Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

1. Теоретическая часть

1.1. Стратегическое планирование……………………………….....5

1.2. Формирование стратегических целей организации………...…8

1.3. Миссия и цели организации…………………………………...10

1.4. Использование метода «видение будущего» в стратегическом управлении……………………………………………………………………...13

2. Практическая часть: разработка модели целеполагания…………14

2.1. Краткая характеристика предприятия "Желдорфармацея"…14

2.2. Анализ среды…………………………………………………..14

2.3. Определение миссии и целей предприятия.............................17

2.4. Структура управления организацией, ориентированной на решение стратегических проблем………………………………………………..…23

Заключение……………………………………………………………....27

Список используемой литературы……………………………………..29


Введение

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хо­зяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не поль­зуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных от­ношений в системе экономических отношений в России.

Продавец находится в конкуренции не только со своими пря­мыми "коллегами", изготовителями идентичного товара. но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмен­та. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент оз­начает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в макси­мальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффектив­ность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребите­лей, ради которых фирма существует, и удовлетворение потребнос­тей которых реально обусловливает необходимость функционирова­ния фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономи­ческой пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие резуль­таты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угро­зу, следует расценивать как ошибочное. Т.о. обеспечение су­ществования фирмы на рынке можно считать главной задачей ме­неджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его ра­боте придается большое значение.

1. Теоретическая часть

1.1. Стратегическое планирование

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финан­сы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

·                   разработка общих целей;

·                   определение конкретных, детализированных целей на за­данный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);

·                   определение путей и средств их достижения;

·                   контроль за достижением поставленных целей путем сопос­тавления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точ­ности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных.

Качество планирования в большей степени зависит от интел­лектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися услови­ями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые "надбавками безопасности", однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.

В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные зада­чи, которые определяются как в денежных, так и в количествен­ных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначе­ны помочь организациям достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструмен­том, помогающим обеспечивать основу для управления предприяти­ем. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспе­чить нововведения и изменения в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой дея­тельности в рамках процесса стратегического планирования:

·                   распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

·                   адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружени­ем. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и об­ществом в целом и т.д.);

·                   внутренняя координация (координация стратегической де­ятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

·                   осознание организационных стратегий (осуществление сис­тематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).[1]

Модель стратегического управления фирмой (организацией)

3. Этап реализации и корректировки

Стратегическая организация, мотивация, контроль

Надпись: Стратегический контроль, корректи-ровкаНадпись: Разработка и функци-онирование механиз-мов:
- организационной структуры;
- мотивации;
финансирования;
- других.
Надпись: Разработка 
программы

Реальная стратегия. Новое положение фирмы на рынках, в отрасли

2. Этап разборки стратегии

Стратегическое планирование

Надпись: Разработка адаптаци-онных решенийНадпись: Разработка миссий, целейНадпись: Разработка 
стратегий
Надпись: Выбор 
стратегий

Стратегический план. Запланированный план и адаптивная стратегия

1. Подготовительный этап

Стратегический анализ и прогнозирование

Надпись: Прогнозирова-ние внешней и внутренней сре-ды фирмыНадпись: Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмыНадпись: Сканирование и мо-ниторинг среды

Оценка существующего и прогнозируемого положения фирмы на рынках, в отрасли

Этап

Функция


Результат

1.2. Формирование стратегических целей организации

Многочисленные цели фирмы могут быть классифицированы по нескольким признакам:

1.      по горизонту планирования цели бывают: долгосрочные (устанавливаются обычно на срок до 5 лет), краткосрочные (в пределах года) и среднесрочные (от одного до двух лет);

2.      по характеру целей и приоритетности их достижения Томпсон и Стрикланд выделяют:

·                   Финансовые цели - могут быть заданы относительно объема прибыли, дохода на инвестированный капитал, размера выплаты дивидендов на акцию, отношения прибыли к объему продаж и др.

