Содержание

Введение. 3

1. Биография З. Фрейда. 4

2. Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа. 6

3. Теория и практика психоанализа. 11

Заключение. 19

Список литературы.. 20


Введение


Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Цель  нашей работы – рассмотрение основ и методов психоанализа З. Фрейда.

Основные задачи:

- рассмотреть краткую биографию З. Фрейда;

- рассмотреть философские и естественно-научные предпосылки психоанализа;

- рассмотреть теорию и практику психоанализа.

1. Биография З. Фрейда


Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Родился в г. Фрейберге в Австро-Венгрии 6 мая 1856 г. В 1878 г. он поступил на медицинский факультет Венского университета. Изучая медицину, он выполнил под руководством Э. Брюкке несколько исследований, освещавших вопросы сравнительной анатомии, физиологии, гистологии. Получил ученую сте­пень в университете Вены (1881), там же работал с 1885 г. приват-до­центом, а затем (с 1902) — профессором невропатологии. С 1882 г. стал работать в качестве врача, сначала в отделении внутренних болезней Венской общей клиники под руководством Г. Нотнагеля, позднее — в психиатрической клинике под руководством Т. Мейнерта. Затем он уехал в Париж для работы под руководством Ж. Шарко в клинике «Сальпетриер». В 1896 г. вернулся в Вену.

Большинство опубликованных им в этот период работ относятся к теории афазий, вопросам локализации мозговых функций, учению о детском параличе, нарушениям зрения. Эти исследования отличались, по отзывам ведущих неврологов того времени, оригинальностью замысла и указывали на высокую эрудированность и строгость мысли их автора.

Начиная с 1886 г. Фрейд стал интересоваться возможностью лечения истерических расстройств внушением, заимствуя на первом этапе опыт французских неврологов И. Бернгейма и К. Льебо. В 1891—1896 гг. он разрабатывает совместно с врачом И. Брейером особый метод гипнотера­пии (так называемый катарсис). Это исследование было затем отражено им в книге «Очерки по истерии». Сразу после опубликования этой моно­графии Фрейдом был написан «Проект» (труд, опубликованный только в 1954 г., уже после смерти Фрейда), в котором представлена попытка истолковать закономерности работы мозга с полиций механистически трактуемой физиологии.

С 1895 г. главной задачей Фрейда становится систематическая разра­ботка теории психоанализа. Им публикуется цикл монографий: «Толкование сновидений» (1900) (книга, которую Фрейд в дальнейшем неиз­менно считал своей главной работой), «Психопатология обыденной жиз­ни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905) и некоторые другие. В годы, предшествовавшие первой мировой войне, и особенно после вой­ны Фрейд стал все более переключаться на разработку философских и социологических аспектов созданного им концептуального подхода. К этому времени относится появление таких его работ, как «Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности» (1910), «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921), «Я и Оно» (1923), «Цивилизация и недовольные ею» (1929) и ряд других исследований, в последнем из ко­торых — «Моисей и единобожие» (1939) — он продолжил развитие сво­их культурно-исторических концепций.

После оккупации Австрии нацистами Фрейд был подвергнут пресле­дованиям. Международный Союз психоаналитических обществ смог, од­нако, уплатив фашистским властям в виде выкупа значительную сумму денег, добиться выдачи Фрейду разрешения на выезд в Англию. Вскоре после переезда в Лондон Фрейд в возрасте 83 лет умер (23 сент. 1939 г.).


Таковы основные факты из биографии 3. Фрейда — человека, труды которого оставили неоспоримо очень глубокий след в истории не только психологии, психиатрии, неврологии, но и всей культуры прошлого века. [1]

2. Философские и естественно-научные предпосылки психоанализа


Психоанализ  в  его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две         главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и,   как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.      Возникновение   психоанализа как раз и связано со своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.


Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в философскую мысль         предшествующих        столетий.  

История развития        философской мысли наглядно свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древне­китайской  и  древнеиндийской  философии.     

В       последующие столетия картезианскую линию сведения всего  психического  к  сознательному  продолжили         Брентано, Бунд, а также   приверженцы  рационалистического  направления  в  философии, психологии, социологии.

Многие мыслители прошлого пытались понять        внутреннюю жизнь человека,   скрытое от непосредственного      наблюдения содержание его души,  врожденные        и  приобретенные  в процессе воспитания качества, свойства,   черты характера индивида. Их волновал вопрос о том, каков человек:  является  ли  он  от  природы  добрым  или злым, разумным, способным       контролировать свои действия, или существом, которое не в состоянии   сдерживать  и  обуздывать  свои страсти? При решении этих вопросов    философы  высказывали       самые         различные,         подчас противоположные  мнения. 

