Содержание


1. Развернутый план. 3

2. Грани социального процесса. 3

3. Словарь основных понятий. 6

4. Основные ученные. 7

5. Журнальная статья. 10

Социальные изменения. 10

6 Анкета. 13

Список литературы.. 18


1. Развернутый план


1. Социальный процесс

1.1 Понятие социального процесса

1.2. Грани социального процессы

2 .Социальные изменения

2.1. Социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое

2.2. Сущность, факторы, формы социальных изменений.

2.3 Виды социальных изменений: открытие, изобретение, диффузия, сопротивление социальным изменениям.

2.4 Социологические взгляды  теории ученых в области социальных изменений

2. Грани социального процесса


В социологии принято считать, что общественный процесс не сводится к сумме актов человеческой деятельности. Но из этого отнюдь не следует его независимость от деятельности и жизни людей. Он не является суммой актов, но он не может возникнуть помимо этих актов, не из этих актов. А это - вопрос о поиске более конкретной, нежели сумма, системы взаимообусловленных деятельностей людей, образующих социальный процесс.

Социальный процесс можно попытаться понять как многочлен человеческих деятельностей, сменяющих друг друга и сопряженных друг с другом, распределившихся во времени и пространстве. Их сопряженность в пространстве оказывается результатом их развертывания во времени. Поэтому их прямая связь часто лишь скрывает их более глубокую, хотя и неявную взаимообусловленность[1].

В такой перспективе отдельный акт деятельности перестает казаться элементарным. Он обнаруживает свою многомерность, раскрывает свою зависимость от разных временных и пространственных рядов или пунктиров человеческих действий.

Представление об атомарности бытия и деятельности социального индивида, таким образом, становится недостаточным: в них не только пересекаются, сходятся различные линии и мотивы социального процесса, в них происходит синтезирование новых социальных качеств при сохранении или модификации старых.

Неэлементарность бытия человеческого индивида раскрывается в том, что он выступает одним из множества субъектов, обеспечивающих органическое бытие социального процесса, т.е. его сохранение и организованность в условиях постоянного и дискретного проявления новых человеческих сил. В этом плане аналогии и метафоры, определяющие человеческого индивида как элемент или атом социальности, как точку социального пространства оказываются неубедительными и непродуктивными. Человеческий индивид, представленный в многомерности своего бытия, может и должен быть понят сам как процесс, причем как процесс, обеспечивающий пульсацию общественного организма. Социальный процесс, таким образом, представляет собой полисубъектное образование, организованность коего осуществляется по разным линиям и переплетениям человеческой деятельности, в различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил.

Полисубъектность, дискретность, интервальность социального процесса задают некие исходные условия для действующих в нем индивидов: люди поддерживают и реализуют социальную организацию через определенные функции. В некотором отношении исходным образом функционируют в социальном процессе и вещи: они идут по линиям этого процесса главным образом благодаря социальным качествам, приобретенным ими в ходе человеческой деятельности, и этим в основном определяется их роль в жизни людей.

Образ социального процесса не просто зависит от позиции человека, от его точки зрения, взглядов и т.п. Дело не в субъективной ориентации его, говоря традиционным философским языком. Дело в его укорененности в переплетении социальных связей, в ее характере и, соответственно, в возможностях человека открывать и использовать в своем поведении многомерность социального процесса. Дело в бытийной, практической способности человека открываться полифонической сложности истории и культуры, сочетать и сообразовывать разные формы освоения действительности.

Когда говорят или размышляют о том, что социальный процесс складывается из действий людей, вольно или невольно допускают взгляд, согласно которому многомерная сложность общественно-исторического движения как бы образуется из сочетания простых действий, однолинейно направленных жизненных судеб людей. Иными словами, социальная сложность образуется сочетанием простых элементов и их взаимодействий.

Однако это, казалось бы, арифметически правильное и очевидное допущение противоречит и противостоит по сути идее многомерности социального процесса. Органическое сочетание и смена форм социального процесса не могут быть обеспечены сложением простых человеческих действий безразличных к сложности общественного процесса способов индивидуальной самореализации людей. Сохранность и обновление процесса могут быть обеспечены лишь многомерностью и органической незамкнутостью составляющих его сил.

