Содержание

Введение.. 3

1 Экономическая сущность расходов бюджета.. 5

1.1 Общая характеристика расходов бюджета разного уровня, их состав и структура. 5

1.2 Функциональная, экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета. 9

1.3 Методика планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы.. 11

2. Бюджетное финансирование учреждений культуры и искусства.. 14

2.1 Типы учреждений культуры и искусства. 14

2.2 Источники финансирования учреждений культуры и искусства. 15

2.3 Составление сметы доходов и расходов. 23

3. Планирование и финансирование  расходов бюджета на культуру и искусство разных уровней бюджетной системы    26

Заключение.. 31

Список литературы... 34

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Расходы  государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона,  поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования  расходов бюджета на культуру и искусство.

Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

-       Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;

-       Описать процесс финансирования учреждений культуры и искусства;

-       Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на культуру и искусство на разных уровнях бюджетной системы.

1 Экономическая сущность расходов бюджета

1.1 Общая характеристика расходов бюджета разного уровня, их состав и структура

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.[1]

Расходы федерального бюджета

В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие основные виды расходов:

-       Обеспечение деятельности органов исполнительной власти РФ и их территориальных органов;

-       Функционирование Федеральной судебной системы;

-       Осуществление международной деятельности;

-       Национальная оборона и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

-       Формирование федеральной собственности;

-       Обслуживание и погашение государственного долга РФ;

-       Финансовая поддержка субъектов РФ;

-       Проведение выборов и референдумов;

-       Обеспечение правоохранительной деятельности и противопожарной безопасности;

-       Обеспечение социальной защиты населения;

-       Обеспечение охраны окружающей среды;

-       Прочие расходы.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов. Через федеральный бюджет происходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию ч/с.[2]

Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимает ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность (33%). 14% занимают расходы на социальные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%. На социальную политику – 50%, культуру и искусство, более 20%, 9% - ассигнования на обслуживание государственного долга. Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В тоже время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы превышают 40%, на сельское хозяйство свыше 30%.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.

Расходы регионального бюджета

Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы бюджетов субъектов  Федерации направлены на следующие аспекты жизнедеятельности региона:

-       Функционирование органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

-       Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

-       Реализация  региональных и целевых программ;

-       Формирование государственной собственности субъектов РФ;

-       Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ;

-       Содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ;

-       Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-       Прочие расходы, связанные с особенностями развития региона.

Кроме того, существуют статьи расходов, которые совместно финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. К ним, прежде всего, относятся:

-       Государственное обеспечение правоохранительной деятельности;

-       Обеспечение противопожарной безопасности;

-       Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

-       Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно изыскательных работ;

-       Обеспечение охраны окружающей среды;

-       Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-       Развитие рыночной инфраструктуры.

Расходы бюджета муниципального образования

К основным задачам, реализуемых за счет местного бюджета относятся следующие направления финансирования:

-       Содержание органов местной власти;

-       Формирование и содержание муниципальной собственности;

-       Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и других учреждений муниципальной собственности;

-       Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

-       Содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

-       Финансирование муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения;

-       Организация транспортного обслуживания населения;

-       Обеспечение противопожарной безопасности;

-       Финансирование охраны окружающей среды на муниципальных территориях;

-       Реализация целевых муниципальных программ;

-       Обслуживание и погашение муниципального долга;

-        Прочие расходы, связанные с особенностями развития муниципального образования.

За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 %, превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.[3]

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).

1.2 Функциональная, экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация  отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных  представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

     Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.[4]

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Классификация включает следующие разделы: текущие расходы; капитальные расходы; капитальный ремонт; приобретение земли; предоставление кредитов. В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.[5]

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов утверждается федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местных самоуправлений. В Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей.

1.3 Методика планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы

Для реализации уставных целей организации культуры собственник финансирует ее деятельность из бюджета соответствующего уровня. Большая часть бюджетных средств выделяется на текущую деятельность организаций культуры по статьям:

-       1501/410/273 и 1501/411/273 – содержание особо ценных объектов культурного наследия народов РФ;

-       1501/410/283 – содержание музеев и постоянных выставок;

-       1501/410/284 – содержание библиотек;

-       1501/41/281 – государственная поддержка театров, концертных организаций и других организаций исполнительского искусства;

-       1501/410/288 – государственная поддержка цирковых организаций.

