СОДЕРЖАНИЕ


1.   Сущность, предмет и принципы управленческого учета. 3

2.   Задачи и функции управленческого учета. 6

3.   Структура управленческого учета. 9

Практическая часть. 13

Задача 5. 13

Задача 6. 14

Задача 7. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16




1.    Сущность, предмет и принципы управленческого учета

В современных условиях весь бухгалтерский учет делится на финансовый и управленческий, что представлено на рис. 1.

 





Рис. 1. Связь видов учета и отчетности в единой системе бухгалтерского учета


Существует множество определений управленческого учета, в основном отражающих его функции в процессе управления организацией, варьируя терминологией, количеством перечислений действий учета, отличий от финансового, расстановкой акцентов.

В англо-русском словаре бухгалтерских терминов дается такое определение: «Управленческий учет – деятельность, связанная с подготовкой информации для руководства предприятия; существенную часть управленческого учета составляют учет затрат и анализ себестоимости». Оно во многом соотносится с определением Паркера Р.Х. в бухгалтерском толковом словаре: «Управленческий учет – это та часть учета, которая связана в основном с внутренней отчетностью для менеджеров предприятия. Он ориентирован более на контроль и принятие управленческих решений, нежели на счетоведенческий аспект бухгалтерского учета. Он относительно свободен от давления обязательств законодательства и бухгалтерских стандартов и может быть противопоставлен финансовому учету».

Нидлз Б., Андерсон Х. считают, что управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководству. Управленческий учет расширяет финансовый учет и применяется при внутренних операциях фирмы. Его цель – обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей.

Хорнгрен Ч.Т. и Дж. Фостер определяют управленческий учет как идентификацию, измерение, сбор, систематизацию, анализ, разложение, интерпретацию и передачу информации, необходимой для управления какими-либо объектами.

Аналогичное мнение у российских авторов, в частности у Шеремета А.Д.: «Управленческий учет – подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций».[1]

Акцентируют внимание на интеграции элементов учета, планирования, анализа Николаева О.Е., М.А. Вахрушина. По мнению Николаевой О.Е., управленческий учет «представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, необходимом для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия».[2]

Вахрушина М.А. считает, что «управленческий учет – это интегрированная система учета и затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия».[3]

Ивашкович В.Б. делает акцент на двух важных моментах, которые не всегда прослеживаются в определениях: управленческий учет, во-первых, позволяет обосновать текущие и перспективные управленческие решения, а во-вторых, представляет собой совокупность систематического и проблемного учета.[4]

Как видно из приведенных определений, прослеживается два основных подхода: 1) управленческий учет определяется как интегрированная система, включающая функции традиционного бухгалтерского учета (наблюдение, измерение, фиксацию, систематизацию и отражение на счетах), экономического анализа и планирования; 2) управленческий учет рассматривается как составная часть традиционного бухгалтерского учета. В результате можно дать следующее определение управленческого учета.

Управленческий учет – самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет является важным элементом управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Предметом управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль и мотивация деятельности сегментов бизнеса (центров ответственности), направленные на соизмерение доходов с расходами по отдельным сегментам и оптимизацию этого соотношения с целью повышения эффективности функционирования организации в целом.

Постановка управленческого учета должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.

Ответственность. Управленческий учет обеспечивает информацию, измеряющую достижение целей организации и оценивающую влияние внешних эффектов на данный процесс. Чтобы действия менеджеров, основанные на информации о способах достижения целей организации, осуществлялись, необходимо регулярно определять ответственность и основные индивидуальные результаты в организации.

Управляемость. Управленческий учет определяет операции, на которые могут или не могут воздействовать менеджеры; пытается оценить риски и факторы. Это облегчает надлежащий мониторинг, анализ, сравнение и объяснение информации, конструктивно используемой при выполнении функций контроля, оценки и регулирования.

Достоверность. информация управленческого учета должна обладать доверием; ее достоверность для пользователя зависит от источника, полноты и доступности.

Взаимозависимость. Сбалансированность информации управленческого учета зависит, во-первых, от использования как внутренних, так и внешних источников; во-вторых, от ее получения из подразделений, выполняющих взаимодействующие функции, связанные со сбытом, снабжением, производством, персоналом, финансами.

