Содержание

Характеристика процессов формирования, приобретения и последующей продажи турпродукта. 3

Задача 1. 14

Задача 4. 17

Список литературы.. 20

1. Характеристика процессов формирования, приобретения и последующей продажи турпродукта

Основная задача туристской организации – оказание туристских услуг. Услуги же являются объектом гражданских прав. Ст. 128 Гражданского кодекса РФ, именуемая “Виды объектов гражданских прав”, наряду с имуществом, имущественными правами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами относит к объектам гражданских прав также оказание услуг. Ст. 779–783 ГК РФ посвящены договорам возмездного оказания услуг и применяются к договорам оказания различных услуг, в том числе к договорам по туристскому обслуживанию[1]. ГОСТ Р 50690-2000 “Туристские услуги. Общие требования”, введенный в действие с 1 июля 2001 г., определяет туристскую услугу как результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.

Более полное определение туристской услуги приводит В. А. Квартальнов[2]: “Туристские услуги основные – необходимые для организации и проведения путешествия (размещение, питание, перевозка, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков, другие услуги в зависимости от целей путешествия); дополнительные туристские услуги – не входящие в тур и предоставляемые по месту отдыха по мере возникновения потребности в них (торговые услуги, услуги почты и связи, театральные спектакли, шоу, услуги бара, такси и т. п.); комплексные туристские услуги – совокупность туристских услуг, гарантированных путевкой”.

Закон о туристской деятельности, определяя понятие “тур” как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию и т. д., не установил минимальный набор туристских услуг, который позволил бы считать этот набор комплексом услуг.

В этой связи представляет интерес характеристика “пэкидж-тура” (т. е. комплекса услуг или турпродукта), приведенная в Директиве Совета Европейского экономического сообщества “О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все” от 13 июня 1990 г. № 90/314/ЕЕС (Люксембург): ““Услуги, включающие все”, – предварительно намеченное сочетание не менее чем двух нижеперечисленных элементов, продаваемых или предлагаемых для продажи по глобальной цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь: а) транспортные услуги; б) услуги проживания; в) другие услуги в секторе туризма, не относящиеся к транспорту или проживанию, составляющие значительную часть “услуг, включающих все[3].

Согласно ГОСТ Р 50690-2000 “Туристские услуги. Общие требования” туристские услуги, оказываемые потребителям организациями или индивидуальными предпринимателями, включают услуги туроператора: по организации внутреннего туризма; по организации выездного туризма; по организации въездного туризма; услуги турагента; отдельные услуги туроператора и турагента; услуги при самодеятельном туризме; экскурсионные услуги (п. 4.1). Отдельные услуги туроператора и турагента могут включать услуги: по организации проживания туристов; по организации питания туристов; по организации перевозок туристов; по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий; услуги гидов-переводчиков (п. 4.3). Экскурсионные услуги могут включать: организацию экскурсий; услуги экскурсовода (п. 4.5).

Оказание туристских услуг осуществляется менеджерами туроператоров, менеджерами турагентств, менеджерами гостиниц, организаторами экскурсий, экскурсоводами, другими лицами персонала туристских фирм, непосредственно предоставляющими туристам услуги или обеспечивающими их исполнение другими организациями. Функции указанных служащих должны быть закреплены в соответствующих должностных инструкциях, принятых в турфирмах[4].

Туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством. Напомним, согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. “Туристская деятельность, – отмечает А.Д Чудновский, – подпадает под действие гражданского законодательства, которое регулирует отношение между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и соответственно на нее распространяются все общие положения и принципы предпринимательства”[5].

Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И здесь встает вопрос: какой вид договора из перечисленных в ГК РФ следует заключать на рынке туристских услуг?

Обратимся к закону. Как отмечалось выше, ст. 128 ГК РФ рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а ст. 779, посвященная договору возмездного оказания услуг, определяет, что по этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), заказчик же обязуется оплатить эти услуги. Далее в этой статье говорится, что правила главы 39 ГК РФ “применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристскому обслуживанию и иных…”.

Казалось бы, имеется прямое указание закона о виде договора по туристскому обслуживанию. Это должен быть договор возмездного оказания услуг. При этом туристские услуги будут оказываться чаще всего не тем, кто реализовал туристскую путевку (турагент), а туристской организацией, непосредственно предоставляющей услуги проживания, питания, транспортные и иные услуги, т. е. третьим лицом. Такая возможность закреплена в ст. 780 ГК РФ, если об этом будет указано в самом договоре между турагентом и туристом. О возможности исполнения обязательств третьим лицом говорится также в ст. 313 ГК РФ: “Исполнение обязательств может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично”.

