Содержание

Введение. 3

1. Сущность физических упражнений. 4

2. Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат. 8

3. Влияние физических упражнений на органы кровообращения. 10

4. Травматизм при занятиях физическими упражнениями. 12

Заключение. 17

Список литературы.. 18

 

Введение


«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека  беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления человека, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоро­вье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении постав­ленных им в жизни целей.

Цель данной  работы – рассмотрение вопроса,  вязанного с воздействием физических упражнений на организм человека




 

 

1. Сущность физических упражнений

В наши дни каждый взрослый, каждый школьник знает, что физические упражнения полезны для здо­ровья. Поэтому название главы может вызвать у некото­рых читателей недоумение: значит, есть физкультура, не оказывающая влияния на здоровье, а может быть, даже и вредная? Дело обстоит не совсем так. Просто разные виды физической активности неодинаково влияют на раз­личные системы в организме человека. Опыт приобщения миллионов людей к занятиям физкультурой и результа­ты научных исследований позволили сформулировать положение об «оздоровительной стоимости» тех или иных физкультурных занятий. В некоторых странах даже при­меняется «ценностная шкала», в которой виды двигатель­ной активности расположены по их убывающему оздо­ровительному воздействию.

Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции человека. Например, в иссле­дованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявления­ми восприятия, памятью, эмоциями и мышлением. Дви­жения способствуют увеличению словарного разнообразия речи, что улучшает психическое со­стояние человека. Иными словами, двигательная актив­ность не только создает энергетическую основу для нор­мального роста и развития, но и стимулирует формиро­вание психических функций.

Основными качествами, характеризующими физиче­ское развитие человека, являются сила, быстрота, лов­кость, гибкость и выносливость. Совершенствование каж­дого из этих качеств способствует и укреплению здо­ровья, но далеко не в одинаковой мере. Используя тяже­лоатлетические упражнения, можно стать очень сильным, к чему стремятся многие подростки и юноши. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гиб­ким, применяя гимнастические и акробатические упраж­нения. Однако при всем этом не удается сформиро­вать достаточную устойчивость к болезнетворным воз­действиям. Известно много примеров, когда хорошо под­готовленные тяжелоатлеты, гимнасты, бегуны-спринтеры и даже пловцы не участвовали в соревнованиях из-за... простуды!

Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздо­ровления, профилактики массовых респираторных болез­ней необходимо тренировать и совершенствовать в пер­вую очередь самое ценное в оздоровительном плане физи­ческое качество — выносливость, которая в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового обра­за жизни обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.[1]

Какие же упражнения способствуют повышению об­щей выносливости? Достигнуть ее высокого уровня мож­но, используя упражнения циклического характера, т.е. достаточно длительные, равномерные, повторяю­щиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся бег, быстрая ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, а также, с опреде­ленными оговорками, такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др.

Обратите внимание на последовательность перечи­сления упражнений — она соответствует степени их влияния на состояние здоровья. И не случайно оздоро­вительный бег и быстрая ходьба находятся на первом мес­те. Научные исследования и практика во многих странах мира убедительно доказали первенствующее оздорови­тельное влияние медленного бега на здоровье людей всех возрастов.

Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внут­ренних органах, включая мозг. Последнее особенно цен­но, так как обеспечивает энергетическую базу для совер­шенствования мозговой регуляции и психической дея­тельности. Значительное улучшение обменных процессов у любителей джоггинга (так по-английски называете оздоровительный бег) происходит и за счет повышения микроциркуляции - кровотока в сосудах малого диаметра.

Беговые нагрузки благоприятно отражаются на деятельности эндокринной системы, обеспечивающей в числе других функций и нормальные процессы роста и развития, что очень важно для растущего организма.

Оздоровительная ходьба эффективно используется в семейных туристских походах, которые становятся все более популярными. В соответствии с правилами их ор­ганизации в туристских походах разной сложности могут участвовать и подростки и даже малыши. Такие походы благоприят­но влияют на здоровье и взрослых и детей.

Один из видов оздоровительных циклических упраж­нений — это езда на велосипеде, которая укрепляет мыш­цы ног и рук, развивает силу, ловкость и выносливость. Дети становятся более смелыми и настойчивыми. А сколь­ко положительных эмоций возникает во время велопрогулок!

