Содержание
Введение. 3
1. Инфляция. Основные понятия. 5
1.1.Инфляция и ее сущность. 5
1.2. Виды инфляции. 9
1.3. Причины возникновения инфляции. 11
1. 4. Инфляция спроса и предложения. 12
2. Инфляционные процессы в экономике России. 15
2.1 Анализ инфляционных процессов на потребительском рынке России. 15
2.2 Анализ структуры набора из 25-ти основных продуктов питания. 23
2.3. Инфляция в 2004 году. 28
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение
Что такое инфляция? Это понятие возможно возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.
Наиболее общим, традиционным является следующее определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.
Итак, проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на коком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране.
Актуальность темы заключается в том, что инфляция в экономиках с развивающимися рынками имеет свою внутреннюю специфику и уже не может быть объяснена с позиции чистой классической теории, ни с помощью «подавленной инфляции» для административно-командных систем. И не только потому что развивающиеся системы являются симбиозами этих типов экономик, сколько потому, что такие системы характеризуются внутренней неустойчивостью.
На данный момент в России мало разработанной областью исследования является изучение инфляционных процессов в экономике России.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение инфляционных процессов в экономике России.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических особенностей инфляции;
2. анализ инфляционных процессов в экономике России.
Результаты исследования динамики инфляционных процессов преследуют характер выявления изменений на потребительском рынке России, а также выделение отличительных особенностей изменения цен.
1. Инфляция. Основные понятия.
1.1.Инфляция и ее сущность
Изучая экономику, нельзя не затронуть тему инфляции, поскольку это явление чрезвычайно тесно вплетено в политическую и экономическую жизнь современного общества и впрямую связано с его денежными механизмами.
Вообще, инфляция – это постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная ценность денежной единицы[1].
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на остальные. Например, в отраслях высокой технологии, где происходит наиболее быстрое внедрение достижений науки, производство новой потребительской продукции довольно часто сопровождается снижением цен при одновременном быстром росте величины спроса. В основах этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
В США, например, период 1967 – 1982 называют Великой инфляцией. Все эти годы общий уровень цен повышался в среднем на 10%, что создавало серьезные трудности для принятия экономических решений на долгосрочный период и серьезно мешало экономическому развитию страны.
Инфляция может быть измерена с помощью специальных относительных показателей роста цен, так называемых индексов цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах[2]:
Индекс цен Цена «рыночной корзины» в данном периоде
в данном = Цена аналогичной рыночной корзины х 100. периоде, % в базовом периоде
На практике чаще всего используют индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс валового национального продукта (его также называют дефлятором валового национального продукта)[3].
Соотношение между уровнем цен и объемом национального производства допускает двоякое толкование. Обычно реальный объем национального производства и уровень цен повышались или понижались одновременно. Однако последние годы были несколько случаев, когда реальный объем национального производства сокращался, в то время как цены продолжали расти.
Предположим, что при полной занятости реальный объем национального производства является постоянным. Считая реальный объем национального производства и доходов постоянным, легче выделить влияние инфляции на распределение этих доходов. Если размеры пирога - национального дохода - являются постоянными, как инфляция влияет на размеры кусков, которые достаются различным слоям населения?
Чтобы ответить на этот вопрос, крайне важно выделить разницу между денежным, или номинальным доходом и реальным доходом.. Денежный, или номинальный доход - это количество долларов, которые человек получает в виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти быстрее, чем номинальный доход, тогда реальный доход уменьшится.
Инфляция снижает покупательскую способность денежной единицы, однако реальный доход, или уровень жизни снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции.
Следует отметить, что инфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, является ли она ожидаемый или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или
уменьшить негативные последствия инфляции, которые в противном случае отразятся на его реальном доходе.
Из выявленного ранее различия между номинальными и реальными доходами ясно, что инфляция наказывает людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Классическим примером являются пожилые супруги, живущие на частную пенсию или ренту, которые обеспечивают фиксированный ежемесячный размер номинального дохода. Человек, ушедший на пенсию в 1975 году и получавший по тем временам достаточную сумму, обнаружил бы к 1988 году, что покупательская способность его пенсии уменьшилась наполовину. Инфляция также ухудшит положение землевладельцев, получающих фиксированную ренту, потому что они со временем будут получать деньги, имеющие меньшую стоимость. В меньшей степени жертвами инфляции окажутся некоторые “белые воротнички”, часть служащих государственного сектора, доходы которых определяются фиксированной тарифной сеткой, а также семьи, живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению и другие трансферные доходы. Однако отметим, что за последние годы негативное влияние инфляции на получающих пособия по социальному обеспечению компенсировалось за счет значительного увеличения размеров пособий. В США, например, конгресс ввел индексацию пособий по социальному обеспечению; выплаты по социальному обеспечению учитывают индекс потребительских цен, чтобы предотвратить разрушительное воздействие инфляции.
Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.
С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и Лишен поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.
Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции.
Инфляция может также “сглазить” владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, сбережений , отложенных на черный день уменьшится. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных счетов в банке, страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справиться с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.
Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Предположим, вы берете в банке 1000 тенге, которые должны вернуть через два гола. Если за этот период уровень цен увеличится в два раза, то 1000 тенге, которые вы должны вернуть, имели бы только половину покупательной способности первоначально взятой суммы. Правда без учета выплаты процентов вы возместите ту же сумму, что взяли в долг. Но вследствие инфляции за каждый тенге теперь можно купить только половину того, что можно было купить в то время, когда брали ссуду. Когда цены растут, стоимость денежной единицы падает. Таким образом, получатели ссуды берут в долг “дорогие” деньги, а возвращают “дешевыми”.
1.2. Виды инфляции
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам (т.е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен. ( первый критерий), т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах); галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются ) и гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим).
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношении друг к другу, причем в различных пропорциях.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой понимается инфляция, которая предсказывается или прогнозируется заранее.
Также принято выделять несколько типов инфляции.
1. Ползущая инфляция.
Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
2. Галопирующая инфляция.
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция.
Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000% [4].
1.3. Причины возникновения инфляции
Основные причины постоянного роста цен – нарушение нормального соотношения между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике и массой товаров, имеющиеся на рынке. Это соотношение задается так называемым уравнением обмена, выведенным ученым – экономистом И. Фишером[5]:
М * V = P * Q ,
Где М (mass) – масса денег, V (velocity) – скорость обращения денег (т.е. число, показывающее, сколько раз в среднем за год денежная единица расходовалась на покупку товаров); Р (price) – цены всех продаваемых в стране товаров (уровень цен или совокупная цена); Q (quantity) - количество товаров, продаваемых в стране. Можно записать эту формулу иначе:
MV
P = Q .
Это показывает, что уровень цен (Р) прямо зависит от величины денежной массы (М) и скорости обращения денег (V). Скажем, к августу 1993 года скорость обращения денег в России возросла до 0,17 против 0,13, т.е. в 1,3 раза. Нетрудно понять, что это и стало одним из факторов повышения темпов инфляции в мае – августе того же года в 1,53 раза ( с 19 до 29%).
Конечно, рост производимой и продаваемой в стране товарной массы требует и увеличения массы денег для своего обслуживания. Но если денежная масса увеличивается слишком быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги как бы теряют свое «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем прежде (слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров). В такой ситуации цены, если их измерять в деньгах (существуют ведь и натуральные цены, когда товары меняют друг на друга в некотором соотношении без участия денег), начинают расти. Образно говоря, цены «всплывают» на поднявшейся денежной массе. И этот рост, обусловленный избыточным обилием денег, и есть главная причина стойкого роста цен. Особенно отчетливо это видно на примере России, где в 1993 г. главной причиной абсолютно неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным банком.
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; его глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.
В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции.
· Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
· Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
· Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая из них может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
1. 4. Инфляция спроса и предложения
Инфляция спроса – это результат увеличение совокупного спроса, из–за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен.
В такой ситуации экономика будет работать как бы выше уровня полного использования (полной занятости) всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то возникает ситуация кратковременного (поначалу) завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов.
В дальнейшем ситуация будет развиваться следующим образом[6]:
Вообще, инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как то лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх из положения СС в положение СС1 (рис.1). Соответственно, наблюдается и рост цен, положение которых в конечном итоге зафиксируется на уровне УЦ» .
Наряду с инфляцией спроса существует и инфляция предложения. Инфляция предложения – это результат кратковременного снижения совокупного предложения, которое ведет к сдвигу влево кривой предложения и повышению уровня цен из-за усилившегося дефицита многих товаров.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, увеличиваются цены. Следовательно, не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основными источниками инфляции предложения являются рост издержек вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию.Этот тип инфляции имеет место в России.
