Содержание
Введение. 3
1. Инфляция. Основные понятия. 5
1.1.Инфляция и ее сущность. 5
1.2. Индекс цен. 5
1.3. Виды инфляции. 6
1.4. Причины возникновения инфляции. 7
1. 5. Инфляция спроса. 9
1.6. Инфляция предложения. 10
2. Инфляционные процессы в экономике России. 12
Заключение. 26
Список литературы.. 27
Введение
Что такое инфляция? Это понятие возможно возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.
Наиболее общим, традиционным является следующее определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира.
Итак, проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на коком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране.
Актуальность темы заключается в том, что инфляция в экономиках с развивающимися рынками имеет свою внутреннюю специфику и уже не может быть объяснена с позиции чистой классической теории, ни с помощью «подавленной инфляции» для административно-командных систем. И не только потому что развивающиеся системы являются симбиозами этих типов экономик, сколько потому, что такие системы характеризуются внутренней неустойчивостью.
На данный момент в России мало разработанной областью исследования является изучение инфляционных процессов в экономике России.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение инфляционных процессов в экономике России.
По результатам исследования также планируется определить повышение или снижение темпов инфляции в России.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических особенностей инфляции;
2. анализ инфляционных процессов в экономике России.
1. Инфляция. Основные понятия.
1.1.Инфляция и ее сущность
Изучая экономику, нельзя не затронуть тему инфляции, поскольку это явление чрезвычайно тесно вплетено в политическую и экономическую жизнь современного общества и впрямую связано с его денежными механизмами.
Вообще, инфляция – это постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная ценность денежной единицы[1].
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на остальные. Например, в отраслях высокой технологии, где происходит наиболее быстрое внедрение достижений науки, производство новой потребительской продукции довольно часто сопровождается снижением цен при одновременном быстром росте величины спроса. В основах этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
В США, например, период 1967 – 1982 называют Великой инфляцией. Все эти годы общий уровень цен повышался в среднем на 10%, что создавало серьезные трудности для принятия экономических решений на долгосрочный период и серьезно мешало экономическому развитию страны.
1.2. Индекс цен
Инфляция может быть измерена с помощью специальных относительных показателей роста цен, так называемых индексов цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах[2]:
Индекс цен Цена «рыночной корзины» в данном периоде
в данном = Цена аналогичной рыночной корзины х 100. периоде, % в базовом периоде
На практике чаще всего используют индекс валового национального продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс валового национального продукта (его также называют дефлятором валового национального продукта)[3].
1.3. Виды инфляции
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам (т.е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен. ( первый критерий), т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах); галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются ) и гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим).
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношении друг к другу, причем в различных пропорциях.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой понимается инфляция, которая предсказывается или прогнозируется заранее.
1.4. Причины возникновения инфляции
Основные причины постоянного роста цен – нарушение нормального соотношения между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике и массой товаров, имеющиеся на рынке. Это соотношение задается так называемым уравнением обмена, выведенным ученым – экономистом И. Фишером[4]:
М * V = P * Q ,
Где М (mass) – масса денег, V (velocity) – скорость обращения денег (т.е. число, показывающее, сколько раз в среднем за год денежная единица расходовалась на покупку товаров); Р (price) – цены всех продаваемых в стране товаров (уровень цен или совокупная цена); Q (quantity) - количество товаров, продаваемых в стране. Можно записать эту формулу иначе:
MV
P = Q .
Это показывает, что уровень цен (Р) прямо зависит от величины денежной массы (М) и скорости обращения денег (V). Скажем, к августу 1993 года скорость обращения денег в России возросла до 0,17 против 0,13, т.е. в 1,3 раза. Нетрудно понять, что это и стало одним из факторов повышения темпов инфляции в мае – августе того же года в 1,53 раза ( с 19 до 29%).
Конечно, рост производимой и продаваемой в стране товарной массы требует и увеличения массы денег для своего обслуживания. Но если денежная масса увеличивается слишком быстро в сравнении с ростом товарной массы, то деньги как бы теряют свое «товарное наполнение» и становятся менее ценными, чем прежде (слишком много денег гоняется за слишком малым количеством товаров). В такой ситуации цены, если их измерять в деньгах (существуют ведь и натуральные цены, когда товары меняют друг на друга в некотором соотношении без участия денег), начинают расти. Образно говоря, цены «всплывают» на поднявшейся денежной массе. И этот рост, обусловленный избыточным обилием денег, и есть главная причина стойкого роста цен. Особенно отчетливо это видно на примере России, где в 1993 г. главной причиной абсолютно неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным банком.