Езде на велосипеде также необходимо научиться еще в дошкольном возрасте. Велосипед должен быть правиль­но подобран в соответствии с ростом человека. Высота седла и руля велосипеда регулируются так, чтобы нога при нажиме на педаль полностью выпрямлялась в колене.

Из всех циклических видов спорта плавание отлича­ется от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движе­ние под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. (Некоторые специалисты, правда, считают «плавание младенцев» делом бесполез­ным, если не вредным). И в то же время многие дети более старшего воз­раста, подростки, юноши и даже взрослые в пашей стра­не или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, -плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономич­ности, жизнедеятельности. При систематических заняти­ях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мыш­цы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для пол­ноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плава­ния и правильпо1М дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нерв­ную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повы­шая работоспособность.

Основу таких спортивных игр, как баскетбол, ручной мяч, теннис, футбол, бадминтон, также составляют оздо­ровительные упражнения циклического характера. На­чинать заниматься ими могут и должны дети с дошколь­ного возраста, начиная с трех лет. Родители помогают детям в упражнениях с мячом — бросать и ловить его на разные расстояния одной или двумя руками, пере­брасывать через натянутую на уровне роста человека верев­ку, бросать мяч в ящик пли. корзину, сначала находящую­ся на земле, а потом подвешенную на высоте 1—1,5 м

Говоря об оздоровительной роли циклических упраж­нений, нельзя не остановиться га одном из массовых увлечений взрослых, которое за последние годы по своей по­пулярности, особенно среди женщин, успешно конкури­рует с оздоровительным бегом. Речь идет о ритмической гимнастике, или аэробике.

При рациональной организации таких занятий ус­пешно решаются две задачи—приобретение красивой фигуры и укрепление физического и психического здоровья. Для этого необходимо включать в занятия до­статочный объем (до 2/3) циклических упражнений (бег и прыжки), выполняемых преимущественно в напряжен­ном тренировочном режиме. Целесообразно чередовать разные упражнения, но каждое из них выполнять не менее 12—16 раз. Обязательно вклю­чать в занятия (но не в комплекс) упражнения на рас­слабление. Выполнение такого аэробического комплекса способствует достижению хорошего оздоровительного эф­фекта, так как тренируется и совершенствуется вынос­ливость — самое ценное для здоровья физическое ка­чество.[2]


2. Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат

Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного.

  Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.

  Занятия физическими упражнениями способствуют лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров), пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей, занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляров значительно больше, чем у нетренированных, а следовательно, у них кровообращение в тканях и головном мозге лучше. Еще И. М. Сеченов – известный русский физиолог – указывал на значение мышечных движений для развития деятельности мозга.

  Как говорилось выше, под воздействием физических нагрузок развиваются такие качества как сила, быстрота, выносливость.

  Лучше и быстрее других качеств растет сила. При этом мышечные волокна увеличиваются в поперечнике, в них в большом количестве накапливаются энергетические вещества и белки, мышечная масса растет.

  Регулярные физические упражнения с отягощением (занятия с гантелями, штангой, физический труд, связанный с подъемом тяжестей) достаточно быстро увеличивает динамическую силу. Причем сила хорошо развивается не только в молодом возрасте, и пожилые люди имеют большую способность к ее развитию.

Физические тренировки также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий и связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукция которой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливается больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем более прочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации человека к различной физической работе.[3]


3. Влияние физических упражнений на органы кровообращения

Необходимость достаточно эффективной мышечной работы понятна из такого известного факта. Если, например, положить в гипс здоровую руку и долго ее там удерживать без движений, то спустя достаточно большой промежуток времени мышцы рук начнут слабеть, атрофироваться, произойдет постепенное рассасывание ее тканей, вплоть до полного отмирания конечностей. И это при том, что сосуды руки были целы, а сердце продолжало исправно работать. Поэтому мы еще раз убеждаемся, что каждая мышца является не только органом движения, но и активно обслуживает тот или иной участок системы кровообращения, жизнедеятельности организма в целом.

Откуда же тогда черпало силы такое стойкое убеждение, что сердце непременно ответственно за кровоснабжение всех тканей нашего тела, всех мышц (а их насчитывается более 600)? Надо полагать, что из наблюдений за определенной синхронностью работы мышц и сердца: когда начинаешь делать физические упражнения, то быстро подскакивает частота пульса, сердце бьется в 2-3 раза чаще, чем в спокойном состоянии.