Социальный процесс как постоянный перенос и смена человеческих качеств при сохранении живой деятельности людей, эти качества реализующей, по определению оказывается проблемой. Он является проблемой для общества, организующего или поддерживающего определенную систему общественных отношений, он выступает таковым для отдельного индивида, осваивающего его с определенной исходной позиции, тем более для теоретика, пытающегося найти исходный масштаб для последовательно концептуального описания общества[2]. Затруднительность теоретического предприятия как раз и определяется нередуцируемостью социального процесса к одной линии его реализации, к одной подсистеме или стадии. И эта несводимость процесса к одному началу или мотиву предопределена человеческой деятельностью как такой постоянной (не-величиной), которая все время меняет свое непосредственно индивидное выражение, человечески-конкретные формы реализации.

Деятельность людей как форма реализации их сил, как сложно расчлененная и сочетаемая их связь образует все новые композиции человеческих способностей, их воплощений, условий и средств осуществления и т.д. Каждое последующее поколение вступает в жизнь с другим, нежели у предыдущего, запасом и объемом человеческого опыта. Оно вынуждено вырабатывать новые формы его освоения, а стало быть, и самореализации. Его самореализация оказывается не приложением к предметным и внешнесоциальным преобразованиям, а внутренним условием, движущей силой и мотивом их осуществления.

Такой взгляд на самореализацию человеческих индивидов заставляет более внимательно отнестись к ее внутреннему строю, к соотнесенности социального процесса с непосредственным бытием человеческих индивидов. И если вначале мы связывали понимание проблемы социального процесса с деятельностью людей, то теперь перед нами стоит задача истолкования деятельности людей как их самореализации

3. Словарь основных понятий


Социальные действия - это предмет изучения,  метод, благодаря которому причинно объясняются явления

Социальные изменения - переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

Социальный процесс - определенная последовательность стадий, состояний, моментов.

Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект.

Социальная структура - с одной стороны,  социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития

4. Основные ученные


В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму[3].

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно "материалистическому пониманию истории" у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

Со 2-й пол. ХХ века понятие социальных изменений все чаще рассматривается в рамках новой парадигмы, называемой постклассической, постмодернистской, организационно-деятельностной и т.д. Суть нового понимания состоит в том, что социальные изменения рассматриваются не как естественно-исторический, но как социально-исторический процесс, в котором "социальный агент", или "актер", играет активную преобразующую роль. Это подход представлен в работах А. Турена, Э. Гидденса, П. Штомпки, М. Арчер, В. А. Ядова и др.

Э. Гидденс, как и другие представители пост-классической парадигмы, критически относится к эволюционистам, утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированности общества вряд ли уместна. Он полагает сомнительным и представление о прогрессе как восхождении общества по уровню сложности, дифференцированности социальных систем, как это утверждалось от Спенсера до Парсонса. Социальные изменения он рассматривает как многофакторный процесс, на который влияют изменения и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретают разное значение, что и должно составлять основной объект социологического анализа социальных изменений[4].

5. Журнальная статья


Социальные изменения


Государственную социальную политику в России в 1995-2000 гг. можно в общем плане охарактеризовать как уход государства из социальной сферы, что полностью соответствует пониманию либеральной идеи "правительством реформаторов". Процесс был осуществлен в несколько этапов[5].

Первоначально были сняты дотации на потребительские товары. Социальные амортизаторы в виде индексации заработной платы и трансфертов оказались недостаточными. Произошло резкое обесценение всех видов текущих денежных доходов и сбережений населения. Более того, государство перестало гарантировать не только определенный, хотя бы минимальный, уровень доходов, но даже сам факт их выплат. Политика доходов со стороны государства фактически свелась к минимизации любых форм денежных выплат населению.

На следующем этапе продолжение политики финансовой стабилизации, попытки уменьшить дефицит бюджета за счет сокращения расходов на социальную сферу нанесли серьезный удар по государственному социальному и пенсионному обеспечению, государственной системе здравоохранения и образования. Они продолжают существовать, но в условиях жесткого режима экономии и сокращения средств на их содержание сами приходят в упадок.

Завершающей фазой разрушения старой системы жизнеобеспечения стало изменение положения предприятий вследствие неуправляемого спада производства и ухудшения их финансового положения. Во-первых, резко выросла скрытая безработица. Для работников это обернулось утратой гарантий полноценной занятости, потерей профессионального и квалификационного статуса. Во-вторых, разрушилась ведомственная социальная инфраструктура, которая для многих регионов страны была основным источником удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, дошкольного воспитания детей и т.д.

