Содержание

Задание 1.  Теоретическая часть. 3

1. Причины возникновения логистики и ее эволюция как экономической науки и практической деятельности. 3

2. Сущность закупок в условиях перехода к рыночной экономике. 8

Задание 2. Определение материального потока на складе. 14

Задание 3. Рассчитать уровень логистического сервиса. 15

Задание 4. Место расположения распределительного  склада. 16

Список литературы.. 18




















 Задание 1.  Теоретическая часть

1. Причины возникновения логистики и ее эволюция как экономической науки и практической деятельности

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно разви­тых странах исторически был связан прежде всего с причинами эко­номического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей при­вели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпри­нимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародви­жением, определили следующие два фактора[1, с. 55]:

- усложнение системы рыночных отношений и повышение тре­бований к качественным характеристикам процесса распределения;

- создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существен­ными изменениями в стратегии производства и системах товародви­жения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой кон­куренции, в свою очередь, потребовало от фирм-изготовителей про­дукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение вре­мени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованно­го графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования пред­приятия на современном рынке[6, с. 19].

Далее необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распре­деления. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге обра­зовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных на­правлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д. Как известно, замена традиционных конвейеров роботами приве­ла к значительной экономии живого труда и созданию гибких произ­водственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для круп­ных предприятий перестраивать свою работу с массового производст­ва на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность. В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлек­ла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конеч­ной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие склад­ские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспор­тировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определив­ших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способ­ствовавшие созданию возможностей для этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести: — использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач; ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколе­ний, используемых в сфере товародвижения; унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэ­кономической деятельности, устранение различного рода импорт­ных и экспортных ограничений, стандартизацию технических пара­метров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохо­зяйственные связи между собой[9, с. 179].

Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародви­жения.  Применение современных средств информационного отслежива­ния материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компью­терной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуще­ствляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, за­висит от особенностей каждого предприятия, для которого состав­ляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных по­токов. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами.

Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразде­лений, ответственных за функционирование информационных сис­тем.

Примерно в это же время были предприняты меры по регулиро­ванию международного товародвижения с целью упростить, мини­мизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упа­ковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических пара­метрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

Далее рассмотрим  эволюцию логистики как экономической  науки[4, 15 и др.].

Логистика происходит от греческого слова "logistike", что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г.Павеллек отмечает, что ещё в период Римской империи существовали служители, которые носили титул "логисты", или "логистики"; они занимались распределением продуктов питания.

В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооружённых сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI(865-912 гг.н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение её военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о её потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода.

По мнению ряда западных учёных, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. барона А.Н.Джомини, который дал такое определение логистики: "практическое искусство маневра войсками ". Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

В России в середине прошлого века, согласно "Военному энциклопедическому лексикону", изданному в Санкт-Петербурге, 1896г.В более поздних отечественных энциклопедических изданиях и в словарях иностранных слов логистика трактуется как математическая логика..

Логистика как наука и практика в гражданской сфере начала формироваться в двадцатом столетии в США, а затем и на западе Европы В генезисе логистики ХХ в. некоторые ученые выделяют следующие четыре исторических этапа [16, с. 49]:

1) период "фрагментаризации" (1920 - 1950), формулирования предпосылок становления логистической концепции, инструментов снижения общих затрат и управления материальными потоками;

2) период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 - 1970), теории и практики логистики; поиска новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развития компьютерных информационных технологий как средства снижения затрат;

3) период развития (1970 - 1980) и применения логистики на практике, поиска путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции бизнес-логистики, распространения логистических систем, философии всеобщего управления качеством и промышленной логистики.

4) период интеграции (1980 -1990) логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: закупки - производство - дистрибьюция - продажи для достижения цели бизнеса с минимальными затратами; управления наряду с материальными и сопутствующими информационными потоками, создания международных логистических систем, логистики как одного из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе.

