СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Задачи, основные функции и система органов внутренних дел……………….5


2. Правовое положение подразделений ОВД, выполняющих функции общего управления. Правовое положение штабов органов внутренних дел……………20


3. Правовое положение и организационное построение служб материального и финансового обеспечения органов внутренних дел……………………………..33


4. Служба дежурных частей органов внутренних дел…………………………...38


5. Правовое положение информационных центров органов внутренних дел….40


Заключение………………………………………………………………………...43


Список использованной литературы…………………………………………..44


Введение

Милицейское (полицейское) законодательство все более приближается к международно-правовым стандартам. Говорить о том, насколько значим данный принцип правотворческой работы, как и о том, что до недавнего времени он во многом игнорировался, вряд ли приходится.

Тема данной курсовой работы – «Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел» – актуальна в силу того, что, во-первых, в составе органов внутренних дел закон учредил вертикально ориентированную криминальную милицию и милицию общественной безопасности, подчиненную не только по вертикали, но и в большей мере по горизонтали органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местной администрации. Подобный подход, возможно, и не является идеальным решением, все же способствует лучшему сочетанию в деятельности милиции государственных и местных интересов, во-вторых, в соответствии с Концепцией совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 13 сентября 1999 г. N 693, отмена этих актов должна быть осуществлена в ближайшие годы, в-третьих, в соответствии с законом милиция призвана защищать всех и каждого от любых преступлений независимо от их подследственности.

Целью данной работы является описать сущность правового положения и организационного построения органов внутренних дел.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показываются задачи, основные функции и система органов внутренних дел;

2. описывается правовое положение подразделений ОВД, выполняющих функции общего управления. Правовое положение штабов органов внутренних дел;

3. рассматривается правовое положение и организационное построение служб материального и финансового обеспечения органов внутренних дел;

4. показывается служба дежурных частей органов внутренних дел;

5. описывается правовое положение информационных центров органов внутренних дел.

Работа состоит из Введения, пяти Пунктов, Заключения и Списка использованной литературы.

В Пункте 1 – Задачи, основные функции и система органов внутренних дел – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показываются задачи, основные функции и система органов внутренних дел.

В Пункте 2 – Правовое положение подразделений ОВД, выполняющих функции общего управления. Правовое положение штабов органов внутренних дел – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается правовое положение подразделений ОВД, выполняющих функции общего управления. Правовое положение штабов органов внутренних дел.

В Пункте 3 – Правовое положение и организационное построение служб материального и финансового обеспечения органов внутренних дел – решается третья из промежуточных задач, а именно: рассматривается правовое положение и организационное построение служб материального и финансового обеспечения органов внутренних дел.

В Пункте 4 – Служба дежурных частей органов внутренних дел – решается четвертая из промежуточных задач, а именно: показывается служба дежурных частей органов внутренних дел.

В Пункте 5 – Правовое положение информационных центров органов внутренних дел – решается последняя из промежуточных задач, а именно: описывается правовое положение информационных центров органов внутренних дел.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Задачи, основные функции и система органов внутренних дел

Вопрос о задачах органов внутренних дел - это вопрос о характере и пределах их вмешательства в частную и общественную жизнь, и поэтому четкое их обозначение в законе служит фактором последующего эффективного правового регулирования деятельности органов внутренних дел.

Задачи органов внутренних дел представляют собой цели, достижения которых они должна добиваться всей своей деятельностью. В свою очередь, содержание задач любого органа исполнительной власти определяется его социальным назначением. Из задач вытекают органов внутренних дел, которые обусловливают перечень прав, им предоставляемых. В соответствии с социальным назначением милиции ее задачи относятся к сфере противодействия противоправным деяниям, а также аналогичным им по угрозе, создаваемой жизни, здоровью, достоинству, правам и свободам граждан, собственности, законным институтам общества и государства, общественно опасным событиям. Задачи, возложенные Законом на милицию, тесно взаимосвязаны, порой частично пересекаются друг с другом. Некоторая избыточность формулировок здесь вызвана, по-видимому, стремлением законодателя сделать Закон доступным для восприятия широкими слоями населения, что, в свою очередь, служит средством усиления социального контроля за деятельностью милиции. Первой и, следовательно, приоритетной среди задач, возложенных на милицию, законодатель называет обеспечение безопасности личности. Формулировка данной задачи, звучавшей в прежней редакции Закона как «обеспечение личной безопасности граждан», приведена в соответствие с терминологией Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». 1 В последнем безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза безопасности (реальная или потенциальная) - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Любая угроза безопасности предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при котором затрудняется, нарушается или становится невозможной нормальная жизнедеятельность объектов обеспечения безопасности.

Под обеспечением безопасности в широком смысле подразумевается система экономических, политических, организационных, правовых и иных мер по охране и защите личности, общества и государства, адекватных угрозам их жизненно важных интересов.

Под предупреждением преступлений понимается выявление причин и условий, способствующих их совершению, лиц, склонных к совершению преступлений, а также принятие мер к устранению (нейтрализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению преступлений со стороны указанных лиц. Для решения данной задачи Закон уполномочивает милицию принимать меры административно-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, организационного и воспитательного характера. Вместе с тем по известным причинам милиция не в состоянии одна нести ответственность за предупреждение преступности. Подобная задача является, как отмечалось в резолюции «Предупреждение преступности в городской среде», принятой VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, «делом всех граждан, общества в целом и его институтов». 1

