1. Роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.


Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы в 1991 г. В соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. В Законе определены  правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Здоровье населения – важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей [4].

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получении необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной, и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС [2].

Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР», вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования:      • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;      •     территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Правовой базой этих фондов является: Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является юридическим лицом. Он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава.

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением).

Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на выполнение следующих функций:

§  финансовое обеспечение установленных Законом РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

§   обеспечение реализации Закона «О медицинском страховании граждан РФ»; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

§  обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;

§  аккумуляция финансовых средств Федерального фонда медицинского страхования;

§  финансирование целевых программ.

Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования.        Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

ü части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных Федеральным Собранием РФ;

ü ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;

ü добровольных взносов юридических и физических лиц;

ü доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [4].  

Обязательные отчисления предприятий в Фонд обязательного медицинского страхования с 1993 года в размере 3,6% начисленной оплаты.         Размер страховых взносов определяется федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Федеральным законом от 4 января 1999 года «О страховых взносах...» установлен для предприятий, организаций тариф страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования в размере 3,6%, в том числе:      • 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;      • 3,4% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивает в Фонд правительства субъектов РФ и местная администрация за счет средств, предусмотренных в бюджетах. Страховые взносы уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Перечисляются средства на специальный счет в банке.

От уплаты на обязательное медицинское страхование освобождаются общественные организации инвалидов и находящихся в собственности этих организаций предприятия, созданные для осуществления их уставных целей.

Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в рассчетно-кассовых центрах (РКЦ) или учреждениях банков, обслуживающих налоговую инспекцию данной территории.[2]

Бюджетные средства – наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в статье 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно». Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ от 11сентября 1998 г. № 1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.». В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Кроме того, были установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. В Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи. Исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей в Программу ежегодно вносятся коррективы.

Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Базовая программа государственных гарантий включает:

1)    перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

2)    базовую программу обязательного медицинского страхования;

3)    нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;

4)    подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения с целью покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.

Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:

·        средств бюджетов здравоохранения всех уровней;

·        средств фондов обязательного медицинского страхования;

·        других источников поступления средств в здравоохранение.

Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу здравоохранения, а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Используя базовую программу государственных гарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы государственных гарантий.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов РФ разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

В рамках этой Программы, финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений, финансируемой за счет бюджетов здравоохранения и средств ОМС, населению оказываются следующие виды бесплатной медицинской помощи:







Бесплатная медицинская помощь, финансируемая за счет средств бюджетов здравоохранения

1.     Скорая медицинская помощь

2.     Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным с социально значимыми заболеваниями, включая следующие болезни:

·        кожно-венерологические заболевания

·        туберкулез

·        СПИД

·        психические расстройства

·        наркологические заболевания

·        нарушения течения беременности и родов

·        некоторые виды патологии детей и новорожденных

3.     Диспансерное наблюдение здоровых детей

4.     Льготная лекарственная помощь и протезирование

5.     Некоторые виды дорогостоящей медицинской помощи


В рамках программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.


Бесплатная медицинская помощь, финансируемая за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным по следующим заболеваниям:

·        инфекционные и паразитные заболевания, исключая венерические заболевания, туберкулез и СПИД

·        онкологические заболевания; болезни эндокринной системы; кожные болезни

·        нарушения питания; заболевания нервной системы

·        болезни крови; иммунная патология; заболевания сердца и сосудов

·        глазные болезни; болезни уха; болезни органов дыхания

·        болезни органов пищеварения; все виды травм и отравлений

·        болезни костно-мышечной системы

·        некоторые виды врожденных аномалий у взрослых

·        некоторые другие заболевания


Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.[5]

Проблемы функционирования ФОМС.

В функционировании Федерального ФОМС существуют некоторые проблемы, некоторые из которых можно выделить. Главная из них – это не достигается основная генеральная цель – обеспечение здоровья граждан. Как известно, смертность в настоящее время возросла по сравнению с 80 годами.

§  Существующее финансирование в медицинских учреждениях и оплата труда медицинского  персонала явно недостаточны для обеспечения основной (генеральной) цели. Оплата труда медицинских работников понизилась в 1,5 - 2 раза по сравнению с концом 80-х годов.

§  Психологическое отношение граждан к новой системе – никакое, так как они видят только обнищание здравоохранения, ухудшение отношения врачей (некоторые врачи совершенно откровенно говорят больному, как мал их заработок и как им плохо – будто бы больному от этих слов становится лучше).

