Содержание

Введение………………………………………………………………………….

 3

1. Теоретические основы управления персоналом…………………………....

 5

  1.1. Социально-экономические основы  кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики…………………………………………………

 7

  1.2.  Личные факторы в управлении персоналом………………………….…

 9

  1.3. Основные направления перестройки работы кадровых служб в современных условиях…………………………………………………………..


11

2. Разработка структуры службы управления персоналом на предприятии ООО «Здоровье +»…………………………………………………………….…


14

  2.1. Характеристика организации и анализ проблемной ситуации………...

14

  2.2. Разработка структуры службы управления персоналом………………..

21

3. Оценка эффективности разработки организационной структуры службы управления персоналом………………………………………………………....


38

Заключение……………………………………………………………………….

39

Список используемой литературы……………………………………………..

41

Введение

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни  предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

В первой главе работы будут рассмотрены: понятие, сущность и основные особенности процесса управления персоналом.

Во второй главе будет проанализировано состояние структуры управления персонала в ООО «Здоровье +» и разработана новая структура службы управления персоналом.

Целью курсовой работы является комплексное изучение процесса управления персоналом в организации.

Объектом изучения является малое предприятие Общество с ограниченной ответственностью «Здоровье +». Предмет исследований в работе – служба управления персоналом.

Основными задачами работы являются:

1.               изучение теоретических основ процесса управления персоналом;

2.               исследование методологии процесса управления персоналом;

3.               разработка структуры службы управления персоналом для ООО «Здоровье +».

 

1. Теоретические основы управления персоналом

Планирование трудовых ресурсов относительно новое для большинства предприятий вид деятельности. До недавнего времени основное внимание уделялось планированию других экономических ресурсов (материальных, технических, финансовых и т.д.). Однако сейчас это пересматривается и одна из причин этого факта является то, что в последние годы предложение рабочей силы стало юридическим фактом деятельности многих  предприятий. Затраты на труд у многих фирм в настоящее время превратились в основную часть общих расходов, поэтому важно обеспечить максимальную эффективность использования трудовых ресурсов. Способность предприятия успешно решать названную выше задачу зависит от того, на сколько точно будут рассчитаны, а затем проконтролированы затраты на труд.[1]

Рабочая сила есть такой же ресурс как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:

-                     если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);

-                     наемный работник может отказаться от условий, на которых предприятие предполагает его использовать;

-                     работник может уволиться из предприятия по собственному желанию;

-                     работник может бастовать;

-                     работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;

-                     работники могут переучиваться;

-                     работники могут решать, что те или иные типы профессий для них социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.[2]

Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сот­рудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудниче­ства между членами коллектива и различными социальными группами.

Управление человеческими ресурсами предприятия включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности:

1.  Определение потребности в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы.

2.  Анализ рынка труда и управление занятостью.

3.  Отбор и адаптация персонала.

4.  Планирование   карьеры   сотрудников   фирмы,  их профессионального и административного роста.

5.  Обеспечение рациональных условий труда, в том числе благоприятной для каждого человека социально-психологической атмосферы.                                          

6.  Организация производственных процессов, анализ затрат и результатов  труда, установление оптимальных соотношений между количеством единиц оборудования и численностью персона различных групп.

7.  Управление производительностью труда.

8.  Разработка систем мотивации эффективной деятельности.

9.  Обоснование структуры доходов, степени их диффе­ренциации, проектирование систем оплаты труда.

10.Организация изобретательской и рационализаторской дея­тельности.

11.Участие в проведении тарифных переговоров между представителями работодателей и работополучателей.

12.Разработка   и   осуществление  социальной  политики предприятия.

13.Профилактика и ликвидация конфликтов.

Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.[3]

 


1.1. Социально-экономические основы  кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики


Результаты деятельности многих предприятий и накоплен­ный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффе­ктивности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей пер­спективе будут постоянно находиться в центре внимания руко­водства. В будущем с развитием научно-технического прогрес­са содержание и условия труда приобретут большее значение, чем материальная заинтересованность.

Внедрение достижений научно-технического прогресса в большинстве случаев определяется качеством рабочей силы и приводит к глубоким изменениям в трудовой деятельности че­ловека. Упраздняются старые и создаются новые рабочие мес­та, что вызывает структурные сдвиги на рынке труда. С одной стороны, создаются предпосылки сохранения определенного числа безработных, с другой стороны, перманентно испытыва­ется недостаток в квалифицированных кадрах, отвечающих тре­бованиям использования новых технологий.

Облик современного руководителя определяют представления о труде и вытекающие из них системы мотивации и отно­шения сотрудников к труду. Меняющиеся представления о содержании и характере труда, свободном времени и качестве жизни предъявляют новые требования к руководству кадрам. Все более важными становятся подготовка и непрерывное обу­чение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовь управленческих кадров всех уровней.

Предприятия сумеют выжить в жесткой конкурентной борь­бе, если их руководящий персонал сможет правильно и своевременно оценивать окружающий мир и тенденции общественного развития. Успешное управление кадрами прежде всего остается на систематическом учете и анализе влияния окружающего мира, адаптации производства к внешним воздействиям.[4]

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения. Дефицит квалифицированной рабочей силы, способной работать в новых условиях, обусловил отказ от понимания работы с кадрами, как только административной работы. Возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов, Складывается комплексное понимание кадровой политики как единства следующих мер:

1.  Обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;

2.  Создание мотивации работника на высокопроизводительный труд.

Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления фирмы: ее высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.

Большое значение в реализации кадровой политики имеют условия, общие положения трудового законодательства включают конституционные положения о свободе личности, гарантии собственности, свободе коалиций непроизвольные действия предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения. Прием сотрудников является компетенцией фирм и компаний.

Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем южно увидеть, что в выполнении функций руковод­им все большее значение приобретают стратегическое, однако сохраняются и классические традиционные работы с кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации, администрирование кадров.

1.2.  Личные факторы в управлении персоналом.

 

Межличностные различия и мотивация работников.