·                   Примерами стратегических целей могут служить, например, такие: увеличение доли рынка, рост быстрее, чем в целом по отрасли; опережение конкурентов по качеству продуктов и обслуживанию клиентов, расширение продуктовой линии, усиление репутации компании и др.[2]

Финансовые цели, по мнению большинства авторов, являются приоритетными. Котлер предлагает начинать процесс разработки организационных целей с установления финансовых целей, из которых выводятся соответствующие стратегические цели. Рекомендуется такой порядок действий: (1) определить желаемый уровень чистой прибыли и рассчитать размер продаж, необходимый для достижения этого результата; (2) с учетом ожидаемого глобального спроса рассчитать требуемую долю рынка и другие стратегические показатели.[3]




Правильно сформулированные цели организации должны быть:[4]

·                   конкретными - означает, что при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени

·                   измеримыми - означает, что цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения;

·                   достижимыми - означает, что цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей;

·                   согласованными - означает, что цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи;

·                   приемлемыми - означает, что необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности;

·                   гибкими - означает необходимость внесения корректировок по мере происходящих в среде изменений.

Для облегчения коммуникации цели должны быть представлены в письменной форме.

Сочетание указанных требований представляет собой сложную задачу, так как некоторые из них противоречивы (например, конкретность отвергает гибкость). Противоречивость можно устранить, если учитывать и анализировать единичные, двойные и др., влияния каждого из требований. Практически это сводится к установлению важности каждого из требований.

1.3. Миссия и цели организации

Определение миссии и целей, рассматриваемое как, один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем. Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации, потому что прибыль сугубо внутренняя проблема, хотя и очень важная.

Ответственность за формирование миссии лежит на высшем руководстве и не может быть делегирована. Миссия может отражаться в документах, имеющих особую важность для организации (например, бизнес-плане, годовом отчете предприятия; или в выступлениях руководителей перед акционерами и др.)

Отметим два важных момента:

1.      формулировка миссии не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия - это инструмент стратегического управления, определяющий целевые ориентиры организации, важные с точки зрения обеспечения долговременных конкурентных позиций;

2.      миссия не должна приобретать окаменелые раз и навсегда установленные формы. Вместе с ростом и изменением потребностей, по мере открывающихся новых возможностей организации могут пересматривать миссию.

Сейчас нет каких-либо четких правил, которые следовало бы применять при выработке миссии организации. Основными определителями границ сферы деятельности могут служить товары («Мы производим продукты, питания»), технологии («Мы - химическая компания»), группы клиентов и их нужды («Мы удовлетворяем потребности в средствах произведения расчетов»). Последние десятилетия считается, что характеристика предприятия со стороны рыночной деятельности оказывается точнее и полнее, нежели его характеристика с товарной или технологической точки зрения. Товары и технологии, в конечном счете, устаревают, тогда, как основные нужды остаются неизменными. Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем.

Полезным и простым инструментом формирования миссии является модель Эйбелла.[5] Согласно Эйбеллу, границы сферы деятельности компании могут быть определены по трем измерениям:

·                   Каковы потребности, функции или комбинации функций, которые нужно удовлетворять, (что)?

·                   Каковы различные группы потребителей, которых нужно удовлетворять, (кто)?

·                   Каковы существующие технологии, способные выполнить эти функции (как)?

При разработке миссии руководство должно стремиться, чтобы миссия не получилась слишком узкой или слишком широкой. Уже в 60-е годы стало очевидно, что узкая миссия является ограничивающей. Многие организации с сужеными сферами деятельности перестали существовать. Например, «руководители железных дорог предполагали, что занимаются железнодорожным бизнесом. В действительности же они занимались бизнесом создания ценности при перевозках людей и грузов. Этим же занимались водители грузовиков и авиакомпании. Их жесткая конкуренция при некотором содействии государственной политики погубила железные дороги».[6] Для организаций опасна и широкая миссия.

В идеале миссия должна быть сформулирована в терминах достаточно конкретных, чтобы дать практические направления деятельности, и в то же время - достаточно широких, чтобы стимулировать творческий подход, например, в отношении возможностей расширения производимого ассортимента или диверсификации в смежные отрасли.

Хорошо сформулированная миссия имеет реальную управленческую ценность. Во-первых, разработка миссии позволяет высшему руководству компании, по образному выражению Р.Фалмера, "взглянуть на свой бизнес с высоты птичьего полета". Без этого долгосрочная конкуренция невозможна. Подобный обзор бизнеса не только помогает организационной подготовке будущего, но и способствует гибкости менеджмента. Во-вторых, четкая миссия предотвращает разброс усилий менеджеров среднего уровня и способствует направлению их действий в единое русло, помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению фирменной культуры. В-третьих, хорошо проработанная миссия позволяет сотрудникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела - освоения открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения.[7] Мотивационное влияние миссии на сотрудников подтверждено в целом ряде исследований. В-четвертых, миссия способствует созданию цельного образа фирмы, объясняя, какую экономическую и социальную роль в обществе фирма стремится играть.