Финансирование текущей деятельности театров, концертных организаций, музеев, библиотек, клубов, зоопарков, парков культуры и отдыха, которые по своей организационно-правовой форме являются учреждениями, осуществляется на основе сметного принципа. Для каждого из них утверждается смета расходов, в которой отражаются все виды затрат, разделенные по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Финансовые средства, выделенные из бюджета на текущую деятельность учреждения, зачисляются на лицевой счет, открытый в органах казначейства.[6] Последние осуществляют контроль за расходованием этих средств в соответствии с целевым назначением. Вышеназванные организации культуры не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов. Бюджетная роспись может меняться Минфином (или другим соответствующими финансовым органом) в течение года по запросу Минкультуры (или другого соответствующего органа исполнительной власти), подготовленного по заявке организации культуры.

Компания «Росгосцирк» является унитарным предприятием. Ей выделяются субсидии из федерального бюджета «одной строкой» по ст. 1501/410/288, которые поступают на ее расчетный счет. Затем эти средства распределяются между отдельными цирковыми организациями и зачисляются на их расчетные счета. Часть из них являются унитарными предприятиями, а часть – бюджетными учреждениями. Первым компания выделяет финансовые средства на текущую деятельность «одной строкой», вторым – на основе сметы доходов и расходов, но не такой подробной как театрам, концертным организациям, клубам, паркам и прочим учреждениям в сфере культуры. Цирковые организации, имеющие статус учреждений, не перешли на казначейскую систему. Контроль расходования выделенных им финансовых средств осуществляется руководством компании.

Помимо бюджетного финансирования текущей деятельности организаций культуры существует целевое бюджетное финансирование:

-       по статье 1501/410/287 – прочие учреждения и мероприятия в области культуры и искусства (из централизованного фонда Минкультуры);

-       по статье 1501/631/711 – Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»).

Целевое бюджетное финансирование организаций культуры осуществляется на основе договора (до 200 тыс. руб.) или государственного контракта (свыше 200 тыс. руб.). Выделенные средства также поступают на лицевой счет организации в органах казначейства и расходуются по смете, утвержденной Минкультуры (или другим соответствующим органом исполнительной власти).

Стоимость реализации Федеральной целевой программы «Культура России» (подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России») на 2001-2005 г.г. составляет 27783 млн. руб. (на 2001 г. – 2476,1 млн. руб.), из них за счет средств федерального бюджета – 20008,3 млн. руб. (на 2001 г. – 1426,6 млн. руб.), за счет средств бюджетов субъектов РФ – 4130,5 млн. руб. (на 2001 г. – 572,5 млн. руб.), за счет внебюджетных источников – 3684,2 млн. руб. (на 2001 г. – 477 млн. руб.).

Финансовые средства учреждений в сфере культуры из внебюджетных источников, как и средства, поступившие от собственника, отражаются на лицевых счетах в органах казначейства, и расходуются исключительно по смете. В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам отражены объемы и источники финансовых поступлений, а также направления их использования в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета. Смета по внебюджетным средствам, так же как и по бюджетным целевым средствам, утверждается Минкультуры или другим соответствующим органом исполнительной власти и может меняться по согласованию с ними. Контроль целевого расходования средств осуществляют органы казначейства.

Сметы, отражающие доходы организации культуры из бюджета и от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, объединяются в единую смету доходов и расходов. При этом учет и отчетность по каждому виду финансовых поступлений ведется по самостоятельному балансу.

2. Бюджетное финансирование учреждений культуры и искусства

2.1 Типы учреждений культуры и искусства

Государственные и муниципальные учреждения культуры в подавляющей части являются подведомственными органам управления культуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В государственной статистике совокупность таких учреждений включается в понятие «организации системы Министерства культуры Российской Федерации». К началу 2001 г. в этой системе находилось 104470 организаций культуры и искусства. В состав этих организаций входили:

-       культурно-просветительные учреждения (101099, их доля составляла 97% от общего числа организаций культуры и искусства);

-       библиотеки (48820);

-       учреждения культурно-досугового типа: клубы, дома культуры, центры досуга и пр. (52279);

-       музеи (1964, в том числе 656 филиалов);

-       парки культуры и отдыха (542);

-       зоопарки (20);

-       организации исполнительских искусств: театры (518); концертные организации (264, в том числе 138 самостоятельных коллективов); цирки (63, из них 59 входили в компанию «Росгосцирк»).[7]

Большинство массовых учреждений культуры являются муниципальными и финансируются из местных бюджетов. Музеи, организации исполнительских искусств, крупные библиотеки находятся в ведении региональных органов власти и финансируются из бюджетов субъектов РФ. В федеральном ведении находилось 157 организаций: 23 театра, 27 концертных организаций и коллективов, 2 цирка, 96 музеев, 9 библиотек. Часть этих организаций имеют статус особо ценных объектов культурного наследия России.