Сегодня при устройстве человека на работу его физические данные не имеют большого значения. Развитие технологии позволило значительно сократить ряд работ, для которых были необходимы физическая выносливость и сила. Возможно, что в банковском деле зрение является наиболее важным физическим фактором, хотя можно встретить банковских работников, которые, имея различные дефекты зрения, хорошо выполняют свою работу. Однако сегодня некоторые банки все же настаивают на проведении медицинского обследования поступающих на работу.

Умственные способности личности могут быть определены как способность эффективно использовать свой интеллект – сумму общих умственных функций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем, способность вступать во взаимные отношения. В некоторой степени успешное обучение и сдача экзаменов могут гарантировать определенный уровень умственных способностей, хотя некоторые работодатели могут дополнительно потребовать от предполагаемых кандидатов решить тесты на проверку уровня интеллекта, а также склонностей характера.

В контексте подбора на работу личные свойства обычно означают комбинацию эмоций, мотивации, интересов и социальных пропорций; другими словами, если приравнять это к личным качествам, это степень обаяния и влияния на людей. Если бы вас попросили описать индивидуальность тех, кого вы хорошо знаете, вы, скорее всего, стали бы описывать их поведение при различных обстоятельствах, характеризуя их как обаятельных, терпимых, предприимчивых, воодушевленных, дружелюбных, действующих согласованно, честных, надежных и т. д. Многие из этих характерных черт могут варьироваться в зависимости от ситуации; например, кто-то может демонстрировать покорность, имея дело с боссом, но проявлять деспотизм по отношению к подчиненным. Существуют различные тесты для определения характерных черт индивидуума, но обычно тесты не считаются хорошими предсказателями успеха в будущей работе.

ТЕОРИЯ «Х» И ТЕОРИЯ «У»

Раньше считали, что если человек уже имеет работу ,то он, скорее всего, ленив, избегает ответственности, действуют несогласованно и часто бывает довольно глупым (Дуглас Мак-Грегори назвал это теорией «Х»). Но исследования продолжались, и появилась более обнадеживающая точка зрения на природу человека, которая предполагала, что в подходящих условиях большинство людей могут значительно увеличить свою значимость; они не только избегают ответственности, но и сами ищут ее. Такая точка зрения видит работу не наказанием, а естественной функцией человека; нововведения и творчество присущи всем людям, а не ограничивается узким классом «управленцев». Это теория «У» Мак-Грегори.

Очевидно, что это наиболее современная точка зрения на работающего человека справедлива только в случаях максимально полного вовлечения работника в производство и получение им наибольшей выгоды.

МОТИВАЦИЯ.

Мотив – это побуждение воли; соображение и чувства, которое побуждает действовать, а мотивация – сила мотива, стимула.

Под мотивацией в смысле менеджмента мы подразумеваем стимулы, которые организует одного или группу работников целиком отдаться работе, причем это происходит добровольно, для блага организации или для реализации имеющихся программ.

Для разных людей существуют разные стимулы. Когда вы окончили школу или университет и получили первую работу, самым действительным стимулом для вас скорее всего было назначенное жалование – реальные деньги, которые вы сможете тратить без необходимости постоянно просить родителей оплачивать ваши расходы. Позже очень действенным стимулом вашей деятельности будет продвижение по службе и, возможно, машина компании, которой вы сможете пользоваться.

Взглянем на это с другой стороны, назовем это демотивацией. Что заставит вас оставить имеющуюся работу? Возможно, уменьшение зарплаты на 1/3 от сегодняшней, такое увеличение рабочего дня, что вы никак не можете быть дома раньше 11 часов вечера и совсем не видитесь с семьей. Если босс начинает публично отчитывать вас за каждую ошибку в офисе, даже если она никак к вам не относится, или распространять слухи о вашей личной жизни – все это может послужить причиной для того, чтобы потерять всякий интерес к работе. [5]

1.3. Основные направления перестройки работы кадровых служб в современных условиях

Повышение роли кадровых служб продиктовано общими объективными обстоятельствами:

1. Сегодня существенно изменились условия, вторых кадровая служба развивается. Эти изменения связаны с переходом устойчивого во времени дефицита трудовых ресурсов к их избытку. Главными резервами становятся лучшее использование кадров, оптимальное их распределение по рабочи местам, возрастание нагрузки на каждого члена коллектива. Сокращение численности персонала — важнейший рычаг прения эффективности производства на первом этапе переход ры­ночной экономике.

2. Уменьшение численности работников должно быть компенсировано большей интенсивностью труда, а значит более высокой квалификацией работника. В связи с этим встает ответственность кадровых служб в выборе направления квалификационного роста работников, в повышении эффективности форм обучения и стимулирования их труда.

3. Реализация перестройки кадровой политики на предприятии влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем.

Ныне кадровые службы не отвечают уже новым требованиям кадровой политики. Их деятельность ограничивается в ос­новном решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. Отсутствует на предприятиях и единая система работы с кадрами, прежде всего система научно обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения работников в соответствии с их деловыми и личными качествами. Структура кадровых служб, качественный состав и уровень оп­латы труда их работников не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. В стране практически не ведется подготовка специалистов для работы в кадровых службах.

