Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3
Основы бухгалтерского дела. 3
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела. 3
2. Исторический аспект возникновения и развития бухгалтерского дела. 7
3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России. 9
ПРАКИТЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 18
Задание 2. 18
Список литературы.. 31
Приложение 1. 25
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основы бухгалтерского дела
1. Сущность и содержание бухгалтерского дела
Сущность и содержание бухгалтерского дела на предприятии отражается через раскрытие основных принципов организации бухгалтерского учета на предприятии.
Под бухгалтерским делом на предприятии понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского дела на предприятии являются:
1) имущество,
2) обязательства,
3) хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.
В бухгалтерском деле имущество определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов предприятия. При этом к оборотным активам относятся денежные средства или продукция, которые могут быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Если этот цикл более одного года, то такое имущество оборотным не считается. Итак, к оборотным активам относятся:
- наличные деньги в кассе предприятия,
- денежные средства, хранящиеся на счетах предприятия в банках,
- легко реализуемые ценные бумаги, то есть краткосрочные финансовые вложения,
- дебиторская задолженность,
- запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции,
- текущая часть расходов будущих периодов.
К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. В состав внеоборотных включаютс:
- основные средства,
- земельные участки,
- объекты природопользования,
- капитальные вложения,
- долгосрочные финансовые вложения,
- нематериальные активы,
- деловая репутация предприятия и др.
Обязательства – это долговые обязательства, которые должны быть оплачены предприятием в течение обычного операционного цикла (одного года), так называемые текущие обязательства. Если долги оплачиваются в течение срока, превышающего 1 год, то это долгосрочные обязательства. К понятию обязательства не относится дебиторская задолженность.
Обычный операционный период означает период времени от момента инвестирования денежных средств до их возвращения в какой-либо форме.
Хозяйственные операции – факты предпринимательской и иной деятельности предприятия, оказывающие влияние на имущество, обязательства, величину денежных результатов.
Организация бухгалтерского дела преследует выполнение следующих основных задач:
1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения: информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям.
2) Обеспечение информацией пользователей бух. отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хоз. операций, за целесообразностью операций. наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.
3) Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости.
Основные правила ведения бухгалтерского дела:
1) Нормативное регулирование. Государство в лице законодательно и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, их доходах и расходах: инфляция для пользователей бух. отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям. Органы, которые имеют право регулировать организации БУ: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пред. своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в БУ хозяйственных процессов, принципы оценки, обязанности, права и ответственность учетного аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
Сочетание государственное регулирование с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Предприятие несет ответственность за организацию БУ, выполнение законодательства и выполнение хозяйственных операций.
Последовательное повышение роли БУ в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений : информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.
Обеспечение информативности и оперативности и аналитичности, что позволяет выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности пр-ва.
Динамичность организации бухгалтерского дела, совершенствование БУ, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение БУ.
Использование в бухгалтерском деле общих принципов управления, системный подход, использование ЭММ, принципов программно - целевого метода и т.д.
Допущения в системе регулирования бухгалтерского дела в Российской Федерации:
1) Допущение имущественной обособленности, которое означает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других организаций.
2) Допущение непрерывности деятельности предприятия, что означает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства предприятия будут погашены в установленном порядке.
3) Допущение последовательного применения учетной политики, что означает, что выработанная предприятием учетная политика применяется от одного отчетного периода к другому.
4) Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предприятия, которое означает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от факта поступления или выплаты денежных средств.
Такое допущение имеет важное значение для построения системы бухгалтерского учета во всех странах с рыночной экономикой. Оно означает, что отражение операций в бухгалтерском учете может производиться по системе учета с начислением. При этой системе все доходы и расходы регистрируются немедленно, то есть доходы признаются в тех случаях, когда деньги ещё не поступили, а в расходы включаются и те затраты, по которым денежные выплаты ещё не произведены.
