Содержание

1. Особенности внешней торговли России, ее товарная и географическая структура. Внешнеэкономический потенциал России. 3

2. Понятие валюты, ее обратимость. Факторы, влияющие на валютный курс. 9

3. Ситуация. 13

Список литературы.. 14

1. Особенности внешней торговли России, ее товарная и географическая структура. Внешнеэкономический потенциал России

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели актив­ную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в из­бытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производ­ства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предше­ствовало относительно избыточному капиталу, что решалось его выво­зом за границу, Как раз последнее способствовало формированию миро­вого хозяйства и общественного разделения труда.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой между­народных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обу­словлено развитием производительных сил, которые, перерастая нацио­нальные рамки, подводят к необходимости интернационализации произ­водства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохра­нили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообмен­ных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согла­сованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, та­моженной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достиг­нутых соглашений о взаимных поставках товаров. Россия, например, за 1993-1997 годы выполнила обязательства по поставкам энергоносителей в страны Содружества на 70-7$%, а получила из них товаров всего на 25-30% от объемов, обусловленных соглашениями и договорами. Кредиты, выданные Россией странам СНГ на поддержание товарооборота, не оправдали себя и привели лишь к росту задолженности.

Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологич­ных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправдан­ные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях Рос­сии, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.

Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные я непродовольственные товары, что со­ставляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками мно­гих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.

Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Ук­раиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Бело­руссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ, и поэтому, од­ним из шагов России, направленных на укрепление СНГ, могла бы стать ратификация договора о создании зоны свободной торговли, подписан­ной в апреле 1994 года.

Важнейшей задачей России во внешнеэкономической сфере оста­ется вступление во Всемирную торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Также по согласованию с МИДом проводится реорганизация торговых представительств. Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам.

В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России ус­пешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым еже­годным ростом его объемов. Одна­ко азиатский финансово-экономи­ческий кризис, в результате кото­рого существенно упали цены на основные товары российского экс­порта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели.

В 1998 г. внешнеторговый обо­рот России (без учета неорганизо­ванной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и со­ставил 118,1 млрд. долларов.

Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на 16% и составил 72,5 млрд. долларов. При этом из-за падения цен на энергоносители только экспортеры российского минераль­ного топлива недополучили ва­лютную выручку в сумме свыше 11 млрд. долларов.

Российский импорт (без учета неорганизованной торговли) со­кратился в 1998 г. на 15% и составил 45,6 млрд. долларов. Осо­бенно сильным это снижение бы­ло в августе - декабре 1998 г. (47% по сравнению с аналогич­ным периодом 1997 г.).

Внешнеэкономические   связи играют важную роль в экономике России. По своим масштабам экс­порт эквивалентен 38% валового внутреннего   продукта   страны (ВВП), импорт - 16%. На экс­порт отгружается три четверти производимых минеральных удоб­рений, немногим менее половины добытой нефти, треть нефтепро­дуктов, газа, круглого леса, цел­люлозы. Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении отдель­ных групп продовольственных то­варов относительно высока. В по­треблении мяса она превысила 20%, растительного масла, моло­ка и молокопродуктов, сахара, овощей составляла порядка 10%.

Поступления от внешнеторго­вой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России состав­ляет порядка 20% ВВП страны и способствует улучшению структу­ры ее платежного баланса.

В 1999 г. внешнеторговый обо­рот России (без учета неорганизо­ванной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 % ниже показателей 1998 г.

Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дез­организации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., приве­ли к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и им­портеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начав­шимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23%, а со II полугодием 1998 г. - на 7%).

Основной  удельный  вес  во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34%).

1998 г. стал первым годом реали­зации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступи­ли к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Коми­тет парламентского сотрудничест­ва. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделия­ми, предусматривающее полную отмену количественных ограниче­ний в торговле данным товаром, а также Соглашение о междуна­родных стандартах на гуманный отлов диких животных.

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского эконо­мического   сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответствен­но 17 и 13%.

Ведущими торговыми партне­рами России являются Германия, Украина, США, Белоруссия, Ита­лия, Китай, Нидерланды, Швей­цария, Великобритания, Финлян­дия, Польша и Япония, на долю которых приходится более 60% оборота внешней торговли. В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г. - 78%), а доля стран СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%).

В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он уве­личился по сравнению с 1998 г. на 0,5%, а его физический объем - на 10%).

Произошедшее   наращивание физических   объемов   поставок только частично компенсировало снижение цен на товары россий­ского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%, несмот­ря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложи­лась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляю­щим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и про­дукцию химической промышлен­ности).

Рост физического объема экс­порта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ря­да отраслей российской экономи­ки, ориентированных на внешний рынок.   Улучшилась   ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабили­зации доли продукции, отгружае­мой на экспорт отраслями ТЭК, заметно  усилилась  экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.

