Содержание
Введение. 3
1.Объекты и субъекты лесных отношений. 4
2. Методы сравнительной оценки ущерба лесным ресурсам от лесных пожаров. 4
3. Определение стоимости потерь древесины.. 6
4. Ущерб от повреждения лесным пожаром ресурсов побочного лесопользования и окружающей природной среде. 8
5. Суммарный ущерб, причиненный лесным пожаром.. 11
Заключение. 13
Список литературы.. 15
Введение
С детства, с уроков еще в начальной школе все мы знаем, как важен лес для человека, его здоровья. «Легкие земли». Сейчас в этих легких внимательные россияне с тревогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем грозит населению? С переходом к рыночным отношениям, с изменением форм собственности значительно увеличилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства.
Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
При оценке ущерба растительному миру должны учитываться в первую очередь экологические предпосылки, так как наиболее важна в экосистемах средообразующая роль растительных сообществ, нарушение которых вызывает изменение всех других компонентов экосистемы.
Например, экономическая оценка леса должна состоять из следующих составляющих: стоимость земли + стоимость древесины + функции леса (водорегулирующая, рекреационная, санитарно-гигиеническая и др.). Однако оценку ущерба согласно требованиям экологической экспертизы принято проводить на основе действующих нормативно-правовых актов и утвержденных методик, в которых учитываются в основном не экологические, а производственные потери.
Цель работы – рассмотреть методы сравнительной и стоимостной оценки ущерба лесным ресурсам
1.Объекты и субъекты лесных отношений
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.[1]
2. Методы сравнительной оценки ущерба лесным ресурсам от лесных пожаров
Расчет ущерба, нанесенного лесными пожарами, которые зарегистрированы в установленном порядке, определяется в соответствии с Инструкцией по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1998 г. №53.
Суммарный ущерб от лесного пожара включает:
- стоимость потерь древесины на корню в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях;
- ущерб от повреждения молодняков естественного и искусственного происхождения;
- ущерб от повреждения ресурсов побочного лесопользования;
- расходы на тушение лесных пожаров;
- стоимость сгоревших объектов и готовой продукции в лесу (снижение стоимости объектов и готовой продукции, поврежденных пожаром);
- расходы на расчистку горельников и дополнительные санитарные рубки в насаждениях, поврежденных лесными пожарами;
- ущерб от снижения почвозащитных, санитарно - гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса;
- ущерб от загрязнения воздушной среды продуктами горения;
- ущерб от гибели животных и растений, включая занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
- другие потери.
Учет повреждений, определение потерь древесины и иных потерь производится непосредственно после ликвидации пожара. С этой целью определяются и уточняются в установленном порядке местонахождение и величина выгоревшей площади (в том числе лесной и покрытой лесной растительностью), преобладающая порода и средний ее диаметр в поврежденных огнем древостоях, составляется схематический чертеж пожарища с привязкой его границ к ближайшим просекам или другим ориентирам. На планово - картографический материал наносятся контуры пожара и уточняются пройденные огнем площади молодняков естественного происхождения, сомкнувшихся и несомкнувшихся лесных культур, площадей,
пройденных содействием естественному возобновлению. Выявляется возможность разработки горельника, вывозки и реализации заготовленной древесины не позднее одного года после пожара.
По степени повреждения или сгорания отдельных частей деревьев и различных компонентов фитоценоза определяется вид и интенсивность пожара. При этом, если не менее 30% площади пожарища пройдено другим видом пожара, учет ущерба определяется по каждому его виду.[2]
В расчетах ущерба от лесного пожара используются действующие региональные ставки лесных податей, лесотаксационные и экономические нормативы.
Сведения об ущербе, нанесенном лесным пожаром, указываются в Протоколе о лесном пожаре, Книге регистрации лесных пожаров и статистической отчетности о лесных пожарах.
3. Определение стоимости потерь древесины
Потери древесины возникают вследствие сгорания и отмирания после пожара части деревьев в насаждениях, поврежденных огнем. Потери древесины в процентах от общего корневого запаса древесины определяются с учетом вида пожара, его интенсивности, преобладающей породы в насаждении и ее среднего диаметра.
Общий корневой запас древесины на пройденной пожаром площади, средний диаметр преобладающей породы поврежденного огнем древостоя определяются по материалам лесоустройства, а при их отсутствии - глазомерно (путем осмотра пройденных пожаром древостоев).