Это допущение признает такую систему учета, как кассовая, то есть доходы признаются только те, по которым были поступления денег, а расходы – те, по которым были произведены выплаты.
В Российской практике это допущение ассоциируется с режимом налогообложения по методу отгрузки, то есть перехода права собственности на произведенную предприятием продукцию в момент ее отгрузки покупателю.
До 1992 года в России применялась только система кассового учета. Сейчас предприятиям разрешено работать по методу отгрузки. Эта система начисления позволяет увязывать во времени доходы и расходы.
2. Исторический аспект возникновения и развития бухгалтерского дела
Основы бухгалтерского учета как науки заложил великий итальянский математик Лука Почеле. На протяжении более 500 лет его идеи оказывали и оказывают влияние на развитие нашей науки, в частности, бухгалтерского учета.
В каждой науке есть одна главная книга. Такой книгой в бухгалтерском деле является трактат о счетах и записях, составленный Лукой Почеле, в котором он освятил проблемы хозяйствующего субъекта.
В первой главе книги Лука Почеле, ставя задачи для успешного хозяйствования, писал: «Как известно, три условия необходимы всякому, кто в исправности желает вести торговлю. Самое главное из них: наличные деньги и разного рода другие ценности. Второе условие торговли состоит в том, чтобы уметь верно вести книги и быстро считать. Для этой цели я привел правила и наставления, необходимые для выполнения каждой операции… Третье и последнее условие- это ведение своих дел в должном порядке и как следует, чтобы можно было быстро без задержки получить всякие сведения как относительно долгов, так и требований… Эта часть в числе остальных имеет весьма существенное значение, так как никто не в состоянии вести свои дела, если не захочет соблюдать должный прядок в записях и при этом душа его будет в постоянной тревоге» [5, с. 89].
Каждое время предъявляет свои требования к ведению бухгалтерского учета. Группа экспертов под эгидой ООН подготовила перечень обязательной информации, которая должна быть одинаково отражена в отчетности общего назначения. Эта информация о рабочей силе и ее использовании в производстве капитальных вложений, организационной структуры, мерах по сохранению окружающей среды. Был также предложен ряд общих терминов и статей финансового отчета.
Этапы становления и реформации российского бухгалтерского учета приведены ниже[4, с. 78]:
1) определение современного понимания бухгалтерского учета;
2) издание Плана счетов при ведении бухгалтерии организациями;
3) определение десяти стандартов поведению бухгалтерского учета;
4) издание ряда законодательных и нормативных актов по регулированию бухгалтерского учета в современных условиях.
Рассмотрим некоторые из тих этапов более подробно.
С издание м приказа 34 Н от 29.07.98 и выходом закона № 129 ФЗ, принятого Думой 23.02.96 понятие и предназначение бухгалтерского учета несколько расширилось. Бухгалтерский учет- это основная составляющая информационной системы менеджмента организации, которая осуществляет взаимосвязанное, непрерывное, сплошное измерение хозяйственной жизни организации, документально обрабатывает данные и передает финансовую информацию о хозяйственном объекте в целях принятия управленческих решений.
Бухгалтерский учет отражает сложную картину переплетения интересов всех участников производственного процесса. Но долгое время бухгалтерский учет воспринимался, как правило, только как средство беспристрастного отражения хозяйственной жизни общества.
В 60 годы 20 века взгляды на бухгалтерский учет сместились в сторону принятия управленческих решений. Теперь под бухгалтерским учетом стали понимать передачу информации по назначению, проверку законности актов хозяйственной деятельности, учет изменений с количественной и качественной стороны.
В середине 70 годов Станд выдвинул следующие основные положения[7, с. 49]:
- он подверг резкой критике классическое и управленческое понимание бухгалтерского учета;
- по его мнению, бухгалтерский учет должен быть направлен только на удовлетворение определенных запросов пользователей, при этом степень достоверности информации и затрат по ее производству должна зависеть от целей, которые ставит пользователь. Затраты по производству учета не должны превышать те доходы, вследствие этого учета полученные.