В то же время произошло со­кращение на 4% экспортных по­ставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долла­ров). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспор­те составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г.

В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорга­низованной торговли сократились на 30% и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором падения объемов рос­сийского импорта было продолжа­ющееся сокращение платежеспо­собного спроса населения и инве­стиционных возможностей россий­ских предприятий, а также пере­ориентация импорта на ввоз бо­лее дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной степени сокра­щению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения.

Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тен­денций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось не­которое увеличение его стоимост­ных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным вос­становлением потребительского и инвестиционного  платежеспособ­ного спроса.[1]

Наряду с развитием внешне­торгового комплекса страны пра­вительством особое внимание уделялось либерализации инвестици­онного режима в России, созда­нию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала.

В соответствии с действующим инвестиционным законодательст­вом иностранные предпринимате­ли имеют возможность осуществ­лять свою деятельность на усло­виях национального режима.

В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие ус­ловия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взи­маются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на террито­рию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями.

Для предприятий с иностран­ными инвестициями в первые че­тыре года работы установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам га­рантируется репатриация прибы­ли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользо­вания приватизированными участ­ками земли для российских и иностранных инвесторов.

Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имею­щийся производственный потенци­ал в условиях ограниченности в настоящее   время   собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значи­тельные возможности для осуще­ствления   капиталовложений   в российскую экономику.

Присоединение России к ВТО возможно лишь после достижения в ходе переговорного процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит не только от российской стороны, но и от позиции наших торговых партне­ров.

Установленный в России внеш­неторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет со­здавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услу­гами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следу­ет отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы от­крыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничитель­ные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

В настоящее время ограничитель­ные меры (главным образом анти­демпинговые пошлины и угрозы при­менения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Тур­ция, Индия и др.).

В этой связи ведется постоян­ная работа по устранению искус­ственных барьеров, сдерживаю­щих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров.[2]

2. Понятие валюты, ее обратимость. Факторы, влияющие на валютный курс

Национальная денежная единица страны - это валюта в узком смысле слова. Например, валюта России - это рубль, валюта США - доллар, валюта Бразилии - крузейро. Но в широком смысле к категории валюты относятся различные средства обращения, выраженные в соответствующих денежных единицах. Это - наличные деньги в форме монет, банкнот, казначейских билетов, платежные документы (чеки, векселя) денежные средства на счетах и вкладах в банках. Еще более широким является понятие валютных ценностей, которое включает также фондовые ценные бумаги (акции, облигации) в той или иной валюте и драгоценные металлы.[3]

Развитие внешней торговли, миграция капиталов и рабочей силы выводят экономические связи за пределы страны. Какие проблемы возникают при этом? Очевидно, за границей теряют силу законы данной страны. Важно отметить одно конкретное обстоятельство - за границей теряет свои функции национальная денежная единица данной страны. При организации системы денежного обращения каждое государство объявляет национальную денежную единицу законным платежным средством на своей территории. Используя аппарат государственного принуждения, обеспечивает безусловный и беспрепятственный прием своей валюты во всех без исключения платежах во всех звеньях оборота. Но, участвуя во внешней торговле, страны должны оплачивать сделки по импорту в валюте другой страны. Поскольку экспортер товара должен рассчитаться со своими поставщиками, с рабочими, заплатить налоги в своей национальной валюте. Возникает противоречие, которое разрешается через механизм обратимости (конвертируемости) валют.

Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и факторов производства в масштабах мирового рынка. Экспортер имеет возможность превратить валютную выручку в собственные национальные деньги. А это необходимо для поддерживания нормального денежного обращения внутри страны. Аналогично решается проблема для импортера товаров, подлежащих оплате в иностранной валюте - национальная валюта обменивается на требуемые средства платежа.

Таким образом, проблема конвертируемости валют возникает, когда осуществляются международные расчеты и платежи. Обратимость валюты - это категория чисто денежного обмена. Но реальное осуществление этого на первый взгляд технически простого процесса требует создания целого ряда предварительных условий.

Конвертируемость валюты - это объективно необходимая предпосылка включения страны в мировую экономику, развития всех форм внешнеэкономических связей. Режим конвертируемости валюты влияет на формирование инвестиционного климата в стране. Субъекты хозяйства, нуждающиеся в капиталах, могут привлекать средства из-за рубежа. Иностранные инвесторы могут осуществлять перевод за границу заработанных в стране прибылей, реинвестировать прибыль.