Местные власти, в условиях неупорядоченности финансовых, особенно налоговых, отношений с центром, под гнетом местных экономических и прочих проблем, оказались не способны реализовать в полной мере возложенные на них социальные функции. Таким образом вся дополнявшая ранее друг друга властная вертикаль в силу тех или иных причин устранилась от социальных проблем, предоставив населению право самостоятельно обеспечивать себе способы выживания.

Для населения это обернулось рядом следствий, существенно изменивших важнейшие сферы его жизнедеятельности.

Экономический и социологический анализ бедности в современной России свидетельствует о том, что к 1999 году начали меняться ее качественные характеристики. Обозначим наиболее существенные из них:

• дальнейшее падение доходов бедняков и населения, примыкающего к этой группе, для многих означает переход от бедности к нищете. Отсутствие эффективных механизмов предотвращения этого явления, даже если оно не очень быстро растет количественно, сильно деформирует общество, его ценностные ориентации, способность к социальной идентификации;

• пренебрежение со стороны властей к вопросам бедности как таковой, отсутствие структурных реформ, ведущее к депрессии целых отраслей и территорий, создают условия для застойной бедности. Это означает, что работники этих отраслей и жители соответствующих территорий практически теряют возможность изменить свое положение не меняя места жительства или места работы;

• стихийный процесс обнищания, наложившись на экономические, прежде всего финансовые проблемы, привел к деформации социальных позиций различных групп общества. Даже официальная статистика свидетельствует о том, что к бедному или малообеспеченному населению России сегодня относятся едва ли не самые интеллектуальные слои общества: работники науки, образования, здравоохранения, высококвалифицированные рабочие и технический персонал военно-промышленного комплекса;

• бедность не только отдельных семей, но разрушение производств и даже целых отраслей, обеднение регионов, длительность этого состояния и зачастую невозможность решить проблемы обнищания без поддержки государства, на фоне оттока природных ресурсов, валюты, умов и рабочих рук из России, означает начало процесса обеднения государства в целом.

Таким образом, ни одно из правительств России за время реформ не смогло найти достойной модели взаимодействия с населением. Ценой сложившегося к сегодняшнему дню взаимного непонимания и недоверия является потеря доверия к реформаторам и реформам.


6 Анкета


6.1 Формулировка и обоснование проблемы

В ходе проводимых радикальных преобразований общество постепенно и закономерно приходит к осознанию абсолютной потребности в приоритетной и всеобъемлющей социальной политике, без которой невозможно создание нормальных условий жизнедеятельности человека и сколько-нибудь полное использование его интеллектуального и профессионального потенциала. Одним из основных направлений развития отраслей социальной сферы является охрана здоровья и решение проблем здравоохранения. Поэтому в качестве программы «Социальное самочувствие населения», исследуется показатель удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания.

В Новосибирске, впрочем, как и во всех других городах и населенных пунктах РФ, существуют проблемы связанные  с медицинским обслуживанием населения.

В сфере здравоохранения существуют такие проблемы как:

1. Обеспечение потребности населения в лекарственных средствах (всего на лекарственное обеспечение граждан г. Новосибирска из всех источников затрачено 2557660,5 тыс. руб.)

2. Профессиональный уровень медицинских работников (только 65,8% врачей и 56,6% средних медработников имеют квалификационные категории)

3. Информатизация учреждений здравоохранения (показатель обеспеченности компьютерами на 1 ЛПУ – 14,3)

4. Доступность медицинской помощи наиболее незащищенным категориям населения.

5. Проблема устаревшего медицинского оборудования, некоторые приборы и аппараты уже давно подлежат списанию, но не списаны, потому что других нет.

Медико-демографические показатели ставят на первое место такие заболевания как: онкологические заболевания, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистые заболевания. Болезни системы кровообращения занимают первое место в структуре причин смертности населения – 52,8%. Экологическая обстановка в г. Новосибирске далеко не самая лучшая и поэтому  за период 2000 – 2003гг. общая заболеваемость взрослого населения возросла на 16.7%, подростков -  на 42.4%, детей  - на 30.2%. Отсюда налицо присутствует недовольство населения качеством медицинского обслуживания.

6.2. Цель:

Выяснить уровень удовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания в г. Новосибирске.

Задачи

1. Определить, на сколько необходимы  реформы в системе здравоохранения;

2. Определить степень эффективности предложенных врачом методов  излечения и оздоровления;

3. Определить, нужно ли развитие конкуренции в системе медицинских учреждений, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача;

4. Выяснить, что думает население об оказании медицинских услуг на коммерческой основе.