Таким образом, понимание бухгалтерского учета в процессе его эволюции постоянно совершенствовалось и изменялось в зависимости о целей его использования.
3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями).
Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.
Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, Постановление Правительства РФ "О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности" от 6 марта 1998 г. N 283 и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 16 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п.2.4).
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.
Закон о бухгалтерском учете
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.
В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.
Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положение включает шесть разделов.
В разд. I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
В разд. II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).
В разд. III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
В разд. IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.
Положения по бухгалтерскому учету
В системе нормативного регулирования положения по бухгалтерскому учету являются документами второго уровня. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете по каждому объекту учета.
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 19 положений по бухгалтерскому учету:
ПБУ 1/98: Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н)
ПБУ 2/94: Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утв. приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)
ПБУ 3/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н)
ПБУ 4/99: Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)
ПБУ 5/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ 9 июня 2001 г.)(введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2002 г.)
ПБУ 6/01: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н)
ПБУ 7/98: Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 (утв. приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. N 56н)
ПБУ 8/01: Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 года N 96н)
ПБУ 9/99: Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)
ПБУ 10/99: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)
ПБУ 11/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 5н)
ПБУ 12/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н)
ПБУ 13/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н)
ПБУ 14/2000: Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н)
Письмо Минфина РФ от 23 августа 2001 г. N 16-00-12/15 "О применении ПБУ 14/01 "Учет нематериальных активов"
ПБУ 15/01: Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 (утв. приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. N 60)
ПБУ 16/02: Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02 (утв. приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. N 66н)
ПБУ 17/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 115н)
ПБУ 18/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н)
ПБУ 19/02: Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" (утв. приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н)
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
- определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
- оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
- порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
- раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.
Дополнительно к утвержденным Министерством финансов РФ ПБУ Письмом Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. N КА-П-13-06573 "Меры по реализации в 2001 - 2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета" предусмотрено разработать в ближайшие годы следующие ПБУ: "Расчеты по налогам", "Реорганизация организаций", "Аренда основных средств", "Промежуточная бухгалтерская отчетность".
ПРАКИТЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 2
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ
Торговая фирма «Континент» занимается оптовой торговлей , зарегистрирована в январе 2001 года с уставным капиталом 100 000 рублей. Фирму организовали 4 учредителя: Фирма «Обувь», Светин А.С., Петров К.Т., Катова Н.К. В течение отчетного периода для осуществления операций по фирме привлекались посредники, с которыми заключался договор - подряда. Учредитель Светин А.С. – директор, Катова Н.К. – бухгалтер, для которых фирма- основное место работы.