Инфляция предложения приобретает особенно неприятные формы в тех случаях, когда предложение изменяется особенно резко. Речь идет о неурожаях, внезапных взлетах цен на сырье и т.п. Например, в 1973 – 1974 гг. произошел драматический скачок мировых цен на нефть, что привело к резкому[7] ускорению инфляции в огромном числе стран. Такие события называют шоками предложения, и они способны чрезвычайно обострить инфляционные проблемы.
На практике, часто одновременно, имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.
2. Инфляционные процессы в экономике России
2.1 Анализ инфляционных процессов на потребительском рынке России
На потребительском рынке в целом по России, 1999 год характеризовался замедлением инфляционных процессов по сравнению с 1998 годом, когда произошел скачок цен, связанный с резким падением курса рубля по отношению к доллару в августе 1998 года.
Однако по сравнению с 1997 годом, когда жесткая кредитно-денежная политика, проводимая государством, валютный коридор сдерживали инфляцию, темпы роста цен на товары и услуги в 1999 году сложились на достаточно высоком уровне.
График 1
За период с января по декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года цены и тарифы на товары и услуги по России выросли на 42.3 процента (за 1998 год - в 2 раза, за 1997 год - на 9.1 процента)[8].
Анализ динамики роста потребительских цен на товары и услуги показал, что 1999 год отличался от предыдущего года тем, что в течение года не наблюдалось резких скачков цен.
Среднемесячные темпы роста цен на товары и услуги по России составили 3 процента.
График 2
Другой отличительной особенностью изменения цен на потребительском рынке в 1999 году можно назвать возросшие темпы роста цен и тарифов на платные услуги по сравнению с 1998 годом.
График 3
В целом за 1999 год темпы роста цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, на 13.5 процентного пункта опередили темпы роста цен на товары и составили 154 процента ( в 1998 году- 7.9 процента ).
График 4
Таким образом, анализ проблемы роста цен на потребительском рынке показал, что высокий рост цен и тарифов на платные услуги в целом произошел за счет существенного подорожания услуг повседневного спроса: прежде всего, услуг жилищно-коммунального хозяйства, связи, отдельных услуг пассажирского транспорта.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились за 1999 год в среднем в 1.7 раза. В большей степени подорожали отдельные коммунальные услуги: в 3.8 раза возросла плата за газ сетевой, в 3.1 раза - плата за водоснабжение и канализацию. В среднем в 1.6 раза увеличились тарифы на электроэнергию.
Из услуг связи на территории России более всего подорожала телефонная городская связь. Так, абонентная плата за домашний телефон повышалась за 1999 год трижды: в январе - на 25 процентов, в мае и октябре - на 16-20 процентов. В целом за прошлый год рост составил 1.75 раза.
Из услуг пассажирского транспорта в 2 раза увеличилась стоимость проезда в городском электротраспорте, в 2.4 раза - стоимость авиабилетов.
Необходимо отметить, что за 1999 год не менялась стоимость проезда в городском автотранспорте (кроме коммерческих маршрутов), а также пригородных поездах.
Темпы роста цен и тарифов на основные группы платных услуг в среднем по России за 1999 год представлены на графике:
График 5
В группе бытовых услуг, тарифы на которые повысились в среднем на 30 процентов, наибольший рост цен и тарифов наблюдался на ремонт обуви, отечественных телевизоров, услуги химчисток, прачечных, бань, а также ремонт и техобслуживание транспортных средств (в среднем в 1.5-1.9 раза ).
За январь-декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года продукты питания подорожали в среднем по России на 39.2 процента( за аналогичный период 1998 года- в 2.4 раза).
Изменение цен по основным группам продовольственных товаров в 1999 году представлено в таблице 1[9].
