Содержание

 

 

Содержание. 2

Введение. 3

1. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики. 5

2. Косвенные налоги. 9

2.1 Сущность косвенных налогов. 9

2.2 Акцизы.. 10

2.3 Налог на добавленную стоимость. 13

2.4 Таможенные пошлины.. 18

3. Динамика косвенных налогов. 21

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Введение



Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения основных экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, пытаясь создать равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают предпосылки для формирования и функционирования единого рыночного хозяйства.

Государство с помощью использования бюджетно-налоговых рычагов оказывает волевое воздействие на ход развития экономики страны.  Деятельность любой организации, предпринимателя и т.д. направлены на извлечение максимальной прибыли. Задача государства – посредством налогов получить максимум дохода в бюджет.

В Российской Федерации действует система налогообложения, общие принципы построения которой определяет Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов. В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и их размер прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния на уровень цен в стране, как регулятор потребления. В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства. Поэтому тема косвенных налогов является столь актуальной.

 Цель данной работы – рассмотреть косвенные налоги, взимаемые в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд промежуточных задач:

-         дать определение косвенных налогов;

-         рассмотреть отдельные виды косвенных налогов.

 

1. Роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики


Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц и поступающие в федеральный и местные бюджеты. Налоговая система ориентирована на решение фискально-перераспределительных задач, на обеспечение финансовыми ресурсами доходной части бюджета путем изъятия денег у предприятий, предпринимателей, населения. Также налоги должны способствовать формированию стимулов в развитии и улучшении производственной деятельности. Предприятия не должны испытывать налоговый пресс, который бы не позволял производству нормально функционировать.

В странах со значительным периодом функционирования рыночной экономики эмпирически определена верхняя граница налога на прибыль в 50%. Налоги на этом уровне и выше ведут, по оценкам западных специалистов, к свертыванию производства, и оптимальным может быть размер в 30-35%. Поскольку этот прямой налог не способствует амортизационным накоплениям, ведет к снижению инвестиций, инноваций, то во многих странах Европы на практике величина данного налога не превышает 10%. В различных государствах подоходному налогу отводится разная роль в реализации вышеперечисленных требований к налоговой системе.

В последние годы во всех странах мира все большее распространение получают косвенные налоги, поскольку изъятие денежных средств у потребителя происходит добровольно и в соответствии с уровнем его потребностей. НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в странах ЕС достигают 50-60%, а в США, Канаде, Японии – 20-30%, поскольку там существует негативное отношение к уравнительным принципам в хозяйственном механизме.

Современная налоговая система РФ начала формироваться в 1992 г. практически с нуля. В рыночной экономике налоги играют качественно новую, чем было раньше в России, роль в функционировании субъектов хозяйствования, повышаются требования ко всем лицам – и физическим, и юридическим.

В основном налоги обслуживают бюджетную систему, и выбранная в России модель налогообложения во многом копирует системы, действующие в развитых странах Европы, где большое значение придается косвенным налогам, и, прежде всего налогу на добавленную стоимость. В конце 90-х годов косвенные налоги в РФ превышали 68% от всех налоговых поступлений, а налоги на доходы юридических лиц свыше 17%, подоходный налог с физических лиц – 12,5%.

Действовавшая до 2000 г. в РФ система налогообложения, по оценке практически всех специалистов, не обеспечивала наполнение бюджета, не стимулировала развития сектора нефинансовых предприятий, не ориентировала на изъятие сверхприбылей у наиболее богатых лиц. По всей видимости, короткий период формирования данной системы, а также реализация отдельными слоями общества частных задач не позволили избежать "перегибов" в российском налогообложении.

Формирование новой налоговой системы в настоящее время в полном разгаре. До 2002 г. в России действовал очень высокий порог ставки налога на прибыль: 35% – для предприятий, 43% – для банков. Поскольку государство жестко регламентирует порядок формирования издержек, например, нормирует платежи за кредиты, расходы на рекламу и другие, то в реальности этот налог превышал 50% валовой прибыли, что предопределяет дальнейшее распространение "черного нала", сокрытие предприятиями фактической прибыли. По оценке некоторых экономистов, в России в отдельных отраслях изымается 90% прибыли предприятий. В 1998 г., по данным бухгалтерской отчетности, число убыточных предприятий в РФ достигало 53,2%, в 1999 г. – 40,5, а по итогам 2000 г. – 41,6%.

