Содержание

Таиланд: общие сведения  3

История Таиланда  4

Национальный характер тайцев  7

Культура: национальные обычаи и праздники  9

Список использованной литературы   12

Таиланд: общие сведения

Таиланд расположен в Юго-Восточной Азии на полуострове Индокитай, омывается водами Андаманского моря на юго-западе и Сиамского залива на юго-востоке. Его очертания напоминают голову слона и нередко сами тайцы называют Таиланд “страной слона”, а королевским символом является белый слон. Общая площадь территории — 513 115 км2,что приблизительно равняется территории Франции. Столица Таиланда — Бангкок.

Королевство разделено на четыре региона — Север, Центральная равнина (бассейн реки Чаупхрая), Северо-Восток (плато Корат) и Южный полуостров (Малакка). Плодородная долина Чаупхраи — “рисовая чаша” страны. Север покрыт узкими глубокими лесными долинами. Там — месторождения нефти, горючих сланцев и лигнитов. Горное плато Корат, засушливый район, почти безлесый регион; главное занятие его жителей — земледелие и животноводство. Гористое южное побережье славится бесчисленными бухтами и пляжами. В прибрежной части развито рыболовство, в том числе морской промысел.

Климат страны — тропический, теплый и влажный, с отчетливо выраженными тремя временами года: сезон дождей (с мая по октябрь), засушливая зима (с ноября по февраль) и жаркий сезон (март — май). Средняя годовая температура составляет от 27,7 до 32,5 градуса по Цельсию.

Королевство расположено в зоне влажных тропических лесов — около 65 процентов его площади занимают джунгли. Распространены ценные тиковое и красное деревья, сал, бамбук. В наиболее влажных районах, главным образом в горах, на приподнятых окраинах плато Корат, на перешейке Кра и на севере-востоке приморской части произрастают влажные вечнозеленые леса. В приморской полосе на юге — мангровые деревья.

Таиланд — аграрная страна с интенсивно развивающейся промышленностью: ее доля в ВВП — почти треть, 38 процентов территории обрабатывается: кроме риса возделываются кукуруза, просяные, хлопчатник, джут, батат, тапиока, сахарный тростник, чай, кофе, табак, кокосовая пальма, пряности. В королевстве — обширные плантации каучуконосов, ананасов, бананов. Ведется интенсивная добыча оловянной, свинцовой, марганцевой, цинковой, вольфрамовой руд, сурьмы, флюорита, барита, драгоценных камней, природного газа и нефти[1].

Таиланд, наравне с Макао, Индонезией, Филиппинами и Малайзией, называют “драконом Азии второй волны”. Сегодня он ставит целью занять одно из ведущих в Юго-Восточной Азии мест по производству электроники, развитию легкой промышленности и высоких технологий. Основные внешнеторговые партнеры королевства — Япония, США, страны ЕЭС, Малайзия, Сингапур.

История Таиланда

Родина сиамских близнецов и голубоглазых сиамских кошек несколько раз меняла имена. Древняя история Таиланда окутана тайной: точных сведений о возникновении народа таи нет. По некоторым предположениям, одно из племён спустилось к Сиамскому заливу из китайской провинции Сычуань.

В год, когда степная Орда напала на Русь (1238г.), таи, слившись с монами, основали первую столицу своего королевства — Сукотаи, продержавшуюся всего 150 лет. Её поглотило другое тайское королевство – Аютия (Аюттайя). Оно продержалось более четырёх веков, за это время в нём правили 33 короля, а одноимённая столица стала одним из самых больших городов в мире. Именно Аютия установила в XVI веке первые дипломатические и торговые отношения с европейцами, для начала — с мореходами-португальцами.

Аютия постоянно вела войны со своими соседями: то с великой империей кхмеров, то с королевством Бирма. В 1767 году бирманское войско сожгло Аютию дотла. Это был чёрный день тайской истории: никто не мог сказать, возродиться ли снова независимое государство. Но 500 тайских военных бежали в Кампучию и там стали провозглашать своих лидеров королями. Возведённый на престол в 1782 году генерал Пья Чакри, названный Рамой I, положил начало царствующей ныне династии и основал современную столицу Таиланда — Бангкок.

