Мой путь профессионального становления. Водитель


Водитель учится всегда: автошкола прививает уважение к ПДД, окружающая его среда - пренебрежение к ним, ну а самосовершенствование имеет место всегда. Собственно говоря, получив заветные "корочки", новоявленный участник дорожного движения, как правило, сразу же оказывается на "обочине" этого самого движения. Снабженный путающимися в голове теоретическими знаниями, владеющий автомобилем ровно в той же степени, в какой владеет иностранным языком среднестатистический школьник, "чайник" не всегда готов к суровой действительности, которую представляет дорожная обстановка любого крупного города.

В самом деле, как может человек, прослушавший курс лекций и "объехавший" автомобиль за сорок часов (а иногда и того меньше), чувствовать себя уверенно в реальной дорожной ситуации? Сразу оговоримся: речь идет об индивиде, впервые в жизни севшем за руль именно учебной машины и преодолевшем свои первые метры под наблюдением (и со страховкой) инструктора автошколы. Естественно, гораздо проще приходится тем курсантам, которые имеют уже некоторый опыт, накопленный на второстепенных (и не очень) дорогах; они неплохо водят да и Правила "примерно" знают. У таких по окончании курсов проблем с внедрением в "систему" практически не возникает.

Однако в любом случае из автошкол выходят плохие ли, хорошие, но "зеленые" водители, которым еще многому предстоит научиться. Как нетрудно догадаться, процесс образования переносится на дорогу, а "преподавателями" становятся коллеги-водители. Ну и чему от них можно научиться? Вначале прилежный "чайник" строго придерживается Правил, старается показывать перед каждым перестроением сигнал поворота, пропускает и когда надо, и когда не надо, а проезд на красный свет или превышение скорости классифицирует как преступление (что на самом деле близко к истине). Но что это? Другие ведь преспокойно едут и на желтый, и на красный, а скорость дружно превышает весь поток! Вот так окружающая среда формирует "автомобильную личность".

Как бы то ни было, рано или поздно, но водитель уже чувствует себя уверенно. Главное, чтобы это состояние не перешло в чувство вседозволенности, а агрессия не нашла выход "через руль". Следующий этап - зрелость. Тогда человек уже в силах справиться с сиюминутными соблазнами, отдавая себе отчет, что дорога подобных авантюр не прощает. Главное же в том, что происходит это на подсознательном уровне (любой водитель понимает, что такое хорошо, а что такое плохо, но за рулем он часто сам себе не хозяин - верх над ним берет не разум, а эмоции). К подобному человек приходит сам, методом проб и ошибок. Сколько ему на это понадобится? Наверное, это зависит от многих факторов, в том числе личных качеств, жизненного опыта, стажа. Вся эта резкость пропадает, остается спокойствие и уверенность. Но при этом водитель не становится тормозом для всего потока - он передвигается быстро, но плавно.[1]

"Эталон"

Кто может называться хорошим водителем? Думается, в общих чертах его "портрет" уже набросан. Но самосовершенствование продолжается, ведь цель - достигнуть идеала. А кто, кто идеальный водитель? По всей видимости, это тот, кто достигает наибольшей эффективности при передвижении. Из пункта А в пункт Б он добирается по оптимальному маршруту, тратит минимум времени (средняя скорость достаточно высока), не допускает лишних действий (торможений, разгонов), следовательно, расходует не так много топлива. Стиль его вождения - легкий, стремительный. Вы думаете, это так просто?

Этого каждый может достигнуть глубокой ночью, когда городские улицы почти пустынны. Вот дорога без "препятствий", вот нерегулируемые перекрестки, которые можно проскакивать, не снижая скорость. Пожалуйста, следуйте идеальной траектории, плавно разгоняйте и останавливайте автомобиль. Это действительно не так сложно. А попробуйте повторить подобное днем, когда плотный поток транспорта беспощадно пресекает попытку подобного "планирования". Так вот, мастер сохранит свой стиль даже в этом случае. Как добиться подобного результата? Cоставляющие успеха таковы:

1. Хорошее знание Правил дорожного движения и умение "распоряжаться" ими в реальной дорожной ситуации;

