СОДЕРЖАНИЕ





Введение. 5

1. Понятие и основные виды налогового контроля. 6

2. Проведение налоговых проверок как основная форма организации налогового контроля. 8

3. Нормативное регулирование документальных налоговых проверок. 13

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19


















Введение

Налоги и сборы – прерогатива любого государства. Это прерогатива порождает необходимость налогового контроля, определяет содержание, цели и методы налогового контроля.

Значит, в любом государстве на любом этапе развития экономики будут актуальны вопросы, связанные с организацией и проведением налогового контроля.

Основной задачей налоговых органов является осуществление должностными лицами этих органов налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.



1. Понятие и основные виды налогового контроля


Под налоговым контролем понимается осуществление должностными лицами контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных законодательством РФ. [1]

Налоговый кодекс определяет следующие формы проведения налогового контроля[2]:

-                     налоговая проверка;

-                     получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

-                     проверка данных учета и отчетности;

-                     осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Налоговый контроль может также производится и в других формах если эти формы предусмотрены настоящим Кодексом (ст.82 НК).                   Одним из основных условий осуществления налогового контроля является учет налогоплательщиков. Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств подлежащих налогообложению (ст.83 НК).        Основанием для постановки на учет в налоговых органах является заявление налогоплательщика, форма которого будет утверждена Государственной налоговой службой РФ.     Налоговый кодекс в ст.83 устанавливает сроки для подачи заявлений о постановке на учет. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей оставлен прежний срок - они подают заявление в налоговый орган о постановке на учет в течении 10 дней с момента их государственной регистрации. Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность через филиал или представительство срок устанавливается 10 дней с момента их создания. Моментом создания филиала или представительства следует считать дату принятия соответствующего акта    юридическимлицом.          В том случае если у организации имеется подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства организация должна будет подать заявление о постановке на учет в течение 30 дней со дня его регистрации[3].          Физические лица, которым принадлежит недвижимое имущество, являющееся объектом налогообложения, заявление о постановке на учет не подают, регистрация таких налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основании информации, предоставленной органами осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества.     Физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, детективами или охранниками также не подают заявление в налоговый орган, их регистрация осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию рождения и смерти физических лиц.

Срок постановки на учет налогоплательщика не изменился, он составляет 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов. В течение этого же срока налоговый орган выдает свидетельство о постановке на учет, форма которого будет утверждена Госналогслужбой РФ. Следует заметить, что ранее налогоплательщику выдавалось не Свидетельство, а Карта постановки на учет (п.2ст.84НК).         Важно отметить, что Налоговым кодексом вводится срок - 10 дней, в течение которого организации-налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, об изменениях в уставных и других учредительных документах. Также вводится срок - 5 дней, в течение которого налогоплательщик, сменивший место своего нахождения или местожительство, обязан заявить об этом налоговым органам (п.п. 3,4 ст.84 НК).       В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращение деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика. При этом срок для подачи такого рода заявлений Налоговым кодексом не устанавливается (п.5 ст.84 НК)[4].        В соответствии со ст.85,86 НК за органами, осуществляющими регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества, а также за банками сохраняется обязанность направлять в налоговые органы соответствующие сведения и, устанавливаются сроки в течение которых эти сведения должны быть доведены до налоговых органов.


2. Проведение налоговых проверок как основная форма организации налогового контроля