Пресечение преступлений и административных правонарушений как задача милиции состоит в принудительном прекращении преступных или административно наказуемых деяний, недопущении возникновения (усугубления) их общественно опасных, вредных последствий. Милиция обязана пресекать все преступления и административные правонарушения. Она не вправе бездействовать, даже если совершающееся преступление или административное правонарушение подследственно (подведомственно) иным государственным органам. Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с гл. 27 КоАП РФ административные правонарушения, дела о которых рассматриваются либо протоколы о совершении которых составляются иными, нежели милиция, органами и должностными лицами, пресекаются сотрудниками милиции применением доставления, административного задержания, досмотром, изъятием вещей и документов и иными мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении только в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Как показывает практика, большое количество преступлений навсегда или на какое-то время остается латентным, неизвестным не только милиции, другим организациям и гражданам, но иногда даже самим потерпевшим. Причины тому разные - неочевидность ряда общественно опасных деяний и их последствий, сокрытие признаков и следов преступления совершившими их лицами, нежелание в силу различных обстоятельств потерпевших и свидетелей сообщать в правоохранительные органы о преступлениях и т.п. Общество и государство не могут относиться к данной проблеме безучастно, ибо это повлекло бы снижение государственного контроля над преступностью до неприемлемого уровня, обернулось бы существенным ослаблением гарантий прав и свобод граждан. Выдвигая перед милицией задачу выявления преступлений, государство создает необходимые организационно-правовые предпосылки реализации важного, рассчитанного прежде всего на предупредительный эффект, принципа обеспечения неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

Выявить преступление - значит обнаружить его признаки. С юридической точки зрения, преступление считается выявленным с момента принятия по сообщению о нем решения в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Поскольку милиция - это важнейшая составная часть органов внутренних дел, являющихся согласно ст. 40 УПК РФ органом дознания и обязанных наряду с другими субъектами осуществлять от имени государства функцию уголовного преследования, указанная задача поставлена перед ней также и уголовно-процессуальным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания принимает предусмотренные им меры по установлению события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Закон не ставит перед милицией задачу и не обязывает ее раскрывать административные правонарушения. В то же время подобная задача милиции, правда, в весьма усеченном виде, вытекает из норм КоАП РФ. Административное преследование, если можно так выразиться, осуществляется лишь в двух разновидностях ситуаций.

Так, во-первых, сотрудники милиции, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, обязаны рассматривать поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пп. 2 и 3 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ), даже если лицо, его совершившее, неизвестно.

Во-вторых, обязанность установления лица, совершившего административное правонарушение, косвенно предусмотрена и ст. 28.7 КоАП РФ. Она предписывает должностным лицам, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, проводить административное расследование по фактам административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, когда необходимо произвести экспертизу или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (в том числе, надо полагать, и связанные с установлением лица, виновного в совершении административного правонарушения).

Охрана общественного порядка есть традиционная полицейская задача. Вместе с тем, несмотря на широкое использование, термины «общественный порядок», «охрана общественного порядка» законодательного и устоявшегося доктринального толкования не имеют. Наиболее распространенной в весьма объемной специальной литературе по данному вопросу является трактовка общественного порядка как урегулированных законодательством социальных связей, складывающихся, как правило, в публичных (общественных) местах. При этом под публичными (общественными) понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц. Общественный порядок может быть нарушен и в иных, непубличных местах, в частности, в жилище, когда ущемляются права других граждан, в том числе и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно-бытовой конфликт и т.п.).

В этой связи охрану общественного порядка можно определить как осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе безопасности личности, общества или государства - и в иных местах деятельность по надзору за соблюдением действующего там законодательства и защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий.

С учетом установленного Законом социального назначения милиции возложение на нее задачи обеспечения общественной безопасности является вполне естественным. «Безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества, понятие полиции, понятие, согласно которому все общество существует лишь для того, чтобы обеспечить каждому из своих членов неприкосновенность его личности, его прав и его собственности. 1 В отличие от безопасности личности общественная безопасность (безопасность общества) есть состояние защищенности от угроз не конкретного лица, а неопределенного круга лиц и их сообществ - трудовых коллективов, жителей села, жильцов многоквартирного дома, пассажиров воздушного судна, заложников, болельщиков, участников спортивных соревнований, демонстраций, пешеходов, водителей, толпы, просто прохожих, а в итоге - общества в целом. Источниками опасности, с которыми имеет дело милиция, призванная решать задачу обеспечения общественной безопасности, являются противоправные деяния отдельных граждан и их групп, транспортные средства, оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества (ртуть, метанол и т.п.), наркотические средства, дикие и домашние животные, пожары, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, оползни, ураганы, снежные заносы, сели и т.п.), аварии и катастрофы на транспорте, производстве и т.п., эпидемии, эпизоотии и другие чрезвычайные ситуации.

За последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел - раскрытие тяжких преступлений. В работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы, низкой остается организаторская роль руководителей горрайлинорганов.

Поскольку милиция - это важнейшая составная часть органов внутренних дел, являющихся согласно ст. 40 УПК РФ органом дознания и обязанных наряду с другими субъектами осуществлять от имени государства функцию уголовного преследования, указанная задача поставлена перед ней также и уголовно-процессуальным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 21 УПК РФ в каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания принимает предусмотренные им меры по установлению события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Основным средством охраны общественного порядка является патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности (ППС). Главная особенность ППС состоит в том, что, в отличие от других служб, реализующих ограниченный круг специальных функций, она в известной мере принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на милицию. По объему своих функций и численности личного состава ППС является универсальной и самой многочисленной службой милиции и органов внутренних дел в целом.

Кроме того, новые задачи (функции) могут быть возложены не на милицию, а на МВД России в целом. Так, Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 г. N 241 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» установлено, что МВД России наряду с функциями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, выполняет также функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. Эти функции включают в себя:

а) подготовку предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;

б) подготовку и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;

в) координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной миграционной политики;

г) исполнение в пределах полномочий МВД России законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;

д) участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

е) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации и трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

ж) разработку и реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

д) подготовку предложений по выделению в установленном порядке средств федерального бюджета и по использованию иных источников финансирования на реализацию государственной миграционной политики, осуществление контроля за расходованием указанных средств;

и) участие в подготовке и реализации в пределах предоставленных полномочий международных договоров Российской Федерации в области миграции. 1

Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям:

а) непосредственный розыск лиц соответствующих категорий;

б) организация такого розыска.