Таблица 1
Хозяйственные операции за январь 2001 года
№ п/п |
Документ |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
Корреспондирующие счета |
|
1 |
Устав фирмы |
Вступительное сальдо |
100 000 |
|
|
2 |
Приходные кассовые ордера |
Получены в кассу учредительные взносы: Светина А.С., Петрова К.Т., Катовой Н.К. |
75 000 |
50 |
75.1 |
3 |
Расходный кассовый ордер В.Р.С. |
Сданы на расчетный счет взносы учредителей |
75 000 |
51 |
50 |
4 |
Счет фактура биржи «АЯКС» |
Начислено за услуги бирже «АЯКС» НДС ВСЕГО |
23 600 |
44 |
76
|
5 |
В.Р.С. |
Перечислено за услуги бирже «АЯКС» |
23600 |
76 |
51 |
6 |
В.Р.С. кредитный договор |
Оплачены ссудой товары, закупленные у МП «Башмачок» |
944 000 |
66 |
60 |
7 |
Счет фактура МП «Башмачок» |
Получены товары по договору № 2 стоимость товара НДС Итого |
800 000 144 000 944 000 |
41 19 |
60 60 |
8 |
Т.Т.Н. № 1 |
Отгружены товары согласно договору № 3 магазину «Интеграл» , в том числе НДС (Наценка 25 %) |
1 180 000 180000 |
62 90
|
90 68ндс |
9 |
В.Р.С. Платежные поручения |
Зачислено на расчетный счет Всего |
1 180 000 |
51 |
62 |
10 |
Расчет бухгалтера |
Произвести зачет НДС |
180000 |
68ндс |
19 |
11 |
Расчетно-платежная ведомость |
Начислена заработная плата -Светину А.С. ( 15000+К+ДВ) -Катовой Н.К. (14000+К+ДВ) (имеют по 1 иждивенцу); посредникам, работающим по договору подряда: Скирде Т.К. Зайцеву А.Т. Итого |
32000 12000 44000 |
26 44 |
70 70 |
12 |
Расчетно-платежная ведомость |
Произведены установленные законом удержания из заработной платы - в пенсионный фонд - подоходный налог |
4480 4160 |
70 70 |
69.2 68.2 |
13 |
Расчет бухгалтера |
Произведены начисления на заработную плату в установленном проценте (ЕСН +отчисления на травматизм) |
11392 |
20 |
69
|
14 |
В.Р.С. Платежные получения |
Перечислено с расчетного счета: - НДФЛ - Разница по НДС - Посредникам – ЗП |
4000 225000 12000 |
68.2 68ндс 70 |
51 51 51 |
15 |
В.Р.С. Платежные поручения |
Перечислено во внебюджетные |
10500 |
69 |
51 |
16 |
Чек № 1 приходной кассовый ордер |
Получено в кассу для выдачи зарплаты |
44000 |
50 |
51 |
17 |
Расчетно-платежная ведомость |
Выдана зарплата директору и бухгалтеру |
32000 |
70 |
50 |
18 |
Накладная ведомость |
Списывается покупная стоимость товара |
800000 |
46 |
44 |
19 |
Расчет бухгалтера |
Списаны издержки за отчетный период |
768 |
46 |
90 |
20 |
Расчет бухгалтера |
Выявлен финансовый результат за отчетный месяц |
2500 |
90 |
99 |
21 |
В.Р.С. |
Перечислено: - задолженность банку по ссуде - - % за кредит ( по ставке Центробанка) |
300 |
26 |
90 |
22 |
В.Р.С. Платежное поручение, расчет бухгалтера |
Начислен и перечислен налог на прибыль ( 2 проводки) |
1200 |
81 68.1 |
68.1 51 |
1) Составьте бухгалтерские проводки за январь 2001 года;
2) Составьте расчетно-платежную ведомость за январь;
3) Выполните общее практическое задание (разработайте положение об учетной политике, рабочий план счетов, положение о бухгалтерской службе торговой фирмы, должностную инструкцию главного бухгалтера)
РЕШЕНИЕ
Расчетно-платежная ведомость торговой фирмы «Континент» представлена в таблице 2 ( приложение 1).
Положение об учетной политики торговой фирмы «Континент» представлено ниже.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОЙ ФИРМЫ «КОНТИНЕНТ»
Организация обязана вести полное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Общество обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В течение отчетного года предприятие обеспечивает:
- соблюдение принятой учетной политики;
- полноту отражения в бухгалтерском учете за отчетный период хозяйственных операций
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последний день каждого месяца.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и иных возмещенных налогов.
Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации линейным способом, при котором амортизация рассчитывается по норме в процентах от первоначальной стоимости объектов основных средств.
Фактическая себестоимость материально- производственных запасов определяется путем прямого отражения затрат организации на их приобретение, на соответствующих счетах в корреспонденции со счетами расчетов.
Товары, приобретенные для реализации, и сбыта, на предприятия могут учитываться в оценке по продажным ценам.