Конвертируемость валюты позитивно влияет на экономику страны, стимулируя конкуренцию, позволяя сопоставлять внутренние издержки и цены с мировым уровнем. Национальная экономика получает возможность осваивать передовые технологии, подтягивать производство до уровня мировых стандартов. Малоэффективные производства, не выдержавшие иностранной конкуренции, свертываются или осуществляют структурную перестройку. В конечном счете, в экономике страны происходит определенная оптимизация внутренних пропорций воспроизводства в увязке с общим состоянием мирового рынка.

Но "открытость" национальной экономики, непосредственно вытекающая из режима обратимости, может иметь для страны определенные негативные последствия. Колебания валютных курсов могут нанести убытки экспортерам или импортерам. Открытая рыночная экономика зависит от колебаний мировых цен, процентных ставок. Избежать влияния факторов конъюнктуры мирового рынка невозможно (если не отгородится от него искусственно). Поэтому при переходе к обратимой валюте страна должна учитывать вероятные потери и разрабатывать меры по защите от негативных колебаний конъюнктуры мирового рынка.[4]

Валютная обратимость в современном понимании - это валютно-финансовый режим, позволяющий во внешнеэкономических операциях более или менее свободно обменивать национальные денежные единицы на иностранные. В экономической литературе существуют различные определения валютной обратимости, но все они, так или иначе, сводятся к сочетанию свобод и ограничений участников валютных операций. Например, валюта считается полностью обратимой, когда любой владелец любой национальной валюты располагает свободой обменять ее на любую другую валюту по преобладающему валютному курсу - постоянному или изменяющемуся. Согласно другому определению, валюта является конвертируемой, если граждане данной страны, желающие купить заграничные товары или услуги, не подвержены особым ограничениям, могут свободно продать местную валюту в обмен на иностранную на унифицированном рынке. А иностранцы (нерезиденты), имеющие средства в местной валюте, полученной от текущих операций, могут продать их или свободно приобрести местные товары по преобладающим ценам в этой валюте. Необходимо подчеркнуть, что установление режима валютной обратимости - исключительная монополия государственной власти, реализуемая через политику финансовых органов и Центрального банка. Достижение статуса конвертируемой валюты предполагает, прежде всего, отмену ограничений на операции, связанные с внешней торговлей. Согласно статье VIII Устава Международного валютного фонда статус конвертируемости признается лишь за валютами тех стран-участниц, которые берут на себя особое обязательство не устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам, не имеющим целью перевод капиталов. К текущим сделкам (операциям) относятся: все платежи по внешней торговле товарами и услугами, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера.

В целом система валютных курсов - это набор правил, посредством которых описывается роль Центрального банка на валютном рынке. Частными случаями систем являются жестко фиксированные валютные курсы и абсолютно гибкие валютные курсы, которые устанавливаются на валютных рынках без вмешательства Центрального банка.

Анализируя эту проблему, предположим, что иностранная валюта используется только в сделках по экспорту или импорту товаров и услуг. Импортеры создают спрос на иностранную валюту. Экспорт, наоборот, представляет источник предложения иностранной валюты. На валютном рынке предложение иностранной валюты взаимодействует со спросом со стороны импорта. В результате устанавливается определенный валютный курс. Чем выше валютный курс, тем больше рублей мы должны заплатить за доллар. Рост курса доллара, следовательно, соответствует удешевлению рубля (удорожанию доллара). А движение вниз отражает удорожание рубля (удешевление доллара).[5]

 

3. Ситуация

Объясните с точки зрения межвремнной торговли, почему нефтедобывающие страны Ближнего Востока являются экспортерами капитала, а новые индустриальные страны преимущественно импортерами капитала?

Это можно объяснить тем, что большинство новых индустриально развитых стран заинтересованы в привлечении дополнительных инвестиции - иностранные инвестиции, которые способствуют развитию экономики страны. Такими экспортерами капитала и являются нефтедобывающие страны Ближнего Востока, которые инвестируют свой капитал в эти страны. Это инвестирование капитала является, выгодной торговли как одной страны, так и для другой. Потому что страны Ближнего Востока являются лидером в поставке нефтепродуктов во всем мире и налаженная взаимосвязь позволяет странам экспортерам нефти рассчитывать на планирование реализации продукции в страны импортеры капитала.

Список литературы

1.            Войтов А. П.//Экономика и жизнь, №10, 2003. -  С.45.

2.            Дэниэлс Д. Д., Х.Радеба Ли. Международный бизнес. -  2003.  -375 с.

3.            Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 368 с.

4.            Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 256 с.

5.            Экономика / Под ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2001. – 546 с.


[1] Дэниэлс Д. Д., Х.Радеба Ли. Международный бизнес. -  2003.  – С. 127

[2] Войтов А. П.//Экономика и жизнь, №10, 2003. -  С.45.

[3] Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 1-8

[4] Экономика / Под ред. А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2001. – С. 217

[5] Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 96