Содержание
Задача № 1_____________________________________________________ 3
Задача № 2_____________________________________________________ 5
Задача № 3_____________________________________________________ 7
Список источников и литературы________________________________ 9
Задача № 1
Тумаков, Соколов и Напесочный решили заняться бизнесом в сфере лесопользования. В весенне-летний период они собирали лекарственное техническое сырье (листья брусники, черники и др.), а в августе поехали за клюквой и кедровыми шишками.
Набрав по 60 кг ягод клюквы и по 100 кг кедровых шишек, они направились к лесному поселку и по пути были задержаны лесниками, которые составили протокол о нарушении норм лесного законодательства.
Какие нормы нарушили Тумаков, Соколов и Напесочный?
К какой ответственности они могут быть привлечены за содеянное?
Ответ:
На основании ст. 80 Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных видов лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом.
В соответствии со ст. 81 ЛК РФ деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также на основании ст. 120 Лесного кодекса РФ при массовой заготовке второстепенных лесных материалов оформляется лесорубочный билет, дающий его владельцу право на проведение этих работ в лесу. Выдается он лесхозом. На основании лесорубочного билета лесничество оформляет ордер, дающий лесопользователю право на проведение отдельных конкретных видов заготовки второстепенных лесных ресурсов. Если заготовка второстепенных лесных материалов производится в незначительных количествах, то ордер может быть выдан без выписки лесорубочного билета. Такой ордер также оформляется лесничеством.
В данном случае Тумаков, Соколов и Напесочный не получили соответствующих документов, разрешающих сбор кедровых орешек.
Задача № 2
Городская дума муниципального образования приняла решение ограничить эксплуатацию автотранспортных средств, а также специально регулировать транспортные потоки в черте города. Это решение мотивировалось повышением уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе.
Правомерно ли такое решение гордумы?
Какие правовые меры охраны атмосферного воздуха существуют в Российской Федерации?
Ответ:
На основании ст. 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
проведение политики Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории;
принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
участие в разработке предложений об определении величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;
разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
участие в организации государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечении его проведения;
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
регулирование в пределах своей компетенции передвижения транспортных средств на соответствующей территории в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
иные не отнесенные к ведению Российской Федерации полномочия в области охраны атмосферного воздуха.
Следовательно, в данном случае решение гордумы правомерно.
Задача № 3
Группа предпринимателей решила организовать предприятие по переработке техногенных образований, являющихся отходами бывшего медеплавильного завода. С этой целью бизнесмены закупили необходимое оборудование, технику и приступили к работе. Однако их деятельность как нарушающая правила обращения с производственными отходами была приостановлена органами государственного экологического контроля.
Правомерно ли действие органа государственного контроля?
Какой существует порядок переработки производственных и бытовых отходов?
Ответ:
На основании ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.) деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации
На основании ст. 13.1 указанного закона, физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, действия органа государственного контроля правомерны.
Список источников и литературы
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 февраля 1997 г., N 5, ст. 610
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г., N 18, ст. 2222
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г., N 26, ст. 3009