Содержание

 

 

 

 

Задание 1. Сущность международного маркетинга. 3

Задание 2. Экспорт, создание предприятий, зарубежные инвестиции. 6

Задание 3. Ответы на вопросы.. 10

Задание 4. Практическая ситуация. 13

Список литературы.. 16

 

 

 

 

 

Задание 1. Сущность международного маркетинга

Международный рынок представляет собой совокупность рынков государств, имеющих специфику, определяющуюся географическими, климатическими, национальными, культурными, религиозными и политическими условиями.[1]

Международный маркетинг - маркетинг товаров и услуг, осуществляемый предприятием за пределами национальных границ государства.

Представленная ниже на рис.1. схема становления маркетинга может быть прокомментирована следующим образом. Крупное предприятие - переработчик сельскохозяйственного сырья, или ассоциация фермеров, расширяя объемы производственно-коммерческой деятельности, постепенно выходят за пределы местного рынка и начинают поставлять свою продукцию на региональный рынок, а в дальнейшем охватывает весь национальный рынок.

Со временем, его границы становятся тормозом дальнейшего развития, и они начинают осваивать рынки других стран. В дополнение и развитие внутреннего маркетинга приходит маркетинг международный.

Он начинается уже при экспортной деятельности предприятий, а, на следующих этапах, может переходить в совместное предпринимательство, создание дочерних фирм, филиалов, отделений в отдельных зарубежных странах.

Далее образуются международные корпорации с филиалами, разбросанными по всему миру, и штаб-квартирой. Примером могут служить современные транснациональные корпорации "Юнилевер", "Нестле", "Дженерал Фудз" и другие. Деятельность некоторых отечественных предприятий кондитерской промышленности - "Красный Октябрь", пивоваренной - "Балтика" и некоторых других, также может свидетельствовать о тенденциях проникновения идей международного маркетинга в отечественную хозяйственную практику.[2]


Рис. 1. Эволюция маркетинга.

Глобальный маркетинг предполагает создание в перспективе условий для свободного перемещения материальных ценностей, рабочей силы и капитала по всему миру. Первым шагом в развитии глобального маркетинга можно считать создание единой Европы.

Особенности и сложности международного маркетинга заключаются в том, что приходится учитывать множество динамичных факторов: политическое устройство стран; национальные валютные системы; национальное законодательство; экономическую политику государства; языковые, культурные, религиозные, бытовые обычаи и другие особенности населения.

Особенности международного маркетинга:

-       Необходимо прилагать большие и целеустремленные усилия по взаимодействию с незнакомым рынком и тщательному соблюдению принципов и методов маркетинга.

-       Конкуренция и "рынка покупателя" предъявляют высокие требования к предлагаемым товарам, их сервису, рекламе и т.д.

-       Необходимость создания на предприятиях специальных подразделений по изучению рыночной конъюнктуры и особенностей иностранных рынков.

-       Более гибкое использование методов маркетинговой деятельности, так как стандартные подходы в международном маркетинге, как правило, не уместны.

-       Соблюдение требований мирового рынка.

-       Мотивы внешнеэкономической деятельности

-       Развитие внутреннего рынка

-       Смягчение зависимости от сезонных колебаний спроса на внутреннем рынке

-       Повышение загрузки производственных мощностей

-       Получение доступа к ноу-хау

-       Смягчение предпринимательского риска

-       Компенсация колебаний валютного курса

-       Активизация иностранных предпринимателей на внутреннем рынке

-       Поиск вариантов снижения издержек производства

-       Использование действующих государственных программ содействия развитию отдельных отраслей и регионов, в своей стране или за рубежом

-       Усиление рыночных позиций за счет создания отделений, филиалов и дочерних предприятий и т.п.

-       Стремление уйти от тарифных и административных ограничений импорта

Субъектами международного рынка и международного маркетинга являются фирмы, компании, предприятия, организации, отдельные лица, участвующие во внешнеторговой деятельности.[3]

Формы участия на международных рынках

Таблица 1.

Характеристика форм участия предприятия на международных рынках

Формы

Характеристики

Экспорт

Продажа через дистрибьюторов или импортеров. Минимальные инвестиции

Часто используется как стартовая форма участия в международной деятельности

Лицензирование

Может быть использована как форма применения патентов или специализированной экспертизы.

В ряде стран как средство проникновения на рынок. Ограниченные обязательства

Ограниченный контроль над лицензиями

Совместные предприятия

Совместное владение зарубежным производством

В ряде стран является обязательным условием разрешения деятельности иностранного капитала

Возможен риск политических потрясений

Часты споры между партнерами

Возможно требование обнародования сведений об имуществе

Стратегические союзы (альянсы)

Соглашение между предприятиями о кооперации в области специальных проектов.

Распределение риска и затрат.