Объектом розыска и установления личности для криминальной милиции являются:

а) обвиняемые, подсудимые и осужденные:

- скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

- совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя милиции; совершившие побег из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;

- уклонившиеся от исправительных работ - после принятия судом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;

б) лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными);

в) несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавшие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и специальных училищ;

г) психически больные лица, в том числе признанные в установленном порядке социально опасными, ушедшие из дома или учреждения, где они содержались;

д) лица, утратившие связь с близкими родственниками, а также супруги, утратившие связь между собой (утратившими связь считаются родственники, супруги, отказавшиеся или не желающие поддерживать родственные или брачные отношения);

е) лица, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;

ж) погибшие (умершие) граждане по неопознанным трупам.

Закон впервые подразделил милицию на два вида: криминальную и милицию общественной безопасности. Такой шаг законодателя был предопределен обстоятельствами двоякого рода.

С одной стороны, задачи обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан, обеспечения общегосударственных интересов на фоне разрастания преступности объективно требовали усиления централизованных начал в управлении теми милицейскими подразделениями, которые занимаются оперативно-розыскной работой, ведут борьбу с тяжкими преступлениями и преступлениями, совершенными должностными лицами органов государственной власти. Местное влияние в этих вопросах отрицательно сказывается на результатах деятельности милиции, на ее наступательности в борьбе с наиболее серьезными преступлениями. Ответом на данную общественную потребность и явилось учреждение криминальной милиции, которая была выведена из подчинения местных органов власти, сохранив подчинение и подконтрольность только по вертикали. Тем самым была реализована идея, которая активно обсуждалась еще в 60-е годы.

Наряду с этим в обществе все более получала распространение идея муниципализации милиции. Укрепление механизма народовластия справедливо увязывалось с повышением роли и ответственности регионов за решение вопросов охраны общественного порядка, обеспечение безопасности жизни населения. Путь решения данной проблемы виделся в приближении милиции к населению путем включения отдельных ее подразделений в состав местной власти, подчинения их сугубо органам местного самоуправления, что позволило бы адекватно и своевременно учитывать в работе милиции местные условия, обеспечивать ее необходимыми ресурсами. 1

Однако надо признать, что идея муниципализации милиции, при всей ее привлекательности, реализуема в полной мере лишь в условиях стабильной политической и социально-экономической обстановки. Это осознал и российский законодатель. Милиция была сохранена как часть государственной исполнительной власти, но отдельные ее подразделения, объединенные под условным наименованием «милиция общественной безопасности (местная милиция)», были подчинены не только по вертикали, но и по горизонтали - местным органам власти, которые назначали руководителей этой милиции. Двойное наименование милиции общественной безопасности («милиция общественной безопасности» и «местная милиция») существовало до апреля 1999 г. Федеральным законом от 31 марта 1999 г. второе наименование – «местная милиция» - было исключено, чем подтверждалось, что милиция общественной безопасности в ее нынешнем виде - это структура государственной исполнительной власти. Создание местной, муниципальной милиции, той милиции, которая будет целиком и полностью подчинена органам местного самоуправления, - это задача будущего.

В основу разделения милиции на криминальную и общественной безопасности положены несколько критериев: 1) круг решаемых задач; 2) объем реализуемых полномочий; 3) подчиненность и подконтрольность; 4) порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей; 5) источники финансирования и содержания.

При этом криминальная милиция и милиция общественной безопасности не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Они - часть единого милицейского аппарата. Системообразующими факторами в данном случае выступают: общность решаемых задач и используемых прав; подчинение единому руководителю - начальнику соответствующего органа внутренних дел; нахождение сотрудников в кадровом составе органов внутренних дел; единство порядка прохождения службы и т.д. Немаловажное объединяющее значение имеет следующее обстоятельство. Закон определяет, что оказание друг другу содействия в исполнении возложенных обязанностей является задачей как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности. Тем самым две ветви милиции несут солидарную ответственность за конечные результаты деятельности милиции в целом.

Общая (территориальная) милиция - это милиция республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районов, городов и иных муниципальных образований. Она выполняет задачи и обязанности милиции в границах соответствующей территории. Организационно подразделения общей (территориальной) милиции входят в состав территориальных органов внутренних дел - министерств внутренних дел, управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, иных муниципальных образований.

Транспортная милиция решает возложенные на милицию задачи исключительно на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Специальная милиция действует на территории закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах. Перечень таких образований утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».

Подчиненность милиции Министерству внутренних дел Российской Федерации - важнейший принцип ее организационно-правового статуса. Он означает, что милиция является составной частью органов внутренних дел Российской Федерации и в этой связи полностью подконтрольна и подотчетна их руководителям. 1

В соответствии с Законом руководство милицией в системе МВД России осуществляют: министр внутренних дел Российской Федерации - всей милицией страны; министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел соответствующих субъектов Российской Федерации - милицией в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах федерального подчинения; начальники отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований - милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях; начальники линейных управлений, отделов внутренних дел на транспорте, начальники управлений, отделов МВД России в закрытых административно-территориальных образованиях, на закрытых особо важных и режимных объектах - милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. Содержание руководства милицией со стороны начальников органов внутренних дел Закон не раскрывает. Функции такого руководства определяются Законом о милиции, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, положениями о конкретных министерстве внутренних дел, управлении (главном управлении) внутренних дел субъекта Российской Федерации об отделе (управлении) внутренних дел района, города, иного муниципального образования, рядом других законодательных и иных нормативных правовых актов. Можно выделить следующие основные направления деятельности начальников органов внутренних дел по руководству милицией:

- определение задач и приоритетов в работе милиции, ее отдельных подразделений на основе анализа складывающейся оперативной обстановки и учета интересов органа внутренних дел в целом;

- координация работы криминальной милиции и милиции общественной безопасности между собой, а также с другими службами и подразделениями органа внутренних дел;

- правовое регулирование деятельности милиции;

- создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции;

- решение в установленном порядке вопросов назначения на должность и освобождения от должности сотрудников милиции, присвоения специальных званий, а также иных вопросов прохождения службы;

- санкционирование (утверждение) документов и действий, сопровождающих оперативно-служебную деятельность милиции;

- осуществление контроля за деятельностью милиции;

- материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности милиции. Начальник органа внутренних дел, его заместители, одновременно являющиеся начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности, в установленном УПК РФ порядке осуществляют в процессе производства по уголовным делам полномочия начальника органа дознания.

