ВАРИЛЯГ 2 ЗАДАЧА М 1
Учащийся техникума Никитин, 16 лет , с одобрения родителей ст, собирать деньги на покупку радиоаппаратуры. Через год он имел 48 СХ руб., из которых 8 000 руб . были за это время отложены из стипенди] 5 000 руб. подарила ему бабушка , а 35 ОСО .руб . он заработал в ст' денческом строительном отряде. Не спросив разрешения родителей , Нию тин купил у своего товарища по техникуму, 17-летнего Левшина, магнитофон с усилителем, уплатив за это 42 000 руб. На оставшуюся сумму с открыл вклад в Сбербанке на свое имя. Родители Никитина считают, чч сын без их согласия совершил незаконную покупку, поэтому предъявил ис о расторжении договора.
Мать Левшина в свою очередь потребовала, чтобы аппаратура был возвращена ее сыну, поскольку подарена сыну в день его 15-летия дядей а сын продал ее без совета с матерью. Но сами Никитин и Левшин заяви ли, что они не хотят расторгать договор . Мать Левшина обратилась суд о признании договора купли-продажи недействительным.
Мог ли Никитин распоряжаться всей накопленной денежной суммой бе согласия родителей? Обосновали ли требования матери Левшиной о растор жении договора? Изменится ли решение если оба подростка работают п' трудовому договору и считают себя полностью дееспособными?
ЗАДАЧА N 2 ,
Учредители акционерного общества приняли Устав, в котором записали , что Л/О вправе заниматься двумя конкретными гнл.^и деятельности с зобавлением " а также иными видами деятельности, и'.' запрещенными зако-юм". При проверке в администрации района обращено внимание на неточ-;ость формулировки о видах деятельности и предложено точно указать все жды деятельности, а пока и регистрации отказано. Учредители же не из-•енили формулировку Устава, а обратились за регистрацией А/О в другом 'айоне, сменив юридический адрес. •
Дайте оценку действий учредителей А/О и должностных лиц админист ации района, осуществляющих регистрацию юридических лиц. В каких норах ГК определяется правоспособность юридических лиц, с какого момента на возникает? ^—^==—~^
ЗАДАЧА N1
Решением суда Иванихин был объявлен умершим. Его жена,оформив юи наследственные права , получила, как единственная наследница, все |ущество, принадлежащее мужу. Многие полученные по наследству вещи, в >м числе дачу. скрипку, картину, Ир.анихина пппляпя и^^отлш-.о ч^.„..
п^амихин предъявил иски ко всем лицам, v которых оказались принадлежа щие ему вещи. п их возврате. От жены он потребовал возврата сохрани! дихся вещей- часов, ружья, фотоаппарата, а также стоимости тех вещей, владельцев которых он не обнаружил.
Какие последствия предусмотрены законом на случай явки граждани 1а. объявленного умершим? Подлежат ли удовлетворению требования заяв тенные Иванихичым? Имеет ли значение тот факт, что со времени обьявле 1ия Иванихина умершим прошло четыре года?
ЗАДАЧА Н 2
В соответствии с правом , предоставленным годовой доверенностью :оторая была выдана директором завода "металлоштамп", начальник цех, 1Т имени завода заключил договор с фабрикой резинотехнических издели] а изготовление штампованных металлических форм. После изготовления и ередачи продукции выяснилось , что цех изготовил формы из железа бо-ее низкой марки, чем обусловлено договором.з следствие чего срок ис-ользования сократился вдвое, кроме того снизится качество изделий. ля выпуска которых формы доданы были применяться.
На письмо фабрики с просьбой о возврате половины стоимости форм. также об уплате неустойки за поставку недоброкачественной продукцис иректор завода ответил, что все претензии следует предъявлять цеху, эторый заключил и исполнял договор и по вине которого заказ не был гчлежаще выполнен. В ответе директора указывалось также, что цех вы-;лен на отдельный баланс. Находится на цеховом хозрасчете и имеет 'ой субсчет, так как расположен в соседнем населенном пункте, хотя ,'ущестр.о цеха находится на балансе завода.
Правомерны ли действия начальника цеха по заключению договора? )длежат ли удовлетворению требования, предъявленные к заводу "Ме-шюштамп"? Какими нормами ГК регулируются отношения предстатвитель-•ва , правовое положение цеха,филиала , дочернего предприятия?
