Содержание


1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих  финансовую деятельность. 3

11. Правовое регулирование взимания налога  на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения. 10

21.  Валютный контроль и обязательная  продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация. 12

Задача № 1. 15

Задача № 11. 15

Задача № 21. 17

Список использованной литературы.. 18

1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих  финансовую деятельность.


Органами специальной компетенции в области  финансовой деятельности являются:

-                    Министерство финансов,

-                     Федеральное казначейство,

-                    Центральный Банк РФ.

-                    Министерство государственного имущества,

-                    Министерство по налогам и сборам.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение  единой  финансовой,  бюджетной,  налоговой  и валютной политики  в Российской  Федерации  и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти[1].  Министерство  финансов  Российской  Федерации осуществляет свою   деятельность   во   взаимодействии  с другими  федеральными органами  исполнительной  власти,  органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.              

Министерство   финансов   Российской   Федерации  в своей деятельности  руководствуется  Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными  законами,  федеральными  законами, указами   и  распоряжениями   Президента   Российской   Федерации, постановлениями    и   распоряжениями   Правительства   Российской Федерации.

Основными   задачами   Министерства  финансов  Российской Федерации являются:                                             

     1)  совершенствование  бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;                                

     2)  разработка  и реализация  единой  финансовой,   бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;           

     3) концентрация   финансовых    ресурсов    на    приоритетных направлениях    социально-экономического    развития    Российской Федерации;                                                      

     4)   разработка  проекта  федерального  бюджета  и обеспечение исполнения    в  установленном   порядке   федерального   бюджета; составление   отчета   об   исполнении   федерального   бюджета  и консолидированного бюджета Российской Федерации;                

     5)  разработка  программ  государственных  заимствований  и их реализация  в установленном порядке от имени Российской Федерации; управление  государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;                                                      

     6)  разработка  и реализация  единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;                       

     7)  участие  в разработке и проведении единой политики в сфере формирования  и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;                                  

     8)  разработка  единой  методологии  составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;                             

     9) осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;                                           

     10)  обеспечение  методологического  руководства бухгалтерским учетом  и отчетностью  (кроме  бухгалтерского учета и отчетности в Центральном  банке Российской Федерации и кредитных организациях), а  также  в соответствии  с законодательством Российской Федерации аудитом   в  Российской   Федерации   (кроме  аудита  в банковской системе).                                                  

Министерство  финансов  Российской  Федерации  издает  в пределах  своей  компетенции на основе законодательства Российской Федерации приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.       Министерство  финансов  Российской  Федерации в пределах своей компетенции   издает  совместно  с другими  федеральными  органами исполнительной власти нормативные правовые акты.           

  В  Министерстве  финансов Российской Федерации образуется коллегия   в  составе   Министра   (председатель  коллегии),   его заместителей,   руководителей   Государственной  налоговой  службы Российской   Федерации   и Государственного  таможенного  комитета Российской  Федерации  по  должности,  а  также других руководящих работников   центрального  аппарата  Министерства  и иных  лиц  по представлению Министра.                                          

     Члены коллегии,  кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.               

     Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной  политики,  а  также  другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.                              

     Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.     Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.            

Финансирование   расходов   на  содержание  центрального аппарата   Министерства   финансов   Российской   Федерации  и его территориальных    органов   осуществляется   за   счет   средств, предусмотренных    в  федеральном   бюджете   на   государственное  управление.                                                     

Органы казначейства  являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы  расходов, текущие  счета в учреждениях банков  для   выполнения  хозяйственных   функций,  печати  с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,  несут  установленную  законодательством ответственность за  невыполнение или  ненадлежащее выполнение возложенных на  них задач,  подчиняются  своему  вышестоящему органу  и   начальнику   Главного   управления   федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации[2].

Казначейство подчиняется  Министру  финансов  Российской Федерации.