Перестройка деятельности кадровых служб должна осуществляться в следующих направлениях:

·     обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования кадрового по­тенциала на основе управления всеми компонентами человече­ского фактора: от трудовой подготовки и профориентации мо­лодежи до заботы о ветеранах труда;

·     широкое внедрение активных методов поиска и целенапра­вленной подготовки, нужных для предприятия и отрасли работ­ников. Основной формой привлечения необходимых специали­стов и квалифицированных рабочих для предприятий должны стать договоры с учебными заведениями. Актуальна опережаю­щая подготовка рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства, что требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров;                                  

·     планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях;

·     активизация деятельности кадровых служб по стабилизации  трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности работников на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов;

·     обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, что требует от работников по кадрам соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций:

·     переход от преимущественно административно-командных  методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и их расстановки, широкой гласности в кадровой работе. Кадровые службы предприятий в современных условиях становятся органами организационно-методического обеспе­чения выборности и конкурсности, периодической отчетности должностных лиц перед трудовыми коллективами, что потребу­ет от работников по кадрам умения применять методы психо­логического тестирования, социологические методы изучения общественного мнения, оценки изучаемого кандидата на вы­движение его коллегами, подчиненными и др.;

·     укрепление кадровых служб квалифицированными специа­листами, повышение их авторитета, в связи, с чем становится актуальным создание системы подготовки специалистов для кадровых служб, их переподготовки и повышения квалифика­ции;

·     обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее материально-технической и информацион­ной базы. Целесообразно в связи с этим определить в отраслях и регионах те научные организации и консультационные бюро (фирмы), которые будут разрабатывать кадровые проблемы, оказывать практическую помощь кадровым службам.[6]

2. Разработка структуры службы управления персоналом на предприятии ООО «Здоровье +»

2.1. Характеристика организации и анализ проблемной ситуации

Общество с ограниченной ответственностью «Здоровье +» представляет собой фармацевтическую фирму, распространяющую различные лекарственные средства на территории Сибири.

Уставный капитал сформирован из долей участников-учредителей, между которыми заключен учредительный договор и имеется Устав организации.

Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО «Здоровье +» он является единоличным в лице генерального директора.

Отрасль деятельности – торговля.

Потребителями продукции ООО «Здоровье +» являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население).

ООО «Здоровье +» возникло в 1994 году. Миссия организации. заключается в следующем: обеспечение индивидуальных заказчиков и жителей Новосибирска и Сибирского региона качественной недорогой фармацевтической продукцией.

Сегодня «Здоровье +»  – стабильно работающее предприятие города, продукцию которого хорошо знают не только в Новосибирской области, но и по Алтайскому краю, Томской, Кемеровской области.

На настоящий момент ООО «Здоровье +» занимается распространением лекарственной продукции через развитую сеть аптек, которые расположены в крупных городах Сибирского региона.

На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Здоровье +»



 





















         Рис.1. Организационная структура управления ООО «Здоровье +»


Таблица 1

Штатное расписание ООО «Здоровье +»

Наименование должности

Должностные оклады

Кол-во штатных единиц

Годовой фонд зарплаты

1

2

3

4

5

1

Генеральный директор

10 000

1

120000

2

Директор по сбыту

9 000

1

96000

3

Директор по маркетингу

8 000

1

96000

4

Главный бухгалтер

7 000

1

96000

5

Директор по снабжению

8500

1

102000

6

Отдел сбыта

6 000

5

360000

7

Отдел маркетинга

5 000

6

360000






Окончание табл.1

1

2

3

4

5

8

Отдел работы с клиентами

5 000

3

180000

9

Отдел инноваций

7 000

2

168000

10

Отдел по продвижению товара

5 000

4

240000

11

Финансовый отдел

5 000

2

120000

12

Отдел снабжения

6 000

5

360000


Итого

-

32

2298000


Общее собрание учредителей занимается координацией работы исполнительного органа – генерального директора.


Генеральный директор следит за исполнение распоряжений, приказов, устанавливает нормы, правила работы торгового предприятия, заключает договора с поставщиками, координирует работу всех филиалов фирмы.


Директор по сбыту продукции контролирует работу сбытового отдела.


Директор по маркетингу координирует работу маркетингового отдела, который занимается анализом рыночной ситуации, разработкой рекламных компаний, позиционированием товара на рынке, поиском новых потребителей, разработкой различных инноваций в деятельности ООО «Здоровье +».

Главный бухгалтер:

§  производит выплату заработной платы;

§  производит начисления;

§  составляет отчет по финансовой деятельности;

§  обрабатывает информацию и своевременно предупреждает о негативных явлениях в финансовой деятельности;

§  мобилизует внутрипроизводственные резервы и эффективно их использует.


Директор по снабжению возглавляет отдел снабжения, в обязанности которого входит организация своевременной поставки товаров со склада в торговые точки – аптеки.


ООО «Здоровье +» занимает достаточно значительную долю рынка лекарственных товаров. В таблице 2 представлено долевое распределение крупнейших участников рынка фармацевтических товаров.


Таблица 2

Наиболее крупные фармацевтические  фирмы, действующие на рынке Сибирского региона


 
Название фирмы

Доля рынка, %

2001

2002

2003

1

2

3

4

ООО «Здрава»

1,2

1,1

1,0

«Биком»

4,4

4,3

4,2

Сеть аптек «Витаминка»

2,4

2,2

2,2

«АВИЦЕНА-ИВ»

2,7

2,6

2,6

«Тонус»

2,7

2,8

2,7

ЗАО «Медпрепараты»

3,4

3,5

3,5

«Поколение»

3,9

4,0

3,9

«Фито-центр»

5,0

4,9

4,9

ООО «Академфарма

1,3

1,5

1,6

ООО «АКТА»

4,7

5,0

5,1

ЗАО «СИБМЕДДИЗАЙН»

5,1

5,3

5,4

36,60

1,4

1,5

1,4

ТОО «АРКАДА»

4,8

4,7

4,7

ООО «АИР»

0,8

0,8

0,8

АОЗТ  «АСПЕКТ ПЛЮС»

5,2

5,1

5,0

«Вектор-бест»

2,1

2,0

1,8

«Кронт-Восток»

1,5

1,3

1,2

«Антигрипп»

3,3

3,1

3,2

«Кроэксфарм»

5,7

5,8

5,8

ООО «МЕДМЕТ»

1,4

1,4

1,5





Окончание табл. 2

1

2

3

4

АОЗТ «Новофарм»

1,4

1,3

1,4

«СИБФАРМ»

6,1

6,2

6,3

ООО «НИКОМЕД»

5,6

5,8

5,8

ООО «Здоровье +»

4,1

5,2

6

АОЗТ «Микс»

3,0

2,9

3,0

ЗАО «Россиб фармация»

2,4

2,3

2,4

«Сибмедфарм»

1,6

1,5

1,5

АОЗТ «Фармакон»

3,0

2,9

3,0

ООО «ПАРМИС»

2,6

2,6

2,5

«ФАРМАКОН-АЛЛ»

2,4

2,5

2,5

МУП «Фармация»

3,6

3,5

3,5


100,0

100,0

100,0


Таким образом, ООО «Здоровье +» является одним из лидеров фармацевтического рынка Сибирского региона, и доля предприятия выросла за 2001-2003гг (рис.1.).

