Содержание

Введение. 3

1 Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций российскими предприятиями. 4

2. Инвестиционный рейтинг России и российских предприятий. 6

Заключение. 13

Список литературы.. 15

Введение

Последнее десятилетие ХХ века прошло в России под знаком общественно-политических, социальных, экономических преобразований. К сожалению, процесс реформирования отрицательно сказался на национальном хозяйстве нашей страны. За девяностые годы объем ВВП нашей страны сократился в два раза. После кризиса 1998 года размер ВВП на душу населения сократился примерно до 3500 долларов. Изменилась структура российской экономики. Ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе в настоящее время занимают сырьевые отрасли с экспортной ориентацией : топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия. Их доля в ВВП – около 15 % в общем объеме промышленной продукции – 50 %, в экспорте – более 70 %./1/ 

 Очень низок технологический уровень выпускаемой продукции, определяемый  в большей степени долей оборудования сроком эксплуатации до пяти лет, которая сократилась с 29 % в 1990 году до 4,5 % в 1998 году. Такое положение явилось результатом неуклонно снижавшихся на протяжении ряда лет инвестиций, в первую очередь в основной капитал. Не находят Россию привлекательной как внутренние, так и иностранные инвесторы. Нехватка капиталовложений и связанное с этим недостаточное внимание к инновациям (только 5 % российских предприятий занимаются инновационной деятельностью) привели к резкому сокращению выпуска конкурентоспособной на мировом рыке продукции. Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичных отраслях, аккумулирующих научный потенциал страны.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последнее время наблюдаются тенденции выхода из кризиса. Но сохранить в долгосрочной перспективе тенденции стабилизации и роста без значительного притока инвестиций экономика не в состоянии.

Таким образом, целью данной работы является выявления основных проблем по привлечению инвестиций российскими предприятиями

1 Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций российскими предприятиями

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала российскими предприятиями являются: неразработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали[1]:

·        высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

·        сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

·        неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

·        резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

·        неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для российских предприятий и страны в целом, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений[2].

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

2. Инвестиционный рейтинг России и российских предприятий

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. Американский президент в одном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам не стоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по назначению”, добавив, что “от самой России зависит, создавать ли благоприятные условия для наших капиталов”.

Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире (она занимает третье место после Нигерии и Индонезии в списке из 90 государств) по степени распространения коррупции. В 2000 г. она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”[3].

По степени экономической свободы (index of economic freedom), составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место среди 155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например, Грузии и Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место.

В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько улучшился по сравнению с предыдущим годом.

После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ, Лукойл, МГТС, Мосэнерго, Норильский никель и др.). Фактически индексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. Доля России в индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %), Бразилии (11.6 %), Малайзии (9%), Тайваня (7,8%). Таким образом, максимально Россия может рассчитывать на 5% мировых инвестиций.

Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости российских компнаний как объекта приложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте.

В октябре 2003 года рейтинг России изменился в лучшую сторону. Международное рейтинговое агентство “Moody’s Investors Service” пересмотрело страновой кредитный рейтинг России. Сам по себе пересмотр рейтинга в начале октябре неожиданностью не был, поскольку агентство поставило российский рейтинг на пересмотр с июля и в соответствии с формальной процедурой, собиралось объявить итоги пересмотра через 3 месяца. Сюрпризом стало повышение рейтинга сразу на 2 ступени так, что Россия впервые в своей истории получила кредитный рейтинг инвестиционного уровня (Ваа3). Ни одно из общепризнанных рейтинговых агентств не обещало присваивать России инвестиционный рейтинг, по крайней мере, до завершения президентских выборов – 2004[4].

Присвоение инвестиционного рейтинга означает признание одним из ведущих рейтиновых агентств достаточной способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, причем не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. При этом рейтинг уровня Ваа по классификации “Moody’s” является низшим из инвестиционных рейтинговых разрядов и облигации такого эмитента обладают чертами бумаг спекулятивного уровня.

Какими могут стать основные последствия получения инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков?[5]

1.                   Появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов – инвестфондов, страховых компаний, пенсионных фондов, ограниченных требованием инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом. Потенциал этих фондов оценивается участниками рынка в 1 трлн долл. Вероятность фактического притока этих средств достаточно высока – темпы роста российской экономики (5-6% в год) представляются иностранным инвесторам достаточно привлекательными, а риск резкого обвала мировых цен на нефть – невысоким.

2.                   Значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала, что может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы. Соответственно, правительство может сместить акцент бюджетной политики с накапливания профицита бюджета (на «черный день») на снижение налогов и более активное вовлечение бюджетных средств в стратегические инвестиционые проекты, где требуется участие государства.

3.                   При повышении рейтингов российских предприятий вслед за страновым рейтингом заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований, что очень выгодно при текущих сверхнизких процентных ставках. Несмотря на то, что потенциал снижения доходностей российских еврооблигаций уже не так высок – рынок еще до рейтинговых агентств высоко оценил их, новые уровни процентных ставок могут активизировать уже происходящий бум размещений еврооблигаций относительно качественных российских корпоративных эмитентов. Это позволит им рефинансировать более дорогие и «короткие» долги на более выгодных условиях, и привлечь инвестиционные ресурсы.