Основными  задачами являются:

     -организацию, осуществление  и  контроль  за  исполнением Республиканского  бюджета  Российской  Федерации,  управление средствами на счетах казначейства;

    - регулирование финансовых отношений между Республиканским бюджетом    Российской     Федерации    и    государственными (федеральными) внебюджетными  фондами, финансовое  исполнение этих  фондов,   контроль  за   внебюджетными   (федеральными) средствами;

    - осуществление  краткосрочного   прогнозирования  объемов государственных  финансовых  ресурсов,  а  также  оперативное управление  этими   ресурсами  в  пределах  установленных  на соответствующий период государственных расходов;

   -  сбор,  обработку   и  анализ   информации  о   состоянии государственных      финансов,      представление      высшим законодательным  и   исполнительным  органам  государственной власти  и   управления  Российской   Федерации  отчетности  о финансовых операциях  Правительства  Российской  Федерации  и состояния бюджетной системы Российской Федерации;

   -  управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации  государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

   -  разработку методологических  и инструктивных материалов, порядка ведения  учетных операций  по вопросам, относящимся к компетенции   казначейства,   обязательных   для   соблюдения органами государственной  власти и управления, предприятиями, учреждениями   и    организациями,    включая    организации, распоряжающиеся  средствами   государственных   (федеральных) внебюджетных фондов,  а также  ведение учета  государственной казны Российской Федерации.

Банк России  является  юридическим  лицом.  Банк  России имеет   печать с изображением Государственного герба Российской  Федерации   и со своим наименованием.                                          

Целями деятельности Банка России являются:          

    - защита и обеспечение устойчивости рубля;                      

    - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

    - обеспечение эффективного   и  бесперебойного  функционирования  платежной системы.                                                

Банк   России   подотчетен   Государственной   Думе  Федерального Собрания Российской Федерации.                       

     Государственная Дума:                                         

    - назначает на должность и освобождает от должности Председателя  Банка России по представлению Президента Российской Федерации;    

    - назначает на  должность  и  освобождает  от  должности  членов  Совета директоров Банка  России  (далее  -  Совет  директоров)  по  представлению   Председателя   Банка   России,   согласованному  с  Президентом Российской Федерации;                                 

    - направляет и  отзывает  представителей  Государственной Думы в   Национальном банковском совете в рамках своей квоты;              

   -  рассматривает основные   направления   единой  государственной   денежно - кредитной политики и принимает по ним решение;          

   -  рассматривает годовой  отчет  Банка России и принимает по нему   решение;                                                          

   -  принимает решение   о   проверке  Счетной  палатой  Российской   Федерации финансово - хозяйственной деятельности Банка России, его   структурных  подразделений  и учреждений.  Указанное решение может   быть  принято  только  на  основании   предложения   Национального   банковского совета;                                               

    - проводит парламентские слушания о деятельности Банка России  с  участием его представителей;                                      

   -  заслушивает доклады Председателя Банка России  о  деятельности  Банка   России  (при  представлении  годового  отчета  и  основных  направлений единой государственной денежно - кредитной политики). 

Министерство  Российской Федерации по налогам и сборам (МНС  России)   является   федеральным   органом  исполнительной  власти, осуществляющим  контроль  за соблюдением законодательства о налогах и  сборах,  правильностью  исчисления,  полнотой и своевременностью уплаты    налогов,    сборов   и   других   обязательных   платежей налогоплательщиками,  участвующим  в выработке налоговой политики и осуществляющим  ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты  всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме    налогов,   сборов   и   других   обязательных   платежей, обеспечивающим  межотраслевую координацию, государственный контроль и  регулирование  в области производства и оборота этилового спирта и  алкогольной  продукции,  а  также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.         Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и сборам является  юридическим  лицом,  имеет  бланк и печать с изображением Государственного    герба   Российской   Федерации   и   со   своим наименованием,   эмблему,   счета,  открываемые  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации.                                                                  

Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам осуществляет    возложенные    на   него   функции   и   полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.              

Министерство  Российской  Федерации  по  налогам и сборам и  его  территориальные  органы  -  управления Министерства Российской Федерации  по  налогам  и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные  инспекции  Министерства  Российской  Федерации  по налогам  и  сборам,  инспекции Министерства Российской Федерации по налогам  и  сборам  по  районам,  районам  в  городах,  городам без районного  деления,  инспекции Министерства Российской Федерации по налогам  и  сборам межрайонного уровня образуют   единую   централизованную   систему  налоговых органов[3].                                                           

Основными  задачами  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам являются:                                        

      1) контроль  за  соблюдением   законодательства  о  налогах  и сборах,   правильностью  исчисления,  полнотой  и  своевременностью уплаты   налогов,   сборов   и   других   обязательных  платежей  в соответствующий  бюджет  и  государственные  внебюджетные  фонды  в соответствии с законодательством Российской Федерации;            

      2) участие  в  разработке и осуществлении налоговой политики с целью  обеспечения  своевременного  поступления  в  соответствующий бюджет  и  государственные  внебюджетные  фонды  налогов,  сборов и других обязательных платежей в полном объеме;                     