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; его глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.
В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции.
· Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
· Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
· Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.
Все эти три причины взаимосвязаны и каждая из них может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
1. 5. Инфляция спроса
Инфляция спроса – это результат увеличение совокупного спроса, из–за которого кривая совокупного спроса сдвигается вправо с одновременным повышением уровня всех цен.
В такой ситуации экономика будет работать как бы выше уровня полного использования (полной занятости) всех производственных ресурсов. Но поскольку реально это невозможно, то возникает ситуация кратковременного (поначалу) завышения оценки обществом товаров и услуг, произведенных из имеющихся ресурсов.
В дальнейшем ситуация будет развиваться следующим образом[5]:
Вообще, инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как то лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).
Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх из положения СС в положение СС1 (рис.1). Соответственно, наблюдается и рост цен, положение которых в конечном итоге зафиксируется на уровне УЦ» .
1.6. Инфляция предложения
Наряду с инфляцией спроса существует и инфляция предложения. Инфляция предложения – это результат кратковременного снижения совокупного предложения, которое ведет к сдвигу влево кривой предложения и повышению уровня цен из-за усилившегося дефицита многих товаров.
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, увеличиваются цены. Следовательно, не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основными источниками инфляции предложения являются рост издержек вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию.Этот тип инфляции имеет место в России.
Инфляция предложения приобретает особенно неприятные формы в тех случаях, когда предложение изменяется особенно резко. Речь идет о неурожаях, внезапных взлетах цен на сырье и т.п. Например, в 1973 – 1974 гг. произошел драматический скачок мировых цен на нефть, что привело к резкому[6] ускорению инфляции в огромном числе стран. Такие события называют шоками предложения, и они способны чрезвычайно обострить инфляционные проблемы.
На практике, часто одновременно, имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.
2. Инфляционные процессы в экономике России
На потребительском рынке в целом по России, 1999 год характеризовался замедлением инфляционных процессов по сравнению с 1998 годом, когда произошел скачок цен, связанный с резким падением курса рубля по отношению к доллару в августе 1998 года.
Однако по сравнению с 1997 годом, когда жесткая кредитно-денежная политика, проводимая государством, валютный коридор сдерживали инфляцию, темпы роста цен на товары и услуги в 1999 году сложились на достаточно высоком уровне.
График 1
За период с января по декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года цены и тарифы на товары и услуги по России выросли на 42.3 процента (за 1998 год - в 2 раза, за 1997 год - на 9.1 процента)[7].
Анализ динамики роста потребительских цен на товары и услуги показал, что 1999 год отличался от предыдущего года тем, что в течение года не наблюдалось резких скачков цен.
Среднемесячные темпы роста цен на товары и услуги по России составили 3 процента.
График 2
Другой отличительной особенностью изменения цен на потребительском рынке в 1999 году можно назвать возросшие темпы роста цен и тарифов на платные услуги по сравнению с 1998 годом.
График 3
В целом за 1999 год темпы роста цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению, на 13.5 процентного пункта опередили темпы роста цен на товары и составили 154 процента ( в 1998 году- 7.9 процента ).
График 4
Высокий рост цен и тарифов на платные услуги в целом произошел за счет существенного подорожания услуг повседневного спроса: прежде всего, услуг жилищно-коммунального хозяйства, связи, отдельных услуг пассажирского транспорта.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились за 1999 год в среднем в 1.7 раза. В большей степени подорожали отдельные коммунальные услуги: в 3.8 раза возросла плата за газ сетевой, в 3.1 раза - плата за водоснабжение и канализацию. В среднем в 1.6 раза увеличились тарифы на электроэнергию.
Из услуг связи на территории России более всего подорожала телефонная городская связь. Так, абонентная плата за домашний телефон повышалась за 1999 год трижды: в январе - на 25 процентов, в мае и октябре - на 16-20 процентов. В целом за прошлый год рост составил 1.75 раза.
