Содержание

Введение   3

Молодежные объединения: тенденции развития   4

Государственная поддержка молодежных объединений   9

Заключение   15

Список использованной литературы    16


Введение

Реформирование российского общества, социально-экономическое развитие субъектов Федерации в значительной мере зависят от “молодежного фактора”. Это предполагает глубокое и всестороннее изучение проблем подрастающего поколения и на данной информационной базе формирование и реализацию сильной молодежной политики. Именно от дееспособности и эффективности молодежной политики зависит успех реформ в России.

Молодежь является активной движущей силой развития общества. При помощи своих особенных форм организации она выражает свои разнообразные интересы, взаимодействует с властными структурами.

Цель данной работы — рассмотреть роль молодежных объединений в реализации интересов молодежи.

Задачи данной работы:

·                   изучение специализированной литературы по заявленной теме;

·                   анализ и структурирование полученной информации.

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обозначена цель работы, в первой главе рассматривается понятие “молодежь”, роль молодежных объединений в общественной жизни страны, названы крупные молодежные объединения РФ. Во второй главе изучается государственная поддержка молодежных объединений (это разработка нормативно-правовой базы, реализация различных целевых программ). В заключении приводится общий итог по работе. Список литературы состоит из пяти источников: нормативно-правового акта, ежегодных государственных докладов Министерства образования и научных публикаций.

Молодежные объединения: тенденции развития

“Что такое молодежь”? — это первый вопрос, который возникает, когда речь заходит о “подрастающем поколении”, “молодежной политике”, “молодежных интересах и запросах”. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, и уточнения возрастных границ имеют давнюю историю.

В научных спорах окончательно сформировался взгляд на молодежь как на референтную группу и определились основные подходы к  социальному определению ее сущности. Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство авторов признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства[1].

Молодежь определяется как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных биосоциальными и социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнями социально-экономического и культурного развития российского общества[2].

Молодежи свойственны многие увлечения, интересы, занятия. Она организовывается в объединения, движения, различные формальные и неформальные группы в зависимости от направления своей деятельности. Это может быть и движение ролевиков, и порой неорганизованные выступления футбольных фанатов, и молодые политики, уже определившие для себя приверженность политическим взглядам той или иной партии.

Роль молодежного движения в механизмах реализации общественной активности молодежи трудно переоценить. Являясь важной формой самоуправления, молодежные организации, объединения и движения призваны представлять интересы молодежи в государственной молодежной политике, реализуя тем самым ее субъектность во всех сферах жизнедеятельности общества.

В 2002 г. в России, по данным Госкомстата, действовали более 427 тыс. молодежных и детских общественных объединений. Они различаются по количественным параметрам, юридическому статусу, организационно-правовым формам, масштабам функционирования, целям и содержанию деятельности и пр.

Наиболее распространенной организационно-правовой формой молодежных общественных объединений является общественная организация. Кроме того, существуют формирования с организационно-правовыми формами — общественное движение, общественный фонд, орган общественной самодеятельности. У многих объединений их организационно-правовая форма четко не определена.

Официальный статус юридического лица имеет около 13% существующих общественных объединений, при этом пик институционализации приходился на вторую половину 90-х годов XX в[3].

В поле молодежного движения различных субъектов Российской Федерации действуют объединения, являющиеся филиалами, отделениями, коллективными субъектами международных и общероссийских молодежных и детских организаций, а также межрегиональные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные) и местные (районные, городские и пр.) формирования. Необходимо заметить, что возрастной состав членов объединений является часто смешанным — детско-подростково-молодежным. Зачастую отсутствуют точные данные как о количестве объединений, так и об их численности. В силу этих причин можно представить лишь примерную картину состояния молодежного общественного движения в России, выявить некоторые тенденции и проблемы его эволюции.

В 2002 г. увеличилось количество центров поддержки молодежных общественных объединений в субъектах Российской Федерации (появились 5 новых центров). Новые центры способствуют реализации комплексного подхода во взаимодействии с общественными объединениями на региональном уровне.

Усилия Департамента по молодежной политике Минобразования России направлены на стабилизацию деятельности общественных организаций, формирование квалифицированных кадров молодежных объединений, стимулирование роста количественного состава общественных объединений, консолидацию общественного движения. В 2002 г. увеличилось количество детей и молодежи, охваченных деятельностью общественных объединений (в региональном срезе — в среднем на 1,2 %), количество общественных объединений, действующих на базе образовательных учреждений (в среднем на 0,8%), самоорганизующихся просоциальных детских и молодежных формирований, действующих по месту жительства (в среднем на 0,9 %)[4].

