ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Курсовая работа


по дисциплине

«Финансы организации»


На тему:


«Доходы от реализации продукции»























Москва  2007 г.


ПЛАН

 

Введение............................................................................................................................................. 2

I. Теоретическая часть

1.Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия........................................................................................................................................................ 4

1.1.      Классификация доходов организации.................................................................................... 4

1.2.      Внешние и внутренние входящие денежные потоки предприятия.................................... 6

1.3.      Роль выручка от реализации продукции в доходах предприятия....................................... 9

2.  Планирование и распределение выручки от реализации продукции............................. 11

2.1 Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии.................................. 11

2.2 Расчет плановой выручки от реализации продукции........................................................... 17

3. Факторы роста выручки от реализации продукции и организация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции 22

II. Практическая часть……………………………………………………………………….30

Заключение...................................................................................................................................... 32

Список использованной литературы........................................................................................... 2

Введение


Выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц). 

От того, насколько достоверно будет спланирована выручка будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.

Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.

Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение, что и определяет актуальность темы исследования.

Вопросам, связанным с изучением роли выручки на предприятии и ее планировании на предприятии посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученных и практиков как Ведута Е.Н., Воронина Л.А., Самойленко В.А., Воронина С.Н., Полтеровича В.М. и др.

Основная цель курсовой работы – изучить роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

·        изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия;

·        рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии;

·        проанализировать факторы, которые влияют на величину выручки.

Предметом курсовой работы являются процессы, возникающие на предприятии по поводу формирования финансовых результатов деятельности.

В качестве объекта исследования выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг).

         Курсовая работа состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задания, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.

1.Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых ресурсов предприятия

1.1.  Классификация доходов организации

Под доходами организации подразумевается увеличение эконо­мических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличе­нию капитала.

Так же как и расходы, доходы подразделяются на:

•    доходы от обычных видов деятельности;

•    операционные;

•    внереализационные;

•    чрезвычайные.

Доходы от обычных видов деятельности является выручка от про­дажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

К операционным доходам относятся:

•    поступления, связанные с предоставлением за плату во времен­ное пользование (временное владение и пользование) активоворганизации;

•    поступления, связанные с предоставлением за плату прав, воз­никающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

•    поступлення, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

•    прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

•    поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

•  проценты, полученные за предоставление в пользование де­ нежных средств организации, а также проценты за использо­ вание банком денежных средств, находящихся на счете орга­ низации в этом банке.

К внереализационным доходам относятся:

•  штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий договоров;

     • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

•    поступления в возмещение причиненных организации убытков;

•    прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

•    суммы кредиторской и депонентской задолженности, по кото­ рым истек срок исковой давности;

•    курсовые разницы;

•    сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных ак­ тивов);

•   прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной дея­тельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальней­шему использованию активов, и т.п.









1.2. Внешние и внутренние входящие денежные потоки предприятия

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий постоянно осуществляется кругооборот средств. Инвестирование средств в производство с целью изготовления товаров и получения дохода (выручки) от их продажи характеризует кругооборот средств предприятий.

Обеспечение денежных поступлений, которые нужны для возмещения затрат производства и оборота, своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками и другими субъектами хозяйствования, формирование доходов и прибыли является важнейшей стороной деятельности предприятий.

Входящие денежные потоки предприятий по их источникам можно поделить на внутренние и внешние. Если средства поступают из любых источников на самом предприятии, их относят к внутренним. Поступление средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке, свидетельствуют об использовании внешних источников. Структура входящих денежных потоков зависит от сферы деятельности и организационно-правовой формы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой 60-70 % финансовых ресурсов поступает на предприятия за счет внутренних источников.

Внутренние денежные поступления в соответствии с действующей практикой учета и отчетности включали:

1) выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

2) выручку от другой реализации;

3) доходы от финансовых инвестиций;

4) доходы от других внереализационных операций.

При командно-административной экономике, когда еще не было реального финансового рынка, введение в классификацию денежных поступлений дохода от внереализационных операций было целиком оправданно. Тогда предприятия почти не имели доходов от ценных бумаг, кроме государственных облигаций, которые имели совсем незначительный удельный вес в общих денежных поступлениях.

В основном доходы от внереализационных поступлений формировались за счет штрафов и пени, прибыли минувших лет, выявленного в отчетном году, списанной прежде дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которую, тем не менее, было погашено в отчетном периоде. Однако при рыночной экономики, когда функционирует и развивается финансовый рынок, а предприятия осуществляют финансовые инвестиции, явилось целесообразным ввести в классификацию денежных поступлений "Доходы от финансово-инвестиционной деятельности", отделив их от "Доходов от внереализационных операций".

Трансформация рыночных отношений требует создание необходимой инфраструктуры. Развивается финансово-кредитная система, создается и функционирует финансовый рынок. При таких условиях много предприятий наряду с основной занимается и финансово-инвестиционной деятельностью: куплей и продажей ценных бумаг, вложением временно свободных средств на депозитные счета, лизингом; валютными и другими операциями с целью получения дополнительных доходов.

