Содержание

 

 

 

 

Введение.. 3

1. Понятие некоммерческой организации.. 4

2. Виды некоммерческих организаций.. 4

3.Управление некоммерческими организациями.. 6

Заключение.. 14

Список литературы... 15

Введение

До последнего времени законодательные акты, как правило, содержали самые общие положения об органах некоммерческих организаций, предоставляя им самим определять разнообразие и порядок формирования органов управления, компетенцию и ответственность, срок действия и процедуры досрочного отзыва. Следует отметить, что с появлением законов «О некоммерческих организациях» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» повысился уровень государственного регулирования вопросов, касающихся формирования органов управления большой группы некоммерческих организаций. Однако, именно в учредительных документах некоммерческой организации, а точнее - в ее Уставе (Положении) - и должны быть подробно определены вопросы создания и деятельности органов управления. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны. Российское законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации некоммерческой организации.

Целью данной работы является рассмотрение управления некоммерческими организациями.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть понятие некоммерческой организации;

-       Перечислить виды некоммерческих организаций;

-       Рассмотреть управление некоммерческими организациями.

1. Понятие некоммерческой организации

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[1]

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и  иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.


2. Виды некоммерческих организаций

Общественные и религиозные организации (объединения) [2]

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. До недавнего времени российское законодательство не определяло четких требований к управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них фактически контролировались собственным персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию заработков.

Фонды

Фонд - некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для  достижения которых оно создано.

Учреждения

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.


3.Управление некоммерческими организациями

Статус органов управления некоммерческой организации определяется двумя группами актов - нормативными и корпоративными:[3]

-               федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и городов федерального значения - Гражданский Кодекс РФ, Закон «Об общественных объединениях», Закон «О свободе вероисповеданий», Закон «Об образовании», Закон «О некоммерческих организациях» и др.;

-               учредительными документами самих некоммерческих организаций.

Это означает, что некоммерческие организации формируют органы управления самостоятельно, но в соответствии с теми требованиями, которые изложены в законодательстве.[4]

Потребительский кооператив. Устав потребительского кооператива должен содержать условия о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Фонды. Устав фонда должен содержать указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке назначения должностных лиц фонда.

По смыслу Закона «Об общественных Объединениях» общее собрание (конференция) общественного объединения является высшим органом управления объединения.

Общественная организация. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

 Общественный фонд. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Общественное учреждение. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Применительно к особенностям организационно-правовых форм некоммерческих организаций Закон устанавливает дифференцированный подход к определению высших органов управления:

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

-               коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

-               общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными и религиозными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).

Закон устанавливает основную функцию высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией Закон относит решение следующих вопросов:[5]

-               изменение устава некоммерческой организации;

-               определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

-               образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

-               утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

-               утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

-               создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

-               участие в других организациях;

-               реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Кроме того, согласно Закону учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение некоторых вопросов предусмотренных Законом для высших органов управления.

Закон устанавливает объем исключительной компетенции высших органов управления, которые не могут быть переданы на разрешение иным органам управления некоммерческой организации.

Установлен кворум для общего собрания членов некоммерческой организации или заседания коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией - на указанном собрании или заседании должно присутствовать более половины его членов.

Как правило, решение указанного здесь общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Однако решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.[6]

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации. Закон предусматривает, что исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.[7] К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

-               изменение устава благотворительной организации;

-               образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

-               утверждение благотворительных программ;

-               утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

-               принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

-               принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета.

Следует отметить проработанность вопросов об органах управления образовательных учреждений в Законе «Об образовании», в котором, в частности, определены следующие положения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Закон обязывает некоммерческие организации вести бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую информацию налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны.

Российское законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации некоммерческой организации.[8]


Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности управления некоммерческими организациями.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

-       Раскрыто понятие некоммерческой организации;

-       Перечислены виды некоммерческих организаций;

-       Рассмотрено управление некоммерческими организациями.

До недавнего времени российское законодательство не определяло четких требований к управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них фактически контролировались собственным персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию заработков. Федеральным Законом "О некоммерческих организациях", принятом в 1995 г. предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган.

Среди этих вопросов можно указать, например, определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

Закон обязывает некоммерческие организации вести бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую информацию налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны.

Список литературы

1.           Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ  (в ред. от 28.12.2002) – Справочная система гарант.

2.           Федеральный закон о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ от 13 июня 1997 г.// Сборник законов Российской Федерации.- М.,1999.

3.           Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2002.

4.           Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарика, 2001.

5.           Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002.

6.           Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. - Томск: ТРТУ, 2000.

7.           Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999.

8.           Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра – М, 2000.

9.           Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Новое знание, 2000.

10.      Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р.З. и др. – М.: Инфра, 2003.

11.      Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2002.

12.      Намханова М.В. Потребительская кооперация в формировании региональной системы межхозяйственной интеграции.//Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: Си-бУПК,1999.

13.      Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000.

14.      О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны :Постановление Президиума Совета Центросоюза РФ от 15 августа 2003 г.// Деловой вестник "Российской кооперации"-2003.-№10.

15.      Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999.

16.      Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998.

17.      Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003.

18.      Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998.

19.      Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2001.

20.      Салий З.П., Зиновьева И.М. Интеграция кооперативного хозяйства: за и против.// Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: СибУПК,1999.

21.      Синецкий Б.Д. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статистика, 1999.

22.      Синецкий Б.Д., Иванов А.Д. Коммерческая деятельность предприятия. – М.: Финансы и статискика, 2003.Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

23.      Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000.

24.      Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000.

25.      Экономика предприятия/ Под ред. Мамедова П.Р. .- М.: Инфра-М., 2003.


 


[1] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.12.2002)от 12 января 1996 года N 7-ФЗ. – Гл. I.

[2] Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 124.

[3] Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.12.2002)от 12 января 1996 года N 7-ФЗ. – Гл. V.

[4] Джеймс Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Джеймс Х. Доннелли. Организации: поведение, структура, процессы. – М.: Инфра – М, 2000. – с. 200.

[5]Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.12.2002)от 12 января 1996 года N 7-ФЗ. – Гл. V.

[6] Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования». Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2002. – с. 178.

[7] Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: ЮНИТИ, 2002. – с. 366.

[8] Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р.З. и др. – М.: Инфра, 2003. – с. 211.