1.3. Объект исследования

Жители  г. Новосибирска.

Предмет исследования

Качество медицинского обслуживания.


Опросник к  исследованию  «Социальное самочувствие населения»

Уважаемые  участники  опроса!

Вашему  вниманию  предлагается  анкета.  Прочитайте,  пожалуйста,  предложенные  вопросы  и  пометьте  каким -  либо  знаком  выбранные  варианты  ответов.

 

1.     Приходиться ли Вам обращаться в больницу за медицинской помощью? _____________________________.

2.     Как часто Вы это делаете?

·            Несколько раз в месяц;

·            1 раз в месяц;

·            1-2 раза в год;

·            1 раз в год;

·            1 раз в несколько лет;

·            Не обращаюсь вообще.

3.     Устраивает ли Вас качество медицинского обслуживания?

·            Да;

·            Нет;

·            Нет мнения.

4.     Оцените качество медицинского обслуживания по пятибалльной шкале:

 

1

2

3

4

5






5.     Укажите, кто  из этих врачей лечит  зрение?

·            Невропатолог;

·            Травматолог;

·            Логопед;

·            Педиатр;

·            Хирург;

·            Стоматолог;

·            Терапевт;

·            Офтальмолог;

·            Окулист

6.     Как Вы считаете, нужно ли реформировать систему здравоохранения?

·        Да;

·        Нет;

·        Не знаю.

7.     Что Вас не устраивает в медицинском обслуживании?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

8.     Всегда ли обращение к врачу давало положительные результаты, и вы избавлялись от заболевания?

·        Всегда;

·        Иногда;

·        Никогда.

9.     В случае болезни Вы обращаетесь к врачу только для того, чтобы:

·        Получить справку об освобождении от занятий или больничный лист;

·        Пройти курс оздоровления;

·        Получить и то и другое;

·        Добавьте свое ____________________________________________.

10.           От чего, по Вашему мнению, зависит качество медицинского обслуживания?

·        Квалификация медперсонала;

·        Степени финансирования медицинских учреждений;

·        Платности, бесплатности медицинских услуг.

11.           Нужно ли улучшать качество медицинского обслуживания?

·        Да;

·        Нет;

·        Нет мнения.

12.           Вы хотели бы получать качественную медицинскую помощь на коммерческой основе?

·        Да;

·        Нет;

·        Нет мнения.

13.           Насколько глубоко Вы убеждены в необходимости реформ в сфере здравоохранения? Оцените свою убежденность в процентах – от 0 до 100%: ____________________________________.

14.           Вы выступаете за реформы в сфере здравоохранения, потому что верите в изменения и в предоставление общедоступного и качественного медицинского обслуживания для всех категорий граждан?

·        Очень глубоко;

·        Довольно глубоко;

·        Неглубоко;

·        Совсем неглубоко.


А теперь, будьте добры, несколько слов о себе

15.           Ваш возраст

·        21- 30

·        31-40

·        41-50

·        старше 51.

16.           Ваш социальный статус:

·        Работающий

·        Студент

·        Безработный

·        Пенсионер

·        Другое_____________________________________________________

17.            Ваше образование

·        Начальное

·        Среднее, среднеспециальное

·        Среднетехническое, незаконченное высшее

·        Высшее, послевузовское

18.           Ваше материальное положение:

·        Не хватает денег на питание

·        Хватает денег только на питание

·        Хватает денег на питание и на одежду

·        Хватает денег на питание, на одежду и бытовые приборы

·        Хватает денег на покупку автомобиля и/или квартиры

Большое  спасибо  за  проделанную  работу  и  искренность!


Список литературы


1.     Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, От прошлого к будущему. Новосибирск, 1997;

2.     Гидденс Э. Социология. М: Логос, 1999

3.     Социология: Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова, М.: Знание, 1999;

4.     Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000.

5.     Фролов  А. Г.  Социология. - М.: Знания ,  1999.

6.     Штомпка П. Социология социальных изменений. M.: Аспект Пресс, 1996.

7.     Социальные изменения // Социологические явления – 2000 - №5.



[1] Социология: Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова, М.: Знание, 1999 – с 82.


[2] Фролов  А. Г.  Социология. - М.: Знания ,  1999. – с 39.


[3] Социология: Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова, М.: Знание, 1999 – с 53.


[4] Гидденс Э. Социология. М: Логос, 1999 – с 56.

[5] Социальные изменения // Социологические явления – 2000 - №5. – с 17.