Это обусловило принятие в 2001 г. ставки налога на прибыль в размере 24%, и он стал одним из самых небольших в Европе.

В России в 90-е гг. в налогообложении было много льгот, направленных, в основном, на решение конъюнктурных задач. Предоставление их редко отвечало функциональным потребностям экономики страны. Так, льготы по налогообложению малых предприятий гораздо эффективнее были в конце 80-х – начале 90-х гг. НДС в отечественной экономике составляет свыше четверти всех доходов бюджетной системы, а с учетом других косвенных налогов они дают еще большую долю, ведущую к завышению цены. С 2001 г. НДС полностью уходит в федеральный бюджет.

С 1998-1999 гг. правительство пытается поднять значение акцизов на ликероводочную и табачную продукцию в формировании госбюджета и бюджетов субъектов РФ. Введение с 2001 г. единой ставки подоходного налога в размере 13% вне зависимости от доходов физического лица, уменьшение различных льгот уже в первом полугодии 2001 г. привели к увеличению сбора подоходных налогов.

До 2001 г. налоговые поступления делились примерно пополам между центром и субъектами РФ, но при этом на федеральном уровне преобладали косвенные налоги, а на уровне субъектов – прямые. В 2001 г. 63% налогов стало уходить федеральным властям, что вызвало резко негативную реакцию глав регионов. В бюджете на 2003 г. соотношение налоговых поступлений центру и территориям сформировалось с учетом мнения последних, но нарастает тенденция централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете.

Налоги в рыночной экономике наполняют бюджет и экономическими методами стимулируют развитие национального хозяйства в заданном направлении. Недобор налогов в РФ на 30-35% от потенциально возможной налогооблагаемой базы стал обычным явлением. Федеральные органы управления после 1992 г., когда из-за гиперинфляции фактические поступления в бюджет на 6,7% превысили запланированные (профицит), не смогут спрогнозировать ожидаемые доходы. После 1999 г. Правительство регулярно собирает налогов больше, чем планируется в бюджете. Некоторые экономисты называют это явление существованием параллельного бюджета, когда доходы собираются не по закону о бюджете, а в соответствии с текущими целями Правительства. Спад производства, сокращение размера ВВП объективно вели к неуплате ведущих налогов – НДС и налога на прибыль. Правительство несвоевременно оплачивало взятые на себя обязательства по государственному заказу, что также вело к невыполнению налоговых платежей. Взаимные неплатежи, недоимки, а также сокращение наличных расчетов, массовые уклонения от чрезмерно высокого налогообложения привели отечественную налоговую систему в состояние тяжелейшего кризиса.

Радикальным решением проблемы наполнения бюджета стала новая налоговая система, формирование которой началось осенью 1997 г. с принятием Закона "Об основах налоговой реформы в Российской Федерации", а в следующем году – первой части Налогового кодекса. Но кризис 1998 г. приостановил эти реформы, и только с 2000 г. первая часть Налогового кодекса и Бюджетный кодекс начали действовать в полной мере. Вторая часть Налогового кодекса, хотя и не в полной мере, вступила в действие с 2001 г.

Экономическая функция налогов состоит в воздействии на экономические процессы с помощью продуманной налоговой политики. Функции налогов взаимосвязаны: реализация фискальной функции создает материальную базу для осуществления экономической, т.е. регулирующей функции государства. И наоборот, удачная налоговая политика, ведущая к более результативной, эффективной деятельности, позволяет обеспечить наполнение бюджетов разного уровня необходимыми средствами.

Таким образом, роль налоговой системы в повышении эффективности функционирования национальной экономики заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами для осуществления его функций.

