СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
1. |
Понятие и основные виды налогового контроля . . . . . . . . . . . |
4 |
2. |
Организация налогового контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
|
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
|
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
13 |
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы является актуальной потому, что в настоящее время налоговый контроль в России стал одним из самых значимых для государства видов контроля, который объективно проводят налоговые и иные государственные органы. Налоговый контроль является важным элементом финансового контроля, налогового механизма, а также необходимым условием налогового менеджмента.
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение организаций новых организационно-правовых форм, а также многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы налогового контроля.
Назначение налогового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой и налоговой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Налоговый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Одно из требований к налоговому контролю вытекает из известного с древности принципа налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение. В связи с этим налоговыми органами уделяется огромная роль предварительному отбору налогоплательщиков, потенциально склонных к нарушению налогового законодательства, с целью последующего проведения налогового контроля.
В данной контрольной работе определим понятие, содержание, виды и методы налогового контроля. Также рассмотрим организацию налогового контроля, его цели и механизм проведения налоговых проверок.
1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Слово «контроль» имеет латинские корни и изначально было связано, прежде всего, с налоговым контролем. Сущность налогового контроля, являющегося одним из важнейших видов государственного контроля, заключается в обеспечении проведения финансовой и налоговой политики государства, выражающейся в проведении проверок правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками в бюджеты всех уровней налогов и сборов, а также контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых нормативных правовых актах.
Налоговый контроль – это совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.[1]
Для осуществления налогового контроля созданы контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы действующим законодательством. Сферой налогового контроля являются практически все операции, совершаемые как с использованием денежных средств, так и без таковых (товарообменные операции, бартерные сделки и т.п.). При этом налоговому контролю могут быть подвергнуты все субъекты предпринимательской деятельности.
В качестве объекта налогового контроля рассматриваются отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, между государством (в лице налоговых органов) и налогоплательщиками, возникающие в процессе производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг. Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.
Правовой основой налогового контроля в России являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), Закон РФ от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», инструкции и иные нормативно-правовые акты.
В соответствии со ст.2 части 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со ст.82 гл.14 НК РФ различаются следующие формы проведения налогового контроля:
· налоговый контроль, проводимый должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
· налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляемый таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции;
· налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресе6чению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач;
· при проведении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
В целях проведения налогового контроля плательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.[2]
Постановка на учет, переучет и снятие с учета производится в соответствии со ст.84 НК РФ. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала года, с которого они начинаются применяться.
Налоговый орган обязан осуществлять постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого также устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
На основании данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам составляет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительство РФ. Сведения о налогоплательщиках с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии со ст.86 НК РФ устанавливаются обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков:
· открытие счетов организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
· обязательное сообщение в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя по месту их учета в пятидневный срок со дня открытия (закрытия) такого счета;
· обязательная выдача налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Организация налогового контроля осуществляется с помощью налоговых проверок. Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Статья 87 НК РФ подразделяет все налоговые проверки на два основных вида: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки – в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.[3]
Камеральная налоговая проверка – это проверка представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Цель камеральной налоговой проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. В ходе выездной налоговой проверки проверяющими исследуются документы (в том числе информация, хранящаяся в электронном виде), имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты и (или) перечисления налогоплательщиком в соответствующие бюджеты установленных действующим законодательством налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки.[4]
Объекты проверки: устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты), банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные учетные документы, учетные регистры, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Механизм проведения камеральной и выездной налоговых проверок представлен на рисунках 1 и 2.
Внешние источники информации: банки (кредитные учреждения); лицензирующие органы; таможенные органы; паспортно-визовая служба; ж/дорога, аэропорты, речные (морские) порты; органы юстиции; регистрирующие органы; хозяйствующие субъекты; налоговые органы других субъектов РФ; суды, правоохранительные органы; прочие источники информации |
|
Представление налогоплательщиком в налоговые органы отчетности: -налоговые расчеты; -бухгалтерская отчетность; -сведения о выплате физическим лицам наличных денежных средств; -другие документы |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Прием информации по каналам связи |
|
Прием информации на бумажных носителях |
|
Прием информации на магнитных носителях |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Интегрированная база данных о налогоплательщиках |
|
Ввод информации в ПК вручную или с помощью сканеров |
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Уточнение отчетных данных |
|
Сортировка полученных данных |
|
Предварительный анализ отчетных данных: 1)проверка своевременности и полноты бухгалтерской и налоговой отчетности; 2)визуальная проверка оформления документов налоговой и бухгалтерской отчетности; 3)проверка обоснованности примененных ставок налога и льгот |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Проведение камеральной проверки: 1)проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет; 2)проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы |
|
|
|
Планирование выездных налоговых проверок |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