Все объясняется просто: работающие мышцы требуют большого количества кислорода и скорейшего удаления из крови углекислоты. Эту функцию как раз выполняет сердце в малом круге кровообращения. Нагнетая кровь, сердце работает чаще, так как в легких отсутствует скелетная мышечная ткань.

Нет мышечной ткани и в головном мозгу. Возможно, поэтому мозг очень чувствителен к работе сердца и отмирает уже через 7 минут

Для успешной деятельности всех органов кровообращения нужны движения, труд, физкультура. Еще в XI веке великий таджикский философ, врач и ученый Абу Али Ибн Сина (Авиценна) писал: «Если заниматься физическими упражнениями, то нет никакой нужды в употреблении лекарств, применяемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима».

Те изменения в организме, с которыми связано защитное, профилактическое действие физкультуры, весьма многообразны. Можно выделить 2 основных пути профилактического действия физической активности: непосредственное воздействие на сердечно-сосудистую систему и органы кровообращения, и их влияние на факторы риска.

 










Очень важно определить основные качественные и количественные характеристики нагрузок, оказывающих оздоровительное и профилактическое влияние. Поэтому для оценки этого действия используется ряд физиологических параметров, которые определяют развитие выносливости. С их помощью выясняют объем и интенсивность нагрузок. Риск развития патологии сердечно-сосудистой системы (ССС) и органов кровообращения оказался более тесно связан не с уровнем двигательной активности, а с выносливостью, т.е. состоянием организма, возникающим при воздействии физических упражнений. Физические тренировки улучшают функциональные возможности организма путем совершенствования адаптации к нагрузкам.

Выносливость – это способность человека достаточно долго выполнять тяжелую работу. Большой максимальный объем и интенсивность выполняемой работы сопровождается большим потреблением кислорода. Поэтому выносливость целесообразно определять величиной максимального потребления кислорода организмом (МПК). Лица с высокой выносливостью имеют большую величину МПК. В то же время непредельную работу люди с высокой выносливостью выполняют с меньшей реакцией ССС, с меньшим потреблением кислорода, т.е. более экономично. Для развития выносливости, как правило, необходимы нагрузки определенного объема и интенсивности.

Несомненно, существует необходимость индивидуальных нагрузок в зависимости от возраста и уровня подготовленности, но установлено, что здоровые люди во время занятий должны производить ту мышечную работу, которая способствует развитию выносливости. Это должны быть динамические упражнения с интенсивностью в зоне тренирующего действия (50-85% от МПК или 65-90% от макс. ЧСС) продолжительностью 20-60 минут и частотой 2-5 раз в неделю. Для лиц с очень низкой подготовленностью рекомендуется начинать с менее интенсивных, но более длительных нагрузок. В основную часть занятия целесообразно включение 1-3 «пиковых» нагрузок.

Рекомендуются 5 разовые занятия с затратой энергии не менее 550 ккал за каждую тренировку, или ежедневный бег трусцой по 20 минут, или 4-5 кратные занятия продолжительностью 30 минут с интенсивностью энергозатрат 7,5 ккал/мин. Все официальные программы физкультурно-оздоровительных занятий в разных странах придерживаются этих принципов дозирования нагрузок. Оптимальным признан уровень энергозатрат 2000 ккал в неделю.[4]


4. Травматизм при занятиях физическими упражнениями

Профилактическая направленность российского здравоохранения обу­словливает проведение комплекса предупредительных мероприятий для сохра­нения и укрепления здоровья человека. В эти мероприятия входит огромная по своим масштабам система мер по профилактике травматизма, в частности при занятиях спортом.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом  возникают отно­сительно редко по сравнению с травмами, связанными с промышленным, сель­скохозяйственным, уличным, бытовым и другими видами травматизма, - около 3 % к общему числу травм. Возникновение повреждений при занятиях спор­том, противоречит оздоровительным задачам системы российского физиче­ского воспитания. Хотя, как правило, эти трав­мы и не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности спортсмена, выводя его на длительный период из строя и нередко требуя много вре­мени для восста­новления утраченной работоспособности.

Наблюдаются случаи развития хронических процессов в результате ранее полученного повреждения. Вследствие повторных травм они обостряются и выводят спортсмена из строя на весьма длительный срок. Большие физические нагрузки, применяемые иногда при занятиях спортом, особенно в условиях на­пряженных тренировок и соревнований, требуют хорошо налаженной системы восстановления поврежденной области и организма в целом.