Подчиненность милиции исполнительной власти субъектов Российской Федерации - другой важный признак организационно-правового статуса милиции как звена исполнительной власти. Она входит в территориальную структуру исполнительной власти. Однако необходимо подчеркнуть, что руководство милицией со стороны исполнительной власти носит ограниченный характер. Закон говорит о подчиненности лишь милиции общественной безопасности. Сужено и содержание руководства милицией общественной безопасности (МОБ). В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности, входит решение следующих вопросов: 1

- установление численности МОБ, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- определение по согласованию с МВД России порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений МОБ, финансируемых за счет региональных бюджетов; согласование назначения на должность и освобождения от должности начальников МОБ республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;

- правовое регулирование деятельности милиции по вопросам, входящим в их компетенцию. Закон наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также полномочиями по контролю за деятельностью милиции (ст. 37). Объектом контроля в данной связи выступает прежде всего деятельность подразделений милиции, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов: службы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции. Однако такой контроль не распространяется на процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 г. N 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» 1 образованы главные управления МВД России по федеральным округам, на которые возложены следующие задачи: организация выявления и раскрытия организованной преступности, носящей межрегиональный характер; координация, контроль и анализ эффективности деятельности органов внутренних дел в федеральном округе; обеспечение взаимодействия органов внутренних дел в округе полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В составе главных управлений функционируют оперативно-розыскные подразделения (бюро), представляющие собой разновидность подразделений по борьбе с организованной преступностью криминальной милиции. Порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов внутренних дел на транспорте и в закрытых административно-территориальных образованиях определен приказом МВД России от 16 апреля 2002 г. N 358 «О номенклатуре должностей руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации».

2. Правовое положение подразделений ОВД, выполняющих функции общего управления. Правовое положение штабов органов внутренних дел

Криминальная милиция

Закон возлагает на криминальную милицию три основные задачи: 1) борьбу с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.

Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления:

- против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование, торговля несовершеннолетними и т.д.); против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, обман или злоупотребление доверием и др.); в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, заведомо ложная реклама, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда, незаконный оборот драгоценных металлов, преднамеренное банкротство и т.д.);

- против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб и т.д.);

- против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация незаконных вооруженных формирований, бандитизм, организация преступного сообщества, массовые беспорядки, хулиганство с применением оружия, незаконное обращение с радиоактивными материалами, незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой, хищение оружия, пиратство и т.д.);

- против здоровья населения и общественной нравственности (незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, их хищение, склонение к потреблению наркотических средств, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, вовлечение в занятие проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов и т.д.);

- против экологической безопасности (незаконная охота, незаконная порубка деревьев в крупном размере и т.д.);

- против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ);

- против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, служебный подлог, халатность);

- против правосудия (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, незаконное освобождение от уголовной ответственности, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи и т.д.);

- против порядка управления (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, самоуправство).

Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям: 1

а) непосредственный розыск лиц соответствующих категорий;

б) организация такого розыска.

Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией по различным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности криминальной милиции используются для контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности. 1 Названный перечень задач криминальной милиции не является исчерпывающим. В ее компетенцию входит также принятие мер безопасности в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, участие в проводимых контртеррористических операциях по борьбе с терроризмом, осуществление контроля за оборотом наркотических средств, проведение экспертиз по уголовным делам и выполнение ряда других обязанностей милиции. Для решения возложенных задач криминальная милиция использует широкий арсенал полномочий, предоставленных Законом о милиции. Вместе с тем можно отметить, что определяющей для нее является оперативно-розыскная деятельность. Криминальная милиция - это прежде всего оперативная служба милиции. Основное содержание ее работы составляют меры, осуществляемые на основе и во исполнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».1 Подразделения уголовного розыска решают задачи криминальной милиции по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и ряда других преступлений, связанных с посягательствами на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность. В их обязанности входит также розыск лиц, осуществляемый криминальной милицией. Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой по пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемыми замаскированными способами, посягательств на интересы государственной службы, службы в коммерческих и иных организациях. Это такие преступления, как незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог, халатность и ряд других подобных деяний.

Основным объектом для подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков являются неправомерное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт, хищение, вымогательство, культивирование, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Предназначение подразделений по борьбе с организованной преступностью заключается в пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждении, выявлении и раскрытии фактов бандитизма, похищения людей, незаконного лишения свободы, вымогательств, захватов заложников, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами, привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти, использующих свое служебное положение в интересах преступных организаций и организованных групп. Оперативно-поисковые подразделения и подразделения специальных технических мероприятий являются специализированными подразделениями по добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных группах, участниках преступной деятельности, их намерениях, связях для других подразделений криминальной милиции по их заданиям путем осуществления специфических видов оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», таких как негласное наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др. Подразделения собственной безопасности осуществляют в пределах своей компетенции предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения, совершаемые сотрудниками и работниками органов внутренних дел. Отряды милиции специального назначения (ОМСН) предназначены для обеспечения безопасности следователей и оперативных работников при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, совершенных преступными сообществами или организованными преступными группами, участия в контртеррористических операциях, в мероприятиях по ликвидации бандитских формирований, по освобождению заложников. Они осуществляют также оперативно-тактическое обеспечение оперативно-розыскных и иных мероприятий, проводимых подразделениями криминальной милиции.

НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения в соответствии с Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190, обеспечивают международный обмен информацией о преступлениях. В установленном порядке они принимают, обрабатывают и направляют международные запросы, следственные поручения правоохранительных органов России, а также запросы и поручения международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных государств по розыску, аресту и выдаче лиц, совершивших преступления, розыску и аресту перемещенных за границу преступных доходов, похищенных предметов и документов, проведению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий.