4.                   Ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будут поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля. Однако, более важным фактором курсообразования будут все же мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы) и политическая стабильность в стране.

Наиболее сильное влияние изменения рейтинга можно ожидать на рынке акций. После волны спекулятивного роста, связанного с пересмотром страховых рисков и ставок дисконтирования, что приведет к повышению справедливой стоимости большинства акций, через некоторое время российский рынок акций может перейти в новое качество. Во-первых, blue chips (- ценные бумаги широко известных компаний, являющихся лидерами в своих отраслях и выплачивающих высокие дивиденды.) могут получить новый потенциал роста, поскольку для консервативных институциональных инвесторов, которые смогут прийти в Россию после получения инвестиционного рейтинга, одним из ключевых ограничений является капитализация компаний, а у акций «первого эшелона» она максимальна. Во-вторых, недостаточная капитализация наиболее ликвидных акций «второго эшелона» может стать стимулом для процессов консолидации в пока менее интегрированных, чем нефть и газ, отраслях – металлургия, телекоммуникации. Таким образом, пока еще узкий и спекулятивный рынок акций может существенно «расшириться» за счет новых привлекательных эмитентов, менее зависимых от товарного экспорта, что качественно изменит его капитализацию, устойчивость и взаимосвязь с реальной экономикой.

Вместе с тем, существуют и реальные риски от ожидаемого притока инвестиций:

1. Хотя формально Россия и получила инвестиционный рейтинг, среди инвесторов преобладают сомнения в устойчивости экономического роста при резком снижении мировых цен на нефть, а в последнее время – и в политической стабильности. Поэтому, по крайней мере в ближайшее время, средства будут приходить в основном краткосрочные и спекулятивные. Консервативные инвесторы предпочтут дождаться завершения выборов и присвоения инвестиционного рейтинга еще хотя бы одним признанным международным агентством. Кроме того, для них в России пока просто нет достаточного объема качественных активов и проектов.

2. Риски притока «горячих», краткосрочных денег на слабых развивающихся рынках общеизвестны – это показал азиатский кризис 1997 г. и его продолжение в России в 1998 г. При ухудшении ситуации на мировых финансовых рынках может немедленно последовать отток спекулятивного капитала с национальных финансовых рынков, что провоцирует их обвал вместе с крахом уже достаточно «привязанных» к ним компаний реального сектора.

3. Валютные риски. При крайне благоприятных сейчас условиях заимствований на международных финансовых рынках на них могут выйти компании, не имеющие соответствующего покрытия в виде валютной выручки (получающие основные доходы в рублях). Последствия могут окзаться печальными, особенно при нестабильности курсов основных мировых валют и при снижении притока валюты в Россию.

Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата[6].

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию[7]:

1) Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.

2) Приведение российского законодательства, определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло китайское “экономическое чудо”.

3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ".

4) Высокий банковский процент.

5) Низкая инфляция.

6) Либерализация финансового рынка.

7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам.

Заключение

Глубокий кризис конца лета 1998 года привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. После отказа от долговых обязательств перед иностранными кредиторами страна может надолго остаться без серьезных внешних поступлений капитала в какой-либо форме. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту.

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в российских предприятий являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.

Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.

Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения  и многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционное положение российских предприятий и инвестиционный климат страны в целом. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.

Список литературы

1.     Шарп   У.,   Александер   Г.,   Бейли   Дж.   Инвестиции:  пер.  с   англ.  - М.: ИНФРА-М,1998.-1028с.

2.     Зелтынь А.С. Инвестиционный процесс и структурная политика // ЭКО.-2000.-№6.-С.10-29

3.     Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-1998.-№10.-С.30-35

4.     Корнюхина Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России // ЭКО.-2001.-№1.-С.76-84

5.     Инвестиционная  деятельность  в  России:  условия,  результаты,  инвестиционная привлекательность отдельных отраслей промышленности (По материалам Госкомстата) // Вопросы статистики.-2000.-№1.-С.69-76

6.     Инвестиционный климат в России (Доклад экспертного института) // Вопросы экономики.-1999.-№12.-С.4-33

7.     Петров В. Инвестиционный кризис // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.-2002.-№1.- С.15-19

8.     Толстобородов И. Инвестиции в производство: Реальность и перспективы // Консультант директора.-2001.-№19.-С.16-22


[1] Зелтынь А.С. Инвестиционный процесс и структурная политика // ЭКО.-2000.-№6.-С.10

[2] Толстобородов И. Инвестиции в производство: Реальность и перспективы // Консультант директора.-2001.-№19.-С.16

[3] Инвестиционная  деятельность  в  России:  условия,  результаты,  инвестиционная привлекательность отдельных отраслей промышленности (По материалам Госкомстата) // Вопросы статистики.-2000.-№1.-С.69

[4] Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-2003.-№10.-С.30-35

[5] Петров В. Инвестиционный кризис // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.-2002.-№1.- С.15-16

[6] Корнюхина Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России // ЭКО.-2001.-№1.-С.84

[7] Петров В. Инвестиционный кризис // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.-2002.-№1.- С.19