Возможны расхождения в целях партнеров

Возможно требование обнародования сведений об имуществе

Прямое владение

Высокая степень ответственности рынков.

Максимальный контроль.

Возможно приобретение или создание.


Задание 2. Экспорт, создание предприятий, зарубежные инвестиции

Компании способны проникнуть на рынок других стран, развивать внешнеэкономические операции следующими путями: экспорт товаров и услуг, лицензирование; создание совместных предприятий; зарубежные инвестиции.

Охарактеризуйте каждый метод и его перспективы применительно к современной российской экономики, предпринимателей России.

Экспорт

Наименее рискованный путь выхода на международный рынок. Он ориентирован на устоявшихся зарубежных партнеров, которые могут выступать посредниками в освоении и завоевании зарубежных рынков. Однако выходу на внешний рынок должны предшествовать сравнительные маркетинговые исследования.[4]

Надо помнить, право рыночной торговли в зарубежной стране не является естественным, а разрешено правительством данного государства. Это обязывает знать границы разрешенного в деятельности на рынках данной страны.

Стратегия экспорта применяется в следующих случаях6

1.     организация производства за рубежом нежелательна по политическим, экономическим и социальным причинам;

2.     спрос на предлагаемую продукцию недостаточно стабилен;

3.     производство за рубежом менее прибыльно;

4.     технология и другие особенности производства не позволяют перенести его в другую страну;

5.     предприятие недостаточно велико для организации производства за рубежом.

Совместные (смешанные) предприятия

Создание предприятий с участием местного капитала весьма популярно сегодня в России, в связи с тем, что в национальном законодательстве большинства стран присутствует положение о пятидесятипроцентном участии местного капитала в совместной деятельности. Совместные предприятия особенно привлекательны для тех стран, которые проводят политику сохранения национальных богатств. Прибыль сторон в совместных предприятиях ограничена долей собственности.

Экспортеры в России идут на такой вариант по следующим причинам:

-       Возможность организации крупномасштабного производства;

-       Использование государственных субсидий в зарубежных странах;

-       Присоединение рынков предприятий-участников;

-       Проведение совместной производственной и сбытовой политики;

-       Возможность использования опыта партнера в проведении маркетинговых исследований на новом рынке.[5]

Для оценки риска от создания совместного предприятия рассчитывается индекс БЕРИ включающий 15 установленных оценочных критериев, которым присваиваются значения от 0 (неприемлемо) до 4 (очень благоприятно) (Табл. 2.)

Таблица 2.

Критерии риска создания совместного предприятия

1.

Политическая стабильность (возможность непредвиденных перевыборов и их влияние на деловую активность)

2.

Отношение к иностранным инвестициям и прибыли, размеры расходов на социальные нужды, касающиеся частных предпринимателей

3.

Национализация (от возможности безвозмездной экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям)

4.

Девальвация, влияние девальвации, а также действенность методов, смягчающих ее воздействие на деятельность предприятия

5.

Платежный баланс (по балансу счетов и общему балансу, а также факторы, влияющие на доходы иностранных инвесторов)

6.

Бюрократические проблемы (уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и других подобных операций)

7.

Темпы экономического роста (годовые фактические темпы роста валового общественного продукта в пределах от 3% до 6-10% и более 10%)

8.

Конвертируемость валюты, возможность перевода национальной валюты в иностранную, место национальной валюты на рынке валют в стране, в которой работает предприятие

9.

Возможность реализации договора, возможность соблюдения договора, а также возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях

10.

Расходы на заработную плату, производительность труда, порядок оформления на работу

11.

Возможность использования экспертов, услуг юридических консультаций, консультаций по маркетингу, в области технологии и производства строительных работ

12.

Организация транспорта и связи, организация и возможность использования транспортных путей и системы связи между функционирующим предприятием и филиалами, в том числе и внутри страны, а также оценка транспортной инфраструктуры

13.

Местное управление и число местных партнеров, которые в состоянии предоставить собственный капитал и действовать совместно при решении различных вопросов по управлению

14.

Краткосрочный кредит, предоставление краткосрочных кредитов иностранным представителям

15.

Долгосрочный кредит и собственный капитал, условия внесения партнерами своей доли в уставной капитал и условия предоставления долгосрочного кредита в национальной валюте

Вместе с тем, партнеры по совместному бизнесу отличаются различием культур, традицией бизнеса, уровнем знаний и т.д. что создает условия для разного рода конфликтов (Табл.3)

Таблица3.