В истории философии трудно, пожалуй, найти такого мыслителя, который бы отрицал возможность  проявления в человеке безудержных страстей.        Даже  Декарт,  провозгласивший   тождество сознательного и психического,  в  последние  годы своей жизни специально обратился к исследованию  страстей  души человеческой. В трактате "Страсти души" он  не  только  попытался дать классификацию страстей, но и писал о борьбе,  происходящей  между  "низшей"  частью  души,  названной  им "чувствующей",  и "высшей" ее частью - "разумной". Вопрос, очевидно, не  в  самом  признании существования в душе человека иррациональных сил,  а в том, признается ли могущество разума над страстями или ему отказывается в этом. Для Платона, например, ответ на этот вопрос был предельно         однозначным:     разум может  и  должен  подчинить  себе вожделения,   он         способен   осуществлять  контроль  над желаниями иррационального   начала         души.

Но были    мыслители, которые считали, что страсти человека не поддаются         разумному контролю: разум бессилен в своем стремлении сдержать натиск страстей, единственное, на что он способен, это осознать свое бессилие перед ними. Против абсолютизации власти разума над страстями выступил, например, Спиноза, утверждавший, что эта власть не безусловна. Еще  более категорическую позицию по данному вопросу занял Юм, который утверждал что "разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им". Проблема соотношения разума и страстей постоянно поднималась в философии и психологии и в дальнейшем, постепенно перемещаясь в плоскость рассмотрения       взаимоотношений между сознательными и бессознательным восприятиями,   идеями, побуждениями, мотивами поведения человека.

Проблемы бессознательного рассматриваются        и в работах Э. Гартмана, а его объемистый труд "Философия бессознательного" (1869) целиком   посвящен   данной   проблематике. Немецкий  философ  не ограничился  анализом  психического  бессознательного,  а попытался, подобно  Шопенгауэру,  хотя  и в иной форме, перевести это понятие в онтологический  срез.  В его теории - "метафизике бессознательного" - бессознательное  выступает  как  неотъемлемый  элемент  человеческой психики,  источник  жизни         и  ее  движущая  сила.  Интересно, что в гартмановской  философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в психоаналитическое учение Фрейда:      это-признание     важности бессознательного  в  жизнедеятельности каждого человека, выступление против  сведения  психики только к сознательным актам, подчеркивание роли   бессознательного  в  творческом  процессе  личности,  попытка осмысления      тех      сложных взаимосвязей между         сознанием и бессознательным,  которые существуют во внутреннем мире человека, но далеко  не  всегда  осознаются им. Более того, в философии Гартмана поднимается  вопрос  о  возможности  осознания бессознательного, что стало   предметом специального  рассмотрения  в  психоаналитическом учении  Фрейда.  В этом плане для обоих мыслителей сознание человека представляется  более  важным,  чем бессознательное. По крайней мере гартмановская   философия   внешне  ориентирована   на необходимость расширения сферы сознательного разума.

Решаемая на философском уровне, проблема содержания психической реальности совершенно четко выявила, таким образом, полярные позиции, занимаемые  различными     теоретиками:  традиционную  точку зрения,  согласно         которой  в содержании психики нет ничего, чего не было  бы  в  сознании,  и         точку  зрения,     признающую, что в психике человека  наряду с сознанием имеется сфера бессознательного, которая по своим масштабам значительно превосходит область сознательного. Во второй  половине XIX века эта последняя широко проводилась не только философами,  но  и в работах естествоиспытателей. Тем самым к началу XX столетия была подготовлена почва для возникновения такого учения, как психоанализ, который поставил проблему бессознательного в центр своих теоретических и практических изысканий.

В философских системах прошлого анализ духовной деятельности человека и постижение его субъективно- личностных характеристик осуществлялись   с   помощью   отвлеченного  мышления,  абстрактного рассуждения  о  человеческой  душе.  Наиболее  доступным и, пожалуй, единственным   методом   познания         внутрипсихических   явлений   на протяжении  многих столетий оставался метод интроспективного видения человека,     основанный  на способности и умении субъекта проникнуть в существо  своих  внутренних  переживаний. Предполагалось, что только при  помощи  сознания,  благодаря       способности  человека  направлять сознание  на  самого  себя, пристально всматриваться в глубины своей души  можно  выявить  в  чистом  виде  и  описать       внутрипсихические процессы. Этот взгляд   на         возможность   познания       человека обусловливался  состоянием  естественнонаучного  знания,  которое не позволяло при исследовании психических процессов использовать методы точных  наук.  Именно  поэтому  интроспективный  метод  исследования человека,      его  внутренней  духовной  жизни  оставался преобладающим вплоть до XIX века.


