Содержание

Введение. 3

1. Инвестиционный климат и привлекательность. 4

1.1. Инвестиционный климат. 4

1.2. Инвестиционная привлекательность. 7

2. Практическая реализация инвестиционного проекта. 13

2.1. Фактографический анализ. 13

2.2. Целевая установка. 14

2.3. Потенциальные участники проекта. 18

2.4. Интересы участников проекта. 19

2.5. Основные программные мероприятия. 22

2.6. Финансовые механизмы инвестирования проекта. 26

2.7. Риски инвестиционной. 30

2.8.Управление инвестиционным проектом. 31

2.9.Резюме. 35

Список литературы.. 36

Введение


Восстановление экономического роста в России требует большого объема гигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающие страны активно привлекали  иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет.

В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает  другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что число последних увеличивается.

Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями.

Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.

Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение  его – дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем.

Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с инвестиционным климатом и инвестиционной привлекательностью.


 

1. Инвестиционный климат и привлекательность

1.1. Инвестиционный климат

Инвестиции – долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения прибыли. В соответствии с законом "Об инвестициях в РФ" 1991г. под инвестициями понимают денежные средства; целевые банковские вклады; пай; акции и др. ценные бумаги; технологии; машины и оборудование; лицензии; кредиты; имущественные права; интеллектуальные ценности, вкладываемые в предпринимательские и другие виды деятельности с целью получения прибыли (дохода) и социального эффекта.[1]

Такие вложения осуществляются путем приобретения экономических активов, т.е. экономических объектов, владение или использование которых приносит и будет приносить в дальнейшем их владельцам экономическую выгоду. Ориентация на будущие доходы при вложении капитала – характерная черта, отличающая инвестиции от текущих затрат на производство товаров и  услуг. В связи с этим инвестиционную деятельность можно также определить как приобретение экономических активов, способных обеспечить получение доходов в будущем. [2]

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.  За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

- высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

- сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

-  неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

-  резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

-  неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.[3]

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.[4]


1.2. Инвестиционная привлекательность

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. Американский президент в одном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам не стоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по назначению”, добавив, что “от самой России зависит, создавать ли благоприятные условия для наших капиталов”.

Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире (она занимает третье место после Нигерии и Индонезии в списке из 90 государств) по степени распространения коррупции. В 2000 г. она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”.

По степени экономической свободы, составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место среди 155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например, Грузии и Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место.

В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько улучшился по сравнению с предыдущим годом.

После президентских выборов в России Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ, Лукойл, МГТС, Мосэнерго, Норильский никель и др.). Фактически индексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. Доля России в индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %), Бразилии (11.6 %), Малайзии (9%), Тайваня (7,8%). Таким образом, максимально Россия может рассчитывать на 5% мировых инвестиций.

Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. В инвестиционной политике ряда промышленно развитых стран по отношению к России все еще сохраняются отголоски “холодной войны”, которые вряд ли исчезнут автоматически.[5]

В октябре 2003 года рейтинг России изменился в лучшую сторону. Международное рейтинговое агентство “Moody’s Investors Service” пересмотрело страновой кредитный рейтинг России. Сам по себе пересмотр рейтинга в начале октябре неожиданностью не был, поскольку агентство поставило российский рейтинг на пересмотр с июля и в соответствии с формальной процедурой, собиралось объявить итоги пересмотра через 3 месяца. Сюрпризом стало повышение рейтинга сразу на 2 ступени так, что Россия впервые в своей истории получила кредитный рейтинг инвестиционного уровня. Ни одно из общепризнанных рейтинговых агентств не обещало присваивать России инвестиционный рейтинг, по крайней мере, до завершения президентских выборов – 2004 года.

Присвоение инвестиционного рейтинга означает признание одним из ведущих рейтиновых агентств достаточной способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. При этом рейтинг уровня Ваа по классификации “Moody’s” является низшим из инвестиционных рейтинговых разрядов и облигации такого эмитента обладают чертами бумаг спекулятивного уровня.

Какими могут стать основные последствия получения инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков?

1.                     Появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов – инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ограниченных требованием инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом. Потенциал этих фондов оценивается участниками рынка в 1 трлн долл. Вероятность фактического притока этих средств достаточно высока – темпы роста российской экономики (5-6% в год) представляются иностранным инвесторам достаточно привлекательными, а риск резкого обвала мировых цен на нефть – невысоким.

2.                     Значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала, что может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы. Соответственно, правительство может сместить акцент бюджетной политики с накапливания профицита бюджета (на «черный день») на снижение налогов и более активное вовлечение бюджетных средств в стратегические инвестиционые проекты, где требуется участие государства.