2.2 Источники финансирования учреждений культуры и искусства

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Культура, искусство и кинематография» составили в 2002 г. 28,5 млрд.. руб. или 1,45% от всех бюджетных расходов. На культуру и искусство в этом же году из консолидированного бюджета было израсходовано 24,3 млрд.. руб., в том числе из федерального бюджета – 5,2 млрд.. руб., из бюджетов субъектов РФ – 19,1 млрд.. руб., что составило 1,2%, 0,5% и 1,9% от общего объема соответствующих бюджетов (табл. 1)[8]. Из этих средств производится финансирование:

-       текущей деятельности организаций культуры;

-       Федеральной целевой программы «Культура России»: подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»;

-       прочих учреждений и мероприятий в области культуры и искусства.

Таблица 1

Расходы бюджетов разных уровней на сферу культуры в 2002 г.

Консолидированный бюджет РФ

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Расходы на культуру, искусство и кинематографию, млрд.. руб.

28,5

в т. ч. на культуру и искусство

24,3

5,2

19,1

Доля расходов на культуру и искусство в расходах бюджетов, %

1,2

0,5

1,9

Ассигнования из бюджетов различных уровней – не единственный источник финансирования организаций культуры и искусства (табл. 2, 3). Они получают доходы от основных видов уставной деятельности (продажи билетов на платных мероприятиях, реализации платных услуг), предпринимательской деятельности, сдачи в аренду помещений и пр., средства от меценатов и спонсоров.

Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры.

Таблица 2

Источники финансирования организаций культуры и искусства системы Министерства культуры РФ в 2002 г., тыс. руб.

Виды организаций культуры

Всего поступлений

Ассигнования из бюджетов разных уровней

Внебюджетные средства, всего

из них:

доходы от основных видов уставной деятельности

Прочие доходы и поступления

1. Парки культуры и отдыха

528735

195217

333518

265087

68431

2. Зоопарки

251575

143391

108184

101460

6724

3.Театры

1007852

560820

447032

429021

18011

4. Концертные организации

1285830

856290

429540

387035

42505

5. Музеи

4913313

3708269

1205044

955667

249377

6. Учреждения культурно-досугового типа

8741154

7496193

1244961

881925

363036

7. Библиотеки

4488930

4244376

244554

106495

138059

Всего

21217389

17204556

4012833

3126690

886143

Таблица 3

Структура источников финансирования организаций культуры и искусства системы Министерства культуры РФ в 2002 г. (%)

Виды организаций культуры

Всего поступлений

Доля бюджетных источников

Доля внебюджетных источников, всего

из них:

Доходы от основных видов уставной деятельности

Прочие доходы и поступления

1. Парки культуры и  отдыха

100,0

36,9

63,1

50,1

12,9

2. Зоопарки

100,0

57,0

43,0

40,3

2,7

3.Театры

100,0

55,6

44,4

42,6

1,8

4. Концертные организации

100,0

66,6

33,4

30,1

3,3

5. Цирки

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

5. Музеи

100,0

75,5

24,5

19,5

5,1

6. Учреждения культурно- досугового типа

100,0

85,8

14,2

10,1

4,2

7. Библиотеки

100,0

94,6

5,4

2,4

3,1

Всего

100,0

81,1

18,9

14,7

4,2

В 2002 г. доля бюджетных ассигнований организациям культуры и искусства системы Министерства культуры РФ составила 81,1% в общем объеме финансовых поступлений, средств из иных источников – 18,9%. Это соотношение значительно колеблется для разных видов организаций культуры и искусства. Доля внебюджетных источников выше у бывших хозрасчетных предприятиях (парков, зоопарков, организаций исполнительских искусств) и ниже у культурно-просветительных учреждений (музеев, учреждений культурно-досугового типа, библиотек). Этот показатель традиционно самый высокий для парков культуры и отдыха (63,1%) и самый низкий – для библиотек (5,4%). В театрах и зоопарках он составляет более 40%, в музеях – 24,5%, в учреждениях культурно-досугового типа – 14,2%. В настоящее время значительно ниже, чем в 80-е и в начале 90-х гг. доля у концертных организаций. Так, в 2002 г. она составила лишь 33,3%, а в 1990 г. доля только доходов от продажи билетов достигла 63%.[9]

Кроме того, источником финансовых средств учреждений культуры могут являться средства от предпринимательской и другой деятельности. Государственным и муниципальным учреждениям культуры разрешено вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-I установлен перечень видов предпринимательской деятельности:

-       по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;

-       по торговле покупными товарами, оборудованием;

-       по оказанию посреднических услуг;

-       по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);

-       по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

-       по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Деятельность учреждений культуры по реализации предусмотренных уставом работ, услуг и производимой продукции относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

Платные формы культурной деятельности культурно-просветительских учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Если оставить в стороне доходы от основных видов уставной деятельности организаций культуры и искусства системы Министерства культуры РФ, то доля прочих доходов и поступлений (доходы от предпринимательской деятельности, сдачи в аренду имущества, поступления от спонсоров и меценатов) составила в 2002 г. 4,2% в общем объеме финансовых поступлений. Это всего лишь 886 млн.. руб. на 104 тыс. организаций.

Для понимания особенностей современных механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры и перспектив их изменения принципиальное значение имеет анализ опыта преобразований, которые проводились в последние 15 лет.

В эпоху плановой экономики в культуре функционировали 2 вида организаций: предприятия (театры, концертные организации, цирки, парки культуры и отдыха); бюджетные учреждения (музеи, клубы, библиотеки).

И тем, и другим для осуществления своей деятельности выделялись средства из бюджета. Пропорции между этими видами финансовых поступлений были разными. В театрально-зрелищных предприятиях и парках доля сборов от продажи билетов была достаточно высокой. Так, в 1988 г. она составляла 50 и более процентов в общей сумме доходов (в театрах в среднем – 50%, в концертных организациях – 63%, парках – 67%, а деятельность всесоюзного объединения «Союзгосцирк» была прибыльной). В культурно-просветительских учреждениях в том же году доля доходов от платных услуг населению в общем объеме поступающих средств в среднем составляла менее 1% в библиотеках, 11% в клубах и 25% в музеях.

Театры, концертные организации, цирки и парки работали на принципах хозяйственного расчета. Они возмещали издержки по созданию, воспроизведению и распространению своих художественных продуктов доходами, полученными от непосредственных потребителей, и государственными дотациями. Государственные дотации планировались и выделялись театрам, концертным организациям, циркам и паркам «одной строкой». Размеры дотаций устанавливались без связи с результатами деятельности коллективов, дотации пассивно использовались для компенсации разности между расходами и внебюджетными доходами. Из так называемой экономии дотации, а для очень небольшого числа прибыльных организаций культуры из сверхплановой прибыли, формировались фонды экономического стимулирования.

Для бюджетных учреждений, каковыми являлись культурно-просветительные учреждения, был характерен сметный порядок финансирования. Необходимые финансовые ресурсы выделялись музеям, клубам и библиотекам из бюджета по смете доходов и расходов, постатейно утверждаемой и в последующем контролируемой органами управления культурой и финансовыми органами. Бюджетные учреждения не могли самостоятельно распоряжаться и так называемыми спецсредствами (доходами от платных услуг населению). Их использование так же подробно расписывалось по статьям расходов. Хозяйственный механизм, основанный на сметном финансировании, практически исключал материальное стимулирование деятельности коллективов, не допускал возможности самих учреждений культуры оценивать и экономически влиять на результаты труда своих работников.

Содержанием реформ конца 1980-х гг. – театрального эксперимента (1987-1988 гг.) и так называемых новых условий хозяйствования (1989 г.) – стал, по существу, поворот к внедрению элементов рыночных отношений в систему финансирования государственных организаций культуры. Шел процесс передачи прав в сфере творческой и оперативно-хозяйственной деятельности от государственных органов управления самим организациям культуры. Это касалось вопросов репертуарной и эксплуатационной политики, культурно-просветительской, досуговой и научной деятельности, организации режима работы. Коллективы получили гораздо больше прав и в области ценообразования, распоряжения своими доходами, формирования профессионального состава работников, оплаты и стимулирования их труда, развития творческо-производственной и социальной сферы.

Новые условия хозяйствования впервые предоставили бюджетным учреждениям (музеям, библиотекам, клубам) практически те же права в области планирования, экономического стимулирования и оплаты труда, что и хозрасчетным организациям искусства. Что касается бюджетного финансирования этих учреждений, то по факту сохранился сметный его порядок. Средства из государственного бюджета все также выделялись по статьям, но число их постепенно уменьшалось. Сначала была ликвидирована «разбивка» внутри статей (литеры), затем сами статьи стали объединяться и укрупняться.