При учете товаров по продажным ценам (накидки) отражается обособленно. Так, оприходование поступивших на склад товаров отражается по дебету счета 41 в корреспонденции со счетами: 60 на сумму покупной стоимости и 42 на сумму наценки. При реализации товаров сумма 0 торговой наценки в части относящейся к реализационным товарам, сторнируются по дебету счета 46 и кредиту счета 42.
Учет затрат предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные (переменные), обусловленные технологией производственного процесса, и периодические (условно-постоянные), более связанные с длительностью отчетного периода.
Периодические затраты собираются на счетах 26 и 43 и не включаются в себестоимость объектов калькуляции, а списываются в конце каждого отчетного месяца непосредственно на дебет счета 46.
Моментом реализации продукции считается факт поступления выручки расчета денежных средств за отгруженную продукцию. Этот вариант учета реализации подразделяется на два процесса: отгрузка продукции и предъявление к оплате расчетно-платежных документов; процесс реализации, т.е. фактическая оплата отгруженной продукции и выявление финансового результата от реализации.
При этом варианте определения выручки дебиторская задолженность покупателей за отгруженную продукцию оценивается по фактической или нормативной себестоимости. Данная операция отражается на дебете счета 45 в корреспонденции с кредитом счетов 40 41, 20, 23. По мере оплаты стоимости отгруженной продукции покупателем в бухгалтерском учете отражается факт реализации, т.е. выручка от реализации: дебет счетов по учету денежных средств и кредит счета 46. Одновременно в дебет счета 46 списывается себестоимость реализованной продукции: дебет счета 46, кредит счет 45.
При определении выручки по данному варианту учета прибыль от реализации меньше, чем при исчислении выручки по моменту отгрузки продукции. Этот вариант ведет к снижению налога на прибыль, налога на НДС. Хотя при прочих равных условиях ведет к снижению достоверности финансовых результатов данного отчетного периода.
Бухгалтерская отчетность отражает нарастающим итогом имущественные и финансовые положения предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом.
Фонд оплаты труда формируется согласно штатному расписанию организации
Учет прибыли и ее использование ведется раздельно в соответствии с установленным Планом счетов.
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые должны содержать следующие реквизиты: наименование документа, дату составления, ИНН, организации, адрес, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
Вся информация из принятых к учету документов организации накапливается и систематизируется в учетных регистрах и далее переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
В первичных документах и регистрах не оговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются
Все первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с указанным порядком и сроками.
В соответствии с учетной политикой организации, ведение учета осуществляется способом двойной записи. Организация и ведение бухгалтерского учета осуществляе6тся через систему учетных регистров, журналов- ордеров и ведомостей в соответствии с инструкцией по использованию действующего Плана счетов бухгалтерского учета «Континент».
Рабочий план счетов фирмы «Континент» представлен ниже в таблице 3.
