развитие капитализма вело к глу­боким переменам образа жизни населения, и не только постоян­но растущего городского, но и сельского. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной про­изводственной и социальной ячейки общества, способной к поддер­жанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытя­гивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда. Переход ряда функций семьи к другим социаль­ным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение по­средника.


3. Функции и структуры семьи. Жизненный цикл семьи

3.1. Структура семьи

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации[5]. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений—ядро семейных отношений образуют кровные родственники. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семь в современных индустриальных обществах. Расширенную семью многие социологи считали, что подорвала индустриализация. В связи с этим утверждением приводится ряд факторов:

1. люди перемещаются в поисках работы и служебного роста, что ослабляет родственные связи, требующие частых и близких контактов;

2. индустриализация способствует росту социальной мобильности, что приводит к трениям между кровным родственниками, принадлежащими к различным слоям;

3. индустриализация замещает кровнородственные группы в решении таких проблем, как обеспечение безопасности, защиты, образования, денежное кредитование соц. институтами;

4. в индустриальном обществе на первый план выходят личные достижения индивида, что уменьшает зависимость индивида от членов семьи.

По типу наследования семьи бывают трех видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.

По месту проживания различают три вида. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа.  Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. Неолокальная модель—молодые пары отделяются и живут отдельно от родителей.

По типу власти бывает патриархальный уклад, где роль главы семьи выполняет муж, а при его отсутствии—старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Третий тип уклада—элитарный—власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последнее время набирает вес во всех странах мира.

Люди, вступающие  в брак являются представителями разных родовых групп и это оказывает решающее влияние на структуру семьи. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована, в сохранения некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Правильный  выбор супруга регулируется двумя типами матриманиальных норм. Эндогамия—правила, предписывающие заключение брака внутри определеных групп, т.е представителей своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия—правила, требующие заключение брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.  Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест—запрет сексуальных отношений между близкими кровными  родственниками, которые не просто запрещаются—они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой  в мире разнообразнейших моральных принципов.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строится по четырем различным принципам: моногамия—один муж и  одна жена; полигиния—один муж и две или большее число жен; полиандрия—два или более мужей и одна жена; групповой брак—два или более мужей и две или более жен. Моногамия считалась предпочтительной в менее чем 20% из 862 обществ. Полигиния получила широкое распространение в 80% обществ, включенных в выборку,  где мужьям разрешается иметь по две жены. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило она не означает свободу сексуального выбора для женщин, зачастую она означает, что младшие братья мужа получают право жить с женой своего старшего брата. Например, у некоторых народов в Индии, если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может  найти жену только для старшего сына.

3.2. Функции семьи

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности[6]. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе — удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов — это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Мужчина и женщина страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные раз­личия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соеди­няясь, восстанавливают.

И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

 Итак, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления определенных целей: воспроизводства человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

Формулировка советских социологов практически не отличается от уже представленной, но она более сдержана и применима к семьям  в России.

2. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизвод­стве жизни, то есть в рождении детей, продолжении чело­веческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве на­селения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям челове­чества, с поддержанием его здоровья, а также с предот­вращением “воспроизведения в новых поколениях различ­ного рода биологических аномалий”.

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, жур­налов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Бо­лее половины всех семей имеют одного ребенка или вооб­ще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

3. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери — все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи. (Данная функция, при рассмотрении основных функций социалистической семьи, не выделена в отдельную функцию, а скорее входит в состав предыдущей.)

Благодаря социально-биологической функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь “изнутри”. Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин. 

4. Семья включает в себя всю систему общественных отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социа­лизация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-био­логическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации лич­ности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способ­ность любить ближнего, способность к сочувствию и сопе­реживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся “сенситивные пики” развития, закладываются основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, поз­навательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индиви­дуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребе­нок усваивает запреты и нормы поведения, которые закла­дываются в его “Сверх-Я”.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: “Яблоко от яблони недале­ко падает”. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ре­бенка.

Эффективность родительства как института социализа­ции личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — живут и дети.

