Содержание


2. История и направления дальнейшего развития стандартизации. Закон РФ «О стандартизации». 3

12. Унификация как метод стандартизации, ее влияние на качество продукции. 6

22. Виды и методы измерений. 8

32. Участники сертификации, их права и обязанности. 10

Список литературы.. 15



2. История и направления дальнейшего развития стандартизации. Закон РФ «О стандартизации»


На всех этапах развития отечественной стандартизации общетехнические стандарты занимали особое место.

В конце 60 – начале 70-х гг. из разрозненных стандартов были сформированы системы и комплексы общетехнических стандартов межотраслевого применения.

С формированием единых систем наметился новый этап развития отечественной стандартизации, уровень которой определялся уже имеющимися достижениями научно-технического прогресса и перспективами его развития. В условиях централизованного управления экономикой эти системы выполняли основополагающую функцию стандартизации, заключающуюся в создании технического законодательства страны. На их основе развивалась отраслевая стандартизация, разрабатывались государственные и отраслевые стандарты на продукцию и методы ее контроля, а также процессы производства.[1]

На Госстандарт возложены задачи координации стандартизации, принятия, утверждения и отмены стандартов, а также разработка единых систем государственных стандартов межотраслевого применения по нормативно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации (ГСС, ЕСКД, ЕСТД)[2].

Для ЕСТД является актуальным дальнейшее совершенствование правил внесения изменений в КД и ТД. Необходимо, кроме этого, развитие стандартизации в области технической диагностики.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, которые обеспечивают: взаимопонимание, единство и взаимосвязь различных областей науки, охрану окружающей среды, безопасность продукции, сохранность имущества и другие общетехнические требования (ГОСТ Р 1.0-92). 

Государственная система стандартизации Российской Федерации устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, автором которых является Российская Федерация или межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию; порядок рассмотрения в Российской Федерации проектов межгосударственных стандартов, авторами которых являются другие государства-участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации или МТК, ведение секретариатов которых возложено на эти государства; порядок применения в российской федерации принятых межгосударственных стандартов; порядок внесения изменений в действующие межгосударственные стандарты, а также порядке прекращения их применения в Российской Федерации.

Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области.

Отношения в области стандартизации регулируются Законом «О стандартизации» и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ[3].

Формы ответственности и санкции за нарушение обязательных требований стандартов, выпуск и реализацию потенциально опасных товаров.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О стандартизации», предусмотрена ответственность за нарушение положений Закона о стандартизации:

«Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность».

Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее - субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

 

12. Унификация как метод стандартизации, ее влияние на качество продукции


Деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. В зависимости от области проведения унификация изделий может быть:

·        межотраслевая (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности);

·        отраслевая и заводская (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).

В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть:

·        внутривидовая (семейство однотипных изделий);

·        межвидовая и межпроектная (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).

Под унификацией понимают действия, направленные на сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, деталей, узлов, техно­логических процессов и документации. Унификацию можно рассматривать как средство оптимизации па­раметров качества и ограничения количества типоразмеров выпускае­мых изделий и их составных частей. При этом унификация воздей­ствует на все стадии жизненного цикла продукции, обеспечивает взаимозаменяемость изделий, узлов и агрегатов, что, в свою очередь, позволяет предприятиям кооперироваться друг с другом.

Благодаря унификации существенно возрастает спрос на отдель­ные детали, узлы и комплектующие изделия, используемые в произ­водстве различных видов продукции. Повышенный спрос позволяет организовывать поточное производство указанных компонентов гото­вой продукции, укрупнять их партии, создавать специализированные участки и предприятия.

К основным видам унификации обычно относят конструкторскую и технологическую унификацию. При этом первая предполагает уни­фикацию изделий в целом и их составных частей (конструктивных элементов, деталей, узлов, комплектующих изделий и материалов), а вторая – унификацию нормативно-технической документации (стан­дартов, технических условий, инструкций, методик, руководящих до­кументов, конструкторско-технологической документации и др.).

Современный процесс развития унификации позволяет выделить два основных ее направления – компоновочное и ограничительное. Компоновочное направление предусматривает исследование рынка, анализ существующих потребностей и выявление номенклатуры изделий, необходимых потребителям.

Ограничительное направление предполагает углубленный анализ номенклатуры выпускаемых изделий и ее дальнейшее ограничение до минимально необходимой номенклатуры типоразмеров изделий и их составляющих. В мировой практике ограничительное направление унификации получило название симплификации (так, по определе­нию ИСО, симплификацияэто процесс простого сокращения ко­личества типов или других разновидностей изделий до количества, тех­нически и экономически необходимого для удовлетворения потребностей). Унификация может проводиться на разных уровнях управления качеством продукции – межотраслевом, отраслевом и на уровне предпри­ятия. При этом для характеристики уровня унификации изделия наи­более часто используют такие показатели, как уровень унификации по количеству унифицированных деталей, по их весу, по суммарной тру­доемкости их изготовления, а также комплексный показатель унифи­кации, объединяющий частные критерии[4].