Однако в Федеральном законе “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, принятом после вступления в силу части второй Гражданского кодекса (где помещена ст. 779 о договоре возмездного оказания услуг), за основу был взят договор купли-продажи, являющийся наиболее распространенным видом договора, применяемого в имущественном обороте. Семь видов договоров купли-продажи описаны в ст. 454–566 ГК РФ.

По договору купли-продажи, указывается в статье 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)[6].

Для договора купли-продажи наименование и количество реализуемых товаров являются предметом договора, т. е. его существенным условием (ст. 432 ГК РФ), обеспечивающим действительность договора. Поэтому туристская услуга вряд ли может быть равнозначной законодательному термину “вещь (товар)” и признана как предмет рассматриваемого вида договора.

Для “вхождения” туристской услуги в отношения купли-продажи Законом об основах туристской деятельности были введены понятие “тур” как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, и т. д., а также понятие “туристский продукт” как право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это и есть имущественное право туриста на оказание туристских услуг, т. е. то, что подлежит купле-продажи. Согласно п. 4 ст. 454 ГК РФ положения, предусмотренные договором купли-продажи, “применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав”. Здесь продается не конечный результат деятельности, имеющей вещественное выражение, а туристский продукт – право на тур, реализация которого и приведет к результату – получению комплекса туристских услуг.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Приведенная норма ГК дает основание считать, что договоры на реализацию туристского продукта являются, по-существу, смешанными договорами. В них содержится значительная доля признаков договора возмездного оказания услуг (в ст. 779 ГК РФ конкретно указано – “туристское обслуживание”), а также признаков договора розничной купли-продажи, где в соответствии со ст. 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Кроме того, содержание ст. 10 Закона об основах туристской деятельности, в которой предлагается, в общем, непростая структура договора, указывает на то, что договор на реализацию туристского продукта является смешанным договором. В ст. 10 записано, что реализация туристского продукта осуществляется на основе договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

Согласно ст. 420 ГК РФ договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор – всегда сделка. Поэтому к нему полностью применяются нормы ГК РФ о сделках, а также правила об определенном виде договора. В соответствии со ст. 9 Закона о туристской деятельности туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством РФ[7].

Закон о туристской деятельности, опираясь на указания ст. 432 ГК РФ, называет 11 существенных условий договора, являющихся основанием для реализации туристского продукта (ст. 10 Закона). Такими условиями являются: информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; информация о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты; достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;  дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Договор может содержать кроме перечисленных в Законе и иные условия, которые не являются существенными и определяются по соглашению сторон. Однако они не должны противоречить Закону. Отсутствие же таких условий не должно затруднять исполнение обязательств по договору.

Надо отметить, что законодатель проявляет большую заботу об интересах туриста. Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Такое указание Закона исключает возможность для турфирмы, реализовавшей туристскую путевку, отсылать туриста к другим участникам туристской деятельности (посредникам) для предъявления претензий за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору.

Продажа туристского продукта в условиях жесткой конкуренции становится все более сложной задачей. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование технологии продаж.

Для достижения этой цели менеджер должен проводить маркетинговые исследования туристского рынка, знать сильные и слабые стороны своих маршрутов по сравнению с конкурентами. Менеджер должен регулярно участвовать в собраниях фирмы, проводимых для обмена опытом и обсуждения различных затруднительных ситуаций; владеть краткой информацией обо всех направлениях, о наличии «горящих» путевок и, таким образом, постоянно быть в курсе текущих дел фирмы.

Важнейшим аспектом технологии продаж является психология  взаимодействия с клиентом. Сотрудник фирмы, который непосредственно участвует в процессе продажи, должен уметь красиво представить свои маршруты, но и профессионально владеть техникой общения с клиентом.

Общение менеджера с клиентом может начаться с телефонного разговора. Первичный телефонный разговор с клиентом должен быть кратким, но информативно полным. При общении с клиентом по телефону менеджер должен отвечать абоненту приветливым голосом, активно поддерживать интерес к беседе, не перебивать его, не позволять себе раздражительного тона в случае, если клиент переспрашивает. Менеджер должен понимать, что выбор клиента во многом зависит не только от полученных сведений, но и от впечатления, которое сумел произвести сам менеджер.