Милиция общественной безопасности

Закон определяет восемь основных направлений деятельности милиции общественной безопасности (далее - МОБ): 1) обеспечение безопасности личности; 2) охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.

Обеспечение безопасности личности осуществляется МОБ в первую очередь путем реагирования на заявления граждан об угрозах их жизни и здоровью. В этой связи МОБ принимает меры по пресечению имеющихся угроз, их нейтрализации и устранению. В сферу ее деятельности входит оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья, спасение людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях.

Главенствующим направлением деятельности милиции общественной безопасности является административно-правовая деятельность. Она складывается из административно-правовых отношений, в которые вступают сотрудники милиции с гражданами и организациями при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Это отношения преимущественно власти и подчинения. В границах административно-правовых полномочий, предоставленных Законом о милиции, сотрудники милиции общественной безопасности:

- получают от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки;

- вызывают граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;

- проверяют у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;

- осуществляют административное задержание граждан на срок до трех часов;

- доставляют в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержат в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе;

- входят беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривают их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай;

- проводят освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направляют или доставляют данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

- временно ограничивают или запрещают движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывают их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

- запрещают эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, останавливают транспортные средства и проверяют документы на право пользования и управления ими;

- осматривают места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются;

- изымают у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, и осуществляют другие юридически значимые действия.

Штабы

Роль и место штабов в системе органов внутренних дел

Всей деятельностью органа внутренних дел руководит его начальник. Он несет полную ответственность за качество выполнения возложенных на орган внутренних дел задач, служебно-боевую и мобилизационную готовность: служебно-боевую, оперативно-розыскную деятельность и всестороннее их обеспечение, а также профессиональную, боевую и служебную подготовку, воспитание, служебную дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава. Он обязан твердо и последовательно проводить в жизнь политику государства в области обеспечения надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, а также общественной и экологической безопасности. 1

Начальник органа внутренних дел управляет подчиненными подразделениями и службами лично и через штаб, а также своих заместителей. Он обязан проявлять постоянную заботу о подготовке штаба, своевременно оставить ему задачи, требовать инициативного и творческого их выполнения. В своей деятельности по руководству подразделениями и службами он заслушивает предложения начальника штаба, посвящает его в свои намерения и обозначает основные направления подготовки управленческих решений, информирует об отданных им приказах и распоряжениях.

Штабы органов внутренних дел являются основными органами управления службами и подразделениями органа внутренних дел призванными по поручению начальника соответствующего органа внутренних дел или по собственной инициативе в пределах своих полномочий обеспечить деятельность органов внутренних дел по решению общесистемных, межрегиональных, межотраслевых либо комплексных задач*(4) координировать деятельность служб и подразделений, организовывать взаимодействие между ними в целях наиболее качественного выполнения возложенных на орган внутренних дел задач, вырабатывать и реализовывать управленческие решения начальника органа внутренних дел.

Общими задачами штабов являются: 1

- обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности органа внутренних дел;

- непрерывный сбор, анализ и оценка данных оперативно-служебной обстановки и организация реагирования на ее изменения;

- планирование и руководство служебной и служебно-боевой деятельностью органа внутренних дел, при привлечении для выполнения задач двух и более подразделений и служб различных направлений деятельности;

- организация действий органа внутренних дел и его подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- подготовка управленческих решений начальника органа внутренних дел;

- информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений начальника органа внутренних дел;

- подготовка проектов и организация реализации комплексных программ, планов, иных управленческих решений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всех подразделений и служб и организации взаимодействия между ними;

- своевременное доведение до подразделений и служб задач, приказов и распоряжений;

- контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи;

- организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности;

- доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений;

- информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки;

- организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел;

- правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;

- обеспечение международного сотрудничества органа внутренних дел;

- организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел;

- организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления;

- организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.

На штаб возложена также задача обеспечения хранения и содержания Знамени органа внутренних дел. 1

Главный штаб МВД России, как орган общесистемного управления, кроме того, организационно обеспечивает выработку и реализацию стратегических решений в системе Министерства на главных направлениях борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности. Конкретные задачи штабов органов внутренних дел различного уровня и их структурных подразделений определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими начальниками органов внутренних дел. Взаимоотношения штаба с другими структурными подразделениями органа внутренних дел основываются:

- на совместной разработке и организации выполнения мероприятий по вопросам, решение которых требует совместных усилий;

- на систематическом личном общении начальников и сотрудников штаба с должностными лицами других структурных подразделений, с целью взаимной информации по вопросам, решение которых требует взаимных усилий.

В целях координации усилий и организации взаимодействия всех сил и средств органа внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и борьбе с преступностью, в работе с руководителями подразделений органа внутренних дел штаб обязан:

- постоянно, своевременно и возможно более полно информировать их о всех изменениях в оперативной обстановке, данных анализа и прогнозах ее развития;

- своевременно информировать их о поставленных задачах и решениях начальника органа внутренних дел, требующих участия соответствующих подразделений для их выполнения;

- формировать единую техническую политику органа внутренних дел и организовать обеспечение их всеми видами связи, спецтехники и автоматизации;

- обеспечивать подразделения и службы органа внутренних дел информационными базами данных силами и средствами информационного центра;

- контролировать своевременность и полноту выполнения в их интересах мероприятий тылового обеспечения и выделения необходимых сил и средств другими подразделениями и службами органа внутренних дел для решения комплексных задач;

- обеспечивать организационно-штатные мероприятия по охране общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью на наиболее важных направлениях, в т.ч. и путем создания временных нештатных формирований на период выполнения конкретных задач;

- контролировать выполнение поставленных задач и решений начальника органа внутренних дел;

- информировать о задачах, полученных от соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления и решениях начальника органа внутренних дел по организации их выполнения;

- ставить их в известность о планируемых изменениях в организационно-штатной структуре органа внутренних дел;

- принимать участие в работе по повышению уровня профессиональной подготовки руководящего состава органа внутренних дел, бдительности, укреплению служебной дисциплины и соблюдению законности;

- принимать участие в формировании резерва кадров на выдвижение и укомплектование вакантных должностей руководящего состава;

- своевременно, через дежурные части, организовывать наращивание усилий, привлекая необходимые силы и средства в целях предупреждения и пресечения преступных проявлений и нарушений общественного порядка.