Увеличилось количество общественных объединений, входящих в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой (в 2002 г. в Реестр дополнительно включены 17 общероссийских и межрегиональных общественных объединений). Возросло количество общественных объединений, получивших финансовую поддержку на конкурсной основе (более 100 программ получили гранты по итогам конкурсов).

В целях стимулирования более активных действий молодежных общественных объединений по вовлечению молодежи в общественную работу, активизации деятельности органов по делам молодежи, направленной на поддержку молодежных и детских общественных объединений Департамент по молодежной политике Минобразования России сконцентрировал усилия на реализации подпрограммы “Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений” Федеральной целевой программы “Молодежь России (2001-2005 годы)”.

В соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” и приказом Минобразования России от 27.04.2002 г. № 1567 в 2002 г. был утвержден Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, в который были включены 57 общественных организаций, из них 15 детских, 42 молодежных; 26 общероссийских, 29 межрегиональных, 2 международных.

Наиболее крупными молодежными общественными объединениями являются:

·                   общероссийская ассоциация общественных объединений “Национальный совет молодежных и детских объединений России”;

·                   общероссийская общественная организация “Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России “Интеграция””;

·                   общероссийская общественная организация “Российский союз молодежи”;

·                   общероссийская общественная организация “Детские и молодежные социальные инициативы” (ДИМСИ);

·                   общероссийская общественная организация “Союз эмжековцев России” (“Союз МЖК России”);

·                   общероссийская общественная организация “Молодежный союз юристов Российской Федерации”;

·                   общероссийская общественная организация “Национальная молодежная лига”;

·                   общероссийская общественная организация “Молодежное единство”[5].

В 2002 г. сохранилась тенденция неравномерного распределения по стране современного общественного движения. Региональные молодежные движения сосредоточены и действуют преимущественно в областных центрах и столицах республик.

Одной из важных тенденций развития общественного движения является значительно большее количество незарегистрированных молодежных общественных объединений, чем зарегистрированных в органах юстиции. В процентном отношении это, соответственно, 73 и 27, что объясняется постоянно усложняющейся процедурой регистрации общественных объединений, в том числе финансовой. Следовательно, сужается круг общественных объединений, на которые распространяется действие федерального и регионального законодательства.

Важной тенденцией развития молодежного общественного движения является то, что в числе организаций, имеющих общероссийскую территориальную сферу деятельности, большинство составляют объединения, имеющие организационно-правовой статус (в соответствии с Федеральным законом “Об общественных объединениях” от 19.05.1995 № 82-ФЗ), не предполагающий фиксированного членства (общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности). Однако большинство общественных объединений, имеющих межрегиональную, региональную сферу деятельности, зарегистрированы как общественные организации, основанные на индивидуальном фиксированном членстве.

Опыт показывает, что функциональные цели молодежных и детских организаций могут быть достигнуты лишь при условии их активного взаимодействия с государством. В 2002 г. продолжены формирование и развитие организационно-технологического механизма такого взаимодействия.

Молодежные объединения являются мощным рупором, выражающим интересы молодежи по всей стране. Другое дело, что молодежь пока плохо слышат власть предержащие, но игнорировать ее мнения, пренебрегать ее потенциалом ни в коем случае нельзя. Конечно, есть некая прослойка внутри самой молодежи, которая не интересуется жизнью страны, настроена весьма скептически и находит “утешение” в различного рода девиациях и т.д. Но есть такая молодежь, которой не безразлично будущее ее страны. Такая молодежь обладает развитым гражданским самосознанием, общественно и политически активна и может стать мощным рычагом воздействия на власть, способствуя решению проблем не только молодежи (например, таких как трудоустройство, жилье, социальная защита и др.), но и общества в целом.


Государственная поддержка молодежных объединений

Государственная поддержка молодежных объединений основана на разработке государственной молодежной политики, разработке и реализации различных федеральных и региональных целевых программ, направленных на всестороннюю поддержку молодежи в различных сферах деятельности.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации российского государства и общества.

Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений молодежи и государства. В настоящее время основные мероприятия по ее реализации осуществляются в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. № 4), и федеральной целевой программой “Молодежь России (2001-2005 годы)”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015.

Молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

·                   содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи;

·                   реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества[6].

В основе государственной молодежной политики в Российской Федерации лежат следующие принципы:

·                   ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

·                   ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

·                   приоритетность государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

·                   преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации[7].