Релевантность. Менеджерам облегчает изучение информации ее релевантность – своевременное предоставление в четкой, понятной форме с использованием такого количества альтернатив, какое необходимо для принятия обоснованных решений. В связи с тем, что процесс управления динамичен и ориентируется на будущее, информация должна удовлетворять критериям пригодности и предназначения.[5]

2.    Задачи и функции управленческого учета

Концепцию управленческого учета формируют его функции, цели и задачи. Управленческий учет имеет ряд основополагающих целей:

·     подготовка оперативных данных для менеджмента компании с целью последующего принятия стратегических решений по вопросам текущей и будущей операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании;

·     формирование, обслуживание, контроль и корректировка системы бюджетного планирования компании;

·     анализ и расчет альтернативных вариантов возможного экономического эффекта в зависимости от выборки возможных действий;

·     сопоставление предварительных планов и предложений, анализ производственных программ, стратегий развития производства, маркетинга;

·     управление через центры финансовой ответственности, оценка и повышение стоимости компании, управление себестоимостью, оценка деятельности подразделений и функциональных блоков;

·     сбор, анализ и предоставление информации менеджменту для обеспечения выполнения функций планирования, оценки результатов и управления финансово-хозяйственной деятельностью (в первую очередь управление активами и стоимостью компании);

·     оптимизационные решения по вопросам аутсорсинга, политика закупок, управление прибыльностью продуктов и структурных подразделений.

На выходе бухгалтерской информации системы формируются отчеты для:

1) внешних пользователей бухгалтерской информации;

2) целей периодического планирования и контроля;

3) принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора политики организации.

Задачей управленческого учета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия, где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства.

Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия – с целью определения себестоимости продукции; сметы – для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка) – для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах – для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений – для целей долгосрочного планирования и т.д.

Менеджеры нуждаются в информации, которая поможет им в принятии решений, контроле и регулировании управленческой деятельности. К такой информации моно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, выпускаемых предприятием.[6]

В укрупненном виде задачи ставит Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Так непосредственно к области управленческого учета относятся следующие задачи:

* обеспечение информацией для контроля за соблюдением целесообразности хозяйственных операций, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами;

* предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Целями и задачами управленческого учета определяют его функции. Выделяют следующие функции: обеспечение информацией различных уровней управления, оперативный контроль, перспективное планирование. Все функции управленческого учета можно сгруппировать по двум основным направлениям:

1) обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и проблемного управления бизнесом;

2) формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятия.

Под управлением бизнесом понимается регулярное и ситуационное принятие управленческих решений по развитию предприятия в целом, т.е. составление стратегических, тактических и оперативных планов, принятия решений по ценообразованию, формированию портфеля заказов. Под управлением подразделениями предприятия понимаются внутрипроизводственной планирование, регулирование, координация и мотивация деятельности подразделений предприятия.


3.    Структура управленческого учета

Принципы, цели и функции управленческого учета формируют его концепцию, а концепция определяет структуру. Исходя из определений управленческого учета как интегрированной системы счетоведения, нормирования, планирования и анализа, его структуру можно представить в виде блоков (рис. 2).

 





Рис. 2. Структура подсистемы управленческого учета


Основными блоками являются бюджетирование и анализ гибких бюджетов, учет затрат и калькулирование, подготовка информации для принятия проблемных управленческих решений. Каждый из блоков в свою очередь можно подразделить на составляющие. Например, блок 2 «Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции» представлен в виде дерева калькуляционных систем. Выделив из блока 1 бюджетирование, можно разделить его на подготовку операционного бюджета (включая составление прогнозного отчета о прибылях и убытках в части операционной деятельности); бюджета движения денежных средств, бюджета инвестиций и бюджета баланса.