3.                     При повышении рейтингов российских корпораций вслед за страновым рейтингом заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований, что очень выгодно при текущих сверхнизких процентных ставках. Несмотря на то, что потенциал снижения доходностей российских еврооблигаций уже не так высок – рынок еще до рейтинговых агентств высоко оценил их, новые уровни процентных ставок могут активизировать уже происходящий бум размещений еврооблигаций относительно качественных российских корпоративных эмитентов. Это позволит им рефинансиовать более дорогие и «короткие» долги на более выгодных условиях, и привлечь инвестиционные ресурсы.

4.                     Ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будут поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля. Однако, более важным фактором курсообразования будут все же мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) и политическая стабильность в стране.

Наиболее сильное влияние изменения рейтинга можно ожидать на рынке акций. После волны спекулятивного роста, связанного с пересмотром страновых рисков и ставок дисконирования, что приведет к повышению справедливой стоимости большинства акций, через некоторое время российский рынок акций может перейти в новое качество. Во-первых, blue chips (- ценные бумаги широко известных компаний, являющихся лидерами в своих отраслях и выплачивающих высокие дивиденды.) могут получить новый потенциал роста, поскольку для консервативных институциональных инвесторов, которые смогут прийти в Россию после получения инвестиционного рейтинга, одним из ключевых ограничений является капитализация компаний, а у акций «первого эшелона» она максимальна. Во-вторых, недостаточная капитализация наиболее ликвидных акций «второго эшелона» может стать стимулом для процессов консолидации в пока менее интегрированных, чем нефть и газ, отраслях – металлургия, телекоммуникации. Таким образом, пока еще узкий и спекулятивный рынок акций может существенно «расшириться» за счет новых привлекательных эмитентов, менее зависимых от товарного экспорта, что качественно изменит его капитализацию, устойчивость и взаимосвязь с реальной экономикой.

Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притока инвестиций:

1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время – и в политической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные. Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объема качественных активов и проектов.

2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабых развивающихся рынках общеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировых финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.

3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условиях заимствований на международных финансовых рынках на них могут выйти компании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки (получающие основные доходы в рублях).

Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:

1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.

2) Приведение российского законодательства ,определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд. долл. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо. Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло китайское “экономическое чудо”.

3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".

4) Высокий банковский процент.

5) Низкая инфляция.

6) Либерализация финансового рынка.

7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам.[6]


2. Практическая реализация инвестиционного проекта

2.1. Фактографический анализ

Для нашего города Новосибирска очень дефицитным товаром считается высококачественный пиломатериал и изделия из древесины.

Чтобы ликвидировать дефицит пиломатериала можно открыть деревообрабатывающее предприятие в г. Новосибирске, которое будет иметь возможность закупки леса-кругляка за пределами г. Новосибирска, доставки леса до базы и последующей распиловки на доску обрезную и необрезную, изготовление различных изделий из пиломатериала и обработки отходов пилорамы. Таким образом, из отходов можно изготовить плинтус, штапики, опилки с пилорамы могут продаваться на свиноферму или в другую организацию.

Для создания организации можно арендовать помещение недалеко за пределами города. Создавать предприятие по производству пиломатериалов в пределах города нет никакой необходимости. Это позволит облегчить работу водителям, доставляющим сырье на лесовозах, уберечь население от шума и вредных побочных продуктов лакокрасочных работ, производимых на предприятии. Но с другой стороны нам потребуется помещение в центре города для заключения договоров и приемке заказов. Т.е. мы должны арендовать производственную базу (которая включает в себя цеха, гараж, территорию для отгрузки). Такую территорию можно арендовать на базе ДРСУ, при въезде из г. Новосибирска в районе объездной дороги. А офисное помещение можно арендовать в здании гостиницы, так как в центре города и здание гостиницы знает каждый приезжий.

Приняв это решение, мы отталкивались от следующих соображений:

-  существует лишь одно предприятие, занимающееся подобной деятельностью, следовательно, больше шансов добиться поставленной цели;

-  эта продукция пользуется несомненным спросом, особенно сейчас, когда строится большое количество строительных объектов;

-  возможные контракты со странами ближнего зарубежья   не обладающими в достаточной мере лесными ресурсами.

Это предприятие будет создано на основе учредителей, так как этот вид владения обладает существенными преимуществами:

-  простота создания

-  более легкое (по сравнению с корпорацией) получение кредита

-  наличие в распоряжении значительных объемов капиталов

-  обмен опытом, передача навыков по принципу « ум хорошо, а два лучше».[7]


2.2. Целевая установка

Предпринимательская деятельность в любой сфере народного хозяйства связана с возможными рисками достижения цели. В условиях рыночной экономики конечный успех предпринимательского проекта зависит от множества факторов: одни обуславливают перспективность предпринимательского мероприятия, другие указывают на его невозможность или большую степень риска его осуществления. Переменчивость многих важных слагаемых предпринимательского проекта многократно усиливает непредсказуемость  исхода дела. Тщательный учет возможного направления их влияния на предпринимательский проект – важнейшее условие успешной деятельности предпринимателя. Опыт десятков поколений предпринимателей, успех и неудача бизнеса, крах надежд одних и блестящие карьеры других, обобщенные мировой практикой и экономической наукой, привели к выработке целого арсенала мероприятий. В результате риск выполнения предпринимательского проекта можно выявить заранее и значительно снизить, а предсказуемость успешности бизнеса определить в достаточной степени точно.

