СОДЕРЖАНИЕ


Конвертируемость национальных валют, ее типы


1. Национальная и иностранные валюты, резервная валюта, международная валютная (денежная) единица, ее виды                                                                 3

2. Понятие и виды валютных ограничений                                                         12

3. Конвертируемость национальной валюты, характеристика ее типов          15

4. Список использованной литературы                                                               20




























1. Национальная и иностранные валюты, резервная валюта, международная валютная (денежная) единица, ее виды.


Национальная валюта – денежная единица страны. Она существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки средств на банковских счетах). Ее эмитентами являются национальные коммерческие и центральные банки.

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. [10]

В послевоенный период главными формами мировых денег стали резервные валюты и международные денежные единицы.

Резервная валюта — общепризнанная в мире валюта, которая накапливается центральными банками в валютных резервах. Она выполняет функцию инвестиционного актива, служит способом определения валютного паритета, используется как средство проведения валютных интервенций при необходимости, а также для проведения центральными банками международных расчетов.

Иногда под этим термином также подразумеваются валюты, которые наиболее часто используются в международных торговых расчетах. [8].

Первоначально единственным видом мировых денег было золото, причем в форме слитков. Золотые монеты для использования в международных расчетах нужно было отлить в слитки, а затем перечеканить в монеты другой страны. Постепенно с целью снижения издержек обращения в международных расчетах стали использоваться национальные золотые монеты и кредитные орудия обращения. [2, с. 108]

Ранее резервные валюты использовались в основном в качестве средств для расчётов на товарных рынках (нефть, золото и др.), однако в последнее время, особенно в странах Азии, резервные валюты используются для накопления золотовалютных резервов в целях укрепления конкурентоспособности экспорта путем ослабления своих валют, а также в качестве резерва на случай финансовых кризисов.

Статус резервной валюты дает стране-эмитенту валюты определённые преимущества: возможность покрытия дефицита платежного баланса национальной валютой (что происходит сейчас с торговым балансом США), содействовать укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом рынке. В то же время выдвижение валюты на роль резервной возлагает на страну-эмитента обязанности поддержки стабильности валюты, снятие валютных и торговых ограничений, принятие мер по ликвидации дефицита платежного баланса.

С двадцатых годов XX века функции мировых денег наряду с золотом стали выполнять национальные валюты Англии и США. Они получили название резервных валют. Первоначально в роли резервной валюты выступал английский фунт стерлингов, игравший господствующую роль в международных расчётах. Решениями конференции в Бреттон-Вудсе (США, 1944 год) наряду с фунтом стерлингов в качестве международной платежной и резервной валюты стал использоваться доллар США, который занял вскоре доминирующее положение в международных расчётах. Выполнение той или иной валютой функции международного платежного и резервного средства зависит от позиций, которые занимает страна – эмитент валюты – на международном рынке товаров и капиталов. Изменение этих позиций привело к утрате фунтом стерлингов роли резервной валюты в конце шестидесятых годов, к относительному снижению роли доллара США.

8 января 1976 года по результатам соглашений Ямайской валютной конференции (г. Кингстон, Ямайка) была официально сформирована Ямайская валютная система, в которой предусматривалось свободное колебание курсов валют. Помимо доллара США в качестве резервных валют стали использоваться Немецкая марка и Японская иена.

Ямайское соглашение впервые юридически оформило демонетизацию золота. Это выразилось в отмене:

- официальной цены на золото;

- фиксации золотого содержания валют, а значит, золотых паритетов;

- взносов золота странами — членами МВФ в его капитал.

Однако, несмотря на юридическое устранение золота из мировой валютной системы, оно продолжает выполнять такую функцию мировых денег, как международное резервное средство. [8].

Международные денежные единицы – это особый вид мировых денег. Они являются наднациональными коллективными валютами, поскольку выпускаются не национальными банками, а международными валютно-кредитными организациями. Первоначально они использовались только как международное  резервное и платежное средство, а также в качестве валютного эталона и выпускалось лишь в безналичной форме записей на счетах.

Международная расчетная денежная единица - искусственная валютная единица, предназначенная для формирования условного масштаба, позволяющего сопоставить валюты разных стран и установить пропорции между ними. [9].

В современной мировой валютной системе основными международными расчетными единицами являются СДР и евро.

По мере ухудшения платежного баланса США стала утверждаться мысль об образовании нового, наднационального валютно-резервного механизма. Главная задача, ставившаяся Вашингтоном перед этим механизмом – укрепление серьезно пошатнувшихся позиций доллара. Аналогичные предложения, но уже имевшие целью укрепления фунта стерлингов, обсуждались в Англии, хронически испытывавшей острые валютно-финансовые потрясения. Франция предложила выпустить «составную резервную валюту», которая дополнила бы золото и использовалась бы в ограниченных размерах для платежей по внешним обязательствам. Необходимость создания наднациональной валюты была также обусловлена падением роли золота в международных расчетах и отрицательными последствиями использования национальных валют в качестве мировых.

В 1969 году Международный Валютный Фонд, учитывая возрастающую опасность постоянного дефицита международной ликвидности, в силу расширения объемов мировой торговли приняли решение о создании СДР – искусственной валюты, своеобразных кредитных денег. Специальные права заимствования – (от английского special drawing rights ) - это международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов, путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ.

СДР были созданы как резервная валюта, предназначенная для покрытия платежного баланса стран. Первая эмиссия СДР была осуществлена в три этапа между 1970 и 1972 годами в размере 9,3 миллиардов СДР, последующая – в 1979 - 1981 годах на сумму 12,1 миллиардов. [7, c. 87].

Стоимость СДР вначале устанавливалась в золотом эквиваленте (1 СДР = 0,888671 г чистого золота). Поэтому их условная стоимость зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 года в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР. В последующем МВФ ввел практику ежедневного установления долларовой стоимости СДР.

С 1974 года курс СДР стал определятся на основе валютной корзины. К моменту принятия Ямайского соглашения в корзину СДР входили валюты 16 стран, с 1981 года – пяти. С 1999 года в корзину СДР входят 4 валюты, так как Евро заменила немецкую марку и французский франк. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

Распространение СДР осуществляется пропорционально квоте стран-членов в МВФ. При необходимости страна может обменивать свою квоту СДР на валюту, указанную международным Валютным Фондом, без принятия каких-либо предварительных условий в области экономической политики. Страна должна соблюдать условия использования около 70 % выделенных СДР в течение пятилетнего периода. Фактически страна покупает СДР, так как должна представить свою собственную валюту или валюту другой страны в обмен на СДР [6, c. 33-34].

Первоначально страны были обязаны восстанавливать сумму, потраченных СДР до 30 % выделенной или доли (с января 1979 года по апрель 1981 года не менее 18 %). С мая 1981 года это правило отменено, и страны-заемщики СДР могут использовать всю сумму выделенного им лимита.

В 1979 году в рамках Европейского Экономического Сообщества была создана региональная валютная система, получившая название Европейская Валютная Система (ЕВС). Непосредственный толчок планам создания ЕВС дали Ямайские соглашения о реформе международной валютной системы, основные принципы которых не отвечали интересам западноевропейских стран, так как, во-первых, они не были удовлетворены функционированием системы СДР и ее тесной связью с долларом США, во-вторых, выражали недовольство введением плавающих курсов, отрицательно сказывающихся на их внешней торговле и функционировании уже созданных интеграционных процессов ЕЭС.

Теоретики интеграции и организаторы ЕС неоднократно указывали на то, что, не обеспечив стабильности в валютной сфере, не возможно не только идти вперед к более глубокой и всесторонней координации хозяйственной политики государств-членов ЕС, но и сохранить те этажи интеграции, которые уже возведены.

