СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 3

1.      ПЛАНИРОВАНИЕ РЕВИЗИИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.................................................................................. 4

1.1.       Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки........................ 4

1.2.       Планирование ревизии..................................................................................................................................................... 5

1.3.       Источники информации проверки финансовых результатов............................................................................. 10

1.4.       Контроль и ревизия финансовых результатов и использования прибыли..................................................... 11

1.5.       Типичные ошибки............................................................................................................................................................ 14

2.      ЗАДАЧА...................................................................................................................................................................................... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................................................................. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................ 20

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. Организациям предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой, что влечет укрепление отношений собственности и рост ответственности собственников, менеджеров, акционеров, бухгалтеров организаций за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая: обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Основным назначением контроля является обеспечение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Наряду с контролем, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности организации важное значение представляет ревизия как инструмент контроля. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии, образует контрольно-ревизионный процесс.

Целью написания данной работы является раскрытие вопроса планирования ревизии финансового результата.

Для достижения этой цели будут выполнены следующие задачи:

1.     Рассмотрены основные нормативные законодательные документы,

2.     Рассмотрено планирование ревизии,

3.     Источники информации проверки финансовых результатов,

4.     Контроль и ревизия финансовых результатов и использования прибыли,

5.     Типичные ошибки при проведении ревизии.

1.   ПЛАНИРОВАНИЕ РЕВИЗИИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1.1.        Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки

Перечень основных документов, регулирующих объект проверки, охватывает следующие документы:

–       Гражданский кодекс РФ, чч. 1 и 2.

–       Налоговый кодекс, чч. 1,2.

–       Приказ МНС РФ от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций» (в ред. Приказа от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358).

–       Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ МФ РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).

–       План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

–       Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. № 68н с изм. от 28 ноября 2001 г.).

–       Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества (приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. № 68-н с изм. от 28 ноября 2001 г.).

–       Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации»

–       Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.[1]

1.2.  Планирование ревизии

Планирование, будучи начальным этапом проведения ревизии, состоит в разработке: ревизионной организацией общего плана ревизии с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения ревизии; программы ревизии, определяющей объем, виды и последовательность осуществления ревизионных процедур, необходимых для формирования ревизионной организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планируя порядок проведения ревизии организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами ее проведения, а именно: комплексности; непрерывности; оптимальности.

Принцип комплексности планирования ревизии предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы ревизии.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе ревизоров и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования ревизионной организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы ревизии на основании критериев, определенных самой организацией.

При планировании ревизии организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана ревизии; подготовка и составление программы ревизии.[2]

На этапе предварительного планирования ревизор должен получить информацию о: внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности; внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями; организационно-управленческой структуре экономического субъекта; видах деятельности; структуре капитала и курсе акций; технологических особенностях; уровне рентабельности; основных контрагентах экономического субъекта; порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта; существовании дочерних и зависимых организаций; системе внутреннего контроля; принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат: устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику; бухгалтерская и статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; отчеты ревизоров, консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования организация оценивает возможность проведения ревизии.

Считая проведение ревизии и контроля возможным, организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение этих операций и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа ревизоров для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.

Когда организация не считает возможным проведение ревизии, в адрес экономического субъекта посылается отказ от ее проведения.

Разработка общего плана и программы ревизии основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

В процессе подготовки общего плана и программы ревизии организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку самой системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, ревизионная организация должна собрать достаточное количество доказательств. Если организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей ревизии.

При подготовке общего плана и программы ревизии организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя риск, организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от ревизии экономического субъекта. С учетом установленных рисков и уровня существенности организация выявляет значимые для ревизии области и планирует необходимые ревизионные процедуры процедуры. В процессе ревизии могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу ревизии, организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер процедур.

Ревизионная организация, если сочтет целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана. При этом она независима в выборе приемов и методов ревизии, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

Результаты проводимых организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, поскольку они служат основанием для планирования ревизии и могут использоваться в течение всего процесса ревизии.

Общий план — руководство осуществления программы ревизии.