Таблица 3
Рабочий план счетов бухгалтерского учета по фирме «Континент»
№ счета |
Наименование счетов и субсчетов |
Аналитические признаки Первого уровня |
Аналитические признаки Второго уровня |
Раздел 1. Внеоборотные активы |
|||
01 |
Основные средства по субсчетам |
по месту нахождения |
по ответственным лицам |
02 |
Амортизация основных средств ( по субсчетам) |
по месту нахождения |
Отсутствует |
04 |
Нематериальные активы (по субсчетам) |
по месту нахождения |
по ответственным лицам |
08 |
Вложения во внеоборотные активы (по субсчетам) |
по группам объектов |
Отсутствует |
Раздел 2. Производственные запасы |
|||
10 |
Материалы (по субсчетам) |
по месту нахождения |
по номенклатурным номерам |
19 |
Налог на добавленную стоимость ( по субсчетам) |
по поставщикам |
по местам возникновения |
Раздел 3. Затраты на производство |
|||
20 |
Основное производство (субсчета) |
по видам деятельности |
|
23 |
Вспомогательное производство ( субсчет) |
по видам деятельности |
По заказам |
26 |
Общехозяйственные расходы (субсчета) |
по видам деятельности |
По заказам |
29 |
Общепроизводственные расходы (субсчета) |
по видам деятельности |
По заказам |
Раздел 4. Готовая продукция и товары |
|||
41 |
Товары (субсчета) |
по номенклатурным видам |
Отсутствует |
43 |
Готовая продукция |
по номенклатурным видам |
|
44 |
Расходы на продажу (субсчета) |
по видам затрат |
Отсутствует |
Раздел 5. Денежные средства |
|||
50-1 |
Касса |
|
|
50-3 |
Денежные документы |
|
|
51 |
Расчетные счета |
|
|
52 |
Валютные счета |
|
|
57 |
Переводы в пути |
|
|
58 |
Финансовые вложения |
|
|
Раздел 6. расчеты |
|||
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками (субсчета) |
по контрагентам |
облагаемые (не облагаемые НДС) |
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
по контрагентам |
облагаемые (не облагаемые НДС) |
62-1 |
Расчеты с покупателями за товары |
по контрагентам |
|
62-2 |
Авансы поученные |
по контрагентам |
|
62-4 |
Расчеты с покупателями за сырец |
по контрагентам |
|
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
|
|
67 |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
|
|
68 |
Расчеты по налогам |
|
|
69 |
Расчеты по социальному страхованию ( аналитический учет |
|
|
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда (субсчета) |
|
|
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
|
|
73 |
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
|
|
75 |
Расчеты с учредителями |
|
|
76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (субсчета) |
|
|
79 |
Внутрихозяйственные расчеты |
|
|
Раздел 7. Капитал |
|||
80 |
Уставной капитал |
|
|
81 |
Собственные акции (паи) |
|
|
82 |
Резервный капитал |
|
|
83 |
Добавочный капитал |
|
|
84 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
|
|
86 |
Целевые финансирование |
|
|
Раздел 8. Финансовые результаты |
|||
90 |
Продажи |
по видам деятельности |
|
91 |
Прочие доходы и расходы (субсчета) |
|
|
94 |
Недостатки и потери от порчи ценностей |
|
|
96 |
Резервы предстоящих расходов |
|
|
97 |
Расходы будущих периодов |
|
|
98 |
Доходы будущих периодов |
|
|
99 |
Прибыли и убытки |
|
|
Ведение бухгалтерского учета в фирме «Континент» осуществляется бухгалтерской службой. Ниже представлено положение о бухгалтерской службе торговой организации «Континент».
Торговая фирма «КОНТИНЕНТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор торговой фирмы
«Континент»
_________________Д.Я. Фукс
«___»______________200__г.
ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
1) Бухгалтерская служба является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономике. Бухгалтерская служба существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций.
2) Бухгалтерская служба предприятия охватывает решение следующих задач:
- Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
- Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
- Эффективное управление денежными потоками.
- Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
- Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
- Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
3) Бухгалтерская служба осуществляет ведение анализа и прогнозирования.
4) Важнейшие пути укрепления финансов и задачи бухгалтерской службы предприятия:
- разработка стратегической финансовой политики и путей ее реализации;
- системный и непрерывный финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия, определение на этой основе тактики реализации стратегических целей с учетом существующей ситуации;
- разработка и реализация финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления, планирование денежных потоков, разработка других планов; использование бюджетирования в годовом планировании;
- обеспечения ликвидности предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых следует выделить оптимизацию источников оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом использования величины заемных средств и стоимости капитала на основе его средневзвешенной цены;
- управление финансовым циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных средств;
- улучшение организации оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их нормативами, повышение эффективности их использования;
- управление дебиторской задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения безнадежных долгов;
- более широкое внедрение коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
- управление процессом реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для предприятия форм безналичных расчетов;
- осуществление мер по эффективному использованию производственных фондов и создание соответствующей структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной структуры баланса;
- мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их использованием и сохранностью;
- направления в области увеличения прибыли и обеспечения рентабельности;
- разработка и реализация плана повышения рентабельности, увеличения прибыли;
- анализ взаимодействия и взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»;
- оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения и методов включения их в себестоимость;
- внедрение управленческого учета с целью максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств, структурой капитала.