Цели устанавливаются на основе миссии, предпочтениях высшего руководства, позиций, занимаемых организацией на рынке, и др. факторов и отражают желаемое состояние организации, которое следует достичь в ходе использования потенциала.

1.4. Использование метода «видение будущего» в стратегическом управлении

Видение – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем).

Как правило, сценарии «видения будущего» представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от общих прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.

Сценарии развития разрабатываются для отраслей, организаций в целом и их стратегических хозяйственных подразделений, функциональных зон деятельности, важнейших факторов окружающей среды, рынков. Этот метод весьма полезен при выборе миссии и целей организации, определении стратегии развития, при прогнозировании на 10 – 20 лет, когда теряют свое значение сегодняшние достижения и возрастает спектр новых возможностей.

Известно, что до последнего времени методологию «видения будущего» использовали исключительно крупные организации, в том числе в различных областях науки, техники и экономики России. В настоящее время этой методологии уделяется все большее внимание, ее начинают использовать в планировании деятельности средние компании.[8]

2. Практическая часть: разработка модели целеполагания

2.1. Краткая характеристика предприятия "Желдорфармацея"

Посредническая фармацевтическая фирма «Желдорфармацея» находится в городе Санкт-Петербурге и занимается снабжением лекарственными средствами железнодорожных предприятий, аптек в некоторых городах России.

Полное имя:

Региональный филиал Октябрьского государственного унитарного предприятия "Желдорфармацея" Министерства путей сообщения России

Адрес

193036, г.Санкт-Петербург, Полтавский проезд, 4

Факс (812)168-4826

Руководство:

Директор: Нестерович Татьяна Борисовна, тел. (812)168-4027 Секретарь: тел. (812)168-4530

2.2. Анализ среды

Разработка стратегической модели начинается с анализа среды, в которой и благодаря которой (чаще вопреки в современных российских условиях) функционирует предприятие. Анализ среды состоит из трех основных элементов: 1) анализ макроокружения; 2) анализ конкурентной среды; 3) анализ внутренней среды.

1)    Анализ макроокружения.

Состояние экономики.

В целом экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно выправляться. Этому способствуют усилия президента и правительства, которые наконец занялись экономикой, а не политическими спорами, а также повышение деловой активности населения, адаптировавшегося к условиям рыночной экономики.

Правовое регулирование и управление.

Законодательство, касающееся функционирования муниципальных предприятий не претерпело решающих изменений. В законодательстве по муниципальным предприятиям неоднозначно рассмотрен момент правового положения данных субъектов и деятельности, которой они в праве заниматься.

Социальная и культурная составляющие общества.

Город Санкт-Петербург – «Северная столица» России. На территории района имеются соответствующие объекты здравоохранения, такие как центральная районная больница, офтальмологическая поликлиника и некоторые другие. Санкт-Петербурге это также один из самых крупных образовательных центров России.

2)    Анализ конкурентной среды.

Конкуренты внутри отрасли.

Основными конкурентами предприятия "Желдорфармацея" являются лишь мелкие оптовые фирмы, которые не представляют серьезной угрозы.

Потребители продукции.

По потребителям продукции на предприятии исследования не проводилось.

Поставщики.

Предприятие уже более десяти лет работает с торговой фирмой из г. Новгорода – для современного состояния экономических связей данный показатель очень существенен.

Потенциальные новые  конкуренты.

Появление новых конкурентов, скорее всего не предвидится, так как рынок города и района достаточно насыщен.

 

 

3) Анализ внутренней среды.

Кадры  предприятия.

Управленческий персонал достаточно квалифицирован и компетентен (90 процентов руководящих работников имеют высшее образование). Технические и инженерные работники имеют преимущественно среднеспециальное образование. Но в управленческой работе очень часто проявляется следующий принцип: «Действуй так, как жизнь научила». Предприятие «Желдорфармацея» характеризуется поливозрастным составом работников, примерно в соотношении: 25 процентов молодых работников - 50 процентов работников, имеющих общий трудовой стаж по специальности более 5 лет - 25 процентов работников, имеющих общий трудовой стаж по специальности более 10 лет (большая часть, из которых отдана данному предприятию).

Научные исследования и разработки.

Данных по этому аспекту анализа получить не удалось.

Финансы предприятия.