В процессе проведения проверки у организации могут возникнуть основания для пересмотра отдел положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений ревизору следует подробно документировать.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения ревизии и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и заключения по результатам ревизии. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков.

В общем плане организация определяет способ проведения ревизии на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков. Когда принимается решение о проведении выборочной проверки, ревизор формирует выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть: конкретные области, подлежащие изучению, чтобы ревизия была объективной; существенные моменты, которые следует охватить; выборочные планы; формирование ревизионной группы, ее численность и квалификацию специалистов, привлекаемых к проведению проверки; распределение ревизоров в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным ревизионной проверки; стандарты, процедуры, руководства или документы, с которыми следует ознакомить группу ревизоров; бюджет рабочего времени для каждого этапа ревизии; предполагаемые сроки работы группы; инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана ревизии; контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов ревизора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов ревизии; разъяснение руководителем ревизионной группы методических вопросов, связанных с практической реализацией ревизионных процедур; документальное оформление особого мнения члена группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке конкретного факта между руководителем группы и ее рядовым членом.

Ревизионная организация определяет в общем плане роль внутренней ревизии, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки.

1.3.  Источники информации проверки финансовых результатов

Источники информации: учредительные документы, положение об учетной политике, протоколы собрания учредителей, бухгалтерский баланс (форма№ 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), главная книга, учетные регистры по счетам 90,91,99,68,84 и другие, приказы и распоряжения руководителя организации, выписки банка с приложенными документами, первичные документы.

В качестве источников информации при проверке учета финансовых результатов также используются данные аналитического и синтетического учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», а также информация отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) отражается на счете 99 и определяется из финансового результата от обычных видов деятельности (продаж), а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

Для удобства ведения учета и заполнения отчетности по форме № 2 к счету № 99 могут быть открыты субсчета:

— «Финансовый результат от обычных видов деятельности».

— «Финансовый результат от прочих видов деятельности».

— «Финансовый результат от чрезвычайных доходов и расходов».

— «Расходы, связанные с налогообложением прибыли (дохода)».

Ревизор прежде всего выясняет, как в учетной политике для целей налогообложения предприятия предусмотрено учитывать финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) — по методу начисления или по кассовому методу.

Ревизор проверяет аналитические документы, регистры учета (при журнально-ордерной форме учета — журнал-ордер № 15) и устанавливает законность, правильность и достоверность отраженных сумм прибылей и убытков.

1.4.  Контроль и ревизия финансовых результатов и использования прибыли

Целью контроля финансовых результатов и использования прибыли является проверка достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков организации, законности распределения прибыли и использования ее после налогообложения.

В ходе проверки необходимо решить следующие задачи:

–       установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

–       проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;

–       выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

Необходимо выяснить, каковы основные виды деятельности организации согласно уставу. Отдельные виды деятельности требуют лицензирования, поэтому необходимо выяснить наличие у организации лицензий, например на выполнение строительных работ, автомобильных перевозок и др. Отсутствие лицензии по лицензируемому виду деятельности означает незаконность осуществления соответствующих хозяйственных операций.

Результаты проверки правильности определения прибыли (убытка) от продаж зависят от качества проведенных контрольных процедур на предыдущих этапах контроля, себестоимости произведенной и проданной продукции. Выполняя такие приемы контроля как арифметический контроль, прослеживание, правильность формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90.

Проверяющим устанавливается обоснованность отражения в учете операционных доходов и расходов (операции, связанные с выбытием основных средств, материальных активов, другого имущества). Проверяется обоснованность отражения в учете путем изучения документов, удостоверяющих факт их возникновения и величину: договоры, счета, платежные поручения, накладные, акты приемки-передачи и др.

Так, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам проверяются по данным извещений, авизо предприятий-эмитентов, выписок по счету «депо». Своевременность включения в состав доходов поступлений от сдачи имущества в аренду, процентов по предоставленным займам выясняется по данным соответствующих договоров о размерах и сроках таких платежей.