      3) осуществление   валютного   контроля   в   соответствии   с законодательством  Российской  Федерации о валютном регулировании и  валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;       

      4) осуществление   государственного  контроля  производства  и оборота  этилового  спирта,  изготовленного  из  всех  видов  сырья, спиртосодержащей, алкогольной  и табачной продукции.                                             

                    Министерство  Российской  Федерации  по  налогам и сборам в соответствии   с   возложенными   на   него  задачами  осуществляет следующие функции:                                                

      1) проводит  работу по взиманию законно установленных налогов, сборов  и  других  обязательных  платежей,  в  том числе в пределах своей  компетенции  разрабатывает  и  утверждает  обязательные  для налогоплательщика  формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах,   расчетов   по   налогам,  налоговых  деклараций  и  иных  документов,  связанных  с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;                        

      2) осуществляет  в  пределах  своей  компетенции  контроль  за соблюдением  законодательства  о налогах и сборах, а также принятых в  соответствии  с  ним  нормативных  правовых актов, правильностью исчисления,  полнотой  и  своевременностью уплаты налогов, сборов и других   обязательных   платежей   в   соответствующий   бюджет   и государственные внебюджетные фонды;                               

      3) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;    

      4) проводит  разъяснительную  работу  в  отношении  применения законодательства   о   налогах   и   сборах,  а  также  принятых  в соответствии   с   ним   нормативных   правовых   актов,  бесплатно информирует  налогоплательщиков  о  действующих  налогах  и сборах, предоставляет  налогоплательщикам  формы  установленной отчетности, разъясняет  порядок  их  заполнения,  порядок  исчисления  и уплаты налогов   и   сборов   и   обеспечивает   налогоплательщиков   иной необходимой информацией;                                          

      5) обеспечивает  в  установленном  порядке  возврат  или зачет излишне  уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;                                            

      6) подготавливает  в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию   налоговой   политики,   планированию  налоговых поступлений,  развитию  налогового  законодательства  в  Российской Федерации,  а также валютного законодательства и законодательства в области  производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;                                 

      7) обобщает  практику  применения законодательства о налогах и сборах,  анализирует  отчетные  и статистические данные, результаты налоговых  проверок  и  разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции  приказы,  инструкции,  методические  указания и другие документы  по  применению  законодательства  Российской Федерации о  налогах и сборах;                                                 

      8) применяет    установленные   законодательством   Российской Федерации  санкции  в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;                                                            

      9) проводит  совместно с правоохранительными и контролирующими органами  мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;                                                 

      10) участвует  в переговорах о заключении межправительственных соглашений   об   избежании   двойного  налогообложения  доходов  и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;         

      11) участвует  в  разработке  проектов  федерального бюджета и бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов  на соответствующий год;                                                              

      12) осуществляет    в    установленном   порядке   регистрацию контрольно-кассовых    машин,   используемых   в   организациях   в соответствии с законодательством Российской Федерации;            

      13) осуществляет  контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых  машин, полнотой учета выручки денежных средств в  организациях,  обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством Российской Федерации;          

      14) обеспечивает   в  пределах  своей   компетенции   валютный контроль    за    соответствием    проводимых   валютных   операций законодательству  Российской  Федерации,  за  исключением  валютных операций  кредитных  организаций,  и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;                                            

      15) осуществляет     контроль     за    соблюдением    порядка декларирования  в  области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;                         

      16) осуществляет  государственный  контроль  за распределением квот  на  закупку  этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской  Федерации,  и  их  использованием,  принимает участие в разработке  годовых  балансов  производства и потребления этилового спирта;                                                           

      17) анализирует  отчетные  и статистические данные, результаты проверок   на   местах,   информацию   и  сведения,  получаемые  от федеральных  органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  и  организаций,  и  на их основе  разрабатывает  мероприятия  по обеспечению государственного контроля    за   производством   и   оборотом   этилового   спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, осуществляет  иные  функции,  предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.                 

Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам  имеет право:                                                      

      1) требовать   от   налогоплательщика  или  налогового  агента документы  (по  установленным  формам),  являющиеся  основанием для исчисления  и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также    пояснения   и   документы,   подтверждающие   правильность исчисления  и  своевременность  уплаты  (удержания  и перечисления) налогов и сборов;                                                 

      2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;     

      3) производить    при    проведении   налоговых   проверок   у налогоплательщика   или   налогового   агента   выемку  документов, свидетельствующих  о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные   основания   полагать,   что   эти   документы   будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;                       

      4) вызывать  на  основании письменного уведомления в налоговые органы  налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для  дачи  пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им  налогов  либо  в  связи  с  налоговой проверкой, а также в иных случаях,  связанных  с  исполнением им законодательства о налогах и сборах;                                                           

      5) приостанавливать   в   установленном  порядке  операции  по счетам   в   банках   налогоплательщиков,   плательщиков  сборов  и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;               

      6) обследовать   любые   используемые  налогоплательщиком  для извлечения   дохода   либо   связанные   с   содержанием   объектов налогообложения     независимо     от     места    их    нахождения производственные,   складские,   торговые   и   иные   помещения  и территории,       проводить      инвентаризацию      принадлежащего налогоплательщику имущества;                                      

      7) определять  суммы  налогов,  сборов  и  других обязательных платежей,   подлежащие   внесению  налогоплательщиком  в  бюджет  и государственные  внебюджетные  фонды,  расчетным путем на основании имеющейся  информации  о  налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных  налогоплательщиках  в  случае отказа налогоплательщика допустить   должностных   лиц   налогового  органа  к  обследованию производственных,   складских,   торговых   и   иных   помещений  и территорий,  используемых  налогоплательщиком для извлечения дохода случае  непредставления  в  течение  более  двух месяцев налоговому органу  необходимых  для  расчета  налогов  документов,  отсутствия учета  доходов  и  расходов,  учета  объектов  налогообложения  или ведения  учета  с  нарушением  установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги и сборы;                           

      8) требовать  от  налогоплательщиков,  налоговых  агентов,  их представителей  устранения  выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

      9) взыскивать  в  установленном  порядке  недоимки по налогам, сборам и пени;                                                    

      10) контролировать  соответствие  крупных  расходов физических лиц их доходам;                                                    

      11) требовать  от  банков документы, подтверждающие исполнение платежных   поручений  налогоплательщиков,  плательщиков  сборов  и налоговых  агентов  и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов  о  списании  со  счетов  налогоплательщиков,  плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;                  

      12) привлекать   в   установленном   порядке   для  проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;       

      13) вызывать  в  качестве  свидетелей  лиц, которым могут быть известны    какие-либо   обстоятельства,   имеющие   значение   для проведения налогового контроля;                                   

      14) представлять    ходатайства   об   аннулировании   или   о приостановлении  действия  выданных  юридическим и физическим лицам лицензий   на   осуществление   определенных   видов  деятельности, приостанавливать  в пределах своей компетенции действие лицензий на производство   и   оборот   этилового   спирта,   спиртосодержащей,  алкогольной  и табачной продукции или обращаться в суд с заявлением об аннулировании указанных лицензий;                              

      15) проводить   осмотр   помещений,  занимаемых  организациями независимо    от    подведомственности   и   формы   собственности, производящими     и     (или)    реализующими    этиловый    спирт, спиртосодержащую  и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью  ведения  учета  этих  видов  продукции, вскрывать и тарировать    контрольные   спиртоизмеряющие   приборы,   проводить контрольные   сливы,   оперативные   проверки  наличия  остатков  и инвентаризацию  этилового  спирта,  спиртосодержащей  и алкогольной продукции,  проверять  оформление  товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;                          

      16) создавать,     реорганизовывать    и    ликвидировать    в установленном   порядке  территориальные  органы  и  находящиеся  в  ведении Министерства организации;                                 

      17) проводить    обследования    и   проверки   работы   своих территориальных   органов   на   всех  уровнях,  принимать  меры  к устранению  недостатков  и  нарушений, а также заслушивать в случае необходимости   отчеты   руководителей  территориальных  органов  о состоянии    контрольной    работы,    оказывать   методическую   и практическую  помощь  в  ее организации, изучать организацию работы территориальных  органов  и  распространять  положительный  опыт их работы;                                                           

      18) отменять   решения   своих   территориальных  органов  или приостанавливать  их  действие в случае несоответствия этих решений законодательству  Российской  Федерации,  давать  обязательные  для исполнения указания территориальным органам;                      

      19) организовывать  проведение  научно-исследовательских работ в       области     налогообложения,      взаимодействовать      с научно-исследовательскими    организациями    с   целью   выработки предложений о проведении налоговой политики;                      

      20) осуществлять  международное  сотрудничество в соответствии  с  возложенными  на Министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности  налоговых  органов  зарубежных  стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;

      21 ) осуществлять   другие   права,  предусмотренные  Налоговым кодексом   Российской   Федерации,   иными  федеральными  законами, нормативными  правовыми  актами  Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.                               

Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам возглавляет  Министр,  назначаемый  на должность и освобождаемый от должности   Президентом   Российской   Федерации  по  представлению Председателя Правительства Российской Федерации.                  

  Министр   осуществляет  руководство  Министерством  на  основе единоначалия,  несет  персональную  ответственность  за  выполнение возложенных на Министерство задач и функций.                      

  Министр   имеет   заместителей,  назначаемых  на  должность  и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.   

   Министр Российской Федерации по налогам и сборам:        

      1) распределяет обязанности между заместителями Министра;    

      2) утверждает  структуру  и  штатное  расписание  центрального аппарата   Министерства  в  пределах  установленных  Правительством Российской  Федерации  численности и фонда оплаты труда работников, смету  расходов  на  его  содержание  в  пределах предусмотренных в федеральном  бюджете  на  соответствующий  период  ассигнований  на государственное управление;                                       

      3) утверждает    положения    о   структурных   подразделениях центрального аппарата Министерства;                               

      4) утверждает   уставы   находящихся  в  ведении  Министерства организаций,  заключает,  изменяет  и  расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителями этих организаций;                    

      5) назначает   на  должность  и  освобождает  от  должности  в установленном     порядке    работников    центрального    аппарата Министерства;                                                      

      6) представляет   в   установленном  порядке  в  Правительство Российской   Федерации   проекты   нормативных  правовых  актов  по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;                    

      7) издает  в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает    указания,    обязательные    для   исполнения   работниками центрального аппарата Министерства и его территориальных органов; 

      8) представляет    в    установленном    порядке    работников Министерства   и   организаций,   находящихся   в  его  ведении,  к государственным   наградам   Российской   Федерации   и  присвоению почетных званий;                                                  

      9) утверждает  численность  и  фонд  оплаты  труда  работников территориальных   органов  Министерства  в  пределах  установленных Правительством  Российской  Федерации  численности  и  фонда оплаты труда,   а  также  смету  расходов  на  их  содержание  в  пределах предусмотренных  в  федеральном  бюджете  на соответствующий период ассигнований на государственное управление;                       

      10) учреждает    и    награждает   в   установленном   порядке ведомственными  наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников   налоговых  органов,  а  также  граждан,  оказавших  им содействие;                                                       

      11) решает   в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации   о   государственной   службе   вопросы,   связанные   с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;   

      12) привлекает  в  соответствии с законодательством Российской Федерации   к   дисциплинарной   ответственности   должностных  лиц налоговых органов за нарушения, допущенные ими в работе.           

Министерство  Российской  Федерации  по налогам и сборам в пределах  своей  компетенции  издает  самостоятельно  и совместно с другими  федеральными  органами  исполнительной  власти нормативные правовые акты.                                                     

В  Министерстве  Российской  Федерации по налогам и сборам образуется  коллегия  в  составе  Министра (председатель коллегии), заместителей  Министра,  входящих  в  нее  по  должности,  а  также руководителей   структурных   подразделений  центрального  аппарата Министерства и иных лиц.      Члены  коллегии,  кроме  лиц,  входящих  в  нее  по должности, утверждаются  Правительством  Российской Федерации по представлению Министра.         Коллегия  на  своих заседаниях рассматривает основные вопросы, отнесенные к компетенции Министерства.                           

       Финансирование   расходов   на   содержание   центрального аппарата  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам и его   территориальных   органов   осуществляется  за  счет  средств федерального    бюджета,   предусматриваемых   на   государственное управление[4].                                                       

 

 

                 

11. Правовое регулирование взимания налога  на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения.


Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 г. был введен налог, взимаемый при дарении или наследовании имущества. Го­сударственная налоговая служба РФ издала инструкцию «О по­рядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 30 мая 1995 г. № 32[5].

     Правовой  базой  взимания  налога с имущества,  переходящего в  порядке наследования,  в настоящее время является Закон Российской  Федерации от 12.12.91 N 2020-1"О налоге с имущества, переходящего  в  порядке  наследования  или дарения" и Инструкция Госналогслужбы  России  от  30.05.95  N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с    имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".      

