Содержание





1. Классификация чрезвычайных ситуаций.. 2

2. Защита населения при применении химического оружия   4

3. Доврачебная помощь при закрытом переломе.. 7

4. Расследование несчастных случаев в производстве.. 8

Список литературы... 12






1. Классификация чрезвычайных ситуаций

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них, в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций:

-       Локальные;

-       Местные;

-       Региональные;

-       Территориальные;

-       Федеральные;

-       Трансграничные.[1]

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


2. Защита населения при применении химического оружия

Противохимическая защита это комплекс мероприятий проводимых с целью предотвратить или ослабить воздействие на людей химической обстановки. На объектах народного хозяйства мероприятиями противохимической защиты руководит начальник штаба Гражданской Обороны. Непосредственным проведением мероприятий  на объектах занимаются специальные службы ГО.[2]

Задачи противохимической  защиты:

-       своевременное выявление признаков химического заражения и оповещение населения об опасности;

-       защита населения, животных, продуктов питания, питьевой воды, материальных и культурных ценностей;

-       ликвидация последствий химического заражения.

Основные способы защиты населения в условиях химического заражения:

-       оповещение об опасности химического заражения;

-       укрытие в защитных сооружениях (убежищах);

-       использование средств индивидуальной защиты (противогазов и средств защиты  кожи);

-       соблюдение режимов поведения (защиты) на зараженных территориях;

-       эвакуация людей из зоны заражения;

-       санитарная обработка людей, дегазация  одежды, территорий, сооружений, транспортных средств, техники и имущества.[3]

При угрозе или при возникновении аварии на химически опасном объекте  в соответствии с заранее разработанными планами  проводится оповещение работающего персонала и проживающего вблизи населения. Население по сигналу надевает средства защиты органов дыхания и выходит из зоны поражения в  указанный район.

Организуется разведка, которая устанавливает место аварии, вид СДЯВ(ОВ), степень заражённости территории, воздуха, состояние людей в зоне заражения, границы зон заражения, направление и скорость ветра в приземном слое и направление распространения воздуха.

Устанавливается оцепление зон заражения  и организуется регулирование движения. Пораженные после оказания им помощи доставляются в незараженный район, а при необходимости в лечебное учреждение. Продукты  питания и вода, оказавшиеся в зонах заражения, подвергаются проверке на заражение, после чего принимается решение на их дегазацию или уничтожение.

При выполнение режимов следует помнить, что чем скорее люди  покинут зараженную местность тем меньше вероятность их поражения.

Преодолевать зараженную территорию следует быстро, стараясь не поднимать пыль и не прикасаясь к окружающим предметам. На зараженной территории нельзя курить, принимать пищу, пить воду.

При обнаружении на коже (руках, шее) капель ОВ (СДЯВ) следует обработать эти места жидкостью из ИПП.

После выхода из района заражения  необходимо пройти санитарную обработку со сменой белья, а при необходимости всей одежды.

Находиться в убежище (укрытии) следует до получения распоряжения на выход из него. Когда такое распоряжение поступит,  следует одеть средства  индивидуальной защиты и покинуть сооружение, чтобы выйти за пределы очага поражения.

Выходить из очага химического поражения нужно по направлениям, обозначенным специальными указателями или указанным постами ГО (милиции). Если нет ни указателей, ни  постов, то двигаться следует с учетом направления ветра и местоположения очага заражения. При необходимости пересечения зоны заражения следует двигаться перпендикулярно направлению ветра. Это обеспечит быстрейший выход из очага поражения, поскольку глубина распространения облака зараженного воздуха (она совпадает с направлением ветра) в несколько раз превышает ширину его фронта.

По возможности, следует избегать движения оврагами  и лощинами, через луга и болота, в этих местах возможен длительный застой  паров отравляющих веществ. В городах пары ОВ могут застаиваться в замкнутых кварталах, парках, а также в подъездах и  на чердаках домов. Зараженное облако в городе распространяется на наибольшие расстояния по тоннелям, улицам трубопроводам.

При пользовании укрытием (подвалом, перекрытой щелью и т.п.) не следует забывать, что оно может служить защитой от попадания на кожные покровы и одежду капельно-жидких отравляющих веществ, но не защищает от паров и аэророзолей отравляющих веществ, находящихся в воздухе. При нахождении в таких укрытиях обязательно нужно пользоваться противогазом.


3. Доврачебная помощь при закрытом переломе

Главное соблюдать простое правило «пусть лежит, как лежит». То есть не пытайтесь как-то выправить перелом.

1. Позаботьтесь об иммобилизации места перелома, не допустите возникновения вторичных травм (наложите шину);

2. Постарайтесь успокоить пострадавшего;

3. Не позволяйте ему изменять позу до того, как зафиксировали шиной место перелома;

4. Если есть возможность, неплохо приподнять поврежденную поверхность выше уровня тела, чтобы по возможности избежать сильного отека. Не пытайтесь втиснуть пострадавшего на заднее сиденье автомобиля, этим можно выполнить дополнительные осложнения. Лучше дождаться прибытия медицинского транспорта.[4]

Иммобилизация - создание неподвижности поврежденной части тела. Основные требования:

-       Обязательная фиксация двух соседних суставов.