Таким образом, главное в предпринимательском проекте – анализ возможностей его реализации, выгодности, для предпринимателя, оценки его рыночной и финансовой эффективности.

Основные этапы обоснования предпринимательского проекта:

1.                     Обоснование идей проекта и сведение о проекте

2.                     Анализ рынка, стратегия маркетинга, основы проектной стратегии

3.                     Сырье и комплектующие материалы, их классификация , потребности и стратегия поставок

4.                     Анализ местоположения и окружающей среды

5.                     Инженерная подготовка проекта и технологии

6.                     Организация и управление предприятием

7.                     Определение потребности в трудовых ресурсах

8.                     Планирование процесса реализации проекта

9.                     Финансовый анализ, оценка инвестиций и финансирование проекта

При внедрении инвестиционного проекта на рынок г. Новосибирска нужно произвести учет внешних факторов предпринимательской деятельности. Внешние факторы делятся на факторы отдаленного влияния, факторы производственного воздействия ( конкурентная среда) условия оперативного влияния.

Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы , которые воздействуют на решения менеджеров и их действия, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации . По моему мнению внешние факторы  по влиянию на бизнес можно расположить в следующей последовательности:

Отдаленное влияние

-                       Экологическое воздействие

-                       Экономическое воздействие

-                       Политико-правовое воздействие

-                       Социально-культурное воздействие

-                       Демографическое воздействие

-                       Технологическое воздействие

Производственные воздействия

-                       Производственная структура

-                       Соперничество между конкурентами

-                       Входные и выходные барьеры

-                       Угроза появления товаров-заменителей

-                       Влияние поставщиков

-                       Влияние потребителей

Операционное окружение

-                       Конкурирующая позиция

-                       Образ потребителя

-                       Рынок рабочей силы

-                       Интересы посредников

-                       Отношения поставщиков и кредиторов

-                       Индивидуальное производство (предпринимательство)

Отдаленное влияние состоит из серии факторов, которые берут начало за пределами фирмы. Экологическое воздействие имеет отдаленное влияние на процесс принятия решений в управлении. Участие будущей организации в экологическом воздействии заключается не только  в выполнении правительственных постановлений , но и во вторичном использование ; обнадеживающий фактор состоит в том, что при грамотном управлении такие ресурсы ,как леса, могут быть не только пополнены, но и расширены.

Экономическое воздействие – это влияние на деятельность фирмы , которое является результатом таких факторов, как производство, распределение и потребление товаров в г. Новосибирске е. Экономическое воздействие более подробно рассмотрено ниже.

Политико-правовые воздействия – это ограничения в процессе принятия решений, является результатом правовых и управленческих рамок. Эти рамки налагают на фирму обязанности по защите потребителей и окружающей среды, посредством торговых соглашений, антитрастовых законов, налоговых программ, установления минимального уровня заработной платы, регулирования цен и норм выброса в окружающую среду, а также посредством административного воздействия и многих других акций.

Нужно учитывать правовые обязательства, составляющие неотъемлемую часть в деятельности организации.

Социально-культурные условия влияют на деятельность фирмы, поэтому при предварительном анализе данного фактора мы должны учесть, что социально-культурные рамки определяют восприятие « хорошего вкуса» в рекламе, взгляды служащих на равные возможности при найме и веру конкурентов в этические отношения. Популярный и удобный путь предсказать возникновения и упадок деловой активности – это анализ демографических данных. Демографический прогноз описывает население с точки зрения будущих покупателей товаров и услуг. Демографические исследования, несмотря на многие недостатки, являются мощным источником информации для составления прогнозных проектов и при оценке различных факторов, которые могут повлиять на производство.

Технологические воздействия заключаются в применении новых знаний для практических целей в любых аспектах производственных отношений. Поэтому бизнес должен идти в ногу с технологическим процессом, учитывая при этом стадии производства.

Стадии производственного воздействия – это воздействия, которые порождены промышленным окружением, имеет даже большее влияние на поведение фирмы, чем отдаленные воздействия. Конкуренции в нашем случае описаны ниже.

Для образования деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске имеет хорошее отдаленное влияние, крепкую, постоянную конкурентную позицию на рынке пиломатериалов в г. Новосибирске. В данном случае мы имеем постоянную (стабильную) позицию на рынке г. Новосибирска, что может положительно отразиться на  создание деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске.[8]


2.3. Потенциальные участники проекта

Социальная ответственность – обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.