Если пожар охватил насаждения, состоящие из нескольких таксационных выделов, и площадь пожара не превышает размера одного квартала, общие потери древесины определяются как сумма потерь, рассчитанных по каждому выделу. Они вычисляются исходя из общего запаса древесины на выделе или его части и процента потерь запаса. Расчеты производятся по преобладающей породе с учетом ее диаметра.
Если пожар охватил насаждения нескольких кварталов или их частей, потери древесины вычисляются по кварталам или их частям, которые затем суммируются. В этом случае в целом для каждого квартала или его части определяются корневой запас древесины, преобладающая порода и средневзвешенный ее диаметр на высоте груди. При определении средневзвешенного диаметра в качестве веса используется корневой запас древесины.
Стоимость потерь древесины определяется путем умножения средней ставки одного обезличенного кубометра корневого запаса древесины преобладающей породы на величину потерь древесины (количество сгоревшей древесины и последующего ее отпада).
Средняя ставка одного обезличенного кубометра корневого запаса древесины определяется путем умножения действующей ставки лесных податей за деловую древесину сосны средней категории крупности по второму разряду такс на поправочный коэффициент. Поправочные коэффициенты дифференцированы по породам, среднему диаметру насаждения на высоте груди и разряду такс.
В случаях, когда возможен сбыт поврежденной пожаром древесины, из величины ущерба, рассчитанного изложенным выше способом, вычитается стоимость древесины на корню, возможной для сбыта, с применением действующих ставок лесных податей.
Культуры, хвойные молодняки естественного происхождения и хвойный подрост на площадях, пройденных мерами содействия естественному возобновлению, повреждаются лесными пожарами до полной гибели на всей площади, пройденной огнем. Лиственные молодняки и лиственный подрост при пожарах слабой, средней и сильной интенсивности повреждаются соответственно на 25, 50 и 100 процентов.
Ущерб при повреждении культур, молодняков естественного происхождения и подроста на площадях, пройденных мерами содействия естественному возобновлению (в дальнейшем именуется молодняков), определяется на базе нормативов затрат на выращивание 1 га молодняков до возраста смыкания крон. Нормативы затрат утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации.
При расчете ущерба от повреждения молодняков учитывается возраст поврежденных молодняков путем умножения норматива затрат на выращивание 1 га молодняков до возраста смыкания крон на соответствующий коэффициент.
4. Ущерб от повреждения лесным пожаром ресурсов побочного лесопользования и окружающей природной среде
Ущерб от повреждения лесным пожаром ресурсов побочного лесопользования рассчитывается как сумма ущербов, определяемых по каждому повреждаемому ресурсу побочного лесопользования. Ущерб от повреждения отдельного ресурса побочного лесопользования определяется как произведение трех сомножителей:[3]
- ставки лесных податей, взимаемых за единицу лесного ресурса;
- величины эксплуатационного урожая на 1 га;
- эксплуатационной площади, на которой поврежден соответствующий ресурс.
Впредь до разработки нормативов эксплуатационной урожайности ресурсов побочного лесопользования, ставок лесных податей за ресурсы побочного лесопользования и нормативов повреждаемости ресурсов побочного лесопользования лесными пожарами размер ущерба от повреждения ресурсов побочного лесопользования принимается на уровне 5% от суммарной стоимости потерь древесины и ущерба от повреждения молодняков искусственного и естественного происхождения.
Ущерб от вреда, причиненного лесным пожаром окружающей природной среде, включает:
- ущерб от снижения почвозащитных, санитарно - гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса;
- ущерб от загрязнения окружающей природной среды продуктами горения;
- ущерб от гибели животных и растений, включая занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Ущерб от снижения почвозащитных, санитарно - гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса определяется умножением суммы ущербов от потерь древесины на корню и от повреждения молодняков на коэффициент экологической значимости лесов. Величина коэффициента экологической значимости лесов зависит от группы лесов и категорий защитности лесов первой группы и принадлежности к категории особо защитных участков леса.
Ущерб от загрязнения окружающей природной среды продуктами горения, выделяющимися во время лесного пожара, рассчитывается по следующим четырем видам загрязняющих веществ, выделяющимся в воздух при горении биомассы лесных насаждений (древесины, листьев, подстилки и т.п.): оксиду углерода; углеводородам; оксиду азота; взвешенным частицам. Средний удельный выброс названных загрязняющих веществ с 1 т сгоревшей биомассы составляет:[4]
- оксида углерода - 125 кг;
- углеводородов - 12 кг;
- оксида азота - 2 кг;
- взвешенных частиц - 22 кг.