2. Косвенные налоги

2.1 Сущность косвенных налогов


Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем-покупателем. Владелец (производитель или продавец) товара, работы или услуги при их реализации получает с потребителя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги в основном предназначаются для перенесения реального налогового бремени с производителя на конечного потребителя и как следствие – для более равномерного распределения общей фискальной нагрузки между всеми налогоплательщиками. Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и в отличие от прямых налогов, связанных с доходами, не зависящие от доходов налогоплательщиков.[1]

При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога.

Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога с продаж,  таможенных пошлин.


2.2 Акцизы


Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Подакцизными товарами признаются:                            

·        спирт  этиловый  из  всех  видов сырья, за исключением спирта  коньячного;                                                          

·        спиртосодержащая  продукция (растворы,  эмульсии, суспензии); 

·        алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка,  ликероводочные  изделия,  коньяки,  вино  и  иная  пищевая продукция с объемной долей  этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

·        пиво;                                                        

·        табачная продукция;                                          

·        ювелирные изделия;

·        автомобильный бензин;                                        

·        дизельное топливо;                                           

·        моторные   масла   для  дизельных   и   (или)  карбюраторных  (инжекторных) двигателей.         

·        природный газ.          

Сумма акциза по подакцизным товарам,  в  отношении которых установлены  твердые    (специфические)    налоговые    ставки,   исчисляется  как  произведение  соответствующей  налоговой  ставки  и  налоговой  базы,  исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 настоящего Налогового Кодекса.

Сумма акциза по подакцизным товарам   и  подакцизному  минеральному  сырью,  в  отношении  которых  установлены  адвалорные  (в процентах)  налоговые ставки,  исчисляется как  соответствующая налоговой  ставке  процентная  доля  налоговой  базы,  определенной  в  соответствии  со  статьями 187 - 191 Налогового  Кодекса, а при раздельном учете  - как  сумма,  полученная  в  результате  сложения сумм акцизов, исчисленных  отдельно  как  соответствующие  налоговым  ставкам  процентные   доли  соответствующих  налоговых  баз. 

Общая  сумма  акциза  при  реализации  (передаче) подакцизных  товаров представляет  собой сумму,  полученную в  результате сложения  сумм акциза, исчисленных  для  каждого вида  подакцизного товара,  облагаемых акцизом по

разным налоговым ставкам.

Общая  сумма  акциза  по  подакцизным  товарам и подакцизному  минеральному сырью исчисляется  по итогам каждого  налогового периода  применительно ко  всем операциям по реализации  подакцизных  товаров  и  подакцизного минерального сырья, дата реализации  (передачи) которых   относится к  соответствующему налоговому  периоду, а  также с  учетом  всех  изменений,  увеличивающих  или  уменьшающих  налоговую  базу  в  соответствующем  налоговом  периоде. 

Общая  сумма  акциза  при  ввозе  на  территорию   Российской  Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по  разным  налоговым  ставкам,  представляет  собой  сумму, полученную в  результате сложения  сумм акциза,  исчисленных для  каждого вида этих  товаров.

Если    налогоплательщик    не   ведет  раздельного  учета,  сумма  акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной  из  применяемых налогоплательщиком налоговой  ставки от единой  налоговой  базы,  определенной  по  всем  облагаемым  акцизом операциям.

              Сумма    акциза,    подлежащая  уплате  налогоплательщиком,  осуществляющим  операции   по   реализации  подакцизных  товаров,  определяется  по  итогам  каждого   налогового  периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные  статьей 200  Налогового   Кодекса.  

Если  сумма налоговых  вычетов в  каком-либо налоговом периоде  превышает   общую   сумму   акциза,   исчисленную   по  реализованным  подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде  акциз  не уплачивает.

Сумма  превышения  налоговых  вычетов  над  общей  суммой акциза,  исчисленной по реализованным  подакцизным товарам, подлежит  зачету в  счет  текущих  и  (или)  предстоящих  в  следующем  налоговом периоде  платежей  по  акцизу. 