Подразделения и службы органа внутренних дел, в свою очередь, обязаны: 1 своевременно информировать штаб об изменениях оперативной обстановки и выводах из анализа данных обстановки, полученных по своим направлениям деятельности; участвовать в подготовке решений начальника органа внутренних дел, обеспечивающих адекватную реакцию всеми силами и средствами, имеющимися в его распоряжении, на изменение в оперативной обстановке; информировать о состоянии укомплектованности подразделений и служб, об основных проводимых мероприятиях, о морально-психологическом состоянии личного состава, его профессиональной, специальной и физической подготовке; вносить предложения по подготовке штабом планов (календарных планов) основных мероприятий, планированию штабом комплексных мероприятий и операций, а также при подготовке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, готовящихся в соответствующих органах государственной власти и органах местного самоуправления; своевременно представлять в штаб установленные отчеты, а также ежемесячные аналитические справки о состоянии работы и предложения по решению проблемных вопросов по своим направлениям деятельности; вносить в штаб предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры своих подразделений и служб в целях совершенствования их деятельности.

Одним из важнейших условий успешного управления органов внутренних дел всех уровней являются правильные взаимоотношения между вышестоящими и подчиненными штабами и другими органами управления подразделений и служб, обеспечение их согласованной работы. 1 Вышестоящие (старшие) штабы обязаны: постоянно руководить нижестоящими штабами, своевременно ставить и уточнять им задачи, информировать об оперативной обстановке в районе ответственности соседей, а при необходимости ориентировать, в части их касающейся, о намечаемых мероприятиях; организовывать и поддерживать с нижестоящими штабами устойчивую связь; определять порядок представления донесений, сводок и других отчетных документов; оказывать помощь нижестоящим штабам и контролировать их работу. Нижестоящие штабы должны выполнять указания вышестоящего (старшего) штаба; в установленные сроки и по мере необходимости докладывать ему данные оперативной обстановки; представлять отчетные и другие документы в установленные сроки или по требованию вышестоящего штаба.

3. Правовое положение и организационное построение служб материального и финансового обеспечения органов внутренних дел

Закон устанавливает пять источников финансирования милиции: 1) федеральный бюджет; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации; 3) местные бюджеты; 4) средства, поступающие на основе договоров; 5) внебюджетные средства. За счет указанных источников осуществляется содержание милиции: выплачивается денежное довольствие сотрудникам милиции, приобретаются обмундирование, техника, средства связи, оружие и другие материально-технические ресурсы, обеспечивается подготовка сотрудников милиции в образовательных учреждениях, производятся выплаты страховых сумм, оплачиваются расходы на командировки, возмещаются издержки по уголовным делам и т.д.

Федеральный бюджет является общегосударственным фондом денежных средств, предназначенным для финансового обеспечения задач и функций государства. Он утверждается в форме федерального закона и предусматривает наряду с другими расходами расходы на правоохранительную деятельность, в том числе на органы внутренних дел. Федеральный бюджет - основной источник финансирования милиции. За счет его средств финансируются, в частности, расходы на содержание всей криминальной милиции и отдельных подразделений милиции общественной безопасности (ИВС, дежурные части, подразделения дознания и др.).

Полностью за счет средств федерального бюджета содержатся подразделения милиции на транспорте.

Кроме того, существуют расходы, связанные с деятельностью милиции, которые финансируются исключительно из средств федерального бюджета. В их числе:

- вознаграждения и другие выплаты лицам, сотрудничающим с оперативными аппаратами милиции;

- возмещение расходов, понесенных в связи с производством по конкретным уголовным делам;

- выплаты пенсий бывшим сотрудникам милиции;

- выплаты по обязательному государственному личному страхованию;

- возмещение вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников милиции;

- возмещение льгот, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. «О ветеранах», 1 в части оплаты проезда на транспорте пенсионеров - бывших сотрудников милиции;

- расходы по реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты»;

- дополнительные компенсации, установленные для сотрудников милиции, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона.

Бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой региональный уровень консолидации денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения решения вопросов, относящихся к предметам ведения субъекта Российской Федерации, а также предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируется содержание некоторых видов подразделений милиции общественной безопасности: патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных милиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции и др.

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе в пределах имеющихся средств производить дополнительные выплаты сотрудникам милиции сверх установленных Правительством Российской Федерации размеров денежного содержания; выделять дополнительные денежные средства на содержание территориальной и федеральной милиции вне зависимости от вида расходов.

Местные бюджеты (бюджеты местного самоуправления) являются вспомогательным (дополнительным) источником финансирования милиции. За счет них может содержаться дополнительная численность отдельных категорий сотрудников милиции общественной безопасности (участковых уполномоченных милиции, патрульных и постовых милиционеров и т.д.). Органы местного самоуправления вправе также компенсировать отдельные расходы на приобретение техники, возмещение льгот сотрудникам милиции по оплате жилищно-коммунальных услуг, производить дополнительные выплаты сотрудникам милиции сверх установленного размера денежного содержания.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов не допускается. Данный запрет установлен ст. 7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 1 В этой связи возникает вопрос о пределах и условиях оказания милицией платных услуг юридическим и физическим лицам. Он напрямую связан с необходимостью оздоровления ситуации с финансовым обеспечением милиции. Организация грамотной внебюджетной деятельности - актуальная задача в условиях недостаточного бюджетного финансирования милиции. Практика в настоящее время идет по пути расширения объемов платных услуг, оказываемых милицией. На мой взгляд, платные милицейские услуги допустимы при условии, что они: не относятся к числу прямых задач и обязанностей милиции и ее служб (т.е. не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации); не являются запрещенным видом деятельности или деятельностью, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия); не выходят за пределы правомочий, предоставленных милиции законом, не нарушают права и законные интересы других лиц; не направлены на охрану конкретных граждан; не будут наносить ущерб выполнению основных обязанностей, возложенных на милицию; не влекут имущественной ответственности органов внутренних дел за счет бюджетного финансирования; оказываются в соответствии с договором, заключаемым органом милиции (подразделением) как юридическим лицом; соответствуют целям деятельности органов милиции, предусмотренным их учредительными документами; предусмотрены уставом данного органа милиции (положением о нем); оказываются в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение милиции