        Основной формой проведения налогового контроля является проведение налоговых проверок налогоплательщиков. Налоговый кодекс определяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст.87 НК). Таким образом НК вместо ныне действующего вида "документальная проверка" вводит новое понятие - "выездная налоговая проверка". Главным отличием камеральной проверки от выездной является то, что камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная по месту нахождения налогоплательщика.       Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для начисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст.88 НК). Данные проверки могут проводится в отношении всех налогоплательщиков.         В этой связи, особое значение приобретает закрепленный в НК РФ порядок составления и представления в налоговые органы налоговой отчетности. Именно налоговая отчетность представляет собой систему показателей, предназначенных для расчета суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.         В соответствии с п.1 ст. 80 НК, каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате предоставляется налоговая декларация, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.        Согласно названной статьи, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.         В настоящее время налоговые расчеты в виде так называемых налоговых деклараций составляются только при расчете налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет по окончании отчетного налогового периода и при расчете подоходного налога с суммы совокупного годового дохода физических лиц, подлежащего налогообложению на основании поданной ими декларации о доходах.  По всем остальным видам налогов налогоплательщики составляют и представляют налоговую отчетность в виде расчетов по каждому конкретному налогу, в котором указываются объект налогообложения, налоговые льготы, ставки налога и прочие необходимые данные.        Порядок составления, заполнения и сдачи этих расчетов регулируется соответствующими Законами по этим налогам и изданными на их основе Инструкциями.        С вступлением в действие Налогового кодекса, налоговыми органами были разработаны новые формы налоговой отчетности - налоговые декларации, которые содержат информацию в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Эти формы по федеральным налогам утверждаются ГНС РФ, а по региональным и местным налогам - соответствующими подразделениями ГНС РФ. Также предусмотрено, что в случаях, установленных Налоговым кодексом, налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.  

С вступлением в действие Налогового кодекса определен порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию. Напомним, что в настоящее время такой порядок четко регламентирован только для налога на добавленную стоимость. По суммам налога, дополнительно подлежащим уплате в бюджет, налогоплательщик представляет дополнительные налоговые расчеты отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения.

В отношении других налогов, исчисляемых нарастающим итогом с начала года обычно применялось правило в соответствии с которым исправление в виде дополнения или изменения за предыдущий отчетный период в рамках одного года вносилось в налоговый отчет текущего периода. При обнаружении ошибок, относящихся к прошлому году, налогоплательщиком представлялся уточненный (исправительный) расчет за прошлый год.             В Налоговом кодексе, порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию закреплен в ст. 81 НК РФ. В соответствии с которой, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. При этом п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.        Под налоговым периодом, согласно п. 1 ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.           Таким образом, при обнаружении ошибок в налоговых расчетах (декларациях) составляемых нарастающим итогом и относящихся к прошлому налоговому периоду-году, исправление будет производиться путем составления уточненного налогового расчета (декларации) за период, в котором совершена ошибка. Если ошибка произошла в рамках одного налогового периода-года, то она исправляется при составлении расчета нарастающим итогом.        Для тех налогов, составление расчетов по которым осуществляется за отдельный промежуток времени (например, налог на добавленную стоимость) под налоговым периодом согласно п. 1 ст. 55 НК РФ понимается иной период времени, то есть месяц или квартал. Соответственно, при обнаружении ошибок в налоговых декларациях по НДС, исправление производится путем составления уточненной налоговой декларации за каждый период (месяц, квартал) в котором допущена ошибка.           Кроме того, в нормах НК РФ теперь определен порядок внесения изменений и дополнений в налоговую декларацию, при соблюдении которого налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности.      В частности:      1) Если заявление об изменении делается до истечения срока подачи декларации, она считается поданной в день подачи заявления. Соответственно, ответственность в этом случае не применяется.      2) При подаче заявления после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, если заявление сделано до момента вручения акта налоговой проверки, выявившей эти ошибки, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст.121 НКРФ.      3) Если заявление сделано после подачи налоговой декларации и истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной п. 4 ст. 121, если заявление сделано до момента вручения ему акта налоговой проверки, выявившей эти нарушения, а также уплаты суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа и проводится только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей (ст.87,88 НК).          Следует обратить внимание налогоплательщиков на ряд существенных моментов, касающихся налоговых проверок, которые впервые нашли отражение в Налоговом Кодексе[5].

1.                Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки (ст.87 НК).

2.                Выездная налоговая проверка будет проводится не чаще одного раза в год. В настоящее время налоговые органы обязаны проводить документальные проверки не реже одного раза в два года, за исключением определенных случаев (ст.11 Закона РФ N 943-1). Иначе говоря с 1 января 1999 года налоговые органы не обязаны будут проводить выездные налоговые проверки с определенной периодичностью, т.е. такие проверки могут проводиться раз в два, три, четыре и т.д. года.