В таблице 2 представлены общеэкономические показатели деятельности ООО «Здоровье +» в динамике по годам: 2001 – 2003гг.

Таблица  3

Система общеэкономических кадровых показателей в ООО «Здоровье +»

Наименование показателя

Ед. изм.

Динамика по годам

2001

2002

2003

1

2

3

4

5

6


Общеэкономические показатели





1.

Объем продаж

млн. руб.

14,5

19,6

22,5

2.

Величина основных фондов

млн. руб.

8,45

9,12

9,12

3.

Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения

%

69,5

70,3

72,6

4.

Производительность труда

млн. руб.

0,64

0,79

0,75

5.

Прибыль

млн. руб.

2,1

2,8

3,2













Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

6.

Удельный вес фонда потребления в прибыли

%

31

35

40

 

Кадровые показатели

 

 

 

 


 





7.

Численность персонала, всего

в том числе по категориям:

чел.

20

28

32


- Руководители

чел.

3

4

4


- Специалисты

чел.

17

22

28

8.

Текучесть кадров

чел.

0

2

1

9.

Образовательный состав персонала:

чел.





- средне специальное


2

2

4


- незаконченное высшее


3

3

5


- высшее


12

11

16

10.

Возрастной состав персонала:

чел.





- до 18 лет


0

2

1


- 18-25 лет


5

6

7


- 26-36 лет


4

9

8


- 37-50 лет


5

4

6


- свыше 50 лет


2

1

0

11.

Средний возраст работающих

лет

32,1

33

31

12.

Структура персонала по полу:

%





- женщин


51

53

48


- мужчин


49

47

52

13.

Распределение персонала по стажу:

чел.





- до 1 года


2

2

2


- 1-3 года


5

6

5


- 3-5 лет


6

7

8


- 5-10 лет


2

2

3


- более 10 лет


1

2

2

14.

Уровень профессиональной подготовки (для руководителей и специалистов)

%





- высшее образование


87,5

89,5

90


- среднее специальное


12,5

10,5

10


- практики


0

0

0

 

Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности

 

 

 

 

15.

Фонд заработной платы

тыс. руб.

118,1

124,5

129,5

16.

Средняя заработная плата на одного работника

тыс. руб.

6,32

7,0

7,3







Окончание табл. 3

1

2

3

4

5

6

17.

Затраты на обучение персонала, повышение квалификации (в месяц)

тыс. руб.

15,84

19,35

26,58

18.

Затраты на осуществление льгот для персонала (в месяц)

тыс. руб.

49,36

51,29

68,34

19.

Количество прогулов на одного работника

час.

1,8

1,3

0,8



Рис. 2 Доля продаж ООО «Здоровье +» на фармацевтическом рынке Сибирского региона.

Но нами было выяснено, что в ООО «Здоровье +» существуют некоторые проблемы в области организации управления персоналом. Проблема заключается в том. Что работники предприятия не довольны кадровой политикой руководства. Компании необходимо разработать структуру работы службы управления персонала.

2.2. Разработка структуры службы управления персоналом

В связи с возникновением проблемной ситуации компании необходимо пересмотреть трудовой (коллективный) договор.

Мы предлагаем разработать Положение о заключении трудовых коллективных  договоров на предприятии. И уже на основании этого положения строить организационную структуру службы управления персоналом.


Общие положения.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий трудовые, социально экономические и профессиональные отношения между работодателем (его администрацией) и работниками на предприятии, т.е. трудовым коллективом.

Уровень активности трудового коллектива в разработке, обсуждении и выполнении коллективного договора влияет и на его эффективность в решении вопросов труда, быта, социального развития трудового коллектива. Коллективный договор ныне является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретным условиям данного производства и трудовому коллективу. Он имеет смешанную юридическую природу, поскольку коллективный договор – правовой акт, устанавливающий согласие работодателя (администрации) и работников (трудового коллектива) как социальных партнеров на конкретном производстве, в котором закрепляются локальные нормы, повышающие социальные гарантии. Следовательно, коллективный договор – это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне предприятия между работниками и работодателями. Он является также морально-политическим актом, так как определяет и условия поведения сторон.

Коллективный договор ООО «Здоровье +» является документом, гарантирующим защиту прав и интересов различных профессиональных групп трудящихся предприятия. Администрация, согласно деятельности предприятия и его организационных структур, признает профсоюзный комитет в качестве единственного и полномочного представителя трудового коллектива в коллективных переговорах по вопросам регулирования трудовых отношений, норм труда и оплаты труда, условий найма, социальных льгот и гарантий работников.

Из понятия коллективного договора видно, что это двусторонний договор. Одной его стороной является коллектив работников в лице одного или нескольких профсоюзов, если на данном производстве не один профсоюз. Когда со стороны работников выступают одновременно несколько профсоюзов, то ими формируется объединенный представительный орган для переговоров, разработки единого проекта и заключения необходимого коллективного договора. Единый проект обсуждается в подразделениях предприятия, дорабатывается с учетом их замечаний и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Стороной договора является трудовой коллектив.

Если согласия в объединенном представительном органе не достигнуто, то общее собрание трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Таким образом, и в этом случае стороной коллективного договора является весь трудовой коллектив предприятия, за ним последнее слово. Его собрание может принять коллективный договор, даже если представители одного из профсоюзов и не согласны с ним. Закон дал здесь право трудовому коллективу решать вопрос окончательного принятия одного из представленных проектов коллективного договора.

Профсоюз вправе также самостоятельно вести переговоры и заключать коллективные договора от имени представляемых им работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающие специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Такое приложение является неотъемлемой частью коллективного договора.