Другая группа зарубежных и отечественных ученых выделяет три пери-

ода развития систем товародвижения материальной продукции[19, с. 33]:

1) дологистический период (до 50-х годов), когда управление материальным распределением имело фрагментарный характер, а координация действий различных подразделений фирм была недостаточной;

2) период классической логистики (начало 60-х - конец 70-х годов), характеризующийся созданием на фирмах логистических систем вместо организации оптимальных перевозок; управлением фирмами процессом товародвижения на основе комплексного подхода, интеграции функций товародвижения с использованием теории компромиссов;

3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х годов), для которого характерно расширение сферы действия компромиссов в концепции логистики, преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. В середине 80-х годов комплексный подход получил новое развитие в виде концепции "общей ответственности"; специфика нового подхода состояла в выходе логистической системы за пределы экономической сферы и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий -максимальное соотношение выгод и затрат.

2. Сущность закупок в условиях перехода к рыночной экономике

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С неё, по существу, начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль необходимо располагать  товаром. Главная функция товарного обращения сводиться к смене формы стоимости по формуле

                            Д—Т и Т'—Д'.,                      (1)

Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле – предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем реализует в денежные средства с некоторым приращением. Исходя из основной функции товарного обращения, можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи[5, с. 189].

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый субъектами торговой деятельности с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в Украине претерпела коренные изменения.

На смену фондовому распределению товаров при плановой централизованной системе управления экономикой, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха свободных рыночных отношений, которые характеризуются[19, с. 207]:

1.     свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;

2.     множественностью источников закупки (поставщиков);

3.     равноправием партнеров;

4.     саморегулированием процессов поставки товаров;

5.     свободой ценообразования;

6.     конкуренцией поставщиков и покупателей;

7.     экономической ответственностью сторон;

8.     инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров.

Коммерческая работа по оптовой закупке товаров складывается из следующих этапов[13, с. 143]:

1.     изучение и прогнозирование покупательского спроса;

2.     выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

3.     организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, предоставление заказов и заявок поставщикам;

4.     организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, аукционах, у импортеров и других поставщиков;

5.     организация учета и контроля за оптовыми закупками.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна основываться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым маркетинговым условием для проведения успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Маркетинговая наука выработала целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптовые базы, являясь торговыми предприятиями и обслуживая определенный территориально-экономический район, изучают в основном объем покупательского спроса на те или другие виды товаров и в отдельных случаях ассортиментную структуру спроса. Для этого на оптовых предприятиях используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К этим методам следует отнести оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов розничных торговых предприятий на потребность и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями товаров и др.[20, с. 33].

Для проведения работы по изучению и прогнозированию спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.

Для успешного выполнения коммерческих операций по закупке товаров оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.

Важная роль в коммерческой работе отводиться изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, продукции кооперативной промышленности, подсобных, фермерских хозяйств, продукции индивидуальной трудовой деятельности. Коммерческий аппарат оптовых баз должен выявлять возможности развития новых видов производства и восстановления старых забытых промыслов, особенно художественных, вести учет и повседневно изучать конкретных поставщиков, выявлять и регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с базой, готовить предложения по вопросам увеличения выработки нужных товаров, расширения ассортимента, улучшения качества[13, с. 179].

Коммерческие работники должны посещать предприятия-изготовители с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, выставках-просмотрах новых образцов изделий, оптовых ярмарках.

Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в СМИ, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целью получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учетом их платежеспособности, с недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.

К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (АПК, легкая промышленность, машиностроение и т.д.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги[10, с. 108].

Учитывая большое многообразие поставщиков товаров их можно классифицировать на различные группы по различным признакам.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее оптовым покупателям.

Поставщиками-посредниками могут быть оптовые предприятия общенационального, регионального уровня различного товарного ассортимента (специализации), составляющие основу системы оптовой структуры на потребительском рынке, оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржа, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.).

Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указывают данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условия поставки товаров и другие сведения, интересующие оптовые базы.