Предприятие имеет устойчивый положительный баланс, расчеты производит в установленные сроки.

Организационная культура.

На предприятии сложился созидательный тип организации. Этому способствует демократизм и гуманизм в управлении. У организации имеется потенциал к дальнейшему развитию.

Подведем некоторые выводы проведенного анализа среды:

1. Возможности:

·                   Позитивные изменения в экономике страны, увеличение государственного внимания к функционированию хозяйствующих субъектов.

·                   Благоприятная политическая обстановка в стране.

·                   Хорошо развитая социально-культурная инфраструктура в районе.

2. Сильные стороны:

·                   Надежные и постоянные поставщики.

·                   Структура рынка условно постоянна, ведущее место, в которой занимает предприятие «Желдорфармацея».

·                   Отсутствие как таковых товаров заменителей.

·                   Квалифицированный персонал. Его поливозрастной состав.

·                   Надежная финансовая база.

·                   Высокая организационная культура. Имеется потенциал к развитию.

3. Слабые стороны:

·                   В работе преобладает принцип: «как жизнь научила». Отсутствие как таковых научных основ управления.

·                   Отсутствует собственная научно-техническая база.

Данные аспекты деятельности предприятия «Желдорфармацея» взаимодействуют между собой и взаимообуславливают друг друга.

2.3. Определение миссии и целей предприятия

 

После проведенного анализа внутренней и внешней среды функционирования предприятия «Желдорфармацея», необходимо определить миссию и цели данного предприятия. Данный этап анализа состоит из трех ключевых моментов.

Момент 1. Определение миссии фирмы, отражающая цель деятельности предприятия.

Момент 2. Определение долгосрочных и краткосрочных целей.


Миссия «Желдорфармацея» и назначение предприятия.

Одним из самых существенных решений при разработке стратегии является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия,  и все остальные цели  вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации,  то у них не будет логической точки отсчета  для выбора наилучшей альтернативы.  В качестве основы могли бы служить лишь  индивидуальные  ценности  руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

·                   Определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;

·                   Выявление культуры фирмы.

Принципы деятельности предприятия “Желдорфармацея” представляются следующими:

·                   Обеспечение фармацевтическими товарами предприятий и аптек различных регионов России

·                   Защита и забота о работнике предприятия и его семье.

·                   Соблюдение законодательства Российской Федерации.

·                   Обеспечение экологически безопасной деятельности.

В миссию  фирмы  также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Исходя из выше приведенного анализа предприятия “Желдорфармацея”, его миссия представляется следующей: «Своевременное снабжение лекарственными средствами железнодорожных предприятий, аптек».

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность,  фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль,  фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации,  нельзя забывать о ценностях и целях высшего  руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей,  когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций (таблица 1),  которые  оказывают воздействие на принятие управленческих решений,  и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.

Таблица 1

Ценностные ориентации

Ценностные

Ориентации

Категории

Ценностей

Типы

Ценностей

Теоретические


Истина, знания, рациональное мышление.

Долгосрочные исследования и разработки.

Экономические

Истина, знания, рациональное мышление.

Долгосрочные исследования и разработки.

Политические


Практичность, полезность.

Рост, доходность, накопление богатства и т.д.

Социальные

Власть, признание.


Должность, количество работников в подчинении и т.д.

Эстетические


Хорошие отношения, отсутствие конфликтов и др.

Социальная ответственность относительно прибыльности, косвенная конкуренция.

Религиозные


Гармония, состав, форма и симметрия.

Согласие во вселенной.

Дизайн изделия, качество, привлекательность.

Этика. Моральные проблемы.


Основные ценностные ориентации руководства предприятия представляются следующими.

1.    Экономический рост и увеличение доходности.

2.    Признание руководства предприятия властью региона как сильного «игрока» на местном политическом «поле».

3.    Установление на предприятии благоприятного психологического климата и трудового режима (быть при этом личным примером самообладания и дисциплины).

4.    Максимум прибыли не может выступать самоцелью без учета моральных и социальных жертв достижения.

5.    Принятие свободы личности.

Долгосрочные и краткосрочные цели предприятия «Желдорфармацея».

Обще фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

1.                Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

2.                Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования приблизительно равный от пяти до десяти и более лет. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

3.     Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности организации.

Чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Долгосрочные цели предприятия «Желдорфармацея» (их ранжирование по приоритетности).

1.    Сохранить лидирующие позиции на рынке фармацевтических продуктов (более 50 процентов).