Доходы от этой деятельности имеют значительный удельный вес во входящих денежных потоках предприятий и являются мерой развития рыночной инфраструктуры, в особенности финансового рынка. Эти доходы будут возрастать. Доходы от финансовых операций оказывают прямое, непосредственное влияние на формирование общей прибыли.

Денежные поступления предприятий сегодня включают.

· Доходы от основной (операционной) деятельности - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

· Доходы от другой операционной деятельности (реализация оборотных активов, иностранной валюты; от операционной аренды, операционных курсовых различий; полученные пени, штрафы, неустойки; от списания кредиторской задолженности; полученные гранты, субсидии, другие доходы).

· Доходы от финансовых операций: от общей деятельности, инвестиций в ассоциированные и дочерние предприятия, полученные дивиденды, полученные проценты по облигациям, другие доходы.

· Доходы от другой обычной деятельности: реализации финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, других необратимых активов; ликвидации необратимых активов; неоперационных курсовых разниц; безвозмездно полученных оборотных активов; уценки необратимых активов и финансовых инвестиций.

· Доходы от чрезвычайных событий: возмещение убытков от чрезвычайных событий; другие чрезвычайные доходы.

1.3. Роль выручка от реализации продукции в доходах предприятия

В процессе осуществления своей экономической деятельности организация (предприятие) получает доход. Доход в виде денежного потока классифицируется в зависимости от направлений деятельно­сти организации (предприятия): основной (обычной), инвестици­онной и финансовой.

Выручка от основной деятельности — это выручка от реализации (продажи) продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Выручка от инвестиционной деятельности — это финансовый ре­зультат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.

Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Выручка от реализации включает суммы денежных средств, посту­пившие в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, ока­занных услуг. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, ус­луг) служит основным источником денежных потоков на предприятии.

Процесс производства завершается доведением продукции к потребителю. Реализация продукции (Т - Д') - это конечная стадия кругооборота средства предприятия (Д - Т...  В...  Т' - Д'), которая является его важным показателем. Движение товаров и средств создает основу экономических отношений между производителями, поставщиками, посредниками и покупателями. 

Для предприятия-производителя реализация продукции является свидетельством, что она по потребительским свойствам, качеством и ассортиментом отвечает потребностям покупателей и общественному спросу.

Таким образом, результат реализации продукции принимает денежную форму — форму выручки от реализации произведенных товаров, которая должна поступить на расчетный счет предприятия. Выручка за минусом налогов — это предпринимательский доход, и является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) может быть выражена через цену реализации. При этом реализацией называют и соответствующий бухгалтерский счет, а также определенный юридический параметр: реализация —процесс передачи прав собственности за проданную продукцию, товары услуги на возмездной или безвозмездной основе. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

В отечественной практике применяются два метода определения  реализации:

•     по отгрузке - метод начислений;

•     по оплате — кассовый метод

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. По международным стандартам момент реализации считается “по отгрузке”.

Предприятия могут использовать один из двух методов учета выручки, а, соответственно, и ее планирования в зависимости от того, что считается моментом реализации продукции —поступление денег на расчетный счет (в кассу предприятия) за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.

В первом случае, если выручка планируется по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия), остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:

· готовая продукция на складе;

· товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;

· товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем;

· товары на ответственном хранении у покупателей.

Денежные средства в рублях, полученные предприятием в результате обязательной продажи валютной выручки, зачисляются на его расчетный счет.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки производятся отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции.

Все организации, кроме малых, должны применять метод на­числений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с дли-тельным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации но мере ее оплаты. К таким относятся организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.

Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния организации (предприятия). При выборе метода начислений организация (предприятия) должно учитывать необходимость иметь оборотные средства щи уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.

Размер выручки от реализации, равный совокупным затратам, называется критическим объемом реализации. Если организация (предприятие) будет получать выручку меньше критического объема, то ми приведет к получению убытка, получение выручки в размере большем критического объема реализации принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации. Вычислив средине переменные затраты (Пер), постоянные расходы (Пос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический объем реализации (КО) по формуле

КО  =  ПОС

       Ц-Пер

На сумму выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.


2.  Планирование и распределение выручки от реализации продукции

2.1 Теоретические подходы к планированию выручки на предприятии


Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.

Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:

·        путем прямого по ассортиментного счета (метод прямого счета);

В = Р * Ц

·        исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод);

В = Он + Т - Ок.

·        по факторный метод;

·        метод суммарного расчета (экстраполяции).

Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.

Первый метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.

В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод по указанной выше формуле. По этому методу необходимо учитывать:

·        на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;

·        на начало нового периода: ожидаемые остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров отгруженных, не оплаченных в срок, товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей;

·        на конец периода: рассчитанные по нормативам остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил.

Количество ожидаемых остатков готовой продукции на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел. По бухгалтерскому учету остатки нереализованной продукции показываются по производственной или полной себестоимости, поэтому для пересчета в оптовые цены используются коэффициенты перевода.

При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.

При высоких темпах инфляции необходимо учитывать изменение цен через инфляционные коэффициенты. Если отпускные цены не совпадают с оптовыми ценами предприятия, при составлении товарного баланса необходимо учитывать разницу между отпускными и оптовыми ценами для расчета выручки от реализации продукции.

Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.

Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения:

·        объема реализации;

·        структуры реализуемой продукции;

·        цен на продукции.

ВРпл= ВРбаз.х Jоб.х Jстр.х Jц., где

ВРбаз.- фактическая выручка от реализации в базисном году;

Jоб.- индекс изменения объема реализации продукции;

Jстр.- индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;

Jц.- индекс изменения цен на реализуемую продукцию.

 

Jоб.=∑Ц1К1/∑Ц0К0, Jстр.=∑Ц0К1/∑Ц0К0, Jц=∑Ц1К1/∑Ц0К1, где

 

Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов,

К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.

    Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:

ВРпл.= ВРбаз.х К,


где К- коэффициент роста или снижения объемов;

Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.

Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.

     На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:

·        экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей;

·        статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы;

·        метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа.

Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.

В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.

По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.

В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:

Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода - Дебиторская задолженность на конец периода

Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то

Одз = Вр х Тдз / Д, где


Одз - средние остатки дебиторской задолженности, руб.,

Тдз - период оборота дебиторской задолженности, дн.,

Вр - выручка от реализации продукции, руб.,

Д- длительность календарного периода, дн.


Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги.  Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.

Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются:

·        план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;

·        данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом;

·        данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;

·        отказы в отгрузке продукции;

·        остатки готовой продукции не имеющей сбыта;

·        данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;

·        данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;

·        данные об увеличении дебиторской задолженности;

·        сумма дебиторской задолженности к взысканию.

Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.

В финансовом отделе или в бухгалтерии предприятия ведется журнал по отгрузке, отпуску и выручке от реализации продукции и материальных ценностей. На основании журнала и платежных документов составляется оперативная ведомость, в которой отражаются ежедневные сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции.

     Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца заполнятся общими суммами: А - оплата и списание реализованной продукции, Б - уменьшение списания в связи с возвратом продукции,  - не оплачено, не списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении. Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции.

Направления распределения выручки показаны на рис. 1. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
















2.2 Расчет плановой выручки от реализации продукции


Плановую выручку от реализации продукции определяют, как мы уже отметили выше, с помощью нескольких методов. При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий. 1)   методом прямого счета.

Выручка от реализации (В) определя­ется как произведение цены без налогов в виде надбавок к цене (Ц)и объема реализованной продукции (выполненных работ) в нату­ральном выражении (Р)

В = Р * Ц,

где В - выручка, Р- количество реализованных изделий, Ц - цена реализации каждого изделия.

Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле:

Р = Он + Т - Ок

где Р - объем реализации в плановом периоде; Он - остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода; Т - выпуск товарной продукции в плановом периоде; Ок - остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода.

Когда ассортимент изделий большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются укрупненным методом.

Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение.

Пример расчета объема реализации и выручки методом прямого счета приведен в Таблице 1.

Расчет осуществляется в ценах продаж, остатки на начало пла­нируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года в плановых ценах.

Стоимость остатков готовой продукции на конец года рассчи­тывается в двух оценках: по ценам продаж (оптовым) и по произ­водственной себестоимости. Для расчета стоимости остатков ис­пользуются данные о планируемых объемах производства в IV квар­тале планируемого года, так как очевидно, что в остатках будет продукция, произведенная в последнем квартале года. Определяется однодневный оборот по ценам продаж и по производственной себе­стоимости (С) в квартале и умножается на количество дней запаса.

Пример 1.

Воспользуемся данными табл. 1 и сметы (табл. 2):

 Ок (по ценам продаж) = (630 • 126)/90 да. • 12 да. = 10 584 тыс. руб.

 Ок (по производственной С) = 58 014/90 да. • 12 да. = 7 735 тыс. руб. Отсюда

В (по ценам продаж) = 9 100 + 315 000 - 10 584 - 313 516 тыс. руб.

Не менее важно определить и полную себестоимость реализо­ванной продукции, поскольку разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимости составляет прибыль от продажи.

В (по полной себестоимости) =6 600+198 899 – 7 735=197 764 тыс.руб.







Таблица 1.

Расчет объема реализации продукции


Показатель

Сумма, тыс. руб.

1.   Плановый объем выпуска сопоставимой продукции, тыс. шт. в том числе: выпуск в IV квартале

2 500 630

2.   Отпускная цена единицы продукции, руб.

126

3.   Производственная себестоимость выпуска продукции в том числе: выпуск в IV квартале

197 599 58 014

4.   Полная себестоимость выпуска продукции

198 899

5.   Остаток готовой продукции на складе, в товарах отгружен­ных и на ответственном хранении на начало года: а) по отпускным ценам предприятия б) по производственной себестоимости

9 100 6 600

6.   Планируемый остаток готовой продукции на складе и в това­рах, отгруженных на конец года (в днях запаса)

12

6а.   Планируемый остаток готовой продукции на складе и в това­рах, отгруженных на конец года: а) по отпускным ценам предприятия б) по производственной себестоимости

10 584

7 735

7.    Плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости

313 516 197 764

Таблица 2.  

Смета затрат на производство и реализацию продукции открытого акционерного общества, тыс. руб.


