СОДЕРЖАНИЕ



Введение    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

3

1.

Понятие и основные виды налогового контроля     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

4

2.

Организация налогового контроля    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

7


Заключение   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

12


Список использованной литературы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

13



ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.

Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.

Назначение налогового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой и налоговой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Налоговый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Одно из требований к налоговому контролю вытекает из известного с древности принципа налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение. В связи с этим налоговыми органами уделяется огромная роль предварительному отбору налогоплательщиков, потенциально склонных к нарушению налогового законодательства, с целью последующего проведения налогового контроля.

В данной контрольной работе определим понятие, содержание, виды и методы налогового контроля. Также рассмотрим организацию налогового контроля, его цели и механизм проведения налоговых проверок.




1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Слово «контроль» имеет латинские корни и изначально было связано, прежде всего, с налоговым контролем. Сущность налогового контроля, являющегося одним из важнейших видов государственного контроля, заключается в обеспечении проведения финансовой и налоговой политики государства, выражающейся в проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками в бюджеты всех уровней налогов и сборов, а также контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых нормативных правовых актах.

Налоговый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[1]

Для осуществления налогового контроля созданы контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы действующим законодательством. Сферой налогового контроля являются практически все операции, совершаемые как с использованием денежных средств, так и без таковых (товарообменные операции, бартерные сделки и т.п.). При этом налоговому контролю могут быть подвергнуты все субъекты предпринимательской деятельности.

В качестве объекта налогового контроля рассматриваются отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, между государством (в лице налоговых органов) и налогоплательщиками, возникающие в процессе производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг. Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.

Правовой основой налогового контроля в России являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), Закон РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», инструкции и иные нормативно-правовые акты.

В соответствии со ст.2 части 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст.82 гл.14 НК РФ различаются следующие формы проведения налогового контроля:

·        налоговый контроль, проводимый должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

·        налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемый таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции;

·        налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресе6чению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач;

·        при проведении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях проведения налогового контроля плательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.[2]

Постановка на учет, переучет и снятие с учета производится в соответствии со ст.84 НК РФ. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинаются применяться.

Налоговый орган обязан осуществлять постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого также устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

На основании данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам составляет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительство РФ. Сведения о налогоплательщиках с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст.86 НК РФ устанавливаются обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков:

·        открытие счетов организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

·        обязательное сообщение в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя по месту их учета в пятидневный срок со дня открытия (закрытия) такого счета;

·        обязательная выдача налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.


2.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Организация налогового контроля осуществляется с помощью налоговых проверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Статья 87 НК РФ подразделяет все налоговые проверки на два основных вида: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки – в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.[3]

Камеральная налоговая проверка – это проверка представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Цель камеральной налоговой проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, выявление  и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. В ходе выездной налоговой проверки проверяющими исследуются документы (в том числе информация, хранящаяся в электронном виде), имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления налогоплательщиком в соответствующие бюджеты установленных действующим законодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.[4]

Объекты проверки: устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты), банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, учетные регистры, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Механизм проведения камеральной и выездной налоговых проверок представлен на рисунках 1 и 2.




Внешние источники информации:

банки (кредитные учреждения); лицензирующие органы; таможенные органы; паспортно-визовая служба; ж/дорога, аэропорты, речные (морские) порты; органы юстиции; регистрирующие органы; хозяйствующие субъекты; налоговые органы других субъектов РФ; суды, правоохранительные органы; прочие источники информации


Представление налогоплательщиком в налоговые органы отчетности:

-налоговые расчеты;

-бухгалтерская отчетность;

-сведения о выплате физическим лицам наличных денежных средств;

-другие документы

 


 





 








 








 

Прием информации по каналам связи


Прием информации на бумажных носителях


Прием информации на магнитных носителях

 








 








 

Интегрированная база данных о налогоплательщиках


Ввод информации в ПК вручную или с помощью сканеров


 


 









 

Уточнение отчетных данных


Сортировка полученных данных


Предварительный анализ отчетных данных:

1)проверка своевременности и полноты бухгалтерской и налоговой отчетности;

2)визуальная проверка оформления документов налоговой и бухгалтерской отчетности;

3)проверка обоснованности примененных ставок налога и льгот

 


 






 






 






 






 






 








 

Проведение камеральной проверки:

1)проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

2)проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы




Планирование выездных налоговых проверок

 





 





 


Оформление результатов камеральной налоговой проверки

 


 





 





Руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает материалы камеральной налоговой проверки, возражения налогоплательщика

 

Передача материалов камеральной налоговой проверки в органы налоговой полиции для принятия процессуального решения в порядке ст.145 УПК РФ (если сумма налогов и пеней больше: для физических лиц – 200; для юридических лиц – 1000 МРОТ)


 


 





 



Руководитель налогового органа (его заместитель) в соответствии со ст.101 НК выносит решение по материалам камеральной налоговой проверки











 