§  Загруженность и трудоемкость системы ОМС, что проявляется: в сложной структуре системы, множестве взаимосвязей, большей занятости в ней работников, громоздкой системе документирования и документооборота (в т.ч. отчетности), необходимости содержания на федеральном и территориальном уровнях специального контрольного аппарата для проверки деятельности органов ОМС, в отвлечении всех граждан от работы, своих личных целей и планов для оформления страховых полисов или магнитных карт и т. д.[1]

§  Структура предложения медицинских услуг не соответствует реальным потребностям в получении медицинской помощи. Многие виды помощи, которые гораздо дешевле оказывать в поликлиниках, предоставляются в больницах и госпиталях. Бюджетное финансирование используется, по существу, для поддержания избыточных штатов и коечного фонда, в то время как недофинансируются мероприятия, наиболее эффективные в плане охраны здоровья (например, мероприятия профилактической направленности). Средства, расходуемые на здравоохранение из консолидированного бюджета и внебюджетных фондов, хотя и превышали, вплоть до начала 1998 г., суммарную стоимость программы государственных гарантий в сфере здравоохранения, были распылены по большому числу медицинских учреждений. Это вело к повсеместному недофинансированию лечебной помощи, создавало острейшую нехватку государственных средств, а также влекло дополнительные расходы населения на оплату лекарств и медицинской помощи, большая часть которой должна предоставляться на бесплатной основе.

В социальном плане, сложившаяся система финансирования здравоохранения оказывается крайне несправедливой: она фактически лишает беднейшие слои населения доступа к медицинской помощи, гарантированной государством, поскольку они не имеют средств на внесение соплатежей на неформальной основе.[3]


2. Тестовые задания.

1 – 3

2 – 6

3 – 3

4 – 1

5 – 1

6 – 2

7 – 2

8 – 1

9 – 1

10 – 2


3. Задача.


Таблица 1


Товар А

Товар Б

Товар В

Всего

1. Количество единиц

10000

20000

5000


2. Переменные издержки – всего

20100

42000

20500


на зарплату производственных рабочих

3500

8000

12000

23500

на материалы

16600

34000

8500

59100

3 Общие постоянные издержки

х

х

х

82600

4. Распределение постоянных издержек между товарами:





4.1.Пропорционально зарплате производственных рабочих

12302

28119

42178

82599

4.2.Пропорционально затратам на материалы

23200

47519

11879

82598

4.3.Пропорционально переменным издержкам





5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек





по способу 4.1

32402

70119

62678


по способу 4.2

43300

89519

32379


по способу 4.3





6. Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат





по способу 4.1

3,68

4

14,38


по способу 4.2

4,979

5

7,5


по способу 4.3






4. Практическое задание.


Таблица 2. Расходы бюджета г. Барнаула

Статьи расходов

2005 г.

2006 г.

2006 в % к 2005

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Общегосударственные вопросы

299,8

7,23

856,6

18,45

285,7

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности края

58,5


1,4

73,3


1,58


125,3

Транспорт

51,2

1,24

52,3

1,13

102,1

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов

1,9


0,046

1,9


0,04


100

Жилищно-коммунальное хозяйство

1109,1


26,77


675,3


14,54


60,9

Образование

1372,6

33,13

1545,1

33,28

112,6

Культура, искусство, кинематография

48,9


1,18


54,5


1,17


111,5

Здравоохранение и физическая культура

611,9


14,77


667,7


14,38


109,1

Социальная политика

584,9

14,12

716,7

15,43

122,5

Прочие

3,8

0,091

-

-

-

Всего

4142,6

99,977

4643,4

100

112


Приоритетными направлениями расходов городского бюджета являются образование, социальная политика, здравоохранение и физическая культура, а также общегосударственные вопросы. Они составляют наибольший процент расходов бюджета г. Барнаула.


















Список литературы


1.     Бородина В.В., Ключникова Н.П. Социально-экономические аспекты создания и развития системы обязательного медицинского страхования // http: www.hrm.ru/db/hrm/default.html

2.     Таранов А.М. Центральная проблема ОМС – неисполнение обязательств регионов//Медицинское обозрение № 13, http://www.rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=73&srch=1

3.     Федоров В.А. Приоритетные направления реформирования социальной сферы в современных условиях, 2003 // http://www.humanities.edu.ru/index.html

4.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.

5.     Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 703 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

6.     Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп . / под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.