Типичные проблемы совместного предпринимательства

Область

Проблемы

Переговоры

Конфликты в будущем

Нечеткая терминология

Человеческие ресурсы

Отсутствие перспективы

Изменение условий работы

Технология

Передача лицензий

Назначение цен

Передача технологии

Сотрудничество партнеров

Слабый уровень взаимного доверия

Неправильный выбор партнера

Разделение прибыли

Цели, намерения

Изменение состава учредителей

Различное понимание целей

Совместный менеджмент

Стратегическое планирование

Организация взаимодействия и полномочия

Мотивация

Построение организаций

Серьезные трудности технического и организационного порядка, сложность осуществления контроля стратегии со стороны организатора совместного предприятия, приводит к отказываются от создания совместного бизнеса и переходу к стратегии прямого владения.

Зарубежные инвестиции

Одна из форм выхода компании на зарубежный рынок – собственное сборочное или производственное предприятие. Иностранная компания может приобрести акции или контрольный пакет акций местной компании или же построить собственное производство «с нуля». Если зарубежный рынок оказывается достаточно крупным, новые производственные мощности дают компании определенные преимущества. Во-первых, по мере приобретения компанией опыта производственной деятельности на крупном иностранном рынке она получает возможность использовать преимущества низкой стоимости рабочей силы, сырья, льгот, предоставляемых правительством страны пребывания. Во-вторых, создание новых рабочих мест способствует формированию положительного имиджа компании в принимающей ее стране. В-третьих, поддерживая хорошие отношения с органами власти, потребителями, местными поставщиками и дистрибьюторами, компания адаптирует свою продукцию к потребностям локального рынка. В-четвертых, фирма полностью контролирует инвестиции и проводит производственную и маркетинговую политику, наилучшим образом отвечающую ее долгосрочным целям. В-пятых, компания обеспечивает себе выход на рынок и в том случае, когда принимающая сторона настаивает на том, чтобы производимые в ней товары имели определенный характер или специфику.

Основной недостаток практики зарубежных инвестиций заключается в том, что компания не застрахована от ухудшения рыночных условий, девальвации валюты или экспроприации ее собственности в случае каких – либо политических потрясений. Сокращение производства или прекращение деятельности фирмы приводит к существенным издержкам, поскольку принимающая страна может потребовать выплаты выходного пособия для работников закрывающегося предприятия.


Задание 3. Ответы на вопросы

При разработке программы внешнеэкономических связей фирмы обычно учитывают следующие показатели:

-       Уровень прибыли;

-       Прибыль на основные фонды, на инвестированный капитал;

-       Ежегодный рост прибыли;

-       Общий объем продаж;

-       Возможная доля рынка;

-       Прирост объема продаж;

-       Прирост доли рынка;

-       Адаптация технологии к местным условиям;

-       Уменьшение потерь из-за колебания валютных курсов;

-       Соблюдение местных законов, обычаев, эстетических стандартов;

-       Воспитание руководителей из местного населения;

-       Оптимальная структура капитала;

-       Эффект, достигаемый благодаря международной интеграции производства;

-       Контроль качества и уровень издержек;

-       Минимальное налогообложение;

-       Финансирование зарубежный фирм за счет их прибыли и местных филиалов.

-       Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Какие показатели международный деятельности фирмы из вышеперечисленных вы будете учитывать при выходе на международный рынок?

2. Какие дополнительные показатели вы ввели бы при формировании программы международной торговли фирмы?

1. При международной деятельности  фирмы необходимо учитывать следующие показатели:

-       Прибыль на основные фонды, на инвестированный капитал;

-       Общий объем продаж;

-       Возможная доля рынка;

-       Прирост объема продаж;

-       Прирост доли рынка;

-       Адаптация технологии к местным условиям;

-       Уменьшение потерь из-за колебания валютных курсов;

-       Соблюдение местных законов, обычаев, эстетических стандартов;

-       Воспитание руководителей из местного населения;

-       Эффект, достигаемый благодаря международной интеграции производства;

-       Контроль качества и уровень издержек;

-       Минимальное налогообложение;

2. При формировании программы международной торговли можно ввести следующие дополнительные показатели:[6]

Грузооборот склада - объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный календарный период.

Коэффициент использования складского объема - показатель, характеризующий отношение грузового объема склада к складскому объему.

Норматив обеспеченности населения торговой площадью - показатель, выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.

Обеспеченность населения розничной сетью - показатель, характеризующий фактическое наличие розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей.

Пешеходная доступность магазина - установленное расстояние от магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.

Валовая прибыль торгового предприятия - показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия на международном рынке и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Затраты торгового предприятия - денежная оценка суммарной величины затрат торгового предприятия в процессе международной торговли как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе.

Издержки обращения - денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за рубежом за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.

Товарные запасы - количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях за рубежом, на складах, в пути на определенную дату.

Товарные потери - потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.