Второй стороной коллективного договора является работодатель (независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности данного производства и численности в нем работников) непосредственно или уполномоченный им представитель (директор) со своей администрацией.

От сторон коллективного договора надо отличать субъектов-исполнителей, указанных в коллективном договоре как ответственных выполнение конкретного обязательства по данному договору.

Следовательно, в коллективном договоре есть следующие обязанные по нему субъекты:

-                   работодатель как собственник производства и сторона договора;

-                   его представитель, администрация во главе с директором, управляющим и руководителем;

-                   трудовой коллектив как сторона договора;

-                   профсоюз как представитель трудового коллектива работников;

-                   субъекты-исполнители по отдельным обязательствам.

На комбинате договаривающиеся стороны признают, что экономическая стабильность предприятия и благополучие членов коллектива взаимосвязаны и следовательно, заинтересованы в создании для этого оптимальных условий. В случае возникновения конфликтных ситуаций, они будут разрешаться посредством прямых и открытых переговоров в соответствии с действующим законодательством. Если условия хозяйственной деятельности или положение рабочих ухудшится в связи с изменением законодательства, договор может быть пересмотрен с согласия сторон.

На срок действия договора, при выполнении администрацией всех его положений, профсоюзная организация обязуется не объявлять забастовок, бойкотов или замедления темпов работы предприятия.

Современный коллективный договор является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, создание локальных норм трудового права, с одной стороны, а с другой, он является актом участия работников, их трудового коллектива в управлении предприятия, поскольку может развивать производственную демократию, участие работников в местном правотворчестве. В нем соединяются и отражаются интересы работников и работодателей, поскольку коллективный договор представляет консенсус интересов социальных партнеров на производстве. В этом правовая, экономико-социальная и политическая роль коллективного договора. Его значение в переходный период возрастает. Коллективный договор может восполнять своими локальными нормами проблемы трудового законодательства, повышать гарантии трудовых прав работников, улучшать охрану труда и социально-бытовые условия, может также нацеливать на уважение и развитие трудовых традиций данного предприятия.

Коллективный договор выступает как средство воспитания дисциплины труда, добросовестного отношения к труду, предусматривает меры материального поощрения высококачественного труда и меры воздействия на нарушителей коллективного договора. Производственное, народнохозяйственное значение коллективного договора в том, что он направлен на совершенствование производства, улучшение качества продукции, повышение производительности труда. Таким образом, коллективный договор имеет правовое, социально-экономическое, политическое, производственное и воспитательное значение.

На комбинате администрация настоящим признает профсоюзный комитет единственным и исключительным представителем всех работников в коллективных переговорах об оплате труда, продолжительности рабочего времени, решении социальных проблем и других условий коллективного договора.

Профсоюзный комитет «Здоровье +» обязуется:

1.               предоставлять и защищать законные интересы членов профсоюза;

2.               осуществлять контроль за выполнением условий коллективного договора, принимать меры, обеспечивающие выполнение двухсторонних обязательств;

3.               защищать интересы трудового коллектива при распределении фондов предприятия, других социальных благ;

4.               проводить работу по предупреждению и урегулированию трудовых споров (конфликтов) между членами трудового коллектива и администрацией;

5.               оказывать юридическую и материальную помощь членам профсоюза;

6.               направлять средства социального страхования на выплату всех видов пособий и пенсий, отдых работников и его членов семьи;

7.               приобретать путевки для санаторного лечения работников и для отдыха их детей.

К Новому году приобретать подарки для детей и проводить утренники; осуществлять сбор и учет членских профсоюзных взносов, приобретать ценные подарки для поздравления вступающих в брак работников; оказывать материальную помощь членам профсоюза; вести постоянный учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении; проводить анализ заболеваемости; премировать лучших профсоюзных активистов.

Рабочие, руководители, специалисты и служащие обязуются: качественно и в срок выполнять производственные задания, бережно относиться к государственному имуществу, осуществлять правильную эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, наблюдать внутреннюю трудовую дисциплину, выполнять приказы, распоряжения администрации.

Сроки действия договора:

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания и действует в течении календарного года до подписания нового договора.

К коллективному договору прилагаются следующие документы:

-                   нормативные документы по оплате труда;

-                   перечень дополнительных средств защиты работающих;

-                   соглашение по охране труда;

-                   план мероприятий по укреплению материально-технической базы.

         При несчастном случае по вине предприятия единовременная компенсация работника составляет: в случае гибели работника или получения увечья по вине предприятия его семье выплачивается единовременное пособие в сумме его утраченного среднего заработка с момента гибели до пенсионного возраста (согласно закону об охране труда).

Администрация бесплатно обеспечивает трудящихся средствами защиты в соответствии с типовыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

Администрация обязуется выдавать моющие средства для стирки спецодежды на предприятии, где нет централизованной стирки.

Содержание договора (контракта).

Содержание коллективного договора – это все его условия, о которых стороны договорились при его заключении. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

Примерный перечень вопросов, по которым могут включаться взаимные обязательства сторон:

-                   Оплата труда – форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, компенсации и доплаты, механизм регулирования оплаты с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, установленных коллективным договором.

-                   Обеспечение занятости – занятость, переобучение, условия высвобождения работников.

-                   Рабочее время и время отдыха – их продолжительность, отпуска, льготы для совмещающих работу с обучением.

-                   Охрана труда – улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи.

-                   Контроль за выполнением коллективного договора, социальное партнерство, ответственность его сторон, обеспечение гарантий деятельности профсоюзов.

ОПЛАТА ТРУДА.

Администрация и трудовой коллектив совместно направляют свои усилия на достижение расчетных экономических и финансовых показателей, обеспечивающих нормальную хозрасчетную деятельность предприятия.

К коллективному договору прилагается: порядок образования фондов потребления, порядок образования средств на оплату труда, форма оплаты и стимулирования труда (размеры тарифных ставок и окладов, применяемых надбавок и доплат при наличии средств, льготы и компенсации).