Необходимость в общей платежной системе интегрирующихся стран привела к созданию в 1979 году аналога единой валюты, своеобразной «суррогатной» счетной единицы, в которой бы производились расчеты между странами. Она получила название ЭКЮ.

ЭКЮ – (от английского European Currency Unit ) - представляет собой региональную международную валютную систему, используемую странами- участниками ЕВС во взаимных расчетах.

ЭКЮ не существовала в форме банкнот или монет и использовалась только в безналичных расчетах, выполняя роль квазивалюты. Но по мере того, как все расчеты в Западной Европе стали переводиться в ЭКЮ, эта денежная единица стала иметь на бирже такой же курс по отношению к доллару США и другим национальным валютам, как и любая другая реально эмитируемая в денежный оборот конвертируемая валюта.

ЭКЮ являлась составной валютой, поддерживаемой корзиной национальных валют стран Сообщества. Доля каждого участника зависела от его доли в совокупном ВВП и взаимной торговле.

Режим валютных курсов в системе предусматривал совместные изменения курсов валют, получившие название «европейской валютной змеи». Пределы взаимных колебаний устанавливались в размере 2,25 % от общего центрального курса (для Италии и Испании ± 6 %). С августа 1993 года из-за обострения валютных проблем ЕС рамки этих колебаний были расширены до ± 15,0 %.

Соблюдение указанного режима подкреплялось регулирующими мерами: изменение процентных ставок, оказывающих влияние на валютный курс, взаимным кредитованием Центральных банков в целях поддержания курсовых состояний и валютными интервенциями [12].

В сентябре 1993 года в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако «относительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 года доля марки ФРГ равнялась 32,6 % , французского франка – 19,9 %, фунта стерлингов - 11,5 % , итальянской лиры – 8,1 % , датской кроны – 2,7 % и т.д.

Эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом, так как ЕВС использовала его в качестве реальных резервных активов. С этой целью был создан совместный золотой фонд за счет объединения 20 % официальных золотых резервов стран ЕВС и ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тысяч тонн золота. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачислялись в валютные резервы [6, c. 35].

Дальнейшее развитие Европейской интеграции предполагало создание единой валюты, которая будет использоваться не только в сфере безналичных расчетов между странами, но и будет являться законным платежным средством на территории стран участниц ЕВС. В соответствии с Маастрихтским соглашением было решено, что такой валютой станет евро.

В 1992 году в Маастрихте была принято соглашение о введении евро – единой расчетной европейской валюты. Этот шаг стал логическим завершением экономической интеграции в ЕС.

Сценарий перехода к евро предусматривал введение единой валюты в три фазы.

Фаза А началась 2 мая 1998 года с принятием решения Советом Европы о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих необходимым условиям. Под этими условиями подразумевались независимость Центральных банков каждой из стран-участниц ЕС и соответствие четырем критериям конвергенции: ценой стабильности, устойчивости государственных финансов, предельных колебаний курсов в рамках механизмов обменных курсов и уровня долгосрочных процентных ставок:

- Уровень инфляции в стране не должен превышать 1,5 %, а процентные ставки – 2,0 % среднего арифметического таких же показателей в трех странах с самой низкой в ЕС инфляцией;

- Курс национальной валюты должен находиться в рамках, предписанных механизмов обменных курсов (МОК);

- Бюджетный дефицит не должен превышать 3,0 % ВВП, а государственный долг не должен быть выше 60,0 % от ВВП.

Фаза В перехода к единой евровалюте началась с 1 января 1999 года. На этом этапе страны участницы ЕВС стали использовать евро в безналичных расчетах. Была создана Европейская система Центральных банков (ЕСЦБ) в функции которой входило:

- Регулирование безналичных расчетов;

- Управление международными резервами стран-участниц ЕВС, выпуск банкнот и монет.

С 1999 года осуществлялось проведение операций на денежном рынке в евро, проведение межбанковских расчетов и расчетов между Центральными банками стран ЕВС, установление фиксированных обменных курсов и перевод государственных долгов в евро.

На этом этапе фиксировались валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро.

Обменные курсы устанавливались только из расчета 1 евро, равного определенному количеству национальной валюты страны-участника ЕВС. Обратные значения курсов (например, 1 DEM= 0,52 EUR) не допускалось.

В 1999 – 2002 годах во взаимных безналичных расчетах параллельно использовались привязанные к евро национальные валюты, осуществлялась номинация в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляется единая денежно-кредитная и валютная политика Евросоюза [7, c. 111].

Фаза С началась с 1 января 2002 года с введением в обращение евробанкнот и евромонет , которые в течение первого полугодия 2002 года являлись законным средством платежа с национальными банкнотами и монетами. С 1 июня 2002 года бывшие национальные валюты начали изыматься из обращения, и евро стало единственной валютой стран-участниц ЕВС.

В результате появления евро прекратила свое существование ЭКЮ: она была заменена на евро по курсу 1 ЭКЮ = 1 Евро. При этом произошла не только смена названий европейской валютной единицы. Появился ее принципиально новый вид. Евро в дополнении к традиционным для международной расчетной единицы функциям международного платежного и резервного средства стало выполнять все функции национальной денежной единицы стран-участниц, вошедших в зоне евро.

Хотя формально переход к третьей стадии ЕВС был открыт для всех стран- членов ЕС, с самого начала было маловероятно, что все они перейдут на евро. Поэтому определение будущих взаимоотношений между присоединившимися странами («ins») и неприсоединившимися («pre ins») было сосредоточено на необходимости регулирования валютных курсов между евро и валютами, остающихся в национальном подчинении. 16-17 июня 1997 года в Амстердаме Евросовет принял резолюцию, определяющую принципы и фундаментальные основы такого механизма, получившего название «Механизм обменных курсов –2» («МОК-2»).

Главная цель «МОК-2» - подготовка стран «pre ins» к присоединению к зоне евро.

В основе механизма «МОК-2» евро играет роль центральной валюты и счетной единицы, а валюты стран «pre ins» связаны с ней на двусторонней основе. Значение центральных валютных курсов валют «pre ins» к евро устанавливаются индивидуально с допустимым пределом колебаний вокруг них ± 15,0 %.

Политика валютного курса определяется большинством голосов Совета ЕС. Выход курса за пределы 15,0 % центрального курса предусматривает принятие корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках.

Взаимоотношение между евро и мировой валютной системой регламентируется решениями Совета ЕС на основе принципа единогласия. Страны участницы зоны евро предпочитают сохранить свое индивидуальное членство в ВМФ, однако выступают как единый блок [7,c. 112 – 114].


2. Понятие и виды валютных ограничений.


Объектом национального и межгосударственного регулировании являются валютные ограничения и режим конвертируемости валют.

 Валютные ограничения - система нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на ограничение операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями; составная часть валютной политики государств. Валютные ограничения предусматривают организацию и осуществление компетентными органами соответствующих стран валютного контроля, главным образом в целях уравновешивания балансов платежных, поддержания курсов национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства. Валютные ограничения предусматривают: регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрещение свободной продажи и купли иностранной валюты; обязательную сдачу государству иностранной валюты (в обмен на национальную валюту по официальному курсу). При валютном ограничении валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных банках. [11].

Важнейшим элементом любой валютной системы является совокупность валютных операций:

- ограничение конвертируемости национальной валюты (использование валютной выручки и приобретение иностранной валюты);

- ограничение прямых и портфельных инвестиций (ввоз, вывоз капитала и репатриация прибыли);

- условия обращения наличной национальной и иностранной валюты (ввоз, вывоз, перевод, пересылка);

- по операциям резидентов и нерезидентов;

- ограничение на проведение операций с золотом и драгоценными металлами.          Валютные ограничения, являясь одним из инструментов валютной политики, выполняют свои функции через лицензирование, дифференциацию счетов, временной и количественный контроль. [5].

