Содержание
1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность. 3
11. Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения. 10
21. Валютный контроль и обязательная продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация. 12
Задача № 1. 15
Задача № 11. 15
Задача № 21. 17
Список использованной литературы.. 18
1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность.
Органами специальной компетенции в области финансовой деятельности являются:
- Министерство финансов,
- Федеральное казначейство,
- Центральный Банк РФ.
- Министерство государственного имущества,
- Министерство по налогам и сборам.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти[1]. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:
1) совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
5) разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
9) осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
Министерство финансов Российской Федерации издает в пределах своей компетенции на основе законодательства Российской Федерации приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты. Министерство финансов Российской Федерации в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
В Министерстве финансов Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач, подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации[2].
Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.
Основными задачами являются:
-организацию, осуществление и контроль за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства;
- регулирование финансовых отношений между Республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации и состояния бюджетной системы Российской Федерации;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
- разработку методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума:
- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
- направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
- рассматривает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики и принимает по ним решение;
- рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
- принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово - хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
- проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
- заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы - управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня образуют единую централизованную систему налоговых органов[3].
Основными задачами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам являются:
1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
3) осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
4) осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
2) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
3) ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводит разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняет порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивает налогоплательщиков иной необходимой информацией;
5) обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
6) подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
7) обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
8) применяет установленные законодательством Российской Федерации санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
9) проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
10) участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
11) участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год;
12) осуществляет в установленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) осуществляет контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством Российской Федерации;
14) обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
15) осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
16) осуществляет государственный контроль за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта;
17) анализирует отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам имеет право:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;
2) проводить в установленном порядке налоговые проверки;
3) производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;
6) обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
7) определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги и сборы;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам, сборам и пени;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
12) привлекать в установленном порядке для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) представлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на осуществление определенных видов деятельности, приостанавливать в пределах своей компетенции действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции или обращаться в суд с заявлением об аннулировании указанных лицензий;
15) проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;
16) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации;
17) проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
18) отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения указания территориальным органам;
19) организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
20) осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
21 ) осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Министр Российской Федерации по налогам и сборам:
1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
2) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, смету расходов на его содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период ассигнований на государственное управление;
3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;
4) утверждает уставы находящихся в ведении Министерства организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителями этих организаций;
5) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
6) представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
7) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками центрального аппарата Министерства и его территориальных органов;
8) представляет в установленном порядке работников Министерства и организаций, находящихся в его ведении, к государственным наградам Российской Федерации и присвоению почетных званий;
9) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда, а также смету расходов на их содержание в пределах предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий период ассигнований на государственное управление;
10) учреждает и награждает в установленном порядке ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие;
11) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
12) привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности должностных лиц налоговых органов за нарушения, допущенные ими в работе.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в пределах своей компетенции издает самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.
В Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и иных лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра. Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы, отнесенные к компетенции Министерства.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление[4].
11. Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения.
Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря
Правовой базой взимания налога с имущества, переходящего в порядке наследования, в настоящее время является Закон Российской Федерации от 12.12.91 N 2020-1"О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" и Инструкция Госналогслужбы России от 30.05.95 N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".
Плательщиками данного налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
В качестве объектов налогообложения в Законе РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» указаны:
—жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах;
—автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства;
—предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий;
—паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Величина налога с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется по ставкам, размер которых зависит от очереди наследника и стоимости имущества, причем принимаемое наследство стоимостью до 850-кратного размера минимальной месячной оплаты труда налогообложению не подлежит.
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по ставкам, размер которых определяется в зависимости от степени родства лиц и стоимости имущества, причем имущество стоимостью до 80-кратного размера минимальной месячной оплаты труда налогом не облагается.
Некоторые виды имущества освобождаются об обложения налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения: имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому; жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения) и т.д.
Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения. При исчислении налога учитывается общая стоимость имущества, переходящего в собственность физического лица.
В целях исчисления налоговыми органами суммы налога нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества. Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом[6].
Физические лица, проживающие в России, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. Физические лица, проживающие за пределами России, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право на имущество. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке РФ.
Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа.[7]
21. Валютный контроль и обязательная продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация.
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного
Основными направлениями валютного контроля выступают:
— определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.[8]
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством
Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации
Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи
рабочих дней со дня подачи запроса.
Созданная в
-контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
-осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
-участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг;
-контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых РФ на основе международных договоров и соглашений;
-осуществляет иные функции, связанные с валютным контролем.