В XIX веке странам Юго-Восточной Азии было трудно сопротивляться бурному процессу колонизации. Но, несмотря на территориальные уступки, Таиланд, в то время Сиам, никогда не был ничьей колонией, оправдывая еще одно свое название — Муанг Тай — Страна свободных. Название Сиам, которым наградили страну соседи, происходит от санскритского “сайяма” — “темнокожий”. Однако в другом написании это слово означает “прекрасный”, “сине-зелёный”, какими на самом деле и предстают взору путешественника пейзажи побережья Сиамского залива. (Таиландом страна называется с 1949 года.)

Первые известия о Таиланде привезли в Европу в начале XVII века португальцы. К середине прошлого века англичане захватили Индию и часть Бирмы. В это же время французы заняли Камбоджу и Лаос. Между владениями английских и французских колонизаторов лежало большое феодальное государство Сиам. И Англия, и Франция стремились захватить его. В конце концов дипломаты обеих стран договорились оставить Сиам самостоятельным государством. Пользуясь военной и экономической слабостью страны, колонизаторы навязали ей неравноправные договоры и превратили ее в полуколонию. Из Сиама колонизаторы вывозили рис, ценное тиковое дерево и каучук, а ввозили туда промышленные изделия.

До 1932 г. в Сиаме была абсолютная монархия, т. е. вся власть в стране принадлежала королю, и его там почитали, как бога. В истории Сиама был случай, когда член королевской семьи утонул на глазах у царедворцев; достаточно было протянуть руку, чтобы спасти утопающего, но прикосновение к королю или к кому-либо из его семьи считалось святотатством. И до сих пор простые смертные могут приближаться к королю только на коленях, а вблизи него должны падать ниц.

В 1932 г. в Сиаме произошел государственный переворот. Была принята конституция, ограничивающая права короля. Ему по-прежнему принадлежала высшая законодательная и судебная власть, король оставался верховным главнокомандующим вооруженными силами Сиама и верховным покровителем господствующей там религии — буддизма. Исполнительная власть в стране принадлежала Совету министров, который назначался королем. Но парламент мог выразить Совету министров недоверие, и тогда король должен был назначить новых министров.

В 1938 г. в стране установилась диктатура Пибулсонграма и возглавляемой им группировки офицерства. В 1939 г. Сиам был переименован в Таиланд. Но ни новое название, ни конституция не изменили международное положение государства. Экономика и внешняя политика Таиланда продолжали зависеть от английских и американских империалистов. В 1941 г. правительство Таиланда заключило военный союз с Японией, и в стране разместились японские войска. В годы войны развернулось широкое народное движение против оккупантов. В связи с капитуляцией Японии в 1945 году ее войска были изгнаны из Таиланда. Однако в стране начали хозяйничать американцы. Империалисты превратили Таиланд в один из своих опорных пунктов в Азии, втянули его в агрессивный военный блок СЕАТО.

В Таиланде строятся военные базы, прокладываются стратегические дороги. Во 2-й мировой воине Таиланд участвовал на стороне Японии. С 1947 (с перерывами) в Таиланде фактически режим военной диктатуры. В 1991 в Таиланде произошёл 17-й (после 1932) военный переворот. В соответствии с принятой в 1991 временной конституцией высшая власть в стране передана Национальному совету по поддержанию общественного порядка, на который возложены функции контроля за действиями переходного парламента и переходного правительства.

Не последнюю роль в сохранении независимости Таиланда сыграла Россия, дипломатические отношения с которой были установлены в 1896 г.

Особенно тесными отношениями между двумя странами стали после посещения Таиланда в 1891 году цесаревичем Николаем — будущим императором Николаем II. Тремя годами раньше русский композитор П.А. Щуровский написал музыку для национального гимна Таиланда, а таиландский король в знак особой признательности России даже ввел в армии русскую военную форму, которую до сих пор носят солдаты королевской гвардии[2].

Дипломатические отношения между СССР и Таиландом были установлены в 1941 году, хотя фактически поддерживались с 1947 года.