Валютные ограничения включают:

- регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации прибылей, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг;

- запрет свободной купли-продажи иностранной валюты;

- концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей;

- централизация валютных операций в ЦБ и их лицензирование;

- блокирование валютных счетов;

- ограничение обратимости валют.

Различают следующие виды валютных ограничений:

- лицензирование валютных операций;

- полное или частичное блокирование валютных счетов;

- ограничение обратимости валют;

- множественность валютных курсов.

Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и другие.

Валютные ограничения разделяются на две основные сферы:

- текущие операции платежного баланса (торговые и "невидимые" операции);

- финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, но в конечном счете осложняют проблему их балансирования, так как возникает необходимость регулирования международных расчетов с каждой страной отдельно. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в международных экономических отношениях порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров. [5].

На межгосударственном уровне осуществляется регулирование валютных ограничений по текущим операциям. Страны – члены МФВ могут взять на себя обязательство по статье VIII Устава МВФ не вводить ограничения по текущим международным операциям либо присоединиться к статье XIV, допускающей таких ограничений на «переходный период», т.е. на период до подписания статьи VIII. На начало 1999 г. 147 государств из 182 стран – членов МФВ присоединились к статье VIII. Ограничения по финансовым операциям сохраняются в большинстве стран. [2, с. 111].

        

3. Конвертируемость национальной валюты, характеристика ее типов.


Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность обмениваться на другие валюты. При поверхностном рассмотрении конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании, покупке и продаже собственно валют, оценке валютных авуаров, имеющихся у той или иной страны или ее хозяйствующих субъектов и прочие). Конвертируемость также:

- обеспечивает свободный перевод одной валюты в другую в режиме реального времени;

- служит инструментом ориентирования в огромных потоках международной и национальной ценовой информации, выраженной в разных валютах,

- позволяет оценивать эффективность международных сделок, формировать программы международного экономического сотрудничества, повышать эффективность международного разделения труда.

От количества и вида практикуемых в стране валютных ограничений зависит режим конвертируемости валюты. Валютная конвертируемость (обратимость) – это возможность конверсии (обмена) валюты данной страны на валюты других стран. Различают полностью конвертируемые валюты, частично конвертируемые и неконвертируемые.

Полностью конвертируемыми («свободно используемыми» согласно терминологии МВФ) являются валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов).

При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и/или для отдельных держателей валюты. Если ограничены возможности конверсии для резидентов, то конвертируемость называется внешней, если не для резидентов – внутренней. Наибольшее значение с  точки зрения связи внутреннего рынка с мировым имеет конвертируемость по текущим операциям платежного баланса. [2, с. 112].

Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» свободно конвертируемая валюта (Freely convertible currency) — это валюта, для которой отсутствуют ограничения по платежам в данной валюте. Согласно определению, валюта называется свободно конвертируемой, когда правительство не указывает, какую максимальную сумму другой валюты можно приобрести жителям этой страны или находящимся в ней туристам за дензнаки этой страны. Иными словами, валюта страны А является свободно конвертируемой, если правительство страны А разрешает покупать любое количество иностранной валюты за валюту страны А:

Однако часто под термином «свободно конвертируемая валюта» подразумевается валюта, принятая для расчётов в международной межбанковской системе CLS. Таких валют на 27 мая 2008 года семнадцать, и это:

1. Евро

2. Доллар США

3. Британский фунт

4. Японская иена

5. Канадский доллар

6. Австралийский доллар

7. Гонконгский доллар

8. Южнокорейская вона

9. Шведская крона

10. Датская крона

11. Норвежская крона

12. Сингапурский доллар

13. Новозеландский доллар

14. Южноафриканский ранд

15. Швейцарский франк

16. Израильский новый шекель

17. Мексиканский песо 

Внесение валюты в список CLS позволит как частным лицам, так и предприятиям производить международные расчеты в своей валюте, минуя перерасчёт в доллары или другую конвертируемую валюту. [8].

Важно отметить характеристики, которые выносит в качестве необходимых условий для полностью конвертируемой или «свободно используемой валюты» Международный валютный фонд. Согласно статье ХХХ Соглашения об МВФ такая валюта должна удовлетворять двум следующим требованиям:

- действительно широко использоваться для платежей по международным операциям;

- являться предметом активной торговли на основных валютных рынках.

Данным определением МВФ зафиксировал важное отличие между формальной свободной конвертируемостью, обусловленной формальным снятием каких-либо ограничений на совершение обменных  операций с данной валютой, и реальной конвертируемостью, связанной с возможностью реально купить или продать данную валюту  без существенных дополнительных издержек. Другими словами, МВФ выделяет в качестве одного из главных условий свободной (полной) конвертируемости наличие развитого международного рынка данной валюты.

Различают внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют.

При внутренней конвертируемости только резиденты данной страны имеют право осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений.

В одном из докладов МВФ сказано: «если нет ограничений на возможность резидентов страны использовать свои накопления местной валюты для приобретения какой-либо иностранной валюты, ее хранения или перевода какому угодно нерезиденту для какой угодно цели, о такой валюте можно сказать, что она внутренне обратима».

При внешней конвертируемости осуществлять свободный обмен денег данной страны на другие валюты для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами имеют право только нерезиденты, а резиденты, наоборот, таким правом не обладают.

По определению МВФ, валюта считается внешне конвертируемой, если она обладает двумя свойствами:

- средства в данной валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту;

- все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеконвертируемой валюте, которую резиденты могут купить на валютных рынка. [4, с.58].

Таким образом, частичная конвертируемость во внутренней или внешней форме представляет собой намеренное ограничение правительствами свободного обмена валют странами, которые пытаются снизить пагубное влияние на экономику страны слишком свободного ее обмена на другие валюты в силу тех или иных слабостей национальной экономики или ее финансовой системы. Ограничение свободы конвертируемости валюты — это своего рода способ поддержания на необходимом для страны уровне ее экономической безопасности от риска неконтролируемого резкого изменения валютного курса.

Валюта называется неконвертируемой, если в стране действуют практически все виды ограничений, и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, ввоз и вывоз. Неконвертируемая валюта характерна для многих развивающихся стран.

Российский рубль сегодня — национальная валюта с ограниченной внутренней конвертируемостью. Причем его внутренняя конвертируемость в основном связана с американским долларом и евро, которые де-факто используются в стране практически наравне с национальной валютой. Внутренняя конвертируемость рубля в другие валюты носит ограниченный характер. Значительная часть национальных цен и ряд агрегированных показателей выражается в долларах и евро, что связано с двумя основными причинами: относительной нестабильностью  российского рубля и значительной долей импортных товаров на внутреннем рынке.





















Список использованной литературы


1. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173.

2. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. и др. Деньги, кредит, банки – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2003. – 600с.

3. Красавина Л.Н. Международные валютные и кредитно-финансовые отношения М.: 2001

4. И.Н.Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М. 1999, с.352.

5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М., 2005

6. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы -        М.: 1994.

7. Шмырева А.И. , Колесников В.И. , Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения - СПб.: 2001.

8. Википедия

9. www.finam.ru

10. www.consultant.ru

11. www.dic.academic.ru

12. www.blomberg.com











www.consultant.ru

www.finam.ru

http://dic.academic.ru

Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.-М., 2005)

См., например, И.Н.Платонова. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М. 1999, с.58.

