СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Налоговая политика в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
2. |
Доходы, учитываемы в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
3. |
Задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
11 |
|
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
1.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РФ
Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления в целом. Ни одна из проблем рыночной экономики России не является такой сложной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формирование финансовых ресурсов на разных уровнях.
Формирование цивилизованной налоговой политики в РФ учитывает, с одной стороны, модель налоговой системы в странах с развитой рыночной экономикой, с другой – исторические особенности страны, тесную связь со всеми радикальными преобразованиями в экономике.
Состояние современной системы налогообложения в РФ свидетельствует о том, что в государственном регулировании рыночных процессов, в частности, в налоговой политике, есть большие изъяны, что вызывает необходимость активизации государственного управления отечественной экономикой.
В совершенствовании нуждается и налоговое законодательство, характеризующееся противоречивостью и запутанностью нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствием оперативной связи исполнительной и законодательной властей.
Формирование налоговой системы в РФ осложняется последствиями командно-административной системы управления российской экономикой, недостаточностью опыта в использовании налоговой системы для развития народного хозяйства.
Оптимальная налоговая политика – это благоприятный инвестиционный и социальный климат в стране, направление инвестиций в реальный сектор экономики, рост устойчивость экономики и благосостояния населения. От качества налоговой политики в значительной степени зависит успех рыночных реформ в РФ, безболезненное вхождение страны в цивилизованное мировое сообщество.[1]
Налоговая политика РФ не должна ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более правильным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и направленное на создание рациональной справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.
Законодательной базой налоговой реформы является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), налоговая реформа проводится в несколько этапов и занимает 4-5 лет.
Главное направление налоговой политики – это стимулирование роста реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности финансовых интересов государства и интересов налогоплательщика.
В рамках налоговой реформы это планируется достичь за счет следующих мер:
· снижение налогового бремени на налогоплательщика;
· упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов;
· выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков;
· повышение уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям фирмы и потребителей;
· снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.
Снижение общего налогового бремени налогоплательщиков предполагает:
· более равномерное распределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
· обмен налогов, рассчитываемых в зависимости от выручки предприятий;
· снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
· разрешение к вычету из базы налога на прибыль всех основных необходимых для ведения бизнеса расходов;
· снижение ставки НДС (по мере осуществления бюджетной реформы, с 2004 года ставки НДС: 0%, 10% и 18%).
Снижение налоговой нагрузки за счет налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц может стать дополнительным импульсом для развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения. При этом необходимо повышение фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов, которые должны стать основой формирования региональных и местных бюджетов. В ближайшее время в общем объеме налоговых поступлений следует сохранить высокую долю косвенных налогов.
Одно из приоритетных направлений налоговой реформы – реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Такое снижение должно сопровождаться мерами, позволяющими увеличить фактическую собираемость налогов. Эти меры должны быть направлены на расширение базы налогообложения и могут включать в себя сокращение числа и объема налоговых льгот и перекрытие имеющихся в законодательстве каналов ухода от налогообложения.
Повышение уровня справедливости налоговой системы означает:
· выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, путем отмены имеющихся необоснованных льгот);
· отмену неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;
· исправление деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;
· сокращение возможностей для уклонения от налогообложения.
В рамках упрощения налоговой системы следует отметить такую новацию как введение единого социального налога вместо трех видов платежей в Пенсионный фонда, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования. Глава 24 НК РФ автоматические упраздняет целый ряд устаревших законодательных актов трех федеральных ведомств. Упрощение налоговой системы производится и с целью приведения ее в соответствие с общепринятой мировой практикой. Это позволит привлечь в Россию крупный зарубежный капитал.
Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.
Предусмотренные налоговой политикой РФ мероприятия в области реформирования налоговой системы не ограничиваются совершенствованием законодательства. Они включают в себя также:
· установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов;
· улучшение налогового администрирования за счет включения в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов налогового контроля;
· сокращение числа контролирующих органов;
· упрощение и ускорение процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);
· усиление пропаганды идей о серьезности, безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.
Реализация программы налоговой политики РФ по реформированию налогообложения позволит создать единую, согласованную и стабильную налоговую систему России, развить налоговый федерализм при обеспечении доходов федерального, регионального и местных бюджетов.
Таким образом, налоговая система станет рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, будет содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению национального богатства страны и благосостояния ее граждан.
2.ДОХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях налогообложения признается для российских организаций: полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
К доходам, учитываемым в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со ст.248 НК РФ относятся:
1)доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации);
2)внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиков покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).[2]
Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.
Доходы от реализации – это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст.271 НК РФ.
Внереализационными признаются доходы налогоплательщиков:
1)от долевого участия в других организациях;
2)в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
3)в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
4)от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке установленном ст.249 НК РФ;
5)от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
6)в виде процентов, полученным по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
7)в виде сумм восстановленных резервов, расходы, на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных ст.266, 267, 292, 300, 324, 324.1 НК РФ;
8)в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов производится исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положения ст.40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл.25 НК остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.[3]
9)в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;
10)в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде);
11)в виде положительной курсовой разницы при переоценке имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках;
11.1)в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактические поступившей (уплаченной) сумме в рублях);
12)в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ автономными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;
13)в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.119 п.1 ст.251 НК РФ);
14)в виде использованных не по целевому назначению имущества (в т.ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности (в т.ч. в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.
15)в виде использованных не по целевому назначению полученных целевых денежных средств, предназначенных для формирования резервов на развитие и обеспечение функционирования и безопасности автономных электростанций, либо денежных средств, полученных автономными станциями из указанных резервов;
16)в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала (фонда) организации, если такое уменьшение произведено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерами (участниками) организации (за исключением случаев, предусмотренным пп.18 п.1 ст.251 НК РФ);
17)в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов) в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе расходов при формировании налоговой базы;
18)в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп.22 п.1 ст.251 НК РФ);
19)в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, которые выявлены в результате инвентаризации;
21)в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, пре6дусмотренным пп.43 и 44 п.1 ст.264 НК РФ).