Бизнес никогда не развивается в социальном вакууме. По моему мнению, соц. ответственность каждого производителя подразумевать под собой определенные обязанности. Промышленные производители должны быть  вовлечены в решение широкого спектра соц. проблем от преступности до проблем загрязнения окружающей среды. Фирма должна учитывать мнения заинтересованных лиц. К заинтересованным лицам мы можем отнести: общество в целом, местная общественность.

Общество в целом требует, чтобы фирма принимала участие и делала вклад в общественную жизнь, чтобы приносила солидную часть на поддержку правительства. В нашем случае деревообрабатывающее предприятие может принимать участие в различных мероприятиях ( форумах) исправленных на формирование положительных отношений детей и подростков к здоровому образу жизни, изучение искусства  и культуры , как Россия так и Зарубежья, отчисления налогов на поддержку правительства.

Местная общественность требует, чтобы фирма обеспечивала производственную занятость, чтобы руководство компании принимало участие в общественных мероприятиях. Для деревообрабатывающего предприятия, как описано выше, я предлагаю высадку защитных лесополос, помощь местной администрации в заготовлении и расстановки плакатов на тему: « Берегите лес от пожара».

Кроме того, крепкие и надежные отношения между фирмой и ее поставщиками и кредиторами – необходимые условия ее процветания. Понимая важность прочных отношений с поставщиками и кредиторами, нужно оценить какие выгоды ищут поставщики и кредиторы от сотрудничества с фирмой: обычно можно предположить следующее :

1.                     Поставщики заинтересованы в современной выплате кредита  и они усилят профессиональные, надежные и прочные отношения с фирмой в условиях личного контакта и деловой практики.

2.                     Кредиторы хотят своевременные выплаты процентов и возврате капитала со своих инвестиций.

В общем, поставщики и кредиторы усердно обеспечивают фирму ресурсами, которые ей нужны, лишь в том случае, если уверены, что они, как и др. «инвесторы» получат надежный финансовый возврат  своих инвестиций.

Поэтому при разработке инвестиционного проекта необходимо учитывать скорость и процентное соотношение оборачиваемых средств, чтобы каждый член производственного звена получил ту прибыль, на которую рассчитывал при развитии производства.[9]


2.4. Интересы участников проекта

Цели - это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которой направлена ее хозяйственная деятельность. Цели вытекают из ответов на вопрос « что собой будет представлять предприятие, каким оно будет и каким ему следует быть?» – это обязательства в отношении действий, посредством которой будет реализовываться главная задача данного предприятия. Они выступают  также в роли стандартов, на которую ориентируется  вся работа . Другими словами, цели- основа стратегии. Роль целей определяется следующим:

-  они служат исходной точкой планирования стратегии

-  цели лежат в основе организации фирмы

-  на целях базируется мотивирование фирмы

-  цели служат базой при контроле и анализе  производственно хозяйственной деятельности

В зависимости  от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания  писем, особенностей внешней среды  и др. факторов, каждая фирма формирует собственную систему цепей:

-  цели фирмы

-  доходы

-  эффективность

-  положение на рынке

-  ресурсы производственная мощность

-  продукция

-  организация

-  работа с покупателями

-  социальная ответственность

-  развитие

За счет этих направлений можно разработать цели деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске.

На данный момент мы ставим перед собой 5 основных целей:

1.                     Максимально возможная прибыль

2.                     Обеспечение и благосостояние рабочих

3.                     Положение на рынке

4.                     Максимальная производительность

5.                     Разработка, производство продукта и обновление технологий

6.                     Внедрение дополнительных производственных единиц.

Остановимся подробнее на каждом из вышеперечисленных пунктов:

1.                     Максимально возможная прибыль является основной целью, ради которой создается предприятие. Под максимально возможной мы понимаем прибыль, получаемую при полном использовании всех производственных и человеческих ресурсов.

2.                     Нанимая рабочих, мы берем на себя ответственность за их уровень жизни. Соответственно, чем выше этот уровень, тем значительнее кажется организация. Следовательно, в наших интересах обеспечить своих рабочих, прежде всего конкурентно-способной зарплатой, а также другими возможными благами. Имидж преуспевающей фирмы внушает окружающим уверенность, а это значит, что у них появится желание сделать заказ или заключить контракт именно с такой фирмой.

3.                     Положение на рынке является второй по значимости из поставленных целей. В ее входит завоевание основной доли рынка в лесоперерабатывающей  промышленности  района. Постепенное установление монополистических прав.

4.                     Прибыль предприятия прямо пропорционально зависит от его производительности, следовательно только при максимальной производительности и, кроме того , при использовании всех производственных ресурсов можно добиться максимальной прибыли.

5.                     Только лишь с внедрением новых современных технологий, постоянно улучшая качество изделий и расширяя список выпускаемой продукции, предприятие может добиться успеха. Мы намерены твердо следовать этому правилу.