Википедия

21. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы //М.:

1994

12.  Шмырева А.И. , Колесников В.И. , Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения // СПб.: 2001

28. http://www.blomberg.com/emu/

12.Красавина Л.Н. Международные валютные и кредитно-финансовые отношения М.: 2001













При изучении проблемы конвертируемости очень важно выбрать правильный ракурс. Эта проблема часто рассматривается умозрительно, исходя из представления о том, что наиболее развитые страны обладают свободно конвертируемыми валютами, следовательно и России необходимо стремиться к полной конвертируемости рубля. На самом деле уровень развитости страны и конкурентоспособности ее экономики повышает не достижение конвертируемости, а развитие экономики, рост ее эффективности служит основанием (и притом далеко не во всех случаях) для введения полной конвертируемости национальной валюты.

Поскольку современная мировая экономика диктует условия жесткой конкуренции, усложняющейся процессами глобализации, проблема конвертируемости должна рассматриваться с позиций повышения конкурентоспособности российской экономики. Более того, правильное управление конвертируемостью национальной валюты является частью комплекса инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики и национальной безопасности страны.

Что такое конвертируемость и для чего она нужна?

Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность обмениваться на другие валюты. При поверхностном рассмотрении конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечения и облегчения использования национальных валют в международных экономических операциях (торговле, международном кредитовании, покупке и продаже собственно валют, оценке валютных авуаров, имеющихся у той или иной страны или ее хозяйствующих субъектов и пр.). Конвертируемость также:

  • обеспечивает свободный перевод одной валюты в другую в режиме реального времени;
  • служит инструментом ориентирования в огромных потоках международной и национальной ценовой информации, выраженной в разных валютах,
  • позволяет оценивать эффективность международных сделок, формировать программы международного экономического сотрудничества, повышать эффективность международного разделения труда.

Однако при более детальном рассмотрении в условиях развитых международных экономических отношений и интернационализации хозяйственной жизни проблема конвертируемости приобретает особую роль, поскольку необходимость обмена валют и их соизмерения выходит за рамки внешнеэкономического сектора стран и становится непосредственной интегральной частью внутринационального развития.

Еще более важной и острой эта проблема становится  в условиях глобализации, в частности, финансовой глобализации, вектор которой направлен в сторону уменьшения влияния, значения и, в конечном итоге, устранения национальных валют в пользу интегрированных валютных единиц (типа евро) или национальных валют, принимающих на себя функции мировых денег (типа доллара США).

Виды конвертируемости

Имеются различные виды конвертируемости национальных валют, которые  связаны с условиями, выработанными международными валютными организациями для валют отдельных стран:

  • свободная или полная и
  • ограниченная, которая в свою очередь делится на внутреннюю и внешнюю.

Свободная или полная конвертируемость национальной валюты предполагает возможность использования данной валюты для проведения текущих операций в стране и за границей любыми ее держателями путем беспрепятственного ее обмена (купли-продажи) на любые другие национальные денежные единицы.

Важно отметить характеристики, которые выносит в качестве необходимых условий для полностью конвертируемой или «свободно используемой валюты» Международный валютный фонд (МВФ). Согласно статье ХХХ Соглашения об МВФ такая валюта должна удовлетворять двум следующим требованиям:

(1) действительно широко использоваться для платежей по международным операциям и

(2) являться предметом активной торговли на основных валютных рынках1.

Данным определением МВФ зафиксировал важное отличие между формальной свободной конвертируемостью, обусловленной формальным снятием каких-либо ограничений на совершение обменных  операций с данной валютой, и реальной конвертируемостью, связанной с возможностью реально купить или продать данную валюту  без существенных дополнительных издержек. Другими словами, МВФ выделяет в качестве одного главных условий свободной (полной) конвертируемости наличие развитого международного рынка данной валюты.

Предпосылками введения реальной полной конвертируемости валюты является создание благоприятных общеэкономических условий функционирования национальной экономики и ее широкое вовлечение в систему международного разделения труда.

К основным таким предпосылкам относятся:

  • общая стабильность темпов развития экономики;
  • нормализация социально-политической обстановки;
  • уменьшение дефицита по счетам текущих операций;
  • урегулирование внешней задолженности страны;
  • накопление официальных золотовалютных резервов;
  • высокая степень доверия к национальной денежной единице внутри страны и за  рубежом.
  • высокая степень интегрированности страны в мировую экономику.

По мере создания этих предпосылок в государстве формируется своего рода «валютный тыл», обеспечивающий твердость валюты всем комплексом перечисленных факторов, а сама страна получает возможность перехода к более свободной форме конвертируемости своей валюты за счет роста спроса на нее в международном платежном обороте, а также за счет хранения и сбережения ее в международных валютных резервах и национальных резервах центральных банков. Это позволяет увеличивать эмиссию национальной денежной единицы не только для внутренних нужд национальной экономики, но и для обслуживания международного оборота и, таким образом, дает стране возможность получать дополнительный эмиссионный доход.

Здесь, правда, важно понять, что валюта с подобными свойствами доступна только для весьма ограниченного числа стран, способных создать вышеуказанные условия в острой конкурентной борьбе, т.е. условия для захвата международного валютного поля за счет стран-конкурентов.

Остальные страны, не способные создать такие предпосылки, вынуждены ограничивать возможности обмена своих валют, вводя частичную их конвертируемость.

Обычно ограничения конвертируемости связаны с потребностью защиты национальных экономик  отдельных стран от внешней экспансии других, более сильных и развитых стран.

Частично конвертируемые валюты — это валюты, для которых установлены определенные ограничения по валютным операциям с конкретными странами, их объединениями или целыми регионами, а также для которых не распространяется режим конвертируемости на некоторые субъекты экономической деятельности.

Различают внутреннюю и внешнюю конвертируемость валют.

При внутренней конвертируемости только резиденты данной страны имеют право осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений.

В одном из докладов МВФ сказано: «если нет ограничений на возможность резидентов страны использовать свои накопления местной валюты для приобретения какой-либо иностранной валюты, ее хранения или перевода какому угодно нерезиденту для какой угодно цели, о такой валюте можно сказать, что она внутренне обратима»2.

При внешней конвертируемости осуществлять свободный обмен денег данной страны на другие валюты для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами имеют право только нерезиденты, а резиденты, наоборот, таким правом не обладают3.

По определению МВФ, валюта считается внешне конвертируемой, если она обладает двумя свойствами:

(1) средства в данной валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту и

(2) все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеконвертируемой валюте, которую резиденты могут купить на валютных рынках4.

Таким образом, частичная конвертируемость во внутренней или внешней форме представляет собой намеренное ограничение правительствами свободного обмена валют странами, которые пытаются снизить пагубное влияние на экономику страны слишком свободного ее обмена на другие валюты в силу тех или иных слабостей национальной экономики или ее финансовой системы. Ограничение свободы конвертируемости валюты — это своего рода способ поддержания на необходимом для страны уровне ее экономической безопасности от риска неконтролируемого резкого изменения валютного курса (вспомним, что именно в динамике отклонений ВК от ППС, а также в том, насколько эта динамика соответствует интересам повышения национальной конкурентоспособности, и заключается реальная проблема конвертируемости).

Конвертируемость и защита национальной экономики

Теперь следует рассмотреть вопрос об особенностях применения различных форм ограничения конвертируемости национальной валюты.

После второй мировой войны западноевропейские страны, восстанавливая свои хозяйства, постепенно возвращались к конвертируемости своих валют. Во-первых, они приступили к решению этой проблемы лишь спустя 13 лет после окончания войны — в 1958 г. И во-вторых, они решали ее именно через внешнее ограничение конвертируемости, т.е. предоставляли право свободного валютного обмена по текущим операциям только иностранным гражданам или иностранным фирмам (нерезидентам) — держателям местных валют, одновременно отказывая в этом своим гражданам. И только после интенсивного подготовительного процесса с 1960 г. указанный режим был распространен на национальных держателей валюты.

