Содержание

Введение. 3

1. Основные понятия рынка ценных бумаг. 4

2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. 5

3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. 17

Заключение. 20

Список литературы.. 22

Введение

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране.

Цель данной работы – рассмотрение вопроса, связанного с ролью и функцией государства на рынке ценных бумаг


1. Основные понятия рынка ценных бумаг

Ценные бумаги - титул собственности, дающий его владельцу право на получение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятся акции, облигации корпораций и государства.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичными рынками называются те, на которых выпущенные ценные бумаги впервые продаются покупателям. Вторичные рынки ведут торговлю уже находящимися во владении ценными бумагами. Это различие между ними действительно важно. Если продана вновь выпущенная акция компании, то вырученные средства получает эта компания, а если продается акция, выпущенная и проданная ранее, то вырученные средства идут ее последнему владельцу. Вторичные рынки помогают корпорациям продавать вновь выпущенные ими акции или облигации, повышая их ликвидность.

Вторичные рынки имеют существенно больший торговый оборот по сравнению с первичными и при этом намного более известны. Вторичный рынок представлен главным образом фондовыми биржами. Помимо биржевого рынка существует и внебиржевой рынок.

Задача рынка ценных бумаг - привлекать в экономику временно свободные денежные ресурсы, и вместе с тем предоставлять владельцам этих свободных денежных ресурсов возможность приумножать свой капитал. Для этого используется механизм купли-продажи ценных бумаг. Те, кто выпускает и размещает ценные бумаги на рынке (эмитенты), получают денежные средства для реализации своих целей, а те, кто покупает ценные бумаги (инвесторы) - вкладывают свои средства в расчете получить доход. Эта часть рынка ценных бумаг называется первичным рынком.

Цель эмитентов - получить средства для финансирования своих проектов, поэтому рынок ценных бумаг способствует развитию всей экономики. Владелец ценной бумаг может продать ее другому инвестору и получить доход за счет разницы ее цены при покупке и продаже. Это он может сделать на вторичном рынке.

Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты коммерческих банков, прибыль предприятий и организаций. Выпуск ценных бумаг - более универсальный способ финансирования экономики. Его используют как государственные и региональные органы власти (выпуская, например, государственные и муниципальные облигации), так и предприятия любых отраслей, выпускающие акции и корпоративные облигации.

Рынок ценных бумаг обеспечивает реализацию финансовой политики государства и перемещение свободных денежных ресурсов в отрасли, имеющие наибольшую потребность в финансировании.[1]


2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

До недавнего времени государственный контроль за рынком ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.

Основным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1.07.96 г. на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции:

1)        осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2)        утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3)        разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4)        установка единых обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5)        установка единых требований к порядку ведений реестра именных ценных бумаг;

6)        установка порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;

7)        выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка;

8)        определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг

9)        осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных бумагах;

10)      обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

11)      регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

Законодательство РФ позволяет создавать профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации.  Саморегулируемая организация в соответствии с лицензией, выданной Федеральной комиссией, осуществляет следующие функции:

-  устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов;

-  выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

-  осуществляет контрольные полномочия;

-  налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

-  направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

-  в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им квалификационные аттестаты.

Саморегулируемые организации призваны помочь государству в решении задач развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

Не смотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

-                       государственные органы регулирования;

-                       саморегулирующиеся организации;

-                       законодательные нормы рынка ценных бумаг;

-                       этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятель­ности и все виды операций на нем, осуществляется органами или орга­низациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.


Различают:

-                       государственное регулирование рынка, осуществляемое госу­дарственными органами;

-                       регулирование со стороны профессиональных участников рын­ка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

-                       общественное регулирование или регулирование через общест­венное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

-                       поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

-                       защита участников рынка от недобросовестности и мошенниче­ства отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

-                       обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразова­ния на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

-                       создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каж­дый риск адекватно вознаграждается;

-                       в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных на­чинаний и нововведений и т. п.;

-                       воздействие на рынок с целью достижения каких-то общест­венных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).[2]

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

-                       создание нормативной базы функционирования рынка;

-                       отбор профессиональных участников рынка;

-                       контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

-                       систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

-  разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

-                       выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

-                       обеспечение конкуренции между участниками рынка;

-                       обеспечение гласности нормотворчества;

-                       соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

-                       разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

-                       установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

-                       контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

-                       обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

-                       формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

-                       контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.[3]

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

-                       стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

-                       равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

-                       гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

-                       отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

-                       запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

-                       отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

-                       функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

-                       использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

-                       распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

-                       приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

-                       приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

-                       максимальное снижение и разделение рисков;

-                       поддержка конкуренции на рынке;

-                       предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется  регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

 На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

-                       Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 –1996годы);

-                       Закон «О банках и банковской деятельности» (1990г.)

-                       Закон «О центральном банке Российской Федерации» (1995г.)

-                       Закон «О приватизации государственных и муниципальных мероприятий в РСФСР» (1991г.)

-                       Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992год)

-                       Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992год)

-                       Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992год)

-                       Закон «Об акционерных обществах» (1996год)

-                       Закон «О рынке ценных бумаг» (1996год)

-                       Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т. д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. Именно поэтому одним из основных требований Указа Президента РФ №1008 от 1 июля 1996 года стало «обеспечение единства и непротиворечивости государственного регулирования рынка ценных бумаг через механизм обязательного согласования» нормативных правовых актов исполнительной власти с ФКЦБ России.

