Содержание
Введение. 3
1. Земля и река. 4
2. Город. 7
3. Дворец-замок. 11
4. Дворец-храм. 13
5. Жилище. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Какие ассоциации возникают у нас, когда мы произносим название этой страны? Они всегда противоречивы: пустыня и жизнь, каменный век и цивилизация, развалины и пирамиды! А как захватывает дух, когда осознаешь, что по территории этой страны протекает самая длиная река в мире, несущая жизнь этой стране. Ведь 90% населения жили и живут вдоль берегов Нила! А строительство пирамиды Хеопса в ту эпоху, когда еще не знали железа и колеса, до сих пор остается загадкой. В чем же причина столь раннего развития данной цивилизаци, опередившей историю нашего мира примерно на две тысячи лет? Как жили древние египтяне и что являлось составляющими частями их жизни?
Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах- города, который греки впоследствии именовали Мемфисом.
Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по цвету местной почвы. По словам Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей с/х деятельности населения.
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с бытом египтян.
1. Земля и река
Море и Нил, плодородная земля, без сомнения, были источниками жизни для Древнего Египта. Основным занятием для большинства населения являлось сельское хозяйство, и поэтому собственность на землю была всегда самой важной основой власти, и в политике, и в религии.
Первые фараоны были культиваторами почвы. Так Аменемхет I ( 1991-1962 гг. Р.Х.) похвалялся этим перед сыном: «Я выращивал пшеницу, поклонялся богу зерна в каждой долине Нила. Никто не знал голода или жажды во время моего царствования». Когда наступал черед вельмож предстать перед божественным судом Осириса, они среди своих добрых дел называли ирригацию, выполненную для улучшения возделываемых земель, а следовательно, и благосостояния крестьян.
С уходом зимы (которую древние египтяне отождествляли с месяцами засухи, уничтожавшей жизнь на полях), с восходом над горизонтом звезды Сириус – изначальной Матери – и дуновением Северного ветра, с неба падает большая слеза Исиды, наполняюшая неизвестные источники Нила за столпами мира. В течение четырех дней вспухает русло «Зеленого Нила», наполняясь грязью и тиной, и потом еще пятнадцать дней течет «Красный Нил», полный плодородного ила.
К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и поселки вырастают из огромного болота, словно острова. С зимним солнцестоянием огромная лагуна исчезает, а люди возвращаются к обогащенной почве и вновь принимаются за работу. Эти моменты жизни миллионов людей, живших четыре тысячи лет назад, запечатленены в виде рисунков почти во всех гробницах фараонов.
С земледелием были связаны такие праздники, как жатва, сбор урожая винограда, праздник вывода животных на пастбище, сбор дикорастущих ячменя, проса, осоки и драгоценного папируса, использовавшегося для выделки веревок, сандалий, лодок, из него же вырезались полоски, которые потом ткались и отбивались для получения бумаги и кистей для письма и рисования.
Более сложными были опыт и умение, необходимые для мелиорации, требовавшие знания астрономии, землеустройства, тригонометрии, гидравлики, строительства, а также планирования и организации работ на тысячах и тысячах гектаров земли. И все же египтяне уже владели подобными знаниями за четыре тысячи лет до Рождества Христова, в то время как другие народы пребывали в каменном веке. Очевидно, что работы такого рода требовали координации совместных усилий вдоль всего Нила, что, несомненно, послужило основой объединения Нижнего и Верхнего Египта.
Знание астрономического календаря было результатом древних наблюдений за ходом солнца по отношению к неподвижным звездам. Весь год был разделен на три сезона: сезон разлива, Ахет (с 15 июня по 15 октября); сезон посева, Перет (с 15 октября по 15 февраля); сезон сбора урожая или большой жары, Шему (с15 февраля по 15 июня, конец египетского года).
В математике египтяне были знакомы с главными операциями и некоторыми типами дробей, вычисляли поверхности и объемы, а также знали те основы тригонометрии, которые позволяли им создавать большие сети оросительных каналов и делать разметку земли для аграрных нужд. Инстументы их были настолько совершенны, что, в конечном счете, дали возможность построить Великие пираимды.
Прогресс аграрной науки позволил к 2000 г. до Р.Х. осуществить великую мелиорацию Элъ-Файюма, к югу от Мемфиса, что сделало пригодным к обработке большую область вокруг озера Мёрида (в то время оазис был в пять раз больше, чем теперь). Было проложено множество каналов, тысячи гектаров заболоченной и бесплодной земли были превращены в пахотные земли.
