Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по аудиту
(вопросы № 8, 30)
Содержание
1. Использование компьютеров и информационных технологий при проведение аудита___________________________________________ 3
2. Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами__7
Список использованной литературы_______________________________16
1. Использование компьютеров и информационных технологий при проведении аудита
На современном этапе использование компьютеров и современных информационных технологий характерно как для аудируемых лиц, так и для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Однако само по себе наличие персональных компьютеров не является достаточным компонентом компьютерного аудита. Важно, чтобы у экономического субъекта были автоматизированы работы по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и другим процессам управления.
Что касается аудиторской организации, то здесь компьютеры могут использоваться не только для автоматизации управленческих работ аудиторской фирмы, но и для проведения аудита у экономических субъектов. При этом понятие «использование компьютеров для проведения аудита» весьма общее и может включать следующие направления использования:
1. Выполнение несложных расчетов, печать типовых форм аудиторских документов, опросных листов, анкет и др.
2. Использование нормативно-правовой справочной базы в электронном виде (системы типа «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс»)
3. Проверка отдельных участков учета: расчетов по основным средствам, производственным запасам и др.
4. Комплексная проверка всех разделов и счетов бухгалтерского учета, работы персонала, проведение экономического анализа.
Использование компьютеров для всех приведенных вариантов позволяет создать комплексную систему автоматизации аудиторской деятельности.
Практически на всех этапах аудиторской деятельности могут использоваться возможности компьютера, но не каждом из них можно полностью автоматизировать сложную работу аудитора, опирающего не только на строгие логические построения и расчеты, но и на накопленный опыт и интуицию, играющие далеко не последнюю роль в его деятельности.
Рассмотрим содержание основных этапов проведения аудиторской проверки и возможности применения компьютера в ее процессе.
I этап – ознакомление с особенностями экономического субъекта может быть выполнено только путем просмотра документов, описывающих основные виды деятельности, организационную и производственную структуру, регистрационных и лицензионных документов. Если такая информация содержится в базе данных автоматизированной системы бухгалтерского учета (АСБУ) в доступной аудитору электронной форме, то последний может переносить в формируемый отчет фрагменты документации в режиме редактирования.
II этап – анализ особенностей бухгалтерского учета.
Объектами анализа являются: утвержденная учетная политика, рабочий план счетов, состав учитываемых хозяйственных операций и их отражение в виде проводок, состав бухгалтерских регистров, отражающих количественно-суммовой, аналитический и синтетический учет.
Анализ учетной политики (УП) можно провести, сопоставляя ее разделы с некоторой нормативной формой учетной политики (НУП), охватывающей все аспекты бухгалтерского учета с описанием всех допустимых альтернативных вариантов учета и содержащей ссылки на соответствующие нормативные документы. Каждый пункт НУП аудитор оценивает с точки зрения наличия в УП, а каждый пункт УП – с точки зрения допустимости выбранного варианта учета. Для реализации данной технологии анализа УП в базу данных должен входить справочник «Нормативная учетная политика». Технически задача упрощается, если УП экономического субъекта предоставляется аудитору в электронном виде. В этом случае работа сводится к сравнению данных двух таблиц, представленных в двух окнах – УП и НУП.
Аналогично может быть построена работа аудитора и с проверкой других особенностей объектов бухгалтерского учета.
III этап – анализ системы внутреннего контроля (СВК) проводится для определения допустимого аудиторского риска. Аудитор оценивает СВК по следующим направлениям: деятельность персонала по обработке первичной документации и формированию журнала бухгалтерских проводок; формированию регистров бухгалтерского учета; использование и приведение в соответствие данных участков учета в сводном учете; формирование финансовых результатов и расчетов налогов; формирование бухгалтерской отчетности.
Оценка СВК за формированием регистров бухгалтерского учета по журналам бухгалтерских проводок не трудоемка, так как все они автоматически формируются в режиме работы АСБУ. Проверка сводится к простому тестированию или дублированию обработки данных журналов бухгалтерских проводок собственными программными средствами.
IV этап – планирование и разработка программ аудита.
На этом этапе аудитор, используя возможности СААД, распечатывает или просматривает на экране по каждому участку учета: список объектов, образующих выборку, необходимые анкеты и вопросники, помогающие уточнить применяемую методику учета, описания содержания процедур проверки, включающих состав нормативной документации, используемые первичные документы, состав используемых синтетических и аналитических счетов, хозяйственных операций и бухгалтерских проводок, регистры количественно-суммового и бухгалтерского учета.
V этап – выполнение аудиторских процедур
К непосредственному выполнению процедур проверки аудитор приступает, имея обширную информацию об участке учета, полученную на предыдущих этапах.
Разработка аудиторских процедур, ориентированных на использование возможностей компьютера, - наиболее сложный и творческий процесс при разработке СААД.
VI этап – формирование аудиторского заключения представляет собой обобщение результатов, полученных на всех предыдущих этапах Дается аудиторское заключение, в котором дается оценка достоверности финансовой отчетности. Помимо заключения составляется аналитическая часть – собственно отчет аудитора о выполненной проверке и ее результатах.
Существенно упрощают работу аудитора программы, позволяющие использовать возможности компьютера, работать одновременно с различными текстами и пользоваться результатами работы разных программных модулей. Неоценимы возможности работы с информационными системами, которые позволяют быстро находить необходимые выдержки в нормативной документации и переносить их для обоснования тех или иных утверждений в текст аналитической части.
2. Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выданные работникам организации из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны. Сюда относятся:
1. приобретение запасных частей, материалов, канцелярских товаров, топлива за наличный расчет;
2. оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
3. расходы на командировки по территории РФ и за границу;
4. представительские расходы.
Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким, несмотря на то, что сами операции довольно однообразны, а методы и процедуры их проверки просты.
Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок – это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно многочислен и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Основными документами, которые применяются при оформлении расчетов с подотчетными лицами, и подлежат изучению при аудиторской проверке, являются: авансовые отчет; приказы о направлении сотрудников в командировки; командировочные удостоверения; копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов; приказы об утверждении смет представительских расходов; оправдательные первичные документы.
Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих бухгалтерский регистрах: бухгалтерский баланс (ф.№1) (строка баланса 246 – прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев); отчет о движении денежных средств (ф.№4); главная книга; журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (при журнально-ордерной форме учета); иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, в зависимости от принятой на предприятии форме ведения бухгалтерского учета.
После принятия решения о проведение аудиторской проверки, перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать вопросник.
Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
№ п/п |
Вопрос |
Ва-риант ответа |
Информация или документ, который следует запросить |
Назначаемая аудиторская процедура |
Но-мер вы-вода |
1
|
Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды
|
Нет |
|
|
1 |
Да |
Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды |
Проц. 1.1.1 |
|
||
2
|
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам |
Нет |
|
|
2 |
Да |
Журнал-ордер № 7 |
Проц. 1.1.2 |
|
||
3
|
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки |
Нет |
|
|
3 |
Да |
Письменные распоряжения руководителя |
Проц. 2.1.2 |
|
||
4
|
Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия |
Нет |
|
|
4 |
Да |
Приказ руководителя о возмещении |
Проц. 2.2.1 |
|
||
5
|
Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения |
Нет |
|
|
5 |
Да |
|
Проц. 2.1.4 |
|
||
6
|
Имеются ли утвержденные руководителем предприятия сметы представительских расходов |
Нет |
|
|
6 |
Да |
Письменное распоряжение руководителя |
Проц. 4.1.1 |
|
||
7
|
Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения |
Нет |
|
|
7 |
Да |
|
Проц. 4.1.2 |
|
||
8
|
Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки |
Нет |
|
|
8 |
Да |
|
|
|
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:
1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.
2. В нарушение п. 11 Порядка ведения
кассовых операций в РФ (Утвержден
Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября
3. Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует проверить не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.
4. В нарушение Порядка ведения кассовых операций суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
5. В нарушение Главы 21 Налогового Кодекса РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.
6. В нарушение Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.
7. В нарушение Главы 25 НК РФ «О налоге на прибыль организаций» и Главы 21 НК РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.
8. В нарушение Порядка ведения кассовых операций выдача денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.
По результатам проведенного опроса у аудитора должно сложиться определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами являются:
Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.
Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям, на которые они выданы.
Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.
Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды.
Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку.
Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определяются в соответствие с нормативными документами, действующими на период действия командировки.
Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.
Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по приобретенным подотчетными лицами материальным ценностям. НДС выделяется и относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли при наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с выделенной отдельной строкой НДС. При покупке ТМЦ в розничной торговой сети суммы НДС не выделяются и относятся на себестоимость вместе с их стоимостью.
Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам.
Представительские расходы - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые не должны превышать нормативно-утвержденных норм, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон.
Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм.
Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.
Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7.
Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку) в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:
1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм:
· отсутствует приказ руководителя, устанавливающий порядок выдачи работникам подотчетных средств;
· выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги и хозяйственно-операционные расходы;
· выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
· выдача денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам;
· списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;
· несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
· допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому;
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:
· отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
· отсутствие командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке;
· несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
· отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;
· отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
· нарушение порядка удержания подоходного налога и начисления фондов социального страхования и обеспечения с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
· некорректное выделение налога на добавочную стоимость в суммах командировочных расходов.
4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:
· выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;
· списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле;
5. Нарушения порядка учета представительских расходов:
· несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете (или ее отсутствие);
· отсутствие учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм;
6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:
· некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
· неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;
· журнал-ордер № 7 ведется не по каждому подотчетному лицу и выданной сумме одновременно;
· несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 или других регистрах.
7. Нарушения в форме и реквизитах первичных документов.
8. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка выдачи денег под отчет. Возникают вследствие несоблюдения основных принципов, установленных пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций. В соответствие с которым, выдача наличных денег под отчет должна осуществляться на основании приказа руководителя организации, в котором должен быть зафиксирован круг лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, указаны размеры подотчетных сумм и сроки, на которые они выданы. Запрещается выдача наличных денег под отчет работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным подотчетным средствам, а также не допускается передача выданных под отчет денег одним работником другому.
9. Нарушения, связанные с неправильным оформлением авансовых отчетов, которые выражаются в том, что к авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются не имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы, подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы.
Список использованной литературы
1. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А.Савин, Л.В.Сотникова и др.; Под ред. Подольского В.И. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004
2. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2003. — 528 с.
3. Воронов В.В. и др. Общий аудит. Законодательная
и нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления — М.:
Международная школа управления «Интенсив» РАГС, Издательство «ДИС»,