Менеджер обязан сразу уделить внимание клиенту, пришедшему в фирму. Если менеджер занят неотложными делами (срочный телефонный разговор, общение с другими клиентами), он должен любезно попросить клиента немного подождать, предложив ему рекламную продукцию фирмы по маршруту, который интересует клиента.

Менеджер при общении с клиентом обязан создать для него приятную психологическую обстановку, показывая постоянную заинтересованность в диалоге. Это располагает к позитивному и доверительному общению и побуждает клиента не только воспользоваться услугами фирмы, но и стать ее постоянным покупателем.

Перед тем как вступить в диалог, менеджер должен стараться понять настроение клиента, чтобы выбрать стиль общения, соответствующий ожиданиям клиента. В процессе общения с клиентом менеджер должен уметь ориентироваться в обстановке и действовать в соответствии со сложившейся ситуацией.

В беседе с клиентом необходимо предоставлять достоверную информацию, сделав при этом акцент на преимуществах предлагаемого направления.

Почувствовав сомнение клиента при выборе путешествия постараться переориентировать его на другой маршрут. В случае, когда фирма может удовлетворить запрос клиента лишь частично, менеджеру рекомендуется приложить максимум усилий для того, чтобы помочь клиенту получит желаемую услугу. Профессиональный менеджер четко ориентируется на рынке ту­ристских услуг, поэтому он может при клиенте срочно связаться с другой фирмой, которая предоставит клиенту интересующие его услуги, и, таким образом, сохранить клиента для фирмы.

В случае наличия обстоятельств, препятствующих осуществлению поездки в оговоренные сроки, необходимо создать условия для обеспечения потенциального клиента туристским пакетом с необходимыми изменениями.

При условии неполного набора группы профессионализм менеджера состоит в способности предугадать реакцию клиента на полученную информацию и в зависимости от этого предложить ему альтернативные варианты:

перенос даты поездки  без  изменения стоимости путевки;

индивидуальный тур на первоначально оговоренную дату, по возможности с минимальной доплатой или без доплаты, но с исключением  из туристского пакета части услуг с целью сохранения рентабельности тура;

отказ  от тура  с  возвратом  стоимости  путевки  в  соответствии  с условиями договора;

-        путешествие    по    другому    маршруту.

В конфликтных ситуациях для сохранения имиджа фирмы возможна продажа путевки по себестоимости /ниже себестоимости по согласованию с администрацией.

При обстоятельствах, когда жесткие обязательства по договору с партнерами могут быть не выполнены (например, «горящие» блоки мест), ценовая политика фирмы должна быть гибкой, чтобы свести к минимуму потери фирмы. Менеджер обязан заранее предвидеть эту ситуацию, снизить стоимость турпакета, успеть изменить цену в рекламе фирмы (возможна дем­пинговая цена) и предлагать клиенту путевку по себестоимости /ниже себестоимости. Снижение стоимости туристского пакета должно быть согласовано с администрацией.

В случае, если клиент не принял окончательного решения совершить путешествие, а у менеджера на маршруте сложилась ситуация, когда необходимо срочно доукомплектовать группу (для получения льготных условий от перевозчика и партнера, например, бесплатный авиабилет или групповые скидки), менеджер обязан мгновенно сориентироваться в обстановке и предложить ему такие скидки, которые устроили бы клиента и в то же время сохранили рентабельность тура для фирмы Необходимо предупредить клиента о том, что информация о предоставленных ему скидках должна быть конфиденциальной для других членов группы.

Менеджер должен обращать особое внимание на клиента, в поведении которого еще до поездки чувствуется желание создать конфликтную ситуацию, что может повредить комфортному путешествию группы, а также привести к нежелательным для фирмы последствиям. В этом случае менеджер обязан особо тщательным образом оформлять договор и путевку, оговаривая с клиентом каждый пункт в отдельности.

Работа менеджера с клиентом не должна ограничиваться деятельностью в рамках тура. Менеджеру рекомендуется проявить внимание к клиенту, и после завершения путешествия, поинтересоваться его впечатлениями от поездки, узнать мнение клиента о качестве предоставленных ему услуг. Такой подход к организации деятельности фирмы будет способствовать укреплению её имиджа, увеличению числа постоянных клиентов фирмы.

