От средневековья к новому времени.
Европа на исходе средневековья.
Европа «географическая» и Европа «историческая».
Можно ли сказать, что Карл Великий жил в средние века? Для нас это звучит привычно, но ни сам Карл Великий, ни его потомки, скорее всего, не поняли бы вопроса. В самом деле, между какими веками эти века средние? Зато современный человек, знакомый с историей, без труда ответит, что «средние века» и «Новое время» - это этапы истории Европы.
А где на карте искать Европу? «Это совсем просто» - скажет географ и очертит Европейский континент от Атлантики до Урала. – «Это совсем не просто», - возразит историк и попросит уточнить вопрос: «В какое время, когда?». – «Неужели 1000 лет назад Европа находилась в другом месте?» - удивится географ. – «Конечно, нет, - ответит историк, - Но для меня, историка, Европа – это, прежде всего, европейцы, вся сложность заключается в том, что в различные времена европейцами считали разных людей»…
Средневековой Европой можно назвать общность христианских народов. Она существовала более 1000 лет – примерно с середины IV по конец XV века. Языческие народы, мусульмане и другие не христиане в мир средневековой христианской Европы не входили.
В христианской Европе различались две общности – общность народов католического Запада и общность народов православного Востока Европы. В историческое пространство католического Запада входили народы, жившие в Западной и Центральной частях географической Европы.
Средневековое общество католического Запада было традиционным, но оно не оставалось неизменным, застывшим. Его расцвет приходился на период XI – XV веков. Характерными чертами этого общества были: господство натурального хозяйства; деление общества на сословия; разделение власти между королём и крупными землевладельцами; преобладание в духовной жизни людей религиозных представлений.
Возрождении и гуманизм в Европе.
В центре внимания – человек.
На исходе средневековья европейцы стали проявлять особый интерес к эпохе античности. Наиболее сильным этот интерес был в Италии, наследнице культуры Древнего Рима. Нередко здесь среди развалин древних городов и селений находили памятники искусства. В центре искусства и культуры Древней Греции и Рима был человек – личность героя, воина, атлета и правителя. Итальянские художники стремились в своём творчестве приблизиться к идеалам искусства античности. Так вместе с интересом к древности возрождается интерес к человеку, его природе, разуму, страстям.
Развитие искусства, стремившегося к точному изображению природы и человека, потребовало изучение окружающего мира. В результате возникает интерес и к естественным наукам, наукам о природе и математике. Поэтому неслучайно Италия стала родиной культуры Возрождения. В центре внимания творцов Возрождения был интерес к сильной, независимой человеческой личности. Они считали человека центром мироздания, прославляли его творческий гений. Деятели культуры Возрождения представляли человека подобным Богу, создающим и творящим себя.
Подобная система взглядов называется гуманизмом, а люди, исповедовавшие их, - гуманистами.
Писатели-гуманисты.
Гуманисты критически относились к любым авторитетам, в том числе и к авторитету церкви. Они стали понимать, что учение католической церкви не является абсолютной истиной – из древних рукописей они узнали, что греческие и римские мудрецы иначе, чем отцы христианской церкви, смотрели на мир. Вполне естественно, что церковники препятствовали распространения гуманизма, вели борьбу с новыми идеями. Поэтому многим писателям – гуманистам приходилось обращаться к литературному жанру сатиры, чтобы защитить себя и свои взгляды от возможного преследования со стороны властей, протестовать против диктата церкви. Писатели эпохи Возрождения высмеивали все стороны жизни средневекового общества: власть погрязшего в удовольствии папства и католического духовенства, праздную жизнь дворянства и стремящейся ему подражать городской верхушки, заблуждение средневековой науки и суеверия людей.
Выдающиеся писатели и философы-гуманисты эпохи Возрождения: француз Франсуа Рабле, Николо Макиавелли, Мигель Сервантес, Уильям Шекспир.
Рождение новой европейской цивилизации.
Новые центры и ценности европейского государства.
Общество, ориентированное на успех в земных делах.
Ещё во времена Средневековья началось медленное перемещение интересов человека «с Небес на Землю». Реформация, особенно учение Кальвина, убрала препятствия на этом пути.
Районы западной Европы, где Кальвинизм получил широкое распространение, прежде всего, Голландия и Англия, превращались в центры новой жизни европейского общества. В отличии от религиозных центров средневековья это были центры «земной» жизни – хозяйственные, технические, промышленные, торговые, научные, военные.
По мнению Кальвина, люди первоначально не были равны перед Богом, а значит, не равны и в жизни. Их успех измеряется, прежде всего, деньгами, собственностью, высоким положением в обществе. Нет больше «добрых дел». Есть дела, приносящие доходы, деньги. Это торговля, предпринимательство, служба у короля и в армии. Не столько происхождение, сколько денежное состояние стали определять место и роль человека в обществе собственников, владельцев имущества.
Протестанты считали, что спасение может быть только индивидуальным. В их среде утвердился индивидуализм, каждый заботился, прежде всего о себе и о своих близких. За каждым человеком признавались право на успех, уважение его личных интересов. Человек прежде всего должен был рассчитывать на собственные силы.
Нидерландская революция XVI века.
Иконоборческое движение. Террор Альбы.
Летом 1566 года на большей части Нидерландов развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы не только уничтожали иконы, но также разоряли и разрушали католические храмы. За несколько месяцев погрому подвергли 5600 храмов и монастырей, а кое-где – дворянские дома и замки. Горожане и крестьяне добились от испанских властей разрешения деятельности Кальвинистских проповедников, но не надолго.
Уже в следующем году король Испании Филипп II послал в Нидерланды герцога Альбу для расправы с еретиками. Его десятитысячная армия устроила в Нидерландах кровавый террор. Альба возглавил «совет по делам о мятежах», который вынес более восьми тысяч смертных приговоров, включая приговоры и ближайшим сподвижникам «Вильгельма Оранского».
Помимо того, Альба ввел три новых налога, которые повлекли за собой новые банкротства и разорения. «Лучше сохранить для Бога и короля государство обедневшее и даже разоренное, чем иметь его в цветущем состоянии и его пособников и еретиков», - говорил он. Лидеры протестантов, многие горожане Кальвинисты и анабапсисты бежали из страны. Вороженные выступления Вильгельма Аранского и его германских наемников были подавлены, однако борьбу с испанцами продолжили гезы. Они нападали на испанские суда, гарнизоны, крепости.