Эта титаническая работа включала в себя также строительство поселков и создание идеальных кооперативов: фактически каждый работавший на земле имел собственный дом с садом, приблизительно в 1500 кв. м, и входил в состав бригады из пяти работников во главе с мастером. Рабочие и мастера формировали артель с совместной собственностью, от лица которой ежегодно обсуждались программы работ с государственными представителями и утверждалось вознаграждение.
Навигации по Нилу помогала сама природа: течение реки несло корабли с юга на север, т.е. к морю, а почти постоянный бриз с севера на юг способствовал их подъёму против течения, из Нижнего Египта в Верхний. Нил превратился не только в стихию, оплодотворяюшую землю, но и стал стержнем всей жизни Египта.
Посредством реки эта страна была соединена на юге с Нубией, страной золота и слоновой кости, на севере со Средиземноморьем и Ливаном, страной бесценного кедрового дерева; в центральной части пролегал караванный путь, ведущий из Копта через Уади-Хам-Мамат к Красному морю и в загадочную страну Пунт(то ли Абиссиния, то ли Пакистан), откуда привозились миро, ладан, специи, янтарь и белое золото – продукты большой значимости для Древнего Египта, из-за которых около 2500 г. до Р. Х. Сахура снарядил большую экспедицию с разборными кораблями для пересечения Красного моря.
Позже караванный маршрут через пустыню был оснащен всем необходимым для привалов, в том числе и хранилищами с постоянно обновляемой пресной водой, а на берегу Красного моря была сооружена корабельная верфь.
По Нилу ходили корабли всех размеров: лодки из папируса или связок пальмовых ветвей, фелуки десятиметровой длины, огромные плоты, длиной более тридцати метров, способные перевезти на расстояние в сотни километров тяжелейшие обелиски.
Корабли, соединявшие Библ и Мемфис еще во времена Снофру,основателя IV династии (ок. 2520 г. до Р.Х.), были построены в особой манере и имели огромные размеры. Это был целый флот для перевозки огромных партий кедра из Ливана, состоявший, как минимум, из сорока кораблей, длиной 50 метров каждый, и еще шестидесяти кораблей поменьше.
В начале третьего тысячелетия до Р.Х. кораблестроительство имело уже вековой опыт. Известно, что парусные лодки строились еще до фараонов, и уже в глубокой древности бог Солнца, Ра, изображался ходившим на двух «небесных лодках». Лодка, основа повседневной жизни, была также неотъемлемой частью каждого религиозного праздника, и поэтому ее ревниво хранили в сердце каждого храма. Она служила «эксклюзивной» повозкой как в этом, так и в загробном мире, как для людей, так и для богов: экипаж Жизни вдоль бесконечного Нила.[1]
2. Город
Приблизительно шесть тысяч лет назад сельское хозяйство и торговля в Египте были уже достаточно развиты. Многочисленные поселения высились на берегах Нила, озера Файюм и каналах Дельты. Первые организованные центры, появившиеся приблизительно на две с половиной тысячи раньше греческих городов-полисов, были обычно окружены квадратной стеной.
План города напоминал сетку, внутри которой здания располагались вокруг дворца правителя и храма бога-патрона. Дворец правителя был сам по себе цитаделью с высокими прямоугольными башнями, строившийся вначале из необожженного кирпича, а приблизительно с 2800 г. до Р.Х. обшиваемый обработанным камнем.
Населенные центры в Дельте первыми достигли расцвета, став настоящими торговыми и морскими городами. Вместо того, чтобы замыкаться во все более укрепленных стенах, они раскрывались на длинных молах с верфями, многочисленными хранилищами и обширными рынками. Процветая, эти города продолжали расширяться, а управлялись они владельцами кораблей, торговавшими в далеких морях, вплоть до Черного моря.
На пирсах и на торжищах преобладали большие и средние торговцы с их домами, лавками, складскими помещениями и магазинами. Вокруг такого «города» пятитысячелетней давности находилось огромное количество маленьких, стоящих рядами, одноэтажных зданий, где жили ремесленники и рабочие. Здесь же, в небольших мастерских, они занимались малыми и большими ремеслами, работали с золотом и стеклом, производили косметику и ткани, а также бесчисленное множество других вещей, распростаняемых по всему Египту и всему известному миру. Вне городских стен располагались виллы и сады, принадлежавшие торговцам и состоятельным персонам.
Автономный центр рядом с дворцом правителя, в основном, образовывали наиболее важные храмы, которые, превращаясь в святилища, становились настоящими священными городами в противоположность политическим и коммерческим центрам.