Проверяется обоснованность отражения в учете внереализационных доходов и расходов. Так, суммы штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров должны устанавливаться на основании решения суда, договора, а также письменного подтверждения добровольного признания претензий поставщиков или покупателей. Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов выясняются также по данным решений суда. Суммы положительных и отрицательных курсовых разниц по валютным операциям устанавливаются по данным валютного контракта, платежных поручений, банковских выписок по валютным счетам, грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментов.

Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных обстоятельств должны подтверждаться актом, удостоверяющим такое событие и подписанным руководителем предприятия, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и др.), расчетом бухгалтерии понесенных убытков, заключением эксперта о возможности восстановления испорченного имущества, решением суда об установлении виновного лица и присуждении ему убытков, платежными документами.[3]

Полученная по итогам года прибыль подлежит налогообложению в соответствии с главой 25 НК РФ. Особое внимание уделяется правильности корректировки налогооблагаемой прибыли, правильности расчета и своевременности перечисления в бюджет налога на прибыль, а также своевременности подачи налоговой декларации.

Авансовое использование прибыли текущего отчетного периода является прямым нарушением имущественных интересов собственников организации.

Затем проверяется распределение прибыли после налогообложения. Прибыль должна распределяться в соответствии с учредительными документами, учетной политикой и решением собрания учредителей (акционеров). Так, например, прибыль может направляться на выплату дивидендов (доходов), на пополнение резервного, уставного капитала, на материальное поощрение работников организации, на пополнение фондов специального назначения.

Если по итогам года организация получила убыток, то он может быть покрыт в соответствии с решением собственников за счет учредителей, средств резервного, уставного капитала, фондов специального назначения, прибыли прошлых лет.[4]

1.5.  Типичные ошибки

Как правило, в ходе проверок выявляются следующие недочеты:

–       неправильное отнесение в бухгалтерском учете расходов и доходов к внереализационным, операционным и чрезвычайным;

–       несвоевременное и неверное отражение курсовых и суммовых разниц;

–       оформление бартерных операций. Минуя счета продаж;

–       прибыль (убыток), выявленная в отчетном периоде, но относящаяся к прошлым периодам, включена в состав прибыли отчетного периода;

–       неправильный учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли;

–       неправильное отнесение доходов и расходов к обычным видам деятельности и внереализационным для целей налогообложения.

–       включение в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими органами;

–       неправомерное использование прибыли отчетного года;

–       неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;

–       неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84.[5]

2.   ЗАДАЧА

По данным предприятия «Сокур и К°» расходы на нематериальные активы в 2003 году составили:

Вид нематериального актива

Срок полезного использования, в годах

Расходы на приобретение, руб.

НДС

Первоначальная стоимость, руб

Сумма амортизации

Организационные расходы

0,3

900 000

162 000

738 000

2 460 000

Лицензии на ведение деятельности

2

100 000

18 000

82 000

41 000

Деловая репутация фирмы

2

100 000

18 000

82 000

41 000

Патент на изобретение сервисного устройства

15

200 000

36 000

164 000

10 933

Курсы для повышения деловых качеств работников фирмы

10

50 000

9 000

41 000

4 100

Расходы на переквалификацию управленческого персонала

10

91 000

16 380

74 620

7 462

Авторское право на программу «Помощник Сокура»

15

50 000

9 000

41 000

2 733

Итого:

1 491 000

268 380

1 222 620

2 526 228

При этом первоначальная стоимость нематериальных активов формируется из фактических расходов на приобретение или создание этих нематериальных активов за минусом НДС. К фактическим затратам относится только стоимость приобретения или расходы на создание этого актива.

Амортизация на нематериальные активы начисляется линейным способом, при этом норма амортизации для каждого вида нематериального актива своя и рассчитывается исходя из срока полезного использования.

Необходимо произвести следующую проверку:

1)       Проверить правильность отнесения расходов к нематериальным активам.

2)       Проверить формирование первоначальной стоимости нематериальных активов.

3)       Проверить правильность расчета норм амортизации нематериальных активов.

4)       Составить записи в ведомость нарушений и разработать мероприятия по их устранению.