Статья затрат

Всего за год

В том числе за IVквартал

1.   Материальные затраты (за вычетом возврат­ных отходов) — всего В том числе:

сырье и основные материалы вспомогательные материалы

топливо

энергия

затраты, связанные с использованием при­родного сырья

138 650



116 800 8 000

7 400

5 000


1450

42 130



35 000

2 400

2 800

 1500


430

2.   Амортизация основных средств

17 076

4 269

3.   Расходы на оплату труда

26 150

7 000

4.   Отчисления на социальные нужды (Единый социальный налог) (26%): всего

6 799

1 820

5.   Прочие расходы

9 732

3 000

б.   Итого затрат

198 407

58 219

7.   Списано на непроизводственные счета

2 100

585

8.   Затраты на валовую продукцию

196 307

58 306

9.   Изменение остатков незавершенного произ­водства

-1 500

-450

10.   Изменение остатков по расходам будущих периодов

208

70

11.   Производственная себестоимость товарной продукции

197 599

58 014

12.   Внепроизводственные (коммерческие) расходы

900

280

13.    Управленческие расходы

400

100

14.   Полная себестоимость товарной продукции

198 899

58 394



Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.

 

 

 

 

 








 

 

3. Факторы роста выручки от реализации продукции и орга­низация работы финансовых служб предприятий по обеспечению выполнения плана выручки от реализации продукции


На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются:

·        объем

·        ассортимент

·        качество и конкурентоспособность производимой продукции

·        уровень цен

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.

     Кроме того, сумма выручки зависит от:

·        ритмичности работы предприятия

·        комплектности продукции

·        характера отгрузки

·        спроса на данную продукцию

·        форм расчета за продукцию

Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк - важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки,  поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту - непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.

К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:

·        перебои в работе транспорта

·        несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей

·        задержки банковских расчетов и т.д.

Поступая на предприятие, выручка от реализации распределяет­ся по направлениям возмещения потребленных средств производст­ва, а также формирует валовой и чистый доход. Выручка от реали­зации должна покрывать совокупные затраты предприятия и при­носить ему прибыль.

Поступление выручки на денежные счета организации заверша­ет кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших средств — это начало нового кругооборота. Одновременно происхо­дит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физи­ческих лиц, государства, других заинтересованных лиц. Направле­ния использования выручки представлены на рис. 1.

Денежные средства, поступающие

за реализацию продукции


Выручка от продаж


Косвенные налоги


Материальные затраты


Амортизация


Валовой доход


НДС


Акцизы


Другие налоги

      /       |       \

Заработная плата


Прибыль


Налоги, относимые на финансовый результат

/\

Чистая прибыль


Налог на прибыль


Налоги, уплачиваемые

из чистой прибыли

 

Дивиденды

 

Остаток чистой прибыли, подлежащей распределению в соответствии с соц. произ-ной политикой предприятия

В условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. С 1992 года система ценообразования была сведена по существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен величина которых определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило, закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых монопольными предприятиями.

Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим предприятиям или торогово-сбытовым организациям. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую накидку (скидку).

Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.  

Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования, за которую отвечает финансовая служба предприятия.

Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.

     Цена представляет собой денежное выражение стоимости и потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние и внешние факторы производства, но влияет на них.

При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:

·        учетную, так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;

·        стимулирующую, так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;

·        распределительную, так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен отражает направление распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;

·        регулирующую, т.е. учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.

И все же в первую очередь выручка используется на оплату счетов по­ставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплек­тующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимости израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формирует валовой доход. Из выручки выплачивается зара­ботная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль организации (предприятия).

Немалое значение для организации (предприятия) имеют и дохо­ды от реализации имущества, в частности основных фондов. Доходы от реализации имущества отражаются как операционные доходы, а остаточная стоимость и расходы, связанные с реализацией, — как операционные расходы.

Если организация считает сдачу в аренду или лизинг своего иму­щества основной деятельностью, то арендная плата и лизинговые платежи становятся выручкой от основной деятельности. В осталь­ных случаях получение арендной платы или результата от продажи имущества считается выручкой от инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность приносит организации выручку в виде эмиссионного дохода и средств от размещения акций или облигаций.


II. Практическая часть курсовой работы


                                                                                                                                            Таблица  1

 





 


Смета  затрат на производство продукции


 




Тыс. руб.


 

п/п

Статья затрат

2

 



всего

в т.ч. на

 



на год

IY квартал

 

1

2

5

6

 

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

33000

8250

 

2

Затраты на оплату труда

17440

4360

 

3

Отчисления на социальные нужды

(затраты на оплату труда х 26%)

4534

1134

 

4

Амортизация основных фондов (таблица 3)

1981

1981/4=495

 

5

Прочие затраты (а+б)

2109

1269

 


в том числе:



 


a) налоги, включаемые в себестоимость (земельный налог)

760

180

 


б) арендные платежи и другие расходы

1349

1089

 

6

Итого затрат (1+2+3+4+5)

59064

15508

 

7

Списано на непроизводственные счета

715

267

 

8

Затраты на валовую продукцию  (6-7)

58349

15241

 

9

Изменение остатков незавершенного производства

496

124

 

10

Изменение остатков по расходам будущих периодов

20

5

 

11

Производственная себестоимость товарной продукции (8-9-10)

57833

15112

 

12

Коммерческие расходы

5266

1413

 

13

Полная себестоимость товарной продукции (11+12)

63299


16525

 

14

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

88000

24000

 











Таблица  2

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды

1. Стоимость основных фондов, на которые начисляется амортизация на начало года - 15530 тыс.руб.