3.                Увеличен предельный срок проведения выездной налоговой проверки, и теперь он составляет два месяца. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев (ст.89 НК).

4.                При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр помещений и территорий, изымать документы в соответствии с положениями настоящего Кодекса, т.е. осуществляют права, предусмотренные для них ст.31 НК.


3. Нормативное регулирование документальных налоговых проверок


Необходимо заметить, что в настоящее время отсутствует единый нормативный акт, определяющий порядок проведения документальных налоговых проверок. Такие проверки проводятся на основании рекомендаций, указаний и методических пособий, разрабатываемых Госналогслужбой РФ. При этом данные документы разработаны по отдельным налоговым платежам и регламентируют не сам ход налоговой проверки, а устанавливают какие документы налогоплательщика следует посмотреть и на какие ошибки следует обратить внимание.

Нормы налогового права по своей сути строятся на отношениях власти и подчинения. Налогоплательщик в соответствии с требованиями налогового законодательства вынужден выполнять требования налоговых органов и их должностных лиц. В этой связи особо важное значение приобретает четкая законодательная регламентация деятельности последних, обеспечивающая соблюдение прав и законных интересов плательщиков налогов и сборов. Именно с этой целью Налоговый кодекс устанавливает общие процессуальные нормы проведения налоговых проверок, нарушение которых со стороны налоговых органов может повлечь признание в судебном порядке решения ГНИ о привлечении плательщика к финансовой ответственности недействительным. Остановимся на некоторых наиболее значимых для предприятий-плательщиков моментах процесса проведения выездной налоговой проверки.        Должностным лицам налоговых органов, при проведении налогового контроля, предоставлено право вызывать свидетелей для дачи показаний. В качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п.1 ст.90 НК). При этом в качестве свидетеля не вызываются лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п.2 ст.90 НК).          П.3 ст.90 НК устанавливает право физического лица отказаться от дачи свидетельских показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В соответствии со ст.51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Кроме того федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.               Так как в налоговом законодательстве отсутствуют нормы определяющие круг оснований по которым лицо вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, то в данном случае необходимо будет руководствоваться только положениями Конституции РФ.                 Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться по вызову и дать правдивые показания, т.е. сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.               За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин, лица вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за отказ от дачи свидетельских показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний Налоговым кодексом установлена ответственность в виде штрафа (ст.128НК).         При проведении налоговых проверок должностные лица налоговых органов имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. В жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц доступ должностных лиц не допускается. Доступ на территорию или в помещение осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и постановления руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки указанного налогоплательщика (ст.91НК).               Производя налоговую проверку, должностные лица налоговых органов имеют право производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика. Необходимо отметить, что обязательным условием проведения осмотра является присутствие при нем понятых, а также составление протокола осмотра (ст.92 НК). Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. При этом понятыми не могут выступать физические лица заинтересованные в исходе дела, а также должностные лица налоговых органов (ст.98 НК). Что касается составления протокола, то общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, установлены ст.99 НК.           Должностное лицо налогового органа, при проведении проверки вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика или иного обязанного лица необходимые для проверки документы, которые он обязан направить или выдать налоговому органу в 5-дневный срок. Если налогоплательщик откажется представить требуемые документы или пропустит указанный срок, то данные действия налогоплательщика будут рассматриваться как налоговое правонарушение и повлекут за собой ответственность согласно п.1 ст.127 НК. В случае необходимости изъятия определенных документов или предметов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки, и если точно известно, где и у кого они находятся, должностные лица налоговых органов производят выемку документов и предметов в соответствии с положениями ст.94 НК[6].       Следует обратить особое внимание налогоплательщиков на то обстоятельство, что должностные лица налоговых органов будут вправе изымать любые необходимые для проверки документы, а также им предоставляется право изымать необходимые для проверки предметы. На данный момент изъятие возможно только в отношении документов, свидетельствующих, о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения.  Кроме того, выемка документов и предметов должна будет производится обязательно в присутствии понятых (п.3 ст.94 НК). В настоящее время присутствие понятых при изъятии документов не предусмотрено.