Минимальные размеры тарифных ставок и окладов на предприятии устанавливаются не ниже утверждаемых Указом Президента РФ и меняются параллельно росту стоимости жизни. Суммы премии максимальными размерами не ограничиваются при наличии средств.

Каждому вновь принятому работнику разъясняются условия оплаты труда. О введении новых норм выработки и об изменениях оплаты труда, администрация извещает работников предприятия не позднее 2-х месяцев.

Администрация обязуется:

1.               Оплату труда рабочих, руководителей, специалистов производить согласно штатного расписания.

2.               Доплата рабочим в зависимости от условий труда производить согласно перечня конкретных работ и рабочих мест.

3.               Открывать каждому вновь принятому рабочему трудовую книжку. По требованию, за каждый месяц выдавать расчетные листки с указанием размера зарплаты.

4.               Премирование и вознаграждение кандидатов производить в соответствии с утвержденными положениями.

5.               Не допускать задержку выплаты зарплаты. В исключительных случаях выдавать отдельным работникам внеплановые авансы в счет зарплаты в размере не более месячного заработка по согласованию с профсоюзным комитетом. Установить сроки выплаты зарплаты 15 числа каждого месяца.

6.               Знакомить всех поступающих на предприятие с правилами внутреннего распорядка.

7.               Строго следить, чтобы установленная продолжительность рабочего дня соблюдалось всеми работниками. Обеспечить строгий учет явки на работу, опозданий, отлучек и т.п.

8.               Применять в отношении нарушителей трудовой дисциплины: прогульщиков, пьяниц, а также за разглашение коммерческой тайны все имеющиеся воздействия: лишение премий, годового вознаграждений, лишение льготных путевок и другие меры вплоть до увольнения.

Профсоюзный комитет обязуется: осуществлять систематический контроль за соблюдением законодательства по зарплате, за правильное применение премиальных положений. Контроль за соблюдением больничного режима. Систематически проверять правильность расчетов по зарплате и ее выплате.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ.

Администрация обязуется обеспечить полную и стабильную занятость рабочих на предприятии в соответствии с их профессией, квалификацией и коллективным договором.

Администрация уведомляет профсоюзный комитет о намерении изменить структуру, что может повлечь за собой увольнение работников или временное освобождения от работы не позднее чем за 2 месяца.

В случае сокращения рабочих мест администрация обязуется принять меры по их воссозданию за счет расширения производственной деятельности в целях их трудоустройства.

Стороны, подписавшие настоящий коллективный договор обязуются совместно решить вопросы высвобождения кадров в случае реорганизации, ликвидации предприятия, передвижения кадров, совершенствования оплаты и условий труда.

Администрация обязуется не принимать дискриминационных мер при приеме и увольнении в отношении женщин с малолетними детьми, лиц с ограниченной трудоспособностью, а также молодых специалистов.

При увольнении работников по условиям экономической целесообразности персональный состав увольняемых и условия увольнения предварительно согласовываются с профсоюзным комитетом.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА.

Режим рабочего времени:

Предусматриваются особенности режима работы для различных категорий работников (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели).

Отпуска:

Ежегодный отпуск для рабочих и служащих устанавливается не менее 24 рабочих дней.

Представлять работникам кратковременный оплачиваемый отпуск в случаях:

1) собственной свадьбы, дочери, сына – 3 дня;

2) рождения ребенка отцу – 2 дня оплачиваемые;

3) ухода за тяжело больными членами семьи (без оплаты) на основании медицинских справок;

4) смерти близкого родственника – 3 дня;

5) собственный день рождения – 1 день оплачиваемый;

6) провожание в Армию сына – 1 день оплачиваемый.

Расходы на оплату этих отпусков производится за счет средств, направленных на оплату труда.

Администрация предоставляет новостройщикам до 2-х месяцев отпуска без содержания для строительства индивидуального жилого дома (до 3-х лет с начала строительства).

Доплаты, надбавки, льготы и компенсации:

В зависимости от условий труда работникам устанавливаются доплаты:

-                   за работу в ночное время в размере 100%, охранникам – 50%;

-                   за работу в тяжелых и вредных условиях труда на основании аттестации рабочих мест – 12%, особо вредных условиях труда – 24%;

-                   за работу в выходные дни – 100%;

-                   за работу в праздничные дни – 100%.

Надбавка учитывается при начислении премии, пособий по социальному страхованию, отпускные.

При отсутствии средств на счету предприятия администрация обязуется в указанные сроки обеспечить выплату зарплаты на уровне государственных гарантий оплаты труда в соответствии с Указом Президента РФ.

Всем работникам, работающим по скользящему графику доплачивается за переработанные часы, согласно законодательству.

Лицам, ответственным за составлением табеля учета рабочего времени, указывать количество переработанных часов.

Охрана здоровья, социальное обеспечение.

Администрация обязуется выделять средства для приобретения путевок в дома отдыха и санатории.

Оплата за счет средств предприятия должна составлять не менее: санаторные – 90%, туристические – 80% стоимости путевки. Санаторные путевки распределяются профсоюзным комитетом в строгом соответствии рекомендацией врача. Для премирования лучших работников выделять средства на приобретение туристических путевок при наличии денежных средств.

Стороны признают, что без создания условий жизни, быта и отдыха рабочих невозможна максимальная эффективность производства, социального благополучия коллектива предприятия.

В этих целях предприятие обязуется при уходе на пенсию выплачивать единовременное пособие в размере 3-х месячного оклада.

 ОХРАНА ТРУДА.

Администрация принимает на себя обязанность обеспечивать здоровье и безопасность условий труда, производственного быта в соответствии с требованиями нормативных документов по охране труда и информировать трудовой коллектив о состоянии условий труда. На эти цели из средств предприятия выделяется 2% от фонда потребителя.