Плательщиками данного налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

В качестве объектов налогообложения в Законе РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» указаны:

—жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводчес­ких товариществах;

—автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства;

—предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных кам­ней и лом таких изделий;

—паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находя­щиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных уч­реждениях, средства на именных приватизационных счетах фи­зических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном вы­ражении.

Величина налога с имущества, переходящего в порядке насле­дования, исчисляется по ставкам, размер которых зависит от оче­реди наследника и стоимости имущества, причем принимаемое  наследство стоимостью до 850-кратного размера минимальной ме­сячной оплаты труда налогообложению не подлежит.

Налог с имущества, переходящего физическим лицам в поряд­ке дарения, исчисляется по ставкам, размер которых определяет­ся в зависимости от степени родства лиц и стоимости имущества, причем имущество стоимостью до 80-кратного размера мини­мальной месячной оплаты труда налогом не облагается.

Некоторые виды имущества освобождаются об обложения на­логом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения: имущество, переходящее в порядке наследования супру­гу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с на­следодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения) и т.д.

Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должност­ными лицами, уполномоченными совершать нотариальные дейст­вия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения. При исчислении налога учитывается общая стоимость имущества, переходящего в собственность физического лица.

В целях исчисления налоговыми органами суммы налога нота­риусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения направить в налоговый орган по месту их на­хождения справку о стоимости имущества. Уплата налога произ­водится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом[6].

Физические лица, проживающие в России, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. Физические лица, проживающие за пределами Рос­сии, обязаны уплатить налог до получения документа, удостове­ряющего право на имущество. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на сроч­ные вклады, действующей в Сберегательном банке РФ.

Наследственное имущество и имущество, перешедшее в поряд­ке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после  уплаты им налога, что  подтверждается справкой налогового органа.[7]



21.  Валютный контроль и обязательная  продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация.


Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Валютный  контроль  в  Российской  Федерации осуществляется  Правительством Российской Федерации,  органами и агентами валютного 

Основными направлениями валютного контроля выступают:

— определение соответствия проводимых операций действую­щему законодательству и наличия необходимых для них лицен­зий и разрешений;

—  проверка выполнения резидентами обязательств в ино­странной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рын­ке РФ;

—   проверка обоснованности платежей в иностранной ва­люте;

—  проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в ва­люте РФ.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный   банк   Российской   Федерации,   федеральный    орган (федеральные    органы)   исполнительной   власти,   уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.             

Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской  Федерации,  а  также  не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных  бумаг,  в  том  числе  держатели  реестра   (регистраторы), подотчетные  федеральному  органу  исполнительной  власти  по рынку ценных  бумаг,  и  территориальные   органы   федеральных   органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.[8] 

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица  в  пределах  своей  компетенции  и  в соответствии с законодательством

Российской Федерации имеют право:                                 

      1) проводить  проверки  соблюдения резидентами и нерезидентами актов  валютного  законодательства  Российской  Федерации  и  актов органов валютного регулирования;                                   

      2) проводить  проверки  полноты  и   достоверности   учета   и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;       

3) запрашивать и  получать  документы  и  информацию,  которые связаны  с  проведением  валютных  операций,  открытием  и ведением счетов. 

Контроль за  осуществлением  валютных  операций  кредитными организациями,  а  также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.                                         Контроль  за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами,  не   являющимися   кредитными   организациями   или валютными   биржами,  осуществляют  в  пределах  своей  компетенции федеральные  органы  исполнительной  власти,  являющиеся   органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.                   Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности  в  области  валютного  контроля  федеральных  органов исполнительной власти,  являющихся органами валютного  контроля,  а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

      Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не  являющихся  уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов  валютного  контроля  с  Центральным банком Российской Федерации.                                      

      Центральный банк     Российской     Федерации     осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как  агентов  валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации

Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи

 рабочих дней со дня подачи запроса.                                

 Созданная в 1993 г. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в мае 2000 г. была реорга­низована. Часть ее полномочий, как органа валютного контроля, были переданы Минфину России, а полномочия в сфере аналити­ческой деятельности — Министерству экономического развития и торговли РФ. В настоящее время Департамент валютного контро­ля Министерства финансов РФ осуществляет следующие функ­ции органа валютного контроля:

-контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами зако­нодательства России и ведомственных нормативных актов, регу­лирующих осуществление валютных операций, и выполнение ре­зидентами обязательств перед государством в иностранной ва­люте;

-осуществляет контроль за полнотой поступления в установ­ленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэконо­мическим операциям;

-участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квоти­рования и лицензирования экспорта товаров и услуг;

-контролирует эффективность использования кредитов в ино­странной валюте, предоставляемых РФ на основе международных договоров и соглашений;

-осуществляет иные функции, связанные с валютным контро­лем.