6.                     Этот пункт непосредственно связан с предыдущим. В будущем (приблизительно через 5 лет) мы планируем открыть 2 дочерних предприятия: первое, по производству мебели из нашей продукции, второе, пилораму подобную этой

Достижение этих целей возможно лишь при быстром развитии производства. Для этого у нас должен иметься достаточный первоначальный капитал. все остальное зависит от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся у фирмы ресурсы, от четкого контролирования протекающих в фирме процессов. Следовательно, большое внимание должно быть уделено отбору   и найму кадров.[10]

 

2.5. Основные программные мероприятия

Выстроим небольшую технологическую цепочку движения материала, начиная от закупки кругляка и заканчивая их сбытом непосредственному потребителю.

Такова технологическая цепочка работы деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске, основным звеном которой является транспортировка и обработка древесины, так как сбыт по вышеуказанным факторам является второстепенным звеном в технологическом процессе, так же как и закупка.

Транспортировка – это важный процесс в работе организации, поэтому должна быть техника в состоянии, соответствующим работе автотранспорта.

При исключении любого из звеньев технологического процесса вся технологическая цепочка останавливается и соответственно останавливается работа всего предприятия.

Все технологическое звено ценно в комплексе и при правильном формировании производства и контроле предприятие будет прибыльно.

С 1 марта 1998 г. вступил в действие закон «Об обществе с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. Начнем с того, что Закон ограничивает предельную численность участников ООО пятидесятью. Целями деятельности общества является осуществление предпринимательской деятельности, и получение на этой основе прибыли. Деятельность нашего общества рассчитана на извлечение прибыли из деревообрабатывающей отрасли. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной  регистрации.

Таблица 1. Органы управления ООО


Наименование органов управления



Численность и сроки избрания


Кто формирует


Основные функции


Кто назначает (избирает)


Общее собрание учредителей (законодательный орган

Не менее 1 юридического или физического лица

Учредитель ООО

Понятие и изменение устава, определение уставом капитала и размеров вкладов, утверждение годовых отчетов и балансов, создание и ликвидация ООО

Председателя (президента) правления ООО, если предусмотрено уставом

Правление (совет) ООО  исполнительный орган

По уставу не менее 3 чел.

Общее собрание учредителей

Стратегия развития организации системы управления, кадровая, финансовая, социальная политика

Исполнительного директора, руководителей филиалов и подразделений

Ревизионная комиссия (ревизор)

Не менее 1 человека

Общее собрание учредителей

Заключ. По  годовым отчетам и балансам, ревизия всех

Председатель комиссии  (ревизора)

Директор ООО

По решению собрания

Общее собрание учредителей

Оперативное управление ООО в период между собраниями учредителей и правления 

Персоналы управления

 


Рис. 1.  Структура системы управления

 

Системы стимулирования работников.

-                       Заработная плата                                                                                                                                                                                  

Конкурентоспособная по сравнению с той, которую рабочий мог бы получать в другом месте. Справедливая и обоснованная разница в зарплате.

-                       Премия

Выдается при перевыполнении плана.

-                       Отпуска

-                       Товары со скидкой

       Разрешение приобретения свои работникам товары и услуги фирмы со скидкой от 10%

-                       Расходы на проезд

Оплату месячных проездных билетов рабочим, живущим далеко от места работы

-                       Ссуды

Предоставление ссуд беспроцентных или с низким процентом

-                       Оплата больничных дней. Полная зарплата в течении  первых четырех недель и половина в течении следующих четырех

-                       Частное страхование здоровья

-                       Пенсии

-                       Предоставление самостоятельности. Привлечение рабочих для постановки целей и рабочих задач

-                       Право на увеличенный отпуск. Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, достигшим определенных успехов, целей или повышенных в должности

-                       Обучение

-                       Повышение квалификации

-                       Личное отношение. Повышение интереса к работе, постановка целей каждую неделю, поздравление с успехом, сочувствие в случае неудач.

Целью природоохранной деятельности предприятия является обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности общества путем усиления ресурсовосстановительного  потенциала природы, рационального потребления ее ресурсов неуклонного снижения  отрицательного воздействия промышленного производства на окружающую среду. На  нашем предприятии работа по охране  окружающей среды проводится службой главного инженера. На ряде предприятий создаются спец. отделы по охране природы по контролю за содержанием вредных примесей в отходящих газах и стопах, подразделения отвечающие за работы очистных сооружений, переработку и утилизацию отходов.

К  главным задачам в организации природоохранной деятельности предприятия относятся: - анализ  количественного и качественного  состояния охраны природы  и рационального  использования природных ресурсов; -разработка мероприятий природоохранной деятельности, их финансирование и освоение  выделенных средств;

Природоохранные мероприятия,  осуществляемые предприятием, должны полностью  компенсировать  отрицательные воздействия производства на окружающую среду.