Успехи развития естествознания в XIX столетии заставили теоретиков усомниться в эффективности и надежности интроспективного изучения  внутреннего  мира  человека  и  поверить  в плодотворность использования  естественнонаучных         методов  при  анализе психической деятельности.   Физиологическое         исследование      органов чувств, использование  физико-математических  методов  при анализе ощущений, двигательных  актов,  экспериментальный  подход  к  анализу  нервной системы  человека, изучение физико-химических реакций в человеческом организме и рефлексов головного мозга - все это вселяло надежду, что и  собственно  психическая  жизнь человека может быть лучше понята и объяснена на основе соотнесения  с  экспериментальными  данными физиологии.


Однако в основе классического психоанализа лежали идеи не только "описательной",   но   и  "объяснительной       психологии". Фрейдовский психоанализ  в  известной        степени  был попыткой синтезирования двух плоскостей  исследования человеческой природы рассмотрения природных элементов         человеческого  существа,  раскрытия  психических влечений человека,      его  внутреннего  мира, смысла человеческого по ведения и значения      культурных  и  социальных  образований    для  формирования психической  жизни  человека  и  его  психологических реакций.

Метод "описательной"    и    "объяснительной    психологии"    органически переплетаются  между  собой  в  учении  Фрейда, образуя своеобразный метод  психоаналитического исследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.


Как видим, для возникновения психоанализа была подготовлена соответствующая теоретическая и эмпирическая почва.[2]

3. Теория и практика психоанализа


Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.[3]


Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

 

 

Личность как триединство.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо (см. приложение), о котором так много писал и сам Фрейд  и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем «Я».

Третья структура личности — «Сверх-Я» не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

На грани внутреннего взрыва.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

Защитные механизмы – внутренний предохранитель.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением «Сверх-Я» хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Мы родом из детства.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет три больших этапа, распадающиеся на несколько стадий.

Первый этап — либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания и для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная зависимость, инфантильность.

Вторая стадия, которая длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл также эту стадию и нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Она состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до 3-х лет — анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии.

В подростковом возрасте дети переходят на последнюю стадию, которая также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.[4]

Практика.

Обобщая, можно сказать так: неудовлетворенные сексуальные влечения под влиянием «Сверх-Я» вытесняются из области сознания «Я» в область бессознательного. И весь период роста и развития ребенка предстает, с точки зрения психоанализа, как эмоциональный конфликт между неосознанными влечениями и возможностями их удовлетворения. Дезорганизация социальной жизни представляет собой следствие дезорганизации жизни отдельного человека в силу его неприспособленности и сложности современной цивилизации. Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает, безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как принимая позицию врача пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Прорыв в бессознательное.

Позже, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901), Фрейд укажет и на другие способы прорыва Бессознательного в жизнедеятельность человека: в основе психической деятельности лежит либидо – психическая (у Фрейда почти везде - сексуальная) энергия (влечения, желания), которая может быть измерена; она создает перенапряжение, может перетекать или изменять форму (сублимироваться), чтобы найти доступ в систему Предсознание – Сознание. Возникает догадка об определяющей роли детской сексуальности в психической жизни человека. Постепенно вырисовывается и содержание Бессознательного – Эдипов комплекс, каннибализм, комплекс кастрации, зависть к пенису, объединенные неким первомифом о взаимоотношениях в первобытной семье между отцом и его детьми в («Тотем и табу», 1912). Меняется фрейдовское понимание Бессознательного: помимо вытесненного содержания, которому ученый первоначально сводил Бессознательное, появляется представление о филогенетическом (не индивидуальном, а унаследованном от предков) его компоненте – первофантазмах (внутриутробная жизнь, первосцена, соблазнение, отходящая в эту область кастрация).[5]

Заключение


Культурологическое понимание учения Фрейда связано, прежде всего, с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

Список литературы


1.                Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. / Пер. с англ. – М.: «Рел-бук», 1997.

2.                Бассин Ф.В. Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989.

3.                З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.

4.                З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1993.

5.                Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1997.



[1] Бассин Ф.В. Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. С. 418 – 419.

[2] Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат, 1997. стр. 145 – 149.


[3] Бассин Ф.В. Ярошевский М.Г. Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека // Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. стр. 54 – 56.

[4] См: Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. / Пер. с англ. – М.: «Рел-бук», 1997.

[5] См: З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.