СОДЕРЖАНИЕ


1.

Налоговая политика в РФ    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

3

2.

Доходы, учитываемы в целях налогообложения по налогу

на прибыль организаций      .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

7


3.

Задача    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

11


Список использованной литературы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

14


1.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ

Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления в целом. Ни одна из проблем рыночной экономики России не является такой сложной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формирование финансовых ресурсов на разных уровнях.

Формирование цивилизованной налоговой политики в РФ учитывает, с одной стороны, модель налоговой системы в странах с развитой рыночной экономикой, с другой – исторические особенности страны, тесную связь со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Состояние современной системы налогообложения в РФ свидетельствует о том, что в государственном регулировании рыночных процессов, в частности, в налоговой политике, есть большие изъяны, что вызывает необходимость активизации государственного управления отечественной экономикой.

В совершенствовании нуждается и налоговое законодательство, характеризующееся противоречивостью и запутанностью нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствием оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

Формирование налоговой системы в РФ осложняется последствиями командно-административной системы управления российской экономикой, недостаточностью опыта в использовании налоговой системы для развития народного хозяйства.

Оптимальная налоговая политика – это благоприятный инвестиционный и социальный климат в стране, направление инвестиций в реальный сектор экономики, рост устойчивость экономики и благосостояния населения. От качества налоговой политики в значительной степени зависит успех рыночных реформ в РФ, безболезненное вхождение страны в цивилизованное мировое сообщество.[1]

Налоговая политика РФ не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более правильным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и направленное на создание рациональной справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

Законодательной базой налоговой реформы является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), налоговая реформа  проводится в несколько этапов и занимает 4-5 лет.

Главное направление налоговой политики – это стимулирование роста реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности финансовых интересов государства и интересов налогоплательщика.

В рамках налоговой реформы это планируется достичь за счет следующих мер:

·        снижение налогового бремени на налогоплательщика;

·        упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов;

·        выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков;

·        повышение уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирмы и потребителей;

·        снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Снижение общего налогового бремени налогоплательщиков предполагает:

·        более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

·        обмен налогов, рассчитываемых в зависимости от выручки предприятий;

·        снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

·        разрешение к вычету из базы налога на прибыль всех основных необходимых для ведения бизнеса расходов;

·        снижение ставки НДС (по мере осуществления бюджетной реформы, с 2004 года ставки НДС: 0%, 10% и 18%).

Снижение налоговой нагрузки за счет налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц может стать дополнительным импульсом для развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения. При этом необходимо повышение фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов, которые должны стать основой формирования региональных и местных бюджетов. В ближайшее время в общем объеме налоговых поступлений следует сохранить высокую долю косвенных налогов.

Одно из приоритетных направлений налоговой реформы – реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Такое снижение должно сопровождаться мерами, позволяющими увеличить фактическую собираемость налогов. Эти меры должны быть направлены на расширение базы налогообложения и могут включать в себя сокращение числа и объема налоговых льгот и перекрытие имеющихся в законодательстве каналов ухода от налогообложения.

Повышение уровня справедливости налоговой системы означает:

·        выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, путем отмены имеющихся необоснованных льгот);

·        отмену неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;

·        исправление деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

·        сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.

В рамках упрощения налоговой системы следует отметить такую новацию как введение единого социального налога вместо трех видов платежей в Пенсионный фонда, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования. Глава 24 НК РФ автоматические упраздняет целый ряд устаревших законодательных актов трех федеральных ведомств. Упрощение налоговой системы производится и с целью приведения ее в соответствие с общепринятой мировой практикой. Это позволит привлечь в Россию крупный зарубежный капитал.

Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.

Предусмотренные налоговой политикой РФ мероприятия в области реформирования налоговой системы не ограничиваются совершенствованием законодательства. Они включают в себя также:

·        установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов;

·        улучшение налогового администрирования за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов налогового контроля;

·        сокращение числа контролирующих органов;

·        упрощение и ускорение процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);

·        усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

Реализация программы налоговой политики РФ по реформированию налогообложения позволит создать единую, согласованную и стабильную налоговую систему России, развить налоговый федерализм при обеспечении доходов федерального, регионального и местных бюджетов.

Таким образом, налоговая система станет рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, будет содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению национального богатства страны и благосостояния ее граждан.

2.ДОХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях налогообложения признается для российских организаций: полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

К доходам, учитываемым в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со ст.248 НК РФ относятся:

1)доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);

2)внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиков покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).[2]

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Доходы от реализации – это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст.271 НК РФ.

Внереализационными признаются доходы налогоплательщиков:

1)от долевого участия в других организациях;

2)в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

3)в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

4)от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке установленном ст.249 НК РФ;

5)от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

6)в виде процентов, полученным по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

7)в виде сумм восстановленных резервов, расходы, на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных ст.266, 267, 292, 300, 324, 324.1 НК РФ;

8)в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов производится исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положения ст.40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл.25 НК остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.[3]

9)в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;

10)в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде);

11)в виде положительной курсовой разницы при переоценке имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках;

11.1)в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактические поступившей (уплаченной) сумме в рублях);

12)в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ автономными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;

13)в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.119 п.1 ст.251 НК РФ);

14)в виде использованных не по целевому назначению имущества (в т.ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности (в т.ч. в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.


В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

15)в виде использованных не по целевому назначению полученных целевых денежных средств, предназначенных для формирования резервов на развитие и обеспечение функционирования и безопасности автономных электростанций, либо денежных средств, полученных автономными станциями из указанных резервов;

16)в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала (фонда) организации, если такое уменьшение произведено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерами (участниками) организации (за исключением случаев, предусмотренным пп.18 п.1 ст.251 НК РФ);

17)в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;

18)в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп.22 п.1 ст.251 НК РФ);

19)в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, которые выявлены в результате инвентаризации;

21)в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, пре6дусмотренным пп.43 и 44 п.1 ст.264 НК РФ).


