Содержание

Модель аудиторской проверки. 3

Ситуационная задача. 4

Составить программу аудита кредитных операций. 5

Список литературы.. 6


Модель аудиторской проверки

Модель аудиторской проверки можно описать как методику самой проверки и методику составления аудиторского заключения. При определении методики аудиторской деятельности, самостоятельно разрабатываемой в соответствии с действующими нормативными актами, аудиторам или аудиторской фирме, следует учитывать, что главными источниками информации для составления бухгалтерской и налоговой отчетности служат данные учетных регистров, в том числе Главная и Кассовая книги, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, машинограммы и другие документы, которые позволили бы аудитору сверить данные об остатках на одноименных синтетических счетах с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода.[1]

Так, такие статьи актива и пассива баланса, как "Касса", "Расчетный счет". «Уставный капитал», "Резервный капитал" и т.д. должны совпадать с остатками счетов синтетического учета в Главной книге.

Анализируя актив баланса, следует помнить, что в его первом разделе приведены наименее ликвидные активы. В пассиве баланса приводятся данные об источниках формирования средств предприятия по разделам:

·                     капиталы и резервы, т.е. собственные средства предприятия;

·                     долгосрочные пассивы и краткосрочные пассивы, показывающие по статьям происхождение заемных средств предприятия.

Данные формы № 2 дают представление о финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период, а формы № 4 - о движении денежных средств предприятия, отражающих обороты по счетам учета денежных средств. Эти данные позволяют аудитору определить стабильность деятельности предприятия в отчетном году, в том числе распределение полученной прибыли и финансовый результат деятельности предприятия.

Следующим большим этапом аудиторской проверки будет проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции один из важных оценочных показателей, определяющих качество работы экономического субъекта. Величина себестоимости влияет на формирование прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

Совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости, принято называть методами учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Таких методов в практике существует достаточно много, что определяется спецификой различных производств. Однако все методы учета производственных затрат можно классифицировать по следующим основным показателям:

1) по отношению к технологическому процессу:[2]

·                     позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характерен тем, что объектом учета затрат является производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготовляемое изделие, серию изделий или часть изделия (в судостроении и тяжелом машиностроении);

·                     попередельный метод - характерен для массовых производств, в которых исходное сырье и материалы последовательно превращаются в готовую продукцию. Производственные процессы или их группы образуют переделы, каждый из которых завершается выпуском промежуточного продукта-полуфабриката, который к тому же может быть реализован на сторону в качестве отдельного готового продукта производства. Эти переделы и являются объектом учета затрат (металлургия, машиностроение, текстильная, деревообрабатывающая промышленность и т.д.). Здесь технологический процесс строго разделен на отдельные фазы обработки исходного материала, являющиеся вышеуказанными переделами;

·                     попроцессорный метод - характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры и отсутствует незавершенное производство. Объектами учета затрат являются отдельные процессы как составные части всего процесса производства;

2) по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами:

·                     нормативный метод - характерен тем, что на предприятии по каждому изделию на основе норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале при отсутствии отклонений от норм фактическая себестоимость изделия должна быть равна нормативной;

·                     текущий учет затрат по фактической себестоимости с последующим контролем;

3) по объектам калькуляции - деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ.

В последнее время в связи с рекомендациями исчислять сокращенную производственную себестоимость стало возможным применять и другие методы учета затрат, в том числе метод директ-костинг, широко применяемый в странах с рыночной экономикой. Его сущность состоит в том, что себестоимость продукции определяется в объеме прямых затрат, а накладные расходы относят непосредственно на счета реализации. Если необходимо исчислить себестоимость для расчета продажной цены и прогнозирования производства этой продукции, всегда есть условия для прибавления к сокращенной себестоимости доли накладных расходов по установленным на предприятии нормам. Правильность использования вышеуказанных методов оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому эти методы должны быть подвергнуты детальному анализу в ходе любой аудиторской проверки.

Статья 4 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 27 августа 1993 г., 27 октября, 11 ноября, 3 декабря 1994 г., 25 апреля, 23, 26 июня, 30 ноября, 27, 31 декабря 1995 г., 14 декабря 1996 г., 10 января, 28 июня 1997 г., 31 июля, 29 декабря 1998 г., 6 января, 10 февраля, 3 марта, 31 марта, 4 мая 1999 г., 5 августа 2000 г.) определяет, что затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждаемым Правительством Российской Федерации по согласованию о Верховным Советом Российской Федерации.

Указанное положение было утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 № 552 (с изменениями от 26 июня, 1 июля, 20 ноября 1995 г., 21 марта 14 октября, 22 ноября 1996 г., 11 марта, 31 декабря 1997 г., 27 мая, 5, 6, 11 сентября 1998 г., 26 июня, 12 июля 1999 г., 31 мая 2000 г.).