Оформление результатов камеральной налоговой проверки |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
Руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает материалы камеральной налоговой проверки, возражения налогоплательщика |
|
|||||||||||||||||||||
Передача материалов камеральной налоговой проверки в органы налоговой полиции для принятия процессуального решения в порядке ст.145 УПК РФ (если сумма налогов и пеней больше: для физических лиц – 200; для юридических лиц – 1000 МРОТ) |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
Руководитель налогового органа (его заместитель) в соответствии со ст.101 НК выносит решение по материалам камеральной налоговой проверки |
||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Вручение налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пеням. Принятие мер принудительного взыскания, направление материалов в службу судебных приставов, взыскание налоговых санкций через судебные органы |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Рисунок 1. Общая схема проведения камеральных налоговых проверок |
Отбор налогоплатель-щиков для проведения выездных налоговых проверок |
|
Вынесение руководителем налогового органа (зам.) решения о проведении выездной налоговой проверки |
|
Вручение налогоплательщику решения о проведении выездной проверки и требования о предостав-лении документов для проверки |
|
Налогоплательщик обращается в на-логовый орган с просьбой о переносе по объективным причинам сроков проведения выездной налоговой проверки |
||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Передача матери-алов выездной проверки в органы налоговой полиции для принятия процессуального решения в порядке ст.145 УПК РФ (если сумма налогов и пеней больше для физических лиц – 200; для юриди-ческих лиц – 1000 МРОТ) |
|
Вручение налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пеням. Принятие мер принудительного взыскания, направление материалов в службу судебных приставов, взыскание налоговых санкций через судебные органы |
|
Налогоплательщик документы предоставил полностью |
|
|
Рук-ль нал.органа (его зам.) рассмат-ривает просьбу налогоплательщика о переносе сроков (приостановлении) выездной проверки |
|||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Проведение выездной налоговой проверки |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Выездная налоговая проверка переносится (приостанавливается) |
||||||||||
Проведение мероприятий налогового контроля (осмотр территорий и помещений, опрос свидетелей, привлечение специалистов, экспертов, поня-тых, проведение инвентари-зации) |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Рук-ль нал.органа (его зам.) выносит решение по материалам выездной проверки (ст.101 НК РФ) |
|
|
|
Начало проведения выездной проверки |
|||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
Налогоплательщик документы не предоставил (предоставил не полностью) |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Рук-ль нал.органа (его зам.) рассматривает материалы проверки, возражения налогоплательщика |
|
Составление справки об окон-чании выездной налоговой про-верки, оформление результатов проверки (акта проверки) |
|
|
Применение налоговых санкций, предусмотренных ст.126 НК РФ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Должностным лицом налогового органа выносится мотивированное постановление о производстве выемки документов и предметов у налогопла- тельщика и утверждается руководителем органа (зам.) |
|||||||||
|
|
Представление налогоплательщику возражений по акту налоговой проверки |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Проведение нал.проверки по аналогичным налого-плательщикам |
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Вручение налогоплательщику акта выездной налоговой проверки |
|
|
Выемка у налогоплательщика документов и предметов (ст.94 НК РФ) |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Рисунок 2. Общая схема проведения выездных налоговых проверок |
||||||||||||||||
Результаты контрольной деятельности налоговых органов по проведению налоговых проверок должны быть зафиксированы в документальном виде, после чего они приобретают свое формально-юридическое значение.
НК РФ установил целую систему различных видов правовых документов, официально закрепляющих результаты налогового контроля. Некоторые из них, например свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, являются правоустанавливающими документами и подтверждают те или иные факты, имеющие юридическое значение: для приведенного примера – факт учета организации в качестве налогоплательщика.[5]
Документы, оформляющие результаты налогового контроля, при рассмотрении судебных споров приобретают статус письменных судебных доказательств и, следовательно, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам. Результаты отдельных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кинодокументах и др.
НК РФ устанавливает, что большинство документов налогового контроля (акты налоговых проверок, постановление о выемке документов и т.д.) подлежат обязательному вручению проверяемому лицу, что, в свою очередь является основанием для осуществления в отношении проверяемого лица дальнейших процедур налогового контроля либо привлечения к ответственности. Результаты налогового контроля в настоящее время могут быть объектированы не только в документальном виде, но и в виде формирования компьютерных информационных баз данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с темой данной работы были рассмотрены такие понятия как налоговый контроль, его сущность, содержание. Механизм проведения камеральных и выездных налоговых проверок и порядок оформления их результатов - в виде общих (типовых) схем.
В заключение вышеизложенного материала, сделаем следующие выводы. Налоговый контроль необходим для:
· обеспечения своевременности и полноты выполнения налоговых обязательств перед государственным бюджетом;
· содействия правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
· обеспечения соблюдения действующего законодательства и нормативных актов;
· выявления и пресечения правонарушений в сфере налогообложения.
Организация налогового контроля проводится с помощью налоговых проверок (камеральной и выездной). Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля. Результаты налоговых органов по проведению налоговых проверок должны быть оформлены документально, после чего они приобретают формально-юридическое значение.
Таким образом, в целом налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, базирующуюся на положениях основных законов государства, направленную на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и имеющую цель максимизации поступления ресурсов в бюджетную систему государства.
Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые проблемы налогообложения в РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Профобразование», 2004. –184с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416с.
3. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
4. Шаталов С.Д., Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2004. – 688с.
5. Шумяцкий Р.И. Организация и методика налоговых проверок: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 111с.
[1] Шумяцкий Р.И. Организация и методика налоговых проверок: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – с.20.
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.81.
[3] Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 4-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2004. – 120с.
[4] Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Правовые проблемы налогообложения в РФ: Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Профобразование», 2004. – с.75.
[5] Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2003. – с.125.