Известными торговыми и морскими центрами были такие древние города,как Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис и, наконец, Бубаст (Бубастис), расположенный на канале, который соединил Средиземное море с Красным. В 1500 г. до Р.Х. горд Фарос, на месте, где спустя более тысячи лет родится город Александрия, уже имел волнолом (2100 м длиной и 50 м шириной), выдвинутый в море, обеспечивавший порт акваторией в 60 гектаров, а также пирс, длиной 14 метров, и огромную сеть складских помещений и торговых зон.
Города Верхнего и Среднего Египта обычно развивались более медленными темпами, в результате скорее исторических, нежели коммерческих причин, и поэтому они нуждались в более высоких и тостых городских стенах. Почти всегда сооружавшиеся из кирпича-сырца, они были квадратными, лишь иногда скругленными в углах,высотой десять и более метров, и иногда толщина их превышала высоту. Длинные скаты соединяли внутренние улицы и главные ворота с широким сторожевым проходом, опоясывавшим весь периметр городских стен.
Город выглядел большой сеткой, почти половина которой была занята дворцом правителя и городским храмом, с резиденциями знати и малыми храмами вокруг. Другая половина города состояла из огромного количества домов, мастерских, лавок,- все они были одноэтажными, открывавшимися на боковые улочки, связывавшие основные магистрали.
В городах, становившимися столицами царства, комплекс дворца фараона практически совпадал с самим городом, с большим скоплением храмов, правительственных учреждений и придворных резиденций. В них почти не оставалось места для свободной сельскохозяйственной и коммерческой деятельности, т.к. гигантский городской организм был предназначен исключительно для обслуживания правительства и божественной персоны фараона.
Давайте рассмотрим египетское селение между Ахетатоном и его некрополем в Тель-эль-Амарне. В отличие от города, эта деревня жестко соответствует традиционной схеме; вероятно, это поселение служило первым центром размещения тех, кто должен был построить город, согласно планам фараона, а затем - некрополь.
Деревня окружена стеной из необожженного кирпича с единственным выходом на юге, открываюшимся на прямоугольную площадь, от которой отходят пять улиц, образующих шесть идеально прямоугольных кварталов с одноэтажными жилыми постройками.
Все кварталы настолько одинаковы, как будто они строились по одному типовому проекту. Система, в действительности, очень проста: длинные прямолинейные и параллельные стены делят пространство на три прямоугольные полосы, где каждый жилой блок состоит из трех комнат с единственным выходом на ту же самую улицу. Все блоки одного и того же размера и могут считаться настоящим модулем, на котором была основана планировка и строительство всего поселения. Такая сетчатая планировка могла быть использована египтянами уже в 2700 г. до Р.Х.
Поселение Фиванских некрополей в Дейр-эль-Медине, вероятно, основанное Тутмосом I (1530-1520 гг. до Р.Х.), первоначально имело традиционную прямоугольную схему застройки и
было предназначено исключительно для рабочих некрополя Фив. Оно не раз было перестроено, прежде всего изнутри, что обуславливалось новыми требованиями как из-за численности, так и по мере роста значения семейной ячейки.
Интересна социальная организация Дейр-эль-Медины. Население было подчинено двум директорам-управляюшим, окруженным советом ремесленников и рабочих с автономными администрациями. Специалистам архитектуры, скульптуры, живописи, рисунка содействовали писцы, квалифицированные рабочие, чернорабочие, землекопы, каменщики, мелкие предприниматели. Наконец, привлекались также работники коммунальных услуг: разносчики воды, пастухи, охотники и т.д.
Они были объединены в маленькие однородные общины, с собственными жрецами и молельнями, выстроенными вокруг цитадели. В качестве высокой оценки их важной работы им предоставлялись гробницы (зачастую более богатые, чем у знати), расположенные с трех сторон вокруг селения на удобных низких площадках.
Тропа, проложенная по скалистой пустыне и оборудованная укрытиями с запасами воды, вела работников к различным некрополям. В той же Долине царей такое укрытие стало своего рода постоялым двором, где группа ремесленников, работавших постоянно перемещаясь, могли бы остановиться в случаях неотложного дела.
На все работы заключались контракты между директорами-управляющими, советом и заказчиком. В контракте определялись даты сдачи работы и выплаты за четко определенные виды деятельности, например, за художественное оформление. Совет также предусматривал составление программы работ с конкретным распределением задач и заработной платы. Главный мастер каждой группы вел книгу работ, в которой среди прочего, были отмечены причины отсутствия на рабочем месте (это могли быть: болезнь, день рождения матери работника или даже ссора с женой!).