5. Следующая важнейшая функция семьи — экзистенци­альная, функция социальной и эмоциональной защиты сво­их членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семь­ями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопо­жертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят, и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

6. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции с обществен­ной точки зрения заключается в поддержании несовершен­нолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

7. Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

8. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче­на, но ученые располагают достоверными фактами, доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное воздействие на здоровье супругов, при­чем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

9. Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.

Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, среди счастливых эта цифра в 2-5 раз выше. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы усло­вимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмот­рению. Свободное время одна из важнейших социаль­ных ценностей, незаменимое средство восстановления фи­зических и духовных сил человека, всестороннего разви­тия личности. Повышению роли досуга способствуют пра­вильный ритм и режим жизни семьи, разумное распреде­ление обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В    целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Досуг включает в себя: чтение, слушание и просмотр телепередач, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного от­пуска, посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревно­ваниях, в проведении праздников.

10. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воз­действие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

11. Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­ъединения.

12. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

3.3. Жизненный цикл семьи

Семья как элемент социальной структуры общества проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи[7]. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак – образование семьи; 2) начало деторождения – рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Циклически развиваясь, человек переводит свои количественные накопления в новое качество. Каждый новый цикл в постижении семейных отношений имеет цель – вывести человека на новый уровень сознания. Поэтому нужно донести до сознания современной молодежи необходимость вступать в половые отношения, создавать семью, рожать детей, в соответствии с циклом развития человека.

Как видно, любовь человеческая есть нерасторжимое единство физического, духовного и интеллектуального влечения. И нельзя отдавать предпочтение чему-то одному, потому что сразу возникает «цепная реакция», которая приводит к искажению двух других. В любви все равнозначно и равноценно. Любому тесному сотрудничеству, контакту, а так же к созданию семьи, как известно, предшествует[8]:

1. Время знакомства, присматривания, примерки друг к другу. Происходит формирование отношений на физическом плане.

2. Далее отношения переходят на план взаимодействия. Совместные встречи, прогулки, разговоры. В этот период проявляется интерес к тому, как он или она относятся к окружающему миру, ведет разговоры с посторонними, как смеется, какой у него характер. В этот период становится ясно – стоит ли продолжать отношения.

3. Если люди внешне понравились друг другу, эмоциональное состояние партнера устраивает их, то их отношения переходят на новый уровень взаимодействия - ментальный. Это тогда, когда появляются общие интересы, планируются совместные походы и поездки. Возникает желание помогать друг другу, делить радость и горе.

4. Вот только после всего этого отношения между юношей и девушкой должны, пройдя точку трансформации, выйти на новый план развития – создание семьи, где уже в совместном творчестве необходимо проходить те же уровни развития[9].

Седьмой по счету, но самый важный уровень – это цель, к которой движется семейный корабль. Ради чего создана семья, как она видит свое будущее и готовы ли ее участники пожертвовать своими эгоистическими мотивами ради служения другим?

Шестой уровень – это уровень видения и соблюдения законов Миропостроения в жизни каждого дня, это уровень мудрого различения и осознания всей динамики развития семейного организма. Несоблюдение этих законов приводит к дисбалансу и хаосу в функционировании ниже стоящих уровней. И в этом случае человек вынужден уже не по доброй воле, а через страдания и потери приходить к пониманию и выполнению Всеобщих закономерностей развития.

Пятый уровень предполагает групповое сотворчество всех участников семьи. Это может быть и совместная уборка своего дома, и единое обращение к рождению будущего ребенка, это может быть и совместное рисование картины на обоях, и творчество и радость сексуальной близости…

Четвертый уровень – это сердце семьи, ее солнце, это уровень любви и принятия, терпения и взаимопомощи, жертвенности и самоотдачи. Это точка перехода от тьмы одиночества к свету жизни, от эгоизма к объединению.

Третий уровень включает в себя реализацию индивидуального интеллектуального потенциала, то есть это уровень управления и воплощение в жизнь своих личных планов каждым членом семьи. Это наше образование, наша работа, наши мысли и идеи.

Второй уровень – это эмоциональное поле семьи, это культура взаимодействия и гармоничность отношений, это отношения между полами, сексуальная совместимость, ее творческая реализация и развитие. Это смех и юмор, радость и искристость, тепло и комфорт семейного очага.