Национальный характер тайцев

Поведение человека тесно связано здесь с его положением в обществе. Если таец беседует с незнакомцем, то сначала он должен определить его статус, а потому следуют вопросы, которые могут показаться неуместными: “сколько зарабатываешь?”, “женат?”, “сколько лет?”.

Есть множество способов сказать “я” в зависимости от статуса — от “презренный раб” до “старший брат”. Близких людей и знакомых принято называть “старший” и “младший”.

А при разговоре с королем или членами королевской семьи используется специальный, так называемый “королевский” язык — ратчасап[3]. Традиционное тайское приветствие “вай”, при котором сложенные ладони прикладываются к груди, тоже определяется социальным положением: чем значительнее персона — тем выше поднимаются ладони.

Обязательной чертой тайца должна быть мягкость, тесно связанная с понятием “холодное сердце” (“бун”): обладание этим качеством позволяет человеку сдерживать гнев, достигать гармонии в отношениях с другими людьми. Выражение гнева здесь считается грубостью и невоспитанностью, восхищение же вызывает умение сохранять непроницаемость и безразличие в самых затруднительных ситуациях.

Понятие “бун” (“заслуга”) очень широкое. Это и почитание Будды, чтение священных текстов, посещение проповедей, подношение монахам, возведение буддийских храмов, принятие монашества[4].

В Таиланде около 250000 монахов, многие из них поступают в монастырь на недолгий срок, обычно на три месяца — во время сезона дождей. В недалеком прошлом каждый мужчина должен был провести несколько месяцев в буддийском монастыре. Эта традиция продолжается до настоящего времени. Для городских юношей срок пребывания в монастыре может быть сокращен до двух недель. Считается совершенно естественным, если студент ведущего вуза страны проводит летние каникулы в монастыре, чтобы получить “бун”, таким образом приобрести более высокий социальный статус и заслужить уважение родных и близких. Если юноша не был хотя бы недолго монахом и не служил в армии, он считается “не созревшим” для взрослой жизни.

Тайцы верят, что любое явление природы обладает своим духом — “пхи”, с которым надо поддерживать хорошие отношения. Пхи должен иметь свой дом, иначе дух может разгневаться. Поэтому тайцы строят для них маленькие домики. Чтобы умилостивить духа, домик украшают цветами, туда приносят еду и напитки.

По местным верованиям и у каждого человека есть свой дух-покровитель — “кхван”, обитающий в голове, и поэтому она считается священной. Тайцы ревниво охраняют свои головы и с неприязнью относятся к прикосновению к черепу. Присутствие кхван приносит счастье и процветание, его временный уход навлекает на человека болезнь, уход навсегда — смерть.

Тайцы жизнерадостны, они любят повеселиться — судя по календарю, пестрящему всевозможными праздниками. Праздники позволяют заглянуть в мир их представлений о духах, управляющих природой и человеком.

Культура: национальные обычаи и праздники

Буддизм, являющийся государственной религией, накладывает большой отпечаток на облик страны и ее культуру, особенно тайцев, составляющих основу населения (около 45 миллионов из 59 миллионов, или 75 процентов жителей). Кругом буддийские храмы, многие украшены поющими на ветру колокольчиками, и бритоголовые монахи в оранжевых тогах из 24 тысяч монастырей.

Повсюду священные цветы буддистов — лотосы и их изображения. Весьма многочисленны праздники — Новый год “Сонкран”, когда полагается всех прохожих обливать водой, фестиваль плывущего лотоса, “Мак-ха Буджа” — Поклонение в ночь полнолуния.

Но, пожалуй, самым важным считают таиландцы праздник первой борозды, который проводится в шестой месяц по лунному календарю (обычно в мае) по всей стране. Утверждают, что начало ему было положено брахманами еще при жизни Будды. В XIII веке он был возведен в ранг дворцовых: красочную процессию возглавлял сам король, а первую борозду прочерчивал плугом министр. Сейчас эту почетную миссию выполняет назначаемый королем “повелитель пахоты”[5].

Прежде чем приступить к делу, ему предстоит выбрать одну из трех полосок ткани, намотанных на талию прекрасной девушки. Длинная полоска означает, что год будет засушливым, короткая — дождливым, средних размеров — умеренно дождливым.