Вместе с тем произошли и более существенные изменения в системе финансирования организаций культуры и искусства всех организационно-правовых форм. Одним из результатов театрального эксперимента стало внедрение нового принципа распределения экономии дотации, согласно которому вся ее сумма оставалась в театре. В 1989 г. это положение было распространено на концертные организации и цирки. В условиях театрального эксперимента доходы, оставшиеся после возмещения материальных затрат и образования фонда заработной платы, полностью направлялись в фонд поощрения и фонд творческо-производственного и социального развития. Отныне они планировались в расходной части сметы. Это означало, несмотря на сохранение понятия «экономии плановой дотации», по существу, переход от поощрения перевыполнения плана к стимулированию реальных результатов. В «Новых условиях хозяйствования» ассигнования из бюджета стали рассматриваться как определенный вид дохода хозрасчетных организаций и бюджетных учреждений культуры, что наполнило новым содержанием уже привычные понятия доходов и расходов и ликвидировало понятие «плановой убыточности».

Принципиальное значение для организаций культуры всех организационно-правовых форм имело решение о предоставлении им права привлекать разнообразные внебюджетные источники финансирования. С 1989 г. до участия в финансировании культурной деятельности были допущены все субъекты, заинтересованные в ее развитии и улучшении культурного обслуживания населения: предприятия всех форм собственности, общественные и другие организации, частные лица. Причем поступление средств из других источников не являлось, как отмечалось в нормативных документах, основанием для уменьшения размера ассигнований из бюджета. С введением новой системы хозяйствования началось формирование многоканальной системы финансирования культурной деятельности.

В ходе реформ конца 1980-х гг. организации исполнительских искусств и учреждения культуры перешли от принципа жесткой регламентации цен к использованию основного инструмента рыночного механизма – свободному ценообразованию. С 1989 г. в театрах, а позже и в других организациях исполнительских искусств были введены свободные цены на билеты. Для бюджетных учреждений культуры этот переход произошел позже. В конце 1980-х гг. при оказании платных услуг населению они вынуждены были еще пользоваться утвержденными прейскурантами. Однако «Новые условия хозяйствования» уже допускали применение так называемых договорных цен на новые виды услуг. И, кроме того, клубы, музеи и библиотеки теперь имели право самостоятельно расходовать финансовые средства, полученные от спонсоров и меценатов, а также от населения за оказание дополнительных платных услуг, на обеспечение и развитие своей основной деятельности. Работа с потенциальными меценатами и спонсорами, овладение основами ценовой политики, увеличение объема и диверсификация платных форм деятельности позволили многим организациям культуры привлечь дополнительные доходы.

Следствием политических и экономических реформ начала 90-х гг. стала децентрализация финансирования культуры. И, хотя уровень децентрализации бюджетных расходов на культуру был высок и раньше, радикально изменилась сама практика финансирования. Если до 1992 г. все ассигнования на культуру в местных бюджетах согласовывались с Министерством культуры РФ, а затем с Министерством финансов РФ, то в 1992 г. местные власти стали фактически самостоятельны в принятии решений о распределении средств своих бюджетов.

Закон «О культуре» (1992 г.) содержал попытку однозначно определить обязанности государства по финансированию сферы культуры. Был провозглашен принцип нормативного подхода к формированию в бюджетах всех уровней ассигнований на культуру. На эти цели должно идти не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств региональных и местных бюджетов. Но, как и в случае с финансированием образования, эти нормы не выполнялись.

Что же касается собственно механизмов бюджетного финансирования учреждений культуры, то вплоть до середины 90-х гг. радикальных изменений здесь не происходило. Новая система хозяйствования, которая была закреплена в Законе «О культуре» и ряде других документов, с середины 1990-х гг. постепенно стала демонтироваться при помощи различного рода методических указаний, разъяснений и инструкций. А в результате введения в действие Бюджетного кодекса и казначейской системы исполнения бюджета экономическая самостоятельность организаций культуры оказалась меньшей, чем та, которая была у них в условиях плановой экономики.

2.3 Составление сметы доходов и расходов

Все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и в результате предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (оказание платных услуг, доход от использования государственной собственности), в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения[10].

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам – документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации (Приказ Минфина от 21.06.2001 г. № 46н).[11]

Учреждение составляет единую смету доходов и расходов, отражающую все доходы бюджетного учреждения: и из бюджета и государственных внебюджетных фондов, и от осуществления предпринимательской деятельности. Однако согласно п. 6 ст. 161 БК РФ учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных из внебюджетных источников. При этом Министр финансов РФ может запретить любые расходы бюджетного учреждения, за исключением расходов, произведенных за счет внебюджетных источников (п. 4 ст. 166 БК РФ).