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:[3]

·                     материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

·                     затраты на оплату труда;

·                     отчисления на социальные нужды;

·                     амортизация основных фондов;

·                     прочие затраты.

Особое внимание в ходе проверки следует обратить на отнесение на себестоимость сверхнормативных расходов по содержанию служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратам на командировки, представительские расходы, рекламу и подготовку кадров, затраты на которые для целей налогообложения принимаются только в пределах норм, установленных законодательством.

Следует обратить особое внимание на обоснованность произведенных расходов и наличие первичных оправдательных документов. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг подлежит включению в себестоимость, если они проводятся по общему решению собственников предприятия, а не по инициативе одного из них.

В процессе работы следует обратить внимание на правильность исчисления и отнесения на затраты амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.

После определения фактической себестоимости продукции (работ, услуг) аудитор осуществляет проверку правильности формирования уставного капитала, резервного и других специальных фондов предприятия.

Это потребует тщательного изучения уставных документов, на основании которых должны формироваться указанные источники собственных средств. Здесь особое внимание необходимо обратить на формирование резервного фонда. Например, для закрытого акционерного общества резервный фонд должен составлять не менее 15% Уставного капитала. Кроме этого следует обратить внимание на 100%-ное формирование уставного капитала, а также создание иных специальных фондов, в строгом соответствии с учредительными документами.

Очень трудоемким является процесс проверки состояния учета основных средств и нематериальных активов. В ходе проверки необходимо проверить правильность оформления прихода указанных объектов в бухгалтерии, проверить правильность списания в зачет сумм НДС по приобретаемым основным фондам, обратить внимание на возможность использования льгот, предоставляемых государством при направлении средств на капитальные вложения для исчисления налога на прибыль. Кроме этого следует обратить внимание на правильность отнесения указанных объектов к той или иной группе основных средств или нематериальных активов в соответствии с требованиями руководящих документов по бухгалтерскому учету. Для основных фондов принципиальным является вопрос правильности проведения и отражения в учете ежегодной переоценки основных средств.

Проверка кассовых операций должна охватить три основных направления, это:[4]

·                     инвентаризация наличия денежных средств;

·                     проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

·                     исследование правильности использования наличных денежных средств предприятием.

В ходе проверки рекомендуется провести инвентаризацию кассы и оформить это соответствующим актом, подписанным главным бухгалтером, кассиром и аудитором.

При проверке банковских операций аудитор руководствуется требованиями Положения ЦБР от 8 сентября 2000 г. № 120-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" и другими нормативными документами, определяющими порядок учета и ведения банковских операций. В процессе проверки аудитор должен установить:

·                     в каких банках предприятие имеет расчетные и иные банковские счета;

·                     соответствуют ли суммы, указанные в выписках банка, суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

·                     не допускается ли в отдельных случаях неправильное отражение в учете операций по банку;

·                     подтверждены ли все операции, проходящие по банку первичными документами (счетами, актами, договорами, письмами и т.д.).

Проверка банковских операций в иностранной валюте требует от аудитора внимательного изучения всех контрактов с зарубежными заказчиками и поставщиками. Здесь следует проверить все операции на соответствие требованиям Инструкции № 7 ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи ...части валютной выручки...", - Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н) и других нормативных документов по внешнеэкономической деятельности.

При проверке расчетов по оплате труда сотрудников предприятия, находящихся на штате предприятия, работающим по совместительству и по договорам подряда, следует проверить, ведутся ли они в соответствии с требованиями действующего законодательства. На предприятии должен быть налажен ежемесячный учет рабочего времени каждого сотрудника, работа сотрудников в нерабочие, выходные и праздничные дни своевременно должна оформляться приказами по предприятию и оплачиваться в соответствии с требованиями ТК РФ. Штатное расписание должно своевременно корректироваться и оформляться приказами по предприятию.

При проверке следует обратить особое внимание на порядок исчисления и удержания подоходного налога с сотрудников. При выборочной проверке следует проверить исчисление налога именно по таким сотрудникам и обратить внимание на правильность и своевременность удержания налога в соответствии с требованиями 2 части Налогового кодекса РФ.

Проверка учета, хранения, полноты оприходования и списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится аудитором, как правило, выборочно, с использованием данных годовой инвентаризации проведенной на предприятии, в соответствии с требованиями.

В процессе аудиторской проверки необходимо определить соответствие ведения бухгалтерских документов выбранной учетной политике предприятия на отчетный период. Основными положениями учетной политики предприятия, оказывающей существенные результаты на финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период, являются:[5]

·                     метод определения выручки для целей налогообложения;

·                     метод списания износа по малоценным и быстро изнашиваемым предметам;

·                     метод списания ТМЦ в производство и др.