Однако введение свободной обратимости валют в странах Западной Европы вовсе не означало для них полной отмены всех валютных ограничений, на чем, между прочим,  настаивали США. И только в начале 1990-х годов в соответствии с требованиями ВТО о либерализации услуг в банковской, страховой и фондовой сферах, страны ЕС взяли на себя обязательства об отмене валютных ограничений, но и при этом они продолжают защищать свой финансовый рынок.

По иному решали проблему конвертируемости своих валют страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Россия и страны СНГ. Они фактически пошли по пути введения внутренней конвертируемости своих валют. Ряд стран (Болгария, Польша, Россия и Чехия) осуществили «шоковый» переход к внутренней конвертируемости одновременно с «шоковой» либерализацией цен, что можно считать своего рода «двойным шоком». Другие страны (Венгрия и Румыния) подготовили отмену валютных ограничений предварительным накоплением официальных валютных резервов. Однако большинство стран ЦВЕ, страны Балтии, Армения, Грузия, Киргизия, Молдова и Россия, подписав в середине 1990-х годов статью VIII Соглашения об МВФ, предусматривающую положение о том, что «ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам»5, формально все же ввели внутреннюю конвертируемость своих валют по текущим операциям платежного баланса.

Именно эта мера привела к тяжелым для этих стран последствиям:

  • резко затруднила осуществление контроля за экспортно-импортными операциями;
  • обострила проблему инфляции;
  • вызвала долларизацию экономики со всем шлейфом ее отрицательных последствий;
  • породила проблему бегства капиталов за рубеж, обескровливающих национальную экономику;
  • в целом привела к снижению национальной конкурентоспособности, обострив угрозу экономической безопасности этих стран.

Таким образом, то, чего удалось избежать странам Западной Европы в конкурентной борьбе с Соединенными Штатами, стало уделом стран бывшего советского блока.

Возникает вопрос, почему более разумный, осторожный, а главное проверенный опытом послевоенного развития промышленно развитых стран путь постепенного ослабления валютных ограничений был отвергнут? Ведь очевидные преимущества внешней конвертируемости и минусы внутренней, казалось бы, были налицо и они были хорошо известны нашим отечественным специалистам. Вот, например, что по этому поводу пишет известный специалист по проблемам валютных отношений С.М.Борисов: «Внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации везенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж валюты в глазах мировой деловой общественности…». Кроме того, внешняя обратимость, по утверждению С.М. Борисова «требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты»6.

К этим соображениям можно добавить также, что при внешней конвертируемости не возникает проблемы замещения национальной валюты иностранными денежными единицами (или параллельного их использования во внутреннем платежном обороте), которая, как правило, неизбежно возникает при введении внутренней конвертируемости. Другими словами, при внешней конвертируемости не возникает проблемы долларизации национальной экономики, с которой столкнулись страны, последовавшие по этому весьма странному и нелогичному пути.

Наконец, крайне негативным следствием введения внутренней обратимости  национальной валюты явилось создание благоприятных условий для активного бегства из страны национальных капиталов (накоплений населения и предприятий за границу), подстегиваемое усилившимся ростом инфляции, неустойчивостью внутренней ситуации и неблагоприятным инвестиционным климатом. Особенно масштабным это бегство было из России – несколько сотен миллиардов долларов за период либералистских преобразований.

Пытаясь ответить на поставленный вопрос о весьма странном выборе пути смягчения валютных ограничений, можно высказать, пожалуй, единственное логичное объяснение:

такой выбор был фактической платой, своего рода скрытой контрибуцией стран советского блока в результате поражения в холодной войне.

Причем, в отличие от обычной, данная контрибуция развернута во времени и выплачивается, по крайней мере Россией, уже в течение полутора десятков лет, обеспечивая западу дополнительные конкурентные преимущества.

В 1990-е годы силы  были слишком неравны. Если после Второй мировой войны Соединенным Штатам противостояла начавшая свое объединение Западная Европа, то бывшим социалистическим странам уже противостояли не только США, но вся группа промышленно развитых стран. Таким образом, можно предположить, что безответственный выбор валютной политики был сделан под давлением конкурентов-победителей, а странам был нанесен огромный ущерб, оценить который еще предстоит будущим экономистам-историкам.

О характере и масштабах такого ущерба косвенно можно судить по тому, что происходило с российским рублем.

Конвертируемость и недооценка российского рубля

Хотя никто пока специально не сформулировал реальный статус конвертируемости российского рубля, можно попытаться дать ему соответствующее определение, не претендующее на исчерпывающую полноту.

Российский рубль сегодня — национальная валюта с ограниченной внутренней конвертируемостью. Причем его внутренняя конвертируемость в основном связана с американским долларом, который де-факто используется в стране практически наравне с национальной валютой. Сегодня эту роль начал осваивать евро, но до масштабов «евроизации» нам пока далеко. Внутренняя конвертируемость рубля в другие валюты носит ограниченный характер. Значительная часть национальных цен и ряд агрегированных показателей выражается в долларах, что связано с двумя основными причинами: относительной нестабильностью  российского рубля (особенно на начальных этапах либерализации цен в России) и значительной долей импортных товаров на внутреннем рынке.

Несмотря на то, что поворотным моментом к конвертируемости рубля было вступление России в МВФ в 1992 г. и присоединение к статье  XIV Соглашения о Фонде, предусматривающей  устранение множественности обменных курсов национальной валюты, благоприятная среда для долларизации экономики была создана в России еще до формального начала проведения либералистских реформ. Еще на валютных аукционах 1980-х годов — одной из форм введения частичной внутренней конвертируемости — формирование обменного курса основывалось на ценовых соотношениях очень узкой и, мягко говоря, специфической «корзины» потребительского импорта. Как тогда говорили, использовался «компьютерный курс» — соотношение цен по компьютерам в СССР и США было особенно благоприятно для доллара и неблагоприятно для тогда еще советского рубля. При этом недооценка рубля составляла десятки раз!

Уровень недооценки рубля к доллару США в 1990-2002 гг.7

                                                                                                            (в разах)*

 

1990 г.

1991 г.

1992 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Отношение

Валютный курс/ППС

 

38,2

 

50,5

 

13,8

 

4,2

 

3,9

 

3,5

* С учетом «корзины» ВВП (по показателям внутреннего использования)

Достаточно подробное описание этого процесса приводится в работе известного российского экономиста М.В.Ершова.8

Затем «компьютерный курс» весьма неожиданно и совсем неправомерно стал использоваться не только для внешнеторговых, но и для капитальных операций, прежде всего по продаже промышленных активов (это при том, что недооценки рубля к доллару по таким активам составляли величины во много раз большие, чем те, что приведены в таблице (по показателям внутреннего использования ВВП).

Это обстоятельство стало одним из мощнейших импульсов раскрутки процесса долларизации российской экономики, поскольку для держателей долларов рубль и все рублевые активы оказывались в огромных масштабах недооцененными. Как отмечает М.В.Ершов, «рынок стал далее воспринимать этот уровень как некий отправной ориентир курсовой политики (тем более что в официальном заявлении денежных властей целесообразность недооценки рубля не ставилась под сомнение). При столь деформированных курсовых соотношениях психологически формируются и искаженные оценки, определяющие будущее отношение к валюте».9 Вспомним как российская пресса, телевидение и радио называли, да и нередко продолжают называть российский рубль «деревянным», хотя обеспеченность золотовалютными резервами у этого рубля, по сравнению с долларом куда более серьезная, особенно сегодня. Так формировалось и продолжает формироваться отношение россиян к собственной валюте. И, похоже, это сегодня мало кого волнует, хотя экономика в результате несет миллиардные убытки.

Это связано также и с тем, что в российских условиях занижение валютного курса рубля не приводит к использованию так называемой экспортной премии.