I кв. (февраль)

II кв.

(май)

III кв. (август)

IY кв. (ноябрь)

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс.руб.

4100



3600

Плановое выбытие основных фондов, тыс.руб.


6360

1070


2. Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования

 (в действующих ценах) - 1030 тыс.руб.




Средневзвешенная норма амортизационных отчислений 14





Таблица 3

 


Расчет плановой суммы амортизационных отчислений

 

N п/п

Показатель

Тыс.руб.

 

1

2

3

 

1

Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года (таблица 2 п.1)

15530

 

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов (расчет из таблицы 2 формуле)

1.

2.

3.3417+300=3717

 

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов (расчет из таблицы 2 формуле)

1.

2.

3.3710+357=4067

 

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования

(таблица 2 п.2)

1030

 

5

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов (1+2-3-4)

15530+3717-4067-1030=14150

 

6

Средняя норма амортизации (Таб.2)

14%/100%=0,14

 

7

Сумма амортизационных отчислений - всего

14150*0,14=1981

 




Таблица 4

Данные к расчету объема реализации и прибыли



  Тыс. руб.

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:


2

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов

2500

3

б) по производственной себестоимости

1950

4

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:


5

а) в днях запаса

7

           Прочие доходы и расходы

 

Операционные доходы


6

Выручка от реализации выбывшего имущества

7600

7

Доходы, полученные по ценным бумагам (облигациям)

940

8

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий

866

 

Операционные расходы


9

Расходы по реализации выбывшего имущества

5340

10

Расходы на оплату услуг банков

70

 

Внереализационные доходы


11

Доходы от прочих операций

10906

 

Внереализационные расходы


12

Расходы по прочим операциям (пени, штрафы по договорам)

9100

13

Налоги, относимые на финансовые результаты

1504

14

Содержание объектов социальной сферы (пансионат)

1220

15

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

200

Таблица 5

Расчет объема реализуемой продукции и прибыли

 



 

N п/п

Показатель

Тыс.руб.

 

1

Фактические остатки нереализованной продукции на начало года:


 

1.1.

а) в ценах базисного года без НДС и акцизов (таблица 4 п. 2)

2500

 

1.2.

б) по производственной себестоимости (таблица 4 п. 3)

1950

 

1.3.

в) прибыль (п. 1.1 – п. 1.2)

2500-1950=550

 

2

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг):


 

2.1.

а) в действующих ценах без НДС и акцизов (таблица 1 п. 14)

88000

 

2.2.

б) по полной себестоимости (таблица 1 п. 13)

63099

 

2.3.

в) прибыль (п. 2.1 – п. 2.2)

88000-63099=24901

 

3

Планируемые остатки нереализованной продукции на конец года:


 

3.1.

а) в днях запаса (таблица 4 п. 5)

7

 

3.2.

б) в действующих ценах без НДС и акцизов (таблица 1 п. 14)

 

3.3.

в) по производственной себестоимости (таблица 1 п. 11)

 

3.4.

г) прибыль (п. 3.2 – п. 3.3)

1867-1285=582

 

4

Объем продаж продукции в планируемом году:


 

4.1.

а) в действующих ценах без НДС и акцизов (п. 1.1+2.1 -3.2)

2500+88000-1867=88633

 

4.2.

б) по полной себестоимости (п. 1.2+2.2 -3.3)

1950+63299-1285=63874

 

4.3.

в) прибыль от продажи товарной продукции (работ, услуг) 

(п. 1.3+2.3 -3.4) или (п.4.1 – п.4.2)

24759

 



Пункт 4.3 = Пункт 1.3 +Пункт 2.3 – Пункт 3.4

Пункт 4.3 =550 + 24901 – 582 = 24759

Пункт 4.3 = Пункт 4.1 – Пункт 4.2

Пункт 4.3 88633 + 63874 = 24759






Таблица 6


Показатели по капитальному строительству

Тыс. руб.

 №п/п

Показатели


1

Капитальные затраты производственного назначения

8100

 

в том числе:


1.1.

объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом

3500

2

Капитальные затраты непроизводственного назначения

3120

3

Норма плановых накоплений по смете на СМР, выполняемых хозяйственным способом, %

9,41

4

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве

710

5

Чистая прибыль, направляемая на реконструкцию цеха

2750

6

Чистая прибыль, направляемая на строительство жилого дома

2250

7

Ставка процента за долгосрочный кредит, направляемый на капитальные вложения, %

16

























Таблица 7


Расчет источников финансирования капитальных вложений

 





Тыс. руб.