Сумма  превышения  налоговых  вычетов  над  общей  суммой акциза,  исчисленной  по   подакцизным  товарам,   реализованным  в   отчетном  налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы акциза в  следующем  налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими  налоговыми  вычетами порядке. В случае,  если общая сумма акциза,  исчисленная по  подакцизным  товарам,  реализованным  в  следующем налоговом периоде,  окажется меньше указанной суммы превышения, разница между этой суммой  акциза может быть  направлена на исполнение  налогового обязательства  налогоплательщика по другим акцизам (сборам).

Акцизы – теперь регулируется 22-й главой Налогового кодекса. С ее введением в действие возросли ставки акцизов на ряд товаров. Ужесточился налоговый контроль за освобождением от акцизов при экспортных операциях. Расширена сфера применения акцизов при производстве и реализации алкогольной продукции. Увеличились поступления акцизов в бюджет как в абсолютном, так и в относительном исчислении. С помощью 22-й главы НК РФ достигнуты безусловные успехи в фискальной политике. В то же время правомерно поставить вопрос о границах целесообразности роста акцизных ставок. Прежде всего, речь идет о подакцизных товарах народного потребления. Динамику увеличения акцизных ставок можно сравнить с динамикой повышения средней заработной платы и динамикой роста пенсий. Сопоставление их приведет к выводу о нецелесообразности дальнейшего повышения акцизов из-за возможного падения платежеспособного спроса населения на подакцизные товары, в том числе на алкогольную продукцию. Причем снижение платежеспособного спроса ни в коем случае не будет означать уменьшения потребления тех же алкогольных напитков. Акцизы, как и налоги вообще, – очень острое оружие в руках государства, и пользоваться им нужно весьма осторожно, чтобы не повредить экономическому развитию, как это уже имело место в первой половине девяностых годов при повышении акцизных ставок.


2.3 Налог на добавленную стоимость


Налог на добавленную стоимость в России впервые был введен в 1992 г. со ставкой 28%, в последующие годы она снижалась, но оставалась выше, чем в других странах. Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

Поскольку НДС заменил действовавший прежде налог с оборота, удалось увеличить общий уровень налоговых изъятий и повысить стабильность поступлений. Благодаря преемственности НДС по отношению к налогу с оборота (по функциям) и по отношению к использовавшемуся в 1991 г. налогу с продаж (по технике взимания) введение этого налога не потребовало значительных изменений налоговой системы, вызвало минимально возможный в тех условиях скачок общего уровня цен, прошло психологически относительно безболезненно. Так как была установлена пониженная ставка на продукты питания, удалось соблюсти социальную справедливость, тем более, что не было возможности за короткий срок обеспечить адресную поддержку низкодоходных слоев населения. Использование небольшого числа ставок (основная, пониженная и нулевая) внесло лишь минимальные искажения в относительные цены. Положительно и то, что техника взимания НДС препятствует уклонениям от его уплаты, обеспечивая бюджетную отдачу и справедливость налоговой системы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и общения.[2]

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

-         организации;

-         индивидуальные предприниматели;

-         лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налог, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.[3]

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектом налогообложения:

1)      осуществление операций,  связанных с обращением  российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2)      передача основных средств,  нематериальных активов и  (или) иного  имущества  организации  ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3)      передача  основных средств,  нематериальных активов и (или) иного  имущества  некоммерческим  организациям  на   осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской  деятельностью;

4)      передача    имущества,    если    такая    передача   носит инвестиционный  характер   (в   частности,   вклады   в   уставный (складочный)  капитал хозяйственных обществ и товариществ,  вклады по  договору  простого   товарищества   (договору   о   совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

5)      передача  имущества  в  пределах   первоначального   взноса участнику    хозяйственного   общества   или   товарищества   (его правопреемнику   или   наследнику)   при   выходе   (выбытии)   из хозяйственного    общества   или   товарищества,   а   также   при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или  товарищества между его участниками;

6)      передача   жилых   помещений   физическим   лицам  в  домах       государственного или муниципального жилищного фонда при проведении  приватизации;