3. ЗАДАЧА

Исходные данные:

Предприятие по производству продовольственных товаров закупило у поставщиков по свободным ценам сырья на сумму 73800руб.,в т.ч. со

ставкой НДС 10% - 24600руб.;

ставкой НДС 18% - 49200руб.

Все сырье оплачено, но на склад предприятия поступило и оприходовано сырья со ставкой 10 % - 20410руб.;

 со ставкой 18% - 32470руб.

кроме этого, предприятие закупило основных средств по свободным ценам на 35800руб., которые были введены в эксплуатацию в этом месяце.

За месяц предприятие произвело и реализовало продукции по свободным ценам на 120400руб.

Исчислить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.


Решение:

На основании главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» выполним расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.154-159, 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.[4]

1.Рассчитаем сумму НДС по оплаченному сырью:

а)по ставке НДС 10%:            24600 * 10 / 110 = 2236,40руб.

б)по ставке НДС 18%:           49200 *18 / 118 = 7505,10руб.

Общая сумма НДС по оплаченному сырью:     2236,40 + 7505,10 = 9741,50руб.

2.Рассчитаем сумму НДС по поступившему на склад и оприходованному сырью:

а)по ставке НДС 10%:            20410 * 10 / 110 = 1855,45руб.

б)по ставке НДС 18%:            32470 *18 / 118 = 4953,05руб.

Общая сумма НДС по оприходованному сырью: 1855,45 + 4953,05= 6808,50руб.


3.Рассчитаем сумму НДС по закупленным и введенным в эксплуатацию в этом месяце основным средствам по ставке НДС 18%, согласно ст.164 НК РФ:

35800 * 18 / 118 = 5461,02руб.

Все сырье оплачено, но на склад предприятия поступило и оприходовано сырья со ставкой 10 % - 20410руб.;

 со ставкой 18% - 32470руб.


4.Рассчитаем сумму НДС по реализованной продукции по свободным ценам.

Пусть продукция реализована по ставкам НДС 10% и 18% пропорционально объему полученного и оприходованного сырья, т.е.

dсырья (по ставке НДС 10%) = 20410 / 52880 = 0,4

dсырья (по ставке НДС 18%) = 32470 / 52880 = 0,6

Таким образом, объем произведенной реализованной продукции за месяц

а)по ставке НДС 10% составит : 120400 * 04, = 48160руб.,

в т.ч. НДС: 48160 *10 / 110 = 43378,20руб.

б)по ставке НДС 18%: 120400 * 0,6 = 72240руб.,

в т.ч. НДС: 72240 * 18 / 118 = 11019,66руб.

Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.

Следовательно, общая сумма НДС по реализованной продукции составит:

4378,20 + 11019,66 = 15397,86руб.


5.Рассчитаем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

По условию задачи при приемке партии сырья обнаружена недостача.


Предприятие оплатило поставку партии сырья

Поступило сырье на склад

1)Сырье А (б/НДС)

22363,60руб.

1)Сырье А (б/НДС)

18554,55руб.

НДС 10%

2236,40руб.

НДС 10%

1855,45руб.

Итого:

24600руб.

Итого:

20410руб.

2)Сырье Б (б/НДС)

41694,90руб.

2)Сырье Б (б/НДС)

27516,95руб.

НДС 18%

7505,10руб.

НДС 18%

4953,05руб.

Итого:

49200руб.

Итого:

32470руб.

Всего (б/НДС)

64058,50руб.

Всего (б/НДС)

46071,50руб.

Общая сумма НДС

9741,50руб.

Общая сумма НДС

6808,50руб.

Всего (с НДС)

73800руб.

Всего (с НДС)

52880руб.

Недостача сырья:

без НДС: 64058,5 – 46071,5 = 17987руб.

с учетом НДС: 73800 – 52880 = 20920руб.

по общей сумме НДС: 9741,5 – 6808,5 = 2933руб.,

в т.ч. по ставке НДС 10%: 2236,4 – 1855,45 = 380,95руб.

по ставке НДС 18%: 7505,1 – 4953,05 = 2552,05

Предприятие в праве предъявить поставщику претензии при оприходовании поступившей партии сырья на сумму 20920руб., независимо от их характера (недостачи в пути, несоответствие условиям договора и т.п.). До момента разрешения спора арбитражным или иным судом данная сумма у предприятия числиться как дебиторская задолженность по данному поставщику.[5]


Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ, т.е. налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленному налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

SНДСуплачив. в бюджет = SНДСреализ. – SНДСприобр.товарам (работам, услугам)

Таким, образом, сумма НДС уплачиваемая в бюджет составит:

15397,86 – (6808,5 + 5461,02) = 3128,34руб.


Ответ: сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет

            составляет 3128,34 руб.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. –832с.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416с.

3.     НДС: переход к новым ставкам и другие проблемы 2004 года. Глава 21 НК РФ в новой редакции. Практические комментарии. – М.: Информцентр XXI века, 2004. – 104с.

4.     Сажина М.А., Налоговая политика государства. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003. – 114с.

5.     Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004. – 688с.




[1] Сажина М.А., Налоговая политика государства. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003. – с.4

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.147 (п.1ст.248 гл.25)

[3] Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004. – с.450.

[4]НДС: переход к новым ставкам и другие проблемы 2004 года. Глава 21 НК РФ в новой редакции. Практические комментарии. – М.: Информцентр XXI века, 2004. – с.55.

[5] Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. –с.427.