N п/п


Источники финансирования



Кап. Вложения производственного назначения

Кап. Вложения непроизводственного назначения

Общая сумма кап. вложений


Уд. вес,

в %

1

Амортизационные отчисления на основные производственные фонды

1981




1981



1981/100%=19,81

2

Прибыль, направляемая на капитальные вложения

2750

2250


2750+250=

5000



5000/100%=50

3

Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом

3500*(9,41/100%)=329





329




329/100%=3,29

4

Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия


710




710




710/100%=7,10


Сумма средств из собственных источников

1981+2750+329=

5060

2960



5060+2960=

8020




8020/100%=80,2

5

Объем потребности в капитальных вложениях

8100

3120


8100+3120=

11220



11220/100%=112,2

6

Долгосрочный кредит банка

=8100-5060=3040

3120-2960=

160

3040+160=

3200


3200/100%=32

7

Проценты к уплате

3040*(16/100%)=

486

160*

(16/100%)=

26



486+26=512



512/100%=5,12




Таблица 8

 

Данные к расчету потребности в оборотных средствах

 



Тыс.руб.

 

п/п

Показатели

2

 

1

Изменение расходов будущих периодов

20

 

2

Прирост устойчивых пассивов

230

 

3

Норматив на начало года:


 

3.1.

    Производственные запасы.

3935

 

3.2.

    Незавершенное производство

236

 

3.3.

    Расходы будущих периодов

15

 

3.4.

    Готовая продукция

501

 

4

Нормы запаса в днях:


 

4.1.

    производственные запасы

45

 

4.2.

    незавершенное производство

4,33

 

4.3.

    готовые изделия

7

 







   Таблица 9


Расчет потребности предприятий в оборотных средствах

Тыс.руб.

N  п/п

Статьи затрат



Норматив на начало года, тыс.руб. (таблица 8)


Затраты IY квартала тыс.руб.

(таблица 1)


Затраты IY кв.

: 90 дней (гр.4:90)



Нормы запасов, в днях

Норматив на конец года, тыс.руб.

Прирост (+), снижение (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

3935

8250

45

92*45=4140

4140-3935=205

2

Незавершенное производство

236

15241

4,33

169*4,3=732

732-236=496

3

Расходы будущих периодов

15

-

-

-

-

20

4

Готовые изделия

501

15112

7

168*7=1176

1176-501=675-

5

Итого

4687

38603

429

56,33

6048

1396

 

 







 

Источники прироста







6

Устойчивые пассивы (таблица 8 п.2)


230

7

Чистая прибыль


1396-230=1166


Таблица 10

Проект отчета о прибылях и убытках

Тыс. руб.

N п/п

Показатель

Сумма

1

2

3

1

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности


2

Выручка (нетто) от продажи продукции в планируемом году (таблица 5 п.4.1)

88633

3

Себестоимость реализуемой продукции в планируемом году (таблица 5 п.4.2)

63874

4

Прибыль (убыток) от продажи (п.1-п.2)

24869

 

П. Операционные доходы и  расходы


5

Проценты  к получению (по ценным бумагам) (таблица 4 п. 7).

940

6

Проценты  к уплате (по долгосрочному кредиту) (таблица 7 п.7 – таблица 4 п.9)

512+70=582

7

Доходы от участия в других организациях (таблица 4 п.8)

866

8

Прочие операционные доходы (таблица 4 п. 6)

7600

9

Прочие операционные расходы (таблица 4 п. 9)

5340

10

Сальдо операционных доходов и расходов (п.5-п.6+п.7+п.8-п.9)

3484

 

Ш. Внереализационные доходы и расходы


11

Внереализационные доходы (табличка 4. п. 11)

10906

12

Внереализационные расходы, в том числе:

12024

 

а) содержание пансионата (таблица 4 п. 14)

1220

 

б) расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (таблица 4 п. 15)

200

 

в) налоги, выплачиваемые из прибыли (таблица 4 п. 13)

1504

 

г)  расходы по прочим операциям (таблица 4 п. 12)

9100

13

Сальдо по внереализационным доходам и расходам (п.11-п.12)

-1118

14

Прибыль (убыток) планируемого года (п.4+п.10+п.13)

27125





Таблица  11


Данные к распределению прибыли

Тыс.руб.

 N п/п


2

1

Отчисления в резервный фонд

3000

2

Реконструкция цеха

2750

3

Строительство жилого дома

2250

4

Отчисления в фонд потребления - всего

3020


в том числе:



а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120


б) компенсация расходов на питание работникам

1000


в) на выплату вознаграждения по итогам года

900

5

Налог на прибыль

4131




Таблица 12


Распределение прибыли

Тыс. руб.

N п/п

Показатель

Сумма

1

Валовая прибыль планируемого года (таблица 10 п. 14)

27125

2

Налог на прибыль

4131

3

Отчисления в резервный фонд

3000

4

Капитальные вложения производственного назначения

2750

5

Капитальные вложения непроизводственного назначения

2250

6

Прирост оборотных средств (таблица 9 п.7)

1166

7

Погашение долгосрочных кредитов

-

8

Отчисления в фонд потребления - всего



в том числе:

3020


а) на выплату материальной помощи работникам предприятия

1120


б) компенсация расходов на питание работникам

1000


в) на выплату вознаграждения по итогам года

900

9

Выплата дивидендов

27125-4131-3000-2750-2250-1166-3020=10808

10

Нераспределенная прибыль

-



Таблица  14

Данные к расчету дополнительных

источников финансирования социальной сферы и НИОКР для баланса доходов и расходов


N п/п

Показатель

Сумма, тыс.руб.