Стороны признают своей обязанностью сотрудничать в деле сохранения здоровья и безопасности труда, и считают управление охраны труда неотъемлемой частью производственного процесса, который предусматривает:

-                   регулирование отношений в области охраны труда женщин и молодежи в соответствии с законодательством;

-                   организацию и ведение производственного процесса с обязательным соблюдением всех нормативных требований;

-                   обучением вопроса охраны труда рабочих массовых профессий, а также руководителей и специалистов;

-                   организацию медицинских осмотров работников;

-                   ответственность работников за нарушение требований, норм и правил по охране труда;

-                   материальное стимулирование работников за работу без травм и аварий;

-                   функциональные обязанности и ответственность руководителей и должностных лиц в вопросах охраны труда;

-                   осуществление всех работ в строгом соответствии с требованием правил техники безопасности и производственной санитарии, проводить своевременное обучение и инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии рабочих, ИТР, служащих;

-                   провождение систематической работы по повышению культуры производства, улучшению условий труда рабочих, повседневное осуществление контроля по технике безопасности;

Информирование трудящихся.

Администрация обязуется:

·                  систематически информировать членов коллектива о финансовом положении, а также решение вопросов труда социального развития;

·                  проводить систематически совместно с профкомом рейды проверки по сохранности материальных ценностей и эффективности использования резервов производства;

·                  информировать членов коллектива о своих решениях по различным вопросам.

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляет комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон.

Стороны, подписавшие коллективный договор, один раз в пол года отчитываются о его выполнении на профсоюзном собрании.

Представители администрации и профсоюзного комитета, подписавшие коллективный договор, несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств.

Должностные лица и отдельные работники, виновные в невыполнении конкретных обязательств по коллективному договору, несут ответственность в порядке, установленном законом.

Трудовой коллектив и профсоюз не несут юридической ответственности по коллективному договору. Они за невыполнение его условий несут лишь морально-политическую ответственность.

Работодатель и должностные лица его администрации за невыполнение условий коллективного договора несут правовую ответственность вплоть до  освобождения руководителя от должности по требованию профсоюзного органа.

Все условия коллективного договора по их характеру могут быть классифицированы по трем следующим видам:

1.               Нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и т.д. Эти условия применяются каждый раз к тем работникам, кто имеет по договору право на них. Действуют эти условия весь период существования коллективного договора. С расширением ныне договорных начал регулирования труда нормативные условия коллективного договора все более расширяются.

2.               Обязательные условия предоставляют конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и их субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а за тем погашаются выполнением. Большая часть обязательных условий в коллективном договоре, как правило направлено на улучшение охраны труда и бытового обслуживания работников.

3.               Организационные условия. Это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке исполнения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение ответственности коллективного договора.

Все условия коллективного договора могут лишь улучшать, по сравнению с законодательством, условия труда работников. Условия, ухудшающие их, считаются недействительными.

В течении срока действия коллективного договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном в коллективном договоре, а если он не определен, то в порядке, установленном законом для заключения коллективного договора, с утверждения общего собрания (конференции) трудового коллектива. Закон установил определенные гарантии для трудового коллектива при ликвидации предприятия, предусмотрев, что претензии трудового коллектива по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Ликвидационная комиссия по согласованию с профсоюзом определяет размер их средств для трудового коллектива и распределяет их по подразделением и среди работников.


Прекращение действия договора (контракта).

При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение 3-х месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего. При пересмотре коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и других условий, предусмотренных прежним коллективным договором. Необоснованный отказ в заключении коллективного договора с трудовым коллективом приватизируемого предприятия или невыполнение требования о социальных гарантиях их работников может повлечь наложение штрафа на виновное должностное лицо в размере от 10-ти до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда. Но штраф не освобождает его от выполнение соответствующих обязанностей. При ликвидации предприятия коллективный договор действует в течении всего срока проведения ликвидации.

Прекращение договора – это акт прекращения трудовых правоотношений работника с администрацией. Отстранение работника от работы еще не прекращает само по себе трудовое правоотношение, здесь лишь приостанавливается выполнение работником его трудовых функций по коллективному договору, с приостановкой выплаты за это время зарплаты. Прекращение коллективного договора с отстраненным работником возможно лишь по общим основаниям, предусмотренном законом. Так, работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии, администрация не допускает к работе в этот день, т.е. отстраняет от работы на этот день. В иных случаях закон, как правило, не предоставляет право администрации самой отстранять работника от работы, исключения предусматривают лишь некоторые уставы от дисциплины.

Прекращение договора может наступить лишь тогда, когда есть для этого законные основания.

Основаниями прекращения договора являются также жизненные обстоятельства, которые признаются законом как юридические факты для прекращения договора.

Само по себе наличие основания увольнения не прекращать трудового правоотношения. Для этого необходим определенный юридический акт как действие соответствующего лица (приказ администрации или заявление работника), оформленный в установленном законом порядке и отражающий волю стороны договора на его расторжение. И наличие основания для увольнения по инициативе администрации не обязывает ее увольнять работника, а дает ей лишь право на увольнение с соблюдением соответствующего порядка. Строгая регламентация законом оснований прекращения договора и порядка увольнения работников по каждому из оснований является важной юридической гарантией права на труд.

Прекращение коллективного договора правомерно в следующих случаях:

·                  есть указанные в законе основания;

·                  соблюден определенный порядок увольнения работника по данному основанию;

·                  имеется юридический акт прекращения трудовых правоотношений.

Все основания увольнения по субъектам, к которым они применяются, делятся на общие и дополнительные.

1). Основаниями прекращения контракта являются:

-                   соглашение сторон коллективного договора. Это основание характеризует договорной характер коллективных отношений, которые устанавливаются по соглашению сторон. И соглашением сторон могут прекращаться. На практике данное основание прекращения коллективного договора применяется в тех случаях, когда стороны досрочно прекращают срочный коллективный договор. Законодательство не указывает каких-либо причин, организовывающих возможность такого соглашения, и при прекращении договора с неопределенным сроком. Это основание увольнения указывается в трудовой книжке в случае, если контрактом предусмотрено увольнение в соответствии с указанным в Законе.

Если стороны согласились прекратить договор, то он прекращается в любое время. Аннулирование этой договоренности может иметь место лишь при взаимном соглашении администрации и работника.