Блоки могут существовать обособленно, но чаще всего они взаимосвязаны. Так, учетная система «стандарт-кост» может являться продолжением и одним из ориентиров первого блока и составной частью второго. Анализ безубыточности – специальный вопрос третьего блока, но без него трудно оптимизировать программу продаж и производственную программу (блок 1). Кроме того, если информация о постоянных и переменных расходах нужна постоянно, второй блок должен включать калькуляционную систему «директ-костинг».[7]

Основными систематизирующими элементами данной системы являются объекты, методы и организационная форма. Подробно не останавливаясь на характеристике каждого элемента, представим обобщенную классификацию. К объектам изучения и исследования в управленческом учете относятся затраты, результаты (прибыль, маржа), трансфертные цены, носители затрат и центры анализа. В этой связи организация учета затрат и результатов в системе управленческого учета предусматривает два основных способа: учета по носителям затрат и центрам анализа, в качестве которых могут выступать места возникновения затрат и центры ответственности (рис. 3).

Другая элементная группа системы управленческого учета – методы, которые условно подразделяются на три группы: прогноза и анализа, учета затрат и калькулирования. При составлении прогнозных данных и анализе их выполнения используются как общераспространенные прогнозные методы, так и специфические методы, присущие только управленческому учету (бюджетный метод, метод «стандарт-кост»), а также математические, статистические методы, методы экономического анализа. Группа методов учета затрат и калькулирования достаточно разнообразна. В отличие от финансового учета, при котором исчисляется единственный обобщенный показатель затраченных ресурсов – себестоимость всей произведенной (реализованной) продукции, в управленческом учете для разных целей и задач исчисляются своя стоимость и себестоимость, которым соответствуют свои методы учета и калькулирования.

Третья элементная группа – организационная форма, является одной из важных составляющих любой системы управленческого учета, замыкая системный контур практической реализацией. Форма организации управленческого учета включает учетную систему (интегрированную, автономную), кадровое обеспечение, организационную структуру бухгалтерской службы, используемые компьютерные средства.

В основе организационной формы находится учетная система. В этой связи выделяются две формы управленческого учета: интегрированная (финансовый и управленческий учет объединены в единую систему) и автономная, при которой система управленческого учета является замкнутой по отношению к системе финансового учета. Схематичная представленность данной системы через выделенные элементы показана на рисунке 3.

Выделенные элементы управленческого учета, комбинируясь, создают модульные системы, в основе которых находятся либо методы, либо объекты.

Надпись: Центры анализаНадпись: Критерии выделенияНадпись: Критерии выделения
 














Рис. 3. Информационная система управленческого учета


В свою очередь такие объекты, как затраты, формируют системы производственного учета, хорошо известные отечественной теории и практике, носители затрат – основные составляющие системы аналитического управленческого учета, где рассчитывается калькуляция отдельных видов продукции и услуг для принятия определенных управленческих решений. Объекты в виде центров ответственности – главные компоненты системы бюджетирования, которая позволяет осуществлять планирование, контроль и анализ деятельности предприятия с использованием особого инструмента – бюджетов. При этом любая модульная система имеет все необходимые атрибуты: систематизирующие элементы в виде объектов, методов и организационной формы, включающей систему счетов и способы формирования учетной информации.

Принцип модульности в формировании системы управленческого учета означает, с одной стороны, возможность независимого использования модульной подсистемы, а с другой стороны, невозможность функционирования модуля вне системы управленческого учета и ее основных принципов.

Таким образом, по мнению Ермаковой Е.А. информационная концепция системы управленческого учета включает, с одной стороны, объектно-методическую, организационную и практическую составляющие своего функционирования и принятие на этой основе управленческих решений. С другой стороны, она представляется как система, состоящая из совокупности разнообразных модульных подсистем, которые могут формироваться на конкретном предприятии в любом сочетании в зависимости от тактических задач и стратегических целей, уровня развития менеджмента и общей управленческой культуры.[8]


Практическая часть

Задача 5

Фирма изготавливает и реализует один вид продукции. При постоянных затратах в течение года – 18 млн. д.е., переменных прямых расходах на единицу – 870 д.е. и договорной цене за единицу – 1380 д.е. каким должен быть объем реализации, чтобы выпуск продукции был оправданным?

РЕШЕНИЕ:

,

где Сconst – постоянные затраты; Ц – цена за единицу; Сvar – переменные затраты на единицу.

 штук – объем реализации, когда все затраты покрываются, прибыли нет.