Обобщенные материалы о состоянии заболеваемости спортсменов пред­ставителей всех видов спорта показывают, что на первом месте по частоте рас­пространения стоят хронические воспалительные и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата,  являющиеся следствием перенесенных и не­достаточно излеченных травм, повторных микротравм и физических перегру­зок.  К ним относятся: деформирующие артрозы, хронические периоститы, па­ратенониты, тендовагиниты, миофасциты, оссифицирующие миозиты и пр. При этом, как правило, преимущественно поражаются наиболее нагружаемые сус­тавы, связочно-сумочный аппарат и мышцы.

Частота заболеваний опорно-двигательного аппарата у квалифицирован­ных спортсменов большей, чем у менее квалифицированных и начинающих спортсменов,  что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками в тренировке. Значительный процент таких изменений у ведущих спортсменов объясняется недостаточно ответственным отношением к лечению травм, возобновлением тренировок, до наступления функционального восста­новления, а также недостаточно разработанной диагностикой и оценкой функ­ционально состояния нервно-мышечного аппарата и тем, что не решены еще полностью вопросы об эффективных средствах восстановления нервно-мышеч­ной системы после больших физических напряжений.

Причины спортивных травм. Успешная борьба со спортивными трав­мами возможна лишь при знании причин их возникновения. В спортивной ме­дицине  имеется большое количество работ, в которых дается анализ спортив­ного травматизма и причин возникновения травм. Представляется целесообраз­ной следующая классификация причин возникновения спортивных травм:

1) недочеты и ошибки в методике проведения занятий;

2) недочеты организации занятий и соревнований;

3) недостатки в материально-техническом обеспечении занятий и соревно­ваний;

4) неблагоприятные метеорологические и санитарные условия при про­ведении тренировок и соревнований;

5) нарушение требований врачебного контроля;

6) недисциплинированность спортсменов. 

Ряд исследователей  указывают на внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы. Спортивному врачу важно учитывать их в своей практи­ческой деятельности. К этим факторам относятся:

1) состояния утомления, переутомления и перетренированности, а также продромальные состояния. Они вызывают расстройство координации, сниже­ние внимания защитных реакций организма. В мышцах происходит накопление продуктов распада, что отрицательно отражается на силе их сокращения, рас­тяжимости, расслаблении;

2) наличие в организме спортсмена хронических очагов инфекции

3) индивидуальные особенности организма спортсмена (например, небла­гоприятные реакции организма на физические нагрузки, нейроэндокринные ре­акции, неспособность к сложно координированным упражнениям, наклонность к спазмам сосудов и мышц, излишняя предстартовая лихорадка);

4) перерывы в занятиях спортом (командировка, болезнь и др.), что ведет к снижению функциональных возможностей организма и его физических ка­честв.

Повреждения в различных видах спорта. Ниже приведены наиболее типичные травмы у спортсменов некоторых видов спорта.

Легкая атлетика: подострые и хронические травматические заболевания опорно-двигательного аппарата, вызываемые в большинстве случаев имевшей место в прошлом травмой или незначительными по интенсивности, но повто­ряющимися травмами; ссадины (50%), раны (19%), повреждения сумочно-свя­зочного аппарата суставов (15%) и др., в основном относящиеся к нижним ко­нечностям (70%).

Баскетбол: травмы голеностопного сустава, в частности подвывихи или полные вывихи, при которых страдает связочный аппарат сустава; травмы пальцев кисти, стопы, ушибы, ссадины, потертости; травмы коленного сустава (растяжения и разрывы связок и повреждения менисков).

Хоккей: повреждения головы, туловища, нижних и верхних конечностей и костей рук; растяжения связок голеностопного и коленного суставов, ушибы плечевого сустава и туловища, повреждения лица и челюсти и другие травмы.

Лыжный спорт: травмы нижних конечностей, в частности повреждения связок голеностопного сустава, переломы одной или обеих лодыжек; травма коленного сустава, его внутреннего мениска и боковых связок; повреждения пучков волокон приводящих мышц бедра; реже — травмы верхних конечно­стей: повреждения сумочно-связочного аппарата лучезапястного и локтевого суставов, вывих предплечья, переломы костей предплечья.

Теннис: повреждение локтевого сустава, известное под названием «ло­коть теннисиста» (чаще всего деформирующий артроз, возникающий в резуль­тате многочисленных микротравм); травмы голеностопного и локтевого суста­вов.