В обычных условиях страны, специально занижающие свой валютный курс (как, например, в настоящее время США, взявшие курс на поддержание  пониженного курса доллара к евро) таким образом повышают конкурентоспособность своих экспортных товаров и тем самым расширяют масштабы экспорта. Это, в свою очередь, позволяет направлять дополнительные денежные средства на модернизацию производственного аппарата, развитие технологии и экономики в целом.

В российских же условиях такому пути препятствуют два основных обстоятельства. Первое — сырьевая, точнее нефтяная ориентация экспорта, резко ограничивающая возможности экспорта мощностями существующих трубопроводов (кстати, может быть, и к лучшему, иначе масштабы выкачивания нефти были бы куда более внушительными). И второе — политика правительства, продолжающего держать экономику страны на голодном денежном пайке, под предлогом борьбы с инфляцией, несмотря на то, что существует достаточно способов канализировать вливания дополнительных денежных средств в экономику без риска соответствующего роста инфляции, но способных активизировать экономический рост.

Таким образом, валютная политика правительства РФ, поддерживающая заниженный курс национальной валюты, имеет исключительно негативные итоги.

В этой проблеме есть еще один важный аспект — геоэкономический. Как это ни странно, но экономистам приходится раз за разом выступать с напоминаниями о достаточно известных и простых истинах. Например, о том, что рублевое пространство формируется и управляется национальными денежными властями и национальными экономическими субъектами, что от стабильности и веса рублевой среды в международной финансовой системе зависит роль и место страны (а стало быть,  ее компаний и банков) в мире и, наконец, как замечает М.В. Ершов, о том, что «мы формируем рублевую, а не долларовую экономику, и чем дороже будут рублевые активы населения и бизнеса, тем богаче они будут».

Очевидно, что главное направление развития в области валютной политики — достижение финансовой независимости. Это связано с тем, что в современных условиях финансовая система, как в национальной, так и в мировой экономике приобрела совершенно определенный стратегический характер. От того, какое решение примут финансовые власти относительно финансирования  тех или иных проектов, в конечном итоге будет зависеть развитие страны, в  том числе и военное и политическое. Например, в бывших государствах-участниках Варшавского договора уже 80-90% банковского капитала принадлежит иностранцам. И это не может не сказываться на выборе этими государствами своих экономических и политических приоритетов. О степени самостоятельности такого выбора не трудно догадаться.

Что было бы правильным, как нужно было бы поступать, если бы мы хотели конвертировать валюту полностью? Прежде всего, необходимо оценить реальное положение страны с позиций обеспеченности субъектов деятельности России в мировой экономике в целом и, в частности, в валютной сфере. Я хочу подчеркнуть, что примерно 12 лет мы имели номинальную субъектность в глобальной конкурентной борьбе и сегодня эта номинальность еще не преодолена. Это означает, что мы считаем себя на рынке неким конкурентным игроком, но на самом деле, таковым не являемся. Необходимо разработать общенациональную программу повышения конкурентоспособности, которая ляжет в основе конвертируемости валюты, но этого до сих пор нет. Прошло три года с момента обращения Президента, а мы все толчем воду в ступе.

Надо оценить свои реальные ресурсы. Что мы можем сегодня и чего мы не можем? Мы практически потеряли обрабатывающую промышленность в значительной степени, у нас практически не велось за этот период времени геологоразведки, мы теряем кадры. Есть целый ряд моментов, которые объективно свидетельствуют о том, что мы резко снизили свою конкурентоспособность и пока ничего не сделали для того, чтобы ее повысить.

Надо определить эффективный инструментарий обеспечения конкурентных позиций России в сложившихся условиях, в международных экономических отношениях. Смысл заключается в том, что нам необходимо в рамках мирового экономического (глобального) контекста найти свою собственную нишу и соответственно позиционировать себя. Это позиционирование должно быть рассчитано не на год и не на пять лет, а лет на 15-20 как минимум. Когда мы поймем, куда мы развиваемся, с каким населением мы будем выступать, должна быть выработана долгосрочная программа. Только после того, как мы просчитаем все эти ресурсные моменты, посмотрим, оценим, выстроим свою траекторию развития в соответствии с тем эволюционным процессом, который происходит, тогда можно серьезно говорить о конвертируемости рубля.

Выводы

1. Для того, чтобы сегодня ответить на вопрос о целесообразности введения полной конвертируемости рубля, следует задаться другим вопросом — насколько сегодняшняя ситуация с его ограниченной внутренней конвертируемостью отвечает интересам страны, содействует повышению ее конкурентоспособности? Другими словами, какой ущерб наносится российской экономике от существующей формы конвертируемости? Какие угрозы национальной безопасности несет в себе, например, принятое Россией решение о полной отмене валютных ограничений с 1 июля 2006 г.?

Думается, что здесь, в отличие от ряда других постсоциалистических стран, Россия сталкивается с дополнительными угрозами ее экономической безопасности, которые обусловлены следующими основными особенностями нашей экономики.

Во-первых, это структурные диспропорции в экономике России, значительный ее перекос в сторону экспортно-сырьевой ориентации. Он влечет за собой потенциальную нестабильность счета текущих операций платежного баланса страны, и связанную с ним высокую зависимость от конъюнктуры рынков углеводородного сырья. Значительная зависимость государственного бюджета страны, ее инвестиционной и социальной сферы от финансового состояния экспортного сектора создает постоянную угрозу риска общего ухудшения состояния национальной финансовой системы.

Во-вторых, для экономики России характерны недостаточно высокий авторитет денежных властей (в значительной мере обусловленный, кстати, все той же политикой, ориентированной на обесценение рубля), ориентация практически на одну американскую валюту, что привело к высокой степени долларизации национальной экономики. Вместе эти условия создают высокие риски массового оттока капитала в случае резкого ухудшения экономической и социально-политической ситуации в стране.

В-третьих, специфические условия для притока в страну в основном краткосрочных капиталов, имеющих повышенную мобильность и создающих или усугубляющих общий фон нестабильности всей финансово-экономической системы. Опасения иностранных инвесторов связаны со сравнительно невысокой рентабельностью обрабатывающей промышленности, изношенностью оборудования, нечеткостью законов и постоянными изменениями в законодательной сфере.

В-четвертых, неразвитость отечественного финансового рынка, его сравнительно небольшие объемы и невысокая эффективность инструментов денежно-кредитного регулирования, а также крайне низкий уровень монетизации российской экономики  не позволяют создать со стороны национальной финансовой системы адекватный противовес масштабным притокам иностранного капитала, который может вызвать различного рода нарушения в и без того неустойчивой среде, вызвать обострение инфляционных процессов, еще более исказить воспроизводственную структуру экономики страны.

Все перечисленные особенности дают основание для проявления высшей степени осторожности в подходе к решению проблемы конвертируемости российского рубля.

2. Введение полной конвертируемости должно быть основано не только на детальном анализе уже сложившейся ситуации, но и оценке ресурсов России в контексте общего ее встраивания в действующую валютную систему таким образом, чтобы такое встраивание содействовало повышению конкурентоспособности национальной экономики. Для этого необходимо:

  • оценить реальное положение страны, с позиций обеспечения субъектности России в мировой экономике в целом и в частности в валютной сфере;
  • оценить свои реальные ресурсы для обеспечения такой субъектности;
  • определить и выработать эффективный инструментарий обеспечения конкурентных позиций России в сложившихся условиях в мировой экономике и международных экономических отношениях.