Задача 1


Затраты на производства турпродукта по экономическим элементам

№ п/п

Элементы затрат для целей финансового учета

Сумма

№ п/п

Элементы затрат для целей налогового учета

Сумма

1

Материальные затраты

87940

1

Материальные затраты

87940

2

Затраты на оплату труда

59710

2

Затраты на оплату труда

59710

3

Отчисления на социальные нужды

21256

3

Отчисления на социальные нужды

21256

4

Амортизация

17100

4

Амортизация прочие затраты

17100

5

Прочие затраты

669710

5

Прочие затраты

638190

Итого затрат

855716

Итого затрат

824196



Затраты на производство турпродукта по статьям калькуляции

№ п/п

Статьи затрат

Сумма

1

Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристического продукта

 

2

Расходы на оплату труда

59710

3

Отчисления на социальные нужды

21256

4

Амортизация основных фондов

17100

5

Расходы на аренду и содержание зданий

12630

6

Расходы на ремонт основных средств

1540

7

Расходы на рекламу

 

8

Представительские расходы

5290

9

Транспортные расходы

1540

10

Амортизация НМА

 

11

Затраты на подготовку и освоение турпродукта

22900

12

Комиссионные вознаграждения турагентам

40600

13

Прочие затраты

673150

Итого по статьям затрат

855716



Группировка затрат турфирмы по отношению к формированию турппродукта

Виды затрат

По роли в производственном процессе и целевому назначению

По отношению к объему производству турпродукции

основные

накладные

переменные

постоянные

Проживание туристов в гостинице

240960

 

240960

 

Перевозка туристов

191560

 

191560

 

З/п производственного персонала

37400

 

37400

 

Социальное страхование

13314

 

13314

 

Сертификация туристических услуг

59120

 

 

59120

Экскурсионные услуги

48600

 

48600

 

Возмещение расходов за использование личного транспорта

 

2140

 

2140

з/п работникам аппарата управления

22310

 

22310

 

Социальное страхование

7942

 

7942

 

Оформление выездных документов

6700

 

6700

 

Амортизация оборудования

12630

 

 

12630

Аренда здания офиса турфирмы

17100

 

 

17100

Затраты на техническое обслуживание служебного автотранспорта

 

1540

 

1540

Начислена плановая сумма резерва на ремонт автотранспорта

 

1540

 

1540

Стажировка работников

 

69830

69830

 

Предъявлен счет АТС за телефонные услуги

 

18620

18620

 

Затраты на приобретение бланков туристических путевок

 

4100

4100

 

Представительские расходы

 

5290

5290

 

Затраты со списание частью блок-чартерных услуг

 

31520

31520

 

Комисионное вознаграждение

 

40600

40600

 

Разработка и издание проспектов тур маршрутов

22900

 

22900

 

Итого

680536

175180

761646

94070


Задача 4


Шаг 1: Бюджет продаж



Изделия

Количество (штуки)

Цена продажи

Итого



Альфа

8500

100

850000



Сигма

1600

140

224000



Итого

1074000



Шаг 2: Бюджет производства



Показатель

Альфа

Сигма



Ожидаемые продажи (штуки)

8500

1600



Отсатки готовой продукции (шт)

1870

90



Итого требуется

10370

1690



Остатки на начало года

170

85



Изделие к производству

10200

1605



Шаг 3 Бюджет исполнения материалов и комплектующих



Изделие

Материал Х

Материал (Y)

Итого



Альфа

68000

42500

110500



Сигма

16000

14400

30400



Итого требуется

84000

56900

140900



Цена за кг

1,8

4

 



Итого затрат на материалы

151200

227600

378800



Бюджет закупок материалов и комплектующих



Показатель

Материал Х

Материал (Y)

Итого



Требуется материалов для производства (кг)

84000

56900

140900



Остатки на конец периода

10200

1700

11900



Итого требуется

94200

58600

152800



Остатки на начало периода

8500

8000

16500



Итого к закупке

85700

50600

136300



Цена за кг

1,8

4

 



Затраты на закупку

154260

202400

356660



Шаг 4 Бюджет затрат труда основного производственного персонала


Изделие

Количество (шт)

Человеко-часы на одно изделие

Итого часов

Итого затрат (руб.)