Вручение налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пеням. Принятие мер принудительного взыскания, направление материалов в службу судебных приставов, взыскание налоговых санкций через судебные органы






 



 



 








 



Рисунок 1. Общая схема проведения камеральных налоговых проверок


Отбор налогоплатель-щиков для проведения выездных налоговых проверок


Вынесение руководителем налогового органа (зам.) решения о проведении выездной налоговой проверки


Вручение налогоплательщику решения о проведении выездной проверки и требования о предостав-лении документов для проверки


Налогоплательщик обращается в на-логовый орган с просьбой о переносе по объективным причинам сроков проведения выездной налоговой проверки












Передача матери-алов выездной проверки в органы налоговой полиции для принятия процессуального решения в порядке ст.145 УПК РФ (если сумма налогов и пеней больше для физических лиц – 200; для юриди-ческих лиц – 1000 МРОТ)


Вручение налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пеням. Принятие мер принудительного взыскания, направление материалов в службу судебных приставов, взыскание налоговых санкций через судебные органы


Налогоплательщик документы предоставил полностью



Рук-ль нал.органа (его зам.) рассмат-ривает просьбу налогоплательщика о переносе сроков (приостановлении) выездной проверки








Проведение выездной налоговой проверки















Выездная налоговая проверка переносится (приостанавливается)

Проведение мероприятий налогового контроля (осмотр территорий и помещений, опрос свидетелей, привлечение специалистов, экспертов, поня-тых, проведение инвентари-зации)











Рук-ль нал.органа (его зам.) выносит решение по материалам выездной проверки (ст.101 НК РФ)




Начало проведения выездной проверки










Налогоплательщик документы не предоставил (предоставил не полностью)











Рук-ль нал.органа (его зам.) рассматривает материалы проверки, возражения налогоплательщика


Составление справки об окон-чании выездной налоговой про-верки, оформление результатов проверки (акта проверки)



Применение налоговых санкций, предусмотренных ст.126 НК РФ














Должностным лицом налогового органа выносится мотивированное постановление о производстве выемки документов и предметов у налогопла-

тельщика и утверждается руководителем органа (зам.)



Представление налогоплательщику возражений по акту налоговой проверки







Проведение нал.проверки по аналогичным налого-плательщикам












Вручение налогоплательщику акта выездной налоговой проверки



Выемка у налогоплательщика

документов и предметов (ст.94 НК РФ)
















Рисунок 2. Общая схема проведения выездных налоговых проверок


Результаты контрольной деятельности налоговых органов по проведению налоговых проверок должны быть зафиксированы в документальном виде, после чего они приобретают свое формально-юридическое значение.

НК РФ установил целую систему различных видов правовых документов, официально закрепляющих результаты налогового контроля. Некоторые из них, например свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, являются правоустанавливающими документами и подтверждают те или иные факты, имеющие юридическое значение: для приведенного примера – факт учета организации в качестве налогоплательщика.[5]

Документы, оформляющие результаты налогового контроля, при рассмотрении судебных споров приобретают статус письменных судебных доказательств и, следовательно, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам. Результаты отдельных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кинодокументах и др.

НК РФ устанавливает, что большинство документов налогового контроля (акты налоговых проверок, постановление о выемке документов и т.д.) подлежат обязательному вручению проверяемому лицу, что, в свою очередь является основанием для осуществления в отношении проверяемого лица дальнейших процедур налогового контроля либо привлечения к ответственности. Результаты налогового контроля в настоящее время могут быть объектированы не только в документальном виде, но и в виде формирования компьютерных информационных баз данных.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с темой данной работы были рассмотрены такие понятия как налоговый контроль, его сущность, содержание. Механизм проведения камеральных и выездных налоговых проверок и порядок оформления их результатов - в виде общих (типовых) схем.

В заключение вышеизложенного материала, сделаем следующие выводы. Налоговый контроль необходим для:

·        обеспечения своевременности и полноты выполнения налоговых обязательств перед государственным бюджетом;

·        содействия правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

·        обеспечения соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;

·        выявления и пресечения правонарушений в сфере налогообложения.

Организация налогового контроля проводится с помощью налоговых проверок (камеральной и выездной). Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля. Результаты налоговых органов по проведению налоговых проверок должны быть оформлены документально, после чего они приобретают формально-юридическое значение.

Таким образом, в целом налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, базирующуюся на положениях основных законов государства, направленную на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и имеющую цель максимизации поступления ресурсов в бюджетную систему государства.

Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые проблемы налогообложения в РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Профобразование», 2004. –184с.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416с.

3.     Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.

4.     Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2004. – 688с.

5.     Шумяцкий Р.И. Организация и методика налоговых проверок: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 111с.




[1] Шумяцкий Р.И. Организация и методика налоговых проверок: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – с.20.

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.81.

[3] Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2004. – 120с.

[4] Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые проблемы налогообложения в РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Профобразование», 2004. – с.75.

[5] Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2003. – с.125.