Из услуг пассажирского транспорта в 2 раза увеличилась стоимость проезда в городском электротраспорте, в 2.4 раза - стоимость авиабилетов.
Необходимо отметить, что за 1999 год не менялась стоимость проезда в городском автотранспорте (кроме коммерческих маршрутов), а также пригородных поездах.
Темпы роста цен и тарифов на основные группы платных услуг в среднем по России за 1999 год представлены на графике :
График 5
В группе бытовых услуг, тарифы на которые повысились в среднем на 30 процентов, наибольший рост цен и тарифов наблюдался на ремонт обуви, отечественных телевизоров, услуги химчисток, прачечных, бань, а также ремонт и техобслуживание транспортных средств (в среднем в 1.5-1.9 раза ).
За январь-декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года продукты питания подорожали в среднем по области на 39.2 процента( за аналогичный период 1998 года- в 2.4 раза).
Изменение цен по основным группам продовольственных товаров в 1999 году представлено в таблице 1[8].
Таблица 1
/в процентах/
Продовольст- |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Дек. 1999г.к дек |
венные товары |
к предыдущему месяцу |
1998 г. |
|||||||||||
Продовольст-венные товары (без алкогольных напитков) |
110.6 |
103.9 |
103.8 |
102.2 |
104.2 |
101.0 |
103.7 |
101.8 |
101.2 |
99.6 |
100.7 |
101.2 |
139.2 |
Продовольст-венные товары (с алкогольными напитками) |
110.4 |
103.9 |
103.7 |
102.2 |
104.0 |
101.0 |
103.5 |
101.8 |
101.4 |
99.9 |
100.9 |
101.4 |
139.5 |
Мясопродукты |
112.2 |
103.1 |
101.7 |
101.1 |
102.0 |
100.9 |
103.2 |
101.3 |
102.8 |
101.1 |
100.1 |
100.9 |
134.3 |
Рыбопродукты |
114.8 |
107.9 |
101.2 |
99.5 |
98.8 |
100.2 |
101.7 |
103.7 |
101.7 |
99.3 |
99.8 |
100.5 |
131.9 |
Масло и жиры |
103.3 |
101.0 |
99.3 |
98.8 |
98.3 |
96.3 |
99.6 |
106.6 |
103.3 |
97.8 |
97.2 |
97.0 |
97.9 |
Молоко и молочная продукция |
108.5 |
105.5 |
99.7 |
98.6 |
98.6 |
93.6 |
99.7 |
104.0 |
106.8 |
104.0 |
109.5 |
103.3 |
135.1 |
Яйца |
84.6 |
79.6 |
103.7 |
108.7 |
91.8 |
98.8 |
116.5 |
97.6 |
95.2 |
98.9 |
120.7 |
120.0 |
106.9 |
Сахар-песок |
96.7 |
91.9 |
99.9 |
87.8 |
97.0 |
92.7 |
97.9 |
96.3 |
96.5 |
102.4 |
98.7 |
102.1 |
65.9 |
Кондитерские изделия |
106.2 |
102.7 |
100.6 |
102.3 |
102.5 |
102.7 |
101.8 |
102.3 |
102.2 |
101.2 |
100.4 |
101.4 |
129.6 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
114.5 |
101.1 |
109.2 |
109.8 |
100.0 |
100.4 |
100.2 |
126.4 |
104.1 |
100.2 |
100.5 |
100.6 |
185.8 |
Крупа и бобовые |
102.8 |
102.3 |
101.3 |
103.1 |
107.8 |
112.8 |
136.6 |
123.4 |
100.5 |
91.8 |
88.0 |
91.8 |
167.9 |
Макаронные изделия |
102.7 |
102.9 |
104.4 |
102.7 |
103.0 |
101.0 |
107.6 |
123.5 |
101.1 |
99.9 |
97.4 |
98.4 |
151.6 |
Алкогольные напитки |
108.7 |
103.8 |
102.4 |
102.3 |
102.5 |
101.0 |
102.0 |
102.1 |
103.3 |
102.7 |
102.0 |
103.1 |
142.0 |
Плодоовощная продукция, включая картофель |
122.8 |
114.5 |
110.2 |
103.0 |
124.3 |
105.2 |
103.2 |
70.7 |
94.2 |
96.6 |
104.8 |
107.0 |
155.4 |
Наибольший рост цен на продукты питания наблюдался в I квартале 1999 года (на 19.3 процента), наименьший - в IV квартале (всего на 1.5 процента), что нехарактерно для конца года.