Альфа

8500

10

85000

255000


Сигма

1600

15

24000

72000


Итого

10100

 

109000

327000


Шаг 5 Бюджет косвенных (общепроизводственных расходов)

 

Переменные косвенные расходы

1 цех (изделие Альфа)

2 цех (изделие Сигма)

Итого

 

Материалы

25500

4800

30300

 

Оплата труда

25500

7200

32700

 

Затраты на электроэнергию

12750

2400

15150

 

Ремонт

4250

2400

6650

 

Итого

68000

16800

84800



Постоянные косвенные расходы

1 цех (изделие Альфа)

2 цех (изделие Сигма)

Итого



Амортизация

25000

20000

45000



Контроль

25000

10000

35000



Затраты на электроэнергию

10000

500

10500



Ремонт

11400

799

12199



Итого постоянных косвенных расходов

71400

31299

102699



Итого косвенных расходов

139400

48099

187499



Шаг 6 Себестоимость производства 1 изделия


Стоимость единицы ресурса

Альфа

Сигма


Затраты всего

Затраты на единицу

Затраты всего

Затраты на единицу


Материал Х

122400

14,4

28800

18


Материал У

170000

20

57600

36


Прямой труд

255000

30

72000

45


Косвенные расходы

139400

16,4

48099

30,06


Итого

686800

80,8

206499

129,06


Шаг 7 Бюджет складских остатков


Материалы

Килограмм

Цена 1 кг

Сумма

Итого


Материал Х

10200

1,8

18360

18360


Материал У

1700

4

6800

6800


Готовые изделия

 

 

0

0


Изделие Альфа

1870

80,8

151096

151096


Изделие Сигма

90

129,06

11615,4

11615,4


Итого

13860

215,66

187871,4

187871,4


Шаг 8 Себестоимость реализованной продукции



Остатки готовой продукции на начало года

24769



Затраты на материалы

378800



Прямые затраты труда

327000



Косвенные затраты производства

187499



Итого производственных затрат

893299



Затраты на производство товаров для продажи

893299



Остатки продукции на конец года

162711,4



Себестоимость реилазованной продукции

755356,6



Шаг 9 Бюджет административных расходов



Маркейтинговые расходы

 



Комисионные

15000



Заработная плата торговых работников

18500



Транспортные расходы

5000



Реклама

20000



Итого маркейтинговых расходов

58500



Административные расходы

 



Расходы на управление

1000



Зарплата сотрудников офиса

7000



Прочие расходы

2000



Итого административных расходов

10000



Итого административных и маркейтинговых расходов

68500




Шаг 10 Отчет о прибылях и убытках отчетного года



Показатель

Источник

Сумма



Продажи

Шаг 1

1074000



Себестоимость

Шаг 8

755356,6



Валовая маржа

Шаг 1 - Шаг 8

318643,4



Маркейтинговые и административные расходы

Шаг 9

68500



Валовая прибыль

Шаг 1 - Шаг 8 - Шаг 9

250143,4



Шаг 11 Баланс на конец планового года



Активы

 



Оборотные средства

516009,4



Денежные средства

253638



Долги клиентов

74500



Запасы

187871,4



Основные средства

214250



Земля

0



Здания и оборудование

323000



Минус накопленная амортизация

108750



Итого активов

730259,4



Задолженность и собственные средства

 



Краткосрочные долги

87753



Капитал

300000



Накопленная прибыль

342506,4



Итого задолженностей и собственных средств

730259,4



Шаг 12 Отчет о денежных потоказ за отчетный период



Денежные потоки от основной деятельности

Сумма



Прибыль

250143,4



Корректировки

5005,4



Амортизация

45000



Уменьшение долгов клиентов

-2000



Увеличие запасов

115802,4



Увеличение краткосрочной задолженности

-153797



Нетт-денежный поток основной деятельности

245138



Денежные средства на начало года

8500



Денежные средства на конец года

253638










Список литературы

1. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб.: Издательский торговый дом «Герда», 1999. – 192 с.

3. Курилова В.И. Туризм. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.

4. Энциклопедия туриста / Под ред. А.Х. Абуков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – с.97.

5. Чудновский А.Д. , Жукова М.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288с.

6. Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения, формуляры в туристской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – с.234.




[1] Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб.: Издательский торговый дом «Герда», 1999. – 192 с.

[2] Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.


[3] Курилова В.И. Туризм. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.


[4] Энциклопедия туриста / Под ред. А.Х. Абуков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – с.97.

[5] Чудновский А.Д. , Жукова М.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288с.


[6] Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения, формуляры в туристской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – с.234.



[7]Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения, формуляры в туристской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – с.234.