1

Средства работников за оплату путевок в пансионат

50

2

Средства целевого финансирования

100

3

Средства заказчиков по договорам на НИОКР

200


































 

Таблица 15

 


Баланс доходов и расходов (финансовый план)


тыс.руб.

 

 

№ п/п

Разделы и статьи баланса

Сумма

 

 

001

I. Доходы (поступления)


 

 

002

А. От текущей деятельности


 

 

003

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин) (таблица 10 п. 2)

88,633

 

 

004

Прочие поступления:


 

 

005

 средства целевого финансирования

100

 

 

006

 средства работников за оплату путевок в пансионат

50

 

 

007

Прирост устойчивых пассивов (таблица 8 п. 2)

230

 

 

008

Итого по разделу А

89013

 

 

009

Б. От инвестиционной деятельности


 

 

010

Выручка от прочей реализации (таблица 10, п. 8)

7600

 

 

011

Прочие операционные доходы

-

 

 

012

Доходы от внереализационных операций

(таблица 4, п. 11)

10906

 

 

013

Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом

(таблица 7 п. 3)

329

 

 

014

Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР (таблица 14 п. 3)

200

 

 

015

Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве (таблица 7 п. 4)

710

 

 

016

Итого по разделу Б

19745

 

 

017

В. От финансовой деятельности


 

 

018

Увеличение уставного капитала

-

 

 

019

Доходы от финансовых вложений (таблица 4 п. 7+ п. 8)

1806

 

 

020

Увеличение задолженности, в том числе:


 

 

021

получение новых займов, кредитов (таблица 7 п. 6)

3200

 

 

022

выпуск облигаций

-

 

 

023

Итого по разделу В

5006

 

 

024

Итого доходов

113764

 


II. Расходы


025

А. По текущей деятельности


026

Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость) (таблица 10 п. 3-таблица 1 п. 5а-таблица 1 п. 4)

61133

027

Платежи в бюджет - всего


 

в том числе:



     налоги, включаемые в себестоимость продукции

(таблица 1 п. 5а)

760

028

     налог на прибыль (таблица 11 п. 5)

4131

029

     налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

-

030

     налоги, относимые на финансовые результаты

(таблица 12 п. 12в)

1504

032

Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.) (таблица 11 п. 4)

3020

033

Прирост собственных оборотных средств

(таблица 9 п. 4)

1396

034

Итого по разделу А

71944

035

Б. По инвестиционной деятельности


036

Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы – всего (таблица 7 п.5)

11220

 

в том числе:


037

Капитальные вложения производственного назначения

(таблица 7 п. 5)

8100

038

Капитальные вложения непроизводственного назначения (таблица 7 п. 5)

3120

039

Затраты на проведение НИОКР

(таблица 14 п. 3 + таблица 10 п. 12б)

400

042

Расходы по прочей реализации (таблица 10 п. 9)

5340

043

Расходы по внереализационным операциям

(таблица 10 п. 12г)

9100

044

Содержание объектов социальной сферы

(таблица 10 п. 12а+ таблица 14 п. 1)

1270

045

Прочие расходы

-

046

Итого по разделу Б

27330

047

В. От финансовой деятельности


048

Погашение долгосрочных кредитов

-

049

Уплата процентов по долгосрочным кредитам

(таблица 7 п. 11)

512

050

Краткосрочные финансовые вложения

-

051

Выплата дивидендов (таблица 12 п. 9)

10808

052

Отчисления в резервный фонд (таблица 11 п. 1)

3000

053

Целевое финансирование

(таблица 4 п. 10+ таблица 14 п. 2)

170

054

Итого по разделу В

14490

055

Итого расходов

113764

056

Превышение доходов над расходами (+)

0

057

Превышение расходов над доходами (-)

0

058

Сальдо по текущей деятельности

( таблица 15 п. 008-п. 034)

17069

059

Сальдо по инвестиционной деятельности

(таблица 15 п. 016-п.046)

-7585

060

Сальдо по финансовой деятельности

(таблица 15 п. 023-п. 054)

-9484

 














Пояснительная записка


Из Таблицы 7 видно, что  Фирма вложила 8020 тыс. руб. собственных средств, что составило 80,2 % от общего объема потребностей в капитальных вложениях. Из них 5060 тыс. руб.  или 43,7 % производственного значения и 2960 тыс. руб. (37,2%) непроизводственного. Общий объем потребности в капитальных вложениях 11220 тыс. руб., из которых планируется 3200 тыс. руб. (32,0%) взять в кредит у банка под 16%. Тогда общая сумма капитальных вложений производственного назначения вырастит до 8100 тыс. руб. (72,2%), а непроизводственного до 3120 тыс. руб. (27,8%).

Такое соотношение я считаю хорошим. Приоритет  производства сохраняется, при этом выделяется достаточно средств на непроизводственную сферу. Уровень заемных средств следует сохранить на данном уровне, т.к. это позволяет вкладывать не весь объем собственных средств в сферу производственного назначения.