С учетом изменяющейся политической и социально-экономической ситуации в стране, а также опыта работы с молодежью, накопленного в последние годы, выдвигаются новые требования государственной молодежной политике, а именно:

·                   Инициатива молодых — потенциал развития России (содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений).

·                   Интересы молодежи — на благо общества (перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи; создание современной инфраструктуры молодежной политики).

·                   Инновационность и инвестиционность (утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли).

·                   Информативность (интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи, создание всероссийского молодежного информационного портала, общественный договор средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией).

·                   Интеграция и сотрудничество (определение приоритетности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств; разработка молодежных разделов в целевых и инвестиционных программах всех уровней).

·                   Доступность социальных услуг (интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов, оснащение учреждений сферы молодежной политики современным оборудованием).

·                   Диверсификация молодежной политики (использование многообразного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам, разработка новых технологий работы с молодежью исходя из социальных и возрастных различий).

·                   Диалог с молодежью (организация встреч, “круглых столов”, проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив; стимулирование  создания общественных объединений рабочей, сельской и др.)[8].

Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство — общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) социальные и возрастные группы молодежи.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В рассматриваемый период и по настоящее время эта деятельность осуществляется Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, осуществляющим свои функции на основе межведомственного подхода под руководством Правительственной комиссии по делам молодежи.

Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для целей государственной молодежной политики гражданская позиция, общественная и политическая активность молодежи представляют интерес как с точки зрения ее развития, так и с точки зрения ее роли в активизации общественной жизни, в воспроизводстве политической структуры. Поэтому в Концепции государственной молодежной политики в качестве приоритетных выделяются следующие направления:

·                   активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни;

·                   дальнейшее совершенствование практики по информационному, научно-методическому, кадровому обеспечению деятельности молодежных и детских общественных объединений;

·                   стимулирование мер по поддержке на федеральном и региональном уровнях общественных инициатив по привлечению молодежи к консультативной деятельности органов законодательной и исполнительной власти в области государственной молодежной политики, по созданию консультативных органов по проблемам молодежи при указанных органах власти;

·                   привлечение молодежных объединений к обсуждению проектов нормативно-правовых актов по вопросам осуществления законных прав и интересов молодежи[9].

Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране и поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений выделены в самостоятельное направление в Федеральной целевой программе “Молодежь России (2001-2005 годы)”. В рамках этой программы предусмотрено направление “Государственная поддержка социальных инициатив детей и молодежи”.




Заключение

Современное общество должно осознать и открыть для себя молодежь как субъекта истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социально-экономических и политических процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодежи человечество не сможет прогрессировать, прорваться к новым высотам цивилизации. Особенно важна в этом роль молодежных объединений — организованных форм выражения мнений и стремлений молодежи. Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, концепция молодежной политики.

В данной контрольной работе была рассмотрена роль молодежных объединений в реализации интересов не только молодежи, но и общества, а также уделено внимание государственной поддержке молодежных объединений.

Очевидно, что потенциал и активность молодежи неиссякаемы (по крайней мере, до тех пор, пока будет она существовать). Необходимо направлять огромную энергию молодежи на созидательные действия. Для этого нужно поощрять инициативу молодежи в различных сферах общественной жизнедеятельности, способствовать ее духовному, физическому развитию, дать ей гарантию экономической и социальной стабильности. Для того, чтобы это произошло, необходимо пройти долгий путь взаимодействия власти и молодежных объединений, построить конструктивный диалог между ними.


Список использованной литературы

1.    Федеральный Закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” от 29.06.1995 № 98-43 (ред. от 22.08.2004).

2.    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — 144 с.

3.    Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад. СПб, 1998. — 192 с.

4.    Акимов П. Развитие партнерства между молодежными общественными организациями и властными структурами в реализации молодежной политики в Новосибирской области // Городское управление. — 2000. — № 10. — с. 75-78.

5.    Шмелев А.А. Молодежная культура и социальные движения в России // Социс. — 1998. — № 8. — с. 103-108.



[1] Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад. СПб., 1998. — с. 13.

[2]  Положение молодежи Санкт-Петербурга: проблемы, тенденции, перспективы. Ежегодный доклад. СПб., 1998. — с. 14.

[3] Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.120.

[4]  Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.121.


[5] Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.122.


[6]  Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.8.

[7]  Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.8.


[8]  Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.9.



[9]  Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. — М.: Логос, 2003. — с.108.