ГТК России, как орган валютного контроля, и иные таможенные органы, как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за пере­мещением лицами через таможенную границу валюты РФ, цен­ных бумаг, номинированных в валюте РФ, валютных ценнос­тей, а также за валютными операциями, связанными с переме­щением через указанную границу товаров и транспортных средств. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти. К агентам валют­ного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие ли­цензии на осуществление валютных операций, налоговые инспек­ции, таможенные посты[9].

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране ва­лютными операциями, за соответствием этих операций законода­тельству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюде­нием актов органов валютного контроля.

Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запра­шиваемые документы и информацию об осуществлении валют­ных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нор­мативных актов ЦБ РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыска­ния в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приоб­ретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

За нарушение правил учета и отчетности по валютным сдел­кам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадле­жащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний ор­ганов валютного контроля у резидентов, включая уполномочен­ные банки, и у нерезидентов ЦБ РФ взыскиваются в доход госу­дарства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются ли­цензии резидентов и нерезидентов.

Должностные лица юридических лиц-резидентов, и юриди­ческих лиц нерезидентов, виновные в нарушении валютного за­конодательства, несут уголовную, административную и граждан­ско-правовую ответственность. Так, в УК РФ предусмотрена уго­ловная ответственность:

-         за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

-          за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

-         за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

В целях усиления валютного контроля за поступлением ва­лютной выручки на счета резидентов Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы валютного кон­троля в Российской Федерации» от 21 ноября 1995 г. и Инструк­цией ЦБ РФ и ГТК РФ о порядке осуществления валютного кон­троля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров от 4 октября 2000 г. был установлен порядок, в соответ­ствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам рези­дентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную терри­торию РФ или вывоз товаров с названной таможенной террито­рии, осуществляется только через счета резидентов, заключив­ших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам осуществля­ются только через уполномоченные банки. Импортеры-резиден­ты, заключившие сделки по переводу из России иностранной ва­люты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, сто­имость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денеж­ных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме, ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров. В случае невыполнения или ненадле­жащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквива­лентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров.

Экспортер предъявляет контракт или его заверенную в уста­новленном порядке копию в уполномоченный банк, где находит­ся его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки — документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осу­ществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта то­варов.




Задача № 1

При рассмотрении дела об оплате векселя при наступлении указанно в  векселе срока суд установил, что вексель был выдан покупателем поставщику в оплату за отгруженный товар. Однако товар так и не был доставлен векселедателю. Поставщик тем не менее предъявил иск к оплате, ссылаясь на безусловный характер вексельного обязательства.

Дайте  понятие векселя.

Дайте понятие трассанта, трассата, авалиста, и индоссанта.

Каким должно быть решение суда?  

Вексель (от немецкого wechsel – перемещение, перевод, мена) – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя  либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя. Денежное обязательство, подтвержденное векселем, имеет абстрактный характер, выдача векселя является абстрактной сделкой.  Вексель является средством оформления кредитных и расчетных отношений, как в международной торговле, так и  во внутреннем обороте государств. 

Трассант – лицо, осуществляющее платеж  в обусловленный срок суммы указанной в векселе векселедержателю (ремитенту).

 

Трассат – плательщик, должник. Трассат становится ответственным лицом только после акцепта векселя, что равносильно оплатить вексель в установленный срок.

 

Авалист ( от анг. Avaler) – лицо давшее вексельное поручительство. Авалист отвечает за оплату векселя перед любым векселедержателем в том же объеме, что и должник.

 

Индоссант- лицо, делающее на обороте векселя или иной ценной бумаги передаточную надпись (индоссамент).


В соответствии со ст. 43  Положения о переводном и простом векселе Векселедержатель может обратить свой иск против  индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц  при наступлении срока платежа. Так как исполнение платежа было определено определенным временем, то суд  должен вынести решение в пользу поставщика.

 

Задача №.11

Коммерческий банк «Акцепт»   обратился   в   Главное Управление Центрального Банка РФ с просьбой выдать лицензию на осуществление банковской операции: купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

Дайте понятие банковских операций.

Назовите требования, предъявляемые к коммерческим банкам, имеющим намерение получить разрешение на куплю-продажу иностранной валюты в наличной я безналичной форме

Каким критериям должен соответствовать КБ «Акцепт» для получения лицензии?