2. Уверенное владение автомобилем. Под этим подразумевается не только движение в обычной обстановке, но и экстремальное вождение;

3. Умелое сочетание первых двух пунктов - как ни странно, "теория" и "практика", будучи разделенными, еще в автошколе, не всегда могут быть самостоятельно воссоединены вчерашним курсантом;

4. Следование "дорожному кодексу";

5. Умение предвидеть (просчитывать) дальнейшее развитие дорожной ситуации;

6. "Планирование": составление оптимальных маршрутов движения.[2]


Одна из важных психологических характеристик водителя - степень независимости, самостоятельности и активности в создании нормальной дорожной обстановки, степень развития чувства личной ответственности за происходящее. Психологи называют эти качества уровнем субъективного контроля (УСК) над ситуацией.

УСК связан с профессионализмом, ответственностью, достоинством, зрелостью и самостоятельностью человека. Поэтому важно уметь самому определить свой уровень субъективного контроля прежде, чем произойдет ДТП.[3]



Опыт и количество пройденных километров находятся в прямой зависимости. Психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит водитель, прежде чем достигнет высокого уровня безопасной езды.

1-й этап: Преодоление постоянного чувства опасности. Этот этап длится первые дни, иногда недели и требует большого психического напряжения. У новичка преобладает новизна стоящих перед ним задач, для решения которых нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.

2-й этап: Недооценка опасности. В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе, водителю не приходилось сталкиваться с грубыми формами поведения на дороге или попадать в ДТП. Это обстоятельство может ложно приниматься за собственное водительское "мастерство", выражающееся в рискованной манере управления автомобилем. Этап длится в течение 3,5-4 тыс. км пробега.

3-й этап: Коррекция повышенного чувства безопасности. Накопленный практический опыт вождения постепенно снижает чувство безопасности. Однако это чувство все еще остается обманчивым.

4-й этап: Объективная оценка опасности. Приобретенные навыки и опыт вождения помогают не забывать об опасностях на дороге.

5-й этап: Снижение чувства безопасности. Соответствует первым 3-4 годам вождения или 100 тыс. км пробега. Этот феномен психологи объясняют так. Высокий уровень профессионального умения водителей может привести к притуплению бдительности и потере осторожности. Статистика показывает, что самые тяжелые ДТП чаще происходят с опытными водителями. Это лишний раз свидетельствует о том, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько психологические особенности человека.

Не исключено, что первоначальный восторг от самостоятельного управления автомобилем проходит, у вас вдруг исчезает желание ездить, портится настроение, вы клянетесь, что никогда больше не сядете за руль. Психологи называют это "пресыщением", и после появления такого ощущения нужно отдохнуть. Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину только потому, что боится сделать лишнее движение. Рекомендуем не вызывать раздражения окружающих, уверенно выполнять маневры, которые не сбивают с толку остальных. Помните, что управление автомобилем должно быть выразительным, то есть совершенно ясным для других участников движения.

Несколько слов о различиях между мужским и женским поведением на дорогах. Кроме природных различий, поведение тех и других обусловлено и социально-культурными факторами. Так, мальчики растут более самоуверенными, нацеленными на достижение успеха, у девочек, напротив, преобладает стремление избегать неудач. Основное различие можно определить так: женщины больше верят в законы, правила, а мужчины - в себя, в технику. Поэтому-то ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще встречаются из-за переоценки собственных возможностей и чрезмерной самоуверенности. У женщин из-за недостаточной уверенности в себе, чрезмерной осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом падает, а у женщин наоборот возрастает, что отрицательно влияет на безопасность движения.

Самый трудный и наименее любимый маневр для женщин - это движение задним ходом. Для освоения его женщине требуется больше времени, чем мужчине. В то же время недооценивающих значения ремней безопасности значительно больше среди мужчин.