2.    Ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией).

3.    Укрепить позиции предприятия в регионе.

4.    Увеличивать объемы инвестиций, направляемых в социальную сферу предприятия (довести долю отчислений от прибыли на социальные нужды до 30 процентов от нераспределенной прибыли).

5.    Повысить уровень фондовооруженности труда (на 15 процентов) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 15 процентов).

Краткосрочные цели предприятия «Желдорфармацея».

1.    По планово-экономическому отделу:

·                   Разработать план реализации на будущий год.

·                   Составить бизнес-план по строительству торговых точек в других регионах.

2.    По коммерческому отделу:

·                   Подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу.

3.    По отделу труда и заработной платы.

·                   Произвести мониторинг рабочей силы на вопрос замещения вакантных должностей в образующихся отделах.

·                   Составить положение об отделе стратегического развития.

·                   Определиться с изменившейся организационной структурой: кто?, кому? и на каких основаниях должен подчиняться и с каким отделом сотрудничать.

4.    По производственному отделу.

·                   Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет.

·                   Составить программу модернизации оборудования.

5.    По бухгалтерии.

·                   Рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике, и если нет, то указать на «белые» пятна, доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе.

·                   Предоставить отчет по вопросу о правовом положении и деятельности муниципальных предприятий и выяснить наиболее выгодные стороны данной деятельности в плоскости уменьшения налоговых отчислений и приоритетности функционирования (с использованием сторонних экспертов).


Данные цели-задания должны быть доведены до руководителей соответствующих подразделений за 3 месяца до наступления отчетного периода. С каждым из руководителей проводится личное совещание директором предприятия «Желдорфармацея» для утверждения всех основных моментов. За месяц до отчетного периода проводится общее совещание всей дирекции завода для окончательной оптимизации позиций и для координирования собственных действий.

Вообще для любого предприятия разработка и реализации целей будут значимой частью процесса  стратегического  управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о  них и стимулирует их осуществление во всей организации.

Таким образом, при данном количестве полученной информации и в результате проведенного анализа, стратегия предприятия «Желдорфармацея» в современных экономических условиях представляется следующей: «Удержание ведущего положения на рынке фармацевтических продуктов и  продвижение продукции на территориальные рынки других регионов».

2.4. Структура управления организацией, ориентированной на решение стратегических проблем

Более чем двадцатилетний опыт функционирования систем стратегического планирования и управления на крупнейших фирмах подтвердил достаточно высокую их эффективность. Однако к концу 70-х годов отчетливо проявился ряд недостатков стратегического планирования. Главная причина заключается в том, что в большинстве компаний внедрение стратегического планирования осуществлялось в рамках морально устаревших организационных структур управления, без существенной перестройки форм и методов управления, систем контроля. Руководители среднего звена управления по-прежнему главное внимание уделяли достижению текущих целей, вопросам оперативного управления. В результате происходил как бы отрыв организации стратегического планирования от руководителей организации всех уровней. Современный этап перестройки организационных  структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска “золотой середины” между централизацией и децентрализацией властных функций.

Желание найти приемлемые соглашения между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать систему стратегического управления, которая характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.

Организационные структуры, способствующие реализации принципов стратегического планирования и управления на практике, развивались эволюционно, по мере развития самой концепции стратегического менеджмента. для целей усиления функции стратегического управления используют:

·                   группы нововведений;

·                   программно-целевой подход;

·                   матричные структуры.

Но наибольшего внимания заслуживает использование концепции стратегического хозяйственного подразделения при проектировании организационных структур управления организациями.

В ней в полной мере реализуются принцип:

·                   централизации разработки стратегии;

·                   децентрализации процесса ее реализации;

·                   обеспечение гибкости управления;

·                   обеспечение адаптивности управления;

·                   вовлечение в процесс управления широкого круга менеджеров всех уровней.

Рассмотрим принципиальную схему организационной структуры управления предприятием «Желдорфармацея» (рисунок 1). В основу организационной структуры управления положена концептуальная модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организацией и позволяет:

·                   Создать современную организационную структуру управления, адекватно и оперативно реагирующую на изменения во внешней среде;

·                   Реализовать систему стратегического управления, способствующую эффективной деятельности организации в долгосрочной перспективе;

·                   Освободить высших руководителей от повседневной рутинной работы, связанной с оперативным управлением производством;

·                   Повысить оперативность принимаемых решений;

·                   Вовлечь в предпринимательскую деятельность широкий круг сотрудников организации, способных расширить номенклатуру продукции и услуг и, тем самым, повысить конкурентоспособность фирмы.