Первый уровень – это создание совместного быта, культура питания, отношение к деньгам и здоровью членов семьи. Это все те вопросы, которые так часто порабощают большинство семей.

Но очень часто семья создается не, потому что мужчина и женщина любят друг друга, а потому что в один прекрасный день обнаруживается то, что женщина беременна и по неволе люди идут в Загс, для того чтобы узаконить свой брак. Роспись происходит уже после зачатия ребенка, то есть совершенно непонятно для чего создается  подобная семья – только для того, чтобы ребенок родился по закону? И цель создания  семьи в таких случаях непонятна. А нет цели, можно сказать, что нет и семьи, есть только сожительство вместе, даже как бы по принуждению, то есть произошло зачатие и пришлось создать семью. Тогда, когда нужно заниматься устройством быта, молодые занимаются родившимся ребенком. Тогда, когда нужно будет заниматься родившимся ребенком, усилия родителей будут направлены на бытовые и профессиональные проблемы.

Свободные половые отношения не позволяют расцвести чувству взаимной  симпатии в любовь, нет периода долгих ухаживаний, когда могут просмотреться все положительные    и отрицательные качества избранника. И от этой нерегулируемой связи молодые притягивают в воплощение дитя страсти, от которого потом сами же будут страдать.


4. Формирование личности в семье

Важной категорией для понимания процесса развития личности во времени служит понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности[10].

Развитие  характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития личности являются внутренние изменения самого развития.

Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потреб­ности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно сти­мулируют своих граждан к деторождению. В аграрных общест­вах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения. Во многих странах считают брак и детей синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как несчастье.

Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества. Вырастить из детей «правильных» взрослых — насущная потребность общест­ва. Семья выполняет по­среднические функции в процессе социализации, связывая инди­вида с «большим» миром. По всему миру на семью возлагает­ся ответственность по защите, содержанию и прочему поддер­жанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и посто­янные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, лю­бовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Семья дает индивиду статусы, которые ориентируют его на мно­жество межличностных взаимоотношений, включая отношения с родителями (родитель — ребенок), с братьями и сестрами, с род­ственниками (тетями, дядями, кузенами, бабушками и дедушка­ми); ориентируют его на принадлежность к его основным груп­пам, включая расовую, этническую, религиозную, классовую, на­циональную принадлежность и принадлежность к конкретному сообществу людей.

Несмотря на то, что в резуль­тате социальных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, несущей ос­новную ответственность за продолжение рода, социализацию детей и прочие функции.

Заключение

Целью данной работы являлось охарактеризовать суть семьи как социального института.

Были решены следующие задачи:

-       Описана семья как социальный институт;

-       Раскрыто становление фамилистической культуры;

-       Описаны основные функции и структуры семьи;

-       Охарактеризовано влияние семейной социализации на формирование личности.

Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

Список литературы

1.     Гидденс Энтони. Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск: Мир и человек, 1998.

2.     Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – СПб: Питер, 1999.

3.     Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М. Просвещение, 2001.

4.     Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни.- М.: Издательство «Просвещение», 2003.

5.     Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей, опубликованных в периодической печати. – М.: Мысль, 2000.

6.     Клизовский А. И.  Основы миропонимания новой эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» - ИП «Лотаць», 1998.

7.     Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социологические исследования. - № 7. -  1997.

8.     Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования. -  № 6. - 2002.




[1] Гидденс Энтони. Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). – Челябинск: Мир и человек, 1998. – с. 252.

[2] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М. Просвещение, 2001. – с. 147.

[3] Елисеева И.И. Перестройка – семья, семья – перестройка: обзор статей, опубликованных в периодической печати. – М.: Мысль, 2000. – с. 91.

[4] Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М. Просвещение, 2001. – с. 199.

[5] Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования. -  № 6. - 2002. – с. 25.

[6] Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социологические исследования. - № 7. -  1997. – с. 34.

[7] Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. – СПб: Питер, 1999. – с. 45.

[8] Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни.- М.: Издательство «Просвещение», 2003. – с. 298.

[9] Клизовский А. И.  Основы миропонимания новой эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» - ИП «Лотаць», 1998. – с. 481.

[10] Катульский Е.Д., Мешкьян Г.Г., Злокозов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века. // Социологические исследования. -  № 6. - 2002. – с. 45.