В целом за прошлый год значительно выше среднего уровня выросли цены на пшеничную муку, хлеб и хлебобулочные изделия , отдельные виды круп ( рост составил 1.9-2.3 раза ).
Если в 1998 году темпы роста цен на муку, хлеб и хлебобулочные изделия были одними из самых низких по сравнению с другими продуктами питания, то в 1999 году рост цен на эти продукты первой необходимости существенно превысил рост цен на другие товары.
Так, хлеб ржаной подорожал за прошлый год в среднем по области в 2 раза, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта - в 1.8 раза, 1-2 сорта - в 1.9 раза.
Более всего цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли в январе, марте, апреле (на 9-14.5 процента ежемесячно) и августе 1999 года (26.4 процента).
Цены на пшеничную муку в/с повышались в течение января-августа 1999 года. Ежемесячные темпы роста за этот период составили почти 15 процентов. В конце года (сентябре-декабре) наблюдалось снижение цен на муку на территории области на 4-8 процентов ежемесячно.
На динамику цен на хлеб и муку существенное влияние оказывает изменение цен реализации сельхозпредприятий на зерновые, а также цены производителей в хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности. Так, цены реализации зерновых выросли за 1999 год в среднем по области в 2 раза, цены в хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности - в 2 и 2.5 раза соответственно.
График 6
Можно отметить, что существенный рост цен на муку и хлеб за 1999 год наблюдался во всех регионах России где ведется наблюдение за ценами.
Дифференциация цен на муку, хлеб, хлебобулочные изделия и отдельные крупы между обследуемыми районами по состоянию на конец декабря 1999 года составила 20-50 процентов.
Неоднозначно в течение прошлого года складывалась ценовая ситуация с крупами. В январе-апреле темпы роста цен на крупы были умеренные (в среднем 2.4 процента в месяц). Наибольший рост цен зарегистрирован на территории области в летние месяцы. Так, за июнь-август 1999 года цены на рис, пшено, гречку увеличились в 1.9-2.2 раза. В IV квартале цены на большинство круп снижались. Например, рис, гречка дешевели на 9-17 процентов ежемесячно.
Аналогичная динамика сложилась с ценами на макаронные изделия, когда в августе цены выросли за один месяц на 23.5 процента, а в конце года наблюдалось снижение.
Высокий рост цен на муку, макаронные изделия и крупы можно объяснить в том числе и инфляционными ожиданиями населения, которые проявились в повышении спроса на эти продукты.
Цены на плодоовощную продукцию за прошедший год увеличились в 1.6 раза, в том числе картофель по отношению к декабрю 1998 года стал дороже в 2.1 раза, свекла, морковь - в 1.5 раза.
Мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочная продукция за 1999 год подорожали на 30-35 процентов.
Необходимо отметить, что менее всего (в среднем на 7-15 процентов за год) выросли цены на куры, мясные консервы, маргарин, яйца.
Кроме того, за рассматриваемый период на отдельные продовольственные товары отмечено снижение цен. Так, за январь-декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года подешевели растительное и сливочное масло, сахар. Причем, цены на сахар за 1999 год снизились на 34 процента.
Для расчета такого социально-значимого показателя, как бюджет прожиточного минимума, используется стоимость набора из 25-ти основных продуктов питания. Анализ структуры этого набора показал, что по сравнению с предыдущим годом в 1999 году возросла доля хлеба, круп, макаронных изделий, а также плодоовощной продукции. Эти продукты питания занимают существенную долю потребительских расходов населения и цены на них увеличились в большей степени, чем на другие продовольственные товары.
График 7
Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в среднем по России за декабрь 1999 года составила 515.54 руб. в расчете на месяц и повысилась по сравнению с декабрем 1998 года на 32.9 процента ( в 1998 году - в 2 раза. )[9].