На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

-                       создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

-                       финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

-                       создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

-                       перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института "эффективного собственника", повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

-                       предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

-                       создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

-                       борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое со­стоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

-                       контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

-                       изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

-                       гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);

-                       внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торгов­ле и экономических связях, военные действия и пр.).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулиро­ванием РЦБ на государственном уровне занимаются:

-                       Высшие органы государственной власти:

-                       Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

-                       Президент (издает указы);

-                       Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие ука­зов президента).

-                       Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:               

-                       Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправле­ния, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регу­лирует их обращение);

-                       Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кре­дитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т. д.);

-                       Государственный комитет по антимонопольной  политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

-                       Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

-                       Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).[4]

3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России

ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. ФКЦБ России подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Комиссия является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

ФКЦБ России:

-                       разрабатывает основные направления развития фондового рынка,

-                       координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования,

-                       устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами,

-                       лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке.

В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.

Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных бумаг, обеспечивающего привлечение инвестиций в экономику страны. Для достижения этих целей необходимо решить целый ряд задач. Одна из них - построение инфраструктуры фондового рынка, без которой невозможно его дальнейшее развитие и увеличение объемов торговли. ФКЦБ оказывает всемерную поддержку инфраструктурным проектам - созданию торговых систем, клиринговых и расчетных организаций, депозитариев.

Другое приоритетное направление работы Комиссии - защита прав субъектов фондового рынка - инвесторов, эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка, повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

Поскольку порядок на фондовом рынке не может поддерживаться силами лишь государственных органов, особое значение в системе регулирования рынка приобретают саморегулируемые организации его профессиональных участников. Именно саморегулируемым организациям может быть передана часть полномочий ФКЦБ России по лицензированию и контролю за деятельностью участников рынка. При этом передача полномочий по регулированию рынка основана на принципе ответственности за результаты. Так, саморегулируемые организации, получившие полномочия по лицензированию участников рынка, отвечают за деятельность последних.

Для рассмотрения вопросов межведомственного характера в ФКЦБ России создается совещательный орган - коллегия, состоящая из 15 членов. В состав коллегии входят как члены Комиссии, так и представители федеральных органов исполнительной власти, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов и Центрального банка. Решения коллегии ФКЦБ России носят рекомендательный характер.

Консультационно-совещательным органом, который в обязательном порядке рассматривает проекты постановлений Комиссии, является Экспертный совет при ФКЦБ России, состоящий из 25 членов. В Экспертный совет входят представители государственных органов - Администрации Президента Российской Федерации, Министерства финансов, МВД, Госкомимущества, Госналогслужбы, Центрального банка, Российского фонда федерального имущества. В Экспертном совете представлены сами профессиональные участники фондового рынка, их саморегулируемые организации, союзы и объединения. Кроме того, в состав совета входят независимые эксперты.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» от  22 апреля 1996г. ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ образует Региональные отделения Федеральной комиссии для обеспечения выполнения установленных Российским законодательством норм, правил и условий функционирования рынка ценных бумаг, практической реализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.[5]


 

Заключение

Таким образом, рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.

Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире с большим процентом так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений. А последний кризис 17 августа – крах новой по форме финансовой пирамиды – пирамиды государственных ценных бумаг, являющихся во всем мире наиболее надежных ценных бумаг привел к полной потери доверия населения к данной отрасли.

Эта ситуация сложилась вследствие следующих причин:

-           слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности, слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции развития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политики в этой области, политическая нестабильность);

-           информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;

-           территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;

-           большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.

Эти проблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам на сегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг, создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестирования финансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функций регулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установление налоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги, а также другие меры.

Если государственные органы действительно станут реальной властью в стране, то наша страна может надеяться на дальнейшее развитие во всех отраслях жизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должна занять подобающее ей место в мире.


 

Список литературы




1.          Ивашина Т.Б. Рынок ценных бумаг: анализ, перспектив. – М.: ЮНИТИ, 2002.  -350 с.

2.          Рынок ценных бумаг/ Под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С., Бакланов С.А. -  СПб.: Нева, 2004. – 290 с.

3.          Тогунян Г.А. Государственное регулирование в области финансов и кредита в России. – М.: Дело, 2002.  - 375 с.

4.          Указ Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» №2063 от 04.11.1994 г.

4.

5.          Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. – М.: Бизнес, 2002. – 362 с.

6.          Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. Л. А. Дробозиной.  –М.: ИНФРА-М. 2003. – 426 с.

6.





[1] Рынок ценных бумаг/ Под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С., Бакланов С.А. -  СПб.: Нева, 2004. – С. 120


[2] Ивашина Т.Б. Рынок ценных бумаг: анализ, перспектив. – М.: ЮНИТИ, 2002.  – С. 151


[3] Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. Л. А. Дробозиной.  –М.: ИНФРА-М. 2003. – С. 231


[4] Тогунян Г.А. Государственное регулирование в области финансов и кредита в России. – М.: Дело, 2002.  – С. 74


[5] Фельдман А.А., Лоскутов А.Н. Российский рынок ценных бумаг. – М.: Бизнес, 2002. – С. 95