Планирование  природоохранной деятельности предприятия начинается  со всестороннего ее анализа в базовом периоде. Исходными данными для разработки плана по охране окружающей среды являются: прогноз состояния  окружающей среды в районе расположения предприятия; долгосрочная  государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования  природных ресурсов; комплексные планы  экономического и социального развития   территории; - территориально комплексные схемы охраны природы; - решение местных органов власти по природоохранительным вопросам; - стратегия и перспектива развития предприятия; - результаты анализа природоохранительной деятельности предприятий в предшествующие периоды; - показатели других разделов плана;  - данные научно-технической информации; - предложения рабочих, специалистов и служащих. План по охране  природы и рациональному использованию природных ресурсов состоит из следующих разделов; - охрана и рациональное  использование земель;- охрана и рациональное использование ресурсов.[11]


2.6. Финансовые механизмы инвестирования проекта

Расчёт текущих затрат сделан по упрощённой схеме и включает  6 статей расходов. Четыре из них имеют постоянное значение:  аренда помещения, расходы на рекламу, накладные расходы, включая резервные фонды, страховые платежи, непредвиденные расходы, амортизационные отчисления.

Две статьи рассчитаны с учётом нарастания загрузки: фонд оплаты труда, включая начисления.

Расходы на рекламную компанию определялись исходя из тарифов в изданиях  СМИ, но, в конечном счете, были приняты к расчёту минимально необходимые расходы.

Расходы на амортизацию оборудования рассчитывались исходя из норм амортизационных отчислений. При покупке подержанной техники, стоимость её  уменьшается на  сумму амортизационных отчислений, данное предприятие может купить технику на 2 году деятельности, т.е. амортизационные отчисления будут производиться со 2 года деятельности организации.

Расходы на сырьё и материалы  для работы  организации определялась по минимуму, поскольку финансовая ситуация на старте деятельности складывается напряженно.

Расходы по оплате труда определяется исходя из штатного расписания  и постепенного нарастания нагрузки на работников.

Оклады работникам определялись исходя из максимальной экономии средств. Средняя ставка социальных начислений на фонд оплаты труда принята на уровне 38,5%. В эту ставку вошли отчисления в пенсионный фонд, на обязательное медицинское и социальное страхование, некоторые местные налоги.

Общая сумма текущих затрат в течении первых 3-х  месяцев практически не покрывается доходами. Основными источниками для финансирования текущих расходов на этапе становления могут быть только заёмные средства, в нашем случае – кредит. При нормально выполняемом графике работ и деятельности фабрика начинает получать прибыль с 4–го  месяца.

Аренда автотранспорта.

2 грузовые машины (КАМАЗ)

 5000 руб. 1 машина в месяц

10000 руб. 2 машины в месяц

Непредвиденные расходы на ремонт 10000 руб.

Итого:                                                     20000 руб.

Аренда автотранспорта производится на Новосибирском автотранспортном предприятии, так как данное предприятие убыточно, оно сдает в аренду автотранспорт и берет арендную плату с учетом амортизационных отчислений.

Аренда станков и пилорамы Р-63 осуществляется на тех же условиях только на предприятии: Новосибирский  лесхоз (т.е. аренда (плата) рассчитывается с учетом амортизационных отчислений).

Аренда 2-х станков стоит       10000 руб.

Аренда пилорамы Р-63          5000 руб.

Итого                                          15000 руб.

Аренда базы за пределами города. Можно базу арендовать на территории ДРСП (дорожно-ремонтное строительное предприятие). Данное предприятие сдает в аренду складские площади и промышленные территории, также нужно снимать офис. Офис можно снять в гостинице и если платить за аренду напрямую администрации, то для предприятия цена за 1 м2 площади будет равна 8,6 руб. А так как складские помещения, территория базы – 550 м2 и площадь офиса – 70 м2, то в сумме мы получаем 620 м2 по цене 8,6 руб. за 1 м2, то получаем на аренду помещений мы затратим 5000 руб.

Затраты на бензин на 1 КамАЗ на 100 км – 15 литров бензина при дальности 500 км мы получаем затраты: 5 * 15 = 75 л; 75 л * 30 дн = 2250 литров требуется бензина на 30 дней. Если считать бензин с учетом инфляции, то можно учитывать бензин по цене 8 руб. за 1 литр, то затраты на бензин будут равны 2250 литров * 8 руб. = 18000 руб. за 1 КамАЗ; соответственно за 2 КамАЗа = 36000 руб.

Прочие расходы:

Арендная плата, непредвиденные расходы, расходы на ремонт а/м, расходы на брак, коммунальные услуги, реклама, ГСМ.

Аренда  а/тр.                           10000руб. в месяц

Расходы на ремонт:                10000руб.  в месяц

Аренда станков                       10000руб. в месяц

Аренда  тепор-мы                   5000руб. в месяц

Аренда  помещений                5000руб. в месяц

ГСМ на 2 КамАЗа                  36000руб. в месяц

На брак                                     18750  руб. в месяц

На рекламу                             1387 руб. в месяц

Свет, телефон                          1000 руб

Свет, телефон                          1000 руб

I - IV кв . = 98137*3 = 294411 руб.