3. ЗАДАЧА
Исходные данные:
Предприятие по производству продовольственных товаров закупило у поставщиков по свободным ценам сырья на сумму 73800руб.,в т.ч. со
ставкой НДС 10% - 24600руб.;
ставкой НДС 18% - 49200руб.
Все сырье оплачено, но на склад предприятия поступило и оприходовано сырья со ставкой 10 % - 20410руб.;
со ставкой 18% - 32470руб.
кроме этого, предприятие закупило основных средств по свободным ценам на 35800руб., которые были введены в эксплуатацию в этом месяце.
За месяц предприятие произвело и реализовало продукции по свободным ценам на 120400руб.
Исчислить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.
Решение:
На основании главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» выполним расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.154-159, 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.[4]
1.Рассчитаем сумму НДС по оплаченному сырью:
а)по ставке НДС 10%: 24600 * 10 / 110 = 2236,40руб.
б)по ставке НДС 18%: 49200 *18 / 118 = 7505,10руб.
Общая сумма НДС по оплаченному сырью: 2236,40 + 7505,10 = 9741,50руб.
2.Рассчитаем сумму НДС по поступившему на склад и оприходованному сырью:
а)по ставке НДС 10%: 20410 * 10 / 110 = 1855,45руб.
б)по ставке НДС 18%: 32470 *18 / 118 = 4953,05руб.
Общая сумма НДС по оприходованному сырью: 1855,45 + 4953,05= 6808,50руб.
3.Рассчитаем сумму НДС по закупленным и введенным в эксплуатацию в этом месяце основным средствам по ставке НДС 18%, согласно ст.164 НК РФ:
35800 * 18 / 118 = 5461,02руб.
Все сырье оплачено, но на склад предприятия поступило и оприходовано сырья со ставкой 10 % - 20410руб.;
со ставкой 18% - 32470руб.
4.Рассчитаем сумму НДС по реализованной продукции по свободным ценам.
Пусть продукция реализована по ставкам НДС 10% и 18% пропорционально объему полученного и оприходованного сырья, т.е.
dсырья (по ставке НДС 10%) = 20410 / 52880 = 0,4
dсырья (по ставке НДС 18%) = 32470 / 52880 = 0,6
Таким образом, объем произведенной реализованной продукции за месяц
а)по ставке НДС 10% составит : 120400 * 04, = 48160руб.,
в т.ч. НДС: 48160 *10 / 110 = 43378,20руб.
б)по ставке НДС 18%: 120400 * 0,6 = 72240руб.,
в т.ч. НДС: 72240 * 18 / 118 = 11019,66руб.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.
Следовательно, общая сумма НДС по реализованной продукции составит:
4378,20 + 11019,66 = 15397,86руб.
5.Рассчитаем сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.
По условию задачи при приемке партии сырья обнаружена недостача.
Предприятие оплатило поставку партии сырья |
Поступило сырье на склад |
||
1)Сырье А (б/НДС) |
22363,60руб. |
1)Сырье А (б/НДС) |
18554,55руб. |
НДС 10% |
2236,40руб. |
НДС 10% |
1855,45руб. |
Итого: |
24600руб. |
Итого: |
20410руб. |
2)Сырье Б (б/НДС) |
41694,90руб. |
2)Сырье Б (б/НДС) |
27516,95руб. |
НДС 18% |
7505,10руб. |
НДС 18% |
4953,05руб. |
Итого: |
49200руб. |
Итого: |
32470руб. |
Всего (б/НДС) |
64058,50руб. |
Всего (б/НДС) |
46071,50руб. |
Общая сумма НДС |
9741,50руб. |
Общая сумма НДС |
6808,50руб. |
Всего (с НДС) |
73800руб. |
Всего (с НДС) |
52880руб. |
Недостача сырья: без НДС: 64058,5 – 46071,5 = 17987руб. с учетом НДС: 73800 – 52880 = 20920руб. по общей сумме НДС: 9741,5 – 6808,5 = 2933руб., в т.ч. по ставке НДС 10%: 2236,4 – 1855,45 = 380,95руб. по ставке НДС 18%: 7505,1 – 4953,05 = 2552,05 |
Предприятие в праве предъявить поставщику претензии при оприходовании поступившей партии сырья на сумму 20920руб., независимо от их характера (недостачи в пути, несоответствие условиям договора и т.п.). До момента разрешения спора арбитражным или иным судом данная сумма у предприятия числиться как дебиторская задолженность по данному поставщику.[5]
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ, т.е. налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленному налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
SНДСуплачив. в бюджет = SНДСреализ. – SНДСприобр.товарам (работам, услугам)
Таким, образом, сумма НДС уплачиваемая в бюджет составит:
15397,86 – (6808,5 + 5461,02) = 3128,34руб.
Ответ: сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет
составляет 3128,34 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. –832с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416с.
3. НДС: переход к новым ставкам и другие проблемы 2004 года. Глава 21 НК РФ в новой редакции. Практические комментарии. – М.: Информцентр XXI века, 2004. – 104с.
4. Сажина М.А., Налоговая политика государства. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003. – 114с.
5. Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004. – 688с.
[1] Сажина М.А., Налоговая политика государства. – М.: Университетский гуманитарный лицей, 2003. – с.4
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.147 (п.1ст.248 гл.25)
[3] Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004. – с.450.
[4]НДС: переход к новым ставкам и другие проблемы 2004 года. Глава 21 НК РФ в новой редакции. Практические комментарии. – М.: Информцентр XXI века, 2004. – с.55.
[5] Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. –с.427.