График 8
Стоимость набора важнейших продуктов питания по обследуемым городам и регионам России представлена в таблице 3:
По районам области, где велось наблюдение за ценами, в течение года наблюдалась дифференциация цен практически на все продукты питания. Причем, по сравнению с предыдущим годом, дифференциация несколько возросла. Например, по состоянию на 27 декабря 1999 года разрыв между минимальными и максимальными ценами на основные продукты питания по районам области по всем каналам реализации составил:
- на мясо, куры и колбасы: 1.2-1.8 раза;
- на молоко и молочную продукцию: 1.3-2.0 раза;
- на муку, хлеб и хлебобулочные изделия: 1.2-1.5 раза;
- на овощи: 1.4-2.0 раза.
Цены на алкогольную продукцию на территории РФ выросли на 42 процента, в том числе водка подорожала в среднем на 31.5 процента. Наибольший рост произошел на виноградные вина, а также коньяки и пиво отечественного производства - в 1.6-1.7 раза.
Цены на непродовольственные товары за 1999 год по отношению к декабрю предыдущего года возросли на 42.9 процента ( за аналогичный период прошлого года - в 2 раза ).
График 9
Наиболее значительно увеличились цены на бензин (в среднем в 2.5 раза). Причем, если в 1998 году темпы роста цен на бензин были значительно ниже темпов роста цен на другие промышленные товары, то в 1999 году ситуация изменилась - темпы роста цен на бензин почти в 1.8 раза превысили средний уровень подорожания непродовольственных товаров.
Более всего цены на бензин увеличились во II и III квартале 1999 года. Среднемесячные темпы роста цен за период с апреля по сентябрь прошлого года составили 17 процентов.
В IV квартале наблюдалось замедление темпов роста цен на бензин, а в декабре 1999 года цены даже снизились в среднем по области на 3.2 процента.
Изменение потребительских цен связано, прежде всего, с изменением цен производителей нефтеперерабатывающей промышленности.
График 10
За январь-декабрь 1999 года по отношению к декабрю 1998 года потребительские цены на бензин марки А -76 выросли в среднем в 2.7 раза, марки А-92 - в 2.4 раза.
По итогам за год на территории области значительно увеличились цены на отдельные стройматериалы (пиломатериалы необрезные, доски обрезные, шифер, рубероид, масляные краски) - в 1.8-2.4 раза.
Основные группы промтоваров: ткани, одежда и белье, трикотажные изделия, обувь, галантерейные товары, моющие средства, канцтовары, печатные издания подорожали в 1.5-2 раза.
Из наблюдаемых видов медикаментов, цены на которые повысились в среднем в 1.5 раза, более всего выросли цены на нитроглицерин (в 2.6 раза). Также выше среднего уровня подорожали валидол, эритромицин, анальгин отечественного производства, а также ундевит и аскорбиновая кислота (в 1.6-2 раза).
Анализируя инфляционные процессы на потребительском рынке регионов России в 1999 году можно отметить:
-снижение уровня инфляции на потребительском рынке по сравнению с 1998 годом;
-сглаженная динамика изменения цен на товары и услуги по сравнению с предыдущим годом.
В целом по России уровень инфляции за 1999 год составил 36.5 процента. Цены на продовольственные товары подорожали в среднем на 35.9 процента, непродовольственные товары - на 39.2 процента, тарифы на платные услуги, оказываемые населению, выросли на 34 процента.
Инфляция в феврале 2004 г.
5 марта т.г. Госкомстат РФ опубликовал данные об индексе потребительских цен в феврале 2004 г. В результате рост индекса потребительских цен в феврале т.г. по отношению к январю составил 1%. При этом больше других подорожали платные услуги населению (на 1,6%), самый низкий прирост цен наблюдался в группе непродовольственных товаров – 0,4%, а продовольственные товары стали дороже на 1,1%[10].
В целом с начала года потребительские цены в России увеличились на 2,8%, платные услуги населению – на 5,8%, непродовольственные товары – на 0,9%, а продовольственные товары – на 2,8%.
В группе продовольственных товаров наибольшее за февраль увеличение цен пришлось на хлеб и хлебобулочные изделия – 3%, а также макаронные изделия – 2,6%. Меньше всего подорожало подсолнечное масло и сахар-песок – на 0,1% каждая группа. Темп роста цен на плодоовощную продукцию в феврале 2004 г. снизился по сравнению с январем т. г. на 27% (или 3 процентных пункта). Следует отметить, что за аналогичный период 2003 г. снижение составило 31% (или 9 процентных пунктов).