3. Необходимо иметь в виду, что внутри валютной системы имеются противоречия между главными игроками, которые можно и нужно использовать, чтобы не дать постоянно себя обыгрывать и просто использовать как объект международных экономических отношений. Словом, постараться превратиться в реальный, а не номинальный субъект этих отношений. А превратившись в такой субъект, овладеть главным конкурентным преимуществом — стратегическим, т.е. выработать и стремиться реализовать свою собственную стратегию конкурентного развития, принудить наших конкурентов, там, где это возможно, играть по своим правилам, как это делают сегодня США.

Только в рамках такой масштабной и амбициозной постановки задачи можно добиться успеха в современных жестких конкурентных условиях.

4. В послании Президента России Федеральному Собранию в 2003 году впервые была выдвинута идея повышения конкурентоспособности национальной экономики России. Этот важный переломный, с точки зрения стратегии развития страны, шаг первого лица страны остался фактически без реальной адекватной реакции экономического блока Правительства РФ: на протяжении трех лет так и не принято никаких действенных мер по разработке соответствующего документа — Общенациональной программы повышения конкурентоспособности экономики России.

Представляется, что разработка, принятие и реализация такой программы сегодня являются самой острой потребностью для развития страны. Именно в этой программе и необходимо предусмотреть отказ от внутренней конвертируемости рубля, прекратив выплаты скрытой контрибуции нашим конкурентам.

Articles of Agreement of the International Monetary Fund, Article XXX.

2 Twenty years of international cooperation. The International Monetary Fund, 1945-1965. Vol.II, Washington. 1969. P.226-227.

3 См., например, И.Н.Платонова. Валютное регулирование в современной мировой экономике. М. 1999, с.58.

4 Twenty years of international cooperation. The International Monetary Fund, 1945-1965. Vol.II, Washington. 1969. P.226-227.

5 Articles of Agreement of the International Monetary Fund, Article VIII, Section 2.

6 Борисов С.М. «Рубль золотой, червонный, советский, российский». М., 1997 г.

7 Там же, с.32.

8 Ершов М.В. Актуальные направления экономической политики. «Вопросы экономики». 2003 г. №12, с.31-33. http://www.wpec.ru/text/200704241751.htm






























































Понятие и функции использования конвертируемости и валютного курса

Международная валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные). Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет с известным отставанием путь развития национальных денег от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности международная валютная система в XX в. базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евровалютой форме), или международной валютной единице (СДР, ЭКЮ).

Особой категорией конвертируемой национальной валюты является резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран - участниц мировой валютной системы. В рамках Бреттонвудской валютной системы статус резервной валюты был официально закреплен за долларом США и фунтом стерлингов. В рамках Ямайской валютной системы доллар фактически сохранил статус резервной валюты, и в этом качестве на практике используются марка ФРГ и японская иена.

Объективными предпосылками приобретения статуса резервной валюты являются: господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах: развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом, организованный и емкий рынок ссудных капиталов, либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на нее других стран. Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В институциональном аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве резервной является внедрение ее в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Статус резервной валюты дает преимущества стране-эмитенту: возможность покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой, содействовать укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом рынке. В то же время выдвижение валюты страны на роль резервной возлагает определенные обязанности на ее экономику: необходимо поддерживать относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации, валютным и торговым ограничениям. Статус резервной валюты вынуждает страну-эмитента принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса и подчинять внутреннюю экономическую политику задаче достижения внешнего равновесия.

Не имея собственной стоимости, национальные кредитные деньги не являются полноценными мировыми деньгами в отличие от золота. Аналогично евровалюты - по форме это мировые деньги, а по своей природе это национальные деньги, используемые иностранными банками для депозитно-ссудных операций.

Применение предназначенных для внутренней экономики национальных денег в качестве международного платежно-расчетного и резервного средства порождает противоречия и валютные кризисы. Во-первых. использование подверженных обесценению национальных неразменных кредитных денег для обслуживания мирохозяйственных связей противоречит интернациональному характеру МЭО. Во-вторых, страны эмитенты резервной валюты злоупотребляют ее статусом в целях внешнеэкономической экспансии, что ведет к подрыву престижа этой валюты. В-третьих, под влиянием неравномерности развития стран резервные валюты периодически утрачивают доминирующее положение. Такова была судьба английского фунта стерлингов, который перестал быть резервной валютой к концу 60-х годов XX в. С 70-х годов доллар США также уступил свои монопольные международные позиции под давлением основных конкурирующих валют - марки ФРГ, японской иены.

Международная счетная валютная единица используется как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Процесс демонетизации золота - утраты им денежных функций, юридически завершенный в результате Ямайской валютной реформы (1976-1978 гг.), отрицательные последствия применения нестабильности национальных валют в качестве мировых денег создали условия для внедрения в валютную систему СДР (специальных прав заимствования) и ЭКЮ (европейской валютной единицы) как прототипов мировых кредитных денег, необходимых для обслуживания МЭО. Эти новые международные активы предназначаются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах стран: СДР - в Международном валютном фонде, ЭКЮ - в Европейском фонде валютного сотрудничества (ЕФВС), с 1994 г. в Европейском валютном институте Европейского союза (ЕС). Их условная стоимость исчисляется на базе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину.

Важный элемент валютной системы характеризует степень конвертируемости валют, т.е. размена на иностранные. Различаются: свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. В новой редакции Устава МВФ (1978 г.) это понятие заменено понятием «свободно используемая валюта». МВФ отнес к этой категории доллар США, марку ФРГ, иену, фунт стерлингов, французский франк. Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не вводить валютные ограничения:

частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.

Элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. При монометаллизме - золотом или серебряном - базой валютного курса являлся монетный паритет-соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета.

Режим валютного курса также является элементом валютной системы. Различаются фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяющиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения валюты, а также их разновидности.

При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой паритет- соотношение валют по их официальному золотому содержанию - и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Классический механизм золотых точек действовал при двух условиях: свободная купля-продажа золота и его неограниченный вывоз. Пределы колебаний валютного курса определялись расходами, связанными с транспортировкой золота за границу (фрахт, страхование, потеря процентов на капитал, расходы на опробирование и др.), и фактически не превышали ± 1% от паритета. С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестал действовать.

Валютный курс при неразменных кредитных деньгах постепенно отрывался от золотого паритета, так как золото было вытеснено из обращения в сокровище. Это обусловлено эволюцией товарного производства, денежной и валютной систем. Для середины 70-х годов базой валютного курса служили золотое содержание валют - официальный масштаб цен - и золотые паритеты, которые после второй мировой войны фиксировались МВФ. Мерилом соотношения валют была официальная цена золота в кредитных деньгах, которая наряду с товарными ценами являлась показателем степени обесценения национальных валют. В связи с отрывом в течение длительного времени официальной, фиксируемой государством цены золота от его стоимости усилился искусственный характер золотою паритета.

Новым явлением с середины 70-х годов стало введение паритетов на базе валютной корзины. Это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Применение валю гной корзины вместо доллара отражает тенденцию отхода от долларового к многовалютному стандарту. Важной проблемой исчисления валютной корзины являются определение ее состава, размер валютных компонентов, т.e. количество единиц каждой валюты в наборе.

Например, валютная корзина СДР состоит из пяти валют (до 1 января 1981 г.- 16 валют). Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах, поэтому его доля составляет 40% (до 1981 г. 33%), намного превышая доли каждой из остальных четырех валют (марка ФРГ - 21%, иена - 17, французский франк и фунт стерлингов - по 1 1% с 1 января 1991 г.). Очередной пересмотр корзины будет в 1999 г.

Исчисление курса СДР по отношению к доллару или другой валюте, входящей в состав набора валютной корзины, включает три основных элемента: 1) валютные компоненты в единицах соответствующей валюты, которые определяются как произведение ее удельного веса в валютной корзине и среднего рыночного курса к доллару за последние три месяца с корректировкой на предыдущий курс СДР; 2)рыночные курсы валют к доллару; 3) долларовый эквивалент (или эквивалент в другой валюте) валютных компонентов как сумма произведений предыдущих двух показателей.