Волейбол: повреждения связочного аппарата голеностопного и коленного суставов, травмы пальцев и кисти, вывихи большого пальца, ушибы туловища. Длительные нерациональные занятия волейболом приводят к развитию дефор­мирующего артроза плечевого сустава бьющей руки.

Велосипедный спорт: обширные ссадины, ушибы, переломы ключиц, разрывы ключично-акромиальных сочленений, переломы костей предплечья, потертости в области промежности, мозоли и потертости ладоней, повреждения мышц и связок нижних конечностей; сотрясение мозга.

Борьба: травмы локтевых и плечевых суставов — вывих плеча и пред­плечья, переломы ключицы; разрывы ключично-акромиальных сочленений и мышц верхней конечности в области надплечья; повреждение пучков волокон мышц спины и шеи, ушибы грудной клетки, переломы ребер; травмы уха (по­вреждение соединительно-тканной прослойки между кожей и подлежащим хрящом, в результате чего образуется гематома, а последующее рубцевание приводит к деформации уха). Специфичными травмами у борцов вольного стиля являются повреждения сумочно-связочного аппарата, коленного и голе­ностопного суставов и мышц нижних конечностей.

Тяжелая атлетика: повреждение мышц поясничной области и травмати­ческие периоститы остистых отростков III поясничного или VII—VIII грудных позвонков, повреждения пучков волокон и сухожилий двуглавой и трехглавой мышц руки; паратенониты длинной головки двуглавой мышцы, повреждение пучков волокон четырехглавой мышцы бедра; периартрит плечевого и локте­вого суставов; хронический периостит лобковой кости; хронический травмати­ческий периостит надкостницы грудины. Бывают случаи компрессионных пе­реломов позвонков и повреждений межпозвоночных дисков у штангистов.   

Бокс: повреждения кистей рук, переломы фаланг пальцев руки, перио­ститы тыльной поверхности пястных костей; повреждения связок межфаланго­вых суставов, пястных фаланговых суставов, пястных костей; вывихи и подвы­вихи большого пальца; повреждения лица (около 20% всех травм) - переломы носовых костей, повреждения носовых хрящей, рассечение мягкий тканей над­бровья, слизистой оболочки рта при прижатии губ или щек к зубам во время удара.[5]




Заключение


  Занятия физическими упражнениями необходимы в любом возрасте. С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное воздействие на все его системы. Они рождают чувство бодрости и особой радости, знакомое каждому, кто систематически занимается каким-либо видом спорта.

Как показали эпидемиологические исследования последних 40 лет, физические упражнения – реальный путь к продлению жизни, сохранению активности и здоровья. В то же время низкая физическая активность рассматривается как составная часть многофакторного риска заболевания органов кровообращения.

Таким образом, систематическая двигательная активность, занятия физической культурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм человека, в т.ч. органы кровообращения.

Физические упражнения являются средством профилактики недугов, в том числе сердечно-сосудистых, в развитии которых не последнюю роль играет нетренированность сердца современного человека, лишившего себя оптимальной двигательной активности.

Опыт работы показывает, что при уделении должного внимания преду­преждению спортивных повреждений при занятиях спортом, правильном вы­полнении методических и организационных указаний, хорошей постановке врачебного контроля и воспитательной работы травмы, как правило, отсутст­вуют.







Список литературы



1.                     Концепция физического воспитания.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001. - №1. – С. 5-10.

2.                     Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Физическая подготовка. - Челябинск: ДЦНТИ, 2000. -140 с.

3.                     Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру.-  М.: Логос, 2002.  -287 с.

4.                     Физическая культура и валеология. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.. -   Челябинск: ДЦНТИ, 1999. – 325 с.

5.                     Харитонов. Эффективная методика двигательной подготовки. - Омск: ОГПИ, 1999. – 213. с.





[1] Концепция физического воспитания.//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2001. - №1. – С. 5-10.


[2] Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Физическая подготовка. - Челябинск: ДЦНТИ, 2000. – С. 20


[3] Харитонов. Эффективная методика двигательной подготовки. - Омск: ОГПИ, 1999. – С. 37


[4] Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру.-  М.: Логос, 2002.  – С. 49


[5] Физическая культура и валеология. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.. -   Челябинск: ДЦНТИ, 1999. – С. 174