Ущерб от каждого загрязняющего вещества устанавливается как произведение трех сомножителей: норматива платы за выброс 1 т данного загрязняющего вещества (Приложение 6), объема выброса этого вещества при пожаре и коэффициента экологической ситуации для района, где произошел лесной пожар. Нормативы платы за выброс загрязняющих веществ индексируются в установленном порядке в соответствии с темпами инфляции.
Нормативы объемов сгорания органических веществ для определения объема выброса загрязняющих веществ в зависимости от вида лесного пожара и его интенсивности устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Впредь до разработки нормативов объемов сгорания органических веществ при лесных пожарах общий ущерб от загрязнения атмосферы выбросами загрязняющих веществ принимается в размере 10% от суммарного ущерба, причиняемого лесными пожарами в виде стоимости потерь древесины на корню, и ущерба от повреждения молодняков.
Ущерб охотничьих хозяйств определяется как произведение стоимости лицензии за животное того или иного вида на количество погибших от пожара промысловых животных этого вида.
Ущерб от гибели животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, иных животных, а также растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, определяется по таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный юридическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных и растений.
Впредь до разработки нормативов численности погибающих от лесных пожаров животных и растений, включая занесенных в Красную книгу Российской Федерации, общий ущерб от гибели животных и растений, включая занесенных в Красную книгу Российской Федерации, принимается в размере 5% от ущерба, причиняемого в виде стоимости потерь древесины на корню, и ущерба от повреждения молодняков искусственного и естественного происхождения.
5. Суммарный ущерб, причиненный лесным пожаром
Суммарный ущерб, причиненный лесным пожаром, включает:
- стоимость сгоревшей и поврежденной древесины на корню;
- ущерб от повреждения молодняков естественного и искусственного происхождения;
- ущерб, причиненный ресурсам побочного пользования;
- расходы на тушение лесного пожара;
- ущерб от повреждения и уничтожения объектов в лесу;
- расходы на расчистку горельников;
- затраты на проведение дополнительных выборочных и санитарных рубок в насаждениях, пройденных пожаром;
- ущерб от снижения почвозащитных, санитарно - гигиенических, водоохранных и других средообразующих функций леса;
- ущерб от загрязнения атмосферы продуктами горения;
- ущерб от гибели животных и растений, включая занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Затраты и убытки, которые несут другие отрасли народного хозяйства в результате действия лесных пожаров (временное прекращение судоходства, полетов авиации, замедление (прекращение) автомобильного и железнодорожного движения, свертывание деятельности изыскательских партий, домов и лагерей отдыха, туристических баз), могут включаться в общий ущерб от лесных пожаров при представлении лесхозу или вышестоящему органу управления лесным хозяйством справок о понесенных убытках, оформляемых в установленном порядке.
Одна из причин пожаров - природный фактор. Но природа создает условия, а поджигает лес человек. В заселенных районах до 98% пожаров возникает по его вине, и только в удаленных, глухих, северных районах человек начинает «конкурировать» (50 на 50) со стихией. В среднем в 2003 году из 7575 пожаров более 80% возникли так или иначе по вине человека.
Есть серьезные основания считать, что человек становится причиной пожаров не только по неосторожности, но и по злому умыслу. Специалисты говорят о намеренных поджогах, совершаемых в силу коммерческой заинтересованности. Очень часто пожары возникают в местах, откуда удобно вывозить лес, - вдоль рек, автомобильных и железных дорог. При этом весенние низовые пожары практически не портят древесину, но дают возможность за гроши получить порубочный билет. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что в сибирских регионах лес горит чаще там, где его мало, - в южных районах. В северных районах пожары, конечно, не редкость, но возникают чаще всего в местах отдыха людей.