Все вы помните, как, едва начав ездить, путались в педалях и, переключая передачу, забывали о рулевом колесе. Эту стадию становления водителя можно назвать "неуверенной". Она закончилась, когда вы научились работать нужными педалями, поворачивать руль и переключать передачи подсознательно. Но считать человека, до автоматизма овладевшего такими навыками, мастером вождения – мягко говоря, преждевременно. Он лишь перешел на следующую ступень, имя которой – "самоуверенная". Стоящие на ней умеют чувствовать автомобиль, его габарит, предвидят его реакцию. Вершина второго уровня – стабилизация заноса, правильные действия в критической ситуации. Короче – "владение" автомобилем.

Многие из вас удивятся: разве это не высшая ступень мастерства? Нет. И те, кто ошибочно считает так, рискуют пополнить статистику ДТП. Водитель, находящийся на первом уровне, ведет себя осторожно из-за низкой самооценки. Но, почувствовав послушность автомобиля, начинает переоценивать свое умение. Считая скорость важнейшим показателем мастерства, смело вступает в борьбу за первую позицию у следующего светофора. Результат – резкое снижение надежности управления… при том, что скорость перемещения не растет – зато растут затраты на эксплуатацию. Причиной тому непонимание целей и критериев качества управления: ведь при участии в гонках и езде на дорогах общего пользования они, как говорится, совпадают с точностью до наоборот.

Цель гонщика – быть первым хоть на мгновение. Для этого он разгоняется, тормозит и поворачивает с максимальными ускорениями. Скорость – показатель его мастерства, но о надежности управления забывать все же нельзя. Недостаточно быть "чемпионом на отрезках". Для победы необходимо пересечь линию финиша.

Цель водителя – прибыть в пункт назначения в заданное (с широким допуском!) время при минимальном расходе топлива и с максимальной надежностью. Поэтому равномерное движение со скоростью потока наиболее точно отражает умение водителя. Умение действовать в критических ситуациях – показатель мастерства. Но больший мастер тот, кто способен их избежать. Из всех аварий, вызванных ошибками водителя, 85–90% произошли из-за ошибки в выборе режима движения.

"Владение" автомобилем – не цель, а средство, позволяющее водителю легко ориентироваться в транспортном потоке. Эффективно и безопасно движется не тот, кто исповедует "спортивный" (точнее, агрессивный) стиль езды, а тот, кто выбирает спокойный, равномерный. Он же – наиболее экономичный и экологичный. Статистика, дама сухая и беспристрастная, говорит, что при отклонении от средней скорости транспортного потока на 15 км/ч риск ДТП возрастает в 3 раза, на 30 км/ч – в 10 раз, на 50 км/ч – в 50 раз! А вот попытки обогнать поток, ехать быстрее 80–100 км/ч, сродни стремлению обогнать поезд, перебегая из вагона в вагон.

Высшая ступень водительского мастерства – "разумная" стадия: умение анализировать дорожную обстановку и не допускать возникновения аварийных ситуаций. Если же они случаются – с максимальной надежностью выходить из них. То, что многие обладатели быстроходных автомобилей пребывают в самоуверенной стадии, подтверждается цифрами: водители современных иномарок становятся участниками ДТП в три с половиной раза чаще, чем водители "запорожцев" и "москвичей".

Конечно, самая совершенная система подготовки водителей не способна доводить начинающих до "разумной" стадии. Чтобы ее достичь, требуется наездить не меньше сотни тысяч километров. Так что, уважаемые дамы, многим из вас, кто еще не набрал этой цифры на одометре, предстоит расти и расти. И лучше для вас, если повышать мастерство вы будете не методом проб и ошибок, а осознанно.[4]

Список литературы


1.                Лихачев С.С. Профессия «Водитель». – М., 1999.

2.                "Автомаркет+Спорт" №25 27.06.03

3.                Иванов В.М. Наука управления автомобилем. – М., 1997.

4.                Олег Майборода, От «неуверенной» к «разумной», "За Рулем" № 5, 2003.


[1] Лихачев С.С. Профессия «Водитель». – М., 1999. стр. 17 – 19.

[2]  "Автомаркет+Спорт" №25 27.06.03

[3] См: Иванов В.М. Наука управления автомобилем. – М., 1997.

[4] Олег Майборода, От «неуверенной» к «разумной», "За Рулем" № 5,2003.