В связи с этим аудитор должен дать свою оценку соответствия фактического учета принятой учетной политике предприятия или отразить выявленные несоответствия и их влияние на финансовые результаты.

Заключительным этапом является проверка правильность определения прибыли и финансового результата деятельности предприятия за проверяемый период. Проверка этого участка является основным показателем для составления аудиторского заключения, подтверждающего (не подтверждающего) годовую отчетность предприятия за проверяемый период. Здесь необходимо обратить особое внимание на сверку данных по остаткам одноименных синтетических счетов с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода, проверить правильность отражения в отчетности реформации баланса в соответствии с требованиями руководящих и учредительных документов. Кроме этого, следует проверить соответствие данных синтетического учета годовым расчетам по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды. Указанная проверка должна найти свое отражение в материалах аудиторского отчета фирмы по проверке экономического субъекта за проверяемый период.

После окончания аудиторской проверки аудитор приступает к оформлению отчетных материалов проверки составлению аудиторского заключения.

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации. Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства, в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать данное сомнение.

По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно-положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отразиться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно-положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных настоящим Порядком форме.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны содержание и форма его.

Аудиторское заключение составляется по результатам аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта, проведенного аудиторской фирмой.

Ситуационная задача

Исходные данные. Проводя аудит, старший аудитор дал поручение рядовому ауди­тору сделать проверку расчетов налогообложения организации-клиента. По окончании про­верки этот аудитор сообщил, что никаких ошибок обнаружено не было. Через неделю после этого было подготовлено заключение.

Спустя два месяца налоговая инспекция провела проверку и обнаружила ряд ошибок в налоговых расчетах организации-клиента, после чего последняя должна доплачивать нало­ги и уплатить штрафы.

Требуется определить, что послужило причиной этой ситуации

Решение:

Причиной данной ситуации могли послужить различные факторы. Одной из причин могла послужить ошибка на стадии планирования аудиторской выборки. Дело в том, что на крупных предприятиях объем учетной документации слишком велик, что не позволяет аудитору применять сплошной метод проверки.

Эта ситуация может быть также вызвана некомпетентностью аудитора или событиями после отчетной даты.

Составить программу аудита кредитных операций

При проведении аудиторской проверки кредитных операций аудитору необходимо установить:

- проверка полноты первичных документов, оформляющих получение и возврат, изменение условий представления кредитов или займов, начисление процентов по ним;

- проверка полноты первичных документов по кредитам банков, учитываемых на ссудном счете;

- проверка полноты первичных документов по займам, полученным наличными в кассу предприятия;

- на какие цели использован кредит, соответствуют ли эти цели условиям договора на получение кредита;

- полноту и своевременность погашения кредитов (это необходимо проверить по выпискам из банка);

- правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором;

- обоснованность включения затрат, связанных с получением кредитов, в текущие расходы, в стоимость материально-производственных запасов;

- законность и обоснованность выдачи ссуд для рабочих и служащих на индивидуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и для расчетов с торгующими организациями за товары, проданные в кредит;

- законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов), а также полноту и своевременность их погашения, правильность списания расходов по уплате процентов за полученные ссуды;

- правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66 и 67, соответствие записей учета по этим счетам записям в Главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности;

- проверка правильности включения в состав налоговых расходов процентов по кредитам и займам в пределах норм.

Список литературы

1.     Андреев В.Д. Практический аудит: справоч. Пособ. – М.: Экономика 1994г.

2.     Аудит Монгомери Ф.Л. Дефлис Г.Р. Дженни В.М. Орейли М.Б. Хэрги: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997

3.     Камышанов П.И. Камышанов А.П. Камышанова Л.И. Практическое пособие по бух. Учету. – М.: Элиста.: АПП «Джангар» 2002

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. Пособ. 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Инфра – М 2002

5.     В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003

6.     Родионова В.М. Шлейников В.И. Финансовый контроль – М.: ИД ФБК-ПРЕСС 2002



[1] Камышанов П.И. Камышанов А.П. Камышанова Л.И. Практическое пособие по бух. Учету. – М.: Элиста.: АПП «Джангар» 2002г. с.492


[2] Камышанов П.И. Камышанов А.П. Камышанова Л.И. Практическое пособие по бух. Учету. – М.: Элиста.: АПП «Джангар» 2002г. с.493-494


[3] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с. 213


[4] В.И. Подольский А.А Савин Л.В. Сотникова И.А. Савина Н.С. Макарова Н.С. Щербакова, Аудит: учебник для ВУЗов. Под. ред. Проф. В.И. Подольского 3-е изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит 2003г. с.221


[5] Родионова В.М. Шлейников В.И. Финансовый контроль – М.: ИД ФБК-ПРЕСС 2002г. с.36