При проверке правильности отнесения расходов к нематериальным активам были обнаружены следующие ошибки, типичные для данного вида проверки:

Три вида расходов, а именно, курсы для повышения деловых качеств работников фирмы, лицензии на ведение деятельности и расходы на переквалификацию управленческого персонала не относятся к нематериальным активам (ПБУ 14/2000) и не должны учитываться как таковые.

При проверке первоначальной стоимости нематериальных активов опять же были обнаружены неточности.

Дело в том, что при расчете первоначальной стоимости учитываются фактические затраты на приобретение или изготовление данного вида нематериального актива за минусом НДС. Причем к фактическим затратам относятся не только стоимость этого актива, но и ряд других расходов, которые перечислены в ПБУ 14/2000. На данной фирме учитывали только стоимость активов, по которой они приобретались. Это очень даже неправильно.

Также нужно было проверить правильность расчета норм амортизации нематериальных активов. Что касается этого аспекта, то претензий нет, т.е. амортизация начисляется линейным способом и высчитывается как отношение отчетного периода на срок полезного использования. Правда возникает некоторая проблема. Так как первоначальная стоимость была определена неверно, то и сумма амортизации начислена неправильно.

Для отчета по проверке составим ведомость нарушений по предприятию «Сокур и К°»:

Таблица 1.

Ведомость нарушений

№ п/п

Вид проверки

Выявленное нарушение

Возможные причины нарушения

Рекомендации по устранению нарушения

1

Правильность отнесения расходов к нематериальным активам

Три вида расходов отнесены к нематериальным неверно

Незнание составляющих нематериальных активов

Произвести перераспределение нематериальных активов

2

Формирование первоначальной стоимости нематериальных активов

В качестве первоначальной стоимости учтена только стоимость приобретаемого актива

Некомпетентность персонала по этому вопросу

Произвести перерасчет первоначальной стоимости

3

Правильность расчета норм амортизации нематериальных активов

4

Правильность расчета амортизации

Сумма амортизационных отчислений неверная

Неправильное определение первоначальной стоимости

Произвести перерасчет по данному нарушению

Итого

3 нарушения

В заключение проверки можно предложить в качестве мероприятий по устранению выявленных ошибок пересчет данных показателей более профессиональными людьми. Лучше всего пригласить специализирующихся на таких расчетах специалистов из независимой компании, или принять на работу человека очень высокой квалификации для того, чтобы такие ошибки больше не повторялись.

Того же человека, который до этого занимался таким расчетами на предприятии «Сокур и К°» лучше уволить из-за некомпетентности в работе либо понизить в должности в качестве наказания и предостережения повторных ошибок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контроль проникает во все сферы правоотношений и затрагивает интересы миллионов людей, десятки и тысяч организаций.

В стране действует более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная и надзорная деятельность. Поэтому ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов затруднительно для руководителей, бухгалтеров субъектов, фирм, предприятий. Как защитить права и интересы, противостоять злоупотреблениям и неквалифицированным и ошибочным действиям контролирующих органов, отдельных инспекторов.

Переход крыночной экономике требует новых подходов к управлению, на смену командной системы пришли рыночные и экономические критерии. Предприятиям и фирмам предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. В этих условиях функционально обособленного направления экономической работы на фирме становится необходимой организация контроля ,которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых, и, что более важно, – подготовку рекомендаций для принятия решений. Координируя деятельность всей системы управления фирмой по достижению поставленной цели, контроль обеспечивает выполнение функции «управление управлением» и является синтезом планирования, учета, экономического анализа, организации информационных, денежных потоков, документооборота.

Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: Экономико-финансовый институт, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.

2.     Федотова Е.С. Контроль и ревизия. Учебно-методический комплекс/ Е.С.Федотова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 144 с.

3.     Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. – 583 с.

4.     Аудит: Учеб. пособие/ И.Н.Богатая, Н.Н.Хахонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

5.     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».


[1] Федотова Е.С. Контроль и ревизия. Учебно-методический комплекс/ Е.С.Федотова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 144 с.

[2] Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. – 583 с.

[3] Аудит: Учебник для вузов/ В.И.Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И.Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. – 583 с.

[4] Аудит: Учеб. пособие/ И.Н.Богатая, Н.Н.Хахонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

[5] Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: Экономико-финансовый институт, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 416 с.