ГТК России, как орган валютного контроля, и иные таможенные органы, как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, налоговые инспекции, таможенные посты[9].
В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля.
Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.
В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов ЦБ РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов ЦБ РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы; приостанавливается действие или отзываются лицензии резидентов и нерезидентов.
Должностные лица юридических лиц-резидентов, и юридических лиц нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Так, в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность:
- за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);
- за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);
- за невозврат из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).
В
целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки на счета
резидентов Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по усилению системы
валютного контроля в Российской Федерации» от 21 ноября
Экспортер предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком экспортер оформляет паспорт сделки — документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров.
Задача № 1
При рассмотрении дела об оплате векселя при наступлении указанно в векселе срока суд установил, что вексель был выдан покупателем поставщику в оплату за отгруженный товар. Однако товар так и не был доставлен векселедателю. Поставщик тем не менее предъявил иск к оплате, ссылаясь на безусловный характер вексельного обязательства.
Дайте понятие векселя.
Дайте понятие трассанта, трассата, авалиста, и индоссанта.
Каким должно быть решение суда?
Вексель (от немецкого wechsel – перемещение, перевод, мена) – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя либо иного указанного в векселе плательщика выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя. Денежное обязательство, подтвержденное векселем, имеет абстрактный характер, выдача векселя является абстрактной сделкой. Вексель является средством оформления кредитных и расчетных отношений, как в международной торговле, так и во внутреннем обороте государств.
Трассант – лицо, осуществляющее платеж в обусловленный срок суммы указанной в векселе векселедержателю (ремитенту).
Трассат – плательщик, должник. Трассат становится ответственным лицом только после акцепта векселя, что равносильно оплатить вексель в установленный срок.
Авалист ( от анг. Avaler) – лицо давшее вексельное поручительство. Авалист отвечает за оплату векселя перед любым векселедержателем в том же объеме, что и должник.
Индоссант- лицо, делающее на обороте векселя или иной ценной бумаги передаточную надпись (индоссамент).
В соответствии со ст. 43 Положения о переводном и простом векселе Векселедержатель может обратить свой иск против индоссантов, векселедателя и других обязанных лиц при наступлении срока платежа. Так как исполнение платежа было определено определенным временем, то суд должен вынести решение в пользу поставщика.
Задача №.11
Коммерческий банк «Акцепт» обратился в Главное Управление Центрального Банка РФ с просьбой выдать лицензию на осуществление банковской операции: купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме.
Дайте понятие банковских операций.
Назовите требования, предъявляемые к коммерческим банкам, имеющим намерение получить разрешение на куплю-продажу иностранной валюты в наличной я безналичной форме
Каким критериям должен соответствовать КБ «Акцепт» для получения лицензии?
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности» Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав;
4) бизнес - план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес - плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) свидетельство об уплате государственной пошлины;
6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- о наличии (отсутствии) судимости.
Задача № 21
Предприятие «Урал» арендует федеральное недвижимое имущество.
Определите вид дохода, поступающего от аренды, и уровень бюджетной системы, в который они будут зачислены.
В соответствии со ст. 33 БК РФ доходы от использования имущества находящегося в государственной собственности относятся к неналоговым доходам. Следовательно доходы от аренды федерального недвижимого имущества относятся к неналоговым. В соответствии со ст. 51 доходы получаемые от аренды федерального имущества будут поступать в федеральный бюджет.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
Бюджетный кодекс РФ. – М., 2003
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле
Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. от 10.01.2003)
Закон РФ от 12 декабря
Указ Президента РФ от
8 декабря
Постановление
Правительство Российской Федерации от 6
марта
Постановление СМ -
Правительства РФ от 27 августа
Постановление
Правительства Российской Федерации от 16
октября
Письмо Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам
от 22 октября
Научная литература
Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.
Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – 159с.
Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. - 495с.
Грачев Е., Соколов Э. Финансовое право. – М., 1998. – 240с.
Добрышев П.Ю. Вексельное право и Конвенция ЮНИСТРАЛ о международных переводных векселях и международных простых векселей. – М., 1996
Коваль Л. Налоги и налогообложение. – М., 2001. – 270с.
Петрова Г.В. Налоговое право. – М., ИНФРА – М, 1999. – 271 с.
Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – 600с.
Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000.
Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. - 536с.
[1] Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – С. 46.
[2] Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – С. 47
[3] Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 87.
[4] Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000 – С. 59.
[5] Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – С. 219.
[6] Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 354
[7] Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – С. 219.
[8] Рассолов М.М. Финансовое право. – М., 2000. – С. 325.
[9] Финансовое право./ О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. – С. 487