22. Виды и методы измерений


Конкретные методы измерений определяются видом измеряемых величин, их размерами, требуемой точностью результата, быстротой процесса измерения, условиями, при которых проводятся измерения, и рядом других признаков. Каждую физическую величину можно измерить несколькими методами, которые могут отличаться друг от друга особенностями как технического, так и методического характера. В отношении технических особенностей можно сказать, что существует множество методов измерения, и по мре развития науки и техники, число их все увеличивается. С методической стороны все методы измерений поддаются систематизации и обобщению по общим характерным признакам. Рассмотрение и изучение этих признаков помогает не только правильному выбору метода и его сопоставлению с другими, но и существенно облегчает разработку новых методов измерения. Для прямых измерений можно выделить несколько основных методов: метод непосредственной оценки, дифференциальный метод, нулевой метод и метод совпадений. При косвенных измерентиях широко применяется преобразование измеряемой величины в процессе измерений.

Весь перечень средств измерений делится на две группы .

В первую входят средства измерений, подлежащие государственным испытаниям и утверждению и применяемые в сферах государственного метрологического контроля и надзора.

Во вторую - средства измерений, за которыми не производится государственный надзор. Эта группа средств измерения находится в ведении юридических и физических лиц и применяется ими в установленном порядке. Владельцы этой группы средств измерений сами устанавливают способ осуществления контроля и поддержания средств измерений в рабочем состоянии.

В соответствии с Законом обязательному лицензированию должна подвергаться деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, относящаяся к компетенции органов государственного метрологического надзора.

Лицензирование представляет собой один из видов государственного метрологического контроля, к которому также относятся утверждение типа средств измерений и поверка средств измерений. Порядок лицензирования утвержден правилами по метрологии 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений».

Таким образом, в данном случае, лицензия - это разрешение на осуществление юридическим или физическим лицом деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерения, выдаваемое органом Государственной метрологической службой на закрепленной за ним территории.





32. Участники сертификации, их права и обязанности


Участниками сертификации являются национальный орган по сертификации (Госстандарт России), государственные органы управления, осуществляющие работы по сертификации, центральные органы систем сертификации, органы по сертификации, юридические лица, взявшие на себя функцию органа по добровольной сертификации, испытательные лаборатории, изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

К работам по сертификации могут привлекаться общества потребителей.

Госстандарт России осуществляет следующие основные функции:

·        формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации;

·        проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия и ведет их государственный реестр;

·        опубликовывает официальную информацию о правилах сертификации, о действующих системах сертификации и знаках соответствия;

·        готовит предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, в установленном порядке заключает соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации (сертификатов, знаков соответствия, протоколов испытаний), представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по вопросам сертификации;

·        рассматривает апелляции по вопросам сертификации.

Госстандарт России и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции на основе общих правил и рекомендаций создают системы сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняют следующие основные функции:

·        При формировании систем обязательной сертификации Госстандарт России и другие государственные органы управления регулируют состав, количество и дислокацию органов по сертификации и испытательных лабораторий.

·        устанавливают правила и процедуры проведения сертификации в этих системах;

·        осуществляют выбор схем сертификации;

·        определяют центральные органы систем сертификации при их необходимости (или могут выполнять функции центральных органов по сертификации);

·        устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

·        аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории, выдают им лицензии на проведение определенных видов работ;

·        ведут государственный реестр участников и объектов сертификации и представляют в Госстандарт России информацию о них в установленном им порядке;

·        устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

·        осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

·        рассматривают апелляции по вопросам сертификации;

·        представляют на государственную регистрацию в Госстандарт России системы сертификации и знаки соответствия;

·        выдают сертификат и лицензии на применение знака соответствия.

Центральный орган системы сертификации:

·        организует работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществляет руководство ею, координирует деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему;

·        разрабатывает предложения по номенклатуре продукции, сертифицируемой в системе;

·        участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в системе;

·        рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий, участвующих в системе;

·        ведет учет органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах системы.

Орган по сертификации продукции:

·        сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

·        осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

·        приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов;

·        формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

·        представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации:

·        формирует структуру системы добровольной сертификации;

·        устанавливает ее правила и знак соответствия;

·        регистрирует систему и знак соответствия в Госстандарте России;

·        представляет заявителю необходимую информацию о правилах сертификации;

·        ведет реестр этой системы.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции при проведении сертификации:

·        направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

·        обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована;

·        маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

·        указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой информации до потребителя;

·        применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

·        обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации продукции и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

·        приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;

·        извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации[5].



Список литературы


1.                            Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5154-1, в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ.

2.                            Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

3.                            Панов В.П. и др. Терминология государственной системы стандартизации: Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1998.

4.                            Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. М.: Стандарт, 2003.

5.                            Ребрин Ю.И. Управление качеством: специальные подсистемы управления качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 


[1] Панов В.П. и др. Терминология государственной системы стандартизации: Справочник. – М.: Издательство стандартов, 1998. С.28.

[2] Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. С.  69-70.


[3] См.: ст. 2 Закона РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5154-1, в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ.


[4] Ребрин Ю.И. Управление качеством: специальные подсистемы управления качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 168-174.

[5] Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. М.: Стандарт, 2003.