Таблица 1
/в процентах/
Продовольст- |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Дек. 1999г.к дек |
венные товары |
к предыдущему месяцу |
1998 г. |
|||||||||||
Продовольст-венные товары (без алкогольных напитков) |
110.6 |
103.9 |
103.8 |
102.2 |
104.2 |
101.0 |
103.7 |
101.8 |
101.2 |
99.6 |
100.7 |
101.2 |
139.2 |
Продовольст-венные товары (с алкогольными напитками) |
110.4 |
103.9 |
103.7 |
102.2 |
104.0 |
101.0 |
103.5 |
101.8 |
101.4 |
99.9 |
100.9 |
101.4 |
139.5 |
Мясопродукты |
112.2 |
103.1 |
101.7 |
101.1 |
102.0 |
100.9 |
103.2 |
101.3 |
102.8 |
101.1 |
100.1 |
100.9 |
134.3 |
Рыбопродукты |
114.8 |
107.9 |
101.2 |
99.5 |
98.8 |
100.2 |
101.7 |
103.7 |
101.7 |
99.3 |
99.8 |
100.5 |
131.9 |
Масло и жиры |
103.3 |
101.0 |
99.3 |
98.8 |
98.3 |
96.3 |
99.6 |
106.6 |
103.3 |
97.8 |
97.2 |
97.0 |
97.9 |
Молоко и молочная продукция |
108.5 |
105.5 |
99.7 |
98.6 |
98.6 |
93.6 |
99.7 |
104.0 |
106.8 |
104.0 |
109.5 |
103.3 |
135.1 |
Яйца |
84.6 |
79.6 |
103.7 |
108.7 |
91.8 |
98.8 |
116.5 |
97.6 |
95.2 |
98.9 |
120.7 |
120.0 |
106.9 |
Сахар-песок |
96.7 |
91.9 |
99.9 |
87.8 |
97.0 |
92.7 |
97.9 |
96.3 |
96.5 |
102.4 |
98.7 |
102.1 |
65.9 |
Кондитерские изделия |
106.2 |
102.7 |
100.6 |
102.3 |
102.5 |
102.7 |
101.8 |
102.3 |
102.2 |
101.2 |
100.4 |
101.4 |
129.6 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
114.5 |
101.1 |
109.2 |
109.8 |
100.0 |
100.4 |
100.2 |
126.4 |
104.1 |
100.2 |
100.5 |
100.6 |
185.8 |
Крупа и бобовые |
102.8 |
102.3 |
101.3 |
103.1 |
107.8 |
112.8 |
136.6 |
123.4 |
100.5 |
91.8 |
88.0 |
91.8 |
167.9 |
Макаронные изделия |
102.7 |
102.9 |
104.4 |
102.7 |
103.0 |
101.0 |
107.6 |
123.5 |
101.1 |
99.9 |
97.4 |
98.4 |
151.6 |
Алкогольные напитки |
108.7 |
103.8 |
102.4 |
102.3 |
102.5 |
101.0 |
102.0 |
102.1 |
103.3 |
102.7 |
102.0 |
103.1 |
142.0 |
Плодоовощная продукция, включая картофель |
122.8 |
114.5 |
110.2 |
103.0 |
124.3 |
105.2 |
103.2 |
70.7 |
94.2 |
96.6 |
104.8 |
107.0 |
155.4 |
Наибольший рост цен на продукты питания наблюдался в I квартале 1999 года (на 19.3 процента), наименьший - в IV квартале (всего на 1.5 процента), что нехарактерно для конца года.
В целом за прошлый год значительно выше среднего уровня выросли цены на пшеничную муку, хлеб и хлебобулочные изделия, отдельные виды круп ( рост составил 1.9-2.3 раза ).
Если в 1998 году темпы роста цен на муку, хлеб и хлебобулочные изделия были одними из самых низких по сравнению с другими продуктами питания, то в 1999 году рост цен на эти продукты первой необходимости существенно превысил рост цен на другие товары.
Так, хлеб ржаной подорожал за прошлый год в среднем по России в 2 раза, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта - в 1.8 раза, 1-2 сорта - в 1.9 раза.
Более всего цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли в январе, марте, апреле (на 9-14.5 процента ежемесячно) и августе 1999 года (26.4 процента).
Цены на пшеничную муку в/с повышались в течение января-августа 1999 года. Ежемесячные темпы роста за этот период составили почти 15 процентов. В конце года (сентябре-декабре) наблюдалось снижение цен на муку на территории РФ на 4-8 процентов ежемесячно.
Анализ показал, что на динамику цен на хлеб и муку существенное влияние оказывает изменение цен реализации сельхозпредприятий на зерновые, а также цены производителей в хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности. Так, цены реализации зерновых выросли за 1999 год в среднем по Росиии в 2 раза, цены в хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности - в 2 и 2.5 раза соответственно.