7)      изъятие   имущества   путем    конфискации,    наследование      имущества,  а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных      и  брошенных  вещей,  бесхозяйных  животных,  находки,   клада   в      соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

8)      передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

9)      передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

10) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

11) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации[4]:

1) следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;

мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных);

молока и молокопродуктов;

яйца и яйцепродуктов;

масла растительного;

маргарина;

сахара, включая сахар-сырец;

соли;

зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

маслосемян и продуктов их переработки;

хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

крупы;

муки;

макаронных изделий;

рыбы живой (за исключением ценных пород);

море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных)

продуктов детского и диабетического питания;

овощей (включая картофель);

2) товаров для детей, перечень которых приводится в главе 25 НК РФ;

3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

4) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

-         лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

-         изделий медицинского назначения.

Во всех основных случаях с 1 января 2004 года налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов. До указанного периода налогообложение производилось по ставке 29%.

От НДС освобождаются:

-         экспортируемые товары;

-         услуги городского транспорта (кроме такси);

-         квартирная плата;

-         операции по страхованию, ссудам, вкладам;

-         НИОКР выполняемые за счет бюджета;

-         ритуальные услуги и т. д.

 

2.4 Таможенные пошлины

 

Еще одной разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, которыми облагаются товары, ценности и имущество, провозимые через таможенную границу определенной территории, и которые взимаются  таможней соответствующей страны по ставкам, установленным для данной территории таможенным тарифом.

Таможенной пошлиной могут облагаться товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. По способу взимания различают адвалорные таможенные пошлины, исчисляемые в процентном отношении к цене товара, и специфические таможенные пошлины, исчисляемые в форме твердых ставок на установленную единицу товара (штуки, веса, объема, длины и т.д.).

В зависимости от целей, преследуемых взиманием таможенных пошлин, последние подразделяются на:

-         фискальные, дающие доходы казне;

-         покровительственные, или протекционистские, затрудняющие ввоз иностранных товаров в страну и ограждающие национальное производство от иностранной конкуренции;

-         преференциальные, создающие благоприятные таможенные условия для одной или нескольких стран; антидемпинговые пошлины, препятствующие ввозу в страну товаров по бросовым ценам.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Гражданам, выезжающим за рубеж, разрешается без уплаты пошлин вывозить товары, за исключением транспортных средств, на сумму до 65 тыс. руб.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, производится в валюте Российской Федерации.

Для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, при применении единых ставок таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования.

В РФ ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих перемещение через таможенную границу РФ, видов сделок, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О Таможенном тарифе».

В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины.

     Особенность таможенных платежей  состоит в том, что отсутствуют барьеры вывоза или ввоза товаров в Россию. Таможенное оформление происходит в субъектах Федерации по месту нахождения предприятия или гражданина, где и должна происходить оплата пошлины, т.е. таможенный контроль и оформление происходят не только на границе, но и внутри страны.

Таможенные платежи взимаются таможенными органами. Определенный вклад в наполнение федерального бюджета вносит и Новосибирская таможня.

Толмачевская таможня образована приказом Государственного таможенного комитета РФ на базе Толмачевского таможенного поста в январе 1994 года. За 10 лет существования Толмачевской таможней в федеральный бюджет перечислено более 100 млн. долларов, оформлено более 57 тыс. воздушных судов, около 3 млн. пассажиров. Только за 2003 год таможня перечислила в федеральный бюджет свыше 265 млн. руб. Уникальность Толмачевской таможни в том, что она единственная за Уралом имеет статус «воздушной» и является своего рода «небесными вратами» сибирского федерального округа[5].



3. Динамика косвенных налогов



Анализируя отчеты об исполнении федерального бюджета за 2001-2002 гг. и 9 месяцев 2003 г.  можно вывести динамику налогов (табл.1)

Таблица 1

Динамика налогов[6]


 

2001 год

2002 год

9 мес.2003 года

Показатели

млн.руб.

уд.вес

млн.руб.

уд.вес

млн.руб.