Валовая прибыль планируемого года составит 27125 тыс. руб. Она будет состоять из выручки от продажи 24869 тыс. руб. и операционных доходов 3484 тыс. руб., за вычетом внереализационных расходов 1118 тыс. руб. (см Таблица 10)


В планируемом году прибыль будет распределена, так как показана в таблице 16. (на основе таблицы 12)

Из таблицы мы видим, что часть прибыли мы отдаем акционерам в виде дивидендов (39,9%), что является прибылью «в кармане» акционеров, но мы могли бы с большей выгодой вложить часть этих денег либо в фонды, либо капитальные вложения производственного назначения, либо в прирост оборотных средств.

Выплаты в бюджет по налогу на прибыль, так же съедают значительную часть нашей прибыли.




Таблица 16


Распределение  прибыли

.

тыс. руб.


 

N п/п

Показатель

Сумма

Уд. вес,

в %

 

1

Валовая прибыль планируемого года

27125

100

 

2

Налог на прибыль

4131

15,2

 

3

Отчисления в резервный фонд

3000

11,1

 

4

Капитальные вложения производственного назначения (таб.11п.3)

2750

10,1

 

5

Капитальные вложения непроизводственного назначения

2250

8,3

 

6

Прирост оборотных средств (чистая прибыль)

1166

4,3

 

8

Отчисления в фонд потребления - всего

3020

11,1

 

9

Выплата дивидендов

10808

39,9

 


Анализ распределения прибыли дает возможность рассчитать рентабельность по 3 основным направлениям:

1.     % собственникам = 10808/27125*100=39,9%

2.     % государству = 4131/27125*100=15,2 %

3.     % предприятия = 12186/27125*100=44,9%

- на фонд накопления   : 4,3 +11,1 = 15,4%

- на фонд потребления : 11,1+8,3+10,1=29,5%

Согласно Таблице № 15 основным видом деятельности является текущей: доходы - 89013 тыс. руб. (78,2%), расходы - 71944 тыс. руб. (63,2%), что является так называемой «львиной долей». По текущей деятельности основным источником дохода является выручка от реализации продукции, работ, услуг – 88633 тыс. руб. Основным видом расхода – затраты на производство реализованной продукции – 61133 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности 19745 тыс. руб. (17,4%) основным источником дохода являются доходы от внереализационных операций – 10906 тыс. руб.

 Основным видом расхода – инвестиции 27330 тыс. руб. (24,0%) — являются расходы в основные фонды и нематериальные активы – 11220 тыс. руб.

Из которых большую часть составляют капитальные вложения производственного назначения – 8100 тыс. руб.

По финансовой деятельности 5006 тыс. руб. (4,4%) основным источником дохода является получение новых займов, кредитов – 3200 тыс. руб., что однако лишь немного превышает доходы от финансовых вложений – 1806 тыс. руб. Основным видом расхода 14490 тыс. руб. (12,7%) является выплата дивидендов – 10808 тыс. руб.

По результатам Таблицы видно, что сальдо по инвестиционной деятельности и финансовой деятельности отрицательные. Однако баланс сходится, так как источниками покрытия отрицательного сальдо служат доходы по текущей деятельности.

Таблица 17

Анализ доходов и расходов

Доходы (поступления)

Расходы

Текущая деятельность

89013 (78,2%)

71944 (63,2%)

Инвестиционная деятельность

19745 (17,4%)

27330 (24,0%)

Финансовая деятельность

5006 (4,4%)

14490 (12,7%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


         Заключение


В качестве заключения резюмируем основные положения курсовой работы:

·        выручка от реализации - важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг;

·        ожидаемая выручка и прибыль являются основными компонентами финансового планирования;

·        на величину выручки от реализации продукции влияют множество зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов;

·        для расчета плановой выручки от реализации используются методы прямого расчета, товарного баланса с учетом переходящих остатков продукции, пофакторный метод и метод суммарного расчета;

·        выручка от реализации продукции отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и является источником формирования валового дохода предприятия;

·        в условиях рыночной экономики выручка любого коммерческого предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые товары и услуги, что в первую очередь зависит от финансовой службы предприятия. Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования, за которую отвечает финансовая служба предприятия.










Список использованной литературы


1.     Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. – К.: Ника-Центр, 2002.

2.     Бородина Е.И. Финансы предприятий / Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина. – М.: Банки и биржи, 2002. – 208

3.     Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 496 с.

4.     Количественные метода финансового анализа / Под ред. С. Дж. Брауна и М. П. Крицмена. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 336 с.

5.     Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист. – 2002. - № 6. – С. 61-67.

6.     Колчина Н.В. Финансы организации (предприятий) учебник 4 пособие. Юнити - М, 2007.

7.     Колчина Н.В. Финансы предприятий учебник для ВУЗОВ. Юнити - М, 1998г.

8.     Финансы управлении предприятием / Под редакцией А.М. Ковалевой. М. Финансы и Статистика, 1995г.

9.     Финансы: Учебник / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов. – М.,: Финансы и статистика, 2003. – 398 с.

10.                       Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. под ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. – 663 с.