2 год

I полугодие   = 294411*2 = 588822 руб.

II полугодие  = 294411*2 = 588822 руб.

3 год

2,3 г. = 588822 руб.

1,387*3 = 4,16 ¬ за квартал

4,16*4 = 16,64 ¬ за год

4,16*2 = 8,32 ¬ полугодие

Аренда 30 - в месяц, в кв. = 90

                     в полугодие   = 180

                     в  год = 360

20- в месяц в квар. = 60

2 год           

в пол. = 120

                      в год = 240

Затраты на непредвиденные  расходы (брак) с 50 куб. м. Леса при распиловке имеются потери на выборку до 1,5 куб.м. расчет на брак  можно произвести  по закупочной цене кругляка  на этом основании  мы получим  1,5 куб.м. *500р. = 750р. в день и *25 дн. =18750 ¬ потери в течение месяца.

При закупке леса кругляка с места мы получили цену 500р.за 1 м3 в день 2 КамАЗа может перевести 50 м3 кругляка, т.е. 50 м3 * 500р. = 25000р. ,что при закупке в течение 30 дней по 50 м3 кругляка мы получили 25 * 25т. = 625 тыс. руб. ¬затраты в месяц на покупку кругляка.

Затраты на рекламу:

рекламный щит – 387р. в месяц

по 2 объявления в газете «Ва Банк» и «Доска объявлений»

1 заявление = 250 руб.; 2*2 = 4*250 = 1000р.

Коммунальные услуги, телефон, свет.

телефон с учетом междугородних переговоров = 1000р.

50р. при работе на станках * 12,5 дней + офисный свет. 15р. в день * 25 дней = 625+375 = 1000р.[12]


2.7. Риски инвестиционной

Предпринимательская деятельность в любой сфере народного хозяйства связана с возможными рисками достижения цели. В условиях рыночной экономики конечный успех предпринимательского проекта зависит от множества факторов: одни обуславливают перспективность предпринимательского мероприятия, другие указывают на его невозможность или большую степень риска его осуществления. Переменчивость многих важных слагаемых предпринимательского проекта многократно усиливает непредсказуемость  исхода дела. Тщательный учет возможного направления их влияния на предпринимательский проект – важнейшее условие успешной деятельности предпринимателя. Опыт десятков поколений предпринимателей, успех и неудача бизнеса, крах надежд одних и блестящие карьеры других , обобщенные мировой практикой и экономической наукой, привели к выработке целого арсенала мероприятий. В результате риск выполнения предпринимательского проекта можно выявить заранее и значительно снизить, а предсказуемость успешности бизнеса определить в достаточной степени точно.

Для отрицания возможности риска на предприятия построим график безубыточности.

График безубыточности показывает уровень продаж   (производства), необходимый для их покрытия. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства  (производственный труд, материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, уплата %, жалование  служащим и т.д.). Уровень продаж,  при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности проекта. Желательно, чтобы планируемые продажи были значительно выше, чем  уровень  безубыточности.[13]


Таблица 2.  Анализ безубыточности.

Наименование затрат

1 год

1. Объем продаж в тыс. руб.

31843,72

2. Условно постоянные расходы тыс. руб. (накладные расходы, зарплата, командировочные и т.д.)

1499

3. Удельный вес условно-переменных расходов в Объеме продаж.

0,28

4. Точка безубыточности

2081,94

5. Запас финансовой прочности в тыс. руб.

29761,78

Рис. 2.. График безубыточности

 

2.8.     Управление инвестиционным проектом

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибыли из-за того, что в нем детально рассматривается величина и время максимального денежного потока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные годы осуществления проекта, не являлся определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды. Прогноз денежных потоков и выявил эти условия. Проводя  уровень продаж и капитальных вложений в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнения финансирования и определяет плановые требования к рабочему капиталу. [14]




Наименование статей

Величина показателей по периодам

1 год

2 год

3 год

I

II

III

IV

I

II

1. Денежные средства на начало периода.

-

2961,44

4405,42

5853,77

7287,54

9350,92

12010,04

2. Поступление денежных средств всего.