График 6
Можно отметить, что существенный рост цен на муку и хлеб за 1999 год наблюдался во всех регионах России где ведется наблюдение за ценами.
Неоднозначно в течение прошлого года складывалась ценовая ситуация с крупами. В январе-апреле темпы роста цен на крупы были умеренные (в среднем 2.4 процента в месяц). Наибольший рост цен зарегистрирован в летние месяцы. Так, за июнь-август 1999 года цены на рис, пшено, гречку увеличились в 1.9-2.2 раза. В IV квартале цены на большинство круп снижались. Например, рис, гречка дешевели на 9-17 процентов ежемесячно.
Аналогичная динамика сложилась с ценами на макаронные изделия, когда в августе цены выросли за один месяц на 23.5 процента, а в конце года наблюдалось снижение.
Высокий рост цен на муку, макаронные изделия и крупы можно объяснить в том числе и инфляционными ожиданиями населения, которые проявились в повышении спроса на эти продукты.
Цены на плодоовощную продукцию за прошедший год увеличились в 1.6 раза, в том числе картофель по отношению к декабрю 1998 года стал дороже в 2.1 раза, свекла, морковь - в 1.5 раза.
Мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочная продукция за 1999 год подорожали на 30-35 процентов.
Необходимо отметить, что менее всего (в среднем на 7-15 процентов за год) выросли цены на куры, мясные консервы, маргарин, яйца.
Кроме того, за рассматриваемый период на отдельные продовольственные товары отмечено снижение цен. Так, за январь-декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года подешевели растительное и сливочное масло, сахар. Причем, цены на сахар за 1999 год снизились на 34 процента.
2.2 Анализ структуры набора из 25-ти основных продуктов питания
Для расчета такого социально-значимого показателя, как бюджет прожиточного минимума, используется стоимость набора из 25-ти основных продуктов питания.
Анализ структуры этого набора показал, что по сравнению с предыдущим годом в 1999 году возросла доля хлеба, круп, макаронных изделий, а также плодоовощной продукции. Эти продукты питания занимают существенную долю потребительских расходов населения и цены на них увеличились в большей степени, чем на другие продовольственные товары.
График 7
Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в среднем по России за декабрь 1999 года составила 515.54 руб. в расчете на месяц и повысилась по сравнению с декабрем 1998 года на 32.9 процента ( в 1998 году - в 2 раза. )[10].
График 8
Стоимость набора важнейших продуктов питания по обследуемым городам и регионам России представлена в таблице 3:
По регионам, где велось наблюдение за ценами, в течение года наблюдалась дифференциация цен практически на все продукты питания. Причем, по сравнению с предыдущим годом, дифференциация несколько возросла. Например, по состоянию на 27 декабря 1999 года разрыв между минимальными и максимальными ценами на основные продукты питания по регионам по всем каналам реализации составил:
- на мясо, куры и колбасы: 1.2-1.8 раза;
- на молоко и молочную продукцию: 1.3-2.0 раза;
- на муку, хлеб и хлебобулочные изделия: 1.2-1.5 раза;
- на овощи: 1.4-2.0 раза.
Цены на алкогольную продукцию на территории РФ выросли на 42 процента, в том числе водка подорожала в среднем на 31.5 процента. Наибольший рост произошел на виноградные вина, а также коньяки и пиво отечественного производства - в 1.6-1.7 раза.
Цены на непродовольственные товары за 1999 год по отношению к декабрю предыдущего года возросли на 42.9 процента (за аналогичный период прошлого года - в 2 раза ).
График 9
Наиболее значительно увеличились цены на бензин (в среднем в 2.5 раза). Причем, если в 1998 году темпы роста цен на бензин были значительно ниже темпов роста цен на другие промышленные товары, то в 1999 году ситуация изменилась - темпы роста цен на бензин почти в 1.8 раза превысили средний уровень подорожания непродовольственных товаров.
Более всего цены на бензин увеличились во II и III квартале 1999 года. Среднемесячные темпы роста цен за период с апреля по сентябрь прошлого года составили 17 процентов.
В IV квартале наблюдалось замедление темпов роста цен на бензин, а в декабре 1999 года цены даже снизились в среднем по России на 3.2 процента.