С переходом на казначейскую систему исполнения федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ (ст. 254) определен следующий порядок учета и расходования денежных средств от приносящей доходы деятельности и использования государственной собственности. Названные средства, полученные бюджетным учреждением, зачисляются на единый счет бюджета. Уполномоченный государственный орган, осуществляющий исполнение бюджета, обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет бюджета. Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения. Кроме того, для бюджетных учреждений федерального подчинения установлено, что при недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества.[12] Согласно п. 4 ст. 254 БК РФ сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственностью над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

В связи с тем, что по вопросу, касающемуся возмещения из средств бюджетного финансирования расходов, произведенных за счет внебюджетных средств, стали поступать запросы в Министерство финансов, Главное управление федерального казначейства дало разъяснение (письмо Минфина РФ от 26.07.2002 г. № 3-01-12/12-335).

Так, в соответствии с п. 6 ст. 254 БК РФ при недостатке бюджетных средств учреждению разрешено использовать для выполнения заданий органа исполнительной власти, в ведении которого оно находится, средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества.

При этом действующим бюджетным законодательством РФ не предусматривается возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, органы федерального казначейства не имеют правовых оснований для санкционирования возмещения за счет средств федерального бюджета временно позаимствованных внебюджетных средств.

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, несмотря на особый правовой режим, денежные средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, так же как и поступающие от собственника, расходуются по единой смете, а учет и отчетность при этом ведется по самостоятельному балансу.[13]

Согласно п. 6 ч. 1 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30.12.99 г. № 107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях»: «Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному настоящей Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников».[14]

То есть, такое положение закрепляет двойной учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: указанные средства учитываются в едином балансе учреждения и повторно учитываются при составлении отдельного баланса.

3. Планирование и финансирование  расходов бюджета на культуру и искусство разных уровней бюджетной системы

Основой государственных гарантий  сохранения  и  развития культуры   в  Российской  Федерации  является  государственное финансирование. На эти  цели  ежегодно  направляется не менее 2 процентов средств республиканского бюджета Российской Федерации. Размеры ежегодных     ассигнований    на    культуру в государственных  бюджетах  республик  в   составе   Российской Федерации  и  местных бюджетах не могут быть менее 6 процентов средств соответствующих бюджетов.

Общие объемы  государственного финансирования культуры из республиканского бюджета Российской Федерации, государственных бюджетов  республик  в  составе Российской Федерации и местных бюджетов регулярно уточняются  для  возмещения  дополнительных затрат, вызванных  ростом  цен,  тарифов  и  ставок  заработной платы.[15]

Для некоммерческих  организаций  культуры устанавливается особый порядок налогообложения их прибыли.

С целью привлечения дополнительных финансовых средств для развития  культуры  государство  предусматривает   специальную систему    налоговых   льгот   предприятиям,   учреждениям   и организациям, независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам,  в том числе иностранным. Вкладывающим свои  средства  в  развитие  культуры  Российской   Федерации.

Характер,   размер   и   порядок   предоставления  этих  льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации. Бюджетные ассигнования,   выделенные   на  финансирование культуры,  при формировании бюджетов всех  уровней  выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры).  В указанные фонды направляются  также  средства,  полученные   от   предприятий, организаций   и   граждан,   доходы   от  проведения  лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных   бумаг   и   другие   поступления,  не  противоречащие законодательству Российской Федерации.

Поступление средств   из   внебюджетных   источников   не является основанием  для  сокращения  бюджетных  отчислений  в фонды развития культуры.

Средства фондов развития культуры  расходуются  на  цели, предусмотренные    положениями   об   этих   фондах,   которые утверждаются органами государственного  управления  Российской Федерации,   республик   в   составе   Российской   Федерации, автономной  области,  автономных  округов.  краев.   областей. городов   Москвы   и   Санкт-Петербурга   по   согласованию  с соответствующими Советами народных депутатов.

Общественные объединения,   предприятия,   организации  и граждане имеют право самостоятельно или на  договорной  основе создавать  фонды  для  финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность указанных фондов  осуществляется  в соответствии  с  их уставами.  В качестве соучредителей фондов могут  выступать  государственные  органы  и  органы  местного самоуправления.

