Министерство образования РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Филиал в г.Тула



Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

Тема №20

    «Государство как основной институт политической системы»




Выполнил студентка 4 курса

Факультета Финансово-кредитного

Специальности Финансы и кредит

Дневной группы

Саврасова Светлана Васильевна

Номер личного дела 05ффд14110

Проверила доцен Баринова

Валентина Ильинична  

Тула – 2008г.

Содержание

1.     Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения……………………………………………...2-5


2.     Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………………6-13


3.     Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте…………………………………………………………..14






1.     Сущность, основные признаки, функции государства.  

Причины и условия его возникновения.

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды  в результате  хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Функции государства – это основные направления его  деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет  в решении основных проблем общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития  и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности, нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным. Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество





Функции государства

 
 





      

 









       

          экономическая                                                                       обороны


          политическая                                                                          дипломатическая


          социальная                                                                             внешнеэкономическая


           правоохранительная                                                             поддержка мирового порядка


           экологическая                                                                        культурного сотрудничества


           обеспечение национальной безопасности                           сотрудничество государств

                                                                                                            в решении глобальных проблем


           строительство объектов                        

           общественного назначения                                                   экологическая 


           транспортная                                                                           информационная

          

           информационная                                     


           борьба с последствиями стихийных

           бедствий 


           

рис.1 Функции государства.


Государство – это сложное социальное образование, которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.
















 



















               территория                                       единый госудрстен-

                                                                          ный язык

               население

            

               публичная власть                              единая транспортная

                                                                          система

             

              право

                                                                                          единая денежная

             правоохранительные органы                         единица


             армия                                                    

                                                                                                                        единая информаци-

             налоги                                                                                               онная система


              государственный

              суверенитет 


рис.2 Признаки государства


Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями. 









2.Формы государственного правления и формы государственного устройства.

 Понятие правого государства.

В мире существует более 200 государств. Они могут быть сгруппированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику.

Форма правления – это способ организации высшей государственной власти и система её взаимоотношений с населением. Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их  образования, взаимоотношения их между собой и с гражданами. Так в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически – парламент и правительство во главе с премьер – министром; США – республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. По форме правления государства можно поделить на две группы: монархии и республики.

Монархия – формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения. Она соответствует следующим признакам:

·        существование единоличного главы государства;

·        обладание монархом всей полноты власти, которая является  нераздельной, верховной и суверенной;

·        наследственный порядок передачи власти;

·        бессрочное правление монарха;

·        юридическая безответственность монарха;

Монархии бывают абсолютные и конституционные (т.е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Ныне абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня – это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации.  Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является  наиболее устойчивой формой правления.

Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика (лат. respublica   от res -  дело , publicus – общественный) – форма  государственного правления, при которой всё высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Республике присущи следующие признаки:

· коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, лицом, а системой государственных органов;

· республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· в формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;

· представители органов власти и высшие должностные лица  избираются на определённый срок;

· высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом;

В данный момент известны два основных вида республики. 

Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и правительства. Правительство и Президент избираются внепарламентским путём, поэтому в определённых ситуациях могут быть в противоречии с Парламентом.

Президентская республика создаёт благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть. Это крайне необходимо для государств, находящихся на переходных этапах (Мексика, Р.Ф.); государств, где сильны монархические традиции (Румыния); в ситуациях, не отличающихся стабильностью  (Украина, Грузия); в период проведения реформ (Перу); в государствах имеющих обширную территорию и многонациональный состав  (США); при наличии чрезвычайных событий, таких как, например, война (Югославия).

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти, например Германия. Парламентская республика  - менее распространённая форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Турция, Финляндия и т.д.).

 Также существуют смешанные формы правления суперпрезидентская, полупрезидентская или полупарламентская республики. Следует также заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Помимо иных факторов она зависит от уровня сознания людей, проживающих в том или ином государстве.

Государственное устройство

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства.

   Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения – еще одним существенным свойством государства. Во  время и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

   В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.

2. Федерация – союзное государство, в которое входят со ставные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республикан­ской), а также двойной правовой системы, двухпалатного пар­ламента, представляющего Попалатно интересы субъектов фе­дерации и общенациональные интересы в целом. В Российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по на­циональному (Россия, Югославия, Индия). История показыва­ет, что федеративное устройство государств по национальному принципу часто оказывается весьма неустойчивым. Построенная, таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющей ее идеологии.

З. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение  совмест­ных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

В современной истории примеров конфедерации немного. Среди них –ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта, 1958-1961 п.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 п.) и некоторые другие. Швейцарская конфе­дерация по существу является федерацией, так как в ведение центральных органов переданы функции обороны, дипломатического представительства и др.

Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимо­связей и отсугствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза.

В последние десятилетия мир переживает тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции стран не только в военном, но и в тесном политическом и экономическом планах. Так, новая объединенная Европа с такими составляющи­ми, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, 6естаможенные и безвизовые границы, совместные проекты, единая валюта, открывает пути к широчайшему и перспектив­ному сотрудничеству между государствами. Добровольное объе­динение в рамках такой новой интеграции способствует изжи­ванию фактического неравенства государств, их более быстрому развитию.

 

Понятие правового государства

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "право­вое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукос­нительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституцион­ный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое госу­дарство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение за­ко­ну и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В со­циально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В пра­вах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жиз­не­деятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуве­ренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества. Например, в США была распрост­ра­нена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американ­цы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. "А жить с глазами, полными страха, - справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране".

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личнос­ти, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь, тоже соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответствен­ности государства и личности - это важная составная часть объективно склады­вающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо­вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответс­твенности государства и личности.

4. Принцип разделения властей.

Основным принципом организации и деятельности правового государст­ва является разделение властей. Это принцип разделения власти между законо­дательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то госу­дарственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фак­тическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а тормо­жения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поско­льку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией право­вых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять пра­во, правовые устои государственной и общественной жизни от любых на­рушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осу­ществляется только судебными органами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концент­ри­руются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе дли­тельного развития государственно-организованного общества, естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

















Вопрос №3

Выделяют 3 основные пункта сдерживания несправедливости и деспотичности власти это:

1) Практика разделения властей. Известно, что идея разделения властей вызревала в недрах буржуазного права постепенно и оформилась как теория только в 18 веке. До этого произвол правителей – деспотов в Европе сдерживался нравственно – религиозными традициями монархического правления, угрозой народных восстаний, мнением церкви. Впервые проблема соотношения власти была поставлена известным английским философом Джоном Локком. Он говорил – законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные в лице, каких – либо членов общества истекают из неё.  Монтескье считал, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

В соответствии с современной трактовкой теорией разделение властей для нормального функционирования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть (конституционный суд, прокуратура и т.д.). Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично – властных полномочий одной из сторон.

2) Огромное количество общественных и правозащитных организаций.

3) Международное право (страсбургский суд , гаагский  трибунал и т.д.)

Современная общая теория государства  видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Список литературы.


1. Теория государства и права. Интерстиль. Москва 1998 г.

2. Соловьев А.И. «Политология» – М.: Аспект Пресс, 2000

3. Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах М., 1998.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режим актуальные аспекты// Общественные науки и современность.- 1997

5. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. Гриф Мин. образования РФ. Издательство Экономика  - 2003

6. Политолгия: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.;  Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.; ЮНИТИ, 2000. – 367 с.