Таким образом, объем реализации должен быть выше 35294 штук в год, чтобы выпуск продукции был оправдан.

Если увеличим объем реализации до 36 000 штук, то возрастут переменные затраты: Сvar = 36000 * 870 = 31320 тыс. д.е.

При этом себестоимость (СС) продукции составит: СС = 31320 + 18 000= 49320 тыс. д.е.

Следовательно, прибыль от продаж при объеме реализации 36000 штук, составит: Пр = (36000 * 1380) – 49320 тыс. = 360 000 д.е.


Задача 6

Постоянные затраты предприятия за месяц составили 72 000 д.е., а переменные 6 д.е. на 1 шт. Цена изделия 15 д.е. Определите его стоимость, прибыль от реализации и ставку покрытия при выпуске и продаже: 1) 12000 шт.; 2) 7000 шт.

 

РЕШЕНИЕ:

Представим решение в таблице:

Показатель

при объеме продаж 12000 шт.

при объеме продаж 7000 шт.

1. Постоянные затраты, д.е.

72 000

72 000

2. Переменные затраты, д.е.

72 000

42 000

3. Себестоимость продукции, д.е. (п. 1 + п. 2)

144 000

114 000

4. Выручка от продажи, д.е. (цена * объем)

180 000

105 000

5. Прибыль (убыток) от реализации, д.е. (п. 4 – п. 3)

36 000

- 9 000

6. Ставка покрытия, % ((п. 5 / п. 3) * 100%)

25

-8




Задача 7

Назовите важнейшие факторы, влияющие на величину постоянных и переменных  затрат каждого вида оборудования

1)    Какой из агрегатов следовало бы приобрести при производстве 20 м3/ч?

2)    Какой агрегат обеспечит минимум затрат при загрузке от 10 до 40 м3/ч?

3)    Предположим, что на предприятии установлены оба агрегата. На каком из них следует изготовить продукцию при объеме производства от 20 до 50 м/ч? Для изготовления продукции предприятие может использовать два различных агрегата со следующими характеристиками.

Агрегаты

Постоянные затраты, д.е.

Переменные затраты на 1 м2, д.е.

Предельная мощность, м3

1

60

2

60

2

90

1

60


РЕШЕНИЕ:

1)    При производстве 20 м3/ч затраты составят:

Агрегат 1 = 60 + (20 * 2) = 100 д.е.

Агрегат 2 = 90 + (20 * 1) = 110 д.е.

Следовательно, при производстве 20 м3/ч следует приобрести Агрегат 1.

2)    При загрузке от 10 до 40 м3/ч затраты составят:

Агрегат 1 = 60 + (40 * 2) = 140 д.е.

Агрегат 2 = 90 + (40 * 1) = 130 д.е.

Таким образом, Агрегат 1 обеспечит минимум затрат при загрузке от 10 до 20 м3/ч, а Агрегат 2 обеспечит минимум затрат при загрузке от 30 до 40 м3/ч.

3)          При условии, что на предприятии установлены оба агрегата, будет целесообразно изготавливать продукции 20 м/ч на Агрегате 1; 30 м/ч на любом агрегате, так как затраты при этом буду равны и составят 120 д.е.; при производстве от 40 м/ч на Агрегате 2, так как затраты при этом буду меньше по сравнению с Агрегатом 1.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Аврова И.А. Управленческий учет. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 176 с.

2.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – 527 с.

3.     Ермакова Д. Управленческий учет как информационная система // Экономический анализ. – 2004. - № 7. – С. 57-59.

4.     Ивашкович В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2003. – 618 с.

5.     Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

6.     Николаева О.Е., Шишкина Т.В. Управленческий учет: Учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 320 с.

7.     Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — 510 с.



[1] Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. – с. 49.

[2] Николаева О.Е., Шишкина Т.В. Управленческий учет: Учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – с. 13.

[3] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 31.

[4] Ивашкович В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2003. – с. 25.

[5] Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с.52-53.

[6] Николаева О.Е., Шишкина Т.В. Управленческий учет: Учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – с. 10-11.

[7] Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 53-54, 57-58.

[8] Ермакова Д. Управленческий учет как информационная система // Экономический анализ. – 2004. - № 7. – С. 58-59.