В соответствии с законом «Основы законодательства о культуре» от 9 октября 1992 г. на нее должно приходиться не менее 2% расходов федерального бюджета и не менее 6% расходов местных бюджетов. С момента принятия эта норма не выполнялась ни разу, даже на стадии формирования бюджета: в 1997 г. данный показатель составлял 0,35%, в 1998 г. - 0,82, в 1999 г. - 0,91, в 2000 г. - 0,91, в 2001 г. - 0,62, в 2002 г. - 0,86, в 2003 г. - 0,58%. Более того, с учетом фактического финансирования отрасли эта доля была значительно ниже: в 2000 г. - 0,29, в 2001 г. (без учета взаимозачетов) - 0,35, в 2002 г. - 0,32%. Для сравнения: доля государственных расходов на культуру составляет в Швеции 4,8%, Исландии - 4,6, Дании - 4,0, Норвегии и Финляндии - по 3,6, Франции - 3,2, Бельгии - 2,5, Германии - 2,5%.[16]

Таблица 4

Доля затрат на культуру, искусство и СМИ в расходах бюджета, %

Бюджеты

1992

1997

1998

1999

2000

2002

Федеральный бюджет

1,5

1,0

1,1

1,0

0,6

0,6

Бюджеты субъектов РФ

2,4

2,6

2,7

2,7

3,1

2,9

Местные бюджеты

2,7

2,8

2,6

2,2

3,1

3,0

Расходы на культуру из госбюджета составили в 1991 г. 0,5% ВВП, в 1992 г. - 0,6, в 1997 г. - 0,6, в 1998 г. - 0,8, в 1999 г. - 0,6, в 2000 г. - 0,5, в 2001 г. - 0,6, в 2000 г. - 0,49% без учета средств на реконструкцию Большого театра (а это примерно треть всего бюджета сферы культуры), с учетом Большого театра - 0,65% ВВП.

Сокращение расходов федерального бюджета на культуру сопровождалось задержками выплат и, в конечном счете, невыполнением принимаемых решений о размерах финансирования.

Хотя при утверждении федеральных бюджетов на 2000 г. и на 2001 г. давались обещания увеличить долю затрат на культуру, именно она ежегодно более других страдала от бюджетного кризиса. Поэтому увеличивался разрыв между зарплатой работников культуры и средней по России, что обрекало их на социальную деградацию.

В бюджете 2001 г. по разделу "Культура, искусство, кинематография" было выделено 3,8 млрд. рублей. Но уже в начале второго квартала 2001 г. Министерство культуры из-за нехватки средств вынуждено было передать из федеральной собственности в собственность Москвы многие объекты культуры.

Сокращение ассигнований из федерального бюджета частично компенсировалось увеличением затрат из местных бюджетов: с 2,4 до 2,9% за 1992-2001 гг., хотя задолженность бюджетов субъектов Федерации в финансировании культуры составила в 1999 г. 419 млрд. старых рублей, в 2000 г. - более 1,8 трлн , или свыше 70% утвержденного уровня. С конца 1999 г. региональные власти фактически прекратили финансировать сферу культуры, кроме расходов на зарплату и стипендии.

В России на каждый федеральный рубль вложений в культуру два рубля добавляют регионы. В западноевропейских странах доля расходов на культуру на национальном уровне тоже меньше, чем на региональном и местном уровнях. Но в России доля федерального уровня (без учета средств массовой информации) в несколько раз меньше, чем в Западной Европе.

Таблица 5

Доля затрат федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на сферу культуры, % к итогу

Бюджеты

1992

1997

1998

1999

2000

2002

Федеральный бюджет

51

33

36

29

17

16

Бюджеты субъектов РФ

49

67

64

71

83

84

Республики Алтай, Тыва и Хакасия, Костромская, Ленинградская, Омская, Пермская, Псковская, Смоленская, Тверская и др. области приняли свои территориальные программы культурного развития, благодаря которым средства в сферу культуры из государственного и местных бюджетов можно вкладывать более предметно, с учетом сложившейся социально-культурной и экономической ситуации.

В западноевропейских странах доля расходов на культуру на национальном уровне тоже меньше, чем на региональном и местном уровнях. Но в России доля федерального уровня (без учета средств массовой информации), снизившаяся в 2000 г. до 10%, оказалась в несколько раз меньше, чем в западных странах.

При хроническом недофинансировании культура обречена на медленное угасание. Тяжелыми социальными последствиями грозит продолжение принятия нереального бюджета, когда более двух третей предусмотренных бюджетом средств не попадают в сферу культуры, когда в ее учреждениях за неуплату коммунальных платежей отключают электричество, отопление и телефон, а нищенская зарплата творческих работников не выплачивается по нескольку месяцев. А ведь именно на культуре во многом держится хрупкое равновесие российского общества.