-       Не изменяйте положение поврежденной части.

-       Фиксировать в нескольких местах: выше и ниже области повреждения.

-       Проверьте пульс в поврежденной конечности до, и после наложения шины. Если отсутствует, значит, вы перестарались, ослабьте повязку!

Для иммобилизации необходимы три основные вещи:

1. какой-нибудь жесткий предмет (ручка швабры, зонт, туго скрученные газеты или журналы, ветви дерева и т.д.);

2. мягкая прокладка (предметы одежды, лоскут, полотенце и т.д.);

3. какой-то материал, которым можно прибинтовать поврежденное место к жесткой опоре (полоски ткани, веревка, галстук, ремень и т.д.).

Шины накладывают на место перелома, для того чтобы предотвратить смещение обломков, которые способны вызывать боль и вторичные травмы.

Накладывая шину, оставьте травмированное место в том положении, в каком его нашли. Прежде чем накладывать шину, посмотрите, нет ли на этом месте ран. Фиксируйте шину выше и ниже места перелома, так чтобы она не попала на рану. Накладывайте повязку не слишком туго, чтобы не нарушить нормальное кровообращение. Убедитесь, что пальцы пострадавшей поверхности не опухают, не синеют, и не немеют. Перевязь руки помогает держать руку или плечо в неподвижном состоянии. Руку пострадавшего следует подвязать так, чтобы она располагалась параллельно ребрам. Проведите один свободный конец повязки под мышкой не травмированной руки, а другой - вокруг шеи. Свяжите концы вместе на шее и чуть сдвиньте узел в сторону, чтобы он не давил на позвоночник. Импровизированную повязку из рубашки или свитера следует делать, связывая рукава на шее пострадавшего.


4. Расследование несчастных случаев в производстве

Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях разработано в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве».

Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.[5]

В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями – физическими лицами и их полномочными представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работниками.

Расследование несчастных случаев проводится комиссиями по расследованию несчастных случаев, образуемыми в зависимости от обстоятельств происшествия, количества пострадавших и характера полученных ими повреждений здоровья. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

В зависимости от обстоятельств происшествия и характера повреждений здоровья пострадавших, сроки расследования могут быть:

-       расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней;

-       расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

При возникновении обстоятельств, объективно препятствующих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая, в том числе по причинам отдаленности и труднодоступности места происшествия (труднодоступные станции и обсерватории, геологоразведочные и иные экспедиции и отряды, буровые платформы на шельфе морей, при выполнении отдельных работ за границей, включая международные перевозки и т.п.), а также при необходимости дополнительного получения соответствующих медицинских и иных документов и заключений, установленные сроки расследования несчастного случая могут быть продлены председателем сии, но не более чем на 15 календарных дней. В случае необходимости дополнительной проверки обстоятельств группового несчастного случая ли несчастного случая со смертельным исходом, в том числе с проведением соответствующих медицинских, технических и иных экспертиз, решение о дополнительном продлении срока его расследования принимается руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию, с последующим информированием об этом соответствующего правоохранительного органа.

В ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомиться с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно - распорядительными документами (коллективными договорами, уставами, внутренними порядками религиозных организаций и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности – объяснения от пострадавшего по существу происшествия. При необходимости председатель комиссии привлекает к расследованию несчастного случая должностных или органов государственного надзора и контроля (по согласованию с ними) в целях получения заключения о технических причинах происшествия, в компетенции которых находится их исследование.

Члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования, при необходимости вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пострадавших, и оказывают правовую помощь по решению указанных вопросов. На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, вырабатывает мероприятия по устранению причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, били ли действия пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника (по заключению учреждения здравоохранения), не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение (преступление).[6]

Решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащих признаки уголовного правонарушения, принимается комиссией с учетом официальных постановлений решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается.

Список литературы



1.     Трудовой кодекс Российской Федерации 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 27.04.2004). – Справочная система Гарант.

2.     Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Инфра-М, 1999.

3.     Кудрявцева В.Т. Первая медицинская помощь. - М.: Линка - Пресс, 2000.

4.     Латохина Л.И. Защита от химического заражения //Здоровье. - 1999. - № 10.

5.     Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Просвещение, 1994.


[1] Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 48.

[2] Хухлаев Д.В. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Просвещение, 1994. – с. 102.

[3] Латохина Л.И. Защита от химического заражения //Здоровье. - 1999. - № 10. – с. 15 – 16.

[4] Кудрявцева В.Т. Первая медицинская помощь. - М.: Линка - Пресс, 2000. – с. 17.

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 27.04.2004). – Справочная система Гарант. – ст. 229.

[6] Трудовой кодекс Российской Федерации 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (ред. от 27.04.2004). – Справочная система Гарант. – ст .229.