-                   истечение срока договора, заключенного на срок до 5-ти лет или на время выполнения определенной работы. Сам факт истечении срока, окончания обусловленной работы не прекращает договор, если работник продолжает работать. Для его прекращения и здесь необходимо действие одной из сторон коллективного договора, выражающее ее волю на прекращение договора.

Если истечении срока договора или окончании обусловленной работы трудовое отношение фактически продолжается и ни одна из сторон не требует его прекращения, то договор признается продолжительным на неопределенный срок.

-                   призыв или поступление работника на военную службу. За призванным сохраняется право поступления в то же предприятие по возвращении из армии. Если призванный освобожден в течение трех месяцев со дня призыва от службы в армии, то ему должна быть предоставлена та же работа, что и до призыва, согласно Закону о всеобщей воинской обязанности.

-                   перевод работника, с его согласия, на другое предприятие или переход работника на выборную должность. Это основание увольнения применяется лишь при переводе в другое предприятие, т.е. когда с прежним предприятием договор прекращается. При этом для применения увольнения в порядке перевода необходима ясно выраженная на это (в письменной форме) воля трех лиц: работника (подает об этом заявление); руководителя по новому месту работы; руководителя по старому месту работы. При переходе же на выборную должность должен быть акт избрания на это должность.

-                   отказ работника от продолжения работы в связи с существенным изменением условий труда. В этом случае администрация может применять увольнение только тогда, когда такое изменение условий труда было вызвано изменением в организации производства или труда. Если же никаких изменений не было, то она без согласия работника не имеет права существенно изменять условия договора.

-                   вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы, увольнению от должности либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы. Увольнение производится не ранее вступления приговора в законную силу, поскольку до того он может быть отменен в кассационном порядке.

2). Контракт заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут досрочно по инициативе работника, если он письменно предупредит об этом администрацию за 2 недели. По истечению срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу, а администрация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

3). Срочный коллективный договор может быть расторгнут досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы, нарушения администрацией законодательства о труде.

4). Контракт, заключенный на неопределенный срок, а также срочный контракт до истечения срока его действия могут быть расторгнуты по инициативе администрации в случаях:

-                   ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работников;

-                   систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него контрактом или правилами внутреннего трудового распорядка, если к такому работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;

-                   прогула (в том числе отсутствия на работе более 3-х часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

-                   неявки на работу более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам.

5). Расторжение контракта с руководящим работником допускается по требованию профсоюзного органа в случаях, установленных законодательством о труде.

6). В вопросах, не предусмотренных настоящим Положением, стороны коллективного договора руководствуются законодательством о труде.       


3. Оценка эффективности разработки организационной структуры службы управления персоналом

Для оценки эффективности разработки организационной структуры службы управления персоналом может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:

§  уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;

§  (прогулы, опоздания, отсутствия на рабочем месте, не согласованные с руководством и т.д.);

§  уровень ошибок, допускаемых работниками;

§  уровень текучести кадров;

§  количество жалоб и претензий, поступивших по вине работников со стороны клиентов, фирм-партнеров.

Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.

Заключение

Анализ формирования результатов исследования позволяет сформировать следующие выводы:

1.                Меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному строить свои отношения с персоналом и управлять им, просчитывая все будущие шаги.

2.                Если руководитель рассчитывает на процветание и успех своего дела, то должен уметь использовать в управлении те методы, формы и стиль предлагаемых в данной работе.

Решению многих задач и призвана помочь эта работа, так как здесь раскрыта концепция управления персоналом организации в условиях рыночных отношений. Руководителю необходимо знать, как решать проблемы, как умело и уместно использовать соответствующие технологии и методы управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение соответствующими навыками, то под уместностью понимают адекватность используемого метода ситуации в организации. В этом смысле известные на сегодня методы, технологии и процедуры управления персоналом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации.

Практическую значимость работы может составить внедрение на предприятии ООО «Здоровье +» следующих предложений. Управление персоналом должно осуществляться через согласование целей между сотрудниками и руководителем. Однозначные и ясные цели, которые по возможности должны обсуждаться и согласовываться с сотрудниками при составлении планов их деятельности, учет способностей сотрудников при утверждении рабочих целей, объяснений связи между целями работника, целями подразделений и целями предприятия в целом.

Роль и цели управления находятся в тесной связи между собой. Роль руководителя, занимающего определенную должность, представляет набор определенных поведенческих правил, меру его влияния и степень участия в целенаправленной деятельности.

Данная работа конкретно и подробно предлагает изучить и использовать принципы, модели, критерии, концепции и т.п. в работе руководителя. Предлагаемая Эшридская модель, схема Блейка-Моутон, координирующее руководство помогут руководителю решить многие проблемы управления персоналом на предприятии.

Список используемой литературы

1.               Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления). – М.: ОАО Изд-во Экономика, 1997

2.               Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3.               Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

4.               Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2001

5.               Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.

6.               Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий: Учеб. пособие. – СПб.: СПбУЭФ, 1994.

7.               Самгин С.И. Психология управления: Учебное пособие для ВУЗов, лицеев. - М.: Ростов на Дону.: Зевс. Феникс, 1997.

8.               Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В., Подхватилин Н.В., Алешунас М.Р. Новые технологии управления персоналом.: СпБ.: - Изд. Речь 2003

9.               Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Интел - Синтез, 1995.

10.          Управление персоналом современной организации. Стратегическое управление персоналом // Управление персоналом. 1998. - № 12.

11.          Травин В.В, Дятлов В.В Основы кадрового менеджмента. М, 2001.




[1] Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления). – М.: ОАО Изд-во Экономика, 1997. стр. 158 – 162.

[2] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С.98 – 104.

[3] Егоршин А.П. Укправление персоналом: Учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 2001, стр. 89 – 97.

[4] Основы управления персоналом / Под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 1996.

[5] См: Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий: Учеб. пособие. – СПб.: СПбУЭФ, 1994.

[6] См: Травин В.В, Дятлов В.В Основы кадрового менеджмента. М, 2001.