Более строгую статистику по причинам пожаров создать трудно. Тайга скрывает все. В 2003 году в Иркутской области за нарушение правил пожарной безопасности лесхозы привлекли к административной ответственности всего 206 человек. Сумма наложенного на них штрафа составила 85,2 тыс. рублей, тогда как, по оценкам специалистов лесного хозяйства области, ущерб в 2003 году от лесных пожаров уже превысил 70 млн рублей.[5]
Впрочем, коммерческие поджоги - лишь следствие общей бесхозяйственности в лесной сфере, породившей армию лесопользователей, которые заботятся лишь о том, чтобы срубить и вывезти. При этом им совершенно необязательно всегда поджигать лес. В лесах промышляет огромное количество фирм-однодневок, которые берут на торгах делянку в 500-700 кубометров на корню, вырубают, вывозят бревна - и исчезают, захламив лесосеку. Эти "лесозаготовители" берут от спиленного дерева первый-второй рез, то есть два-три самых толстых бревна, а остальное бросают в тайге. Все это ослабляет лес и увеличивает вероятность пожара
Заключение
Необходимость упорядочить хозяйственные отношения в лесном комплексе очевидна не только из-за лесных пожаров. Большинство экономистов оценивают лесную отрасль в России, как одну из самых инвестиционно привлекательных, которая может обеспечить едва ли не большие доходы, чем от других сырьевых отраслей. Однако на деле все обстоит иначе. Страна, будучи одной из самых богатых лесом в мире, получает лишь 8 млрд долларов в год от лесной отрасли. В соседней же Финляндии объем товарной продукции, производимый лесопромышленным комплексом, в четыре раза выше: 30 млрд долларов (это, кстати сказать, сопоставимо с экспортом сырой нефти из России). Причем леса вырубается в Финляндии в два раза меньше, а запасы его просто несопоставимы.
У нас леса вырубается на порядок меньше, чем готово выделить государство. Так, расчетная лесосека в Сибири составляет 193 млн куб. метров. Вместе с тем, в 2002 году фактически вырублено 38,4 млн кубометров. Таким образом, потенциал лесного богатства Сибири используется не более чем на 15-20%.
Одна из главных причин - отсутствие у российских лесов хозяина. На словах лес является федеральной собственностью, однако на деле этот тезис опровергается многочисленными примерами неэффективного управления.
Непосредственный представитель интересов государства, как собственника леса, - лесхозы, входящие в структуру Министерства природных ресурсов. При этом федеральный бюджет финансирует лесхозы лишь наполовину от требуемых объемов. Остальные средства лесникам предложено зарабатывать самостоятельно, за счет рубки леса. Таким образом, государство само прибегает к неэффективному и "взяткоемкому" механизму совмещения хозяйственных и регулирующих функций.
В вопросах лесовосстановления также нет последовательности. Финансирование расходов на эти цели возложено на региональные бюджеты, в которых просто нет необходимых средств. Государство пока не собирается устраняться от проблем лесного комплекса. Однако методы управления, которые предлагается использовать, скорее, относятся к кризисному, "пожарному" менеджменту.
Чиновники, прежде всего, хотят централизовать контроль над всеми лесами. В Министерстве природных ресурсов, например, говорят о необходимости передать под единый контроль леса, которые сейчас находятся в ведении нескольких ведомств - Минсельхоза, МПС, Министерства обороны. Предлагается ужесточить меры ответственности за бесхозяйственное лесопользование, провести ревизию всех выданных лесорубочных билетов и жестко обязать арендаторов и лесопользователей осуществлять лесовосстановление, меры противопожарной защиты и так далее.
Кардинально перестроить систему хозяйствования в отрасли только такими мерами вряд ли возможно. Власти просто не смогут организовать тотальный контроль всех фирм и физических лиц, ведущих свой бизнес в лесной отрасли. А таких в Сибири насчитывается не один десяток тысяч. На сегодняшний день на территории Сибирского федерального округа действуют 19169 лесопользователей. Из них лишь 78 крупных и 654 арендатора. Остальные - пользуются лесорубочными билетами и, как правило, не занимаются ни лесовосстановлением, ни защитой от пожаров.
Список
литературы
1. Федеральный закон от 29 января 1997 года N 22-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.12.2003)
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
3. Инструкцией по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1998 г. №53.
4. Русских В., Анютин Н. // Эксперт-Сибирь №3 от 23 июня 2003 года
5. Экономика природных ресурсов, 2-е изд.. / А. Эндрес, И. Квернер - СПб: Питер, 2003
[1]Федеральный закон от 29 января 1997 года N 22-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» (ред. от 23.12.2003)
[2]Инструкцией по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1998 г. №53.
[3]Инструкцией по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1998 г. №53.
[4]Инструкцией по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной приказом руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 апреля 1998 г. №53.
[5]Русских В., Анютин Н. // Эксперт-Сибирь №3 от 23 июня 2003 года