уд.вес

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые доходы, всего

1 460 398,0

100,00

2 035 598,2

100,00

1 743 583,2

100,00

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Налоги на прибыль

217 366,0

14,88

512 924,3

25,20

385470,9

22,11

Налоги на товары и услуги.

Лицензионные и регистрационные сборы

845 546,5


57,90


970 977,0


47,70


841508,8


48,26


Налог на совокупный доход

4 851,5

0,33

6 200,0

0,30

6653,6

0,38

Налог на имущество

1 499,4

0,10

1 440,8

0,07

1698,5

0,10

Платежи за пользование

49 692,9

3,40

214 237,3

10,52

180830,6

10,37

природными ресурсами

 

 

 

 

 

 

Налоги на внешнюю торговлю

331 340,4

22,69

323 368,9

15,89

322109,2

18,47

Прочие налоги, сборы и пошлины

10 101,3

0,69

6 449,9

0,32

5311,6

0,30



Из таблицы 1 видно, что основной удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют косвенные налоги (налоги на товары и услуги). При этом просматривается динамика к уменьшению за счет роста платежей за пользование природными ресурсами и налога на прибыль (рис. 1).

Конкретно проследить направления расходования собранных сумм косвенных налогов не представляется возможным вследствие того, что в отчетах правительства РФ об исполнении бюджета направления просто не указаны, также как и в самом законе о бюджете.



Рис. 2. Динамика косвенных налогов в доходной части бюджета РФ


Согласно приложению 5 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» сумма косвенных налогов должна составить 1088389,6 млн. руб. Учитывая, что налоговые доходы в общем объеме налогов запланированы в сумме 2071384,5 млн. руб., можно рассчитать запланированный удельный вес косвенных доходов на 2004 год:

1088389,6/2071384,5*100 = 52,5%

Как видим, налоговая политика правительства РФ направлена на увеличение удельного веса косвенных налогов. В основном – это акцизы на ликеро - водочные и табачные изделия.




Заключение



Таким образом, налоговая система страны представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоги во всем мире признаются наиболее действенным механизмом государственного регулирования экономики, который способен оказывать определенное воздействие на формирование структуры производства и потребление общественного продукта, на процессы накопления, инвестирования капитала, ценообразования, инфляции, развития научно-технического прогресса, экологию, объем государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества и каждого отдельного гражданина. Поэтому при создании или изменении налоговых систем учитываются многие материальные, социальные, психологические, моральные факторы. Они определяют налоговую политику и экономическую стратегию государств. основополагающие требования, которым должны отвечать налоговые системы.

При написании данной работы была поставлена цель – рассмотреть наиболее значимые косвенные налоги, взимаемые в Российской Федерации. При этом было установлено, что косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и в отличие от прямых налогов, связанных с доходами, не зависящие от доходов налогоплательщиков.

Обоснование уплаты налогов вытекает из их предназначения – обеспечить государство финансовыми ресурсами для осуществления его функций.

Список литературы


1.     Налоговый кодекс с изменениями на 1 августа 2003 г. Сибирское Университетское издание.

2.     Таможенный кодекс РФ

3.     Президент Российской Федерации Послание от 16 мая 2003 г. «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней  политики государства». НТЦ правовой информации "Система" Федерального  агентства правительственной связи и информации.

4.     Федеральный закон от 23.12.2003 г. №186-ФЗ

5.     Аргументы и факты на Оби №3, 2004.

6.     Козырин  А.  Правовое  регулирование  таможенных  платежей //  Налоговый вестник,  №2, 3,  2002.

7.     Налоги: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника.-4-е изд., доп. и перераб.-М.: Финансы и статистика, 2000.

8.     Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.-М.: Книжный мир, 2000 г.

9.     Справочник финансиста предприятия. 3-е издание доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001.



[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с.170.

[2] Справочник финансиста предприятия. 3-е издание доп. и перераб. -М.: ИНФРА-М, 2001.- с. 196.


[3] НК РФ, ст. 145

[4] НК РФ, ст. 164


[5] Аргументы и факты на Оби №3, 2004. – с 3.


[6] htt://www.minfin.ru/isp/3-2003.htm