Содержание

 

Введение. 3

1. Духовная чистота и нравственные качества женщины в Исламе. 4

2. Статус женщины в исламе. 4

3. Роль женщины в исламском обществе. 6

4. Занятость мусульманской женщины.. 13

5. Почему русские женщины принимают Ислам?. 15

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

Ислам (предание себя Богу, покорность), третья и самая молодая религия. Он относится к числу самых распространенных религий на планете. Ислам исповедует более миллиарда человек (по некоторым расчетам, до 1 млрд. 300 млн.). Мусульманские общины имеют в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких, как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственным вероисповеданием. Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической привлекательностью и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту и сексуальность, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. На самом деле Ислам предписывает хиджаб не только для защиты общества от негативного действия бесконтрольного полового влечения и защиты чести и достоинства женщины, но и для нейтрализации ее сексуальности, чтобы женщина была позитивной, конструктивной, а не вредоносной силой в обществе. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, а не как к сексуальному объекту, то есть ее ценность для общества определяется не ее физической привлекательностью, а исключительно ее человеческими достоинствами. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери.

Цель работы – рассмотреть особенности женщины в Исламе.

Задачи работы – рассмотреть духовные и нравственные качества мусульманской женщины; статус женщины в Исламе; определить почему в России развивается тенденция принятия ислама русскими девушками.

1. Духовная чистота и нравственные качества женщины в Исламе


Мусульманку отличает от других женщин, прежде всего ее внутренняя чистота, благородство и целомудрие. Эти качества она воспитывает в себе и стремится быть наилучшей в следовании всем предписаниям Аллаха и Его Посланника.

Поведению мусульманки присуща скромность, достоинство, благонравие. Она незаметна на публике, но в укладе ее жизни заложен успех здорового общества и процветания. Верующую женщину можно сравнить с драгоценностью, которая обладает такой же чистой, лучезарной и совершенной природой.

Пророк Мухаммед сказал: «Стыдливость происходит от веры, а вера в Раю».

В другом изречении (хадисе) говорится: «Скромность и вера неразрывно связаны между собой. Если удалить одно из этих свойств, то другое исчезнет само по себе».

В следовании предписаниям ислама мусульманка видит залог собственной безопасности и совершенствовании своей личности. Воспитывая в себе нравственные добродетели, она находится в гармонии с собой и с окружающим миром и идет навстречу Всевышнему Аллаху [4, 301].

2. Статус женщины в исламе 


Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно Исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям. Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

«О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (Коран, 4:1).

Подчеркивая эту благородную и естественную концепцию, Аллах заявляет: «Это Он (Аллах), который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви...» (Коран, 7:189).

«И Аллах дал вам супругов из вашей же плоти и дал вам от ваших супругов детей и внуков и насыщает вас благами. Так неужели после этого будут веровать в суетных и станут отвергать благотворительность Бога» (Коран, 16:72). Каждый человек, будь-то мужчина или женщина несет ответственность в равной степени за совершенные поступки.

«Для каждой души залогом за нее будут совершенные ею поступки» (Коран, 74: 33).

«И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (Коран 3:195).

При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов. «Кто бы не делал доброе дело, мужчина или женщина, будучи верующими, мы дадим поистине блаженную жизнь, предоставим им вознаграждение, которое будет соответствовать их благим делам» (Коран, 16:97).

Согласно Корану женщина не виновна в первой ошибке Адама. Они оба вместе виновны в своем непослушании Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран 2:36, 7:20-24). В одном стихе (Коран, 20:12) действительно Адам определенно был обвинен.

В исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение сорока дней после деторождения. Она также освобождается от поста в период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она не обязана компенсировать пропущенные по любым указанным выше причинам молитвы. Хотя женщины могут ходить, и ходили в мечеть в дни пророка, тем не менее посещение мечети во время Пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в Пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности [2, 288].

3. Роль женщины в исламском обществе


Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна.    Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения человеческого рода. Немаловажноe значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое общество и выживет ли оно вообще. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Роль женщины в исламе велика. Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей», т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 36 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все» (Коран, 4:32).

Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых». (Коран, 30:21).

Супружество является отдельной темой разговора данной книги. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома.

Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и привествует), - Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок-государственных деятелей: это, к примеру, легендарная татарская царица Сиюмбике.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

В целом, истинное отношение Ислама к женщине обусловлено образом жизни кочевых арабских племен. Оно характеризуется следующими установками:


1.       Женщина есть самостоятельное существо, которое, несомненно является человеком, имеет душу и свободную волю дабы принимать решения о браки или совершении добрых или злых дел. Награда за праведную жизнь для женщин не отличается от награды для мужчин и рассчитывается по тем же принципам.

2.        При этом женщина, несомненно, слабее мужчины, потому в некоторых случаях (брак, несовершеннолетие или старость женщины) он может выступать как ее опекун, но приказывать ей он не может (наиболее близкие по строению к отношениям вещь-хозяин являются отношения между мужчиной и женщиной в браке, однако это является прямым следствием того, что вступая в брак женщина клянется повиноваться своему мужу).

3.       Вышенаписанное вытекает лишь из кочевых традиций, поскольку в рамках кочевой жизни женщина действительно была слабее мужчины.

4.       Раннеисламское общество отнюдь не отвергало женщину и позволяло ей участвовать во всех мужских делах, следовательно, никаких ограничений в деятельности для женщин не существует.

5.       В Исламской догматике не существует никаких предписаний относительно накрывания лица для женщины. Шариатское предписание же не базируется ни на сунне ни на хадисах. Следовательно, следует различать установления Ислама и Шариата, так как они не совпадают.

6.       Любовь и половой акт с женщиной не считается грехом, как в  христианстве,  но даже поощряется.

7.       Ислам отличается утилитарным подходам к быту потому многие предписания Мухаммада основываются исключительно на соображениях блага для исламского общества.

8.       Институт наложниц и гаремов с тысячами жен не был введен Исламом и подобное положение дел никоим образом не вытекает из священных текстов.

9.       При жизни Мухаммада женщины имели то же социальное положение, что и мужчины и равные права с ними. Поэтому обвинения ислама как религии в том, что он ограничивает права женщин безосновательны.

Искажение со временем исламских догм по отношению к женщинам не могло быть не замечено ими самим. Бунты женщин (особенно образованных) были довольно частым явлением.

Среди оседлых арабов-язычников женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. На нее смотрели, как на низшее существо и неодушевленную вещь. Ее можно было свободно продать, обменять или убить. Знать полагала добродетелью убивать девочек во младенчестве, пока они не навлекли позор на семью.

По смерти отца сын мог жениться на собственной мачехе, и общество рассматривало это как простую смену главы семейства.

Нечестивый обычай заживо закапывать новорожденных девочек впервые завели вожди племени Бану Асаад, и впоследствии этот обычай переняла высшая знать племен Бану Рабийя, Бану Кунда и Бану Тамим. Видя плачевно жалкое состояние нравов, Святой Основатель Ислама со всей серьезностью приступил к своей миссии освобождения женщин и уравнивания их в правах с мужчинами. Эта задача была воистину трудной и требовала от него терпения и упорства. Для арабов она была тождественна революции в сознании, ни больше, ни меньше. Абсолютный переворот должен был совершиться в их отношении к женщинам. Они должны были постичь, что их жены достойны любви, дочери - внимания, матери уважения и благоговения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, должен был духовно просветить их заскорузлое сознание. Он выполнил свою задачу самым замечательным образом. При этом он вызвал на себя бурю недовольства своих противников. Мекканская знать обвинила его в том, что он навлек на них бесчестье своими проповедями об общественном равенстве мужчин и женщин. Но их уверенность, что женщина существо неодушевленное, было навсегда опровергнуто Кораном так:

«О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и (страшитесь Его особенно) в отношении родственных уз. Истинно, Аллах блюдет за вами» (4:2).

Тем самым Священный Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Ну не ирония ли это, что Ислам должен быть постоянно обвиняем в том, что он отрицает наличие души у женщины, тогда как он делает особенное ударение на ее равенстве с мужчиной?