9042,77

8130,37

8130,37

8130,37

16260,75

16260,75

32521,5

в том числе








- выручка от реализации

7452,61

8130,37

8130,37

8130,37

16260,75

16260,75

32521,5

- ссуды, кредиты и другие поступления ден. средств

1590,16

-

-

-

-

-

-

- прочие поступления








3. Текущие денежные платежи на сторону

5345,19

5922,99

5922,99

5937,57

11662,3

12129,97

24025,67

в том числе








- покупка сырья, материалов

1588,178

2049,468

2049,468

2049,468

4098,937

4098,937

8197,875

- зарплата

369,15

369,15

369,15

391,55

855,845

1142,97

1896,194

- платные услуги

90

90

90

90

120

120

240

- арендная плата

71,65

71,65

71,65

71,65

143,1

143,1

286,2

- проценты за кредит

4,16

4,16

4,16

8,32

8,32

8,32

16,64

- реклама, аудиторские, предпринимательские расходы

200,25

200,25

200,25

200,25

460,5

460,5

921

-прочие общепроизводственные и общехозяйственные расходы

3021,2

3138,42

3138,42

3130,58

5975,6

6156,15

12467,77

- страховые платежи








- прочие расходы








4. Прочие платежи на сторону всего

736,14

763,4

759,03

795,03

2535,07

1471,66

3019,61

в том числе








- покупка оборудования





1314,44



- выплата основной суммы по кредиту

144,56

144,56

144,56

144,56

289,12

289,12

578,24

- резервы

591,58

618,84

618,84

614,47

931,51

1182,54

2441,37

- прочие расходы по организационной деятельности








- доход инвестора








5. Всего денежных платежей (стр. 3 + стр. 4)

6081,33

6686,39

6682,02

6696,6

14197,37

13601,63

27045,28

6. Денежные средства на конец периода (стр. 1 + стр. 2 – стр. 5)

2961,44

4409,81

5853,77

7287,55

9350,94

12000,02

17476,19




 


 

2.9.     Резюме

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.

Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.

В представленном инвестиционном проекте рассмотрена идея создания деревообрабатывающего предприятия в г. Новосибирске, где жители Новосибирской области могли бы купить товары деревообрабатывающей промышленности. Имеется для этого хорошая транспортная развязка, лавирование цены в зависимости от закупаемой партии. Были проведены достаточно детальные маркетинговые исследования и анализ рынка с целью появления конкурентов (выявления) и отыскание своеобразной «ниши» для деятельности организуемой фирмы.

В инвестиционном проекте были представлены пути создания организации, представляющей продукцию деревообрабатывающей промышленности, определена ее организационно-правовая форма, определено предполагаемое местоположение создаваемой организации на рынке (рыночная ниша), представлено описание товаров, которые организация будет предлагать потребителям, проанализирована целесообразность создания подобной организации с точки зрения прибыльности. Данный инвестиционный проект рассчитан на рынок г. Новосибирска, при приведенной выше мощности загрузки предприятия будет приносить прибыль.


 

Список литературы


1.     Берзон Н.  Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики № 7, 2004.   -  С.104-114

2.     Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных процессов. М.: ЮНИТИ, 2002. – 342 с.

3.     Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 398 с.

4.     Витин. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций//Вопросы Экономики, 2002. – 383 с.

5.     Игашин Н. В. Инвестиции. – М.:  ЮНИТИ. 2001. -358 с.

6.     Коптышок Б.А. Инвестиционные проекты. -  СПб.: Нева, 2003. – 370 с..

7.     Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. Официальное издание. – М.: 2003. – 236 с.

8.     Радионова С.П., Радионов Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий. – СПб.: Альфа, 2002.  – 386 с.

9.     Сакс. Рыночная экономика и Россия. - М.: Экономика, 2003. - 440 с.

10.    Собрание законодательства Российской Федерации, № 4, официальное издание администрации президента Российской Федерации, М.: Дело, 2003. – 479 с.

11.    Терехин В. И. Финансовое управление фирмой. - М.: Экономика, 2003. – 357 с.    

12.    Уринсон. Перспективы инвестиционной активности//Журнал Экономист, №9. – 2003. – с. 33-39.

13.    Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2002.  - 397 с.

14.    Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 426 с.


[1] Собрание законодательства Российской Федерации, № 4, официальное издание администрации президента Российской Федерации, М.: Дело, 2003. – с. 128

[2] Сакс. Рыночная экономика и Россия. - М.: Экономика, 2003. – С. 115


[3] Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование. – СПб.: С.-Петербургский университет, 2004.  – С. 154

[4] Берзон Н.  Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики № 7, 2004.   -  С.104-114


[5] Витин. Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций//Вопросы Экономики, 2002. – С. 107


[6] Уринсон. Перспективы инвестиционной активности//Журнал Экономист, №9. – 2003. – с. 33-39.


[7] Коптышок Б.А. Инвестиционные проекты. -  СПб.: Нева, 2003. – С. 70


[8] Радионова С.П., Радионов Н.В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий. – СПб.: Альфа, 2002.  – С. 108


[9] Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – С. 136


[10] Терехин В. И. Финансовое управление фирмой. - М.: Экономика, 2003. – С. 186    


[11] Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособ.. - М.: Финансы, ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – С. 97


[12] Финансы предприятий: Учебник/ Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2002. –  С. 150


[13] Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных процессов. М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 149


[14] Ковалев В. В.. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2003.  – С. 206