Большинство учреждений культуры, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия России, оказалось в тяжелейшем положении. Не менее половины памятников - в аварийном состоянии. Около 15 тыс. построек могут полностью разрушиться в ближайшие 10 лет. Почти прекращена работа по пополнению музейных собраний произведениями прошлых лет, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Федерации. Сложилось тяжелейшее положение с обеспечением сохранности библиотечных фондов, пополненем их новыми изданиями. Почти 90% издаваемых в России книг отсутствуют в библиотеках, резко снизились поступления иностранной научной литературы. Даже в Российской государственной и Российской национальной библиотеках по сравнению с 1999 г. они уменьшились в два раза, что наносит ущерб национальным интересам нашей страны, поскольку усугубляет ее отставание в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождает информационный дефицит в науке, образовании и, в конечном счете, в экономике.

Количество библиотек, клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров сокращается. Правда, сеть театров и музеев, наоборот, в последние годы расширялась благодаря демонополизации и разукрупнению действующих учреждений культуры, возникновению множества независимых творческих коллективов, большей частью в форме негосударственных некоммерческих организаций. Кроме постоянных театров, цирков, музеев, галерей создаются временные творческие коллективы для реализации конкретных культурных проектов. Благодаря этому сохранилось общее число рабочих мест при сокращении средней численности работников одного учреждения.

 До недавнего времени существовало расхожее мнение, будто объектов культуры в России хватает, в каждой деревне был клуб или дворец культуры. Но миф о России как о стране, высоко обеспеченной учреждениями культуры, не соответствует действительности. В нашей стране на 1 млн. жителей 3,2 театра, в Австрии - 24, Швеции - 13,6, Франции - 9,6, Великобритании - 8,9, Японии - 8,7, Италии - 5,9.

В России 10 музеев на 1 млн. жителей, в Нидерландах - 35, Швеции - 34, Чехии - 33, Германии - 32. Библиотек (наша страна "самая читающая") в России на 1 млн. человек - 368, в Финляндии - 2500, Чехии - 708. Даже в Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, галереями, библиотеками существенно ниже, чем во многих европейских столицах. В Москве на 1 млн. жителей 8 музеев, в Лондоне - 41, Париже - 39, Риме - 36. В Москве на 1 млн. жителей 20 театров, в Вене - 63, Берлине - 44.

 

Заключение

В результате проделанной работы, были рассмотрены основные аспекты бюджетного финансирования учреждений культуры и искусства.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Рассмотрена экономическая сущность расходов бюджета;

-       Описан процесс финансирования учреждений культуры и искусства;

-       Раскрыты особенности распределения бюджетных средств на культуру и искусство на разных уровнях бюджетной системы.

Составные части системы государственных и муниципальных учреждений культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения структуры источников финансирования их деятельности. Работа архивов, библиотек, организаций, занимающиеся охраной памятников, почти полностью обеспечивается за счет  финансирования государства или благотворительных организаций. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается бюджетное финансирование. Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др.

Между тем, принципы и механизм финансирования абсолютного большинства организаций культуры не отличается от любого государственного учреждения. В настоящее время основной формой бюджетного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры является сметное финансирование. Оно обеспечивает государственные организации финансовыми ресурсами для осуществления их деятельности. Но при этом не просматривается прямой связи между размерами выделяемых ассигнований и достигаемыми результатами этой деятельности. Связь оказывается опосредованной – через размеры совокупных расходов за вычетом внебюджетных поступлений. Сметное финансирование сильно ограничивает возможности организаций в принятии самостоятельных экономических решений по расходованию получаемых средств.

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

Список литературы

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант

2.     Закон России «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1. – Справочная система Гарант

3.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ. - Справочная система Гарант.

4.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ. - Справочная система Гарант.

5.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ. - Справочная система Гарант.

6.     Федеральный закон   «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ. - Справочная система Гарант.

7.     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ. - Справочная система Гарант.

8.     Федеральный закон  « О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ. - Справочная система Гарант.

9.     Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.

10.           Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2002.

11.           Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

12.           Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

13.           Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2002.


[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – с. 74.

[2] Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002. – с. 154.

[3] Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2002. – с. 207.

[4] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – с. 130.

[5] Там же. – с. 131.

[6] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – с. 97.

[7] Финансы учреждений социальной сферы. Учебник/ Под ред. Проф. Н.М. Голунова. – М.: Инфра-М.: 2002. – с. 122.

[8] Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2002. – с. 219.

[9] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – с. 141.

[10] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – п.3. ст. 161

[11] Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002. – с. 169.

[12] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – п. 6 ст.254.

[13] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ  (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант. – ст. 161.

[14] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – с. 111.

[15] Закон России «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1. – Справочная система Гарант. – ст. 45.

[16] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. – с. 147.