Изменение потребительских цен связано, прежде всего, с изменением цен производителей нефтеперерабатывающей промышленности.
График 10
За январь-декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года потребительские цены на бензин марки А -76 выросли в среднем в 2.7 раза, марки А-92 - в 2.4 раза.
По итогам за год на территории РФ значительно увеличились цены на отдельные стройматериалы (пиломатериалы необрезные, доски обрезные, шифер, рубероид, масляные краски) - в 1.8-2.4 раза.
Основные группы промтоваров: ткани, одежда и белье, трикотажные изделия, обувь, галантерейные товары, моющие средства, канцтовары, печатные издания подорожали в 1.5-2 раза.
Из наблюдаемых видов медикаментов, цены на которые повысились в среднем в 1.5 раза, более всего выросли цены на нитроглицерин (в 2.6 раза). Также выше среднего уровня подорожали валидол, эритромицин, анальгин отечественного производства, а также ундевит и аскорбиновая кислота (в 1.6-2 раза).
Анализируя проблему роста цен на потребительском рынке регионов России в 1999 году можно отметить:
-снижение уровня инфляции на потребительском рынке по сравнению с 1998 годом;
-сглаженная динамика изменения цен на товары и услуги по сравнению с предыдущим годом.
В целом по России уровень инфляции за 1999 год составил 36.5 процента. Цены на продовольственные товары подорожали в среднем на 35.9 процента, непродовольственные товары - на 39.2 процента, тарифы на платные услуги, оказываемые населению, выросли на 34 процента.
2.3. Инфляция в 2004 году
5 марта т.г. Госкомстат РФ опубликовал данные об индексе потребительских цен в феврале 2004 г. В результате рост индекса потребительских цен в феврале т.г. по отношению к январю составил 1%. При этом больше других подорожали платные услуги населению (на 1,6%), самый низкий прирост цен наблюдался в группе непродовольственных товаров – 0,4%, а продовольственные товары стали дороже на 1,1%[11].
В целом с начала года потребительские цены в России увеличились на 2,8%, платные услуги населению – на 5,8%, непродовольственные товары – на 0,9%, а продовольственные товары – на 2,8%.
В группе продовольственных товаров наибольшее за февраль увеличение цен пришлось на хлеб и хлебобулочные изделия – 3%, а также макаронные изделия – 2,6%. Меньше всего подорожало подсолнечное масло и сахар-песок – на 0,1% каждая группа. Темп роста цен на плодоовощную продукцию в феврале 2004 г. снизился по сравнению с январем т. г. на 27% (или 3 процентных пункта). Следует отметить, что за аналогичный период 2003 г. снижение составило 31% (или 9 процентных пунктов).
По состоянию на конец февраля стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составила1137 руб. 90 коп. Февральское увеличение составило 1,9%, а с начало года его стоимость выросла на 5,3%.
Как уже отмечалось выше, увеличение цен на непродовольственные товары в феврале т.г. оказалось наименьшим среди всех групп. Наибольший рост цен в данной группе, составивший 0,7%, наблюдался на трикотажные изделия, а цены на телерадиотовары даже снизились на 0,1%. Тем не менее, по 16% наблюдаемых товаров прирост цен более чем в два раза превышал среднее изменение по группе.
В группе платных услуг для населения, по официальной информации Госкомстата РФ, наибольший рост цен продолжает оставаться в секторе жилищно-коммунальных услуг. Однако, по весьма загадочным причинам, официальные данные за февраль т.г. содержат изменения цен только на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, не позволяющие судить об изменении по группе в целом. Таким образом, в феврале 2004 г. Госкомстат РФ фактически перестал раскрывать информацию о динамике цен на жилищно-коммунальные услуги в целом.
Кроме того, достаточно высокие темпы роста цен наблюдались в услугах дошкольного воспитания – 4,4% и в медицинских услугах – 1,4%. Снижение цен наблюдалось только в группе услуг связи.
Базовый индекс потребительских цен в феврале вырос на 0,8%, увеличившись, таким образом, с начала года на 1,7%.
Вывод: Судя по официальным данным, в России ведется активная борьба с инфляционными процессами. Тем не менее, абсолютная непрозрачность методологии расчета инфляции и отсутствие единых стандартов представления данных, дает основания для предположения о наличии манипуляций расчетными показателями со стороны статистического ведомства
Заключение
Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:
1. рассмотрены теоретические особенности инфляции;
2. проведен анализ инфляционных процессов в экономике России.