 








Рисунок 1. Организационная структура предприятия «Желдорфармацея» с учетом стратегического отдела.


Верхний уровень управления в данной модели представлен типовой структурой управления муниципальным предприятием. По мере перехода на новую структуру управления существенно меняются функции высшего руководства. Постепенно оно освобождается от оперативного управления производством и сосредотачивается на проблемах стратегического порядка, управлении экономикой и финансами организации в целом.

Быстрое нарастание изменений во внешней среде организации, обострение конкурентной борьбы на городском и территориальном рынках делают особенно актуальными разработку и внедрение систем стратегического управления. Решение этой задачи следует осуществлять постепенно, путем внедрения в управленческую практику организаций отдельных элементов стратегического управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную и формализованную систему.

Подведем некоторый итог: стратегическая направляющая заметно изменила структуру управления предприятием – на первый взгляд она стала запутанной и непонятной, но это только первое впечатление. На самом деле дирекция предприятия «Желдорфармацея» теперь имеет непосредственный выход на жизненноважные аспекты деятельности предприятия, их оптимизации и возможности более четкого и скоординированного управления. Появление в структуре управления отдела стратегического развития имеет решающее значение в разработке и реализации выбранной стратегии предприятия.



Заключение


Выбор стратегии и ее выполнение являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, относящееся к таким сторонам ее деятельности, как сфера, средства и форма.

Выбор стратегии зависит от ситуации, в которой находится организация. Однако существуют определенные подходы в выборе стратегии и определенные рамки, в которые вписываются стратегии. Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования фирмы: 1) прекращение определенного бизнеса; 2) продолжение определенного бизнеса; 3) переход в определенный бизнес. При этом фирма вырабатывает стратегию в следующих основных областях: 1) Лидерство в минимизации издержек производства; 2) специализация в производстве продукции; 3) фиксация определенного сегмента рынка.

Существует несколько групп эталонных стратегий развития бизнеса. К первой группе относятся стратегии концентрированного роста, ко второй - стратегии интегрированного роста, к третьей стратегии диверсифицированного роста и, наконец, к четвертой - стратегии сокращения.

Выработка стратегии предполагает уяснение текущей стратегии и анализ портфеля продукции. Выбор стратегии связан с состоянием ключевых факторов, к которым относятся сильные стороны отрасли и фирмы, цели фирмы, интересы высшего руководства, финансовые ресурсы фирмы, квалификация работников, обязательства фирмы, степень зависимости от внешней среды, фактор времени.

Оценка выбранной стратегии проводится по следующим направлениям: 1) приводит ли стратегия к достижению целей фирмы; 2) соответствует ли выбранная стратегия состоянию и требованиям окружения; 3) соответствует ли выбранная стратегия потенциалу и возможностям фирмы; 4) оправдан ли риск, заложенный в стратегии.

Выполнение стратегии связано с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач: 1) установление приоритетности административных задач в соответствии с принятой стратегией; 2) установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; 3) приведение в соответствие с выбранной стратегией стиля лидерства и управления. Основными областями проведения стратегических изменений являются организационная структура и организационная культура.

Стратегические изменения обязательно сталкиваются с организационными изменениями. Задача руководства - постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты. Проведение изменения должно завершаться установлением нового статус-кво в организации.








Список используемой литературы

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994

2. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

3. Котлер Ф. Основы маркетинга – С.-Пб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994

4. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -  С.-Пб.: Наука, 1996

5. Бондаренко Т.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997

6. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов руководителей.  -  М.: Дело, 1996

7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов.  – М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел - Синтез»», 1998

8. Туленков Н.К. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации.// Проблемы теории и практики управления. - 1997, № 4

9. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: Учебное пособие. /Под ред. Каменипера С.Е., Русинова Ф.М. – М.: Высшая школа, 1984

10. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА – М., 1997



[1] Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. -  М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994


[2] Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

[3] Котлер Ф. Основы маркетинга.  – С.-Пб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994

[4] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -  С.-Пб.: Наука, 1996


[5] Бондаренко Т.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1997


[6] Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов руководителей. -  М.: Дело, 1996

[7]  Котлер Ф. Основы маркетинга.  – С.-Пб.: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994

[8] Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел - Синтез»», 1998