По состоянию на конец февраля стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составила1137 руб. 90 коп. Февральское увеличение составило 1,9%, а с начало года его стоимость выросла на 5,3%.
Как уже отмечалось выше, увеличение цен на непродовольственные товары в феврале т.г. оказалось наименьшим среди всех групп. Наибольший рост цен в данной группе, составивший 0,7%, наблюдался на трикотажные изделия, а цены на телерадиотовары даже снизились на 0,1%. Тем не менее, по 16% наблюдаемых товаров прирост цен более чем в два раза превышал среднее изменение по группе.
В группе платных услуг для населения, по официальной информации Госкомстата РФ, наибольший рост цен продолжает оставаться в секторе жилищно-коммунальных услуг. Однако, по весьма загадочным причинам, официальные данные за февраль т.г. содержат изменения цен только на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, не позволяющие судить об изменении по группе в целом. Таким образом, в феврале 2004 г. Госкомстат РФ фактически перестал раскрывать информацию о динамике цен на жилищно-коммунальные услуги в целом.
Кроме того, достаточно высокие темпы роста цен наблюдались в услугах дошкольного воспитания – 4,4% и в медицинских услугах – 1,4%. Снижение цен наблюдалось только в группе услуг связи.
Базовый индекс потребительских цен в феврале вырос на 0,8%, увеличившись, таким образом, с начала года на 1,7%.
Вывод: Судя по официальным данным, в России ведется активная борьба с инфляционными процессами. Тем не менее, абсолютная непрозрачность методологии расчета инфляции и отсутствие единых стандартов представления данных, дает основания для предположения о наличии манипуляций расчетными показателями со стороны статистического ведомства
Заключение
Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:
1. рассмотрены теоретические особенности инфляции;
2. проведен анализ инфляционных процессов в экономике России.
По первому вопросу следует отметить, что изучая экономику, нельзя не затронуть тему инфляции, поскольку это явление чрезвычайно тесно вплетено в политическую и экономическую жизнь современного общества и впрямую связано с его денежными механизмами. Инфляция – это постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная ценность денежной единицы. Основные причины постоянного роста цен – нарушение нормального соотношения между количеством денег, которое в данный момент обращается в экономике и массой товаров, имеющиеся на рынке. Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин , таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизацией рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д.
По второму вопросу можно, отметить, что анализируя инфляционные процессы на потребительском рынке регионов России в 1999 году можно отметить: снижение уровня инфляции на потребительском рынке по сравнению с 1998 годом; сглаженная динамика изменения цен на товары и услуги по сравнению с предыдущим годом. Согласно официальным данным российской статистики в феврале 2004 г. наблюдается снижение темпов роста потребительских цен. Причем если в январе наибольший прирост цен пришелся на продовольственные товары, то в феврале платные услуги для населения подорожали больше остальных, что во многом и объясняет то, что по отношению к началу года в этой группе наблюдаются самые высокие темпы роста.
Список литературы
1. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «Владос», 1999.
2. Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н. Киселевой А.В. -Киров, 1999
3. Липсиц И.В., Любимов Л.Л. Раскрывая тайны экономики. – М.: «Вита-Пресс», 2001.
4. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс», 1999.
5. Экономический обзор. Развитие российской экономики в 1999. // ЭКО. – 2000. - №8. – с.9-14.
6. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика - М.: Дело, 1999.
7. Инфляция и антиинфляционная политика в России /Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000.
8. Вестник статистики. - 2000. - № 3-с 60.
9. Инфляционные процессы // Известия. – 2001. – 30 октября.
10. Безработица и инфляция в России // Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г.
11. Инфляции в РФ // Российский экономический журнал. - 2004. - № 5.
[1] Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «Владос», 1999. – с 49
[2] Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н. Киселевой А.В. -Киров, 1999 - с 146.
[3] С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика - М.: Дело, 1999. – с 121.
[4] Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс», 1999. – с 78.
[5] Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс», 1999. – с 79
[6] С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика - М.: Дело, 1999. – с 89.
[7] Вестник статистики. - 2000. - № 3-с 60.
[8] Вестник статистики. - 2000. - № 3-с 61.
[9] Безработица и инфляция в России // Санкт-Петербургские Ведомости № 02 (2391) от 5 января 2001 г. – с 21.
[10] Инфляции в РФ // Российский экономический журнал. - 2004. - № 5. – с 8.