По первому вопросу следует отметить, что изучая экономику, нельзя не затронуть тему инфляции, поскольку это явление чрезвычайно тесно вплетено в политическую и экономическую жизнь современного общества и впрямую связано с его денежными механизмами. Инфляция – это постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная ценность денежной единицы. Основные причины постоянного роста цен – нарушение нормального соотношения между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике и массой товаров, имеющиеся на рынке. Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин, таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизацией рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д.
Результаты исследования динамики инфляционных процессов преследовали характер выявления изменений на потребительском рынке России, а также выделение отличительных особенностей изменения цен на потребительском рынке.
Анализ динамики роста потребительских цен на товары и услуги показал, что 1999 год отличался от предыдущего года тем, что в течение года не наблюдалось резких скачков цен. Другой отличительной особенностью изменения цен на потребительском рынке в 1999 году можно назвать возросшие темпы роста цен и тарифов на платные услуги по сравнению с 1998 годом.
Также в ходе работы для расчета такого социально-значимого показателя, как бюджет прожиточного минимума, была использована стоимость набора из 25-ти основных продуктов питания. Анализ структуры этого набора показал, что по сравнению с предыдущим годом в 1999 году возросла доля хлеба, круп, макаронных изделий, а также плодоовощной продукции. Эти продукты питания занимают существенную долю потребительских расходов населения и цены на них увеличились в большей степени, чем на другие продовольственные товары. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в среднем по России за декабрь 1999 года составила 515.54 руб. в расчете на месяц и повысилась по сравнению с декабрем 1998 года на 32.9 процента (в 1998 году - в 2 раза.).
Необходимо отметить, что, анализируя инфляционные процессы в экономике России в 1999 году, можно отметить:
· снижение уровня инфляции на потребительском рынке по сравнению с 1998 годом;
· сглаженная динамика изменения цен на товары и услуги по сравнению с предыдущим годом.
Ситуация на сегодняшний день ситуация немного изменилась: согласно официальным данным российской статистики в феврале 2004 г. наблюдается снижение темпов роста потребительских цен. Причем если в январе наибольший прирост цен пришелся на продовольственные товары, то в феврале платные услуги для населения подорожали больше остальных, что во многом и объясняет то, что по отношению к началу года в этой группе наблюдаются самые высокие темпы роста. В группе платных услуг для населения, по официальной информации Госкомстата РФ, наибольший рост цен продолжает оставаться в секторе жилищно-коммунальных услуг. В целом с начала года потребительские цены в России увеличились на 2,8%, платные услуги населению – на 5,8%, непродовольственные товары – на 0,9%, а продовольственные товары – на 2,8%. Таким образом, можно сказать, что ежегодно уровень инфляции все же остается на высоком уровне в России, но все же ведется активная борьба с инфляционными процессами.
Список литературы
1. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «Владос», 1999.
2. Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н. Киселевой А.В. -Киров, 1999
3. Липсиц И.В., Любимов Л.Л. Раскрывая тайны экономики. – М.: «Вита-Пресс», 2001.
4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс», 1999.
5. Экономический обзор. Развитие российской экономики в 1999. // ЭКО. – 2000. - №8. – с.9-14.
6. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика - М.: Дело, 1999.
7. Инфляция и антиинфляционная политика в России /Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000.
8. Вестник статистики. - 2000. - № 3-с 60.
9. Инфляционные процессы // Известия. – 2001. – 30 октября.
10. Безработица и инфляция в России // Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.
11. Инфляции в РФ // Российский экономический журнал. - 2004. - № 5.
[1] Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «Владос», 1999. – с 49
[2] Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н. Киселевой А.В. -Киров, 1999 - с 146.
[3] С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика - М.: Дело, 1999. – с 121.
[4] Инфляция и антиинфляционная политика в России /Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000. – с 21.
[5] Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс», 1999. – с 78.
[6] Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс», 1999. – с 79
[7] С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика - М.: Дело, 1999. – с 89.
[8] Вестник статистики. - 2000. - № 3-с 60.
[9] Вестник статистики. - 2000. - № 3-с 61.
[10] Безработица и инфляция в России // Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г. – с 21.
[11] Инфляции в РФ // Российский экономический журнал. - 2004. - № 5. – с 8.