Должностная инструкция главного бухгалтера представлена ниже.
ТОРГОВАЯ ФИРМА «КОНТИНЕНТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор торговой фирмы
«Континент»
_______________Д.Я. Фукс
«____»______________200__ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА
1. Должностные обязанности
1) Осуществляет организацию бухучета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.
2) Формирует в соответствии с законодательством о бухучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности фирмы.
3) Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов.
4) Обеспечивает порядок проведения инвентаризации.
5) Организует учет имущества поступающих основных средств товарно-материальных ценностей и денежных средств.
6) Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
7) Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов, расчетов и платежных обязательств.
8) Участвует в проведении экономического анализа деятельности предприятия.
9) Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных и товарно-материальных ценностей.
10) Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах, об использовании бюджета.
11) Оказывает методическую помощь работникам подразделений фирмы по вопросам бухгалтерского учета и контроля.
12) Руководит работниками бухгалтерии.
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- постановления, приказы по вопросам бухучета и составления бухгалтерской отчетности;
- гражданское право, финансовое и налоговое законодательство;
- структуру предприятия и перспективы его развития;
- положения и инструкции по организации бухучета в фирме;
- прядок ведения операций и организацию документооборота по участкам учета;
- формы и порядок финансовых расчетов;
- методы экономического анализа;
- порядок оприходования, хранения и расходования средств фирмы;
- правила расчета с дебиторами;
- условия налогообложения;
- Правила проведения инвентаризации денежных средств и ТМЦ;
- Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности;
- Основы технологии производства;
- Рыночные методы хозяйствования;
- Правила и нормы охраны труда.
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ
Высшее профессиональное образование и стаж финансово- бухгалтерской работы не менее 5 лет.
Список литературы
1) Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб пособ. – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.
2) Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ/ Пер с анг. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. – 783 с.
3) Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учеб. пособ. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.
4) Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: Маркетинг, 2001. – 328 с.: ил.
5) Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 томах. Т. 1. – М.: Экономика, 1997. – 512 с.
6) Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2 изд., переаб., доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.
7) Фролова Т.В. Бюджетирование затрат в производстве: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибУПК, 2002 .- 248 с.
8) Хорнгрен И.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.
Приложение 1
Расчетно-платежная ведомость торговой фирмы «Континент» за январь 2001 года
В кассу для оплаты в срок с «2» февраля по «3» февраля 2001 года
Сумма
Руководитель директор ______________ Светин А.С. Торговая фирма «КОНТИНЕНТ»
Главный бухгалтер___________________ Катова Н.К.
«2» февраля 2001 года
РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ
№ п/п |
Табельный номер |
Профессия |
Оклад |
Отработано дней (часов) |
Начислено, руб. |
Удержано и зачтено, руб. |
Сумма, руб. |
Деньги получил |
||||||||
рабочих |
Выходных и праздничных |
За текущий месяц ( по видам оплат) |
Налог на доходы |
Пенсионный фонд |
Долга за организацией |
Задолженности за работником |
К выплате |
Фамилия, инициалы |
Подпись |
|||||||
повременно |
Доплаты |
премия |
всего |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1 |
1 |
Директор |
15000 |
20 |
- |
15000 |
450 |
1250 |
16700 |
2171 |
2338 |
|
|
12191 |
Светин А.С. |
|
2 |
12 |
Бухгалтер |
14000 |
20 |
- |
14000 |
350 |
950 |
15300 |
1989 |
2142 |
|
|
11169 |
Катова Н.К. |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
32000 |
4160 |
4480 |
|
|
23360 |
|
|