ВАРИАНТ 4 ЗАДАЧА N 1
Зубарев, страдающий хронической душевчой болезнью ( внешне мало-метной).' в отсутствии своего опекуна Лушиной (своей сестры) продал инадлежащее ему пианино Пучкову , с которым случайно познакомился задолго до этого. Вернувшись из командировки. Лушина через суд пот-Зовала возврата пианино. пучков с требованием не согласился , ссыла-1 на то, что ему не было известно о нахождении Зубарева под опекой, уплатил по договору всю сумму, понес расходы по перевозке пианино и должен терпеть ущерба от того. что Лушина оставила своего брата без 1зора.
Подлежит ли требование Лушиной неудовлетворению? Изменится ли реже. если нал Зубаревым, страдающим душевной болезнью с детства.
•Ка НИКОГЛЯ НР на--|ишг-| из,-.-'? п"....-...---
Контрольные работы п» курсу Теория государства и права
для студентов ! курса заочного факультета -
Контрольная работа № 1 ( Теория государства) Вариант I В ст. 1 Конституции РФ закреплена форма Российского государства. ;
Используя примеры из законодательства и политической практики дать характеристику основных конституционно закрепленных ее элементов.
Вариант 2
Дайте тсрстичсскую характеристику пришита разделения властей. Проанализируйте на практическую реализацию этого принципа в фупкциони рованнн Российского государства^ Указанный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ)
1 Констыпуции РФ определила Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы особенности, признаки правового осударства ?
Вариант 4 . •
Одним из важных признаков государства является публичный характер государственной власти. Каковы положительные и негативные последствия ег проявления ? Покажите это на примере Российского государства.
Контрольная работа № 2 ( Вопросы теории права). ! •
Вариант 1
Показать рольи место правовых отжщпсций в общественной жизни и в механизме правового регулировашы. ' •
Найти в в официальных источниках различные виды нормативных правовых актов РФ. Выписать их названне,указать время принятия, вступления в силу и официальный источник.
Найти в нормативных актах и выписать: а) дефинитивную норму, б) норму с альтернативной гипотезой, в) днспозитивную норму.в) норму, при изложении
вариаш 1.
Дать научно- теоретическую характеристику системы госсши.ч.и! и ^^ушщ. Каково место публичного и частного права в этой чсистсмс ? ~
Найти в официальных источниках виды нормативно-правовых актов Рф^ Выписать их название с указанием времена принятия, всиупления в силу • официального источника.
Найти в нормативных актах и выписать: а) оперативную норму, б) норму со сложной диспозицией, в) императивную норму, г) иорму, при изложении которой использован ссылочный способ.Обоснуйтс свой выбор.
( .Вариант _3--^ " -~
Дать сравнительную характеристику юридической ответственности и 1шых мер
государственного принуждения. _
НаДти в нормативных актах и выписать норму, отражающую . . . обвдсдозволительный и разрешительный типы регулирования.
Найти в нормативных актах и выписать: а) коллизионную норму .6) Норму со сложной гипотезой, б) абсолютно-определенную норму, г) Норму, при изложении которой использован казуистический способ.Обоснуйтс свой выбор
Вариант 4'
Показать основные особенностч'нормативного акта как разновидности правового акта и как одного из источников (форм) права.Почему имснноьнормативный акт является основным источником Росснйского(советского) права?
Найти в нормативном акте нормы, основанные на централизованном и -децентрализованном методе регулирования.
Найти в нормативных актах и выписать: а) охранительную норму, б) общую (конститутивную) норму, в) норму с простой гипотезой, г) норму, при изложсниикоторой использован абстрактный способ. Обоснуйте свой выбор.
--_,.. ^^,„. ^^л ^алшу^миил рсдум /-уккуршл перед походом взял у ростовщкка тамкара Балму • Намхе в долг два жа зерна и !0 сиклсй серебра сроком на два года. Во время войны Аккургал попал в плен. Когда через три с половиной гола удалось бежать из плена и вернуться ДОмой , ОН обнаружил:
1) Тамкар Балму - Яямхе , узнав, что его должник попал в плен, самоуправно взломав запор, забрал нз закромов ургала один мешок зерна и увел в долговую кабалу сына Аккургала, который через полгода .заболев от плохого эщения и питания тамкара Балму - Намхе, умер в доме тамкара. Тогда тамкар Балму -Намхе увел в долговое рабство дочь
-ургала, которая болле трех лет находилась у него в долговой кабале. Правомерны ли действия Балму - Намхе по дуправному изъятию мешка зерна ю закромов Аккургала и в отношении дочери Аюсургала, которую он держал в долговой 1ле более трех лет? Учитывая , что у Балму- Намхе не было детей, Аххургал потребовал в суде казни самого тамкара за тгь соосго сына. Как вы полагаете , удовлетворит ли судья требование безутешного отца ?