 Впервые Налоговым кодексом предусмотрено проведение в ходе налоговых проверок экспертиз, а также установлен порядок привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Проведение экспертиз или привлечение для участия в налоговой проверке специалиста вызвано тем, что в ходе проверок могут возникнуть вопросы для разъяснения которых необходимы специальные знания или навыки в науке, искусстве, технике, ремесле или иной сфере. Основания и порядок применения данных полномочий налоговыми органами подробно расписан в ст.95,96 НК. Четкое регулирование норм, касающихся проведения указанных действий, позволит избежать спорных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.        По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. Форма акта и требования к нему будут утверждены в ближайшее время Госналогслужбой. Необходимо отметить ряд отличий в оформлении результатов проверки в настоящий момент от порядка оформления предусмотренного НК.

1.                Если по результатам проверки акт не составляется, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.

2.                Подписывать акт будет только руководитель проверяемой организации (индивидуальный предприниматель).

3.                Руководители проверяемых организаций вправе отказаться подписывать акт налоговой проверки.

4.                Для представления в соответствующий налоговый орган мотивов отказа подписать акт или возражения по акту установлен срок - две недели.

5.                Рассмотрение руководителем налогового органа (заместителем руководителя) акта налоговой проверки производится в течение не более 14 дней (ст.100 НК).

  Рассмотрев материалы проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней вправе принять одно из следующих решений:

-                     о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

-                     об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;

-                     о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.1 ст.101 НК).

 Если руководителем (заместителем) налогового органа принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то налогоплательщику направляется требование по уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. В том случае, если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить соответствующую сумму налоговых санкций или пропустит срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган будет обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании санкций.                Дела о взыскании налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с п.1 ст.105 НК подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а о взыскании санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в суде общей юрисдикции (п.2 ст.105 НК).



Заключение


Налоговый контроль неразрывно связан с органами государственной власти в области налогообложения. Именно эти органы регулируют и контролирую деятельность предприятия в области исчисления и уплаты своих налоговых обязательств.

В связи с этим при изучении налогового менеджмента важную роль играет изучение государственных налоговых органов, с которыми налоговым менеджерам и бухгалтерам непосредственно приходится сталкиваться

К налоговым органам Российской Федерации относятся ор­ганы Государственной налоговой службы, федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета

Государственная налоговая служба России - единая система контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Единая система налоговой службы состоит из главной, государственной налоговой инспекции, республиканских и тер­риториальных налоговых инспекций

Основным инструментом налогового контроля является налоговая проверка. В зависимости от характера, выделяют документальные и фак­тические проверки.

Результаты проверок должны быть оформлены документально. При этом - если в результате проверки нарушений налогового законодательства не установлено, составляется справка о резуль­татах проверки.

Государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам предоставлено право – применять к предприятиям, органи­зациям и учреждениям установленные законодательством санкции. А также налагать на их должностных и физических лиц, виновных в нарушении налоговых законов, административные штрафы и направлять материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности.



Список использованной литературы



1. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть 1.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть 2.

3. Кожинов В.Я. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятий. Уч. пособие. – М.; «Экзамен», 2002г

4.Черник Д.Г., Морозов В.П. Оптимизация налогообложения. Уч./практическое пособие. – М.; «Проспект», 2002

5.     Шуляк Д.Г. Финансы предприятия. Учебник. – М.; ИД «Дашков и К», 2002.



[1] Кожинов В.Я. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятий. Уч.пособие. М.; «Экзамен», 2002г – с.134

[2] Кожинов В.Я. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятий. Уч.пособие. М.; «Экзамен», 2002г – с.135


[3] НК РФ, Часть 1 – с.45

[4] НК РФ, Часть 1 – с.49

[5] НК РФ, Часть 1 – с.56

[6] НК РФ, Часть 1 – с.63