У египтян было много свободных дней: на каждую «неделю», состоящую тогда из 10 дней, приходилось два выходных дня; к ним добавлялись дополнительные праздники, например, «царские» (длились четыре дня и позволяли навещать далеко живущих родственников).
Оплата исчислялась на основе «литра» жира, конвертируемого в такие предметы потребления, как пиво, бобовые, одежда, сандали и даже мази и благовония. Для других вещей был установлен эквивалент в медной монете. Если оплата была недостаточна, рабочие «ложились в постель», т.е. устраивали забастовку, и довольно часто их требования быстро удовлетворялись, ввиду важности и прямой необходимости их работы.
Споры или санкции, если необходимо, решались судом работников, проводимым под председательством главного мастера. Дело сначала обсуждалось с советом, а вердикт объявляли от имени царя. Кроме того, была возможна вторая и последняя апелляция к визирю или к самому фараону, которые также вмешивались в вопросы большой важности или высочайшей юрисдикции.
Основной рацион питания включал мясо домашнего скота, который покупался или откармливался, волов, свиней, газелей, антилоп и даже гиен, жареную или вареную птицу, лук, бобы, чечевицу и такие фрукты, как финики, абрикосы, гранаты и плоды рожкового дерева. Сладости готовились, в основном, на медовой основе. Среди напитков были распространены молоко, вода, вино и, главным образом, пиво.[2]
3. Дворец-замок
Приблизительно в конце четвертого тысячелетия до Р.Х. комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти – дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектурную форму, которая сохраняется потом в течение большей части третьего тысячелетия. Эти монументальные ансамбли эффектно изображены на саркофагах конца IV династии (2620-2500 гг. до Р.Х.).
Такие сооружения I первой династии, как гроюница Аха и еще более – Удиму (приблизительно 2900 гг. до Р.Х.), дают нам наглядные представления об убранстве комнат и внутренних дворов. Этот прототип дворца, просуществовавший потом около пятисот лет, имел такие конструктивные характиристики, как прямоугольный параллелепипд, внешние стены которого были обнесены серией башен, равномерно перемежавшихся с глубокими нишами; внутреений массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады были украшены высокими, близко поставленными пилястрами, соединенными наверху и часто обрамленными богатым карнизом и декоративным панно.
Хочется отметить, что подобное архитектурное решение применялось и в более поздних постройках Угарита, Урука и Мари в Месопотамии, в ступенчатых зиккуратах и во дворцах Вавилонии. Особенно впечатляют аналогия гробницы Удиму с ранними шумерскими дворцами, и аналогия еще более древнего комплекса Джосера в Саккаре с гигантским дворцом Саргона в Харсабабе.
Дворец фараона, как мы знаем, должен был отвечать нуждам не только царя, но и администрации, а значит, помещения делились на два больших сектора. Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: большой зал аудиенции, тронный зал, и, наконец, помещения, используемые «хозяином дворца», «хозяином двух тронов», «хранителем короны» и «главой царских регалий», который руководил всеми сложными церемониями и сами двором, включая многочисленных придворных дам и царский гарем, к которым добавлялась армия служащих, дворцовых рабочих, ремесленников, художников, врачей и парикмахеров. Рядом же находились «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».
Второй сектор состоял из «Белого дома» (Министерство финансов), «Красного дома» или «Дома вечности» (Министерство царского и государственного культа), «Палаты печати» (Министерство налогов) с высоко организованным кадастром и национальным реестром собственности и «Дома руководителя вооруженных сил», соединенного с казармами армии фараона.
Дворец-замок достиг своего максимального блеска при IV династии, когда фасад характеризовался игрой пустот и заполненностей, подчеркнутой выступающими элементами и вертикальными линиями, что показывало высокий уровень архитектурных и технических знаний египтян.[3]
4. Дворец-храм
Но к концу третьего тысячелетия до Р.Х. восхитительный замок-дворец прекращает свое существование не только как эстетическое и архитектурное решение, но и как объемная композиция из одного блока, объединяющего функции резиденции фараона и правительства. С приходом второго тысячелетия требования становятся разнообразнее и сложнее: разрастающаяся империя требовала все большего престижа и все более изощренных инструментов власти. Во дворце размещались теперь официальные аппартаменты царя и его двора; это было место властелина мира, и дворец приравнивался к храму.
Центральным стал гипостильный зал, заполненный гигантскими колоннами, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним, перед большим вестибюлем, также украшенным колоннами и пилястрами, располагались «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных и слуг. Внимание акцентировалось на проходе, соединяющем вход-атриум с тронным залом, который часто сравнивался с молельней в храме.