К банковским операциям  относятся:                                

     1) привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и на определенный срок);                   

     2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;                

     3) открытие и ведение банковских счетов физических и  юридических лиц;                                                                

     4) осуществление расчетов  по поручению физических  и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам; 

     5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных  и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;    

     6) купля -  продажа иностранной валюты  в наличной и  безналичной формах;                                                              

     7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;     

     8) выдача банковских гарантий;                                  

     9)  осуществление   переводов  денежных   средств  по   поручению физических  лиц  без  открытия  банковских  счетов  (за   исключением  почтовых переводов).

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности» Для государственной регистрации кредитной организации и получения  лицензии   на   осуществление банковских операций представляются  следующие документы:                                                

     1)  заявление  с   ходатайством  о  государственной   регистрации  кредитной организации и  выдаче лицензии на  осуществление банковских операций

     2)  учредительный  договор,  если  его  подписание  предусмотрено  федеральным законом;                                                

     3) устав;                                                       

     4) бизнес - план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной  организации,  протокол  собрания учредителей (участников), содержащий  решения  об  утверждении  устава кредитной организации, а также кандидатур для  назначения на должности  руководителя кредитной организации  и  главного  бухгалтера  кредитной  организации. Порядок составления  бизнес  -  плана  кредитной  организации  и критерии его  оценки устанавливаются  нормативными актами  Банка России;

     5) свидетельство об уплате государственной пошлины;              

     6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной  налоговой службы Российской  Федерации выполнения  учредителями -  юридическими лицами обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;    

     7)  документы  (согласно  перечню,  установленному   нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых  учредителями  -  физическими  лицами  в  уставный   капитал кредитной  организации; 

     8)  анкеты   кандидатов  на   должности  руководителя   кредитной организации,  главного  бухгалтера,  заместителей главного бухгалтера кредитной   организации,   а   также   на   должности   руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера    филиала    кредитной    организации.  Указанные  анкеты заполняются  этими  кандидатами  собственноручно  и  должны содержать сведения,  установленные  нормативными  актами  Банка России, а также сведения:

   -  о  наличии  у  этих  лиц  высшего юридического или экономического образования  (с  представлением  копии  диплома  или  заменяющего его документа)  и  опыта  руководства  отделом  или  иным  подразделением кредитной   организации,   связанным   с   осуществлением  банковских операций не  менее  одного  года,  а  при  отсутствии  специального образования -  опыта руководства  таким подразделением  не менее двух лет;                                                                

   -  о наличии (отсутствии) судимости.                               

                                                                      

Задача № 21

Предприятие «Урал» арендует федеральное недвижимое имущество.

Определите вид дохода, поступающего от аренды, и уровень бюджетной системы, в который они будут зачислены.

В соответствии со ст. 33 БК РФ  доходы от использования имущества  находящегося в государственной собственности относятся к  неналоговым доходам. Следовательно  доходы  от аренды  федерального недвижимого имущества относятся к неналоговым. В соответствии со ст. 51 доходы получаемые от аренды федерального имущества будут поступать в федеральный бюджет.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

Бюджетный кодекс РФ. – М., 2003

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле

Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. от 10.01.2003)

Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-I О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или  дарения

Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 О федеральном казначействе

Постановление Правительство Российской Федерации  от 6 марта 1998 г. N 273Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской  Федерации (ред. от 27.08.2003)

Постановление СМ - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 О федеральном казначействе Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации  от 16 октября 2000 г. N 783 Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по  налогам и сборам

Письмо Министерство Российской Федерации по налогам и сборам  от 22 октября 2002 г. N 04-3-09/1233-АК031 О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования


Научная литература

Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.

Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – 159с.

Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. -  495с.

Грачев Е., Соколов Э. Финансовое право. – М., 1998. – 240с.

Добрышев П.Ю. Вексельное право и Конвенция ЮНИСТРАЛ о международных переводных векселях и международных простых векселей. – М., 1996

Коваль Л. Налоги и налогообложение. – М., 2001. – 270с.

Петрова Г.В. Налоговое право. – М., ИНФРА – М, 1999. – 271 с.

Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – 600с.

Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000.

Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  536с.



[1] Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – С. 46.

[2] Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – С. 47

[3] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 87.

[4] Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000 – С. 59.

[5] Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – С. 219.

[6] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 354

[7] Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – С. 219.

[8] Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000. – С. 325.

[9] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 487