С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе.


















Задание 2. Определение материального потока на складе

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

         Грузооборот  склада равен 2000 т  в месяц, 15 % грузов проходит через участок приемки. Через приемочную экспедицию за месяц проходит 500 т грузов. Сколько тонн грузов проходит  в месяц  напрямую из участка разгрузки через участок хранения?

РЕШЕНИЕ

1) Определим количество  груза, проходящего из участка разгрузки в участок  приемки:

2000*0,15 = 300 (т)

2) Определим количество груза, проходящего напрямую из участка разгрузки   в участок хранения  и отборки:

2000-300-500 = 1200 (т)

ОТВЕТ

         Из участка разгрузки через участок хранения в месяц проходит 1200 тонн грузов.















Задание 3. Рассчитать уровень логистического сервиса

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Таблица 1

Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров

Номер услуги

Время, необходимое для оказания услуги, чел / ч

4

2

5

1

14

2

19

4

24

0,5

29

4

32

2

РЕШЕНИЕ

         Показатель уровня обслуживания можно определить по формуле:

,                                 (2)

где    N-  количество услуг, которое теоретически может быть оказано

         n- фактическое количество оказываемых услуг

         ti- время на выполнение услуги

ОТВЕТ

         Уровень логистического сервиса равен 31 %.








Задание 4. Место расположения распределительного  склада

УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ

Таблица  2

Координаты магазинов (потребителей материального потока)

Номер магазина

Х

У

Значение грузооборота, т/мес.

1

15

40

20

2

70

15

25

3

80

45

30

4

50

30

10

5

90

55

35

6

80

65

60

7

25

10

40

8

50

60

20


РЕШЕНИЕ

         На рисунке1 отражено расположение всех магазинов в соответствии с их координатами.

Овал: С


Рис. 1. Координаты магазинов

         Расчет координат  распределительного склада проводится по формулам, представленным ниже


         На рисунке точка С (62;38) и есть точка расположения распределительного склада.



















Список литературы

1)    Белый Б.Н., Дербенцев Д.А., Юхименко А.И. Модели управления товарными запасами. – Киев: КТЭИ, 1978. – 145 с.

2)    Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учеб. – м.: Тандем, 1998. – 456 с.

3)    Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999. – 345 с.

4)    Геронимус Б.Л., Царфин Л.В. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте: Учеб. – М. : Транспорт, 1988. – 192 с.

5)    Горячко В.И. Оптимизация товарных запасов в кооперативной торговле . – М. : Инфра- м, 1998. – 567 с.

6)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с

7)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология  торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.

8)    Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Госарбитражем при Совете Министров СССР от 15.06. 1965 года

9)    Логистика: Учеб. / Под ред. Б.А. Аникина. – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- м, 2000. – 352с.

10)                      Логистика запасов/ практикум по логитке6 Учеб. пособ./ Под ред. Б.А. Аникина. – М. : Гардарики, 1999. – 299 с.

11)                      Лукинский В.С., Цвиринько И.А. Варианты решения логистической задачи определения оптимального размера заказа. Организация международных и внутренних перевозок с применением принципов логистики: Сб. науч. трудов/ Под ред. В.С. Лукмнского. – Спб.: СПбГИЭУ, 2001. – 228 с.

12)                      Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 1996. – 48 с

13)                      Памбухчиянц В.К. Организация, технология  и проектирование  торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. – 320 с.

14)                      Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 1998. – 678 с.

15)                      Практикум по логистике: Учеб. пособ / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра- м, 1999. – 270 с.

16)                      Российская торговая энциклопедия: в 5 томах. Т. 3. – М.: РООИиП, 1999. – 496 с.

17)                      Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. –СПб.: Питер, 2001. – 384 с.: ил.

18)                      Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес- логистике. – М.: ФИЛИН, 1997. – 356 с.

19)                      Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.

20)                      Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.

21)                      Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. – М.: Наука. 1969. – 512 с.

22)                      Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2000. – 278 с.