2) Имущество редума Аккургала , полученное им за службу от царя ( поле , сад, дом ). передано другому воину, а жена 1лолетний сын пошли по миру Вскоре жена Ахкургала вышла замуж за другого воина и родила в этом браке сына будст ли имущество возвращено Аххургалу ? Мог ли малолетний сын Аккургала получить имущество своего попавшего 8 плен отца ? жна ли бывшая жена Аккургала вернуться в качестве законной жены к своему первому мужу Аккургалу ? С кем останется , рожденный женой Аккургала во втором браке ?
3) Пять волов , подарешгые раннее Аккургалу царем в качестве награды за храбрость, присвоил военачальник редума
- Шаиаш , Правомерны ли действия редумд ?
Дайте обоснованное решение казуса по законам Хаммурапи.
Вариант, а ) Воин царя Хаммурапн Аккургал попал в плен и стал рабом победителей - Через три с половиной года он выкуплен авилумоы ( своим соплеменником - вавилонянином ) Ириб - Урашем и приведен в Отечество (Вавилонию) 1нется ли по Закона^ Хаммурапн Аккургал вечным рабом в Вавилонии иди подлежит выкупу на свободу 7
Вопрос. Раскройте механизм взаимодействия трех ветвей власти ( законодательной, исполнительной, судебной ) по литуции США 1787 года.
Методические указания '•
. До решения казуса подробно охарактеризуйте следующие правовые институты Вавилонии по Законам Хаммурапи:
свое положение различных категорий населения ( юридическое отличие свободных от рабов, две категории свободных:
ум, мушкенум; рабы как объекты права, источники рабства, рабы ках субъекты права, ибо последовательное проведение в тику взглядов на раба как па объект права было невозможно. ), имущество воинов ипку, договор займа ( показать кдк норю>1 нов Хаммурапи пытались оградить должника от длоупотреблений со стороны кредитора, обратите особое внимание на 1И 116 и 117 ЗХ- и подумайте над вопросом: можно ли должника, временно работающего на кредитора, причислять к екным рабам ? ). Анализ текста Законов Хаммурапн проводите со ссылками на его статьи. Переписывание югствугощих разделов учебника без цитирования и анализа необходимых статей Законов Хаммурапи приведет к незачету ты. Затем: аргументированно решите казус, включая вариант а ), по Законам Хаммурапи. Для решения казуса предпочтите томдтию по всеобщей истории государства и права ( под ред. К- И- Батыра, Е. В, Поликдрповой. М-, 1996, Ч. 1. ), 8 которой все необходимые для решения казуса статьи.
2. На основе текста Конституции США 1787 г. со ссылками на статьи рассмотрите реализацию принципа рачделсния 'ей и системы сдсржек и противовесов: сущность принципа разделения властей; конгресс ( сенат и палата представителей ). док формирования и полномочия, президент, его избрание, компетенция, импичмснт, исполнительные департаменты. центская республика, конституционный гонгроль Верховного суда США, дело " Мзрбери против Мэдисона " ( 1803 г, ). с в помощь сту дейту раскрывается сущность системы сдержск и противовесов. Вы должны подтвердить основные кения этой системы ссылками на статьи Конституции США. Система сдсржек и противовесов предусматривала, что тент, законодатели и судьи, хотя и завися друг от друга в исполнении своих обязанностей, вместе с тем обладают известной гической и правовой независимостью. Политическая независимость гарантировалась тем, что все органы власти имели гчные источники формирования, каждому отводилась своя категория избирателей. Государственные институты наделялис!. "чным сроком полномочий, чтобы подверженное эмоциям и неискушенное в политике большинство избирателей могло
под контроль сразу только один 1 ос/дарственный, чтобы не ущемлялись интересы мснышшствл Системя сдсржек и [вовесов проявляется в смежной компетенции и взаимоконтроле трех ветвей власти. Переписываний соответствующих лов учебника без цитирования и анализа необходимых статей Конституции США 1787 г. приведет к незачету работы
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ Задача 1
эв и Златии по предложении» последнего решили убит /жчину. Увидев Берсенева, Климов и Механошин ска го первый мужчина, который им встретился. Злати <найте '". После этого его приятели напали на Бер 4 стали избивать. Златин в иобиении уастия не при
Ь ответственности виновных лиц. Можно ли привлеч этветстванности аа подстрекательство к убийству ''
Задача 2.
?в поздно вечером наняли такси и поехали за город 4имо леса, Хабаров ударом молотка по голове тяжел' они сняли с машины покрышки, часы, счетчик и дру эдели шофера и, захватив с собой его веи.и и выруч' , но были задержаны работниками автоинспекции.