Среди мусульман, за исключением живущих в «западном» духе и некоторых других - в основном, сбившейся с верного пути молодежи - такое поведение поистине редкость. Взаимоотношения мужчины и женщины, боящихся Бога и строго соблюдающих Его ограничения, строятся совершенно по-иному. Соблюдение этих ограничений заставляет как мужчину, так и женщину понимать, что в их взаимоотношениях не должно быть даже намека на секс; любые намеки подобного рода воспринимаются как угроза и величайшее оскорбление и делают дальнейшее общение запретным и невозможным. Для сознательных мусульманина или мусульманки внимание со стороны представителя противоположного пола, кроме собственного супруга, проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым [3, 108].

Подводя итог, скажем, что Ислам считает половое влечение весьма влиятельным элементом человеческой природы, который проявляется при малейшем удобном случае. Если отсутствуют принципы и ограничения, подобные рассмотренным выше, нет уверенности в том, что такое поведение запретно и будет весьма строго наказано в грядущем. Это влечение, естественно, будет искать способы свободного проявления, как мы это и наблюдаем в западном обществе. Сознавая его силу и постоянное присутствие в любой ситуации, когда мужчина и женщина свободно общаются друг с другом, остаются наедине, не покрыв одеждой соответствующие части тела, Ислам запрещает общение в подобной форме, поскольку гораздо более желательно и эффективно - как и гораздо более реально - предотвратить соблазн, чем рассчитывать, что люди смогут сами сопротивляться ему, в то время, как обстоятельства этому благоприятствуют.

Ислам также настаивает, что человек имеет право иметь супруга, принадлежащего только ему, то есть такого, телом которого не наслаждались глаза или руки других. Он полностью отвергает мнение о том, что в качестве критерия истинного и ложного принимаются чувства людей по отношению друг к другу или удовольствие, получаемое от общения, а также о допустимости преобладания над человеком необузданного стремления к удовлетворению животных желаний. Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а, следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека в чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Бога, Который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил нас о страшных наказаниях за это в будущей жизни [5, 354].


4. Занятость мусульманской женщины


Ислам уважает право женщины на труд - труд созидательный, на благо семьи и общества. В Исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине охрану ее чести, здоровья и безопасность:

1. Женщина должна, по возможности, трудиться отдельно от мужчин, так как смешивание вредно как для женщин, так и для мужчин.

2. Женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, отца, брата или опекуна.

3. Труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины.

4. Женщинам рекомендуется приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно.

·        Сфера воспитания и образования, в частности, девичьего.

·        Сфера здравоохранения, особенно гинекологии.

·        Сфера производства женской одежды и т.п.

·        Сфера консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна

·        Писательская деятельность

5. Работа не должна занимать слишком много времени. Женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу.

6. Женщине нельзя пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома. Следует одеваться скромно, без излишеств и вести себя перед посторонними как подобает истинной верующей.

Некоторые нежелательные последствия занятости женщин на работе вне дома:

1. Большая скученность, давка и связанные с ними ежедневные транспортные проблемы, отрицательно сказываются на внешнем и внутреннем, духовном состояние женщины.

2. Чрезмерная занятость на работе отвлекает женщину от ведения домашнего хозяйства, воспитания детей. Мужчина желает видеть в женщине не передовика производства, а любимую женщину и добрую, заботливую мать своих детей.

3. Нередко деловые взаимоотношения женщины и мужчины, являющихся сотрудниками одного офиса, предприятия, перерастают в интимные связи, что, как правило, в конечном итоге, после череды скандалов и прискорбных объяснений, приводит к разрыву законных семейных уз, поскольку сатана всегда подстерегает верующих, чтобы совратить их с истинного пути.

4. Мы видим, что дети, лишенные материнской заботы и ласки, что особенно заметно в странах Запада, выброшенные фактически на улицу, пополняют ряды социально опасных преступников.