Начинается праздник процессией во главе с упряжкой убранных цветами быков, которые тянут красновато-золотистый священный плуг. Брахманы распевают гимны, дуют в раковины и бьют в барабаны. За ними следуют четыре девушки, несущие рис в золотых и серебряных сосудах. После появления первой борозды быкам предлагают семь различных яств: рис, бобы, кукурузу, сено, кунжут, воду, хмельной напиток. То, чему животные отдадут предпочтение, будет в течение года в изобилии. В заключение повелитель пахоты разбрасывает на борозду рис. Присутствующие, пытаются схватить на счастье хотя бы одно зернышко. Дома его смешивают со своими семенами риса и  высаживают в поле в полной уверенности, что это гарантирует высокий урожай.

Праздники хороши еще и тем, что в это время можно увидеть танцевальную драму кхон, представления теневого театра нанг, услышать мелодии в исполнении музыкального инструмента сау сам сай, сделанного из скорлупы кокосового ореха с грифом из слоновой кости и тремя шелковыми струнами, а также посмотреть петушиные бои, поединок буйволов, запуск воздушных змеев. Ну и, конечно, знаменитый тайский бокс — муай-тай, самый популярный из национальных видов спорта в Таиланде, известный с XVII века. Сохранились свидетельства о том; что мастер-боксер Ной Пханом Том во время войны с бирманцами был пленен и получил свободу после того, как победил поочередно десять сильнейших борцов Бирмы.

Таиланд — одно из немногих государств, где издавна сложилось особое отношение к слонам, особенно белым. Тайцы не просто почитают, а по-настоящему боготворят их. Слоны — непременные участники различных торжественных церемоний, особенно тех, на которых присутствует король. Когда-то изображение белого слона украшало государственный флаг Таиланда. В честь слонов сложено немало песен: наиболее известные из них еще в XVII веке сочинил поэт Си Маха-сот. Королевские слоны украшались вышитыми, золотом красными бархатными покрывалами со спускающимися с обеих сторон белыми кистями, имели вычурные имена и даже титулы

Апофеоз всеобщей любви к этим животным — грандиозный праздник слонов, который ежегодно проводится в городе Сурине, что в 450 километрах к востоку от Бангкока. Чего только не увидишь на этом празднике, главным героем которого является слон! И перетягивание каната между слонами и людьми, и состязания слонов в беге, и эстафету с препятствием из бутылок, дынь и арбузов, и футбольный матч, и охоту с лассо, когда погонщик, сидя на слоне, пытается накинуть петлю на шею одного из бегающих по полю слонят, и испытание на ловкость — перешагивание слонов через полосу лежащих близко друг к другу людей. Но особенно яркое зрелище — парад боевых слонов с восседающими на них одетыми в голубое воинами. Этот парад пробуждает в памяти участников праздника годы героической борьбы с иноземными захватчиками.

Праздник слонов — это не только яркая демонстрация способностей этих благородных животных, но и попытка привлечь внимание общественности к их судьбе — с 1979 года они занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы.

Таиланд — удивительная страна, где люди все время улыбаются, а слоны свободно разгуливают по улицам городов. Уникальные традиции, впечатляющие достопримечательности и дружелюбное отношение привлекают миллионы туристов каждый год.

Список использованной литературы

1.     “Страна слонов”, которая напоминает голову слона // GEO. — 2003. — № 3. — с.82.

2.     Михальченко А. В поисках “бун” и “кхван” // GEO. — 2003. — № 3. — с 84-85.

3.     Погадаев В. Страна королевских слонов // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 9. — с.60-61.


[1] “Страна слонов”, которая напоминает голову слона. // GEO. — 2003. — № 3. — с.82.

[2] Погадаев В. Страна королевских слонов // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 9. — с.60.

[3] Михальченко А. В поисках “бун” и “кхван” // GEO. — 2003. — № 3. — с. 84.

[4] Михальченко А. В поисках “бун” и “кхван” // GEO. — 2003. — № 3. — с. 84.

[5] Погадаев В. Страна королевских слонов // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 9. — с.60.