Во время царствования Эхнатона (1372-1354гг. до Р.Х.), произошли решительные изменения в архитектурном стиле правительственных сооружений и резиденций фараона. Так, в городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне дворец предстает уже не как массив, заключенный внутри прямоугольника, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженный открытым пространством.
Между «царской дорогой» и Нилом протянулась длинная зона, занятая официальной резиденцией: комплекс, начинавшийся от просторного перистиля с тронным залом, развивался через ряд внутренних двориков и садов к дому для гостя, гарему, царским канцеляриям и службам. Помещения были небольшими, но богато украшенными. Правительственные здания окружали комплекс, к которому примыкали также частный храм и школа для будущих сподвижников фараона.
Стоит отметить, что если в третьем тысячелетии дворец конкурировал по масштабам с «обителью фараона в потустороннем мире», то во втором тысячелетии гробница едва ли могла сравниться с храмами и дворцами, где фараон осуществлял свою власть над всем миром.[4]
5. Жилище
Конечно, существует большое различие между дворцом фараона, особняком вельможи и жилищем ремесленника, последний из которых жил вне царского двора в полной экономической автономии. Маленький дом, рассматриваемый как основной модуль для всей городской застройки, имел приблизительно восемьдесят квадратных метров на семью и был разделен на три последовательных зоны: вход, покои, кухня.
Первая зона четко делилась на прихожую и гостиную; покои могли также включать мастерские, а под кухней могло также подразумеваться еще кладовая и помещение для хранения запасов и мебели. Часто из маленького или большого внутреннего двора лестница вела на плоскую крышу, оборудованную под гостиную на открытом воздухе. На улицу выходила единственная дверь, а воздух и свет поступали, в основном, из внутреннего дворика.
В более зажиточных домах, в центральном зале находился один или два столба, с высеченным на них именем хозяина. Стены из необожжонного кирпича были оштукатурены изнутри и снаружи. Полом же служила утоптанная земля, иногда оштукатуренная и выкрашенная в красный цвет. Предположительно каждый жилой блок был заселен одной семьей, но жизнь, временами, бывала довольно стесненной.
Хотя мебель в египетском доме была малых габаритов и только самой необходимой: большие предметы помешались в подвальных помещениях, а одежда хранилась на полках в стенных шкафах или в многочисленных корзинах и сундучках.
Еще египтяне использовали множество столиков всевозможных размеров и предназначений. Впрочем, потребности были очень скромными: даже когда экономические условия улучшались, предметы одежды, мебели, обстановки и даже пищевой рацион – все ограничивалось несколькими наименованиями. В результате специфических религиозных и моральных представлений, преобладающим желанием египтян было наличие большого и прекрасного дома для загробной жизни, какой можно увидеть в деревне строителей Дейр-эль-Медина.[5]
Заключение
Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно, и некоторых племен, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изобретениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения, цвет их кожи был смуглый, волосы – черные, гладкие. Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хемитской семьи языков.
Сложно понять людей, живших четыре тысячи лет назад в далекой от нас стране Египет. У них была своя монотеистическая религия, в основе которой лежал миф об Осирисе, своя письменность, появившаяся в четвертом тысячелетии до Р.Х., которую греки лишь в 210 г. до Р.Х. назвали «иероглифика», что в переводе означает «священные высеченные знаки», своеобразная культура и образ жизни, свои законы и своя история. Все это повлияло на последуюшее развитие человечества. И пытаясь понять свое настоящее, мы неизбежно возвращаемся к своему прошлому, к его загадкам и тайнам. И это повторяется на протяжение столетий . . .
Список литературы
1. Базак А.Н., Войнич Н.Е. История древнего мира. Древний восток. – Минск: Харвест, 2000. – 349 с.
2. Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации. – М.: Дело, 2001. – 286 с.
3. Монтэ П.. Египет Рамзесов. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 390 с.
4. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: ЮНИТИ, 2001. -352 с.
5. Яковец Ю.В. История Цивилизаций. – М.: Логос, 1999. – 454 с.
[1] Базак А.Н., Войнич Н.Е. История древнего мира. Древний восток. – Минск: Харвест, 2000. – С. 108
[2] Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 183
[3] Яковец Ю.В. История Цивилизаций. – М.: Логос, 1999. – С. 216
[4] Монтэ П.. Египет Рамзесов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 128
[5] Бонгард-Левина Г.М. Древние цивилизации. – М.: Дело, 2001. – С. 75