Закон о милиции устанавливает, что все необходимые милиции ресурсы (вооружение, боеприпасы, средства индивидуальной бронезащиты и активной обороны, авто- и бронетехника, горюче-смазочные материалы, средства связи, криминалистическая, оперативная и вычислительная техника, продовольствие, вещевое имущество и т.д.) приобретаются по общему правилу за счет средств, выделяемых на финансирование милиции, т.е. за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих на основе договоров, внебюджетных средств.

Закупка (приобретение) материальных ресурсов осуществляется по различным каналам. Так, необходимый уровень материально-технического обеспечения милиции боевым оружием, боеприпасами, отдельными видами техники, комплектующими изделиями и материалами, а также импортными поставками соответствующих видов техники поддерживается за счет государственного оборонного заказа. Государственным заказчиком здесь выступает МВД России. Порядок формирования, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа регламентируется Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 1005 «О реализации Федерального закона «О государственном оборонном заказе». 2 Определенная часть необходимой милиции техники производится на предприятиях системы МВД России по внутриведомственному заказу. Это отдельные виды оперативной и специальной техники, комплектов оперативной связи, устройств защиты каналов связи и другая специфическая продукция. Потребности милиции в материальных ресурсах, которые не входят в номенклатуру государственного оборонного заказа или внутриведомственного заказа, удовлетворяются по прямым хозяйственным связям, в том числе за счет квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации для федеральных государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Выбор поставщика по прямым хозяйственным связям осуществляется на основе конкурсного отбора. Порядок такого отбора урегулирован Федеральным законом от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Потребности транспортной милиции в оборудовании служебных помещений, средствах связи, информации удовлетворяются бесплатно соответствующими транспортными организациями. Наряду с этим Закон разрешает милиции принимать во владение и пользование транспортные и технические средства от организаций. Такое пользование может быть временным или бессрочным. Переданные средства ставятся на баланс соответствующего органа внутренних дел (милиции), но не являются его собственностью. Служебные помещения милиции предоставляют бесплатно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, транспортные организации, а также организации, объекты которых охраняются подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Эти же органы и организации обеспечивают теплоснабжение, энергоснабжение, канализацию и иные виды технической эксплуатации служебных помещений, их капитальный ремонт. Функции основного распорядителя в отношении материальных ресурсов, приобретенных за счет федеральных финансовых средств, выполняют окружные управления материально-технического и военного снабжения МВД России. Их правовое положение урегулировано приказом МВД России от 28 сентября 1998 г. N 604.

4. Служба дежурных частей органов внутренних дел

Дежурные части милиции (одновременно являющиеся дежурными частями органов внутренних дел) круглосуточно принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую в милицию (органы внутренних дел) информацию о преступлениях, административных правонарушениях, событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, принимают по ним решения, предусмотренные законодательством, ведомственными установлениями. В составе дежурных частей имеются комнаты для разбирательства с доставленными в дежурную часть и комнаты для содержания задержанных лиц. 1

Информация о преступлениях и происшествиях независимо от места и времени их совершения (возникновения), а также полноты сообщаемых сведений принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке. Регистрация информации о преступлениях и происшествиях производится в дежурных частях органов внутренних дел незамедлительно.

При обращении граждан в дежурную часть, приемную органа внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, дознавателю, другому сотруднику милиции или следователю с устным заявлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Должностное лицо, принявшее устное заявление, обязано разъяснить заявителю ответственность за заведомо ложный донос и сделать в протоколе соответствующую отметку, удостоверенную подписью заявителя. Явка с повинной оформляется согласно требованиям уголовно-процессуального закона. Участковый уполномоченный милиции при обнаружении на обслуживаемом участке признаков преступления принимает меры, предусмотренные законодательством и ведомственными нормативными актами, после чего по телефону или с помощью другого вида связи докладывает о случившемся дежурному по органу внутренних дел.

Дежурный строевого подразделения дорожно-патрульной службы или любой другой сотрудник Госавтоинспекции немедленно сообщает о дорожно-транспортных происшествиях дежурному по органу внутренних дел и информирует его о принятом решении. Вне служебных помещений органов внутренних дел прием информации о преступлениях и происшествиях наряду с участковыми уполномоченными милиции обязаны в соответствии со ст. 18 Закона о милиции осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживают другую территорию, или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления, или по каким-либо другим причинам. При получении такой информации им следует передать ее в дежурные части органов внутренних дел по подведомственности. Заявления и сообщения о преступлениях, являющиеся в соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами к возбуждению уголовного дела, регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях. К таким заявлениям и сообщениям относятся:

а) устные заявления после разъяснения ответственности за заведомо ложный донос, оформленные протоколом и подписанные заявителем;

б) письменные заявления или письма граждан, имеющие необходимые реквизиты и оформленные в соответствии с уголовно-процессуальным законом;

в) заявления и сообщения о безвестном исчезновении граждан;

г) письменные сообщения добровольных народных дружин по охране общественного порядка и других общественных организаций;

д) письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;

е) явки с повинной, оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

5. Правовое положение информационных центров органов внутренних дел

Непосредственное исполнение заявлений о предоставлении справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется Главным информационным центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД.