5. Иногда несчастные матери, из боязни потерять работу вынуждены оставлять своих малолетних детей одних без присмотра, и зачастую случаются непоправимые беды. Разве сегодня редкость: услышать или прочитать о пожарах, унесших жизни малых детей или других несчастных случаях, произошедших по вине подобных матерей. Так стоят ли заработанные рубли, доллары, динары жизни невинных младенцев? Какая польза от такой работы, когда теряешь самое дорогое, что у тебя есть!

6. Женщины, устремившись за мнимой свободой, отстранив мужчин от работы, взвалили на себя непосильную ношу. Кризис экономический повлек за собой кризис духовный. Мусульманские семьи, являвшиеся когда-то очагом любви и тепла, разваливаются на глазах. Мораль пала так низко, что скромность и верность, уступили место мерзости и распутству [1, 102].




5. Почему русские женщины принимают Ислам?


По данным источника в СМР РФ, только в городе Москва, за период Январь-Октябрь 2004, порядка 20 тысяч человек приняли Ислам в зданиях мечетей города. Это немного выше прошлогоднего показателя, в 2003 новых мусульман в Москве стало 15 тысяч и 300 человек.

Источник также добавил что порядка 60% принявших Ислам, являются русскими по национальности. Из них около 75% это представительницы женского пола. Это девушки возраста 17-21 года.

Главной причиной принятия такого количества граждан РФ Ислама в Москве, источник называет «акции Исламофобии» и «угнетания» мусульман, через СМИ.

Для этого есть видный пример, это то что любую одетую по мусульмански женщину, люди называют термином «Шахидка».

Многие россияне видят что мусульмане это люди которые постоянно подвергаются различного рода угнетениям, и из-за этого многие пытаются быть с мусульманами в одном ряду.

На вопрос, почему количество мусульман увеличивается путем представительниц женского пола, источник сказал что «Многие девушки приходят в Ислам в поисках внутреннего духовного успокоения. Они ищут Истину и наконец ее находят».

Отмечается что количество мусульман в РФ достигает 23 миллионов человек. Из них порядка 2,5 миллиона проживает в столице, городе Москва.

В последнее время из-за громких терактов, Мусульмане подвергаются актам насилия. Это несмотря на то что, около 40 тысяч мусульман РФ приняли участие в акции «Россия-Нет Терроризму», таким образом выразившие свое отношение к терроризму [6, 4].



Заключение


Подводя итог представленной работе, хотелось бы отметить, что по мусульманскому обычаю женщине следует «завешивать перси покрывалом, показывать наряды только своим мужьям, отцам или свекрам, сыновьям или пасынкам, братьям». Выходить из дома в магазин допустимо только в сопровождении мужа или старших родственниц. Все права в семье принадлежат мужу и в его воле без всяких формальностей объявить развод. В этом случае жена должна будет покинуть дом в той одежде, которая была на ней в момент троекратного произнесения мужем формулы развода, оставив детей в доме супруга. Овдовевшая женщина имеет право вторично выйти замуж только за родственника своего мужа.

Все эти нормы наряду с многоженством определяются в большей или меньшей степени Кораном и личностью самого пророка Мухаммеда. Мухаммед, видимо был первым в арабском мире, кто возвел идею полигамии в ранг религиозной доктрины. Страсть его с возрастом умножать свой гарем только увеличивалась, а стремление разнообразить удовольствия поистине изумительно. Внешняя привлекательность женщины и то удовольствие, которое она приносит, кажутся Мухаммеду единственно существенными, а испытываемое несчетное количество раз наслаждение - божественной необходимостью. Ваши жены - ваше поле, ходите на ваше поле, как хотите. (Коран, суре 2). Даже на том свете, в раю, по понятиям магометан мужчины сохраняют свой пол и, соответственно с этим, возможность наслаждаться без каких-либо ограничений.

В Арабских Эмиратах женщины пользуются большим уважением, занимая ключевое место в семье. Они обладают равным с мужчинами правом на образование.

Список литературы


1.                                Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992.

2.                                Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2001.

3.                                Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.

4.                                Религиоведение / Под ред. И.Р. Камилова. М.: НОРМА-М, 2002.

5.                                Сергеев Э.Д. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6.                                 Яновая С.И. Почему русские женщины принимают Ислам? // Голос России. № 41(256), 2004.