Задание 4. Практическая ситуация

Потребитель всегда прав

Английская фирма, занимающаяся торговлей коврами, которая в 1957 г. имела только 3 магазина в Лондоне, решила диверсифицировать свою деятельность, что делала два раза. В 1980 году она приобрела компанию по продаже мебели и уже через 7 лет имела 400 торговых точек. В 1986 году она приобрела фирму по продаже электротоваров и еще одну – по торговле мягкой мебелью. В результате прибыль стала быстро расти и составила: в 1986 г. – 12 млн. ф. стерлингов; в 1987 году – 40 млн. ф. стерлингов. Однако в 1988 гду положение ухудшилось, и фирма понесла убытки. Попытка восстановить компанию в 1990 году провалилась.

В продаже товаров появился застой, новые дорогие ковры и мебель люди стали покупать только после износа старых. И хотя цены были сопоставимыми с уровнем доходов потребителей, конкуренты начали устанавливать более гибкие цены, разнообразить скидки, кредиты, интенсивно использовать методы продвижения товаров. Находясь в убытке, фирма не могла снижать цены. Это свело на нет ее расходы на коммуникационную политику и кредиты поставщикам.

Было установлено, что лучший дизайн практически не влияет на уровень продаж, поэтому продавцы розничной торговли сконцентрировали внимание на количестве и качестве предлагаемых покупателям услуг. Политика фирмы: «Продавать то, что продается» стала прямо противоположной современному маркетингу.

Маркетинговые исследования покупательского спроса на ковры и мебель показали, что эти товары привлекают внимание людей, которые переезжают в новый дом. Для них дизайн важен.

Фирма игнорировала принцип маркетинга: консультировать покупателей. Она не изучала их предпочтений, а стремилась достигнуть роста продаж изменяя цены. Предпочтения потребителей мебели и ковров характеризовались: Качеством и соответствующей ценой; Дизайном и имиджем фирмы; Долговечностью; Условиями доставки; Безопасностью.

Изучив ситуацию, необходимо ответить на вопросы:

1.     Каковы целевые сегменты фирмы?

2.     Как фирма стремится охватить дополнительные сегменты рынка?

3.     Какие факторы влияют на решение о покупке?

4.     Каким образом можно изучить отношение покупателей к товарам конкурентных фирм?

5.     Какие пути выхода из сложившегося положения?

6.     Как поддержать мнение покупателей о фирме как о солидной?

1. После выявления рыночных сегментов необходимо определить степень их привлекательности и выбрать целевые рынки и маркетинговые стратегии по отношению к ним. В приведенном примере целевым сегментом рынка является потребители, «переезжающие в новый дом», которых интересует дизайн товара.

2. Фирма пытается охватить дополнительные сегменты рынка за счет снижения цены товара, но не за счет исследований потребительского спроса на продукцию.

3. На решение о покупке влияют следующие факторы:

-       Качество и соответствующая цена;

-       Дизайн и имиджем фирмы;

-       Долговечность;

-       Условия доставки;

-       Безопасность.

4. Можно провести выборочный опрос среди потребителей товаров конкурента для выявления их мнения по поводу свойств и качеств конкурентных товаров.

Можно таким же образом провести анкетирование или даже интервью.

5. Для выхода из кризиса компании выгодней всего использовать стратегию недифференцированного маркетинга - стратегия деятельности на рынке, при которой компания игнорирует различия между разными рыночными сегментами и выходит на весь рынок с одним продуктом. Нашей компании необходимо сфокусировать свое внимание на том, что является общим в потребностях потребителей, нежели на том, чем они отличаются друг от друга. Необходимо использовать массовые системы товародвижения и массовые рекламные кампании. Таким образом, можно достигнуть и экономии затрат.

6. Для сохранения имиджа и репутации компании необходимо постоянно участвовать в рекламных компаниях, выставках, продажах и т.п.. Она должна  постоянно «светиться», быть на виду для того, чтобы потребители не забывали ее. Лучшая стратегия в этом случает – «нападение». В перспективе эти затраты оправдают себя, т.к. многие потребители при покупке смотрят на имидж и престиж фирмы.



Список литературы

1.     Акулич И.Л. Международный маркетинг. – Рига: Изд. БРИ, 2001.

2.     Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Х. Анн. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 1999.

3.     Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.:Филипресс, 1998.

4.     Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Издательство "Коруна" 1999.

5.     Романов А.Н. Международный маркетинг" – М.: "Банки и биржи" Издательское объединение "ЮНИТИ", 2000.

6.     Тим Амблер Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2003.



[1] Романов А.Н. Международный маркетинг" – М.: "Банки и биржи" Издательское объединение "ЮНИТИ", 2000. – с. 15.

[2] Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Х. Анн. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 1999. – с. 74.

[3] Тим Амблер Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 105.

[4] Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Издательство "Коруна" 1999. – с.217.

[5] Акулич И.Л. Международный маркетинг. – Рига: Изд. БРИ, 2001. – с. 67.

[6] Тим Амблер Практический маркетинг. – СПб.: Питер, 2003. – с. 119.