Заявление о предоставлении справок о наличии (отсутствии) судимости должно содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения, гражданство и адрес места жительства заявителя. Заявление, содержащее указанные сведения, принимается в установленном порядке на личном приеме граждан в ГИЦ МВД России и в МВД, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность).

При невозможности личного присутствия с заявлением по вопросу предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости у гражданина на личный прием вместо него при наличии доверенности, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, может явиться уполномоченное гражданином лицо.

Заявления граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по указанному вопросу рассматриваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации указанная информация предоставляется по их личному заявлению или запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Справки о наличии (отсутствии) судимости у несовершеннолетних и лиц, находящихся под опекой или попечительством, предоставляются по их личным заявлениям, а также заявлениям родителей либо законных представителей при предъявлении документов, подтверждающих родство либо установление опеки или попечительства.

Заявление по указанному вопросу также может быть подано в орган внутренних дел по месту жительства заявителя. В этом случае заявление регистрируется с соблюдением требований делопроизводства и направляется для рассмотрения в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по месту поступления.

При установлении в отношении заявителя сведений об осуждении за совершение деяний, признаваемых УК РФ преступлением, информация анализируется с учетом положений ст. 84-86, 95 УК РФ на предмет ее погашения или снятия. 1

При наличии неснятой или непогашенной судимости ответ заявителю содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения лица, в отношении которого проводилась проверка, дату осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер и наименование статьи УК РФ, на основании которой оно было осуждено, а также статьи уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, срок и вид наказания, дату освобождения.

При наличии сведений о судимости в соответствии с законом иностранного государства за деяния, признаваемые УК РФ преступлением, ответ содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения лица, в отношении которого проводилась проверка, дату осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер и наименование статьи закона иностранного государства, на основании которой оно было осуждено, срок и вид наказания, дату освобождения. Кроме того, в ответе указываются номер и наименование статьи УК РФ, соответствующей статье закона иностранного государства, а также срок погашения судимости по данной статье согласно УК РФ. Справки оформляются на бланках строгой отчетности, визируются исполнителями и представляются руководству ГИЦ МВД России, МВД, ГУВД, УВД на подпись. Подписанные справки заверяются гербовой печатью.

Справки о наличии (отсутствии) судимости предоставляются заявителю на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под расписку при предъявлении паспорта (документа, его заменяющего) или уполномоченному заявителем лицу при наличии доверенности, выданной в установленной законодательством Российской Федерации порядке.

При невозможности личного присутствия заявителя в ГИЦ МВД России, МВД, ГУВД, УВД оформленные справки сдаются в секретариат и направляются почтой в орган внутренних дел по месту жительства для вручения заявителю либо его доверенному лицу. О направлении указанной справки в орган внутренних дел по месту жительства заявитель уведомляется письменно.

Сведения о наличии (отсутствии) судимости по заявлениям граждан, находящихся за пределами территории Российской Федерации, предоставляются через Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Централизованные учеты органов внутренних дел создаются, исходя из практических потребностей правоохранительных органов, для получения при обращении к этим учетам такого рода информации, которая помогала бы в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске лиц, совершивших преступления, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и объединяются в Главном информационном центре МВД России. В соответствии со специальными соглашениями доступ к федеральным учетам может предоставляться международным полицейским организациям.

Централизованные учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально все виды этих учетов разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные и криминалистические.

Оперативно-справочные учеты отличаются большим объемом массивов при относительно кратком (справочном) описании объектов учета. Основное их назначение - проверка наличия установочных сведений об объекте и его местонахождении на момент запроса.

Заключение

За период, прошедший со дня принятия Закона о милиции, изменения и дополнения в него вносились четырнадцать раз: Законами Российской Федерации от 18 февраля и 1 июля 1993 г., Федеральными законами от 15 июня 1996 г., 31 марта и 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября и 29 декабря 2000 г., 26 июля и 4 августа 2001 г., 25 апреля, 30 июня и 25 июля 2002 г. Самые существенные и масштабные изменения и дополнения в Закон о милиции были внесены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции». В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, на основе обобщения практики милицейского строительства и с учетом происшедших изменений в законодательстве были по-новому решены отдельные вопросы, касающиеся системы милиции, порядка назначения на должность и освобождения от должности ее руководителей. Важное значение для укрепления вертикали органов внутренних дел как звена исполнительной власти имело изменение, внесенное в Закон о милиции Федеральным законом от 25 июля 2000 г. «О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с ним из Закона о милиции было исключено положение, предусматривавшее обязательную процедуру согласования с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопроса об освобождении министра внутренних дел республики, начальника управления (главного управления) внутренних дел края, области, автономной области, автономного округа. Дальнейшее укрепление федеративных начал в руководстве органами милиции получило в Федеральном законе от 4 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнения в ст. 7 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции». Данный закон, в частности, установил, что министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации (ранее это была прерогатива федерального министра внутренних дел).

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

3. Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно – розыскной деятельности».

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2002).

5. Приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

6. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5086.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 37. Ст. 4292.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 19. Ст. 2302.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 2; N 12. Ст. 1093.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 8. ст. 813.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 17. Ст. 1659.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3033.

13. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа - 7 сентября 1970 г.: Доклад, подготовленный Секретариатом. Нью-Йорк, 1990.

14. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., 1992.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.



1 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5086.

1 VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа - 7 сентября 1970 г.: Доклад, подготовленный Секретариатом. Нью-Йорк, 1990. С. 137.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 401.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 8. ст. 813.

1 Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., 1992. С. 71-77.

1 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

1 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 17. Ст. 1659.

1 Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно – розыскной деятельности».

1 Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно – розыскной деятельности».

1 Федеральный Закон от 12.08.95 N 144-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об оперативно – розыскной деятельности».

1 Приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

1 Приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

1 Приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

1 Приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

1 Приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 г. N 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел».

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3033.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 2; N 12. Ст. 1093.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 19. Ст. 2302.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 37. Ст. 4292.

1 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 22 августа 2004 г.).

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ (ред. от 04.03.2002).