В условиях плавающих валютных курсов и их нестабильности метод валютной корзины широко применяется разными странами и международными валютно-кредитными и финансовыми организациями с использованием разного набора валют в зависимости от цели - определение валютного курса, создание международной валютной единицы, индексация валюты цены и валюты займа. В ЕВС в качестве базы валютных паритетов используется ЭКЮ, основанная на валютной корзине из валют 12 стран Европейского союза (ЕС).

Элементом валютной системы является наличие или отсутствие валютных ограничений. Ограничения операций с валютными ценностями служат также объектом межгосударственного регулирования через МВФ.

Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то регламентация правил их использования осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе женевские конвенции (вексельная и чековая). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Регулирование международной валютной ликвидности как элемент валютной системы сводится к обеспеченности международных расчетов необходимыми платежными средствами. Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами. В аспекте национальной экономики страны МВЛ употребляется как показатель ее платежеспособности.

МВЛ включает четыре основных компонента: официальные золотые и валютные резервы страны, счета в СДР и ЭКЮ, резервная позиция в МВФ (право страны-члена на автоматическое получение безусловного кредита в инвалюте в пределах 25% ее квоты). Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото-валютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности, по услугам некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов.

Режим валютного рынка и рынка золота является объектом национального и международного регулирования. Наконец, важный элемент валютной системы- институциональный. Речь идет о регламентации деятельности национальных органов управления и регулирования валютных отношений страны (центральный банк, министерство экономики и финансов, в некоторых странах - органы валютного контроля). Национальное валютное законодательство регулирует операции в национальной и иностранной валюте (право владения, ввоза и вывоза, куплю-продажу). Межгосударственное валютное регулирование осуществляет МВФ (1944 г.), а в Европейской валютной системе Европейский фонд валютного сотрудничества (1973- 1993 гг.), который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом. Перечисленные национальные и межгосударственные институты стремятся разработать и поддерживать режим безопасного, бескризисного развития международных валютно-кредитных и финансовых отношений. http://www.xserver.ru/user/mvals/5.shtml

9.3. Международные коллективные валютные единицы На Ямайском совещании МВФ в качестве коллективной резервной валюты были признаны "специальные права заимствования" (СДР). СДР, как международное резервноплатежное средство, было создано в 1969 г. Поначалу они выступали как простое кредитное средство. Однако затем Международным валютным фондом быда поставлена задача превратить их в "главный резервный актив международной валютной системы". СДР предназначались для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют. Единица СДР является условной. Выпуск СДР происходит в виде кредитовых записей на счетах МВФ пропорционально квотам стран-участниц. Эти квоты используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашения дефицита платежного баланса. Однако их доля в общих валютных резервах капиталистического мира невелика - около 3%. Страна становится обладательницей определенной суммы СДР, не предоставляя при этом эквивалент в золоте или национальной валюте. Срок действия СДР не ограничен во времени. Резервы в СДР могут быть использованы странами, обладающими этим средством, как для расчетов с МВФ, так и между собой. соответствовавшему золотому содержанию доллара (1979 г.). С середины 1974 г., в связи с переходом к плавающим курсам валют, было отменено золотое содержание СДР. Курс этой валютной единицы определяется на "валютной корзине", включающей с 1981 г. набор 5 основных мировых валют (американский доллар, марка ФРГ, японская йена, французский франк и фунт стерлингов). МВФ каждый день рассчитывает стоимость СДР в долларах на основе валютных курсов рынка различных валют. Валютная расчетная корзина представляет собой метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Исчисление валютной корзины зависит от ее состава, размера валютных компонентов, рыночных курсов валют к доллару. Многие экономисты считают, что СДР в меньшей степени можно рассматривать как резервную валюту, а в большей степени как кредит. Общее мнение в том, что они являются и тем, и другим. Как остроумно выразился один из ее создателей, СДР похожи на зебру "животное, которое может рассматриваться одними как белое в черные полосы, а другими - как черное в белые полосы". До конца 90-х годов решения о выпуске СДР принимались дважды с распределением пропорционально страновым квотам в капитале МВФ - в 1970-1972 гг. и в 1979-1981 гг. Общая сумма выпущенных резервов в СДР составила 21,4 млрд. этих единиц. Впоследствии в МВФ вступили 38 государств, включая Россию и другие страны бывшего СССР. Кроме них, 36 государств, вступивших в МВФ в 1970-1980 гг., не получили ранее выпущенных резервов в СДР. Между тем спрос на валютные резервы постоянно растет. Значительная его часть приходится на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Если не облегчить положение с валютными резервами этих стран, то вероятность неудачи проводимых ими экономических реформ возрастет, что может негативно отразиться на всей мировой экономике. В результате Совет директоров МВФ принял решение о дополнительном выпуске СДР на сумму 21,4 млрд. этих условных валютных единиц, что соответствует примерно 28,9 млрд. долл. Россия, согласно квоте МВФ, может рассчитывать на 1,7 млрд. долл. из этой суммы. Другим видом коллективной резервной валютной единицы, определяемой на основе стоимости "корзины валют", является ЭКЮ. ЭКЮ базируется на основе 12 валют ведущих стран Европы, входящих в ЕС. Вес каждой валюты в корзине определяется в зависимости от доли, которой располагает государство-член в валовом национальном продукте ЕС и в экспорте внутри Союза. Самым весомым компонентом ЭКЮ, около 1/3, является германская марка. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ частично обеспечена золотом и долларами. Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР. Так же как и СДР, ЭКЮ представлена в безналичной форме, как запись на счетах центральных банков (или коммерческих банков) при безналичных перечислениях по ним. СДР как коллективная резервная валюта, не смогла занять того места, которое отводилось ей при ее создании. Она не поколебала существенно позиции доллара. В свою очередь, определенные резервные функции приобрели другие валюты промышленных стран: марка ФРГ, швейцарский франк, японская йена. В отличие от СДР, ЭКЮ имеет более широкую сферу применения. ЭКЮ используется не только в официальном, но и частном секторах. В частности, ЭКЮ выступает как валютная единица в совместных фондах и международных валютно-кредитных финансовых организациях; как валюта единых сельскохозяйственных цен; средством межгосударственных расчетов центральных банков ЕС при проведении валютной интервенции и др. Частные (коммерческие) ЭКЮ используются как валюта еврооблигационных займов, банковских депозитов и кредитов. Более 500 крупных международных организаций используют ЭКЮ при предоставлении кредитов. enbv.narod.ru/text/Econom/avdokushin-meo/str/p38.html библиотека воеводина е.в.авдокушин «международные экономические отношения».





2. Алексеев А.М. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения // М.: 1984

6. Валиуллин Х. Валютный Рубикон европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения 1999 - № 11

10. Деньги , кредит , банки // Под редакцией Жукова Е.Ф. , М: 2003

11. Золотухина Т.И. Интеграционные процессы в Европе: введение единой валюты // Вопросы экономики – 1998 - № 9

12. Красавина Л.Н. Международные валютные и кредитно-финансовые отношения М.: 2001

15. Максимова Л.М. , Шишков Ю.В. Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов // М.: 1986

18. Саркисянц А. Особенности перехода на единую евровалюту //

Аудитор – 1998 - № 10

19. Суворов А.В. Введение единой европейской валюты – исторический шаг // Аудитор – 2002 - № 3

21. Федоров М.В. Валюта, валютные системы и валютные курсы //М.:

1994

26. Шмырева А.И. , Колесников В.И. , Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения // СПб.: 2001

28. http://www.blomberg.com/emu/